Этнопсихология и этнопедагогика доклад
Обновлено: 04.05.2024
Как известно, этнопсихология и этнопедагогика – науки друг с другом прямо соприкасающиеся. Если первая из них изучает психические особенности разных народов, то вторая анализирует различные воспитательные традиции у этносов, которые живут на нашей планете.
Этнопсихология и этнопедагогика – это науки о жизненном опыте народа, о экологических нормах и правилах поведения подрастающего поколения в природно-социальной среде.
Этнос – общность людей, которое имеет общий язык, происхождение и место проживания. У каждого человека есть свои обычаи, традиции, обряды, а также духовные и культурные ценности, которые передаются из поколения в поколение.
Читая русскую литературу, мы понимаем, что значит добро и зло, любовь к семье, Родине, верность, справедливость, трудолюбие и т.д. Знания о воспитании, описываемые в книгах, являются ценным инструментом передачи картины мира подрастающему поколению.
Этнопсихологические и этнопедагогические знания ценились всеми народами во все века. Они привлекали к себе много людей, которым было важно правильно воспитать своих детей. Соблюдение всех этих норм показывает, насколько культурно развит человек. В современном мире это очень важно.
У образованного человека всегда есть культурные ценности, которых он придерживается. Содержанием такой воспитательной культуры являются праздники, традиции, обряды, обычаи, которые следует развивать в школьной жизни ребенка.
Этнопсихологические и этнопедагогические знания до сих пор остаются основой воспитания в народной педагогики. Но правильным считается только то, если воспитание не противоречит законам природы, тогда происходит достижение саморазвития и духовной гармонии человека. Именно опыт, знания, обряды, традиции и т.д. воспитывают в людях личность и их отношение к окружающему миру и среде.
Необходимо дать подрастающему поколению как можно больше положительной информации и сведений о том, что надо продолжать и развивать культурное наследие нашей страны. Мы должны гордиться нашими предками, нашей историей и нашей природой!
ГОСТ
Этнопедагогика - это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, а также о морально-этических и эстетических воззрениях конкретного этноса.
Становление этнопедагогики как науки
Этнопедагогика как самостоятельная наука берет свое начало в начале ХХ века. Большой вклад в ее развитие внес Г.Н. Волков, который проводил исследования в области народной педагогической культуры и ее влияния на процесс воспитания и развития подрастающего поколения.
Именно с именем Г.Н. Волкова связывают возникновение и развитие этнопедагогики в России. По определение Волкова:
Этнопедагогика – это наука, занимающаяся изучением опыта разнообразных этнических групп в сфере воспитания и обучения детей, становлении моральных и эстетических ценностей, на основании воззрений нации, народности, племени, рода и семьи.
Таким образом, по мнению Волкова, этнопедагогика понимается как теория и история народного воспитания (обыденное, естественное, неформальное, нешкольное и традиционное).
Этнопедагогика объясняет народную педагогику, посредством сбора воспитательного опыта этнических групп, а также осуществляет адаптацию их применения в современных условиях воспитательной практики.
Помимо Волкова вопросами этнопедагогики занимались и иные исследователи в сфере педагогических наук. Однако все их исследования и учения имели под собой основу этнопедагогики Волкова.
Так, по определению К. Пирлиева, этнопедагогика является именной той отраслью педагогики, которая занимается не только исследованием самобытности воспитания разных этносов, но и создает на их основании актуальную педагогическую культуру.
В определении Э.А. Саракуева и В.Г. Крысько, этнопедагогика направлена на осуществление анализа влияния на процесс воспитания этнической психологии и национальных общностей. Именно этнопедагогика исследует учет закономерностей организации и реализации педагогического процесса с учетом национальной принадлежности.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, в целом этнопедагогика направлена на изучение своеобразия целей, задач, содержания, методов, приемов, средств и условий воспитания, обучения и развития детей различных народов.
Областью исследования этнопедагогики является не только изучение национальных особенностей процесса воспитания, но самого народа.
Ребенок, в рамках этнопедагогики может выступать и как объект, и как субъект воспитания.
В целом же этнопедагогика осуществляет синтез семейного воспитания, опыта народного процесса воспитания и религиозного воспитания. А также анализирует данный опыт посредством современного методологического аппарата педагогики.
Основные направления современных исследований в этнопедагогике
Этнопедагогика представляет народный и этнический опыт, который может быть использован в рамках современной практической педагогики. Именно поэтому этнопедагогика не стоит на месте, а постоянно развивается. В первую очередь развивается ее методологический аппарат. Основными направлениями исследования в этнопедагогике является ряд следующих критериев:
- Определение этнической принадлежности.
- Содержание проводимых этнопедагогических исследования.
В соответствии с первым критерием выделяют направления по исследованию конкретных народностей, особенностей воспитания и развития детей у них, исследуют накопленный этнический опыт, включающий в себя сказки, потешки, прибаутки, песни, пословиц, поговорки, традиции, приметы и т.д.
В соответствии со вторым критерием, ряд автором выделили следующие направления в этнопедагогических исследованиях:
- Нравственное и этическое воспитание, основанные на народных традициях (А.Ф. Головин, Э.М. Агафонов и ряд других).
- Формирование межнациональной культуры общения и межнациональных взаимоотношений (М.Г. Алирзаев).
- Этнопсихологические аспекты воспитания, основанные на межличностных взаимоотношениях внутри конкретного этноса (И.Н. Афанасьев).
- Воспитательный потенциал трудовой подготовки (А.Ф. Головин).
- Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения средствами этнопедагогики (Ш.И. Джанзакова).
- Использование потенциала этнопедагогики с целью подготовки к предстоящей семейной жизни (С.М. Иванов, Ф.В. Каскулова).
- Специфика поликультурного воспитания и образования в многонациональных регионах (О.В. Аракелян).
- Особенности подготовки будущих педагогов, с использованием возможностей народной педагогики (В.А. Николаев, Э.Р. Хакимов).
- Анализ взаимосвязи народной и религиозной педагогики (М.С. Нурмакова).
- Педагогические условия успешного воспитания гуманных и толерантных взаимоотношений в многонациональных образовательных учреждениях (С.Ю. Сенатор).
Ведущие идеи современной этнопедагогики
Основной идеей этнопедагогики является достижение гармонии в природном, духовно и социальном развитии ребенка.
Становление идей этнопедагогики осуществлялось с упором на отношении ребенка у миру, а не модели подчинения и господства, на равенстве всех народов и людей между собой.
Современная этнопедагогика занимается анализом народного опыта в воспитании, обучении и развитии детей, выделением среди всего многообразия тех методов, средств и приемов, которые могут быть адаптированы под современные условия и успешно в них внедрены.
С одной стороны, такой подход систематизирует народный педагогический опыт, а, с другой, все же лишает его характерного колорита, для которого свойственен иной взгляд на всю систему воспитания.
Для традиционного подхода в народном воспитании более характерен интуитивный выбор воспитательных воздействий, чем рационально просчитанный. Однако с теоретической точки зрения будет полезно проанализировать педагогический опыт с учетом современных требований педагогической науки и перспектив его использования в сфере социальной педагогики.
Этнопедагогика и этнопсихология
Модуль 1. Цели, задачи и идеи курса. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как научной дисциплины.
Объект, предмет, цели и задачи этнической психологии и этнопедагогики. Связь с другими науками. Связь этнопсихологии и этнопедагогики и их специфика. Место этнопсихологии и этнопедагогики в системе наук изучающих этнические общности.
Этнологическая этнопсихология (культурная антропология) и психологическая этнопсихология (кросс-культурная).
Методологические принципы этнопсихологии: детерминизм, единства сознания и деятельности, личностного подхода.
1. Общее, единичное и особенное: национально-психологические особенности людей – одно из проявлений особенного. Они присутствуют у определенной группы людей, называемой этнос.
2. Необходимо рассматривать национально-психологические особенности как реально существующие закономерности функционирования определенного вида социальной группы (социальная психология), проявляющаяся и преломляющаяся через конкретные личности – элементы данной группы (индивидуальная психология).
3. Этнопсихология выступает как междисциплинарная область знаний, опирающая на этнологию, психологию, социологию, лингвистику, экологию, религиоведение, биологию, историю, антропологию. Этнопсихология — это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии, этнографии, этнологии, которые также изучают национальные культурно-психологические особенности этнических групп.
4. Этнопсихология тесно связана с этнопедагогикой, но их нельзя отождествлять.
5. Этнология— наука об этносах. Этнология исследует: классификации народов мира, их языков, хозяйственно-культурные типы. Этнология вбирает в себя все отрасли знаний заинтересованные в изучении этносов: антропологию, историю, этнопсихологию, этнографию, этнопедагогику и др.
6. Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического типа человека. Основные разделы антропологии: антропогенез, морфология человека, соматология, этническая антропология (расоведение). Антропология может включать еще социальную антропологию и культурную антропологию.
7. История — наука, изучающая прошлое человеческого общества в его конкретных событиях и интерпретирующая их через систему современных взглядов и теорий; наука об историческом развитии народов — этносов, которые образуют государства.
10. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в сферах: воспитания и образования молодого поколения, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, контроля и коррекции поведения, его мотивов внутри этноса, межэтнических оценок и поведения, отношения к природе. Данная наука объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и изучает опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.
16. Универсалисткий подход должен сочетаться с культурно-специфическим подходом, этнологи и психологи совместными усилиями должны стремиться выявить различие и общее в культуре и психологии разных этнических групп.
17. Методологическими принципами этнопсихологии выступают следующие принципы: принцип детерминизма — причинная обусловленность этнопсихологических явлений социальными, историческими, культурными и прочими факторами; психологический принцип единства сознания и деятельности: этнопсихологические особенности зависят от закономерностей тех видов деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности. С другой стороны, национальное самосознание влияет на формы и результаты деятельности народа в целом; принцип личностного подхода: носителем этнопсихологических особенностей всегда выступает конкретная личность, которая имеет и личностно- и национально-особенные свойства.
18. Этнопсихология — это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей. Национально-психологические особенности людей — это реально существующие, функционирующие и осознаваемые явления общественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей.
19. Предмет исследования этнопсихологии — систематические связи между психологическими и культурными переменными этносов, национально-психологические особенности людей.
20. Объект этнопсихологии – этносы, (с древнегреческого переводится как народ, национальная общность) как исторически сложившиеся на определенной территории устойчивые совокупности людей, обладающие общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании.
21. Задачи этнопсихологии:
· обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей;
· изучение специфики мотивационной сферы национальной психики;
· исследование национальных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности;
· анализ закономерностей протекания национальных чувств, национальных установок, волевых процессов у представителей конкретного народа;
· исследование своеобразия коммуникативной сферы и норм общения народа;
· сравнительное кросскультурное изучение национально-психологических особенностей различных народов с целью выявления закономерностей функционирования национальной психологии;
· выявление отличительных национальных черт психологии;
· обоснование учета национально-психологических особенностей в целях повышения эффективности политической, воспитательной, просветительской, социальной, культурно-массовой и трудовой деятельности;
· изучение и совершенствование межкультурного и межнационального взаимодействия разных стран и народов.
22. Этнопсихология должна развиваться во взаимодействии с педагогической наукой. Воспитательная работа среди представителей разных народов имеет свою специфику, которую нельзя игнорировать. Национально-психологические особенности воспитанников должен учитывать педагог. Зная национальную психологию, он может находить весомые аргументы в деле повышения качества воспитательной работы. Этнопсихология помогает педагогической науке исследовать; национальную специфику восприятия воспитательных воздействий представителями конкретных национальных общностей; своеобразие содержания воспитательных мероприятий с учетом исторического опыта различных народностей; особенности адаптации людей той или иной национальности к воспитательным мероприятиям; эмоционально-экспрессивную сферу проявления национальной психологии у представителей конкретных этнических общностей в процессе восприятия воспитательных воздействии; своеобразие проявления конфликтных отношений в ходе воспитательного воздействия у различных народов; конкретные формы и способы коммуникативного воздействия, сложившиеся в ходе исторического и культурного развития тех или иных общностей в нашем государстве; результативность воспитательной работы в национальных регионах государства в зависимости от применяемых методов психологического воздействия на людей той или иной национальности, формирование культуры межличностных отношений в процессе общения представителей различных этносов и наций.
1. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учеб. для ВУЗов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 367 с.
2. Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с.
ГОСТ
Этнопедагогика - это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, а также о морально-этических и эстетических воззрениях конкретного этноса.
Становление этнопедагогики как науки
Этнопедагогика как самостоятельная наука берет свое начало в начале ХХ века. Большой вклад в ее развитие внес Г.Н. Волков, который проводил исследования в области народной педагогической культуры и ее влияния на процесс воспитания и развития подрастающего поколения.
Именно с именем Г.Н. Волкова связывают возникновение и развитие этнопедагогики в России. По определение Волкова:
Этнопедагогика – это наука, занимающаяся изучением опыта разнообразных этнических групп в сфере воспитания и обучения детей, становлении моральных и эстетических ценностей, на основании воззрений нации, народности, племени, рода и семьи.
Таким образом, по мнению Волкова, этнопедагогика понимается как теория и история народного воспитания (обыденное, естественное, неформальное, нешкольное и традиционное).
Этнопедагогика объясняет народную педагогику, посредством сбора воспитательного опыта этнических групп, а также осуществляет адаптацию их применения в современных условиях воспитательной практики.
Помимо Волкова вопросами этнопедагогики занимались и иные исследователи в сфере педагогических наук. Однако все их исследования и учения имели под собой основу этнопедагогики Волкова.
Так, по определению К. Пирлиева, этнопедагогика является именной той отраслью педагогики, которая занимается не только исследованием самобытности воспитания разных этносов, но и создает на их основании актуальную педагогическую культуру.
В определении Э.А. Саракуева и В.Г. Крысько, этнопедагогика направлена на осуществление анализа влияния на процесс воспитания этнической психологии и национальных общностей. Именно этнопедагогика исследует учет закономерностей организации и реализации педагогического процесса с учетом национальной принадлежности.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, в целом этнопедагогика направлена на изучение своеобразия целей, задач, содержания, методов, приемов, средств и условий воспитания, обучения и развития детей различных народов.
Областью исследования этнопедагогики является не только изучение национальных особенностей процесса воспитания, но самого народа.
Ребенок, в рамках этнопедагогики может выступать и как объект, и как субъект воспитания.
В целом же этнопедагогика осуществляет синтез семейного воспитания, опыта народного процесса воспитания и религиозного воспитания. А также анализирует данный опыт посредством современного методологического аппарата педагогики.
Основные направления современных исследований в этнопедагогике
Этнопедагогика представляет народный и этнический опыт, который может быть использован в рамках современной практической педагогики. Именно поэтому этнопедагогика не стоит на месте, а постоянно развивается. В первую очередь развивается ее методологический аппарат. Основными направлениями исследования в этнопедагогике является ряд следующих критериев:
- Определение этнической принадлежности.
- Содержание проводимых этнопедагогических исследования.
В соответствии с первым критерием выделяют направления по исследованию конкретных народностей, особенностей воспитания и развития детей у них, исследуют накопленный этнический опыт, включающий в себя сказки, потешки, прибаутки, песни, пословиц, поговорки, традиции, приметы и т.д.
В соответствии со вторым критерием, ряд автором выделили следующие направления в этнопедагогических исследованиях:
- Нравственное и этическое воспитание, основанные на народных традициях (А.Ф. Головин, Э.М. Агафонов и ряд других).
- Формирование межнациональной культуры общения и межнациональных взаимоотношений (М.Г. Алирзаев).
- Этнопсихологические аспекты воспитания, основанные на межличностных взаимоотношениях внутри конкретного этноса (И.Н. Афанасьев).
- Воспитательный потенциал трудовой подготовки (А.Ф. Головин).
- Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения средствами этнопедагогики (Ш.И. Джанзакова).
- Использование потенциала этнопедагогики с целью подготовки к предстоящей семейной жизни (С.М. Иванов, Ф.В. Каскулова).
- Специфика поликультурного воспитания и образования в многонациональных регионах (О.В. Аракелян).
- Особенности подготовки будущих педагогов, с использованием возможностей народной педагогики (В.А. Николаев, Э.Р. Хакимов).
- Анализ взаимосвязи народной и религиозной педагогики (М.С. Нурмакова).
- Педагогические условия успешного воспитания гуманных и толерантных взаимоотношений в многонациональных образовательных учреждениях (С.Ю. Сенатор).
Ведущие идеи современной этнопедагогики
Основной идеей этнопедагогики является достижение гармонии в природном, духовно и социальном развитии ребенка.
Становление идей этнопедагогики осуществлялось с упором на отношении ребенка у миру, а не модели подчинения и господства, на равенстве всех народов и людей между собой.
Современная этнопедагогика занимается анализом народного опыта в воспитании, обучении и развитии детей, выделением среди всего многообразия тех методов, средств и приемов, которые могут быть адаптированы под современные условия и успешно в них внедрены.
С одной стороны, такой подход систематизирует народный педагогический опыт, а, с другой, все же лишает его характерного колорита, для которого свойственен иной взгляд на всю систему воспитания.
Для традиционного подхода в народном воспитании более характерен интуитивный выбор воспитательных воздействий, чем рационально просчитанный. Однако с теоретической точки зрения будет полезно проанализировать педагогический опыт с учетом современных требований педагогической науки и перспектив его использования в сфере социальной педагогики.
Читайте также: