Этнопсихология и этнопедагогика доклад

Обновлено: 04.05.2024

Как известно, этнопсихология и этнопедагогика – науки друг с другом прямо соприкасающиеся. Если первая из них изучает психические особенности разных народов, то вторая анализирует различные воспитательные традиции у этносов, которые живут на нашей планете.
Этнопсихология и этнопедагогика – это науки о жизненном опыте народа, о экологических нормах и правилах поведения подрастающего поколения в природно-социальной среде.

Этнос – общность людей, которое имеет общий язык, происхождение и место проживания. У каждого человека есть свои обычаи, традиции, обряды, а также духовные и культурные ценности, которые передаются из поколения в поколение.

Читая русскую литературу, мы понимаем, что значит добро и зло, любовь к семье, Родине, верность, справедливость, трудолюбие и т.д. Знания о воспитании, описываемые в книгах, являются ценным инструментом передачи картины мира подрастающему поколению.
Этнопсихологические и этнопедагогические знания ценились всеми народами во все века. Они привлекали к себе много людей, которым было важно правильно воспитать своих детей. Соблюдение всех этих норм показывает, насколько культурно развит человек. В современном мире это очень важно.

У образованного человека всегда есть культурные ценности, которых он придерживается. Содержанием такой воспитательной культуры являются праздники, традиции, обряды, обычаи, которые следует развивать в школьной жизни ребенка.
Этнопсихологические и этнопедагогические знания до сих пор остаются основой воспитания в народной педагогики. Но правильным считается только то, если воспитание не противоречит законам природы, тогда происходит достижение саморазвития и духовной гармонии человека. Именно опыт, знания, обряды, традиции и т.д. воспитывают в людях личность и их отношение к окружающему миру и среде.

Необходимо дать подрастающему поколению как можно больше положительной информации и сведений о том, что надо продолжать и развивать культурное наследие нашей страны. Мы должны гордиться нашими предками, нашей историей и нашей природой!

Гост

ГОСТ

Этнопедагогика - это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, а также о морально-этических и эстетических воззрениях конкретного этноса.

Становление этнопедагогики как науки

Этнопедагогика как самостоятельная наука берет свое начало в начале ХХ века. Большой вклад в ее развитие внес Г.Н. Волков, который проводил исследования в области народной педагогической культуры и ее влияния на процесс воспитания и развития подрастающего поколения.

Именно с именем Г.Н. Волкова связывают возникновение и развитие этнопедагогики в России. По определение Волкова:

Этнопедагогика – это наука, занимающаяся изучением опыта разнообразных этнических групп в сфере воспитания и обучения детей, становлении моральных и эстетических ценностей, на основании воззрений нации, народности, племени, рода и семьи.

Таким образом, по мнению Волкова, этнопедагогика понимается как теория и история народного воспитания (обыденное, естественное, неформальное, нешкольное и традиционное).

Этнопедагогика объясняет народную педагогику, посредством сбора воспитательного опыта этнических групп, а также осуществляет адаптацию их применения в современных условиях воспитательной практики.

Помимо Волкова вопросами этнопедагогики занимались и иные исследователи в сфере педагогических наук. Однако все их исследования и учения имели под собой основу этнопедагогики Волкова.

Так, по определению К. Пирлиева, этнопедагогика является именной той отраслью педагогики, которая занимается не только исследованием самобытности воспитания разных этносов, но и создает на их основании актуальную педагогическую культуру.

В определении Э.А. Саракуева и В.Г. Крысько, этнопедагогика направлена на осуществление анализа влияния на процесс воспитания этнической психологии и национальных общностей. Именно этнопедагогика исследует учет закономерностей организации и реализации педагогического процесса с учетом национальной принадлежности.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, в целом этнопедагогика направлена на изучение своеобразия целей, задач, содержания, методов, приемов, средств и условий воспитания, обучения и развития детей различных народов.

Областью исследования этнопедагогики является не только изучение национальных особенностей процесса воспитания, но самого народа.

Ребенок, в рамках этнопедагогики может выступать и как объект, и как субъект воспитания.

В целом же этнопедагогика осуществляет синтез семейного воспитания, опыта народного процесса воспитания и религиозного воспитания. А также анализирует данный опыт посредством современного методологического аппарата педагогики.

Основные направления современных исследований в этнопедагогике

Этнопедагогика представляет народный и этнический опыт, который может быть использован в рамках современной практической педагогики. Именно поэтому этнопедагогика не стоит на месте, а постоянно развивается. В первую очередь развивается ее методологический аппарат. Основными направлениями исследования в этнопедагогике является ряд следующих критериев:

  1. Определение этнической принадлежности.
  2. Содержание проводимых этнопедагогических исследования.

В соответствии с первым критерием выделяют направления по исследованию конкретных народностей, особенностей воспитания и развития детей у них, исследуют накопленный этнический опыт, включающий в себя сказки, потешки, прибаутки, песни, пословиц, поговорки, традиции, приметы и т.д.

В соответствии со вторым критерием, ряд автором выделили следующие направления в этнопедагогических исследованиях:

  1. Нравственное и этическое воспитание, основанные на народных традициях (А.Ф. Головин, Э.М. Агафонов и ряд других).
  2. Формирование межнациональной культуры общения и межнациональных взаимоотношений (М.Г. Алирзаев).
  3. Этнопсихологические аспекты воспитания, основанные на межличностных взаимоотношениях внутри конкретного этноса (И.Н. Афанасьев).
  4. Воспитательный потенциал трудовой подготовки (А.Ф. Головин).
  5. Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения средствами этнопедагогики (Ш.И. Джанзакова).
  6. Использование потенциала этнопедагогики с целью подготовки к предстоящей семейной жизни (С.М. Иванов, Ф.В. Каскулова).
  7. Специфика поликультурного воспитания и образования в многонациональных регионах (О.В. Аракелян).
  8. Особенности подготовки будущих педагогов, с использованием возможностей народной педагогики (В.А. Николаев, Э.Р. Хакимов).
  9. Анализ взаимосвязи народной и религиозной педагогики (М.С. Нурмакова).
  10. Педагогические условия успешного воспитания гуманных и толерантных взаимоотношений в многонациональных образовательных учреждениях (С.Ю. Сенатор).

Ведущие идеи современной этнопедагогики

Основной идеей этнопедагогики является достижение гармонии в природном, духовно и социальном развитии ребенка.

Становление идей этнопедагогики осуществлялось с упором на отношении ребенка у миру, а не модели подчинения и господства, на равенстве всех народов и людей между собой.

Современная этнопедагогика занимается анализом народного опыта в воспитании, обучении и развитии детей, выделением среди всего многообразия тех методов, средств и приемов, которые могут быть адаптированы под современные условия и успешно в них внедрены.

С одной стороны, такой подход систематизирует народный педагогический опыт, а, с другой, все же лишает его характерного колорита, для которого свойственен иной взгляд на всю систему воспитания.

Для традиционного подхода в народном воспитании более характерен интуитивный выбор воспитательных воздействий, чем рационально просчитанный. Однако с теоретической точки зрения будет полезно проанализировать педагогический опыт с учетом современных требований педагогической науки и перспектив его использования в сфере социальной педагогики.


1987.ucoz.org/

Этнопедагогика и этнопсихология

Модуль 1. Цели, задачи и идеи курса. Методология и источники этнопедагогики и этнопсихологии как научной дисциплины.

Объект, предмет, цели и задачи этнической психологии и этнопедагогики. Связь с другими науками. Связь этнопсихологии и этнопедагогики и их специфика. Место этнопсихологии и этнопедагогики в системе наук изучающих этнические общности.

Этнологическая этнопсихология (культурная антропология) и психологическая этнопсихология (кросс-культурная).

Методологические принципы этнопсихологии: детерминизм, единства сознания и деятельности, личностного подхода.

1. Общее, единичное и особенное: национально-психологические особенности людей – одно из проявлений особенного. Они присутствуют у определенной группы людей, называемой этнос.

2. Необходимо рассматривать национально-психологические особенности как реально существующие закономерности функционирования определенного вида социальной группы (социальная психология), проявляющаяся и преломляющаяся через конкретные личности – элементы данной группы (индивидуальная психология).

3. Этнопсихология выступает как междисциплинарная область знаний, опирающая на этнологию, психологию, социологию, лингвистику, эко­логию, религиоведение, биологию, историю, антропологию. Этнопсихология — это наука, возникшая на стыке социальной психологии, со­циологии, этнографии, этнологии, которые также изу­чают национальные культурно-психологические особен­ности этнических групп.

4. Этнопсихология тесно связана с этнопедагогикой, но их нельзя отождествлять.

5. Этнология— наука об этносах. Этнология исследует: классификации народов мира, их языков, хозяйственно-культурные типы. Этнология вбирает в себя все отрасли знаний заинтересованные в изучении этносов: антропологию, историю, этнопсихологию, этнографию, этнопедагогику и др.

6. Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического типа человека. Основные разделы антропологии: антропогенез, морфология человека, соматология, этническая антропология (расоведение). Антропология может включать еще социальную антропологию и культурную антропологию.

7. История — наука, изучающая прошлое человеческого общества в его конкретных событиях и интерпретирующая их через систему современных взглядов и теорий; наука об историческом развитии народов — этносов, которые образуют государства.

10. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в сферах: воспитания и образования молодого поколения, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, контроля и коррекции поведения, его мотивов внутри этноса, межэтнических оценок и поведения, отношения к природе. Данная наука объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и изучает опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

16. Универсалисткий подход должен сочетаться с куль­турно-специфическим подходом, этнологи и психологи совместными усилиями должны стремиться выявить раз­личие и общее в культуре и психологии разных этничес­ких групп.

17. Методологическими принципами этнопсихологии вы­ступают следующие принципы: принцип детерминизма — причинная обусловленность этнопсихологических яв­лений социальными, историческими, культурными и про­чими факторами; психологический принцип единства со­знания и деятельности: этнопсихологические особеннос­ти зависят от закономерностей тех видов деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общнос­ти. С другой стороны, национальное самосознание влия­ет на формы и результаты деятельности народа в целом; принцип личностного подхода: носителем этнопсихо­логических особенностей всегда выступает конкретная личность, которая имеет и личностно- и национально-особенные свойства.

18. Этнопсихология — это наука, изучающая закономер­ности развития и проявления национально-психологи­ческих особенностей людей как представителей кон­кретных этнических общностей. Национально-психо­логические особенности людей — это реально существу­ющие, функционирующие и осознаваемые явления об­щественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказы­вающие большое воздействие на поведение и деятель­ность людей.

19. Предмет исследования этнопсихологии — системати­ческие связи между психологическими и культурными переменными этносов, национально-психологические особенности людей.

20. Объект этнопсихологии – этносы, (с древнегреческого переводится как народ, на­циональная общность) как исторически сложившиеся на определенной территории устойчивые совокупности людей, обладающие общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психи­ки, а также сознанием своего единства и отличия от дру­гих подобных образований (самосознанием), фиксирован­ным в самоназвании.

21. Задачи этнопсихологии:

· обобщение данных о факто­рах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных эт­нических общностей;

· изучение специфики мотивационной сферы национальной психики;

· исследование нацио­нальных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности;

· анализ закономерностей протекания национальных чувств, на­циональных установок, волевых процессов у представи­телей конкретного народа;

· исследование своеобразия ком­муникативной сферы и норм общения народа;

· сравни­тельное кросскультурное изучение национально-психо­логических особенностей различных народов с целью выявления закономерностей функционирования нацио­нальной психологии;

· выявление отличительных нацио­нальных черт психологии;

· обоснование учета националь­но-психологических особенностей в целях повышения эффективности политической, воспитательной, просве­тительской, социальной, культурно-массовой и трудовой деятельности;

· изучение и совершенствование межкуль­турного и межнационального взаимодействия разных стран и народов.

22. Этнопсихология должна развиваться во взаимодейст­вии с педагогической наукой. Воспитательная работа среди представителей разных народов имеет свою специ­фику, которую нельзя игнорировать. Национально-пси­хологические особенности воспитанников должен учиты­вать педагог. Зная национальную психологию, он может находить весомые аргументы в деле повышения качест­ва воспитательной работы. Этнопсихология помогает пе­дагогической науке исследовать; национальную специ­фику восприятия воспитательных воздействий предста­вителями конкретных национальных общностей; свое­образие содержания воспитательных мероприятий с уче­том исторического опыта различных народностей; осо­бенности адаптации людей той или иной национальнос­ти к воспитательным мероприятиям; эмоционально-эк­спрессивную сферу проявления национальной психоло­гии у представителей конкретных этнических общностей в процессе восприятия воспитательных воздействии; своеобразие проявления конфликтных отношений в ходе воспитательного воздействия у различных народов; кон­кретные формы и способы коммуникативного воздей­ствия, сложившиеся в ходе исторического и культурного развития тех или иных общностей в нашем государстве; результативность воспитательной работы в националь­ных регионах государства в зависимости от применяе­мых методов психологического воздействия на людей той или иной национальности, формирование культуры меж­личностных отношений в процессе общения представи­телей различных этносов и наций.

1. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учеб. для ВУЗов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 367 с.

2. Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.- 448 с.

Гост

ГОСТ

Этнопедагогика - это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, а также о морально-этических и эстетических воззрениях конкретного этноса.

Становление этнопедагогики как науки

Этнопедагогика как самостоятельная наука берет свое начало в начале ХХ века. Большой вклад в ее развитие внес Г.Н. Волков, который проводил исследования в области народной педагогической культуры и ее влияния на процесс воспитания и развития подрастающего поколения.

Именно с именем Г.Н. Волкова связывают возникновение и развитие этнопедагогики в России. По определение Волкова:

Этнопедагогика – это наука, занимающаяся изучением опыта разнообразных этнических групп в сфере воспитания и обучения детей, становлении моральных и эстетических ценностей, на основании воззрений нации, народности, племени, рода и семьи.

Таким образом, по мнению Волкова, этнопедагогика понимается как теория и история народного воспитания (обыденное, естественное, неформальное, нешкольное и традиционное).

Этнопедагогика объясняет народную педагогику, посредством сбора воспитательного опыта этнических групп, а также осуществляет адаптацию их применения в современных условиях воспитательной практики.

Помимо Волкова вопросами этнопедагогики занимались и иные исследователи в сфере педагогических наук. Однако все их исследования и учения имели под собой основу этнопедагогики Волкова.

Так, по определению К. Пирлиева, этнопедагогика является именной той отраслью педагогики, которая занимается не только исследованием самобытности воспитания разных этносов, но и создает на их основании актуальную педагогическую культуру.

В определении Э.А. Саракуева и В.Г. Крысько, этнопедагогика направлена на осуществление анализа влияния на процесс воспитания этнической психологии и национальных общностей. Именно этнопедагогика исследует учет закономерностей организации и реализации педагогического процесса с учетом национальной принадлежности.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, в целом этнопедагогика направлена на изучение своеобразия целей, задач, содержания, методов, приемов, средств и условий воспитания, обучения и развития детей различных народов.

Областью исследования этнопедагогики является не только изучение национальных особенностей процесса воспитания, но самого народа.

Ребенок, в рамках этнопедагогики может выступать и как объект, и как субъект воспитания.

В целом же этнопедагогика осуществляет синтез семейного воспитания, опыта народного процесса воспитания и религиозного воспитания. А также анализирует данный опыт посредством современного методологического аппарата педагогики.

Основные направления современных исследований в этнопедагогике

Этнопедагогика представляет народный и этнический опыт, который может быть использован в рамках современной практической педагогики. Именно поэтому этнопедагогика не стоит на месте, а постоянно развивается. В первую очередь развивается ее методологический аппарат. Основными направлениями исследования в этнопедагогике является ряд следующих критериев:

  1. Определение этнической принадлежности.
  2. Содержание проводимых этнопедагогических исследования.

В соответствии с первым критерием выделяют направления по исследованию конкретных народностей, особенностей воспитания и развития детей у них, исследуют накопленный этнический опыт, включающий в себя сказки, потешки, прибаутки, песни, пословиц, поговорки, традиции, приметы и т.д.

В соответствии со вторым критерием, ряд автором выделили следующие направления в этнопедагогических исследованиях:

  1. Нравственное и этическое воспитание, основанные на народных традициях (А.Ф. Головин, Э.М. Агафонов и ряд других).
  2. Формирование межнациональной культуры общения и межнациональных взаимоотношений (М.Г. Алирзаев).
  3. Этнопсихологические аспекты воспитания, основанные на межличностных взаимоотношениях внутри конкретного этноса (И.Н. Афанасьев).
  4. Воспитательный потенциал трудовой подготовки (А.Ф. Головин).
  5. Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения средствами этнопедагогики (Ш.И. Джанзакова).
  6. Использование потенциала этнопедагогики с целью подготовки к предстоящей семейной жизни (С.М. Иванов, Ф.В. Каскулова).
  7. Специфика поликультурного воспитания и образования в многонациональных регионах (О.В. Аракелян).
  8. Особенности подготовки будущих педагогов, с использованием возможностей народной педагогики (В.А. Николаев, Э.Р. Хакимов).
  9. Анализ взаимосвязи народной и религиозной педагогики (М.С. Нурмакова).
  10. Педагогические условия успешного воспитания гуманных и толерантных взаимоотношений в многонациональных образовательных учреждениях (С.Ю. Сенатор).

Ведущие идеи современной этнопедагогики

Основной идеей этнопедагогики является достижение гармонии в природном, духовно и социальном развитии ребенка.

Становление идей этнопедагогики осуществлялось с упором на отношении ребенка у миру, а не модели подчинения и господства, на равенстве всех народов и людей между собой.

Современная этнопедагогика занимается анализом народного опыта в воспитании, обучении и развитии детей, выделением среди всего многообразия тех методов, средств и приемов, которые могут быть адаптированы под современные условия и успешно в них внедрены.

С одной стороны, такой подход систематизирует народный педагогический опыт, а, с другой, все же лишает его характерного колорита, для которого свойственен иной взгляд на всю систему воспитания.

Для традиционного подхода в народном воспитании более характерен интуитивный выбор воспитательных воздействий, чем рационально просчитанный. Однако с теоретической точки зрения будет полезно проанализировать педагогический опыт с учетом современных требований педагогической науки и перспектив его использования в сфере социальной педагогики.

Читайте также: