Государственная политика российской федерации по борьбе с табакокурением доклад

Обновлено: 05.07.2024

от 18 ноября 2019 N 2732-р

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать в своей деятельности положения Концепции.

3. Минздраву России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Концепции и внести его в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2019 года N 2732-р

Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу

I. Общие положения

Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу (далее - Концепция) разработана в соответствии со статьей 5 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака и определяет цели, задачи, основные направления и принципы государственной политики Российской Федерации в области противодействия потреблению и распространению потребления табака и иной никотинсодержащей продукции.

Концепция является основой для организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и частных организаций в сфере борьбы с потреблением табака и иной никотинсодержащей продукции.

II. Современное состояние проблемы потребления табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации

Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, который разработан Министерством экономического развития Российской Федерации, акцент государственной демографической политики на формирование здорового образа жизни, осуществление мер по снижению масштабов потребления табачной продукции и профилактику курения табака позволит сократить показатели смертности.

Потребление табака является причиной возникновения заболеваний, связанных с его воздействием на организм, приводящим к инвалидности и преждевременной смертности, и создает социально-экономическое бремя для системы здравоохранения и общества в целом.

Основным компонентом табака является никотин, вызывающий и поддерживающий зависимость. Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр), никотиновая зависимость, являющаяся следствием потребления табака, признана заболеванием, связанным с расстройством поведения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, употребление табака является одной из самых значительных угроз для здоровья человека, когда-либо возникавших в мире. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, потребление табака ежегодно приводит почти к 7 млн. случаев смерти, из которых более 6 млн. случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака и более 890 тыс. случаев - среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Потребление табака представляет существенную угрозу для здоровья граждан Российской Федерации и влечет за собой негативные медицинские, демографические и другие социально-экономическими последствия.

По данным Международного агентства по изучению рака за 2014 год, курение табака повышает риски многих видов рака, таких, как рак губы, ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, поджелудочной железы, трахеи, бронхов, легкого, мочевого пузыря, почек и других органов мочеиспускания, острого миелоидного лейкоза.

В 2008 году Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, определив для себя разработку и внедрение эффективных законодательных и иных мер в области борьбы с потреблением табака в качестве приоритета.

В целях снижения бремени болезней, ассоциированных с потреблением табака, в Российской Федерации в 2010 - 2013 годах был принят комплекс мер, направленных на создание базовых условий для защиты здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма. В частности, распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 1563-р утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы, положения которой легли в основу принятого в 2013 году Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", включающего в себя комплекс мер и ограничений в сфере потребления табака.

Согласно данным отчета Российской Федерации по результатам проведенного в 2015 году глобального обследования потребления табака среди молодежи к 2015 году уменьшилась распространенность потребления табака среди подростков 13 - 15 лет в 2 раза по сравнению с 2004 годом, в том числе курение сигарет в 2,7 раза, а количество некурящих подростков, которые считают, что, возможно, закурят в будущем, - в 3,5 раза.

Согласно данным отчета Российской Федерации по результатам проведенного в 2016 году глобального опроса взрослого населения о потреблении табака реализация Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" привела к снижению распространенности потребления табака среди взрослого населения Российской Федерации с 39,4 процента в 2009 году до 30,9 процента в 2016 году. Кроме того, в 2 раза снизилась распространенность пассивного курения дома, а в общественных местах - в 2,5 раза. В среднем в 2 раза снизилась доступность табачных изделий.

По данным мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, предусмотренных Федеральным законом "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - мониторинг), потребление табака в Российской Федерации ежегодно снижается. Население Российской Федерации существенно меньше подвергается воздействию вторичного дыма в разных общественных учреждениях по сравнению с 2009 годом.

Данные мониторинга свидетельствуют о том, что жители Российской Федерации достаточно информированы о вреде потребления табака (большинство курящих респондентов (76 процентов) считает, что курение наносит вред их здоровью).

Благодаря снижению спроса на табачную продукцию в связи с проведением законодательных антитабачных мер объем производства табачной продукции начиная с 2013 года снижается (по сравнению с 2010 годом производство сигарет и папирос в России в 2018 году снизилось на 147,4 млрд. штук или на 36,5 процента).

По данным Федеральной службы государственной статистики, продажа сигарет на душу населения снизилась с 2,5 тыс. штук в год на человека в 2012 году до 1,6 тыс. штук в год на человека в 2018 году.

Указанные данные свидетельствуют о том, что в обществе достаточно прочно укрепилась необходимость соблюдения установленных антитабачным законодательством правил поведения, а также о том, что в целом антитабачное законодательство работает эффективно.

Однако показатели распространенности курения в России все еще остаются высокими, что говорит о необходимости принятия решительных межсекторальных мер, направленных на сокращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции. Для сравнения, в странах Европейского союза, по данным Всемирной организации здравоохранения, распространенность курения составила в среднем 24 процента.

Вместе с тем официальная статистическая отчетность не позволяет фиксировать заболеваемость никотиновой зависимостью, что говорит о необходимости совершенствования документов статистической отчетности в сфере здравоохранения.

Распространение жевательного и нюхательного табака создает и поддерживает никотиновую зависимость. По данным мониторинга, в настоящее время процент лиц, потребляющих некурительный табак, составляет 0,9 процента среди постоянных курильщиков, потребляющих табак ежедневно.

Более того, распространение получают новые виды курительных табачных изделий, потребляемых с помощью специально разработанной курительной принадлежности - устройства для нагревания табака, а также иной никотинсодержащей продукции.

Такая продукция приобрела популярность, особенно среди молодежи, в том числе ранее не потреблявшей табачные изделия и иную никотинсодержащую продукцию. Так, по данным мониторинга, в настоящее время происходит рост потребления такого вида никотинсодержащей продукции, как электронные системы доставки никотина, в том числе среди детей и подростков. Распространенность потребления такого вида никотинсодержащей продукции среди лиц 18 - 24 лет составляет 19,1 процента, что более чем в 10 раз выше, чем во всех остальных возрастных группах.

Развитие производства и распространение табачных изделий и иной никотинсодержащей продукции противоречит национальным целям в области здорового образа жизни, определенным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Исследования показывают, что экономические преимущества от снижения потребления табака и последующего снижения заболеваемости и смертности от болезней, ассоциированных с его потреблением, существенно превосходят любые потенциальные налоговые или иные поступления от реализации табачной продукции. Такие преимущества заключаются в снижении затрат на выявление и лечение заболеваний, вызванных потреблением табака, увеличении трудоспособного возраста и продолжительности здорового периода жизни граждан, уменьшении количества дней, проведенных на больничном, и социальных выплат в связи с инвалидностью или потерей кормильца.

III. Цель, принципы и задачи Концепции

Целью Концепции является снижение распространенности потребления табака и иной никотинсодержащей продукции, а также последующее рассмотрение возможности поэтапного вывода табачной и иной никотинсодержащей продукции из гражданского оборота на территории Российской Федерации для достижения максимального сокращения показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением табака.

Концепция основывается на следующих принципах:

соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а также иной никотинсодержащей продукции;

предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, а также иной никотинсодержащей продукции;

системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также иной никотинсодержащей продукции, непрерывность и последовательность их реализации, в том числе недопущение ослабления принятых мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;

приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций и производителями иной никотинсодержащей продукции;

обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;

взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, не связанных с табачными организациями, и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам обеспечения охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;

открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма, сокращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;

научная обоснованность мер, направленных на сокращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;

учет общепризнанных принципов и норм международного права, включая право Евразийского экономического союза, в области охраны здоровья населения, а также российского и международного опыта по предотвращению воздействия окружающего табачного дыма, сокращению потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;

противодействие нелегальному обороту табачной и иной никотинсодержащей продукции.

Основными задачами Концепции являются:

сокращение спроса на табак и иную никотинсодержащую продукцию среди населения;

сокращение предложения табака и иной никотинсодержащей продукции среди населения;

совершенствование медицинской профилактики потребления табака и иной никотинсодержащей продукции и медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции.

IV. Основные направления решения задач Концепции

1. Сокращение спроса на табак и иную никотинсодержащую продукцию среди населения

Для реализации задачи по сокращению спроса на табак и иную никотинсодержащую продукцию среди населения предусматривается:

информирование населения о вреде потребления табака и иной никотинсодержащей продукции и воздействия окружающего табачного дыма;

мотивирование потребителей к отказу от потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;

защита несовершеннолетних граждан и беременных женщин от потребления табака и иной никотинсодержащей продукции и воздействия окружающего табачного дыма;

разработка и внедрение программ укрепления здоровья на рабочем месте (корпоративных программ укрепления здоровья), включающих охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а также иной никотинсодержащей продукции;

совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а также иной никотинсодержащей продукции;

мониторинг применения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а также иной никотинсодержащей продукции;

совершенствование требований к упаковке и маркировке табачной и иной никотинсодержащей продукции, основанных на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, мотивирующих к отказу от потребления табака и иной никотинсодержащей продукции, а также направленных на предотвращение использования упаковки в качестве средства продвижения указанной продукции;

применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности табачной и иной никотинсодержащей продукции для населения.

2. Сокращение предложения табака и иной никотинсодержащей продукции среди населения

В целях выполнения задачи по сокращению предложения табака и иной никотинсодержащей продукции среди населения предусматривается:

предотвращение незаконной торговли табачными изделиями и иной никотинсодержащей продукцией;

противодействие незаконному производству и обороту табачной и иной никотинсодержащей продукции, включая совершенствование контроля за выдачей и оборотом специальных (акцизных) марок, а также введение порядка уничтожения оборудования, используемого для незаконного производства табачных изделий;

регулирование состава табачной и иной никотинсодержащей продукции, а также раскрытия их состава с учетом норм права Евразийского экономического союза;

сокращение доступности табачных изделий (включая некурительные табачные изделия), кальянов и иной никотинсодержащей продукции.

3. Совершенствование медицинской профилактики потребления табака и иной никотинсодержащей продукции и медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции

Решение задачи по совершенствованию медицинской профилактики потребления табака и иной никотинсодержащей продукции и медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции, предусматривается путем:


2022

Российский Минздрав планирует ужесточить борьбу с курением. О новом пакете антитабачных мер стало известно после оглашения результатов глобального доклада ВОЗ по борьбе с курением.

Рассмотрим, какие новые методы борьбы с курением запланировал Минздрав в дополнение к действующим в 2021 году и насколько эффективны нынешние антитабачные меры.

Что планируется изменить

В Минздраве заявили о проработке трех дополнительных мер борьбы с курением, включающих:

  1. Сигареты будут иметь стандартную обезличенную упаковку. 75% площади (сейчас 40%) займет картинка с предупреждением о вреде курения.
  2. Вводится запрет на классификацию табачной продукции по уровню содержания вредных веществ, так как это вводит покупателя в заблуждение.
  3. Устанавливается запретна красители, ароматизаторы и добавки для усиления зависимости.

В 2021 году ВОЗ в своем докладе акцентировал внимание на вреде электронных сигарет. Организация призвала государства ввести дополнительные предупреждающие надписи на электронных сигаретах. Сегодня их позиционируют как более безопасные и имеющие привлекательный аромат, тем самым покупателей вводят в заблуждение.

Основная проблема ВОЗ видится в том, что электронные сигареты пользуются популярностью у детей и подростков. В результате в табачную отрасль вовлекают новых некурящих.

Как в России борются с курением

Россия с 2008 года присоединилась к конвенции ВОЗ по борьбе с табаком. Она основана на подходе, ориентированном на уменьшение спроса на табачные изделия.

Правовое регулирование

Некоторые ограничения начали действовать в России еще до принятия антитабачного закона. Уже с 2004 года россиянам запретили курить на работе, в городском транспорте, театрах, институтах, больницах и рекламировать табак в СМИ.

Какие меры действуют

Практически все ограничительные меры борьбы с курением, применяемые в мире, уже реализуются в России. Действующее законодательство предусматривает следующие антитабачные запреты:

  1. На продажу табака несовершеннолетним и вовлечение детей в число курильщиков.
  2. На курение в общественных местах и помещениях, включая подъезды, детские площадки, вокзалы, лифты и подъезды, офисные здания, поезда и самолеты, больницы и пр.
  3. На рекламу и демонстрацию табака в фильмах, передачах и спектаклях. При демонстрации сигарет в произведениях для детей и взрослых дополнительно нужно сообщить о вреде курения.
  4. На стимулирование потребления табака. В России запрещены лотереи, акции, бесплатная раздача сигарет и систем нагревания табака.

Одним из самых действенных мероприятий выступает планомерное повышение акцизов на табачные изделия и увеличение стоимости сигарет. Так, с января 2021 года цены на сигареты резко возросли — на 20% (примерно на 20 рублей за пачку). Также с июля в России действуют минимальные розничные цены – пачка сигарет не может продаваться дешевле 108 рублей, а средняя цена составила 120-140 руб. Как ожидается, именно финансовые методы борьбы с курильщиками станут приоритетными.

С 2021 года электронные сигареты, вейпы и айкосы в России хотя и не запретили (как в 32 странах мира), но приравняли к обычным сигаретам. Теперь на никотинсодержащую продукцию распространяются все ограничения и запреты, действующие в отношении сигарет. К никотинсодержащей приравняли продукцию:

  • с нагреваемым табаком;
  • растворы;
  • жидкости;
  • гели;
  • жидкостьи;
  • порошки;
  • смеси для сосания, нюханья, жевания, не предназначенные для употребления в пищу.

В январе введен запрет на интернет-продажи кальянов, стиков и жидкостей для электронных сигарет. Теперь их можно купить только в розничных магазинах. Сигареты перестали продавать онлайн еще раньше. Это позволяет предотвратить продажу табачных изделий детям.

При продаже сигарет и вейпов запрещена их выкладка на витрине, а торговые точки нельзя размещать рядом с образовательными и медицинскими учреждениями.

Какие штрафы предусмотрены

Для нарушителей антитабачного закононодательства в России предусмотрены административные штрафы как для юридических, так и физических лиц. Наказать могут рестораны, магазины, табачные компании и самих курильщиков.

За курение в общественных местах и помещениях, где это под запретом, гражданам грозит штраф 500-1500 р., а за курение на детской площадке – 2000-3000 р. (согласно ст.6.24 КоАП). Стоит отметить, что за курение сигарет, вейпов и айкосов теперь установлено одинаковое наказание.

Для тех, кто угостит ребенка сигаретой, установлен штраф 1000-2000 р., а если в курении ребенка виноваты родители, он возрастет до 2000-3000 р. (согласно ст.6.23 КоАП).

Для магазинов действуют более существенные штрафы (по ст.14.53 КоАП)

  1. За несоблюдение ограничений при продаже табака и никотинсодержащей продукции – 30000 – 50000 р.
  2. За продажу сигарет детям – магазину – 150 000 – 300 000 р., продавцу – 40 000 – 70 000 р.

Рестораны оштрафуют за нарушения при организации мест для курения и отсутствие контроля за потреблением никотинсодержащей продукции и пр. По ст.6.25 КоАП штрафы составляют от 20 до 90 тыс.р.

Насколько действующая антитабачная политика эффективна

По данным Роспотребнадзора в 2020 году курили 21,6% россиян. Для сравнения, еще в 2013 году эта цифра равнялась 41%.

Среди причин, которые побудили людей бросить курить, называли рост стоимости сигарет, введение запретов на курение в общественных местах, увеличение популярности здорового образа жизни. Из-за существенного увеличения стоимости сигарет курить стали реже, а курильщики ограничиваются меньшим количеством сигарет.

Также опросы показывают, что общественное мнение заняло антитабачную сторону – более 80% россиян поддерживают действующие запреты курения.

Но, несмотря на позитивные изменения, пока Россия остается одной из самых курящих стран в мире.


Осознание мирового сообщества всей опасности табачной зависимости привело к необходимости принятия Рамочной конвенции по борьбе ВОЗ против табака [2]. Российская Федерация присоединилась к указанной Конвенции в 2008 году [3] и на протяжении последних лет Россия проводит активную антитабачную политику, что привело к сокращению доли курящих граждан в России. Сегодня около 31 % граждан России подвержены табачной зависимости, в то время как в 2013 году эта доля составляла 41 %. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее — ВЦИОМ) не курят сегодня 69 % россиян, в том числе 57 % сообщают, что никогда не были подвержены этой вредной привычке. По результатам всероссийского опроса (объем выборки 1600 человек), проводимого ВЦИОМ 21–22 мая 2016 года, более четверти курильщиков (28 %), за последний год они снизили объемы потребления сигарет,ипрежде всего это люди пенсионного возраста (41 %).Напротив, больше стали курить 16 % (в 2014 г. — 10 %).Выше эта доля среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (21 %). Более половины (54 %) не изменили своих привычек, и курят также, как раньше [4].

В соответствии с положениями Рамочной конвенции по борьбе ВОЗ против табака и Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ в России распространяются запреты и ограничения на продажу табачных изделий, вводятся ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия, устанавливаются требования к упаковке и маркировке табачных изделий, вводится запрет рекламы и стимулирования продажи табака и т. д.

Также в противовес курению проводятся акции по ведению здорового образа жизни, поддерживаются и развиваются общественные и спортивные, молодежные программы, ведется просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

Запрет курения в России действует на постепенное уменьшение количества мест, отведенных для курения, включая прямой запрет на курение на территории административных и общественных учреждений, на рабочих местах, в помещениях общего пользования многоквартирных домов и детских площадках. Касается он и средств общественного транспорта, предназначенного не только для городских маршрутов, но и поездов, судов дальнего следования.

Отводится в антитабачной российской компании и место медицинской и социальной помощи для тех, кто желает избавиться от никотиновой зависимости, бросить курить навсегда.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает систему штрафов и санкций для нарушителей закона. Так, курение граждан в неотведенных для этого местах обойдется в сумму до трех тысяч рублей (ч. 2 ст. 6.24 КоАП предусматривает за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей). Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.53 КоАП). Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц до шестисот тысяч рублей (ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП).

Обратим особое внимание, что борьба с курильщиками не является задачей поставленной перед государством и обществом. Наоборот, закон о запрете курения создаёт условия для улучшения медицинской помощи им. Борются с табачными компаниями, с продвижением табака, с тем, чтобы оградить людей, которые поневоле становятся пассивными курильщиками, и, конечно же, детей. В этом же направлении работают законодатели и в настоящее время.

Так, в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [6], Правительством Российской Федерации намечена разработка и реализация Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2016–2020 годы [7], ожидаемым результатом которой является снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 26 процентов в 2020 году.

Разработка и реализация Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2016–2020 годы входит в план мероприятий Концепции демографической политики России на период до 2025 г. Планом предусмотрен комплекс мер по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. Он включает 51 мероприятие, в том числе предусмотрены меры по повышению рождаемости, снижению предотвратимых причин смертности, сокращению материнской и младенческой смертности, улучшению репродуктивного здоровья. В план включены мероприятия по снижению смертности, формированию мотивации к здоровому образу жизни.

В России могут запретить курение и в машине. Впрочем, этот запрет предлагают ввести в рамках проекта антитабачной концепции на 2016–2020 годы опять же в тех случаях, когда в одном салоне с курящим находятся несовершеннолетние. Министерство здравоохранения предлагает также наложить вето на использование при производстве табачных изделий ароматизаторов, поскольку такой табак нередко привлекает несовершеннолетних. Именно в этом возрасте большинство курильщиков по статистике начинают курить, поэтому целый ряд мер в разработанном министерством проекте новой антитабачной концепции нацелен на защиту детей от табака и табачного дыма.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, табачная продукция, окружающий табачный дым, Российская Федерация, табачная зависимость, охрана здоровья граждан, административный штраф, министерство здравоохранения, потребление табака, Рамочная конвенция.

Похожие статьи

Глобальная и социальная проблема потребления табачной.

Россия, табачная продукция, табачная зависимость, окружающий табачный дым, Российская Федерация, охрана здоровья граждан, Рамочная конвенция, потребление табака, министерство здравоохранения.

Социально-психологические аспекты табакокурения студенческой.

Проблема привлечения к административной ответственности за.

О роли и значении табака в мировых войнах | Статья в журнале.

Влияние табака на здоровье человека | Статья в журнале.

Установлено, что при курении происходит сухая дистилляция и неполное сгорание высушенных табачных листьев вне зависимости от того, используются ли они в натуральном виде, в сигарете

Около 79 % дыма попадает в окружающую среду и вдыхается некурящими людьми.

Особенности возникновения, течения и исходов инфаркта.

Современные аспекты лечения табакокурения и никотиновой.

Сахарова Г. М., Антонов Н. С. Вредное воздействие табакокурения на здоровье и подходы к лечению табачной зависимости.

Влияние табака на здоровье человека | Статья в журнале. Все знают о вреде курения. А вот что такое никотин с точки зрения химии и фармакологии.

Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента.

Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по распространённости табакокурения.

Вып. Табачная зависимость и курение табака. ВИНИТИ. 2005, 3–10 с.

Меры по оказанию помощи в отказе от табакокурения.

В 2008 году Российская Федерация ратифицировала Рамочную конвенцию по борьбе против табака (РКТБ).

2. Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака. Российская Федерация: Страновой отчет 2009;172.

Похожие статьи

Глобальная и социальная проблема потребления табачной.

Россия, табачная продукция, табачная зависимость, окружающий табачный дым, Российская Федерация, охрана здоровья граждан, Рамочная конвенция, потребление табака, министерство здравоохранения.

Социально-психологические аспекты табакокурения студенческой.

Проблема привлечения к административной ответственности за.

О роли и значении табака в мировых войнах | Статья в журнале.

Влияние табака на здоровье человека | Статья в журнале.

Установлено, что при курении происходит сухая дистилляция и неполное сгорание высушенных табачных листьев вне зависимости от того, используются ли они в натуральном виде, в сигарете

Около 79 % дыма попадает в окружающую среду и вдыхается некурящими людьми.

Особенности возникновения, течения и исходов инфаркта.

Современные аспекты лечения табакокурения и никотиновой.

Сахарова Г. М., Антонов Н. С. Вредное воздействие табакокурения на здоровье и подходы к лечению табачной зависимости.

Влияние табака на здоровье человека | Статья в журнале. Все знают о вреде курения. А вот что такое никотин с точки зрения химии и фармакологии.

Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента.

Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по распространённости табакокурения.

Вып. Табачная зависимость и курение табака. ВИНИТИ. 2005, 3–10 с.

Меры по оказанию помощи в отказе от табакокурения.

В 2008 году Российская Федерация ратифицировала Рамочную конвенцию по борьбе против табака (РКТБ).

2. Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака. Российская Федерация: Страновой отчет 2009;172.


Осознание мирового сообщества всей опасности табачной зависимости привело к необходимости принятия Рамочной конвенции по борьбе ВОЗ против табака [2]. Российская Федерация присоединилась к указанной Конвенции в 2008 году [3] и на протяжении последних лет Россия проводит активную антитабачную политику, что привело к сокращению доли курящих граждан в России. Сегодня около 31 % граждан России подвержены табачной зависимости, в то время как в 2013 году эта доля составляла 41 %. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее — ВЦИОМ) не курят сегодня 69 % россиян, в том числе 57 % сообщают, что никогда не были подвержены этой вредной привычке. По результатам всероссийского опроса (объем выборки 1600 человек), проводимого ВЦИОМ 21–22 мая 2016 года, более четверти курильщиков (28 %), за последний год они снизили объемы потребления сигарет,ипрежде всего это люди пенсионного возраста (41 %).Напротив, больше стали курить 16 % (в 2014 г. — 10 %).Выше эта доля среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (21 %). Более половины (54 %) не изменили своих привычек, и курят также, как раньше [4].

В соответствии с положениями Рамочной конвенции по борьбе ВОЗ против табака и Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ в России распространяются запреты и ограничения на продажу табачных изделий, вводятся ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия, устанавливаются требования к упаковке и маркировке табачных изделий, вводится запрет рекламы и стимулирования продажи табака и т. д.

Также в противовес курению проводятся акции по ведению здорового образа жизни, поддерживаются и развиваются общественные и спортивные, молодежные программы, ведется просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

Запрет курения в России действует на постепенное уменьшение количества мест, отведенных для курения, включая прямой запрет на курение на территории административных и общественных учреждений, на рабочих местах, в помещениях общего пользования многоквартирных домов и детских площадках. Касается он и средств общественного транспорта, предназначенного не только для городских маршрутов, но и поездов, судов дальнего следования.

Отводится в антитабачной российской компании и место медицинской и социальной помощи для тех, кто желает избавиться от никотиновой зависимости, бросить курить навсегда.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает систему штрафов и санкций для нарушителей закона. Так, курение граждан в неотведенных для этого местах обойдется в сумму до трех тысяч рублей (ч. 2 ст. 6.24 КоАП предусматривает за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей). Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.53 КоАП). Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц до шестисот тысяч рублей (ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП).

Обратим особое внимание, что борьба с курильщиками не является задачей поставленной перед государством и обществом. Наоборот, закон о запрете курения создаёт условия для улучшения медицинской помощи им. Борются с табачными компаниями, с продвижением табака, с тем, чтобы оградить людей, которые поневоле становятся пассивными курильщиками, и, конечно же, детей. В этом же направлении работают законодатели и в настоящее время.

Так, в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [6], Правительством Российской Федерации намечена разработка и реализация Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2016–2020 годы [7], ожидаемым результатом которой является снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 26 процентов в 2020 году.

Разработка и реализация Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2016–2020 годы входит в план мероприятий Концепции демографической политики России на период до 2025 г. Планом предусмотрен комплекс мер по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. Он включает 51 мероприятие, в том числе предусмотрены меры по повышению рождаемости, снижению предотвратимых причин смертности, сокращению материнской и младенческой смертности, улучшению репродуктивного здоровья. В план включены мероприятия по снижению смертности, формированию мотивации к здоровому образу жизни.

В России могут запретить курение и в машине. Впрочем, этот запрет предлагают ввести в рамках проекта антитабачной концепции на 2016–2020 годы опять же в тех случаях, когда в одном салоне с курящим находятся несовершеннолетние. Министерство здравоохранения предлагает также наложить вето на использование при производстве табачных изделий ароматизаторов, поскольку такой табак нередко привлекает несовершеннолетних. Именно в этом возрасте большинство курильщиков по статистике начинают курить, поэтому целый ряд мер в разработанном министерством проекте новой антитабачной концепции нацелен на защиту детей от табака и табачного дыма.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, табачная продукция, окружающий табачный дым, Российская Федерация, табачная зависимость, охрана здоровья граждан, административный штраф, министерство здравоохранения, потребление табака, Рамочная конвенция.

Похожие статьи

Глобальная и социальная проблема потребления табачной.

Россия, табачная продукция, табачная зависимость, окружающий табачный дым, Российская Федерация, охрана здоровья граждан, Рамочная конвенция, потребление табака, министерство здравоохранения.

Социально-психологические аспекты табакокурения студенческой.

Проблема привлечения к административной ответственности за.

О роли и значении табака в мировых войнах | Статья в журнале.

Влияние табака на здоровье человека | Статья в журнале.

Установлено, что при курении происходит сухая дистилляция и неполное сгорание высушенных табачных листьев вне зависимости от того, используются ли они в натуральном виде, в сигарете

Около 79 % дыма попадает в окружающую среду и вдыхается некурящими людьми.

Особенности возникновения, течения и исходов инфаркта.

Современные аспекты лечения табакокурения и никотиновой.

Сахарова Г. М., Антонов Н. С. Вредное воздействие табакокурения на здоровье и подходы к лечению табачной зависимости.

Влияние табака на здоровье человека | Статья в журнале. Все знают о вреде курения. А вот что такое никотин с точки зрения химии и фармакологии.

Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента.

Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по распространённости табакокурения.

Вып. Табачная зависимость и курение табака. ВИНИТИ. 2005, 3–10 с.

Меры по оказанию помощи в отказе от табакокурения.

В 2008 году Российская Федерация ратифицировала Рамочную конвенцию по борьбе против табака (РКТБ).

2. Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака. Российская Федерация: Страновой отчет 2009;172.

Похожие статьи

Глобальная и социальная проблема потребления табачной.

Россия, табачная продукция, табачная зависимость, окружающий табачный дым, Российская Федерация, охрана здоровья граждан, Рамочная конвенция, потребление табака, министерство здравоохранения.

Социально-психологические аспекты табакокурения студенческой.

Проблема привлечения к административной ответственности за.

О роли и значении табака в мировых войнах | Статья в журнале.

Влияние табака на здоровье человека | Статья в журнале.

Установлено, что при курении происходит сухая дистилляция и неполное сгорание высушенных табачных листьев вне зависимости от того, используются ли они в натуральном виде, в сигарете

Около 79 % дыма попадает в окружающую среду и вдыхается некурящими людьми.

Особенности возникновения, течения и исходов инфаркта.

Современные аспекты лечения табакокурения и никотиновой.

Сахарова Г. М., Антонов Н. С. Вредное воздействие табакокурения на здоровье и подходы к лечению табачной зависимости.

Влияние табака на здоровье человека | Статья в журнале. Все знают о вреде курения. А вот что такое никотин с точки зрения химии и фармакологии.

Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента.

Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по распространённости табакокурения.

Вып. Табачная зависимость и курение табака. ВИНИТИ. 2005, 3–10 с.

Меры по оказанию помощи в отказе от табакокурения.

В 2008 году Российская Федерация ратифицировала Рамочную конвенцию по борьбе против табака (РКТБ).

2. Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака. Российская Федерация: Страновой отчет 2009;172.

Читайте также: