Государственный доклад о состоянии окружающей среды республики коми в 2019 году

Обновлено: 03.07.2024

от 16 декабря 2020 года N 2314

Об утверждении доклада "Обобщение правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми осуществления регионального государственного экологического надзора за 2020 год"

Утвердить доклад "Обобщение правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми осуществления регионального государственного экологического надзора за 2020 год" согласно приложению к настоящему приказу.

Утвержден
Приказом
Министерства
природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Республики Коми
от 16 декабря 2020 г. N 2314
(приложение)

ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА 2020 ГОД

1. Сведения о состоянии соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

Минприроды Республики Коми осуществляет региональный государственный экологический надзор, включающий в себя:

- региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

- региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной (далее - региональный государственный надзор).

Основные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и осуществление регионального государственного надзора:

- приказ Минприроды Республики Коми от 27.02.2019 N 312 "Об утверждении административного регламента осуществления регионального государственного экологического надзора";

Перечни уполномоченных должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор на территории Республики Коми, утверждены приказом Минприроды Республики Коми от 10.01.2018 N 21 "О должностных лицах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, уполномоченных осуществлять региональный государственный экологический надзор".

По состоянию на 01.12.2020 на территории Республики Коми на государственный учет поставлено 1534 объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее - объект НВОС).

Согласно перечню пользователей водными объектами, подлежащими региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, на территории Республики Коми количество объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов - 2 834, количество объектов, находящихся в пользовании - 415, количество пользователей водными объектами - 123.

На территории Республики Коми на учете числится 237 недропользователя; 1549 объектов пользования, подлежащих государственному геологическому надзору; из них 731 распределенные участки недр местного значения (294 - месторождения общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ); 480 - месторождения подземных вод); 333 месторождений ОПИ, находящиеся на нераспределенных участках недр; 468 торфяных месторождений с разведанными и предварительно оцененными ресурсами торфа категории А, В, С, Р1 и Р2.

Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год было предусмотрено проведение 70 плановых проверок в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора, что на 212,12% больше, чем было согласовано к проведению в 2019 году.

Данное увеличение связано с изменением подхода к формированию плана проверок с учетом риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности, проведенной работой по согласованию плановых проверок с иными надзорными органами. В связи с этим, при согласовании плана на 2020 год органами прокуратуры исключены меньше проверок по сравнению с 2019 годом.

По итогам проведения плановых проверок выявлено 18 нарушений природоохранного законодательства. К административной ответственности привлечено 3 юридических лица (в виде предупреждения) и 3 должностных лица. Общая сумма штрафных санкций составила 52 тыс. рублей. Оформлено 12 предписаний об устранении нарушений обязательных требований.

Наиболее распространенными нарушениями, выявляемыми должностными лицами при проведении плановых проверок в отчетный период являлись:

- отсутствие учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - нарушение несет средний риск причинения вреда охраняемым законом ценностям;

- не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля - низкий риск причинения вреда, охраняемым законом ценностям;

- не осуществлено отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности - средний риск причинения вреда, охраняемым законом ценностям;

- пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами - высокий риск причинения вреда, охраняемым законом ценностям.

Государственными инспекторами в 2020 году в рамках контроля за исполнением предписаний, выданных по результатам проведения ранее плановых проверок, проведено 11 внеплановых проверки. По результатам проведения которых установлено 3 случая неисполнения в срок законного предписания об устранении нарушений. Виновные лица привлечены к административной ответственности. Количество внеплановых проверок по сравнению с 2019 годом сократилось в 3,45 раза. Снижение показателя связано с досрочным выполнением субъектами проверок выданных предписаний, в связи с чем проведение внеплановых проверок в отношении данных лиц признано нецелесообразным.

Наиболее распространенной формой проведения контрольно-надзорных мероприятий, как и в предыдущие годы является проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В 2020 году инспекторским составом министерства было проведено 939 таких мероприятия.

По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий и административных расследований инспекторами министерства выявлено 290 нарушений требований природоохранного законодательства.

В отношении нарушителей природоохранного законодательства, в том числе по материалам, поступающим на рассмотрение из иных контрольно-надзорных органов и органов прокуратуры, вынесено 391 постановление о назначении административного наказания. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила 8572,5 тыс. рублей. Кроме того, присуждены дополнительные меры наказания для 32 граждан в виде конфискации орудий лова (добычи).

Министерством проведена следующая работа по расчету и взысканию вреда, причиненного природным объектам.

1. В I полугодии 2020 года добровольно возмещен ущерб на сумму 258,189 тыс. руб., предъявленный в 2019 году МУП "Энергия" по факту аварийного сброса неочищенных сточных в руч. Безымянный в местечке Подворье с. Зеленец МО МР "Сыктывдинский" (размер рассчитанного вреда составил 309,689 тыс. руб., из которых в 2019 году возмещено - 51,5 тыс. руб.).

2. По факту порчи земель в СП "Щельябож" МО ГО "Усинск", а также в Мутно-Материкском участковом лесничестве ГУ "Усинское лесничество" в Арбитражный суд Республики Коми подано исковое заявление о взыскании размера вреда, причиненного почвам в размере 710,775 тыс. руб. Решением Арбитражного суда Республики Коми исковые требования Минприроды Республики Коми удовлетворены полностью. Решение обжаловано Обществом во Второй Арбитражный апелляционный суд. ОАО "Севергеофизика" ущерб в размере 710,775 тыс. руб. уплачен.

3. В ходе планового (рейдового) осмотра, проведенного на территория СП "Айкино", район месторождения песка "Айкино"; выявлено безлицензионное пользование недрами. Направлено претензионное письмо о добровольном возмещении ущерба в размере 45,045 тыс. руб.; ущерб оплачен полностью 17.07.2020.

4. По информации от ГУ "Койгородское лесничество" о факте несанкционированного природопользования в части самовольной добычи ОПИ (песок) в квартале 403 выдел 16 Ужгинского участкового лесничества возбуждено дело об административном правонарушении в отношении неустановленного лица по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в ходе которого установлено виновное лицо - должностное лицо ООО "ФорестТрейд" - мастера леса Русина А.Ф., которому предъявлена досудебная претензия о добровольном возмещении вреда причиненного недрам от 30.09.2020 на сумму 33,82836 тыс. руб.

5. В ходе планового (рейдового) осмотра, проведенного 07.11.2019, на территории земельного лесного участка в квартале 49 Занульского участкового лесничества ГУ "Прилузское лесничество" установлен сброс жидких бытовых отходов. По результатам административного расследования установлено виновное лицо - ООО "Лузалес", которому 28.04.2020 было направлено претензионное письмо о добровольном возмещении ущерба, причиненного почвам на сумму 1,6 тыс. руб.; ущерб оплачен полностью 17.09.2020.

6. В рамках плановых (рейдовых) осмотров в границах заказников республиканского значения в результате незаконных действий за 2020 года водным биологическим ресурсам причинен ущерб на сумму 156,975 тыс. руб., из них оплачено добровольно - 99,625 тыс. руб. В отношении неоплаченного ущерба претензионная работа не проводилась, так как не наступил срок добровольной оплаты.

7. По факту разлива нефтепродуктов в п. Благоево Удорского района на производственной территории котельной АО "Коми тепловая компания" направлено требование о добровольном возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 1 268,475 тыс. руб. Обществом 04.12.2020 поданы возражения.

Наиболее распространенными нарушениями, выявляемыми при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия, являются:

Самая большая проблема в Коми – много несанкционированных свалок, которые находятся в лесах и вблизи населённых пунктов.

Татьяна Плато: Самая большая проблема – много несанкционированных свалок, которые находятся в лесах и вблизи населённых пунктов. Более того, на некоторые незаконные объекты продолжают сваливать мусор. И это вызывает тревогу.
Сегодня главы муниципалитетов не могут ликвидировать свалки в границах поселений, потому что средств на это у них по­просту нет. Силами волонтёров и местных жителей во время природоохранных акций убрать такие объёмы тоже нереально. Полномочия по ведению лесного хозяйства Федерация передала регионам. Вместе с тем средства на ликвидацию свалок в лесном фонде, к сожалению, в рамках выделяемых субвенций не предусмотрены.

Региональные власти должны не просто выполнять спущенные из Москвы поручения, а активно действовать – иначе мы все просто утонем в мусоре.

Вторая серьёзная экологическая проблема, характерная для Коми, – нефтеразливы. Это связано прежде всего с износом трубопроводной системы. Да, нефтяные компании, которые сегодня работают в республике, реализуют природоохранные программы, которые в том числе включают мероприятия по предупреждению и ликвидации аварийных разливов, по замене трубо­проводов. Но их, к сожалению, недостаточно: разливы продолжаются (сейчас объём нефтеразливов составляет 62,45 кубометра на 4,5 га. – Ред.). Основные районы добычи нефти в республике – это пограничные с арктической зоной территории в бассейне магистральных рек, которые протекают через арктическую зону и впадают в Северный Ледовитый океан. В случае аварийных разливов страдает не только экосистема водного объекта, но и экосистема арктических территорий, которая наиболее уязвима к антропогенному воздействию.

Депутаты регионального парламента в 2018 г. разработали законопроект о запрете использования нефтепроводов более 20 лет. Считаю, что более правильным будет на законодательном уровне создать механизмы стимулирования нефтяных компаний для инвестирования в замену ветхих и аварийных нефтепроводов.

– Сегодня в Коми не хватает легальных полигонов. При этом действующие заполнены на 70%. Зато число несанкционированных свалок, по мнению экологов, просто зашкаливает: их 350! А комплексы по сортировке и утилизации ТКО пока отсутствуют. Вы бы как оценили перспективы их создания в Коми?

Кстати

Ежегодно в России разливается около 20 млн тонн нефти. Она очень долго и сложно разлагается в природе, образуя ядовитые вещества. Нефть проникает в почву, воду, в результате гибнет всё живое. Если разливы на поверхности рек, то неминуемо страдают водоплавающие: их оперение уже нельзя очистить от нефти, птицы не могут летать и плавать, гибнет и рыба.

Всего по результатам настоящей проверки выявлено 109 нарушений закона. Внесено 48 представлений, одно исковое заявление направили в суд.

Читайте также: