Государство право и личность доклад

Обновлено: 04.05.2024

Права человека – одна из вечных проблем человечества, которая неизменно находится в центре внимания философской, политической, правовой, религиозной, эстетической мысли. В современном понимании права человека – это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами. Иногда права человека определяют как меру возможного поведения человека в обществе, т.е. возможность совершать действия, не запрещенные законом.

Права человека принадлежат каждому члену общества и составляет одну из важнейших общечеловеческих ценностей. Государство обязано обеспечить их реализацию.

Важно отметить, что РФ вступила в 1996 году в Совет Европы и подписала ряд европейских конвенций, в том числе Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.(3)

1. Принципы института прав человека

Выделяют следующие пять принципов института прав человека: всеобщности, неотчуждаемости прав человека, непосредственного действия, равноправия, государственной защиты прав и свобод.

Принцип всеобщности предполагает общечеловеческую значимость прав человека; они принадлежат каждому независимо от гражданства, в том числе иностранцам, лицам без гражданства, беженцам, вынужденным переселенцам и иным видам мигрантов.

Принцип неотчуждаемости имеет два аспекта: с одной стороны, государство не может изъять или ограничить без законных оснований права и свободы человека, признаваемые мировым сообществом, а с другой сам человек не может отказаться от использования этих прав.

Принцип непосредственного действия означает, что права человека должны реализовываться независимо от конкретизации их в законодательстве. Органы правосудия и иные органы защиты прав и свобод человека ссылаться непосредственно на конкретную конституционную норму или вступивший в силу международный договор.

Ориентиром для российских органов правосудия в данном отношении служит постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 г. " О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия".

Во всех сомнительных случаях суд вправе приостановить производство по делу в любой стадии и обратиться с запросом о конституционности данного акта в Конституционный суд РФ.

Принцип равноправия имеет в виду равенство всех людей пред законом и судом. Иначе говоря, государство наделяет правами и свободами своих граждан в одинаковой мере и без исключения для кого – либо. Но принцип равноправия означает не только предоставление личности равных возможностей и прав, но и возложение соответствующих обязанностей.

Принцип государственной защиты прав и свобод вытекает из обязанности государства создавать систему защиты прав и свобод человека. Устанавливать специальные юридические процедуры этой защиты. Именно государственная защита института прав человека придает данному институту особую надежность. Вместе с тем и само государство может стать нарушителем прав человека. И здесь серьезной гарантией против подобных нарушений может служить ответственность государственных органов и должностных лиц за издание неправовых актов, а также за действия и бездействие в сфере реализации актов, закрепляющих права и свободы человека. (3)

2. Правовой статус личности

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. Каждая из отраслей права закрепляет совокупность прав, свобод и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д.

Основы правового статуса личности отражают наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека и гражданина в обществе и государстве, принципы взаимоотношений государства и личности. Они включают следующие составные части:

1) Правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, определяющий его взаимоотношения с государством;

2) Юридически закрепленные общие принципы статуса личности, те начала, которые определяют, на каких основах осуществляются права и свободы, закрепленные нормами всех отраслей права;

3) Основные, конституционные права, свободы и обязанности, т.е. те, которые составляют сердцевину правового статуса личности, являются основополагающими для всех других прав, свобод и обязанностей, закрепляемых в нормах различных отраслей права.

3. Понятие гражданства

Понятие гражданства определяется как устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей.

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране.

Государство в законе устанавливает основания, в соответствии с которыми определяется принадлежность к гражданству государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов. Гражданство каждого человека юридически удостоверяется документами. Ими являются паспорт гражданина РФ и иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина; для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке.

Статья 5 Федерального закона о гражданстве РФ определяет, что гражданином РФ являются:

а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего федерального закона (на 1 июля 2002г.);

б) лица, которые приобрели гражданство в соответствии с Федеральным законом о гражданстве.

Принципами гражданства являются:

1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип – один из важнейших и закрепляется в Конституции РФ (ч.1 ст.60);

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения;

3. Проживание гражданина РФ за ее пределами не прекращает его гражданства РФ;

4. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Этот принцип закреплен в ч.3 ст. 6 Конституции РФ. Конституция закрепляет право гражданина РФ изменить гражданство. Однако данное право не является односторонним действием гражданина;

5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству;

6. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, РФ проводит в этом отношении активную политику. Статья 4 Федерального закона о гражданстве устанавливает, что Россия поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Приобретение иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в ч.2 ст.61 Конституции РФ и Федеральном законе о гражданстве (ст.7) гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом.

Гражданство РФ приобретается по следующим основаниям: по рождению; в результате приема в гражданство РФ; в результате восстановления в гражданстве РФ; по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом о гражданстве или международным договором РФ.(1)

4. Основные права, свободы и законные интересы личности

Различают три поколения прав человека в зависимости от времени их провозглашения.

К первому поколению относятся гражданские и политические права, которые призваны оградить человека от незаконных вмешательств со стороны государства и иных субъектов.

Второе поколение составляют социально-экономические права, призванные гарантировать не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь.

Третье поколение образуют так называемые коллективные (солидарные) права, или права народов. Сюда, входят право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на самоопределение, на осуществление власти.

В юридической литературе используется классификация, предложенная отечественным государствоведом Л.Д. Воеводиным. Он подразделил права и свободы человека, а также их обязанности на три группы:

Первую группу прав составляют естественные, неотъемлемые права человека. Их иногда называют личными или гражданскими правами, и они определяют автономность личности, ее свободу от государственной власти.(3)

1.Право на жизнь – основное, фундаментальное право человека. Это право является первичным по отношению к остальным правам, поскольку в случае гибели человека последние утрачивают свое значение. Право на жизнь рассматривается как право человека на свободу от любых незаконных посягательств на его жизнь и как право человека свободно распоряжаться своей жизнью. Право на жизнь, прежде всего, означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Оно предполагает также и возможность обращения человека к государству за защитой в случае любого незаконного или неоправданного в медицинском отношении вмешательства в его организм, которое может нанести вред его здоровью или представлять угрозу для жизни.

2.Право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право закреплено в Конституции РФ и состоит из двух элементов. Первым является свобода личности располагать собой и своим временем по собственному усмотрению. Второй элемент – это неприкосновенность личности. Различают физическую, нравственную и психическую неприкосновенность. Ограничение права на свободу и личную неприкосновенность допускается только в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления.

4.Право определять и указывать свою национальную принадлежность. Данное право является правом личности на свое этническое самоопределение.

5.Право на пользование своим родным языком. В соответствии с ч.1 ст.68 Конституции РФ государственным языком на территории РФ признан русский язык. Однако провозглашение русского языка государственным ни в коей мере не препятствует существованию иных языков в субъектах РФ.

6.Право на свободу передвижения и выбор мест пребывания и жительства. Местом жительства человека признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом пребывания – место, где он находится временно.

7.Право на свободу совести. В широком смысле право на свободу совести понимается как право человека думать и поступать в соответствии со своими убеждениями; в узком – как свобода исповедовать выбранную им религию или не исповедовать никакой.(2)

Вторую группу прав образуют политические права, которые предназначены для непосредственного участия граждан данного государства в управлении обществом, способствуют развитию политической активности личности, гарантируют равный доступ к государственной службе.(3)

1.Свобода мысли и слова, т.е. возможность беспрепятственно выражать свои идеи, мнения, убеждения по различным вопросам другим людям как индивидуально, так и в СМИ.

2.Свобода информации заключается в праве каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами. Установлено ограничение на действия с информацией, составляющих государственную тайну и ограничивается авторским правом.

3.Право на создание общественных объединений.

4. Право на проведение публичных мероприятий. Видами публичных мероприятий являются: собрание, митинг, демонстрация, уличное шествие, пикетирование. Цель проведения публичного мероприятия не должна противоречить Конституции и законодательству РФ. Проведение публичного мероприятия может быть запрещено, если не было подано заявление о его проведении; был нарушен порядок проведения; возникла опасность для жизни и здоровья граждан; был нарушен общественный порядок.

5.Право на обращение. Действующим законодательством предусмотрены следующие виды обращений: предложение, заявление, ходатайство, жалоба. Обращение может быть личным и коллективным, но обязательно должно содержать индивидуальные подписи направивших его граждан.(2)

Третья группа (социально – экономические) прав обеспечивает материальные и духовные потребности личности.(3)

1.Право на предпринимательство.

2.Право на частную собственность. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен имущества иначе, чем по решению суда.

3.Право на землю. Это означает, что любой гражданин или какое – либо объединение граждан без каких – либо предварительных условий в порядке, установленном законодательством, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на праве частной собственности земельным участком.

4.Право на свободный труд означает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Также включает запрет на использование принудительного труда.

5.Право на свободный отдых. Данное право закрепляется в ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, согласно которой гражданину, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

6. Право на социальное обеспечение. Сущность данного права состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенных способности или возможности трудиться и получать доходы от трудовой деятельности, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.

7.Право на охрану и помощь семье. Государственная поддержка семьи носит комплексный социально- экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке.

8. Право на жилище. Статья 40 Конституции РФ определяет право на жилище как гарантированную возможность гражданина быть обеспеченным постоянным жилищем, включая юридическую возможность стабильного пользования жилым помещением, его неприкосновенность, недопустимость произвольного лишения жилища, а также возможность улучшить жилищные условия.

9.Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

10.Право на благоприятную окружающую среду.

11.Право на образование.

5. Обязанности личности и гражданина

Каждое государство в своем законодательстве закрепляет подробный перечень обязанностей тех, кто проживает на его территории. В Конституции РФ также содержится такой перечень, при этом часть обязанностей распространяется на любого человека, находящегося на территории России, а часть – только на российских граждан.

Конституция РФ распространяет на всех обязанности: соблюдать Конституцию РФ и ее законы (ч.2 ст.15); не нарушать права и свободы других граждан (ч.3 ст.17); платить законно установленные налоги и сборы (ст.57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст.58); заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44); родительские (ч.2 ст.38) и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст.38).

К юридическим обязанностям непосредственно примыкает право государства устанавливать определенные ограничения в пользовании правами и свободами. Такого рода ограничения предусмотрены Всеобщей декларацией прав человека (1948), где указывается, что они могут быть установлены законом " с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых норм морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе". В полном соответствии с международными документами сформулирована ч.3 ст. 55 Конституции РФ: " Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Исключительным обстоятельством считается объявление чрезвычайного положения. При этом обязательно указание сроков ограничения прав и свобод личности. В то же время даже при чрезвычайной ситуации не подлежат ограничению такие права и свободы человека, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность частной жизни, на свободу совести, на жилище и др. Полный перечень этих прав содержится в Конституции РФ.(3)

6. Механизмы защиты прав человека

Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека.

К внутригосударственным способам и средствам относятся:

1.Судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48);

2.Институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения и действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

3.Конституционный суд РФ. В него можно обратиться за защитой конституционных прав и свобод. Правом на подачу жалобы обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела. Конституционный суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело.

Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН и в рамках Совета Европы, СНГ и др.

В рамках ООН действует Комиссия по правам человека. В составе ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. Учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека.

Решения международных органов не носят обязательного характера для государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества.

Из региональных международных органов наиболее эффективно работает Европейский суд по правам человека. Жалобы на действия частных лиц не принимаются. Решение Европейского суда является обязательным для государств – участников Конвенции 1950г.

Таким образом, главным средством защиты прав человека служат национальные суды и другие органы государства, которые обязаны защищать не только конституционные права и свободы, но и права, предусмотренные международными договорами, иными документами, подписанными и ратифицированными государством – участником.(3)

список использованной литературы

1. Козлова Е.И., кутафин о.е. Конституционное право России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – м.: юристъ, 2005.-346с.

2. куликов в.и., румынина в.в. конституционное право Российской Федерации: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – м.: мастерство: высшая школа, 200.-184с.

3. морозова л.а. теория государства и права: учебник – м.: изд-во эксмо, 2005. -448с.

Государство - организация публичной, политической, суверенной власти, распространяющая свои веления на население на закрепленной за ним территории, использующая право, взимающая налоги и имеющая аппарат принуждения.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных, неперсонифицированных норм, установленных и охранаяемых государством и направленных на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Личность - это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. (В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит - рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.) В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

Проблема соотношения государства, права и личности в той или иной степени присутствует в трудах мыслителей всех поколений. Исходя из своих убеждений и научных взглядов, либералы, демократы, анархисты с различных точек зрения и с учетом конкретных исторических ситуаций определяют хар-р соотношения между этими важнейшими социальными институтами.

В системе ценностей демократического общества на первом месте должна стоять личность. Личность с точки зрения психологии и философии - это субъект общественных отношений, обладающий определенным уровнем психического развития.

Следовательно, не каждого человека можно считать личностью. Понятие "личности" является более узким по сравнению с понятием "человек".

Проблема личности обширна и многогранна, имеет разные аспекты. Важнейший из них - юридический. Он тесно связан с политическим, идеологическим, нравственным, гуманистическим и иными аспектами, прямо затрагивающими интересы людей, государства, общества.

В правовой системе государства личность занимает центральное место и выступает во многих качествах: гражданина; субъекта права и правоотношений; носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, право- и дееспособности, социального и правового статуса.

К личности обращены юридические предписания. От нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления, фокусируются разнообразные правовые связи и процессы.

Правовое понятие личности сводится к тому, что она МБ субъектом правоотношений, реализуя в полной мере гарантированные государством права и свободы, а также выполняя определенные обязанности. Правовое положение личности может быть формальным (продекларированным только в документах, даже обладающих высшей юридической силой) и реальным.

В наши дни реальность правового статуса человека в России рассматривается как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действий власти.

Правовые предписания, основывающиеся на понятии гуманизма, обеспечивают нравственную основу законности.

Общеизвестно, что страны с различным уровнем экономического развития или различными историческими традициями и культурным наследием имеют собственные представления о правах человека и, что естественно, по-разному реализуют их на практике. Большой проблемой для мирового сообщества является разработка универсальных норм и концепций в вопросах обеспечения прав и свобод человека.

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

тоталитарная (государство выше права и им не связано);

либеральная (право выше государства);

прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

Единство выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец, в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т. д. Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению одного автора, государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы.

Различия вытекают уже из определений этих понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-раз- ному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

Влияние права на государство

Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

· во внутренней организации государства;

· в его деятельности.

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юр. предпосылки для эффективной работы всех звеньев гос. машины.

Взаимосвязь государства и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий "человек", личность", "гражданин".

Человек - родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность - индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек и гражданин.

Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права.

Основой правового статуса личности -является ее конституционный статус, где права, свободы и обяз-ти в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

В каждой отрасли права существуют свои особенные им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию "отраслевой правовой статус личности".

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.

В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве.

-В обществах, где господствуют тоталитарные принципы правовой статус личности устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.

-В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности, правовой статус формируется исходя из принципа "разрешено все, кроме того, что запрещено". Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределены. Единственный ограничитель - граница запретов.

Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как:

1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранца;

3) правовой статус лица без гражданства.

Гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.

Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации.

Выделяют общие и специальные гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям относят: экономические ( материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами); политические ( установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством); идеологические (поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности).

К юридическим гарантиям относят: совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право.

129)Правовой статус личности:

Правовой статус личности - выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. Правовой статус личности находится во взаимодействии с фактическим положением людей, в их взаимоотношениях с государством и обществом.

Правовой статус личности - признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса личности.

структура правового статуса:

— права и обязанности;

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.

Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции.

Специальный статус - фиксирует особенности положения определенных категорий граждан, обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус -отражает конкретику отдельного лица и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Понятие правовой статус имеет собирательный характер, т.к. вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; дает возможность проводить сравнение статусов и открывает пути дальнейшего их совершенствования.

1. Закреплена сфера и характер прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Принцип не отчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их ему от рождения.

Государство и личность – понятия, которые неразрывно связаны. Само понятие государство предполагает наличие некой общности людей. Общность людей, в свою очередь, есть не что иное, как совокупность личностей. Таким образом, государство и личность – взаимообуславливающие друг друга явления.

Соотношение личности и государства

Отношения личности и государства выстраиваются посредством сохранения баланса между возможностью личности беспрепятственно развиваться и удовлетворять свои потребности и законные интересы и признанием, поддержкой личностью государства.

  • индивидуалистический (личностный). Суть данного подхода состоит в том, что личность является самой целью, государство выступает средством достижения этой цели. Иными словами, личность изначально, с рождения наделена рядом прав и владеет ими независимо от государства. Государству необходимо создать такие условия, которые позволили бы личности эти права реализовать; при этом права личности не должны быть ущемлены. Объем прав может быть изменен и расширен, однако фундаментальные, основные права остаются неизменными;
  • государственный (этатический, юридико-позитивистский). Данный подход базируется на том, что права даны человеку государством и обществом. Государство в данном случае выступает в качестве источника и гаранта прав человека, благодаря которому последние получают свое законное закрепление. При этом права личности могут быть изменены в зависимости от государственных целей и возможностей.

Отношения государства и личности выражаются во взаимном воздействии, во взаимных правах и обязанностях. Зачастую человек не замечает эту связь. Тем не менее, государство принимает активное участие в жизни личности с момента его рождения – вносится запись в книгу актов гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о рождении, и до смерти (справка о смерти).

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Институт гражданства

Наиболее ярко отношения государства и личности проявляются в такой категории как гражданство. Институт гражданства наглядно демонстрирует существование или отсутствие связи лица с данным государством, законодательно определяя при этом, какое лицо является гражданином, какое – иностранцем, лицом без гражданства, апатридом, бипатридом и т.д.

Статус гражданина предоставляет лицу более широкий спектр прав перед лицами, которые этого статуса не имеют, но и порождает большие обязанности перед государством. Однако, все люди – независимо от гражданского статуса личности – имеют право на защиту жизни, свободы, своего имущества государством, на территории которого они находятся, и, в свою очередь, обязаны знать и соблюдать законы страны проживания.

Права личности

Права личности, о которых неоднократно упоминалось выше, принято делить на четыре категории:

  • права, выражающие равноправие личностей (как правило, это естественные права человека, право на жизнь, безопасность и пр.);
  • социально-экономические (право на труд, образование, охрану здоровья и т.д.);
  • политические (право на свободу слова, объединений, собраний и др.);
  • личные (право на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и т.д.).

Все эти права так или иначе закреплены в Конституциях всех стран мира. Это в свою очередь обязывает государство предоставить личности гарантии защиты жизни, свободы, достоинства, т.е. гарантировать реализацию ею своих прав. В противном случае, лицо может обратиться с исковым заявлением против государства в суд за защитой своих прав и интересов.

Однако, личность имеет только права, но и обязанности по отношению к государству. В самом общем виде обязанности личности сформулированы как конституционные требования исполнять Конституцию, законы и иные нормативные акты государства, соблюдать принятые нормы международного права и общественные нормы страны пребывания. Человек обязан уплачивать налоги, проходить срочную или альтернативную службу в армии, защищать конституционный строй и свободный демократический порядок и т.д.

Государство, в свою очередь, также имеет права и обязанности по отношению к личности. Государство вправе требовать от индивидов соответствующего нормам права поведения, в противном случае государство вправе применить санкции.

Уплата налогов, соблюдение общественного порядка, забота о сохранении культурного и исторического наследия страны, забота об окружающей среде и природе и пр. – все это относится к правам государства по отношению к личности. За нарушение этих прав государство применяет меры взыскания, санкции.

В тоже время, государство выполняет определенные обязанности по отношению к личности. Государство обязано защищать человека и гражданина, создать безопасную среду для его развития; предоставить различные социальные услуги (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, гарантии труда и отдыха); должно принимать меры по улучшению условий жизни индивидов.

Вывод

Таким образом, характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль.

Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Читайте также: