Доклад по обж 11 класс 38 параграф

Обновлено: 17.05.2024

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны и др.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

- призыв на военную службу;

- прохождение военной службы по призыву;

- пребывание в запасе;

- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Кроме выше перечисленных 5 пунктов воинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности

По правовой основе воинская обязанность является конституционной. Административное право регулирует порядок ее осуществления и в значительной степени - ее содержание.

Эта обязанность требует осуществления очень нужных и определенных для общества действий: овладение военным мастерством, подготовка к защите, защита Отечества. Государственная администрация организует исполнение воинской обязанности.

Обязанность готовиться к защите и защищать Отечество распространяется не на всех граждан, проживающих в России, а только на граждан России мужского пола, достигших 17 лет. И при этом только на лиц, годных по состоянию здоровья к военной службе. Лишь частично она касается женщин и юношей в возрасте до 17 лет. Иными словами, ограниченный характер обязанности состоит в том, что она относится лишь к гражданам РФ мужского пола в возрасте от 17 лет. Ее содержание применительно к отдельным лицам зависит от гражданства, пола, возраста, состояния здоровья и ряда других признаков индивидуального субъекта административного права.

В осуществлении воинской обязанности можно выделить три стадии:

допризывная подготовка (тех, кто ею занимается, называют допризывниками и призывниками);

действительная военная служба (ее несут военнослужащие);

пребывание военнообязанных в запасе.

С иных позиций можно говорить о трех способах реализации воинской обязанности. И в зависимости от круга обязанностей и прав лиц на этих стадиях различают статусы призывников (и допризывников), военнослужащих и военнообязанных.

Всю совокупность обязанностей, входящих в воинскую обязанность, можно поделить на такие группы:

готовиться к военной службе;

соблюдать правила воинского учета;

соблюдать правила призыва на военную службу;

проходить действительную военную службу;

выполнять обязанности, связанные с зачислением в запас;

выполнять обязанности, связанные с мобилизацией.

Несомненно, что главное в воинской обязанности - это действительная военная служба, обязанность быть военнослужащим. Все остальные лишь обеспечивают ее эффективное выполнение.

На первой стадии осуществления воинской обязанности допризывники должны приобрести знания по военному делу в учебных заведениях. Юноши, достигшие 16-летнего возраста, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военных знаний в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям, специально организуемым для этого. С 17 лет юноши по программам учебных заведений могут привлекаться к подготовке по военно-учебным специальностям. Кроме того, должны быть созданы необходимые условия, чтобы допризывники на добровольной основе могли заниматься военно-прикладными видами спорта.

Юноши, за исключением тех, которые постоянно проживают за пределами России или лишены свободы за преступления, а также девушки, имеющие военно-учетные специальности, обязаны соблюдать правила воинского учета, а значит, прежде всего встать на воинский учет в военкомате по месту жительства в первом квартале года, в котором им исполняется 17 лет. Первоначальная постановка на учет девушек, получивших военно-учетные специальности после того, как им исполнилось 17 лет, и лиц, получивших российское гражданство, производится в течение всего года.

Допризывники обязаны по повестке военкомата прибыть на комиссию по постановке граждан на воинский учет.

Правила воинского учета обязывают гражданина:

- явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в орган, осуществляющий воинский учет;

- сообщить этому органу в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы, должности, места жительства в пределах района, города;

- сняться с учета при переезде на новое место на срок более трех месяцев, а при выезде из России - на срок более шести месяцев и в течение двух недель встать вновь на воинский учет при возвращении в Россию, при прибытии на новое место жительства;

- бережно хранить выданное ему удостоверение гражданина, подлежащего призыву, а в случае утраты в двухнедельный срок сообщить об этом в военкоматы. В паспорте гражданина Российской Федерации военкоматом делается отметка о его отношении к воинской обязанности.

Обязанности и права призывников

Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу - до 24 лет.

Первый контракт с желающими заключается на срок:

с поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины - три года;

с поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера - пять лет;

с обучающимися в военных училищах - на время обучения и пять лет после его окончания.

Комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право - призыв, служба по призыву - это выполнение обязанности, не добровольное, но и не принудительное.

Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

- освобождаемых от призыва;

- не подлежащих призыву;

- имеющих право на отсрочку от призыва;

Освобождаются от призыва, а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

- признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

- прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;

- имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

- у которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

Не подлежат призыву граждане:

- отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость;

- в отношении которых ведется уголовное дело.

Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить впрочем, как и после снятия или погашения судимости.

На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, и принятию решения о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в таком направлении.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности указанных граждан к военной службе по следующим категориям:

А -- годен к военной службе;

Б -- годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В -- ограниченно годен к военной службе;

Г -- временно не годен к военной службе;

Д -- не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

Призывная комиссия может принять решение:

об освобождении от воинской обязанности;

о предоставлении отсрочки;

о зачислении в запас;

об альтернативной службе;

об освобождении от призыва;

о призыве на военную службу. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках, Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге - с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

Правовое положение военнообязанных

Военнообязанными называют лиц, зачисленных в запас Вооруженных Сил. Запас необходим, чтобы в случае войны можно было быстро увеличить численный состав войск людьми, знающими военное дело.

В запас Вооруженных Сил зачисляются:

- уволенные с военной службы с зачислением в запас;

-не прошедшие военную службу:

-освоившие программу обучения офицеров запаса на военных кафедрах вузов;

-освобожденные от призыва на военную службу;

-лица, получавшие отсрочки от призыва по достижению ими 27 лет;

-прошедшие альтернативную гражданскую службу;

-не призванные на военную службу по иным причинам (в связи с проживанием за границей, наличием судимости и т. д.);

-женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Предельный возраст пребывания в запасе для военнообязанных, не имеющих офицерского звания - 50, младших офицеров - 55, старших - 60, высших - 65 лет.

Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации

Мобилизация - это комплекс мероприятий по переводу экономики страны, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций на работу в условиях военного времени, переводу войск, воинских формирований, военной администрации на организацию и состав военного времени. Президент России объявляет полную или частичную мобилизацию в случае агрессии или угрозы агрессии, вооруженных конфликтов против России.

При объявлении мобилизации военнослужащие, за исключением военнослужащих-женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет, продолжают проходить военную службу, даже если сроки, на которые они были призваны, истекли.

-по состоянию здоровья;

-занятым постоянным уходом за близким родственником, женой (мужем), усыновителем, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, а также за членами семьи, не достигшими 16 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону их содержать;

-имеющим на иждивении 4 детей, а женщинам, если они имеют на иждивении одного ребенка;

-мужчинам, матери которых имеют четырех детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;

-депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации;

-лицам, забронированным за определенными организациями.

Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат только граждане, имеющие судимости за тяжкие преступления.

Важной обязанностью лиц, состоящих на воинском учете, является обязанность с момента объявления мобилизации не выезжать с места жительства без разрешения военкомата. Для получения разрешения военкому должно быть подано письменное заявление с указанием причин и места убытия. воинский учет обязанность мобилизация

Что же такое воинская обязанность? Воинская обязанность граждан Российской Федерации, предусматривает:

1. воинский учет;

2. обязательную подготовку к военной службе;

3. призыв на военную службу;

4. прохождение военной службы по призыву;

5. пребывание в запасе;

6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Правовые основы военной службы

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Правовые основы военной службы

Правовые основы военной службы

Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы; она заклю.

Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы; она заключается в повседневном выполнении гражданами воинских обязанностей. Основная задача военной службы — постоянная целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами г.

Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами государственной службы: Предусматривает принятие военной присяги; Носит строго обязательный, личностный характер; Ограничена сроком; Предусматривает беспрекословность служебного подчинения; Предъявляются требования к состоянию здоровья, уровню профессиональной и общеобразовательной подготовки, морально-психологических качеств, физической подготовки; Предусматривает особую форму одежды и знаки различия

Одной из особенностей военной службы является обязательное принятие каждым г.

Одной из особенностей военной службы является обязательное принятие каждым гражданином военной присяги. Они клянутся свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй страны, народ и Отечество.

Одним из принципов строительства Вооруженных Сил РФ является единоначалие. Он.

Одним из принципов строительства Вооруженных Сил РФ является единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника) единолично принимать р.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника, неисполнение приказа является воинским преступлением.

Организация и исполнение обязанностей военной службы как составной части воин.

Организация и исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламентированы Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, касающимися обороны государства. Законодательство Российской Федерации по вопросам обороны основывается прежде всего на Конституции Российской Федерации.

Конституцией установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью.

Конституцией установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (статья 59). Конституцией РФ Президенту РФ дано право: формировать и возглавлять Совет Безопасности РФ; утверждать военную доктрину РФ; назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (статья 83).

На основании положений Конституции РФ разрабатываются и принимаются законодат.

Статус военнослужащих Статус военнослужащего определен Федеральным законом РФ.

Военнослужащие пользуются установленными законодательством РФ правами наравне.

Обязанности военнослужащих Общие обязанности Должностные обязанности Специаль.

Обязанности военнослужащих Общие обязанности Должностные обязанности Специальные обязанности

Общие обязанности военнослужащих определяются требованиями законов и воинских.

Общие обязанности военнослужащих определяются требованиями законов и воинских уставов. Они выражают сущность воинского долга и характеризуют содержание военной службы в ВС РФ. Общие обязанности в одинаковой мере распространяются на всех военнослужащих вне зависимости от их служебного положения и воинских званий. Должностные обязанности военнослужащих определяются воинскими уставами и другими нормативными документами, учитывающими специфику исполнения военной службы по специальности. Специальные обязанности возникают в связи с возложением на военнослужащего заданий, выполнение которых выходит за рамки его повседневных обязанностей по занимаемой должности.

Ответственность военнослужащих Все военнослужащие независимо от должности и з.

Ответственность военнослужащих Все военнослужащие независимо от должности и звания равны перед законом и могут привлекаться к административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

Презентации по ОБЖ 11 класс и другие полезные материалы для учителя ОБЖ, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Лекция №15 Комплекс мероприятий по обеспечению безопасности в ходе профессиональной деятельности

Презентации


Лекция №14 Основы комплексной защиты населения в ЧС мирного и военного времени

Презентации


Лекция №13 Основные задачи, структура, силы, средства и мероприятия проводимые РCЧC и ГО

Презентации


Лекция №12 Типы и формы современного терроризма

Презентации


Лекция №11 Защита населения при авариях (разрушении) радиационно- и химическиопасных объектов

Презентации


Лекции №10 Чрезвычайные ситуации природного характера

Презентации


Лекция №9 Химическая безопасность

Презентации


Лекция №8 Пожарная безопасность

Презентации


Лекция №7 Обеспечение безопасности технических систем и технологических процессов

Презентации


Лекция №6 Идентификация травмирующих и вредных факторов опасные зоны

Презентации


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.


Посмотрев данный видеоурок, учащиеся узнают, что такое право войны и какие документы его образуют. Познакомятся с международными правилами поведения и ограничениями военнослужащих при ведении боевых действий. Узнают, что такое гуманитарная помощь, кто и в каких случаях её оказывает. А также выяснят, кто такие комбатанты и какие правила регулируют их поведение.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Военные гуманитарные миссии России в горячих точках мира"

Вооружённые Силы Российской Федерации должны обеспечивать надёжную защиту страны. Однако, кроме этого, в основные задачи Российской Федерации входит участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями.

Специальные воинские формирования участвуют в миротворческих операциях на территории стран Содружества Независимых Государств на основании международных государственных договоров и соглашений между Россией и её партнёрами. Миротворческие формирования также принимают участие в гуманитарных миссиях в составе миротворческих контингентов Организации Объединённых Наций. Решение на участие Вооружённых Сил Российской Федерации в миротворческой операции за пределами России принимает Президент Российской Федерации. Миротворцы получают специальное разрешение — мандат правительства стран СНГ или мандат ООН, определяющий правила их поведения в горячей точке.

Горячей точкой в международной политике называют местность или территорию, на которой социальное противостояние или территориальный спор (военная напряжённость) могут перейти или уже перешли в состояние открытого вооружённого конфликта. В мире достаточно горячих точек, в которых страдает прежде всего местное население, оказавшееся на территории войны.


Организация Объединённых Наций и многие международные общественные организации проводят целенаправленную и очень важную работу по оказанию гуманитарной помощи населению, оказавшемуся в зонах вооружённых конфликтов. Деятельность ООН, миротворческих общественных организаций и миротворческих военных формирований регулируется нормами международного права, которое условно называют правом войны.

Право войны — это совокупность международных договорённостей, устанавливающих определённые правила ведения вооружённой борьбы (военных действий). Цель этого права — уменьшить бедствия войны для населения и социальных объектов жизнедеятельности, а также для непосредственных участников боевых действий и миссионеров, оказывающих гуманитарную помощь населению.

После страшных событий и последствий Второй мировой войны международное сообщество приняло решение о закреплении правил ведения войны специальными соглашениями, которые ратифицировали многие страны мира. Право войны регламентирует правила поведения комбатантов в бою, их отношение к материальным и культурным объектам, к населению (детям, старикам, раненым и больным), миротворцам и другим миссионерам. Право войны вносит в правила вооружённой борьбы определённые ограничения, чтобы воюющие согласовывали военную необходимость с требованиями гуманности.


Комбатант — это термин, означающий в международном праве лицо, входящее в состав вооружённых сил и непосредственно участвующее в военных действиях.

Миротворцами называют военнослужащих специальных воинских формирований, которые находятся в зоне вооружённого конфликта, чтобы обеспечить соблюдение противоборствующими сторонами достигнутых соглашений: о временном перемирии, об обмене пленными, о доставке гуманитарной помощи и так далее.

Напомним, что гуманитарная помощь — это вид безвозмездной помощи населению территорий, оказавшихся в состоянии гуманитарной катастрофы или её угрозы.

Гуманитарной катастрофой называют процесс изменения жизни людей в худшую сторону. Причинами гуманитарной катастрофы могут стать климатические изменения, военные действия, стихийные бедствия, техногенные или экологические катастрофы. Гуманитарная помощь включает доставку и бесплатное распространение среди населения средств первой необходимости для жизни, оказание медицинской помощи и проведение аварийно-спасательных работ. Специальные формирования миротворцев ООН осуществляют гуманитарные операции и оказывают гуманитарную помощь в разных странах мира. К сожалению, некоторые страны используют гуманитарное прикрытие для прямой интервенции и оккупации.


Основу международного права войны составляют:

• Гаагские конвенции, которые регулируют правила ведения боевых действий (объявление войны, ведение боевых действий, оккупация, перемирие, нейтралитет, капитуляция и так далее), а также ограничивают право на разрушение социальных и культурных объектов на территории военных действий (Гаага, 1907, 1949 и 1954);

• Женевские конвенции, определяющие:

1) правила защиты жертв вооружённых конфликтов: военнопленных, раненых, больных, погибших, гражданского населения, особенно женщин, детей, стариков, религиозных меньшинств (Женева, 1949);

2) правила защиты лиц, оказывающих гуманитарную помощь жертвам вооружённых конфликтов (Женева, 1949);

3) запрет на применение некоторых видов обычных вооружений (Женева, 1977 и 1978).

Цель права войны — соблюсти меру цивилизованного человеколюбия (гуманизма) в жестокой и смертельной вооружённой борьбе людей. Каждый военнослужащий должен знать и выполнять международные правила и ограничения при ведении боевых действий.

Отметим некоторые из правил поведения комбатантов:

1. Вести боевые действия только против комбатантов.

2. Нападать только на военные объекты (объекты размещения вооружённых формирований и военной техники).

3. Не разрушать больше того, что требует выполнение боевой задачи.

4. Щадить гражданское население и его имущество, защищать их от дурного обращения, исключить акты мести и взятие заложников.

5. Оказывать помощь больным и раненым, военным и гражданским лицам, нуждающимся в помощи.

6. Щадить военнопленных: взятых в плен разоружить, исключить пытки, убийства, бесчеловечное обращение, преднамеренное причинение тяжёлых страданий и ущерба здоровью, обеспечить гуманное и уважительное отношение, включая право оставить при себе личные вещи. Содержание военнопленных и решение их участи находится под властью правительства страны или военно-политической группировки, которая их взяла в плен. Поэтому соблюдение права войны по отношению к военнопленным — обязанность захватчиков.

7. Захватчики военнопленных имеют право применить к ним меры строгости и наказания только в случае их неповиновения.

8. Оказывать особую защиту лицам и объектам, имеющим социально-культурное или гуманитарное значение.

Нарушение права войны квалифицируют как военное преступление, которое не имеет срока давности и подлежит расследованию и суду. Функцию суда за военные преступления выполняет Международный военный трибунал в Гааге.


Международное право на особую защиту распространяется:

• на военную и гражданскую медицинские службы, военный духовный персонал, гражданский духовный персонал (в составе гражданской медицинской службы и гражданской обороны);


• на гражданскую оборону — систему мероприятий, осуществляемых специальными службами и военизированными формированиями по защите и выживанию населения в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия гражданской обороны: оповещение, эвакуация, медико-санитарная помощь, карантин, дезинфекция и дезинсекция и так далее;


• на культурные ценности, находящиеся под общей защитой. Международное право определяет запрет на их разрушение любой из воюющих сторон, так как это объекты неповторимого исторического и культурного наследия народа (музеи, парковые ансамбли, библиотеки, архивные хранилища, храмы и прочее);


• на культурные ценности, находящиеся под особой защитой. Международное право определяет запрет на их разрушение любой из воюющих сторон, так как они являются объектами общечеловеческого культурного наследия;


• на установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, атомные и гидроэлектростанции, нефтяные хранилища и так далее).


Белый флаг в международном гуманитарном праве означает перемирие, переговоры, капитуляцию (безоговорочная сдача оружия и полное прекращение боевых действий).

Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) выделяются согласно Уставу ООН для предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и так далее), если меры экономического и политического характера оказались недостаточными.

Будучи постоянным членом Совбеза ООН, Российская Федерация несёт ответственность за поддержание мира и безопасности на планете. За последние годы военнослужащие ВС РФ наравне с другими членами международного сообщества неоднократно участвовали в предотвращении или ликвидации междоусобных и межнациональных конфликтов как на территории республик бывшего СССР, так и в странах дальнего зарубежья. География таких мест обширна: Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан, Босния и Герцеговина, Косово и Метохия, Ангола, Чад, Сьерра-Леоне, Судан. Здесь российские военнослужащие успели проявить себя как опытные и высококвалифицированные миротворцы, способные качественно выполнять поставленные задачи.


В целях подготовки военнослужащих Российской армии к участию в операциях по поддержанию международного мира и безопасности сформирована 15-я отдельная мотострелковая бригада. Её комплектование осуществляется на добровольной основе по предварительному конкурсному отбору военнослужащих, проходящих службу по контракту.

Другим важным аспектом участия Российской Федерации в международной миротворческой деятельности является направление в миссии ООН военных наблюдателей. Они служат на Ближнем Востоке, в Западной Сахаре, Демократической Республике Конго. Примечательно, что наша страна входит в первую десятку по количеству военных наблюдателей в Организации Объединённых Наций.

В то же время Россия несёт особую ответственность за сохранение безопасности на пространстве СНГ. Так, в Приднестровье в целях мирного урегулирования вооружённого конфликта и на основании соответствующего соглашения все ещё находятся совместные миротворческие силы России и Молдовы.

Кроме того, российские военнослужащие входят в миротворческий контингент Организации Договора о коллективной безопасности. Он предназначен, прежде всего, для участия в операциях по поддержанию мира на территориях государств-членов ОДКБ (по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ), а также за пределами этих государств (на основании Мандата, выдаваемого Советом Безопасности ООН).

В заключение отметим, что Генеральной Ассамблеей ООН в специальной резолюции от 11 декабря 2002 года был утверждён праздник — Международный день миротворцев Организации Объединённых Наций.


Этот день призван отдать дань памяти погибшим, как знак уважения к служившим и продолжающим служить людям в составе операций ООН по поддержанию мира.

Читайте также: