Игры при автоматизации звуков доклад

Обновлено: 05.07.2024

Доклад учителя-логопеда на тему «Игровые методы и приемы на этапе

Неправильный, небрежный лепет,

Неточный выговор речей

По-прежнему сердечный трепет

Произведут в душе моей.

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно

стала прослеживаться тенденция к росту детей с речевыми нарушениями. Эти дети

часто отличаются низкой познавательной активностью. Причина в том, что

большинство воспитанников логопунка соматически ослаблены, у них не

правильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной

нервной системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов,

эмоциональная неустойчивость. У нас на логопункте обучаются дети с общим

недоразвитие речи 1, 2, 3 уровней, дети с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи и с фонетическим дефектом. Практически у всех детей

страдает память, мышление, внимание.

Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый

педагог. И я, не исключение, начиная работать учителем-логопедом я столкнулась

с такой проблемой. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно

удержать внимание ребенка без игровых приемов, а главным этапом при

коррекции звукопроизношения является этап автоматизации.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия

по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных

произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в

том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как

известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах,

словах, фразах. Для автоматизации звука используются приемы отраженного

повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам,

символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку

долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не

говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого

материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых

звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если

приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает

желание посещать кабинет логопеда. Я

часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и

удерживать внимание детей в процессе занятия. Чтобы повысить интерес детей к

логопедическим занятиям были подобраны, модифицированы, игровые методы и

позволило решить сразу несколько задач:

- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления

- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

- повысить познавательную активность и работоспособность детей;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их

подчиняться правилам игры.

Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и

учения. Игра один из видов детской деятельности, который используется

взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с

предметами, способам и средствам общения, поэтому ее считают ведущей

деятельностью дошкольника. В игре ребенок развивается как личность, у него

формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть

успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых

является инсценирование какого-либо сюжета, они способствуют развитию

выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами.

Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного

образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И

если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р

- собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие. При

автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать

предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса

детей я практикую использование:

“Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет

детей в счёте и просит повторить слог несколько раз. Педагог ударяет

палочкой 3 раза и произносит слоги СА-СА-СА – передает палочку ребенку –

он должен также ударить 3 раза по столу и повторить СА-СА-СА;

Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок

ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный

слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-

А затем все 5 “песенок”- слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова

проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки

открываются и закрываются).

Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по

ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая

дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот

третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо,

затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного

произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить

занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приемов

поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и

закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными,

эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

“Рыбалка”(рис.1), в аквариуме находятся рыбки на которых прикреплены

буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку и на данный

звук подбираем слова. Поймав “рыбки” – слова (т.е. рыбку с картинкой), дети

учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком,

но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся

задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и

ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.

Не менее интересна игра “Веселый огород ”(рис.2). На полянке находятся

две корзинки, в которых находятся синие буквы – согласные и красные –

гласные. В двух других находятся овощи и фрукты. Берем любой овощ или

фрукт выкладываем его на полянку, а дети должны выложить это

слово. Можно смешать овощи и фрукты, а дети должны разобрать по

Спустя несколько занятий, детям легко сказать звук правильно, если он самый

первый в слове или хотя бы последний, а вот если он в середине слова – это трудно,

потому что дети с нарушенным фонематическим восприятием не всегда точно

представляют, где же нужный звук находится. Для развития фонематического

восприятия звуков полезна игра со Звукоедом - это герой, (его можно нарисовать

дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно:

гла. а – глаЗа, к. от – кРот, Алёну. ка – АлёнуШка… Это очень трудно, но

Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.

Работая над автоматизацией звука в предложениях, мы играем в эффективную и

полезную игру“Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и,

взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что

предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку,

раздельно, но быть “дружными” (согласованными), в конце предложения нужно

ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка –

сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука,

вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким

образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях,

но и проводится работа по профилактике дисграфии. На этом этапе автоматизации

многофункциональное пособие, которое используется, как сюрпризный момент, так

же у Каркуши есть гнездо с яйцами, в которые можно положить буковки, картинки,

ответы на загадки, задание: например повторить 5 раз слоги СА-СА-СА-СА-СА;

используется для развития мелкой моторики (заплести косички, завязать бантики

разных цветов, ширины, длины, застегиваем молнии, пуговки, кнопочки),

отправляемся на прогулку с Машенькой (девочку называем в зависимости от

автоматизируемого звука Маша, Соня, Рита, Женя, Лена и т.д.) например: ша-

ша-ша – наша Маша хороша, ши-ши-ши нашей Маше напиши и т.д.; «Мишка

моторики, изучения части и целое (у Мишки все отстегивается – голова, ушки,

туловище, лапки), Все они становятся героями игр- путешествий, игр -

драматизаций и т.д. Герои иногда ошибаются – в их предложениях слова не дружат

(Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка), или слова стоят не на

своём месте: Мышка съела кошку. У шубки красивая Маша. Дети помогают героям

поставили слова по порядку. Загадывают им загадки и просят выполнить трудные

задания: закончить предложение, подсказав последнее слово по картинке,

самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом,

собрать разрезанную картинку и придумать предложение, сделать схему

предложения. И вот, наконец, дети

довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает

последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом

этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по

картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для

того чтобы вызвать интерес я использую пересказы и рассказы с

использованием фигурок на фланелеграфе пересказы-драматизации, стихи-

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГБОУ «Азнакаевская школа для детей

Доклад на МО:

Подготовила: Калимуллина Л. Ф.

Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука

Неправильный, небрежный лепет,

Неточный выговор речей

По-прежнему сердечный трепет

Произведут в душе моей.

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. В последние годы в системе школьного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту детей с речевыми нарушениями. Эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Причина в том, что большинство воспитанников логопедического пункта соматически ослаблены, у них неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. У нас на логопедическом пункте обучаются дети с общим недоразвитием речи 1, 2, 3 уровней, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с фонетическим дефектом. Практически у всех детей страдает память, мышление, внимание. Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья – очень распространенное явление, имеющее стойкий характер и затрагивающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:

-развитие моторики речевого аппарата;

-отработка правильного произношения звуков;

-автоматизация и дифференциация звуков до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Дефектологам и логопедам известно, что зачастую самым трудным и длительным является третий этап.

Итак, как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог. И я, не исключение, начиная работать учителем-логопедом я столкнулась с такой проблемой. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов, а главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.

Автоматизировать звук – это значит вести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы, неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации, правильного и неправильного артикуляционного уклада.

Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания, как дошкольников, так и младших школьников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения, поэтому ее считают ведущей деятельностью дошкольников и младших школьников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, они способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для детей - весьма абстрактное понятие. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:

“ Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз. Педагог ударяет палочкой 3 раза и произносит слоги СА-СА-СА – передает палочку ребенку – он должен также ударить 3 раза по столу и повторить СА-СА-СА;

Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог 5 раз:

А затем все 5 “песенок”- слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

- “Рыбалка ” , в аквариуме находятся рыбки на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку и на данный звук подбираем слова. Поймав “рыбки” – слова (т.е. рыбку с картинкой), дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.

Работая над автоматизацией звука в предложениях, мы играем в эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” (согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса.

логопедические занятия и подгрупповую коррекционную работу, проводимую учителем.

Некоторые приёмы логопедической работы с чистоговорками.

1. Скажи тихо - громко.

Цель : учить ребёнка менять силу голоса.

Задача : автоматизировать звук в словах и фразе, развивать силу голоса.

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребёнка повторить её с той же силой голоса.

И вот, наконец, последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую пересказы и рассказы, пересказы-драматизации, стихи-драматизации.

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.

Таким образом, без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только традиционных приемов воспитания и обучения.

Коррекционно – развивающая работа с детьми; Н.В. Серебрякова, издательство КАРО, 2008 год.

Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста; Т.Б.Филипова, Г.В.Чиркина, издательство Айрис пресс, 2007 год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе показана работа над автоматизацией звуков методом игры. В настоящее время всё больше детей, приходящих в школы страдают тем или иным нарушением речи. В своём докладе я отразила лишь некоторые игровые моменты своей работы и это далеко неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания, как дошкольников, так и младших школьников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения, поэтому ее считают ведущей деятельностью дошкольников и младших школьников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Из вышесказанного, видно, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития младших школьников.

Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звука.

Жаданова Татьяна Николаевна – логопед

Кобдинской средней школы

Неправильный, небрежный лепет,

Неточный выговор речей

По-прежнему сердечный трепет

Произведут в душе моей.

В последние годы в системе школьного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту детей с речевыми нарушениями. Эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Причина в том, что большинство воспитанников логопедического пункта соматически ослаблены, у них неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. У нас на логопедическом пункте обучаются дети с общим недоразвитием речи 1, 2, 3 уровней, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с фонетическим дефектом. Практически у всех детей страдает память, мышление, внимание.

Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог. И я, не исключение, начиная работать учителем-логопедом я столкнулась с такой проблемой. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов, а главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации.

Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания, как дошкольников, так и младших школьников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения, поэтому ее считают ведущей деятельностью дошкольников и младших школьников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, они способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:

“Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз. Педагог ударяет палочкой 3 раза и произносит слоги СА-СА-СА – передает палочку ребенку – он должен также ударить 3 раза по столу и повторить СА-СА-СА;

Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок ударяет по очереди каждым пальчиком по столу и проговаривает заданный слог 5 раз:

РО-РО-РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

А затем все 5 “песенок”- слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

“Рыбалка”, в аквариуме находятся рыбки на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку и на данный звук подбираем слова. Поймав “рыбки” – слова (т.е. рыбку с картинкой), дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.

Не менее интересна игра “Веселый огород ”. На полянке находятся две корзинки, в которых находятся синие буквы – согласные и красные – гласные. В двух других находятся овощи и фрукты. Берем любой овощ или фрукт выкладываем его на полянку, а дети должны выложить это слово. Можно смешать овощи и фрукты, а дети должны разобрать по корзинкам.

Работая над автоматизацией звука в предложениях, мы играем в эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” (согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии. И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на интерактивной доске, пересказы-драматизации, стихи-драматизации.

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.

Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей, которая должна быть образцом для детей. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей - залог успеха в этой работе.

Начиная работу с родителями, я объясняю им, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным. Если родители не выполняют данных мной рекомендаций (речевая игра, закрепление поставленного звука), то нарушается целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребенок. При взаимодействии с родителями мы пытаемся объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника логопункта, сформировать у них желание помогать своему ребенку общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) ребёнка.

Из вышесказанного, видно, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития младших школьников.

И хочу закончить словами Е. И. Тихеевой:

Коррекционно – развивающая работа с детьми; Н.В. Серебрякова, издательство КАРО, 2008 год.

Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста; Т.Б.Филипова, Г.В.Чиркина, издательство Айрис пресс, 2007 год.

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.

Работая на протяжении ряда лет с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР), я сталкивалась с тем, что стандартные методы в работе по автоматизации звуков не приносят желаемых результатов.

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

  • Развитие моторики речевого аппарата;
  • Отработка правильного произношения звуков;
  • Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

Автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Мы часто задаем себе вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.

При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, я расписала игровой комплекс по автоматизации звуков именно для них.

Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.
На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и “сломать” старый речевой стереотип бывает очень трудно. Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: “Не хочет заниматься дома!”.

Для автоматизации произношения звуков в свободной речи я рекомендую родителям использовать данный игровой комплекс (Приложение №1).

“Лото-бродилка”

Цель игрового комплекса: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей.

Задачи, решаемые данным комплексом:

  • повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;
  • формирование правильного произнесения звука в слове и в предложении;
  • формирование грамматического строя речи.
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие произвольного внимания, памяти;
  • активизация всех компонентов речевой деятельности;
  • развитие навыка фонематического анализа и синтеза.

3) Воспитательные:

  • воспитание целеустремлённости;
  • воспитание доброжелательности, взаимовыручки;
  • воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.

Ход игры

Вариант №1: “Бродилка”

В игре участвуют 1-2 игрока. Устанавливают порядок хода, между участниками Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Где живет сова?” “Помоги сове добраться до дупла. Передвигайся по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [С], в начале слова, (сапоги, собака, сумка, сом, совок, сундук)”. Игроки передвигаются по очереди проговаривая изображение на картинке, если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.

Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до дупла).

В игре участвуют 1-2 игрока. Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Помоги катеру добраться до причала”. Устанавливают порядок хода между участниками. Игроки по очереди передвигаются по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [Р], в конце слова (сыр, шар, топор, помидор, мухомор, забор) проговаривая изображение на картинке и закрывая его фишкой. Таким образом, получается дорожка и ребенок наглядно видит достижение цели. Если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.

Читайте также: