Чайтья в карли доклад

Обновлено: 16.05.2024

Всеобщая история искусств

От редакционной коллегии

Основные этапы развития первобытного искусства

Искусство передней Азии (И.Лосева)

Древнейшая культура племен и народов Двуречья (4 - начало 3 тысячелетия до н.э.)

Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.)

Искусство Аккада (24 - 23 вв. до н.э.)

Искусство Шумера (23 - 21 вв. до н.э.)

Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.)

Искусство хеттов и митанни (18 - 8 вв. до н.э.)

Искусство Ассирии (9 - 7 вв. до н.э.)

Искусство Нововавилонского царства (7 - 6 вв. до н.э.)

Искусство древнего Египта (М.Матье)

Сложение древнеегипетского искусства (4 тысячелетие до н.э.)

Искусство Древнего царства (3200 - 2400 гг. до н.э.)

Искусство Среднего царства (21 в. — начало 19 в. до н.э.)

Искусство первой половины Нового царства (16 - 15 вв. до н.э.)

Искусство времени Эхнатона и его преемников (конец 15 — начало 14 в. до н.э.)

Искусство второй половины Нового царства (14 - 2 вв. до н.э.)

Искусство позднего времени (11 в - 332 г. до н.э.)

Искусство Древней Греции (Ю.Колпинский)

Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции

Искусство Гомеровской Греции

Искусство Греческой архаики

Искусство Греческой классики (Начало 5 — середина 4 в. до н.э.)

Искусство высокой классики (450 - 410 гг. до н.э.)

Искусство поздней классики (От конца Пелопоннесских войн до возникновения Македонской империи)

Эллинистическое искусство (Е. Ротенберг)

Искусство эпохи эллинизма

Искусство древнего Рима (Н.Бритова)

Искусство древнего Рима

Искусство Римской республики

Искусство Римской империи 1 в. н. э.

Искусство Римской империи 2 в. н.э.

Искусство римских провинций 2 - 3 вв. н.э.

Искусство Римской империи 3 - 4 вв

Искусство Северного Причерноморья

Искусство Древнего Закавказья

Искусство Древнего Ирана (И.Лосева, М.Дьяконов)

Искусство Средней Азии

Искусство Древней Индии

Искусство Древнего Китая

Всеобщая история искусств в шести томах. Том 1 (с иллюстрациями) - _1.jpg

Всеобщая история искусств

От редакционной коллегии

Б.В.Веймарн, Б.Р.Виппер, А.А.Губер, М.В.Доброклонский, Ю.Д.Колпинский, В.Ф.Левенсон-Лессинг, К.А.Ситник, А.Н.Тихомиров, А.Д.Чегодаев

Том первый. Искусство Древнего мира: первобытное искусство, искусство Передней Азии, Древнего Египта, эгейское искусство, искусство Древней Греции, эллинистическое искусство, искусство Древнего Рима, Северного Причерноморья, Закавказья, Ирана, Древней Средней Азии, древнейшее искусство Индии и Китая.

Том второй. Искусство Средневековья. Книга 1: искусство Византии, средневековых Балкан, древнерусское искусство (до 17 века включительно), искусство Армении, Грузии, арабских стран, Турции, меровингское и каролингское искусство Западной Европы, романское и готическое искусство Франции, Англии, Нидерландов, Германии, Чехии, Польши, Эстонии, Латвии, Италии и Испании. Книга 2: искусство Средней Азии с 6 до 18 века, Азербайджана, Ирана, Афганистана; Индии с 7 до 18 века, Цейлона, Бирмы, Таиланда, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Индонезии; Китая с 3 до 18 века, Кореи, Японии. В этой же книге - искусство народов Древней Америки и Древней Африки.

Том третий. Искусство возрождения: искусство Италии с 13 до 16 века, Нидерландов, Германии, Франции, Англии, Испании, Чехии, Польши 15 - 16 веков.

Том четвертый. Искусство 17 - 18 веков в Европе и Америке: искусство Италии 17 - 18 веков, Испании, Фландрии, Голландии 17 века, Франции 17 - 18 веков, России 18 века, Англии 17 - 18 веков, США 18 века, Латинской Америки 17 - 18 веков и других стран.

Том пятый. Искусство 19 века: искусство народов России, Франции, Англии, Испании, США, Германии, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Голландии, Австрии, Чехии, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Сербии и Хорватии, Латинской Америки, Индии, Китая и других стран.

Том шестой. Искусство конца 19 - 20 века: русское искусство 1890-1917 годов, искусство Франции, Англии, США, Германии и других стран Западной Европы и Америки конца 19 - начала 20 века, советское искусство, современное искусство стран Западной Европы и Америки, стран народной демократии, Китая, Индии и других стран Востока.

В шестом томе будет помещена подробная сводная библиография по всей мировой истории искусства.

Кроме иллюстраций на таблицах и рисунков в тексте к каждой главе будут даны карты с указанием мест археологических находок, художественных центров, местонахождений архитектурных сооружений.

Авторами глав первого тома являются:

Происхождение искусства - Н. А. Дмитриева.

Основные этапы развития первобытного искусства - В. В. Шлеев.

Искусство Передней Азии - И. М. Лосева.

Искусство Древнего Египта - М.Э-Матье.

Эгейское искусство - Н. Н. Бритова.

Искусство Древней Греции - Ю. Д. Колпинский.

Искусство эпохи эллинизма - Е. И. Ротенберг.

Искусство Древнего Рима - Н. Н. Бритова.

Искусство Северного Причерноморья - Н. Н. Бритова.

Искусство Закавказья в древности - В. В. Шлеев.

Искусство Древнего Ирана - И. М. Лосева (ахеменидский Иран) и М. М.Дьяконов (сасанидский Иран).

Искусство Древней Средней Азии - М. М. Дьяконов.

Искусство Древней Индии - Н. А. Виноградова и О. С. Прокофьев.

Искусство Древнего Китая - Н. А. Виноградова.

В редактировании некоторых глав первого тома принимали участие Б. В. Веймарн (искусство Передней Азии, Ирана, Средней Азии, Китая) и Е.И.Ротенберг (римское искусство).

Подбор иллюстраций и макет тома сделаны А. Д. Чегодаевым и Р. Б. Климовым при участии Т. П. Каптеревой, А. Г. Подольского и Е.И.Ротенберга.

Карты выполнены художником Г. Г. Федоровым, рисунки в тексте - художни ками Ю. А. Васильевым и М. Н. Машковцевым.

Указатель составлен Н. И. Беспаловой и А. Г. Подольским, пояснения к иллюстрациям - Е. И. Ротенбергом.

Консультации и рецензирование проводили Институт истории искусств Академии Наук СССР, Институт истории материальной культуры Академии Наук СССР, сектор Древнего Востока Института востоковедения Академии Наук СССР, Институт истории Грузинского искусства Академии Наук Грузинской ССР, Институт архитектуры и искусства Академии Наук Азербайджанской ССР, Сектор истории искусств Академии Наук Армянской ССР, Институт теории и истории архитектуры Академии Архитектуры СССР, кафедры истории искусств Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского Государственного художественного института им. В. И. Сурикова и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Государственный Эрмитаж, Государственный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музей восточных культур, Государственный музей искусств Грузии.

Пещеры Карли — это комплекс древних буддийских вырезанных в скалах пещер в Карли в 11 км. от г. Лонавала в индийском штате Махараштра. Другие пещерные святилища в этом регионе — пещеры Бхаджа, Патан, Бедсе и Пандавлени (Насик). Считается, что самый древний из пещерных храмов Карли датируется 160 годом до нашей эры, возникнув рядом с крупным древним торговым путем, идущим на восток от Аравийского моря в Деккан. В течение последующих семи веков в близлежащих скалах появились и другие святилища.

Многие торговцы и правители Сатаваханы выделяли немалые средства на строительство этих пещер. Пещеры Карли в Махараштре выгодно расположились в области на границе между Севером и Югом Индии и исторически были связаны с буддийской сектой Махасангхика, которая имела большую популярность и богатых покровителей в этом регионе Индии. Буддийские монахи поддерживали постоянный контакт с торговцами, размещая как правило свои монастыри и храмы вблизи основных торговых путей, чтобы обеспечить возможность ночлега для путешествующих торговцев.

Пещерный комплекс Карли построен на скалистом склоне холма Сахъядри примерно в 60 километрах от г. Пуна, с большими окнами, вырезанными в скале, чтобы освещать внутренние помещения. Всего в группе 16 пещер, 3 из которых — пещеры Махаяны, остальные — пещеры Хинаяны. Пещеры Карли считаются одними из самых ранних буддийских святынь в Индии, что делает из значительной культурной достопримечательностью Индии.

Храмы типа чайтья, строившиеся в дереве и кирпиче, были широко распространены по всей стране, до наших дней сохранились лишь пещерные чайтья. Главная особенность пещерных чайтья в том, что в них явственно видимы следы их происхождения от деревянных построек. Храмы вырубались в скальных породах, даже отдельные скульптуры на невысоких основаниях на самом деле вырезаны в скале вместе со своими постаментами.

Чайтья в Карли — одно из лучших архитектурных сооружений Индии этого периода. В ней ярко проявилась самобытность древнего искусства и характерные черты культовой индийской архитектуры. Скульптура пещерных храмов обычно служит гармоничным дополнением архитектурных деталей фасада, капителей и т. п. Ярким образцом декоративной скульптуры пещерных храмов является упомянутое оформление капителей чайтьи, образующее своеобразный фриз над рядом колонн зала.

Перед входом установлены две свободно стоящие колонны-стамбхи с полигональным в плане стволом, лотосовидной капителью, над которой находятся фигуры львов, в древности поддерживавшие огромные металлические колеса. В вестибюле стены были до потолка покрыты многоярусными арочными рельефами, нижний ярус образовывали фигуры львов.

Войдя внутрь, паломники попадали в таинственное, полутемное пространство святилища с блестящими, отполированными, как стекло, стенами и полом, в которых отражались блики света. Огромный внутренний зал имеет апсидальный план; два ряда колонн разбивают внутреннее пространство на три нефа, стволы колонн шестнадцатигранные, гладкие, капители лотосовидные. В апсиде колоннада описывает полукруг вокруг ступы. Скульптурные украшения у входа относятся к 6 в. н.э.

Восьмигранные монолитные колонны с пухлыми гранеными капителями завершены символическими скульптурными группами коленопреклоненных слонов с восседающими на них мужскими и женскими фигурами. Свет, проникающий через килевидное окно, освещает чайтью. Прежде свет рассеивался рядами деревянных орнаментированных решеток, что еще более усиливало атмосферу таинственности. Но и теперь, выступая в полумраке, колонны как бы надвигаются на зрителя. Токовые коридоры настолько узки, что за колоннами почти не остается пространства Стены вестибюля перед входом во внутреннее помещение чайтьи украшены скульптурой. У подножия стен стоят массивные фигуры священных слонов, исполненные в очень высоком рельефе.

В большинстве высеченных в скале чайтья кровельные балки исполнены в камне, что дает значительный визуальный эффект, но во многих случаях использовалась настоящая древесина, скорее по эстетическим причинам. В большинстве случаев древесина давно сгнила, как, например, в пещерах Канхери. Однако здесь большинство кровельных балок являются оригинальными, хотя некоторые из них были заменены при лорде Керзоне в 19 веке.

Сегодня пещерный комплекс Карли является охраняемым памятником археологической службы Индии и привлекает множество паломников и туристов.

Своеобразие традиционного индуистского мировоззрения, развитая и сложная мифологическая система и картина мира, а также пышная и весьма разнообразная окружающая природа (флора и фауна), породили удивительное, самобытное искусство древней и средневековой Индии. Однако при всём разнообразии форм искусства, используемых сюжетов и образов, можно выделить черты, общие для всех исторических этапов развития культуры Индии, позволяющие выявить характерные особенности и тенденции индийского изобразительного искусства. К ним относятся:

3. Синтез (тесная связь, единство) архитектуры, скульптуры и живописи , которые существуют неразрывно в едином художественном ансамбле;

4. Использование особой религиозно-философской символики в часто повторяемых, распространенных образах и сюжетах (например: слон, дерево Бо – символы Будды, колесо – символ бога Сурьи, круга Сансары и колеса Закона, запущенного Буддой и т.д.)

После того, как большая часть Индии объединилась для борьбы с армией Александра Македонского под властью династии Маурьев, начинается пора грандиозного строительства из камня, призванного увековечить новую государственную религию – буддизм .

В этот период активно развивается культовое буддийское зодчество. В эпоху Маурьев появляются все основные формы архитектуры, которые позже станут классическими для индийского искусства: ста́мбхи, ступы, пещерные храмы и монастыри . Что же они собой представляют?

Стамбхи

Стамбхи – это отдельно стоящие колонны, сделанные из камня. Символически они воспринимались, как ось мироздания, связывающая небо и землю. Такие сооружения возводились в Индии с древних времён, и посвящались они различным богам. Эта форма была приспособлена и к нуждам буддизма.

Делались они из цельного каменного блока. Их высота могла достигать 15 метров, а вес - 50 тонн. Поверхность буддистских стамбх тщательно полировалась, а затем на неё наносились надписи, содержание которых сводилось либо к государственным законам, либо к заповедям буддизма.

Надписи на таких колоннах считаются древнейшими памятниками индийской письменности. Но поскольку грамотных в Древней Индии было совсем немного, то рядом с каждым таким монументом находился специальный служащий, который пересказывал содержание надписи, всем, кто этим интересовался.

Капители (верхние части) этих колонн часто были скульптурными, их образы символизировали самого Учителя или главные идеи его учения.

Эту капитель венчают фигуры четырех львов (лев – один из символов Будды, которого называли "львом закона"). Когда то они служили опорой для "колеса закона". Его обломки хранятся в музее Сарнтахи.

Эта величественная четверка львов, спаянных спинами, восседает на круге, обод которого украшен рельефами льва, быка, слона и лошади – животных, символизирующих в данном случае стороны света. Так лев символизирует Север. Считается, что буддизм пришёл в индию именно оттуда. Слон, в сознании верующих был связан с Востоком и являлся одним из воплощений Будды (по легенде, мать будущего Будды, будучи беременной увидела во сне, как в её чрево вошёл белый слон). А родился принц Гаутама под знаком зодиака Быка (Тельца), который является символом Запада. И, наконец, юг ассоциировался в древними жителями Индии с лошадью (именно на коне, принц Гаутама отправился из дворца навстречу своему будущему Прозрению).

Ступы

Ступы (с санскрита это слово переводится, как "макушка", "узел волос", "куча камней") – сооружения мемориального характера, обычно выполняющие функцию реликва́рия (хранилища предметов, имеющих религиозную ценность и служащих предметом поклонения верующих). Они имеют форму полусферы, широкой частью, опирающейся на землю.

Предание гласит, что однажды ученики спросили Будду, какой надгробный памятник он пожелал бы для себя после смерти. Будда в ответ, молча расстелил на земле свой плащ и поставил на него перевёрнутую чашу для подаяний, с которой ходили по дорогам Индии монахи. Так, согласно легенде, появилась эта характерная архитектурная форма.

Самая древняя, из сохранившихся до нашего времени, ступа, построенная в Санчи (Центральная Индия). Её отличают крупный размер (диаметр основания – 32 метра) и уникальные рельефы, украшающие её ворота - тораны. На перекладинах ворот практически нет пустого места – всё заполнено фигурами и орнаментами.

Особое внимание привлекают фигуры якшинь – низших божеств, олицетворяющих плодородие и силы природы. В них воплощён эталон женской красоты Индии – пышнотелые, но гибкие и изящные, подобные цветущим растениям, радующие глаз своими формами и заключённой в них полнотой бытия.

Пещерная архитектура.

Пожалуй, это самые необычные памятники индийского искусства. Буддийские храмы и монастыри, в которых жили отшельники, проповедующие буддизм, высекались прямо в скалах.

Строительство велось сверху (от потолка) вниз – таким образом, зодчим не требовалось ни строительных лесов, ни подъемных механизмов и лебедок, ни связующих растворов, а также не надо было доставлять откуда-либо строительный материал.

Пещерные сооружения в Индии, согласно их назначению, были двух типов: храмы, которые называются ча́йтьи и монастырские комплексывиха́́ры (в ед. числе – виха́́ра) .

Чайтьи представляли собой величественные залы, разделённые колоннами на три части (нефы) и обильно украшенные рельефами, скульптурами, а иногда и живописью. В глубине чайтьи, напротив входа, обычно располагалась ступа.

Самая величественная чайтья была построена в период расцвета Кушанской Империи в Карли (Западная Индия). Её высота 15 метров, ширина 15,5 метров, длина 42 метра.

Все культовые постройки Древней Индии обильно украшались скульптурой, рельефами и росписями. Об этом я расскажу в другой статье.

Эта статья является одной из цикла публикаций, посвящённых культуре и искусству Древней и Средневековой Индии . Рекомендую ознакомится и с другими материалами по этой теме:


Ранние буддийские храмы чайтья, высеченные в скалах в III-II вв. до н.э. в Сити Мархи (Сон-Бхандоре), в Ломас Риши (скалах Барабара, штат Бихар), обнаруживают необычайное сходство с современным жилищем аборигенных племен тода.

Продолговатое в плане жилище тода имеет сводчатое перекрытие, устланное толстым слоем тростниковой соломы. С одного торца подковообразного очертания между каркасными стойками прорезан входной проем. В пещерном храме в Ломас Риши помещение, тоже вытянутое, в плане перекрыто сводом и имеет вход с торца.

Свод в пещерном храме Ломас Риши выполнен из досок, согнутых по длине дугой, сложенных в несколько рядов и подпертых снизу в продольном направлении брусками. Наклоненные внутрь столбы сдерживают внутренний распор свода. Довольно сложные и разнообразные конструктивные системы сводчатых перекрытий встречаются в буддийских монастырях: в Кондейне — I в. до н. э., а также в Бхадже — II в. до н. э.

В чайтье Бхаджи воспроизведена в камне деревянная конструкция соединенных между собой, наклоненных также внутрь, вертикальных опор и изогнутых, поставленных на ребро, досок свода, по которому уложены в продольном направлении рейки и потолок верхнего сводчатого покрытия. Более усовершенствованный вид сводчатого покрытия, поддерживаемого деревянными арочными строительными фермами, разработан в Кондейне.

Невиданными в истории мирового зодчества являются уцелевшие деревянные стропильные фермы двухтысячелетней давности, прикрепленные к сводчатому потолку , высеченной в скале чайтьи в Карли (I в. до н.э.). Здесь каменщики, вероятно, затрудняясь воспроизвести в скале ставшую канонической, сложную деревянную решетчатую систему, были вынуждены для полной иллюзии привычного вида подобного здания подвесить к каменному своду деревянную конструкцию. В крупных по размеру чайтьях с большим пролетом внутри ставились столбы, и центральная часть здания могла быть приподнята, создавая дополнительную возможность освещения при помощи верхних боковых световых проемов.

Карли. Буддийский храм — чайтья, I в. до н. э. Общий вид

Карли. Буддийский храм — чайтья, I в. до н. э. Интерьер

О внешнем облике подобного здания дает представление высеченная из монолита скалы так называемая ратха Бхима в Махабалипураме VII в. (штат Мадрас). Вероятно, в ратхе Бхимы была воспроизведена одна из ранних форм своеобразной индийской базилики, легший в основу типичной буддийской чайтьи. Трехнефный зал был, как правило, завершен в торце апсидой, в которой ставилась ступа. Центральный неф по ширине намного превосходит боковые.

Композиция плана буддийского храма типа чайтьи с течением времени усложнялась и совершенствовалась, превращаясь в целый комплекс, состоящий из молельни со ступой внутри, открытого вестибюля и внутреннего огороженного дворика. Перед входом в такой ансамбль для торжественности нередко ставились одна или две колонны со скульптурным завершением. Стена, отделяющая вестибюль от дворика, и ограда двора в скальных чайтьях сооружались из кирпича и дерева и потому во многих случаях не уцелели (сохранились лишь в чайтье Кришнаджири в Канхери, II в. до н. э.).

Карли. Буддийский храм — чайтья, I в. до н. э. продольный разрез, план

Классическим примером чайтьи развитого типа может служить пещерная чайтья в Карли (I в. до н. э.). Она превосходит все остальные не только размерами (длина 38,4 м, ширина 13,7 м, высота 14 м в то время как чайтьи в Бедсе, Аджанте № 9 и Насике одинаковы по ширине, равной 6,4 м, высоте 7 м и длине от 12 до 14 м), но главным образом совершенством пропорций, общей композиции и пластического убранства. Строительство заняло более 50 лет.

Махабалипурам. Ратха Бхима, VII в. Монолитное сооружение типа чайтьи

О наличии в прошлом внутреннего дворика можно лишь догадываться. Уцелел один отдельно стоящий перед входом массивный столб, завершенный скульптурой, и остатки стены, ограждавшей открытый (без верхнего перекрытия) своеобразный вестибюль. Его боковые плоскости стен вместе с главной фасадной огибают в три этажа рельефные изображения деревянной ограды парапета и ложных дверных и миниатюрных арочных проемов чайтьи. Этот архитектурный мотив с вариацией в каждом отдельном случае пропорций и сочетания тех или иных форм прочно вошел в убранство скальных сооружений древности.

Внизу, в пределах человеческого обозрения, размещены великолепно исполненные в реалистической манере горельефные изображения людей и слонов почти в натуральную величину. Среди них особенно выделяются супружеская пара и танцовщица. В центре фасада под огромной подковой светового отверстия, прорезаны три входных проема. Центральный вход предназначен для священнослужителя, к нему подходит пандус. Подходы к боковым проемам несколько заглублены и наполнялись водой для омовения ног.

Внутри просторного зала, перекрытого сводом, стоят тесным рядом массивные восьмигранные столбы с капителями в форме опрокинутого колокола. Они завершены скульптурной группой слонов со всадниками. Базы столбов похожи на глиняные сосуды, в которые обычно вставлялись деревянные столбы с тем, чтобы предохранить их от белых муравьев. Столбы слегка наклонены внутрь, как это делалось с деревянными столбами, у которых наклон был вызван конструктивными соображениями — противостоять распору и осевому давлению тяжелой сводчатой кровли. В интерьере заметны следы росписей и позолоты, создававших в свое время впечатление роскоши и великолепия, которыми окружали себя в это время монахи.

Читайте также: