Отношение студентов к детям доклад

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сотрудничество семьи и училища в развитии личности студента

Чем же обусловлена необходимость объединения воспитательных усилий училища и семьи в формировании личности студента? Это связано с рядом факторов.

Во-первых, именно училище обеспечивает необходимый уровень образования студентов, т.к. училище располагает специально подготовленными кадрами профессиональных педагогов, большинство же родителей не имеют надлежащей психологической и педагогической подготовки, значительную часть своего времени студенты проводят в училище, её влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания.

Во-вторых, безусловно, нельзя отрицать тот факт, что семья влияет на развитие личности студента. Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую, творческую деятельность. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка . Семья вводит ребенка в общество, именно в нем он получает социальное воспитание

Как в семье воспитывают своих детей? Наверное, собственным примером, поведением, отношением… Семьи бывают разные: благополучные и неблагополучные, полные и неполные и т.д.

В своей работе были использованы с группой следующие формы работы: индивидуальные, (групповые, микрогрупповые, массовые), образованные по различным видам деятельности (учебные, трудовые, спортивные, художественные), и по времени проведения (кратковременны, продолжительные, традиционные) – это (конкурсы, викторины, классные часы, творческие вечера, проекты, выставки и другие формы работы).

Особенно удачно у нас группе со студентами и родителями общественно полезные такие коллективные творческие начинания:

1 . Воспитание нравственной культуры:

беседы о культуре поведения в общественных местах, о взаимоотношениях юношей и девушек;

диспуты по вопросам морали и нравственности;

2. Воспитание эстетической культуры:

рассказы, беседы, обсуждения, дискуссии о просмотренных спектаклях, фильмах, прочитанных книгах;

беседы на темы: 13 февраля – День освобождения Каменска, 23 февраля – День Защитника Отечества, 8 Марта – Международный женский день, 9 мая – День победы, культура досуга, 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом .

оформление уголка группы.

заочное путешествие по Москве.

организация выставок рисунков, поделок декоративно-прикладного искусства родителей и детей

совместная экскурсия в Краеведческий музей.

3. Воспитание физической культуры и здорового образа жизни:

4. Воспитание трудолюбия и профориентация:

рассказы о профессии и людях работающих в этой профессии, условиях работы и требованиях к работникам данной профессии;

беседы о выборе жизненного пути;

планируются экскурсии на производство, предприятие, фирму ;

планируются встречи с представителями выбранной профессии.

участие в ярмарке профессий ДК Маяковского

Проблемы в группе есть ( воспитанность, эстетичность, вредные привычки, культура речи + изучение семейного климата) и их необходимо решать путем

наблюдения за поведением и учебой детей;

наблюдением за воспитательной, общественной деятельностью родителей;

индивидуальных бесед с родителями (тема бесед по ситуации);

вовлечения родителей в общественную работу;

проведения (конкурсов, викторин, классных часов, творческих вечеров, проектов, выставок, посещение предприятий и других форм работы).

К сожалению, не всегда приходится наблюдать понимание родителями своей ответственности перед обществом за воспитание детей. Встречаются родители, которые личным примером отрицательно влияют на своих детей. К ним должен быть предъявлен серьезный спрос.

Первым источником сведений о студенте для нас служит его анкета, характеристика из школы и медицинская справка, то есть небольшое личное дело. Знакомясь с группой, классный руководитель тщательно изучает сведения об студентах, условно делить группу на две подгруппы по составу и записывает самые характерные данные каждого из них в педагогический дневник. Результаты анализа приведены в Таблице. В группе 19 чел.


The article deals with the problem of inclusive education of disabled children. It’s revealed the attitude of students, future teachers of primary school for disabled people.

Keywords: Federal State Educational Standard, disabled children, inclusive Education,comprehensive school.

Инклюзивное образование предполагает совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ОВЗ, и лиц, не имеющих таких ограничений [1, с. 27].

Согласно новым ФГОС в начальной школе наряду с нормативными детьми могут обучаться дети с ОВЗ, то есть в настоящее время наше общество более склонно принять инклюзивное образование как одну из форм обучение таких детей и имеет государственную поддержку.

Опираясь на Конституцию РФ, ФГОС, Федеральный закон о защите инвалидов в РФ, Конвенцию о правах ребёнка, выделяют 8 принципов инклюзивного образования предполагающих уважение людьми друг друга.

Разобравшись, что такое инклюзивное образование и каковы его принципы, задаёшься вопросом, готовы ли современные учителя к появлению в их классе детей с ОВЗ, ведь не каждый может взять на себя такую тяжёлую, порой не приносящую никакого результата работу.

С целью выявления отношения будущих учителей начальной школы к детям с ОВЗ нами было проведено анкетирование 25 студентов 2 курса. Результаты представлены в таблице 1.

абс.

Стараются избегать контактов с ними

Как видно из представленных данных, большая часть опрошенных (84 %) хотят помогать детям с ОВЗ, что может проявляться в разных видах деятельности, направленных на поддержание эмоционального и материального состояния детей. 16 % респондентов имеют нейтральное отношение к данной категории детей. Эти студенты имеют знакомых с ОВЗ: 64 %. И нами не было выявлено ни одного студента, который старался бы избегать контактов с ними.

В таблице 2 мы представили данные по личностным качествам людей с ОВЗ, выделенных студентами.

Наличие положительных и отрицательных качества у лиц с ОВЗ по результатам анкетирования студентов

Положительные качества

Отрицательные качества

Упорство в достижении цели

Недоверие к окружающим

Чрезмерное чувство жалости к себе

Завышенные требования от других

Данные таблицы 2 показывают, что среди положительных качеств у людей с ОВЗ студенты выделяют такие качества как доброжелательность — 68 %, упорство в достижении цели — 64 %, терпение — 60 % и 4 % студентов отличают у этих людей наличие силы духа. Из отрицательных качеств чаще всего выступают недоверие к окружающим — 76 % и чрезмерное чувство жалости к себе — 32 %, реже отмечается завистливость — 4 %. Данные параметры могут выходить из личного общения опрошенных с людьми с ОВЗ или из информации, почерпнутой ими из средств массовой информации. Согласно данным опроса 64 % респондентов узнают о проблемах людей с ОВЗ из телевидения и 100 % от преподавателей.

В какой школе лучше всего учиться детям с ОВЗ

Вид образовательного учреждения

абс.

Специальный класс массовой школы

Обучение на дому

Анализ таблицы 3 позволил выявить, что большая часть опрошенных студентов (56 %), считает, что детям с ОВЗ лучше обучаться в специализированных классах массовой школы, что может быть связано с пониманием важности обучения таких детей вместе со здоровыми сверстниками, 40 % респондентов выделили приоритетными специальные школы, считая, что там им будет оказано больше внимания и они смогут чувствовать себя комфортнее, и никто из студентов не выбрал обучение на дому, как лучший способ получения образования для детей с ОВЗ.

Готовы ли Вы работать с ребёнком с ОВЗ

абс.

При этом хотелось бы отметить, что 48 % респондентов испытывают чувство особого уважения к лицам с ОВЗ, посещающим музеи, театры, концерты или занимающиеся самодеятельным творчеством. 88 % студентов считают, что эти люди имеют какие-либо дарования. И 44 % опрошенных отнеслись отрицательно к тому, что человек с ОВЗ может оказаться их родственником, а в случае, если он окажется их коллегой — 64 % относятся к этому положительно.

Стоит отметить, что 96 % студентов, принимающих участие в опросе, знают о наличии в России законов, защищающих права инвалидов; 68 % — считают, что людям с ОВЗ нужны льготы при приёме на работу, а 96 % отмечают важность льгот в транспорте, 84 % указывают на необходимость пособий для их родителей и все респонденты сходятся во мнении, что таким людям должна выплачиваться достойная пенсия по инвалидности.

Но не стоит забывать, что инклюзивное образование должны обеспечивать высококвалифицированные специалисты, а именно: учитель-дефектолог, психолог, инструктор ЛФК, тьютор и другие, в зависимости от имеющегося у ребёнка нарушения. Один учитель начальных классов не справится с этой нелёгкой задачей. Будущих учителей необходимо готовить к работе с детьми с ОВЗ не только теоретически, но и практически, посещая различные учебные заведения, где они смогут получить опыт общения с данной категорией детей и настроить себя на работу с ними.

На наш взгляд, инклюзивное образование перспективная область общественной жизни, а доступность знаний для всех детей вне зависимости от уровня их умственной и физической подготовки один из важнейших принципов обучения на данном этапе развития системы образования.

  1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждения/ Под ред. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011, — 144 с.
  2. Юденкова И.В., Щенникова С.В. Новые возможности обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС второго поколения // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 2. — с. 25-27.
  3. Юденкова И.В., Щенникова С.В. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 8 (36). — 114с.

В связи с внедрением в образовательный процесс новых стандартов ФГОС педагогические работники обязаны большое внимание уделять социализации обучающихся. Социализацию можно рассматривать как процесс приобщения человека к жизни, к существующим или новым для него социальным условиям. Каждый человек приобретает свой социальный опыт в процессе жизнедеятельности. Людей, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь подростков принято называть агентами социализации.

ВложениеРазмер
Доклад 345.85 КБ
Презентация к докладу 398.6 КБ
Тезисы доклада 20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Березниковский политехнический техникум

Социальная адаптация подростков

Автор – Подпалая Н.В.

мастер производственного обучения

1-я квалификационная категория

г. Березники Пермский край

  1. Введение………………………………………………………………5
  2. Учебное заведение – важный этап социализации личности……. 7
  3. Социальная адаптация в коллективе начинается в семье………. 8
  4. Анализ социальной адаптации в группе…………………………. 9
  5. Заключение…………………………………………………………..11
  6. Список литературы………………………………………………….12

Зав. отделением ПКРиС

В связи с внедрением в образовательный процесс новых стандартов ФГОС педагогические работники обязаны большое внимание уделять социализации обучающихся.

Социализацию можно рассматривать как процесс приобщения человека к жизни, к существующим или новым для него социальным условиям.

Социализация – это процесс усвоением индивидуумом норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, в результате, которого происходит освоение человека социального опыта, позволяющее ему демонстрировать через поведение активное ценностно-дифференцированное отношение к фактам и событиям окружающего мира.

Каждый человек приобретает свой социальный опыт в процессе жизнедеятельности. Людей, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь подростков принято называть агентами социализации.

Агентом социализации для студента в образовательном учреждении считаются преподаватели и мастера производственного обучения, которые влияют на развитие у подростка общих и профессиональных компетенций.

Поэтому студенту на начальном этапе обучения необходима психологическая помощь и поддержка в его начинаниях, а так же объяснения социальной значимости профессии, которую они выбрали.

Цель моего доклада: показать последовательность приобщения студента к новым отношениям в профессиональной и общественной деятельности.

  • Проанализировать факторы, которые влияют на социализацию личности студента в образовательном учреждении;
  • Показать влияние семьи на социальную адаптацию студента.

Предпосылками успешной адаптации студента к новым условиям существования служат его готовность к самостоятельной трудовой деятельности, профессиональная компетентность, коммуникабельность, инициативность, конкурентоспособность, креативность и другие качества личности. Подготовка молодёжи к жизни и труду, её определение, устройство в производственной и социально-культурной сфере всегда были и будут особой заботой не только родителей, но и образовательного учреждения, в которое поступил подросток.

В наш век проблемы социализации молодёжи приобретают первоочередной характер. Социально-педагогическая деятельность состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами, направленными на социализацию личности студента, передачи индивиду социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации социального функционирования. В любом своём проявлении социально-педагогическая деятельность была и остаётся общественно необходимым видом деятельности. В зависимости от уровня экономического, политического и духовного развития общества различные социальные группы могут увеличить или уменьшить масштаб, формы и содержание социально-педагогической деятельности, но не могут полностью отказаться от неё. Базисом социально-педагогического мышления и действий является общение человека с человеком, которое всегда носит событийно-диалогический характер. Общение всегда является диалогом личностей, каждая из которых имеет свой внутренний мир и право на принятие собственного решения, свои биологические, духовные, социальные потребности, разные уровни социального положения, сознания, социальной активности. Педагогу необходимо учитывать возможность различных случайностей, неявных желаний и чувств. Результатом социально-педагогической деятельности является формирование определённого уровня социальных качеств, самосознания, самоутверждения, то есть личностного бытия, в соответствии с возможностями человека и окружающей среды. При этом следует подчеркнуть, что результаты социально-педагогической деятельности могут носить:

  • Реакционный характер, когда в результате закрепляется процесс деперсонализации человека, его отчуждения от самого себя и от общества;
  • Консервативный характер, когда её итог ограничивается лишь закреплением господствующих социальных ценностей и форм его поведения.

УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ – ВАЖНЫЙ ЭТАП СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Каждый человек должен стать субъектом своего жизненного пути, поэтому время обучения в образовательном учреждении следует рассматривать как период, который определяет последующую линию жизни.

Выбор учебного заведения – важный момент в социальном и профессиональном самоопределении личности. На социализацию личности в период обучения в образовательном учреждении оказывают влияние различные факторы:

Учебный процесс в СПО имеет существенные отличия от учебного процесса в общеобразовательной школе. Меняется режим учебной деятельности, формы организации обучения. Важным фактором социализации является увеличение доли ответственности самого студента за результат обучения.

Студенческая группа как сфера социализации существенно влияет на развитие и формирование личности. Учебный результат жестко индивидуализирован, поэтому учебная деятельность имеет ограниченные возможности в плане группового сплочения.

В целом деятельность общественных объединений студентов пока характеризуется отсутствием сплочённости в достижении поставленных целей, аморфностью организационных структур, охватом студенческой молодёжи и так далее. Основной формой общественно-полезной деятельности студентов является студенческое самоуправление.

  • Включение в профессионально-трудовую деятельность.

Включение в профессионально-трудовую деятельность достаточно сложный процесс, который требует от личности не только особых знаний, умений и навыков, но и опыта, который получить на этапе студенчества крайне сложно. Десоциализация связана и с инфантильным отношением студентов, к своему профессионально-трудовому будущему: отсутствием чётких жизненных планов, размытым представлением о будущей профессиональной деятельности, умением работать на результат.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ

Внедрение в учебную деятельность новых стандартов образования (далее ФГОС), даёт возможность развивать у студентов как профессиональные, так и общие компетентности. Для мастеров производственного обучения и педагогов ставиться цель – подготовить конкурентоспособных на рынке труда специалистов высокого класса.

Подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. Они ещё не могут пользоваться теми привилегиями, которые есть у взрослых, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве. Поэтому для того, чтобы подросток могут окунуться в мир образования и получения профессиональных навыков специалиста родителям в первую очередь необходимо не отдавать все силы работе, а создать благоприятные качества жизни ребёнка такие как:

  1. Психологическое благополучие в семье.
  2. Обеспеченность материальными благами.
  3. Поддержка традиций и обычаев семьи.
  4. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников.

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В ГРУППЕ

Поэтому важным моментом во время работы с подрастающим поколением в образовательном учреждении имеет социальная оценка семьи. Что в большинстве случаев являются семьи с низким или средним достатком, так же большинство детей воспитывает: один родитель, или ребёнок является опекаемым или сиротой.

Я считаю, что подросток, который выбирает для себя стены учебного заведения, причём в большинстве случае самостоятельно, должен адаптироваться в коллективе студентов. Тогда и выбор профессии, на которую он пошёл неосознанно, не будет на начальном этапе иметь большого значения, так как студент будет стремиться поскорей, встретиться с сокурсниками, и учебная деятельность будет для него более занимательна.

На социальную адаптацию студентов огромное влияние оказывает семья:

Подросток выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако эти роли не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же подростку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае либо формируется противоречивая личность, либо он выбирает, лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом подросток отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремиться сблизиться с тем, кто его ценит.

Процесс социализации никогда не заканчивается и взрослому необходимо помнить, что существуют различие между социализацией подростков и взрослых:

Изменения внешнего поведения

Корректирует базовые ценности ориентации

Приспособление к требованиям различных ролей

Помочь человеку овладеть определёнными навыками

Мотивация их поведения

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Социализация – это процесс усвоения индивидуумом норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, в результате, которого происходит освоение человека социального опыта, позволяющее ему демонстрировать через поведение активное ценностно-дифференцированное отношение к фактам и событиям окружающего мира.

Цель доклада: показать последовательность приобщения студента к новым отношениям в профессиональной и общественной деятельности. Задачи: Проанализировать факторы, которые влияют на социализацию личности студента в образовательном учреждении; Показать влияние семьи на социальную адаптацию студента.

Педагогическое мастерство – это умение владеть своими эмоциями и читать по лицу других об их душевном состоянии. А.С. Макаренко

Учебный процесс. Общение в студенческой группе. Общественно-полезная деятельность. Включение в профессионально- трудовую деятельность.

Благоприятные качества жизни ребёнка Психологическое благополучие в семье. Обеспеченность материальными благами. Поддержка традиций и обычаев семьи. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников.

Социализация взрослого Социализация подростка Изменения внешнего поведения Корректирует базовые ценности ориентации Оценивает нормы Усваивает нормы Приспособление к требованиям различных ролей Подчинение взрослому Помочь человеку овладеть определёнными навыками Мотивация их поведения

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

В связи с внедрением в образовательный процесс новых стандартов ФГОС педагогические работники обязаны большое внимание уделять социализации обучающихся.

Социализацию можно рассматривать как процесс приобщения человека к жизни, к существующим или новым для него социальным условиям.

Каждый человек приобретает свой социальный опыт в процессе жизнедеятельности. Людей, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь подростков принято называть агентами социализации.

Агентом социализации для студента в образовательном учреждении считаются преподаватели и мастера производственного обучения, которые влияют на развитие у подростка общих и профессиональных компетенций.

Поэтому студенту на начальном этапе обучения необходима психологическая помощь и поддержка в его начинаниях, а так же объяснения социальной значимости профессии, которую они выбрали.

Цель моего доклада: показать последовательность приобщения студента к новым отношениям в профессиональной и общественной деятельности.

  • Проанализировать факторы, которые влияют на социализацию личности студента в образовательном учреждении;
  • Показать влияние семьи на социальную адаптацию студента.

Предпосылками успешной адаптации студента к новым условиям существования служат его готовность к самостоятельной трудовой деятельности, профессиональная компетентность, коммуникабельность, инициативность, конкурентоспособность, креативность и другие качества личности. Подготовка молодёжи к жизни и труду, её определение, устройство в производственной и социально-культурной сфере всегда были и будут особой заботой не только родителей, но и образовательного учреждения, в которое поступил подросток.

В наш век проблемы социализации молодёжи приобретают первоочередной характер. Социально-педагогическая деятельность состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами, направленными на социализацию личности студента, передачи индивиду социального опыта человечества, обретение или восстановление социальной ориентации социального функционирования. В любом своём проявлении социально-педагогическая деятельность была и остаётся общественно необходимым видом деятельности.

При этом следует подчеркнуть, что результаты социально-педагогической деятельности могут носить:

  • Реакционный характер, когда в результате закрепляется процесс деперсонализации человека, его отчуждения от самого себя и от общества;
  • Консервативный характер, когда её итог ограничивается лишь закреплением господствующих социальных ценностей и форм его поведения.

Каждый человек должен стать субъектом своего жизненного пути, поэтому время обучения в образовательном учреждении следует рассматривать как период, который определяет последующую линию жизни.

Выбор учебного заведения – важный момент в социальном и профессиональном самоопределении личности. На социализацию личности в период обучения в образовательном учреждении оказывают влияние различные факторы:

Учебный процесс в СПО имеет существенные отличия от учебного процесса в общеобразовательной школе. Меняется режим учебной деятельности, формы организации обучения. Важным фактором социализации является увеличение доли ответственности самого студента за результат обучения.

Студенческая группа как сфера социализации существенно влияет на развитие и формирование личности. Учебный результат жестко индивидуализирован, поэтому учебная деятельность имеет ограниченные возможности в плане группового сплочения.

В целом деятельность общественных объединений студентов пока характеризуется отсутствием сплочённости в достижении поставленных целей, аморфностью организационных структур, охватом студенческой молодёжи и так далее. Основной формой общественно-полезной деятельности студентов является студенческое самоуправление.

  • Включение в профессионально-трудовую деятельность.

Включение в профессионально-трудовую деятельность достаточно сложный процесс, который требует от личности не только особых знаний, умений и навыков, но и опыта, который получить на этапе студенчества крайне сложно. Десоциализация связана и с инфантильным отношением студентов, к своему профессионально-трудовому будущему: отсутствием чётких жизненных планов, размытым представлением о будущей профессиональной деятельности, умением работать на результат.

Подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. Они ещё не могут пользоваться теми привилегиями, которые есть у взрослых, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве. Поэтому для того, чтобы подросток могут окунуться в мир образования и получения профессиональных навыков специалиста родителям в первую очередь необходимо не отдавать все силы работе, а создать благоприятные качества жизни ребёнка такие как:

  1. Психологическое благополучие в семье.
  2. Обеспеченность материальными благами.
  3. Поддержка традиций и обычаев семьи.
  4. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников.

Поэтому важным моментом во время работы с подрастающим поколением в образовательном учреждении имеет социальная оценка семьи. Что в большинстве случаев являются семьи с низким или средним достатком, так же большинство детей воспитывает: один родитель, или ребёнок является опекаемым или сиротой.

Я считаю, что подросток, который выбирает для себя стены учебного заведения, причём в большинстве случае самостоятельно, должен адаптироваться в коллективе студентов. Тогда и выбор профессии, на которую он пошёл неосознанно, не будет на начальном этапе иметь большого значения, так как студент будет стремиться поскорей, встретиться с сокурсниками, и учебная деятельность будет для него более занимательна.

На социальную адаптацию студентов огромное влияние оказывает семья:

Подросток выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако эти роли не должны быть противоречивыми, несовместимыми.

Процесс социализации никогда не заканчивается и взрослому необходимо помнить, что существуют различие между социализацией подростков и взрослых.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2019-2020 учебный год

Автор Кайкеновой М.Ж. преподаватель цикловой комиссии специальных дисциплин-2, классный руководитель группы 17VTZ-2

Председатель ЦК ______ /Касумканова Б.М./

Влияние семьи на становление личности.

Дети и родители: идеалы и реальность

Взаимодействие колледжа и семьи.

Приоритеты воспитательной работы в колледже.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им "созданной человечеством культурой" (А.Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Полноценной личностью ребёнок становится к 18 годам, то есть до этого времени идёт процесс становления – приобретение нового, приближение к нужному состоянию. На протяжении этого времени ключевую роль в становлении личности ребёнка играет семья, хотя бы потому, что детский сад, школа и учебное заведение после – это временно, а семья всегда рядом. Подростковый период – один из этапов становления личности. Что семья заложила в ребёнка к подростковому возрасту? Всё. Фундамент есть: физическое здоровье, модель поведения, нравственные ценности, уровень интеллектуального развития, развитие эмоциональной сферы, критерии самооценки, способ саморегуляции. (управление психическим состоянием), усвоенный образ самого себя.

Реальный опыт, полученный в семье, ребёнок переносит на общественную сторону своей жизни, и корректировать личность при необходимости очень тяжело, особенно при наличии проблем в семейном воспитании

· Основные изменения произошли в замене таких ценностей, как трудолюбие, послушание, уважение на стремление отдохнуть, ставить в центр материальные блага, эгоизм.

· Утратило силу главенство отца в семье, главную роль в воспитании играет мать.

· Неуважение старших, поведение на равных.

· Не задумываются о последствиях своего воспитания. (Раньше не так надо было думать – была традиционная модель семьи).

· Экономический кризис семьи – потеря работы, маленькая зарплата, удорожание содержания ребенка в семье.

· Социальный кризис в семье - как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих родителей. Группа риска.

· Родители сами большую часть времени проводят в Интернете и за телевизором. Пример родителя: социальные сети – это нормально, вместо того, чтобы почитать вместе с ребёнком книгу. Дефицит общения. (технику нужно направлять на саморазвитие ребёнка – мышление, память, будь то игры иди мультфильмы).

· Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей.

· Воспитание в условиях достатка или избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. Ответственность должна быть больше. Нужно формировать разумные потребности, умение управлять своими желаниями, учить отвечать за своё поведение.

· Безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий…);

· Затруднения родителя в воспитании своего ребенка, тяжело справляться.

Все детские трудности, нарушения поведения, сложности в учебе, различные отклонения от нормы в школе – это прямое отражение того, что происходит в семье.

4. Чтобы решать проблемы семья и школа должны взаимодействовать. Это одна из актуальных и сложных проблем в работе учителя. Школа, наряду с семьёй, основной и равноправный субъект социализации личности, то есть её становления. Деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Тут тоже есть проблема. Многие родители, приводя своего ребенка в 1-й класс, думают: “Мы его воспитали до школы, а теперь пусть учит и воспитывает школа. Когда возникают трудности, то школа плохая. Обвиняя всех в бедах своего ребенка, они забывают предъявить обвинение в первую очередь себе. Во взаимодействии со школой круг проблем можно обозначить так:

· отношения с учителями;

· отношения со сверстниками;

· отношения с родителями (редко).

Что должны родители и в этом точно должен помочь учитель.

* Знать возрастные особенности ребёнка. Подростковый период в развитии личности отличается тем, что ребенок не переходит в новую группу, изменяется сама группа. Для ребенка в этом возрасте значение приобретают разные внешкольные занятия, общение с компанией сверстников. Мнение сверстников может быть более авторитетным, чем мнение учителей и родителей. В подростковом возрасте дети часто переживают еще один кризис развития личности – дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов. Донести, что родители должны знать все о своем ребенке: с кем он дружит, куда уходит, чем занимается вне дома. Если ребенок не идет на контакт с родителями, отмалчивается, замыкается в себе, то надо бить тревогу. Сначала нужно попытаться самим выяснить причину такого поведения ребенка, если нужно, подключить классного руководителя, выяснить, не является ли негативное поведение ребенка следствием школьных проблем; постараться выявить причину проблемы и разрешить ее так, чтобы не пострадало детского “Я”. Это не укрепило мысль, что взрослые – черствые, бездушные люди. Каждого родителя сегодня очень обеспокоит то, что его дети могут попасть под влияние наркотиков, алкоголя, не стали на путь совершения правонарушений. Этого не случится в тех семьях, где детей учат быть личностью. Противостоять негативной среде, учат не стесняться сказать “нет” даже своим ровесникам, мнением которых подростки особенно дорожат. Проблема взаимодействия семьи и школы остро стоят с трудными детьми. Они есть в любой школе. О таких детях помнить, что их недолюбили, или вообще никогда не любили, или, что для них страшнее, к ним равнодушны. Они отыгрываются в школе, а у нас нет сил их любить вместо родителей. Но этот ребёнок злым не родился. Его таким сделали.Нельзя перекладывать на детей ответственность за то, в чем они не виноваты. Проблему решает, конечно, школа, но личностью такой ребёнок навряд ли станет. Как выстраивать взаимодействие с родителями?

· Сотрудничать – родители доверяют учителям и дополняют их действия.

· Выявлять и устранять противоречия между учителем и родителями в корректной форме в интересах ребёнка.

· Держать тесную связь встреча, телефон, классное собрание, дневник.

· Доверять – решать конфликт в школе.

Для меня как педагога, очень важно поднять личностную самооценку подростка, веру в свои способности, уверенность в своих жизненных принципах. Ведь не всегда, в своей семье подросток находит поддержку и понимание. Не редко родители, по тем ли иным причинам, просто не считают нужным общение со своими детьми.

Мое педагогическое кредо: единство слова и дела. Сказано - сделано! При этом слово должно быть честным, добрым, уместным, умным, а дело - в руках мастера. Это, на мой взгляд, путь к успеху. Учащиеся будут прислушиваться к вашим словам и верить им, только тогда, когда вы сами будете честны по отношению к себе, учащимся и коллегам. Поэтому стараюсь формировать в их сознании понимание того, что самым главным источником честности является честность перед самим собой: умение себе признаться в своих ошибках, умение себя не обманывать и не оправдывать, а быть честным и честно судить свои поступки и действия. Самокритичность – это движущая сила в саморазвитии.

Особое внимание, я уделяю развитию самоуправления в группе. В этом особую роль играют ребята из актива группы. В наше время необходимо быть мобильным, адекватно реагировать на быстро внедряющиеся инновации во всех областях жизни, а для этого необходимо воспитывать в себе определенные навыки. Есть ребята, которые быстро поняли и приняли такую воспитательную тактику и мои требования. Обычно такие ребята и в дальнейшем становятся успешными. А есть такие, которые только на последенем курсе обучения начинают понимать, чего от них хочет добиться классный руководитель. Самостоятельность - очень важная личностная характеристика, над развитием которой, надо работать в течении всего срока обучения.

Классный руководитель: ________М.Ж.Кайкенова

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. -- М., 1990.

4. Зацепин В.И. и др. Молодая семья. -- Киев, 1991.

5. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Педагогика, 1984.

6. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. -- М., 1980.

9. Мантепчек Зденяк. Родители и дети. -- М., 1992.

10. Баскаков A. M. Культура педагогического общения. – Челябинск: ЧГАКИ, 2012.

11. Дуранов М. Е., Чернецкий Ю. М. Общая педагогика. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.

12. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 2008.

Читайте также: