Проблемы частного медицинского бизнеса доклад

Обновлено: 04.07.2024

Арсений Аппба описывает ситуацию старта и развития нового бизнеса на примере открытия частной клиники, объясняет, сложно ли оставаться врачом и руководить собственной компанией, перечисляет главные риски и дает советы для тех, кто готов рискнуть

Современные специалисты, к какой бы сфере ни относилась их деятельность, рано или поздно задумываются о создании своего бизнеса. Даже врачи не являются исключением — многие из них, определенное время проработав в государственных или частных клиниках, вполне могут задуматься об открытии своего собственного предприятия по оказанию медицинских услуг.

Тем не менее, далеко не все до конца понимают, что работа врачом и управление клиникой — не одно и то же. Эти два вида деятельности требуют совершенно разных знаний и навыков.

Наряду с финансовым вопросом, проблема компетенций является основным препятствием на пути к построению эффективной и прибыльной клиники. Лечебная деятельность оттесняется на второй план, и врач перестает быть специалистом.

В медицинском сообществе привыкли считать, что для того, чтобы стать эффективным менеджером, не нужно приобретать новые, специфичные навыки. На деле же как раз из-за этого заблуждения так много небольших медицинских центров, открытых врачами, не приносят особой прибыли и являются лишь источником бесконечных расходов и головной боли.

Зачастую это связано с отсутствием четкой и постоянно реализуемой стратегии развития медицинского центра в области маркетинга, привлечения пациентов и создания собственного бренда. Большинство врачей, запускающих клинику, не смогут описать ни конкретный портрет клиента, ни конкурентные преимущества клиники. Связано это с тем, что у врачей, желающих выйти на рынок медицинских услуг, совершенно нет опыта в данной сфере.

Врач вполне может иметь представление о том, как сделать качественный ремонт, какое оборудование необходимо приобрести, однако для обеспечения коммерческой (реклама, привлечение клиентов, финансовое планирование) и управленческой частей вопроса им все же придется привлекать специалистов со стороны.

Если же врач все-таки решается открыть собственную клинику, ему необходимо критически подойти к этой идее. С одной стороны, важно объективно взглянуть на собственные возможности и компетенции, с другой — оценить потенциальные риски, перечень которых весьма и весьма велик.

  1. Нехватка знаний и умений в медицинском менеджменте и управлении в целом.
  2. Нежелание подавить свое мировоззрение наемного работника и заменить его мышлением владельца бизнеса.
  3. Неумение четко определять задачи для развития клиники.
  4. Неумение просчитывать финансовую составляющую бизнеса.
  5. Недостаток собственных финансовых средств для запуска бизнеса.
  6. Нестабильность экономической и политической ситуации, для адаптации к которым также необходимы специальные навыки и образ мышления.
  7. Нехватка собственных сил, энергии, времени. Неумение оптимизировать свою деятельность и делегировать полномочия.
  8. Нежелание заниматься бумажной работой, которой, конечно же, будет много.
  9. Отсутствие поддержки окружающих и надежной команды единомышленников.
  10. Ненормированный и неэффективный рабочий график на начальном этапе становления клиники.
  11. Высокая ответственность за результат не только перед пациентами, но и перед своей командой. Человек, стоящий во главе клиники, всегда должен быть в ответе не только за свою, но и за чужую работу.
  12. Неготовность не только к форс-мажорам и падениям, но и взлетам. Головокружение от успехов при неправильном подходе тоже может навредить собственному делу.
  13. Отсутствие бизнес-куража, то есть непреодолимого желания быть первым, быть лучшим, быть успешным. Любой человек, начинающий собственное дело, так или иначе должен стремиться к максимально возможному результату (а иногда и сверх этого).

В данном случае самым важным является то, какие цели вы преследуете, открывая собственную клинику. Что движет вами и как специалистом, и как человеком? Этот перечень может быть неполным, однако кто-то наверняка может найти здесь ответ на данный вопрос. Итак, какие возможности даст вам собственный медицинский бизнес:

  • Профессиональный рост и развитие личности;
  • Независимость, умение управлять своей жизнью;
  • Возможность организовать индивидуальный подход к клиенту, который не ограничен временными или иными нормами;
  • Тайм-менеджмент;
  • Навыки управления своей командой;
  • Самостоятельный контроль процессов;
  • Ощущение самодостаточности и свободы в действиях;
  • Самореализация в новом качестве руководителя (владельца) клиники.

Лишь четко определив не только свои текущие, но и долгосрочные желания и цели, вы можете задуматься о создании собственной клиники. Наряду с финансами именно ваша готовность к трудностям, ваше мышление и представление о ведении бизнеса являются тем фундаментом, на котором в дальнейшем будет строиться вся компания.

Ваша клиника станет отражением вашей деятельности, так что конечные результаты будут зависеть не только от того, насколько хорошо вы оказываете медицинские услуги, но и от того, сколько пациентов вы смогли привлечь.

Необходимо стремиться к правильному соотношению качества и количества оказываемых вами услуг. Учитывая специфику данного бизнеса, этот вопрос приобретает еще большее значение — в конце концов речь идет не только о деньгах, но и здоровье людей.

Как раз в случае качества оказываемых в клинике услуг вы сможете использовать ваши знания как врача, выстраивая не только процесс лечения или обследования, но и повышая эффективность сервиса, его скорость и удобство для приходящего к вам пациента. Если ему не придется тратить много времени и сил на получение услуги, то наиболее велика вероятность того, что в случае необходимости он вернется именно к вам, а не пойдет к конкурентам.

Говоря о количестве клиентов и, как следствие, оказываемых услуг, мы возвращаемся к коммерческой и рекламной составляющим. В современном мире существует огромное количество инструментов, помогающих вашей компании стать более известной и узнаваемой. Тем не менее, в каждом конкретном случае правильным выбором будет тот или иной метод продвижения, оценить эффективность которого неспециалисту будет не только тяжело и затратно, но и опасно для бизнеса в целом.

Так что в данном случае наиболее разумным, пусть и немного затратным, вариантом станет привлечение маркетологов, дизайнеров, SEO и многих, многих других специалистов, чьи навыки помогут вашей клинике стать более узнаваемой и, как следствие, привлечь больше новых пациентов.

С чего следует начать?

Прежде всего необходимо определиться с профилем клиники. Наиболее перспективными, на данный момент времени, видятся узкоспециализированные медицинские центры. Не стоит на начальном этапе стремиться к многопрофильности. Вы не сможете на старте бизнеса обеспечить ресурсами (финансовыми, кадровыми и иными) полноценную амбулаторию, работающую по 15-20 направлениям. Несмотря на высококонкурентный рынок в таких областях, как гинекология, урология, косметология, стоматология — они остаются одними из самых высокорентабельных и быстроокупаемых направлений. Рекомендуем сосредоточиться именно на них, если, конечно, вы не являетесь уникальным специалистом узких дисциплин.

После того, как вы определитесь со специализацией, составьте портрет своего потенциального пациента (пол, возраст, платежеспособность), уделите значительное внимание подбору локации для клиники. Не стоит в приоритете рассматривать спальные районы. Основной массив жителей проводит в них незначительную часть времени. Пиковые показатели загрузки клиники в таких районах — выходные и праздничные дни в осенне-зимний период. А ведь вы стремитесь обеспечить равномерно высокую загрузку специалистов.

Приемлемый вариант для локации — близкое расположение к транспортно-пересадочным узлам или пограничная зона между центром города и спальными районами. Когда вы определитесь с локацией и поймете, кто ваш пациент, стоит переходить к формированию ценовой политики и экономического позиционирования медицинского центра.

Обратите внимание, что в подготовительный период открытия клиники нельзя оставлять без внимания вопросы рекламы. Заблаговременно готовьте потенциальных пациентов к открытию клиники. Люди должны ждать этого момента. Рекламные кампании должны быть запущены за 2-3 месяца до того момента, когда вы откроете двери перед первыми пациентами. Если этого не сделать, то первый торжественный день открытия вы, как владелец бизнеса, проведете в гордом одиночестве со всем своим (весьма затратным) персоналом.

Для отладки всех внутренних процессов организуйте тестовую работу клиники без приема реальных пациентов. Вы или ваши знакомые должны пройти весь путь от звонка до посещения медицинского специалиста и осуществления взаиморасчетов с клиентом. Это позволит отработать процессы, выявить явные ошибки и их скорректировать. И, конечно же, в день открытия устройте праздник для ваших будущих пациентов. Их первое впечатление запустит самый лучший и действенный канал продаж — рекомендации для родных и знакомых, что позволит дополнительно привлечь пациентов на первых этапах работы. И самое главное — с первого рабочего дня уделяйте внимание качеству оказания медицинской помощи. Ведь вы не просто оказываете услуги, вы помогаете людям!

Существование частной медицины в современной России – неоспоримый факт. Специалисты утверждают, что в 2012 году около 50% жителей страны пользовались платной медицинской помощью. При этом доля пользователей коммерческих услуг ежегодно возрастает.

  • коммерческие организации и потребительские кооперативы, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей и внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Исследование рынка медицинских услуг показывает, что к концу 2012 г. в России насчитывалось 29,2 тысяч медицинских учреждений. Эти учреждения значительно различаются по видам деятельности, численности клиентов и количеству сотрудников. Медицинские учреждения частной формы собственности составили 2,4 тысячи.[6]

Доля частных клиник от общего количества медицинских учреждений составляет 5-10%, тогда как в Израиле эта для 12%, в странах ЕС – 15%, в США – 20%.[5]

Как правило, частные коммерческие клиники специализируются на конкретных медицинских специальностях - гендерной медицине, стоматологии и др. При этом в России достаточно мало частных многопрофильных медицинских учреждений. Такая ситуация является следствием конкуренции с государственными лечебно-профилактическими учреждениями, которые также имеют право оказывать коммерческие медицинские услуги.

В 2010 г. в отрасли здравоохранения в России было занято 3,71 млн. человек – это 4,4% от общей численности трудоспособного населения, в 2011 г. численность персонала медицинских учреждений снизилась до 3,67 млн. человек, в 2012 г. – до 3,64 млн. человек.

К сожалению, не смотря на рост спроса на медицинские услуги, и привлекательность рынка медицинских услуг для бизнеса, нормальному развитию этой отрасли мешает множество проблем, тесным образом связанных с проблемами российского здравоохранения.

Многие проблемы российского здравоохранения связаны с тем, что до настоящего времени не сбалансированы государственные гарантии по оказанию медицинской помощи и финансовые ресурсы, обеспечивающие их использование. Отсутствует налоговое стимулирование инвестиций и платежей в здравоохранение для юридических и физических лиц.

Реально существуют значимые различия в доступности и качестве оказываемых медицинских услуг в субъектах РФ, муниципальными учреждениями в городе и на селе для обеспеченных и малообеспеченных граждан.

До настоящего времени не сформировано единое информационное поле по реестру мощностей лечебно-профилактических учреждений, больных, застрахованных граждан, обновленных лекарственных препаратов, по телемедицине и др.

Сохраняется низкая информированность населения по профилактике болезней и неразвитость институтов общественного контроля за изменениями, которые происходят в системе здравоохранения.

Кроме того, низка еще и мотивация руководителей лечебно-профилактических учреждений и медицинского персонала по улучшению качества оказываемой медицинской помощи, а страхового сектора – к обеспечению, прежде всего, интересов населения.

Наряду с этим, общее число амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений в государственном секторе уменьшается, часть из них ликвидируется, а некоторые службы объединяются.

На этом фоне увеличивается количество негосударственных медицинских организаций, а в государственных расширяется спектр платных услуг. Возрастают расходы на лекарственное обеспечение и получаемые населением медицинские услуги.

В России наблюдается крайне неблагоприятное соотношение между государственными (бюджетными) расходами на охрану здоровья и затратами населения – около 40 %, в то время как в большинстве других стран вклад населения составляет не более 25 %.[4]

Очевидно, что расходы на охрану здоровья в будущем будут только возрастать и эта тенденция объясняется внедрением в клиническую практику новых высокозатратных технологий, современных лекарств, за счет использования при оказании медицинской помощи дорогостоящего оборудования, повышения заработной платы медицинским работникам.

Одновременно с этим будут увеличиваться потребности в медицинских услугах в соответствующие периоды жизни человека, главным образом, в связи со старением населения.

Оставляет желать лучшего уровень управления и технологического оснащения учреждений здравоохранения, квалификация управленческих кадров.

Существующая система медицинского страхования мало эффективна, в ней не действуют важнейшие страховые принципы, и на нее не распространяется закон о страховом деле.

Кроме того, действуют сегодня не всегда оправданные административные барьеры для участия частного сектора здравоохранения в исполнении государственных заказов.

Административные барьеры при оказании медицинских услуг можно классифицировать следующим образом:

  • Барьеры при входе предпринимателя на рынок - регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, получение права на аренду помещения, доступ к кредитам и т.п.
  • Барьеры при получении предпринимателем права на осуществление хозяйствующей деятельности – лицензирование деятельности.
  • Барьеры при осуществлении предпринимателем хозяйствующей деятельности – государственный контроль и надзор.[3]

Описанными выше обстоятельствами можно отчасти объяснить неудовлетворенность граждан страны качеством медицинских услуг, их доступностью.

Больным приходится узнавать – есть ли более дешевые альтернативные методы лечения и лекарства для них. Для сельского населения получение надлежащей медицинской помощи остается проблематичной.

Известно, что небольшое число частных организаций здравоохранения привлечены для оказания государственных медицинских услуг. А в большинстве зарубежных стран (Италия, Канада, Германия, Франция и др.) в планы оказания медицинских услуг населению вовлечены мощности как государственных, так и частных и некоммерческих организаций.

При рассмотрении частного бизнеса как поставщика медицинских услуг важно иметь в виду два принципиальных аспекта. Первый связан с мотивацией бизнеса в получении прибыли, а другой – с инновационным потенциалом предпринимательства.

Задача любой коммерческой структуры – это получение прибыли, а учреждения здравоохранения – это особые организации, которые несут на себе значительную социальную нагрузку, что принципиально отличает их от других частных предпринимателей, оказывающих услуги.

Кроме того, важно учитывать ситуацию, при которой высококачественные услуги частной медицины доступны для ограниченного высокооплачиваемого населения.

Безусловно, значима роль бизнеса в продвижении высокотехнологичной медицинской помощи и других инноваций в сфере здравоохранения; с точки зрения получения прибыли, бизнесу выгодны высокотехнологичные виды помощи, а государству и обществу – более дешевые и эффективные услуги на уровне, прежде всего, первичного звена здравоохранения.

Таким образом, система нашего здравоохранения находится на перекрестке интересов государства и бизнеса не только в плане обеспечения качественной медицинской помощи больным, а также по инвестированию охраны здоровья населения.

Так, интересы государства направлены на снижение экономических потерь, трудовых ресурсов; повышение эффективности деятельности трудоспособного населения; сокращение затрат на восстановление трудового потенциала; повышение эффективности в использовании государственных средств.

Бизнес заинтересован в снижении затрат на социальные выплаты; экономии расходов; в увеличении доступности трудовых ресурсов; в снижении экономических потерь (уменьшение коммерческих рисков и коррупционного давления, повышение предсказуемости государственной политики и защищенности); в увеличении операционной деятельности (доступ на новые рынки, повышение конкурентоспособности, снижение налогов и бюрократического давления).

На стыке, именно, этих интересов должно получить развитие государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения, несмотря на недостаточную нормативно-правовую базу.[4]

В связи с этим, нужны законы о государственно-частном партнерстве в здравоохранении, Новые законы, учитывающие указанную специфику, будут способствовать развитию государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и, выражая интересы общества, бизнеса и государства, существенным образом изменят ситуацию в здравоохранении и позволят снизить социальную напряженность в обществе.

По данным экспертов, возможность пользоваться услугами частной медицины имеют лишь около четверти населения нашей страны. Как сделать частную медицину более доступной для людей, не растеряв при этом все ее преимущества? И каково в целом будущее частного сектора здравоохранения в нашей стране?

Но в целом по России процесс интеграции негосударственных медицинских клиник в общую систему оказания медицинской помощи идет медленно, хотя, как считают эксперты, процесс этот уже не остановить: в ближайшие 5-10 лет роль негосударственного сегмента здравоохранения будет возрастать. В него придут иностранные инвестиции, качество услуг и ответственность врачей повысятся, частные медицинские центры будут в большинстве своем интегрированы в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Примеры участия частных медицинских центров в системе ОМС уже есть и в нашем регионе, в частности, в области мужского, женского, детского здоровья, диализных центров и т.д. Хотя здесь имеются свои проблемы.

Сейчас мы в начале этого пути. Сегодня частному сектору законодательно предоставлены равные с государственной медициной права на деятельность в сфере охраны здоровья. Предусмотрены инструменты частно-государственного партнерства. Для частных центров открыт путь в систему обязательного медицинского страхования. Все это дает возможность медицинским учреждениям негосударственной формы собственности на равных конкурировать с государственной медициной.

При этом частные медучреждения обладают рядом преимуществ, среди которых — гибкость предложения на рынке медицинских услуг, широкое участие в добровольном медицинском страховании, что позволяет увеличить доступность медицинских услуг в негосударственных медицинских организациях. Динамичность их развития позволяет сохранить профессиональные кадры. Отток медицинских кадров из Обнинска обусловлен близостью Москвы, где более высокие зарплаты и выгодные условия работы. Так что развитие частной системы здравоохранения в Обнинске, помимо всего прочего, еще и способствует удержанию квалифицированных медицинских специалистов, поскольку условия в частных клиниках для них сопоставимы по привлекательности со столичными.

Средняя рентабельность частных клиник, по словам Зиновия Рудопьяновича, на сегодня составляет 10-15%. Это достаточно высокие показатели, так что сегмент частной медицины представляется весьма перспективным. Тем не менее, в этой сфере немало проблем, основная из которых, конечно – ограниченность спроса на услуги частной медицины из-за низкой платежеспособности населения, что сдерживает развитие этого сектора. Так что сделать ее более доступной – в интересах и государства, и частных клиник. При этом, как отметил Зиновий Гуров, надо разделять понятия частной и платной медицины. Если первая полностью базируется на собственных ресурсах, то вторая использует оборудование и материалы государственных клиник.

Сдерживает развитие частной медицины и то, что оно происходит преимущественно по поликлиническому варианту. Преобладают многопрофильные диагностическо-поликлинические центры, небольшие поликлиники, кабинеты врачей. А стационары и стационар-замещающие технологии занимают не более 12-15% от общего объема частных медицинских услуг. Это очень немного, так как последние весьма дорогие.

Еще одной проблемой частной медицины является нехватка квалифицированных кадров, что, впрочем, в равной степени относится и к государственной медицине. И, наконец, проблемой, по мнению Зиновия Гурова, является отсутствие интереса у негосударственных медицинских учреждений к участию в ОМС, хотя нормативно-правовая база позволяет входить им в систему ОМС. Частные клиники неохотно на это идут из-за достаточно низких тарифов ОМС по многим показателям лечебно-диагностических услуг. По данным федерального Фонда обязательного медицинского страхования в 2013 году число частных клиник в системе ОМС составило до 14%.

В целом развитие частных крупных многопрофильных больниц, как утверждает Зиновий Гуров, весьма дорого. И создание полноценной частной медицинской структуры – дело будущего, а не сегодняшнего дня. А сейчас, по его мнению, властям нужно повернуться лицом к малому бизнесу в сфере медицины, поддержать его разными средствами – не обязательно финансово. Например, можно предоставлять льготные условия выкупа муниципальных площадей, занимаемых частной медицинской структурой на условиях аренды. Конечно, принимая во внимание хорошую репутацию этой структуры.

Поскольку негосударственные медицинские учреждения работают в социальной сфере, а население весьма чувствительно к ценам, то поддержка малых и средних медицинских предприятий должна быть направлена на снижение налоговой нагрузки, в частности, по налогу на имущество. Должны быть снижены размеры отчислений в пенсионный фонд социального страхования и ФОМС с 30 до 24%. Такие преференции и еще ряд других мер, в частности, по развитию системы добровольного медицинского страхования, позволят частным медицинским структурам оптимизировать цены на медицинские услуги.

И, наконец, на федеральном и региональном уровне необходимо поддерживать развитие общественных профессиональных организаций, частно-государственных, государственно-частных партнерств и их участие в тарификационных комиссиях обязательного медицинского страхования, что позволит привлечь частные медицинские организации к работе с ОМС.

ENG

На сегодняшний день частная медицина является неотъемлемой частью Российского здравоохранения.

Под частной медициной (медицинской практикой) подразумевается оказание негосударственных услуг на платной основе, за счет личных средств пациента или за счет средств юридических лиц, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.

Зарождение и развитие частной медицины берет свое начало в странах Европы, где по сей день идет постоянный рост негосударственных (частных) медицинских организаций.

В России процесс развития данной области шел и продолжает идти по своему, более замедленному, пути.

Первый законопроект о частной медицине в РФ был разработан в 1995 году Минздравом, но долгие годы оставался не реализованным. А без принятого закона, регулирующего частную медицинскую деятельность и права пациентов, никто не может гарантировать и правомерно оценивать качество выполненной работы врача.

Самое главное отличие частной клиники от государственной заключается в том, что у пациента есть право выбора - специалиста, времени приема, сдачи анализов, удобной локации клиники и состав пакета оказываемых услуг. Безусловно, работа медиков в государственном и частном секторе по умолчанию должна быть направлена на то, чтобы оказать пациентам максимально возможную помощь и как таковой конкуренции не существует, ведь каждый пациент делает выбор из учета своих возможностей.

На первоначальном этапе своего развития, частная медицина в нашей стране предпочитала заполнить те ниши на рынке медицинских услуг, которые недостаточно представлены в государственно-муниципальной медицине и более востребованы населением: косметология, стоматология, гинекология, пластическая хирургия, ультразвуковая диагностика. Можно сказать, что на сегодняшний день ситуация особо не изменилась, наблюдается расширение спектра: скорая медицинская помощь, амбулаторно – поликлинические организации с дневным стационаром, превентивная и фитнес-медицина и т.д..

Основной проблемой частной медицины является цена вопроса. Если рассматривать государственные мед учреждения, то в калькуляцию закладываются далеко не все статьи расходов, которые свойственны частному сектору. Это приводит к ценовому демпингу. Например, отсутствуют арендные платежи, маркетинг, реклама, pr и т.д. (без чего частный сектор не может считаться полноценным). Это помогает государственно-муниципальной медицине привлечь поток дополнительных клиентов, от чего страдает бизнес частного клиник.

Принято считать, что преимуществом частной клиники является не только техническая оснащенность, но и грамотность специалистов, в том числе в вопросах сервиса, этики и области медицинского права. Пациенты готовы платить деньги за превосходный сервис, качественное обслуживание. Со стороны лечащего врача и персонала хочется получать своевременную и честную обратную связь, их внимание к возникшей проблеме пациента. К сожалению, далеко не всегда частная клиника выполняет возложенную на нее миссию, не оправдывает высокую стоимость своих услуг и все приводит к тому, что пациент разочаровывается в частной медицине и уходит в государственное учреждение.

Пациэнтоориентированность – главное в деятельности частных клиник. За прошедшие годы частная медицина многого добилась и научилась оказывать высококачественную медицинскую помощь с высоким уровнем сервиса, но негативного опыта еще достаточно много и чтобы его минимизировать, требуется непрерывное совершенствование медицинской отрасли. У коммерческих медицинских центров лучше управляемость, мобильность, они быстрее могут освоить новые технологии, которые в наше время появляются все чаще и оперативно создают различные программные продукты для удобства пациентов. Это является огромным плюсом для возможности оказания качественных услуг и создания прогрессивных методов лечения.

Опыт европейских стран показывает, что активное развитие частной медицины благотворно сказывается на процессах модернизации здравоохранения в целом. Однако, это возможно лишь при неукоснительном соблюдении одного условия: коммерческая деятельность в области здравоохранения должна помогать государству в решении стоящих перед ним задач (охраны здоровья граждан), а не являться самоцелью.

Все, что слышит/читает пациент из официальных источников о клинике, работающих в ней специалистах и применяемых ими методах лечения должно соотносится с правдой. Только честность на всех этапах может гарантировать доверие пациента и прогнозируемый результат лечения.

Список литературы

1. Пучков К.М. Как стать успешным хирургом и оставаться им всю жизнь // Кнорус. - 2020. - 208 с.

2. Лебедев А.А. и Гончарова М. Частная медицина - неотъемлемая часть российского здравоохранения // Медицинский вестник. - 2011. - № 29 (570).

© 2012 - 2022 Петрозаводский государственный университет
Разработка и техническая поддержка - РЦ НИТ ПетрГУ
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку файлов Cookies
и других пользовательских данных, в соответствии сПолитикой конфиденциальности

Частная медицина считается одним из самых прибыльных и перспективных бизнесов в России. Рынок играет на слабостях своего главного конкурента – государственных медучреждениях – и уверен в продолжении роста доли в системе здравоохранения

Объем рынка частной медицины в России в 2017 году составил 567 млрд рублей. За год он вырос на 10%, а еще годом ранее – на 8,4%. По экспертным прогнозам, к 2020 году рынок прибавит еще 31% и достигнет 744 млрд рублей – примерно столько же сейчас составляет объем IT-отрасли в стране.

Вес частной медицины в российской системе здравоохранения неуклонно растет. По последним официальным данным, доля коммерческого сектора составляет 24%, к 2020 году прогнозируется рост доли до 26%.

Как отмечают в компании Ernst&Young (EY), частники рассчитывают на снижение доступности медпомощи по ОМС, низкое качество и уровень сервиса в госсекторе, понимая, впрочем, что на платежеспособный спрос аудитория государственных больниц значительно повлиять не сможет.

Кризис не пошатнул частный сектор российской медицины. Выручка клиник стабильно растет. По результатам исследования EY, в сложном 2016 году, несмотря на падение объемов оказанной медпомощи, оборот компаний увеличился на 11,6%, а в бизнес-сегменте на – 12,5%. Продажи услуг эконом-класса выросли не так значительно – на 7,6%. Больше повезло премиальным клиникам, показавшим высокий уровень операционной рентабельности – 37,3%. Как пояснили исследователи, это произошло за счет высокой стоимости услуг, увеличения пациентопотока и преобладания физлиц в его структуре.

– Сфера медицинского бизнеса достаточно защищена устойчивым спросом населения, люди за здоровье будут готовы платить всегда. От медицинской помощи отказаться сложнее, чем от дорогостоящих покупок, поездок и развлечений, – отмечает медицинский маркетолог, PR-специалист, основатель рекламного агентства Medicalmarketing Анна Гущина. – В связи с недостатком финансирования в кризис и низкого качества обслуживания в государственных поликлиниках для частных клиник наступают времена возможностей.

Взрывного роста частной медицины пока не предвидится, но инфляцию он, вероятно, обгонит. По прогнозам компании КПМГ, в 2018 и 2019 годах рынок будет увеличиваться на 5,9% в год, а некоторые эксперты видят предпосылки для 10-процентного роста.

– Доля расходов консолидированного российского бюджета на здравоохранение постоянна и составляет 3,2-3,6% ВВП. Это значительно меньше реальной потребности и несравнимо меньше, чем в развитых странах, где эта цифра превышает 10%. При отсутствии развития государственного сектора бесплатной медицины у потребителя нет другой альтернативы, кроме частных клиник. Даже теневой сектор сегодня находится в некотором упадке. Пациенты не хотят рисковать своим здоровьем, зная о негативном опыте получения подпольных услуг, – комментирует Юрий Карманов.

Где высокая маржа?

В Ульяновской области индустрия платной медицины также развивается, несмотря на кризис. Но взгляды на ситуацию у игроков рынка разные. Наиболее позитивные комментарии звучат из уст представителей стоматологии, которая занимает половину объема всех платных медицинских услуг в стране.

Стоматология, к слову, считается самым прибыльным видом медицинского бизнеса: рентабельность здесь достигает 50%.

– Это традиционно самая перспективная отрасль для развития бизнеса в сфере медицины. На фоне снижения доходов населения стоматологические клиники сегмента средний плюс и премиального сегмента демонстрируют неизменный рост рентабельности. Стабильный тренд этого направления обеспечивается бурным развитием детской стоматологии, связанным с увеличением рождаемости во всех регионах и социальной ответственностью родителей, которые готовы к высоким ценам при оплате здоровья и психологической безопасности своих детей, – подчеркивает г-н Карманов.

Помимо стоматологии (особенно протезирования и имплантации), высокомаржинальными видами медицинского бизнеса считаются пластическая хирургия и услуги в сфере вспомогательных репродуктивных технологий. В других отраслях платной медицины рентабельность не превышает 15%, и кризисные явления ощущаются сильнее.

Ульяновску недостает узкоспециализированных клиник в сферах гинекологии и отоларингологии. По опыту многопрофильных центров, эти направления весьма востребованы.

Большим спросом в частной медицине пользуются также магнитно-резонансная и компьютерная томография, услуги рефлексотерапии и остеопатии, массаж и косметология.

– Это связано с тем, что не все эти услуги можно получить по полису ОМС. МРТ и КТ доступны по полису, но только по определенным показаниям и в порядке очереди, – поясняет Анна Гущина.

Медицинский маркетолог также отмечает востребованность наркологической помощи на дому или в частных стационарах.

– Отдельные сегменты платной медицины, пользующиеся спросом, – педиатрия и вакцинация, – продолжает эксперт. – Многие клиники предлагают удобные детские программы, куда включены посещение детских специалистов, вызов врачей на дом, анализы на дому и многое другое, без очереди и быстро, что упрощает жизнь молодой мамы.

Ценятся на рынке и клиники, предоставляющие возможность оплаты услуг в рассрочку или кредит.

– Опросы потребителей показывают, что в последнее время при выборе клиники они тщательно анализируют рынок и выбирают более дешевые варианты базовых услуг. Вместе с тем в сегменте выше среднего развивается культура здорового образа жизни, стремление к профилактике и предупреждению заболеваний. Все большее число потребителей медицинских услуг в первую очередь интересуется полезностью процедур для поддержания здоровья, особенно в услугах для своих детей, – отмечает Юрий Карманов.

Жесткая конкуренция на рынке медицинских услуг, с одной стороны, является плюсом для клиентов: стремясь завоевать расположение аудитории, медцентры стараются предложить лучшее соотношение цены и качества. Обратная сторона этого процесса – стремление клиник сократить расходы, экономя на квалификации сотрудников, качестве расходных материалов и уровне оборудования. Что в свою очередь снижает поток пациентов, увеличивает долю нецелевых клиентов, приводит к нестабильной рентабельности.
Источник большинства проблем – в самой компании, а потому лучше всего приобретать готовый бизнес либо
постоянно изучать рынок, повышая уровень сотрудников и качество услуг, в один голос заявляют эксперты.

– Восприятие общества к качеству медицины меняется. На первый план выходит правовая составляющая: пациенты все более настойчиво требуют соблюдения своих прав, и в большинстве случаев это обосновано, – считает Сергей Шушпанов. – Но иногда они неверно интерпретируют законодательные акты либо где-то услышанную информацию о том, что их права якобы нарушены. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, клиникам стоит в первую очередь делать акцент на качестве оказания медицинских услуг.

Нередко крупные клиники с большими оборотами работают в ноль или даже в минус. Основная причина – неэффективная работа руководителей компании. Как отмечает г-жа Гущина, многие директора с медицинским образованием просто не умеют строить бизнес, потому что их призвание – быть врачами, а не предпринимателями.

Конкурентная борьба на рынке частной медицины повышает роль маркетинга и менеджмента, когда клиники всеми способами стараются сохранить репутацию, развить бренд и продвинуть своих докторов. Регулярное обучение специалистов – обязательный пункт стратегии развития в этом бизнесе.

– Сейчас пациент стал другим, уже недостаточно иметь просто хорошую команду врачей и предоставлять полный спектр услуг. Пациент сам выбирает, куда ему обращаться, и на первом месте при выборе клиники стоят репутация, уровень сервиса, бренд клиники и врача. Развиваться в кризис будут только те компании, которые имеют грамотных управленцев, понимающих все тонкости ведения медицинского бизнеса. Благодаря высокой степени коммуникации такие клиники лучше других знают и понимают свою целевую аудиторию. В условиях кризиса они развивают программы лояльности, за счет чего сохраняют и постоянно приумножают количество своих пациентов, – рассказывает Анна Гущина.

– Открывая стоматологическую клинику в Ульяновске, мы учли платежеспособность жителей нашего города. За оказанием стоматологической помощи обращается каждый житель города, а значит, цены в стоматологии должны быть по карману людям от малого до высокого уровня достатка, – подчеркивает Ольга Тютюнник.

Большой проблемой российских коммерческих медучреждений считают работу по программам обязательного медицинского страхования. Тарифы, предлагаемые страховыми компаниями, намного ниже тех, по которым работают частные клиники, и не учитывают затрат на оборудование, обучение врачей и т.д. Поэтому иногда участие медицинской компании в программах ОМС убыточно и совсем непривлекательно вкупе с проверками и строгой отчетностью.

По мнению Анны Гущиной, эту проблему можно решить двумя способами. Первый – увеличить тарифы страховых компаний. Второй – предложить пациентам доплачивать стоимость услуги (если страховая компания не полностью ее покрывает) или обратиться в государственное медучреждение.

Несмотря на кажущуюся радикальность, эти меры вынужденные. Современные российские клиники подчас тратят семизначные суммы денег на покупку одной единицы оборудования, при том, что проработанной системы финансовой господдержки клиник, по мнению ряда экспертов, в стране нет.

– У молодых медицинских центров в России нет хороших условий для получения кредитов, нет средств для развития – закупки хорошего оборудования, рекламы, аренды или выкупа помещений. И они не могут конкурировать с клиниками, которые вошли в российский рынок с привлечением средств иностранных банков и инвесторов, – поясняет г-жа Гущина.

Очевидно, что проблему необходимо решать на государственном уровне, с задействием институтов развития бизнеса. Тем более что повышение качества медицины и увеличение продолжительности жизни населения декларируется как важнейшая национальная задача.

Читайте также: