Государственная защита потерпевших свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства доклад

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация. В данной работе рассмотрены особенности защиты свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве Российской Федерации, меры, применяемые государственной властью для защиты лиц, содействующих уголовному процессу, а также способы повышения эффективности работы института защиты свидетелей и потерпевших.

Особенности государственной защиты потерпевшихисвидетелей

в уголовном судопроизводствеРоссийской Федерации

Аннотация. В данной работе рассмотрены особенности защиты свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве Российской Федерации. Меры, применяемые государственной властью для защиты лиц, содействующих уголовному процессу.А так же способы повышения эффективности работы института защиты свидетелей и потерпевших.Ключевые слова: защита, свидетель, потерпевший, уголовное судопроизводство, безопасность, законодательство.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20 августа 2004г.N119ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства понимается осуществление предусмотренных законодательством мер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья и (или) имущества данных лиц, а также мер их социальной поддержки в связи с участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.В настоящее времяосновная массапреступлений совершается в условиях неочевидности, с детальнойподготовкой и устранением следов противоправного деяния. В связи с этимпоказания свидетелей и потерпевшихкрайне важны для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию[1].

Таким образом,вданной работемы хотимрассмотреть особенностизащиты свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводствеРоссии.От своевременной дачи показаний потерпевшими/илисвидетелем, являющихся непосредственными очевидцами преступления, зависит объективное и всестороннеерассмотрение дела. Но не каждый свидетельпреступления изъявляет желание дать показания, опасаясь за свою жизнь и здоровье. Потерпевшие и свидетели зачастую либо отказываются, либо уклоняются от участия в уголовном судопроизводстве.

Обеспечение безопасности потерпевшему, свидетелюи другимлицам, вовлеченным в уголовное судопроизводство

Во исполнение законодательства по государственной защите в Российской Федерации принимаются меры по обеспечению такой защиты и созданию функционирующих систем, способствующих охране и защите лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Так, в 2008 году в системе МВД было сформировано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, которое функционирует по сей день. Подразделения данного Управленияесть во всех субъектах Российской Федерации[2].Сведения о лицах, находящихся под государственной защитой приравниваются к государственной тайне. Доступ к данной информации имеет только определенный круг должностных лиц, наделенных специальными полномочиями в уголовном судопроизводстве.Для защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, со стороны органов государственной власти применяются следующие меры: смена места работы или учебы, переселение за счет государства на новое место жительства, а так же изменение внешности посредством применения косметических и иных средств. Несмотря на то, что законом в рамках государственной защиты предусматривается проведение пластических операций, на практике такие методы не используются. Наиболее востребованными мерами безопасности является представление личной охраны, охраны имущества и иные средства индивидуальной защиты[3].Данные о существованииреальной угрозы насилия, убийства защищаемого лица, уничтожения или повреждения имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, которые установленыорганом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты, являются основаниями применения мер безопасности.При этом меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме.Помимо мер, применяемых с целью защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, от посягательств третьихлиц на их жизнь, здоровье и охраняемые законом права,существуют так называемые меры психологической регуляции, предназначенные для предупреждения нервных срывов подзащитных и приступов суицидального психоза[4]. Несмотря на действия правоохранительных органов по защите свидетелей и потерпевшихежегодно сотрудники подразделений государственной защиты выявляют преступления, которые связаны с угрозой лицам под защитой. В связи с этим необходимо прогнозировать ситуацию и строить стратегию защиты во избежание нападения.Только в2014году почти 5 тысяч человек воспользовались программой государственной защиты. При этом 83% от числа защищаемых лиц участвуют в процессах о тяжких и особо тяжких преступлениях. В отношении данных лиц было применено практически 10 тысяч мер безопасности, включающих в себя спектр, от применениятелохранителей и бронированных автомобилей до тайных убежищ, изменения места жительства и внешности[3]. Такая деятельность хоть и незначительно, нопозволиласократить количество фактов давления на защищаемых лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве.

Надежнее всего, на наш взгляд, не доставлять в судебное заседание лиц, в отношении которых применены меры безопасности, а допрос осуществлять из другого здания, с использованием средств прямой видеотрансляции, которые могут скрыть не только внешность человека, но и изменить его голос.Такой способ защиты позволит исключить возможную идентификацию защищаемых лиц присутствующими в зале и устранит возможность установления их места жительства. Так как в случае доставки защищаемых лиц в судебное заседание, даже если на них будет надета маскирующая одежда, заинтересованные лица легко могут проследить маршрут движения защищаемых лиц из суда и установить их место проживания.Действующее российское уголовное и уголовнопроцессуальное законодательство, в котором потерпевший наделен сравнительно высоким правовым статусом и активной процессуальной ролью, не должно исключать положений об обязательной и эффективной защите и поддержке потерпевших со стороны правоохранительных органов, в частности органов, выполняющих функции государственного обвинения, а должно также нормативно вобрать в себя все разумные законодательные нормы и позитивный опыт зарубежных государств для действенной и надежной защиты достоинства, прав и законных интересов всех жертв ежедневно совершаемых преступлений.

Ссылки на источники1.Желтобрюхов С.П. Государственная защита потерпевших, свидетелей // Российская юстиция. М.: Юрист, 2012, № 3. С. 52542.Фалалеев М. Человек без лица//Российская Газета. –2009.

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
    • Статья 1. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
    • Статья 2. Лица, подлежащие государственной защите
    • Статья 3. Органы, обеспечивающие государственную защиту
    • Статья 4. Принципы осуществления государственной защиты
    • Статья 5. Правовая основа государственной защиты
    • Статья 6. Меры безопасности
    • Статья 7. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица
    • Статья 8. Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности
    • Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице
    • Статья 10. Переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности защищаемого лица
    • Статья 11. Изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица
    • Статья 12. Временное помещение защищаемого лица в безопасное место
    • Статья 13. Обеспечение безопасности военнослужащего
    • Статья 14. Обеспечение безопасности защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания
    • Статья 15. Меры социальной поддержки
    • Статья 16. Основания применения мер безопасности
    • Статья 17. Основания применения мер социальной поддержки
    • Статья 18. Порядок применения мер безопасности
    • Статья 19. Порядок применения мер социальной поддержки
    • Статья 20. Отмена мер безопасности
    • Статья 21. Конфиденциальность осуществления государственной защиты
    • Статья 22. Обязательность исполнения решений об осуществлении государственной защиты
    • Статья 23. Права и обязанности защищаемых лиц
    • Статья 24. Права и обязанности органов, обеспечивающих государственную защиту
    • Статья 25. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты
    • Статья 26. Ответственность за разглашение сведений о защищаемом лице и мерах безопасности
    • Статья 27. Ответственность защищаемого лица
    • Статья 28. Финансовое и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты
    • Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ
    "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"

    С изменениями и дополнениями от:

    29 декабря 2004 г., 24 июля 2007 г., 5 апреля, 28 декабря 2010 г., 30 ноября 2011 г., 21, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 4 июня 2014 г., 8 марта 2015 г., 3 июля 2016 г., 7 февраля 2017 г., 1 июля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года

    Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ в преамбулу к настоящему Федеральному закону внесены изменения

    Настоящий Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

    Президент Российской Федерации

    20 августа 2004 года

    Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

    Определен перечень участников уголовного судопроизводства, подлежащих государственной защите, органы, обеспечивающие государственную защиту, а также виды государственной защиты.

    Установлены права и обязанности защищаемых лиц и органов, обеспечивающих государственную защиту, а также ответственность за нарушение требований Федерального закона.

    Определен порядок финансирования и материально-технического обеспечения государственной защиты.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

    Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 г.

    Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 25 августа 2004 г. N 155-156, в "Российской газете" от 25 августа 2004 г. N 182, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3534

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 7-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 352-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

    Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 45-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Как показывает практика, ежегодно в ходе расследования уголовных дел более 10 млн. человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. Вместе с тем, к участникам уголовного судопроизводства нередко применяются различные приемы и методы физического и психологического воздействия в целях изменения ими своих показаний либо отказа от них. Как результат этого - отказ либо уклонение указанных лиц от участия в уголовном судопроизводстве.

    Как закреплено в ст. 1 данного законодательного акта, государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства - это осуществление предусмотренных законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.

    Система мер государственной защиты, основания и порядок их применения определяется органами, на которые возложены обязанности по обеспечению мер безопасности и социальной поддержки участников уголовного судопроизводства.

    - подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

    - эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном производстве педагог и психолог;

    - гражданский истец, гражданский ответчик;

    - законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

    Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

    Государственной защите подлежат и установленные Уголовно-процессуальным кодексом РФ близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на вышеназванных лиц.

    - органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

    - органы, осуществляющие меры безопасности;

    - органы, осуществляющие меры социальной поддержки.

    - личная охрана, охрана жилища и имущества;

    - выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

    - обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

    - переселение на другое место жительства;

    - изменение места работы (службы) или учебы;

    - временное помещение в безопасное место;

    - применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

    Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

    В случае, если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

    Кроме того, постановлениями Правительства РФ также утверждены:

    В 2008 году в системе МВД РФ было образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, которое наряду с функциями по координации данной деятельности, также непосредственно обеспечивает безопасность защищаемых лиц, являющихся свидетелями по особо сложным и резонансным преступлениям, связанным в первую очередь с проявлениями организованной преступности.

    На сегодняшний день специализированные подразделения полиции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, действуют в каждом регионе. К их компетенции относятся вопросы осуществления мер безопасности, проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление источника угрозы, документирование его противоправной деятельности с последующим привлечением к уголовной ответственности.

    Старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления Загорская Н.В.

    Настоящий Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения. (В редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ)

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства

    Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (далее - государственная защита) - осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества (далее - меры безопасности), а также мер социальной поддержки указанных лиц (далее - меры социальной поддержки) в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами. (В редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ)

    Статья 2. Лица, подлежащие государственной защите

    1. Государственной защите в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:

    3) частный обвинитель;

    4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

    5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;

    6) гражданский истец, гражданский ответчик;

    7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

    2. Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

    3. Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи.

    4. Указанные в частях 1 - 3 настоящей статьи лица, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты, далее именуются "защищаемые лица".

    5. Меры государственной защиты в отношении защищаемых лиц могут быть применены после постановления приговора, вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности или наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера. (Часть введена - Федеральный закон от 28.12.2013 № 432-ФЗ)

    Статья 3. Органы, обеспечивающие государственную защиту

    1. Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются:

    1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

    2) органы, осуществляющие меры безопасности;

    3) органы, осуществляющие меры социальной поддержки. (В редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ)

    3. Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление отдельных мер безопасности. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

    4. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда (судьи) или Следственного комитета Российской Федерации, осуществляются по решению суда (судьи), руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации или следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации органами внутренних дел Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности, таможенными органами Российской Федерации, расположенными по месту нахождения защищаемого лица. (В редакции федеральных законов от 28.12.2010 № 404-ФЗ; от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

    5. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием. (В редакции Федерального закона от 03.02.2014 № 7-ФЗ)

    6. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

    7. Меры социальной поддержки осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ)

    Статья 4. Принципы осуществления государственной защиты

    1. Государственная защита осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц.

    2. Государственная защита осуществляется под прокурорским надзором и ведомственным контролем. При осуществлении государственной защиты используются гласные и негласные методы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. Применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых лиц.

    Статья 5. Правовая основа государственной защиты

    (Наименование в редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 377-ФЗ)

    1. Законодательство Российской Федерации о государственной защите основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"), других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 377-ФЗ)

    11. Термины "персональные данные" и "оператор", используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных". (Часть введена - Федеральный закон от 07.02.2017 № 7-ФЗ)

    2. Органы, осуществляющие меры безопасности, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику осуществления мер безопасности. (Часть введена - Федеральный закон от 21.12.2013 № 377-ФЗ)

    Глава 2. Виды государственной защиты

    Статья 6. Меры безопасности

    1. В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

    1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

    2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

    3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

    4) переселение на другое место жительства;

    5) замена документов;

    6) изменение внешности;

    7) изменение места работы (службы) или учебы;

    8) временное помещение в безопасное место;

    9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

    2. При наличии оснований, указанных в статье 16 настоящего Федерального закона, в отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    3. Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4 - 7 части 1 настоящей статьи, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

    Статья 7. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица

    1. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица обеспечиваются органами, осуществляющими меры безопасности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    2. Занимаемое защищаемым лицом жилище и его имущество могут быть оборудованы техническими средствами наблюдения, а также противопожарной и охранной сигнализацией.

    Статья 8. Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности

    1. Органы, осуществляющие меры безопасности, могут выдавать защищаемому лицу специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.

    2. Виды выдаваемых защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, а также порядок их выдачи устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице

    2. В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному, гражданскому либо административному делу, сведения о защищаемом лице могут быть представлены в органы предварительного расследования, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или суда (судьи) с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты. (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 23-ФЗ)

    3. Порядок осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице устанавливается Правительством Российской Федерации. (Часть введена - Федеральный закон от 21.12.2013 № 377-ФЗ)

    Статья 10. Переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности защищаемого лица

    1. Защищаемое лицо может быть переселено на другое, временное или постоянное, место жительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 05.04.2010 № 45-ФЗ)

    2. При переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет средств федерального бюджета предоставляется жилище, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь, гарантируется трудоустройство и оказывается содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему.

    3. При переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ему за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь, ранее занимаемое им жилище и гарантии трудоустройства на прежнее или аналогичное прежнему место работы (службы) или учебы сохраняются за ним в течение всего периода его отсутствия по указанной причине. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 432-ФЗ)

    4. В исключительных случаях может быть произведена замена документов, удостоверяющих личность, иных документов защищаемого лица с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем, а также может быть изменена внешность защищаемого лица в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    5. Переселение на другое место жительства, замена документов и изменение внешности защищаемого лица производятся только в случаях, если безопасность указанного лица не может быть обеспечена путем применения в отношении его других мер безопасности.

    Статья 11. Изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица

    Защищаемому лицу в целях обеспечения его безопасности может быть оказано содействие в устройстве на другое, временное или постоянное, подходящее ему место работы (службы) или учебы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Статья 12. Временное помещение защищаемого лица в безопасное место

    Защищаемое лицо может быть временно помещено в место, в котором ему будет обеспечена безопасность.

    Статья 13. Обеспечение безопасности военнослужащего

    1. Безопасность военнослужащего, являющегося защищаемым лицом, обеспечивается путем применения мер безопасности, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей прохождения им военной службы.

    2. В целях обеспечения безопасности военнослужащего могут применяться также:

    1) командирование защищаемого лица в другую воинскую часть, другое военное учреждение;

    2) перевод защищаемого лица на новое место военной службы, в том числе в воинскую часть или военное учреждение другого федерального органа исполнительной власти либо федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (по согласованию между соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов); (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

    3) командирование или перевод военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, от которого может исходить угроза защищаемому лицу, в другую воинскую часть, другое военное учреждение.

    3. Командирование и перевод военнослужащего, являющегося защищаемым лицом, осуществляются с его согласия, выраженного в письменной форме. При переводе военнослужащий назначается на равную воинскую должность. При этом должно быть обеспечено его использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности.

    Статья 14. Обеспечение безопасности защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания

    1. Безопасность защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо содержания в дисциплинарной воинской части, обеспечивается путем применения в отношении его мер безопасности, предусмотренных пунктами 3, 5, 6, 8 и 9 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, или иных мер, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

    2. В целях обеспечения безопасности лица, указанного в части 1 настоящей статьи, могут применяться также:

    1) направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том числе находящиеся в других субъектах Российской Федерации;

    2) перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;

    3) раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия;

    4) изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Статья 15. Меры социальной поддержки

    (Наименование в редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ)

    1. В случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении, по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Российской Федерации, и назначается пенсия по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    2. В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, повлекшего за собой наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Российской Федерации, и назначается пенсия по инвалидности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    3. В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, не повлекшего за собой наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Российской Федерации.

    4. В случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении, если они имеют право на различные единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, назначается одно единовременное пособие по их выбору.

    5. Защищаемым лицам, имеющим одновременно право на различные единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае причинения телесного повреждения или иного вреда здоровью, назначается одно единовременное пособие по их выбору.

    6. Порядок выплаты единовременных пособий, указанных в частях 1 - 5 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    7. Имущественный ущерб, причиненный защищаемому лицу в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с последующим взысканием этих средств с лица, виновного в причинении защищаемому лицу имущественного ущерба, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    Читайте также: