Государственный фонд занятости населения доклад

Обновлено: 04.05.2024

Государственный фонд занятости населения РФ — это централизо­ванный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для реализа­ции мероприятий в области содействия занятости населения и фор­мируемый на страховой основе.

Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения образуются за счет:

• обязательных страховых взносов работодателей;

• обязательных страховых взносов с заработка работающих;

• ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъ­ектов РФ и местных бюджетов;

• добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных;

• других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований законодательства.

Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в феде­ральную часть фонда занятости, категории работодателей и ра­ботников, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении утверждаются федеральными законами по пред­ставлению Правительства РФ.

Фонд занятости находится в оперативном управлении и рас­поряжении органов службы занятости и направляется на финан­сирование мероприятий по содействию занятости населения. Имущество фонда является федеральной собственностью.

Средства фонда занятости, формируемые за счет обязатель­ных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, освобо­ждаются от налогообложения.

Работодатели путем перечисления средств в фонд занятости полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подго­товку, повышение квалификации, переподготовку в связи с тру­доустройством работников, получивших профессиональное за­болевание или инвалидность в данной организации. При невы­полнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в фонд занятости обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рам­ках квоты инвалида.

В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профес­сионального, среднего профессионального и высшего профес­сионального образования организации производят целевые фи­нансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего зара­ботка работника данной категории за год.

Государство финансирует безработным:

• выплату пособия по безработице;

• выплату стипендии в период профессиональной подго­товки, повышения квалификации, переподготовки по на­правлению органов службы занятости;

• возможность участия в оплачиваемых общественных ра­ботах;

• возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

• оплату в размере причитающегося пособия по безработи­це за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и за­работок в течение 12 месяцев, предшествовавших офици­альному признанию их безработными, но не свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безра­ботицы или всего периода обучения по направлению ор­ганов службы занятости.

Пособие безработным гражданам, уволенным по любым осно­ваниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последне­му месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшество­вавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не ме­нее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем. Пособие по безрабо­тице во всех остальных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу или ранее не работавшим, не имеющим про­фессии, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного более одного года перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшество­вавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачи­ваемую работу менее 26 календарных недель, устанавливается в размере минимальной оплаты труда.

Финансирование расходов, связанных с выплатой к пособию по безработице дополнительного пособия, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признан­ным в установленном порядке безработными. Решение о назна­чении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Продолжи­тельность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработ­ными, пособие по безработице начисляется с первого дня при­знания их безработными. В случае непредоставления оплачивае­мой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы мест­ного самоуправления могут устанавливать и более продолжитель­ные сроки выплаты пособий или предусматривать условия про­дления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию, осу­ществляются за счет средств Пенсионного фонда РФ с после­дующим возмещением затрат из фонда занятости.

Пособие по безработице гражданам, уволенным из организа­ций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшество­вавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачи­ваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, а также уволенным с военной службы и из органов внутренних дел и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

1) в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три меся­ца по последнему месту работы; в следующие четыре месяца — в размере 60%;

2) в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложивше­гося в субъекте РФ.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодатель­ством периода его выплаты, а также лицам, находящимся на со­держании безработного, органами службы занятости может ока­зываться в период его безработицы материальная и иная по­мощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, обществен­ным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. При необходимости органы службы занятости могут оказывать материальную помощь гражданам, направленным ими на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.

Граждане могут заключать со страховыми организациями договор добровольного страхования на случай потери работы.

Цель работы: исследовать назначение, источники формирования и направления использования фонда занятости населения в современной России.

Данная цель предполагает раскрытие через следующие задачи: рассмотреть теоретико-методологические аспекты государственного фонда занятости населения в условиях рыночной экономики, рассказать о функциях государственного фонда занятости населения Российской Федерации, уточнить формирование и использование фондовых средств, произвести анализ современного государственного регулирования занятости населения в России, дать оценку тенденций развития сферы занятости (рынка труда) и доходов населения, проследить динамику действующей практики государственного регулирования сферы занятости, охарактеризовать пути совершенствования работы государственного фонда занятости населения в современной России, обосновать основные направления государственного регулирования занятости населения, обобщить меры государственной политики в области обеспечения занятости населения, реализуемые на рынке труда.

Содержание работы

1 Теоретико-методологические аспекты государственного фонда занятости населения в условиях рыночной экономики 6

1.1 Функции государственного фонда занятости населения Российской Федерации 6

1.2 Формирование и использование фондовых средств 10

2 Анализ современного государственного регулирования занятости населения

2.1 Оценка тенденций развития сферы занятости (рынка труда) и доходов населения 14

2.2 Динамика действующей практики государственного регулирования сферы занятости 19

3 Пути совершенствования работы государственного фонда занятости

населения в современной России 28

3.1 Основные направления государственного регулирования занятости

3.2 Меры государственной политики в области обеспечения занятости

населения, реализуемые на рынке труда 31

Список использованных источников

Содержимое работы - 1 файл

Гос фонд занятости населения.doc

Работодатели путем перечисления средств в фонд занятости полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации. При невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в фонд занятости обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида [14, с. 39].

В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.

Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем. Пособие по безработице во всех остальных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу или ранее не работавшим, не имеющим профессии, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного более одного года перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, устанавливается в размере минимальной оплаты труда [7, с. 21].

Финансирование расходов, связанных с выплатой к пособию по безработице дополнительного пособия, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов. Расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда РФ с последующим возмещением затрат из фонда занятости [7, с. 23-24].

Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, а также уволенным с военной службы и из органов внутренних дел и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

1) в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы; в следующие четыре месяца — в размере 60%;

2) в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости [21, с. 179].

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органами службы занятости может оказываться в период его безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. При необходимости органы службы занятости могут оказывать материальную помощь гражданам, направленным ими на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку. Граждане могут заключать со страховыми организациями договор добровольного страхования на случай потери работы [21, с. 183].

Таким образом, государственный фонд занятости населения, непосредственно отражая социально-экономические процессы, является своего рода индикатором здоровья общества. В связи с этим, актуализируется проведение государством эффективной политики занятости, являющейся важнейшей формой макроэкономической политики любой страны.

1.2 Формирование и использование фондовых средств

Оказание финансовой помощи органам федеральной государственной службы занятости осуществляется в виде целевых дотаций на финансирование территориальных программ содействия занятости населения по соответствующим статьям расходов фонда, гарантированных законодательством о занятости населения.

Целевая дотация выделяется в виде прямых финансовых отчислений из средств фонда, централизуемых на федеральном уровне, или путем взаимозачета средств, подлежащих перечислению на федеральный уровень в рамках установленного норматива отчислений.

Средства фонда централизуются на федеральном уровне за счет: отчислений сумм обязательных страховых взносов работодателей, формируемых на территориях субъектов РФ; возврата средств, ранее выделенных органам федеральной государственной службы занятости на возвратной основе из средств фонда занятости, централизуемых на федеральном уровне; других поступлений, предусмотренных законодательством о занятости населения.

Средства фонда занятости, централизуемые на федеральном уровне, распределяются на: восполнение дефицита бюджета фонда занятости в субъектах РФ — не менее 80%; образование резерва — до 20% [21, с. 204].

Средства фонда, централизуемые на федеральном уровне и предназначенные для восполнения дефицита бюджета Фонда занятости в субъектах РФ, расходуются на финансовое обеспечение гарантированных законодательством о занятости населения мер по следующим направлениям:

1) текущие выплаты пособий по безработице, включая погашение задолженности;

2) финансирование деятельности органов федеральной государственной службы занятости по обеспечению предусмотренных законодательством о занятости населения услуг, связанных с поиском подходящей работы, консультированием, предоставлением информации о выборе сферы деятельности, содействием в трудоустройстве, возможностью обучения, своевременностью получения социальных выплат;

3) возмещение расходов Пенсионного фонда РФ, связанных с оплатой досрочных пенсий безработных;

4) выплаты стипендий при обучении по направлению органов федеральной государственной службы занятости;

5) финансирование доплат к заработку безработных граждан в период их участия в общественных работах [21, с. 182].

Средства фонда централизуются на федеральном уровне за счет отчисления 20% от сумм формируемых на территориях субъектов РФ обязательных страховых взносов работодателей и направляются на финансирование федеральных и межрегиональных программ содействия занятости населения, а также на поддержку территорий с напряженной ситуацией на рынке труда.

Министерству труда и социального развития РФ предоставлено право безакцептного списания средств, подлежащих перечислению в федеральную часть, со счетов территориальных органов Федеральной государственной службы занятости населения. Министерству труда и социального развития РФ и Службе занятости дано право предоставлять организациям рассрочки на погашение задолженности по страховым взносам и начисленной пени с учетом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых между Службой занятости и плательщиками страховых взносов [15, с. 74-75].

Ставка взносов в фонд составляет 1,5%. Страховые взносы в Государственный фонд занятости населения РФ не начисляются на следующие виды выплат:

1) выходное пособие при увольнении;

2) денежная компенсация за неиспользованный отпуск, а также сохраняемый средний заработок, выплачиваемый в размерах, предусмотренных законодательством РФ, на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

3) суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием;

4) суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством в возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

5) материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях, возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ;

6) стоимость бесплатно предоставляемых отдельным категориям работников в соответствии с законодательством жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующее денежное возмещение;

7) стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемая организацией в соответствии с законодательством;

8) все виды выплат, производимые за счет средств Фонда социального страхования и Государственного фонда занятости: государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение и др.;

9) на суммы денежной компенсации взамен продовольственного пайка;

10) на стоимость выдаваемой работникам налоговых органов форменной одежды [9, с. 119-120].

Деление средств фонда на централизованную и территориальную составляющие позволяет решать как федеральные, так и региональные проблемы занятости населения. Однако, в регионах, имеющих высокую заработную плату, возникает избыток средств фонда, тогда как в депрессивных регионах средств недостаточно. Отсутствие механизма перераспределения средств фонда, направляемых в территориальные отделения, приводит к их нерациональному и нецелевому использованию. В этой связи целесообразно изменить структуру расходования средств с учетом их экономического содержания.

2 Анализ современного государственного регулирования занятости населения в России

2.1 Оценка тенденций развития сферы занятости (рынка труда) и доходов населения

По оценке Росстата, численность экономически активного населения к концу августа текущего года составила 75,3 млн. человек, или около 53% от общей численности населения. Согласно данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, в августе 2007 г. по сравнению с августом 2006 г. численность занятых в экономике увеличилась на 1,0 млн. человек и составила 71,0 млн. человек. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних предприятиях и организациях (54,3% общей численности занятых).

Государственный фонд занятости населения (ГФЗН) образован в соответствии с Законом РФ от 19.04.91 г. “О занятости населения РФ” и предназначен для аккумуляуии страховых взносов, поступлений из бюджетной системы и финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Средства ГФЗН являются государственной собственностью РФ и находятся в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему территориальных органов – на уровне субъекта РФ, города, района. Фонды занятости не имеют статуса юридического лица. Средства фонда не входят в бюджетную систему, имеют строго целевой характер и при их недоиспользовании в отчётном году изъятию не подлежат.

ГФЗН представляет собой взаимосвязанную трёхуровневую систему, включающую фонды занятости в городах и районах, на базе которых функционируют региональные фонды занятости, образованные в субъектах РФ и формирующие федеральную часть Фонда.

Источниками формирования фонда занятости в городе или районе являются:

Обязательные страховые взносы работодателей-организаций;

Обязательные страховые взносы с заработка работающих граждан;

Ассигнования из регионального и местного бюджетов;

Дотации, субсидии и субвенции из вышестоящих фондов занятости;

Добровольные взносы юридических и физических лиц, включая иностранные;

Доходы от размещения временно свободных денежных средств на депозитных

cчетах Центрального банка РФ или в государственные ценные бумаги;

Прочие поступления, в том числе штрафы, пени и др.

Фонд занятости на уровне субъекта РФ формируется за счёт следующих источников:

Отчислений из фондов занятости городов и районов;

Ассигнования из регионального бюджета субъекта РФ;

Дотаций, субсидий и субвенций из федеральной части ГФЗН;

Добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных;

Доходов от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах ЦБ РФ или в государственные ценные бумаги;

Федеральная часть ГФЗН формируется за счёт:

Отчислений из фондов занятости субъектов РФ;

Ассигнований из федерального бюджета;

Добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных;

Доходов от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах ЦБ РФ или в государственные ценные бумаги;

Все платежи и поступления аккумулируются на счетах в учреждениях ЦБ РФ, других уполномоченных банках. Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в ГФЗН осуществляют территориальные органы службы занятости совместно с налоговыми органами в порядке, установленном федеральным правительством.

Средства ГФЗН расходуются на обеспечение государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, в том числе:

Выплату пособия по безработице;

Выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

Оплату в размере причитающегося пособия по безработице за счёт средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности граждан, потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев, предшествовавших официальному признанию их безработными, но не свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы;

Выплату пенсии в связи с досрочным выходом безработных на пенсию.

Гражданам, ранее не работающим, не имеющим профессии, стремящимся после длительного перерыва возобновить трудовую деятельность, пособие по безработице выплачивается в размере минимальной оплаты труда.

За счёт средств фонда занятости может быть оказана материальная помощь безработным, утратившим право на пособие, но имеющим на содержании иждивенцев:

Это дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильём, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.

Таким образом, средства ГФЗН направляются на:

Финансирование мероприятий по профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке безработных граждан, включая содержание учебных заведений и выплату стипендии обучающимся по направлению органов службы занятости;

Организацию и частичное финансирование общественных работ;

Выплаты пособий по безработице, компенсации материальных затрат безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящегося на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам;

Возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

Мероприятия по сохранению, созданию дополнительных или новых рабочих мест, по созданию специализированных рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, по развитию предпринимательской деятельности безработных граждан;

Расходы по анализу рынка труда, расходы в связи с разработкой баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищённости различных групп населения;

Создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы и разработку их программного обеспечения, включая приобретение технических средств;

Осуществление информационно-справочной и рекламно-издетельской деятельности по вопросам занятости населения;

Научно-исследовательские работы по проблемам занятости населения;

Организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая вопросы трудовой деятельности граждан РФ за рубежом и иностранных граждан на территории РФ;

Содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая расходы на социально-бытовое и мед обслуживание работников по нормам и нормативам, принятым для структурных подразделений соответствующих исполнительных органов власти;

Проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий.

Реализуемая государством политика занятости становится активной тогда, когда в структуре расходов ГФЗН преобладает финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание новых и дополнительных, субсидий для организации собственного дела, финансирования затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов службы занятости в субъектах РФ осуществляют ревизионные комиссии. Ревизионные комиссии создаются решениями соответствующих исполнительных органов власти. Руководитель ревизионной комиссии назначает на должность и освобождается от должности исполнительным органом власти по согласованию с координационным комитетом содейтсвия занятости населения. Ревизионные комиссии содержатся за счёт средств соответствующих фондов занятости.

Федеральная служба занятости населения с её территориальными органами своей деятельности призвана воплощать на практике государственную политику занятости.

Список используемой литературы:

Финансовая система России /Москва/ Инфра-М / А.З.Дадашев, Д.Г.Черник / 1997 г. Бюджетная система РФ / Москва / Николаева Т.П. / 2001 г

Прикрепленные файлы: 1 файл

Сущность и функции государственного фонда занятости населения РФ.docx

  1. Сущность и функции государстве нного фонда занятости населения РФ

Фонды занятости в городах и районах формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей; ассигнований из городских и районных бюджетов; доходов от коммерческого использования (размещения) временно свободных средств фонда.
В свою очередь фонды занятости субъектов Федерации и федеральная часть Фонда формируются за счет отчислений из нижестоящих фондов; ассигнований из соответствующих бюджетов; дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящего фонда; доходов от коммерческого использования временно свободных средств соответствующего фонда.
Размеры обязательных страховых взносов работодателей в Фонд занятости и размеры отчислений в федеральную часть Фонда из фондов, формируемых в субъектах Федерации в части обязательных страховых взносов работодателей, устанавливаются
Размеры отчислений из фондов занятости, формируемых в городах, районах, на вышестоящий их уровень в части обязательных страховых взносов работодателей устанавливаются представительными органами субъектов Федерации по представлению соответствующих исполнительных органов власти. Размеры ассигнований из бюджетов всех уровней в соответствующие части Фонда занятости определяются при утверждении бюджетов на планируемый период.

Средства Фонда занятости направляются на:
1) финансирование мероприятий по профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке безработных граждан, включая содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов службы занятости;
2) организацию и частичное (долевое) финансирование общественных работ;
3) выплаты пособий по безработице, компенсации материальных затрат безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам;
4) возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
5) мероприятия по сохранению, созданию дополнительных или новых рабочих мест, по созданию специализированных рабочих мест (производств) для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, по развитию предпринимательской деятельности безработных граждан (указанные расходы производятся как в порядке прямого инвестирования, так и на условиях кредитования согласно заключенным договорам);
6) содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая расходы на социально-бытовое и медицинское обслуживание работников по нормам и нормативам, принятым для структурных подразделений соответствующих исполнительных органов власти;
7) расходы по анализу рынка труда, расходы в связи с разработкой баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения и др.

Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения образуются за счет 1 :

  • обязательных страховых взносов работодателей;
  • обязательных страховых взносов с заработка работающих;
  • ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных;
  • других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований законодательства.

Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в федеральную часть фонда занятости, категории работодателей и работников, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении утверждаются федеральными законами по представлению Правительства РФ.

Фонд занятости находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости и направляется на финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Имущество фонда является федеральной собственностью.

Средства фонда занятости, формируемые за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, освобождаются от налогообложения.

Работодатели путем перечисления средств в фонд занятости полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации. При невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в фонд занятости обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида.

В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.

Государство финансирует безработным:

  • выплату пособия по безработице;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
  • оплату в размере причитающегося пособия по безработице за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев, предшествовавших официальному признанию их безработными, но не свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости.

2.Порядок распределения средств и бюджет фонда

Оказание финансовой помощи органам федеральной государственной службы занятости осуществляется в виде целевых дотаций на финансирование территориальных программ содействия занятости населения по соответствующим статьям расходов фонда, гарантированных законодательством о занятости населения.

Целевая дотация выделяется в виде прямых финансовых отчислений из средств фонда, централизуемых на федеральном уровне, или путем взаимозачета средств, подлежащих перечислению на федеральный уровень в рамках установленного норматива отчислений.

Средства фонда централизуются на федеральном уровне за счет:

  • отчислений сумм обязательных страховых взносов работодателей, формируемых на территориях субъектов РФ;
  • возврата средств, ранее выделенных органам федеральной государственной службы занятости на возвратной основе из средств фонда занятости, централизуемых на федеральном уровне;
  • других поступлений, предусмотренных законодательством о занятости населения.

Средства фонда занятости, централизуемые на федеральном уровне, распределяются на: 1) восполнение дефицита бюджета фонда занятости в субъектах РФ — не менее 80%; 2) образование резерва — до 20%.

Средства фонда, централизуемые на федеральном уровне и предназначенные для восполнения дефицита бюджета Фонда занятости в субъектах РФ, расходуются на финансовое обеспечение гарантированных законодательством о занятости населения мер по следующим направлениям:

1) текущие выплаты пособий по безработице, включая погашение задолженности;

2) финансирование деятельности органов федеральной государственной службы занятости по обеспечению предусмотренных законодательством о занятости населения услуг, связанных с поиском подходящей работы, консультированием, предоставлением информации о выборе сферы деятельности, содействием в трудоустройстве, возможностью обучения, своевременностью получения социальных выплат;

3) возмещение расходов Пенсионного фонда РФ, связанных с оплатой досрочных пенсий безработных;

4) выплаты стипендий при обучении по направлению органов федеральной государственной службы занятости;

5) финансирование доплат к заработку безработных граждан в период их участия в общественных работах.

В качестве примера приведем бюджет Государственного фонда занятости населения РФ на 2012 г., утвержденный по доходам и сумме 9533,2 млрд. руб., по расходам — в сумме 9533,2 млрд. руб. (без учета деноминации).

Источниками формирования доходов фонда занятости являлись страховые взносы работодателей — 8817,0 млрд. руб.; прочие поступления — 410,0 млрд. руб. Остаток средств на 1 января 2012 г. составил 106,2 млрд. руб.

Средства фонда занятости направлялись на следующие цели (млрд. руб.).

1) Программы обучения лиц, признанных безработными, — всею 771,3. В том числе: профессиональное обучение — 721,3; профессиональная ориентация — 50,0.

2) Специальные программы занятости — 842,7. В том числе: организация рабочих мест — 408,0; организация занятости длительно безработных — 40,3; организация занятости молодежи — 50,3; организация поддержки предпринимательства — 25,0; организация общественных работ — 143,0; временная занятость подростков — 110,0; трудовая реабилитация инвалидов — 66,1.

3) Программы материальной поддержки лиц, признанных безработными — 6460,0. В том числе: пособия по безработице лицам, признанным безработными, включая задолженность по выплате указанных пособий за 1996 г. — 5643,3; материальная помощь безработным — 174,3; выплата досрочных пенсий, включая задолженность по выплате досрочных пенсий за 1996 г. — 642,4.

5) Капитальные вложения — 100,0.

6) Фонд оплаты труда сотрудников территориальных органов федеральной государственной службы занятости населения — 439,8.

7) Начисления на заработную плату — 173,7.

8) Коммунальные услуги — 166,6.

9) Командировочные расходы — 7,2.

10) Приобретение оборудования и инвентаря — 59,2.

11) Капитальный ремонт — 138,6.

12) Прочие расходы — 100,7.

Возмещение расходов, связанных с использованием займа Международного банка реконструкции и развития, — 18,5.

Средства фонда централизуются на федеральном уровне за счет отчисления 20% от сумм формируемых на территориях субъектов РФ обязательных страховых взносов работодателей и направляются на финансирование федеральных и межрегиональных программ содействия занятости населения, а также на поддержку территорий с напряженной ситуацией на рынке труда.

Министерству труда и социального развития РФ предоставлено право безакцептного списания средств, подлежащих перечислению в федеральную часть, со счетов территориальных органов Федеральной государственной службы занятости населения.

Министерству труда и социального развития РФ и Службе занятости дано право предоставлять организациям рассрочки на погашение задолженности по страховым взносам и начисленной пени с учетом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых между Службой занятости и плательщиками страховых взносов.

Ставка взносов в фонд составляет 1,5%. Страховые взносы в Государственный фонд занятости населения РФ не начисляются на следующие виды выплат:

1) выходное пособие при увольнении;

2) денежная компенсация за неиспользованный отпуск, а также сохраняемый средний заработок, выплачиваемый в размерах, предусмотренных законодательством РФ, на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

3) суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием;

4) суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством в возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Фонд занятости населения РФ — государственный внебюджет­ный фонд, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной полити­ки занятости населения. Средства Фонда занятости находятся в государственной собственности РФ, в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета РФ по занятости населения и подве­домственных ему территориальных органов федеральной службы занятости населения (кроме районных в городах). Доходы Фонда занятости формируются за счет:

· отчислений из фондов занятости, формируемых в республи­ках в составе РФ, автономной области, автономных округах, кра­ях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, в части обяза­тельных страховых взносов работодателей и работающих;

· ассигнований из федерального бюджета РФ;

· доходов от размещения средств федеральной части Фонда занятости на депозитных счетах в учреждениях ЦБ РФ; от приобретения краткосрочных государственных ценных бумаг; от учредительской деятельности организаций, непосредственно способствующих функционированию службы занятости; от кредитных вложений организациям, осуществляющим по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных гра­ждан с последующим их обязательным трудоустройством;

· добровольных взносов предприятий, общест­венных организаций и граждан.

Средства Фонда занятости направляются:

· на мероприятия по профориентации, профессиональной под­готовке и переподготовке безработных граждан, включая содер­жание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучаю­щимся по направлению органов службы занятости;

· на организацию общественных работ;

· на выплату пособий по безработице; компенсаций материаль­ных затрат безработным гражданам в связи с добровольным переездом по предложению службы занято­сти; оказание материальной и иной помощи членам семьи безра­ботного, находящимся на иждивении; гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечени­ем установленного законодательством срока его выплаты;

· на возмещение затрат ПФР в связи с на­значением досрочных пенсий;

· на мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, специализированных рабо­чих мест (производств) для граждан, особо нуждающихся в соци­альной защите; по развитию предпринимательской деятельности безработных граждан;

· на расходы по анализу рынка труда, расходы в связи с разра­боткой баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

· на создание и содержание информационных систем рынка ра­бочей силы и разработку их программного обеспечения, включая приобретение технических средств;

· на издание нормативных и методических материалов, а также бланочной продукции общероссийского образца и обеспечение ими органов службы занятости;

· на осуществление информационно-справочной и рекламно-издательской деятельности по вопросам занятости населения;

· на научно-исследовательские работы по проблемам занятости населения;

· на организацию международного сотрудничества в решении про­блем занятости населения, включая вопросы трудовой деятельности граждан РФ за рубежом и иностранных граждан на территории РФ;

· на содержание органов службы занятости и ревизионных ко­миссий, в т.ч. расходы на социально-бытовые нужды и меди­цинское обслуживание работников по нормам и нормативам, принятым для подразделений ис­полнительных органов власти;

· на подготовку и повышение квалификации кадров службы занятости и содержание учебно-методической базы; на проведение семинаров, совещаний и других организацион­но-методических мероприятий.

Наибольший удельный вес в расходах Государственного фонда занятости занимают: выплата пособий и материальная помощь; финансирование материальной поддержки лиц, признанных без­работными; содержание службы занятости. Для усиления контроля использования средств внебюджетных социальных фондов, строгой адресности предоставляемых ими услуг возможна кон­солидация некоторых из них, например, Государственного фонда занятости населения РФ — отдельной статьей бюджета.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Читайте также: