Проблемы соотношения потребностей и ресурсов в российской экономике доклад

Обновлено: 02.07.2024

Объектом исследования работы является система экономических потребностей и ресурсов, их соотношение. Предметом служит проблема выбора в экономике с учетом таких составляющих рынка, как ограниченность ресурсов и возрастающие потребности. .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .….….………………………………………………………. 3
1 Экономические потребности: понятие, виды, безграничность развития …….5
1.1 Сущность и классификация экономических потребностей . 5
1.2 Безграничность экономических потребностей……………………………….7
2 Ресурсы: теоретические и методологические аспекты…………………………10
2.1 Понятие экономических ресурсов, их виды, значение и ограниченность..10
2.2 Взаимозаменяемость и мобильность экономических ресурсов……………13
2.3 Кривая производственных возможностей……………………………….…..15
3 Проблемы оптимизации соотношения потребностей и ресурсов на
современном этапе в России…………………………………………………………….17
3.1 Оценка ресурсной базы России и её соответствие общественным потребно-стям. 17
3.2 Рекомендации по улучшению использования ресурсов и удовлетворения потребностей общества………………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .……………. ………………………………….. .27
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………………….31

Введение

цель данной курсовой работы - рассмотреть экономическое содержание потребностей и ресурсов в условиях рынка, а также исследовать теоретические и практические основы правильного распределения этих ресурсов для получения максимальной эффективности от их использования на примере РФ. В связи с этим, были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы ресурсов и потребностей, их клас-сификацию и значение;
- дать характеристику ресурсной базы России, и проанализировать, на-сколько она удовлетворяет общественные потребности;
- определить основные рекомендации по использованию имеющихся ре-сурсов с целью получения максимальной выгоды.

Фрагмент работы для ознакомления

Сибирский
372819
109,6
102,1
428089
Дальневосточный
505841
100,7
109,4
114364
Говоря о численности населения, следует отметить, что оно также распределено неравномерно. Большинство людей проживает в Центральном и Приволжском ФО, в то время как в Дальневосточном и Сибирском ФО численность населения крайне мала, а периодически она даже сокращается (табл.2).
В вышеуказанных районах, помимо этого, сосредоточено и экономически активное население. Проблема же заключается в том, что в этих же регионах и самый высокий уровень безработицы, в то время, как в том же в Дальневосточном или Северо-Западном районах она минимальна, а подчас, там даже не хватает рабочей силы (приложение А) [15]
Что же касается такого экономического ресурса, как капитал (в частности, финансы и инвестиции), то здесь, исследуя статистические данные о рас-
Таблица 2 - Численность населения по регионам с 2008 по 2012 гг. [15]
Федеральный округ
Численность населения, тысяч человек
2008
2009
2010
2011
2012
Центральный
38263
38335
38445
38538
38679
Северо-Западный
13612
13604
13626
13660
13717
Южный
13845
13854
13851
13884
13910
Северо-Кавказский
9267
9353
9439
9493
9541
Приволжский
30053
29993
29880
29811
29772
Уральский
12076
12087
12087
12143
12198
Сибирский
19282
19287
19252
19261
19278
Дальневосточный
6339
6320
6285
6266
6252
пределении бюджета, можно сделать вывод, что больше всего инвестиции скапливаются в Центральном и Уральском ФО. Зарубежные же инвесторы, как правило, охотно вкладывают капитал в отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала и окупаемостью - кондитерскую, пивоваренную, табачную, где они уже заняли ведущие позиции. Данные отрасли, как уже было отмечено ранее, развиты преимущественно в центральных районах, следовательно, там и наблюдается чрезмерно высокая концентрация иностранного капитала при недостаточном его поступлении в отдаленные, богатые природными ресурсами и наиболее нуждающиеся в инвестициях северные, восточные и южные регионы. Например, 12 российских регионов, в основном удаленных от центра, - северных, восточных, южных, вообще не получили иностранных инвестиций (приложение Б) [15,16, 17,стр.245].
Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в стране существует явная проблема соотношения потребностей и ресурсов. Так, например, в Приволжском районе проживает самое большое количество людей, однако по уровню ВРП на душу населения он занимает одно из последних мест. То есть, люди, проживающие там, не могут удовлетворить все потребности. Другим же примером можно считать Дальневосточный регион. Он занимает по уровню ВРП на душу населения третье место, однако, это лишь потому, что это слабозаселенный район. В целом же округ практически не развивается, и при сравнении уровня ВРП с другими регионами, видно, что он занимает практически последнее место, хотя и богат природными ресурсами (табл.3) [15].
Таблица 3 - Распределение валового регионального продукта по федеральным округам за 2013 год.[15]
Федеральный округ
ВРП (миллионов рублей)
ВРП на душу населения (рублей)
Центральный
16170448,5
420102,4
Северо-Западный
4710926,6
345301,2
Южный
2745086,5
197948,2
Северо-Кавказский
1064842,8
112491,6
Приволжский
6987511,5
234121,9
Уральский
6270016,8
517533,6
Сибирский
4795595,4
249039,0
Дальневосточный
2520793,5
401695,6
3.2 Рекомендации по улучшению использования ресурсов и удовлетворения потребностей общества
В своих работах экономисты предлагают множество решений по улучшению использования ресурсов. Для этого надо уметь их грамотно распределять в соответствии с потребностями людей. Зачем, к примеру, перевозить лесные ресурсы в Уральский или Северо-Западный федеральные округа, если там и так их достаточно. Также не имеет смысла концентрировать все капитальные (в частности, финансовые) средства в Центральном федеральном округе, поскольку тогда остальной части странные просто не будет хватать средств на развитие, как промышленности, так и сельского хозяйства.
В первую очередь, следует остановиться на решение проблем, связанных с природными ресурсами. Прежде всего, каждому известно, что большинство ресурсов, которыми обладает страна, исчерпаемо. Чтобы хоть как-то сохранить их, следует вкладывать больше денег в наукоемкое производство. Это обеспечит стабильное развитие экономики нашей страны [18, стр.21]. Но развить наукоемкое производство невозможно без стимулирования людей идти в науку. Таким образом, следующим решением проблемы использования природных ресурсов является стимулирование людей идти в науку путем увеличения числа бюджетных мест и заработной платы ученых. К примеру, среднестатистический ученый в нашей стране зарабатывает около 640 долларов в месяц, в то время как точно такой же ученый в США получает 3000 долларов в месяц [19,стр.65]. Ниже, в таблице 4, представлены данные о том, сколько каждая страна вкладывает в развитие науки и инноваций. Как мы видим, большинство стран, которые сейчас экономически развиты, вкладывают в науку достаточно большие деньги. К сожалению, РФ занимает в этом списке лишь 8 место. Это подчеркивает то, что чем больше вкладывается денег в науку, тем более стабильна экономика в стране. Стабильность же экономики отчасти заключается и в способности удовлетворить большее количество потребностей людей. [20, стр. 59].
Таблица 4.Внутренние затраты на исследования и разработки в России и зарубежных странах, 2009 г. [Наука, технологии и инновации России - 2010. Краткий статистический сборник.]
Страна
Всего, млн. долл. США
В % к ВВП
Россия
26332,5
1,24
Великобритания
38707,5
1,77
Германия
76796,9
2,64
Израиль
9921,0
4,86
Китай
121426,5
1,54
Республика Корея
45293,6
3,3
США
398194,0
2,77
Франция
42892,8
2,02
Швеция
12781,2
3,75
Япония
149212,9
3,42

Список литературы

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Читайте также: