Доклад учителя географии на методическом объединении в школе

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад учителя географии Малышевой Жанны Кирилловны на методическом объединении

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках предоставляет широкий выбор содержания,форм,средств,методов получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной деятельности; способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности школьников. Применение средств ИКТ в учебном процессе дает возможность, и, позволяет работать в различных направлениях: освоение предметной области на разных уровнях глубины и деятельности, выработка предметных и надпредметных умений и навыков, проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, восстановление пробелов в знаниях, умениях и навыках, контроль и оценивание уровней знаний и умений.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров, таким например, как по типу информации: электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией(учебники, учебные пособия, задачники, тексты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы); электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией(коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные практикумы, символьные объекты: схемы, диаграммы); Электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (музыкальные произведения звуков живой и неживой природы); электронные и информационные ресурсы с видеоинформацией(видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии,словари).Географическая наука движется вперед семимильными шагами и её проекция –школьный предмет географии- должна, как минимум, поспевать за этими изменениями. В географии заложены огромные возможности применения ИКТ. Основные виды работ, которые проводим с использованием ИКТ: урок, создание презентаций, подготовка к ЕГЭ, контроль знаний, диагностика, мониторинг, составление графических отчетов, исследовательская работа с использованием Интернет-ресурсов. В кабинете географии ,используя мультимедийный проектор ведется работа ЦОР и ЭОР для 6-10 классов. Электронные учебные пособия не только позволяют активизировать учебно-познавательную деятельность, но и позволяют осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, дают возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Мультимедийные учебные пособия позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему. Сочетание компьютерных технологий с традиционными позволяет достичь максимального уровня в обучении географии. Использование компьютера на уроке помогает решать следующие проблемы: формировать мотивацию и интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке. Он позволяет накапливать и сохранить дидактическую базу, решить проблемы наглядности. Любой этап урока можно значительно оживить внедрением новых технических средств, и, как ни похожи уроки разных учителей, работающих по одинаковым учебникам, так не похожи будут и компьютерные уроки разных педагогов.

В образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Среди них особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно – и зрительно, и на слух. Существует три основных вида работы с электронной интерактивной картой: работа со слоями карты, работа с дополнительным материалом, использование дополнительных возможностей программы(выполнение рисунков, надписей и др.)

РАБОТА СО СЛОЯМИ КАРТЫ.

РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а так же хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ.

Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов.на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию. Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры и терминов), позваляет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку обьектов.

Можно отметить следующие достоинства приминения интерактивных карт в процессе обучения:

Концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала;

Позволяет сочетать устный лекционный материал с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видио и звуковой информации, что делает учебный процесс интересным, наглядным и убедительным.

Дает возможность проверить знания в интерактивном режиме,совсестно в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т.д.

Возможности ИКТ можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов как учителем так и учащимися. Используя табличный процессор Microsoft Excel , можно создать контролирующие тесты по различным разделам курса. В подготовке к ОГЭ можно использовать различные демонстрационные тестовые материалы, позволяющие учащемуся после решения типовых заданий проверить свои знания и подкорректировать допущенные ошибки.

География-это такой школьный предмет, в котором наряду с традиционными формами и средствами обучения заложены огромные возможности для применения ИКТ. Это могут быть и общедоступные средства майкрософт офис, интернет, текстовый редактор майкрософт ворд и пауэрпоинт и другие.

Применение ИКТ направлено на формирование интеллектуальных умений и самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Данные технологии позволяют вносить совершенно новые компоненты в содержание урока,организовывать учебный процесс с четко заданной целью и планируемым результатом. ИКТ можно применять на уроках разного вида. Незаменимы компьютерные технологии при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений, демонстрации учебных материалов, при работе с номенклатурой и статданными.

Способы использования ИКТ: классно-урочная система, индивидуальное обучение, занятия в классе под руководством педагога, самостоятельная работа, дистанционное обучение.

Достоинства применения ИКТ: универсальность (возможность сочетания с любым из учебно-методических комплексов и при любом оснажении компьютерами), эффективность приминения на всех этапах учебного процесса, гибкость(возможность самостоятельно строить урок из имеющегося материала), наглядность, удобство, воздействие на все виды памяти.

ИКТ способствует совершенствованию методики преподавания географии в условиях сокращения времени на ее изучение в школе. Облегчает организацию учебной деятельности, упрощает ее планирование. Способствует более эффективному использованию объяснительно- иллюстративного метода ( например, при необходимости в частой смене карт, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника). Дает возможность увеличить число заданий практического характера, предназначенных для проверки сформированости у школьников умений работать с различными источниками географической информации и решать задачи, с которыми они могут встретиться в жизни. Облегчает сборы хранения разнообразной информации, создает оптимальные условия для поиска и творческого применения собранного материала. Облегчает процесс выявления пробелов в знаниях учащихся и их коррекции; диагностики, мониторинга качества обучения; оценки деятельности школьников.

Презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту. Позволяют не только показать географический объект, но и вынести ключевые определения, связанные с его изучением. Позволяют представить вопросы или задания текста в электронном виде, что экономит бумагу и время. Дают возможность использовать кинофрагмент, не теряя времени на включение видеомагнитофона. Открывают новые возможности использования картографического метода обучения. Способствуют созданию ситуаций проблемного обучения. Способствуют внедрению учебных проектов в образовательный процесс.

А что же дают ИКТ обучающимся?

Но особое значение имеют ИКТ для подготовки и представления научно-практических работ обучающихся, а также при подготовке выпускников к ЕГЭ, для повторения материала и для отработки навыков работы с тестами. Незаменимы компьютерные технологии про проведении внеклассных мероприятий. Применение ИКТ открывает новые возможности для игр, викторин, соревнований, так как может динамично менять задание, переходить к новым конкурсам. На уроках и во внеурочное время используют Интернет. Путешествие по сети стирает географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. Интернет- это и превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Осуществление преемственности системы географического образования на основе формирования признаков каждой ступени способствует повышению качества географического образования.

Учитель географии МБОУ СОШ №2 Устинов А.П.

В основе ФГОС, как и в предшествующих проектах образовательных стандартов, лежит принцип преемственности. Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

Преемственность в условиях реализации ФГОС ОО рассматривается как механизм передачи эффективных способов деятельности, показывающая степень включения обучающегося в учебный процесс. Содержание обучения и способы его изложения должны обеспечивать эффективные способы деятельности учащихся. Работа над учебными географическими умениями и их совершенствование проводятся в логической последовательности: начальная школа (как пропедевтика предмета географии) – основная – старшая школа. Аспект преемственности географических знаний и умений предусматривает построение содержания, обеспечивающего формирования у учащихся географической картины мира, географического мышления и знакомящего с методами и языком географии, т.е. формирование элементов географической культуры учащихся, которая формируется на протяжении всего школьного образования.

Осуществление преемственности системы географического образования на основе формирования признаков каждой ступени способствует повышению качества географического образования.

Существует необходимость рассмотреть вопросы преемственности при переходе к разным ступеням обучения географии и проблемы их обеспечения на уровне:

Содержания географического образования;

На основе содержания учебников;

Организационных форм обучения;

Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов и форм обучения. т.е. в конечном счёте – единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования (А.А. Леонтьев).

Преемственность это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании.

Применительно к обществу различают две стороны преемственности:

1.передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению

2.усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой.

Преемственность объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования - обеспечение этой необходимой связи, согласованность, взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов системы.

Для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении географии, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

1. Успех в обучении умениям определяется во многом преемственностью, их развитием от урока к уроку, от одной темы к другой. Учитель должен непрерывно следить за степенью освоения умения. Этот процесс должен найти отражение в сетке календарно-тематического планирования.

Кроме этого при составлении тематических планов среди различных типов уроков целесообразно выделять специальные уроки, ведущей задачей которых выступает формирование и совершенствование географических умений обучающихся. Такие уроки проводятся как уроки-практикумы, которые по дидактической цели ориентированы на обучение приёмам и способам действий, их систематизацию и обобщение, а также проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными умениями.

2. Необходимо координировать работу по формированию и развитию умений школьников с учителями-предметниками. Например, при формировании умения составлять топографический план или строить графики и диаграммы, необходим контакт с учителями математики для выяснения подготовленности учащихся к вычислительным, измерительным и графическим работам.

4 После постановки задач при выполнении работы необходимо напомнить способы действий (активизировать ориентировочную основу действий).

5. Задания для практических работ могут иметь следующие формы:

На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

Таким образом, можно выделить некоторые особенности познавательных задач, практических заданий, учебных диалогов и ролевых игр, определившие выбор их как методического условия обеспечения преемственности:

1) использование указанных форм организации познавательной деятельности должно соответствовать возрастным особенностям учащихся;

2) в ходе решения практических задач активизируется мышление учащихся, устанавливаются цепи умозаключений, обеспечивается развитие школьников, а, следовательно, реализуется логический аспект преемственности;

3) указанные формы организации обучения формируют базу географических фактов и определенный запас номенклатуры, а также картографические представления, и тем самым обеспечивают реализацию логико-содержательного аспекта преемственности;

4) задачи, ролевые игры и учебные диалоги позволяют ребенку осознать значимость получаемых знаний и умений в повседневной жизни, что соотносится с ценностно-смысловым аспектом преемственности. Учебная задача - задания, в которых субъект на основе известного осуществляет целенаправленный поиск неизвестного через включение промежуточных мыслительных действий.

- составлять схемы, таблицы, аннотации, планы;

- решать творческие учебные задачи;

- анализировать, сопоставлять, делать выводы;

- давать собственную оценку фактам;

- последовательно излагать свои мысли.

Хотелось бы отметить, что в нашей школе успешно решаются вопросы преемственности географического образования на основе содержания учебников: "Окружающий мир" Плешакова + линия учебников УМК Домогацких издательства "Русское слово".

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Методическое объединение учителей географии. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Состав МО В методическом объединении работают 23учителя Из них: 8 человек с 1 квалификационной категорией 2 человека с высшей квалификационной категорией 12 человек со второй квалификационной категорией Это опытные работники имеющие стаж работы от 15 до30 и более лет. Многие учителя совмещают несколько предметов.

Методическая тема Единое информационное методическое пространство, как условие повышения профессиональной компетентности педагога.

Задачи МО Развитие и совершенствование инновационных технологий как одного из условий модернизации географического образования. Создание сайта учителей географии в рамках единого информационного пространства района. Формирование у учащихся потребности к самообразованию и самовоспитанию с использованием разнообразных источников знаний. Развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих социальную мобильность в обществе.

Основные направления в работе МО Работа учителя в едином информационном пространстве. Использование в работе учителя современных педагогических технологий. Формирование компетентности педагога.

Основные мероприятия по третьему направлению Участие в районной научно-практической конференции ЕГЭ по географии (выступление) Работа с неуспевающими детьми на уроках географии (выступление) Новые образовательные стандарты Использование потенциала сельского социума на уроках географии (выступление) Работа учителя с различными источниками информации Создание электронного портфолио (работа инициативной группы)

Результаты работы МО Проведено 6 методических объединений. Заслушаны выступления по темам: 1.Приоритетные направления в деятельности учителя географии в 2009-2010 учебном году. 2. Единое информационное пространство в работе учителя. 3. Знакомство с Интернет ресурсами. 4. Подготовка учащихся к ЕГЭ по географии. 5. Использование образовательных ресурсов в сельском социуме. 6. Работа с неуспевающими детьми на уроках географии. 7. Элементы современных педагогических технологий на уроках географии. 8. Интересные факты, новое в мире. 9. Практическая направленность преподавания географии на основе принципа краеведения.

Аттестация педагогов Фомина В.В. учитель географии и биологии, МОУ СОШ №5 Петрова О.В. учитель географии Фоминской СОШ Клявузова Т.Г. учитель географии Савинской ООШ

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Методическое объединение учителей географии. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Состав МО В методическом объединении работают 23учителя Из них: 8 человек с 1 квалификационной категорией 2 человека с высшей квалификационной категорией 12 человек со второй квалификационной категорией Это опытные работники имеющие стаж работы от 15 до30 и более лет. Многие учителя совмещают несколько предметов.

Методическая тема Единое информационное методическое пространство, как условие повышения профессиональной компетентности педагога.

Задачи МО Развитие и совершенствование инновационных технологий как одного из условий модернизации географического образования. Создание сайта учителей географии в рамках единого информационного пространства района. Формирование у учащихся потребности к самообразованию и самовоспитанию с использованием разнообразных источников знаний. Развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих социальную мобильность в обществе.

Основные направления в работе МО Работа учителя в едином информационном пространстве. Использование в работе учителя современных педагогических технологий. Формирование компетентности педагога.

Основные мероприятия по третьему направлению Участие в районной научно-практической конференции ЕГЭ по географии (выступление) Работа с неуспевающими детьми на уроках географии (выступление) Новые образовательные стандарты Использование потенциала сельского социума на уроках географии (выступление) Работа учителя с различными источниками информации Создание электронного портфолио (работа инициативной группы)

Результаты работы МО Проведено 6 методических объединений. Заслушаны выступления по темам: 1.Приоритетные направления в деятельности учителя географии в 2009-2010 учебном году. 2. Единое информационное пространство в работе учителя. 3. Знакомство с Интернет ресурсами. 4. Подготовка учащихся к ЕГЭ по географии. 5. Использование образовательных ресурсов в сельском социуме. 6. Работа с неуспевающими детьми на уроках географии. 7. Элементы современных педагогических технологий на уроках географии. 8. Интересные факты, новое в мире. 9. Практическая направленность преподавания географии на основе принципа краеведения.

Аттестация педагогов Фомина В.В. учитель географии и биологии, МОУ СОШ №5 Петрова О.В. учитель географии Фоминской СОШ Клявузова Т.Г. учитель географии Савинской ООШ

Читайте также: