Доклад на тему человек и техносфера становление техноструктуры xxi века

Обновлено: 16.05.2024

Уровень образования Бакалавриат ФГОС3+

Направление Техносферная безопасность

Профиль Пожарная безопасность

1. Понятие и сущность техносферы 4

2. Особенности и уровни загрязнений человеком техносферы 8

3. Специфика проблемы теплового загрязнения человеком и меры предотвращения 14

4. Влияние человека на глобальное потепление 24

Список литературы 30

1.Александров Э.Л., Израэль Ю.А., Кароль И.Л., Хргиан А.Х. Озоновый щит Земли и его изменения. СПб.: Гидрометиоиздат, 2014. – 356 с. 30

2.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. / Под ред. О.Н. Русака. – М.: Омега-Л, 2013. – 448 с. 30

3.Заиков Г.Е., Маслов С.А., Рубайло В.Л. Кислотные дожди и окружающая среда. М.: Химия, 2015.- 142 с. 30

4.Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. М.: Лань, 2016. – 672 с. 30

5.Калыгин В.Г., Бондарь В.А., Дедеян Р.Я. Безопасность жизнедеятельности. Промышленная и экологическая безопасность, безопасность в техногенных чрезвычайных ситуациях: Учебник. М.: КолосС, 2014. – 520 с. 30

6.Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л., Сердюк Н.И. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2013. – 336 с. 30

7.Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2013. – 320 с. 30

8.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2014. - 320 с. 31

9.Тайлер Миллер. Жизнь в окружающей среде. М.: Мир, 2015. – 212 с. 31

10. Шандала М.Г., Звиняцковский Я.И. Окружающая среда и здоровье населения. Киев: Здоровье, 2016. – 152 с. 31

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что на протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины XIX в. – начала активного роста воздействия человека на среду обитания. В XX в. в результате масштабной антропогенной деятельности во многих регионах мира произошло глобальное загрязнение среды обитания и жизненно необходимых источников опасными и вредными для здоровья человека веществами.

Направления исследования связаны с тем, что в работе рассматривается следующее. На Земле возникли зоны повышенного загрязнения человеком биосферы, что привело к ее частичной, а в ряде случаев и к полной региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация; рост потребления и концентрация энергетических ресурсов; интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства; массовое использование средств транспорта и ряд других процессов.

- определить понятие и сущность техносферы;

- рассмотреть особенности и уровни загрязнений человеком техносферы;

- проанализировать специфику проблемы теплового загрязнения человеком и меры предотвращения;

- определить влияние человека на глобальное потепление.

Объект исследования – человек и техносфера.

Методологическая база – при написании работы используются такие методы исследования как анализ, синтез, наблюдение.

В работе используются научные труды таких отечественных и зарубежных авторов, как Александров Э.Л., Израэль Ю.А., Кароль И.Л., Хргиан А.Х. , Заиков Г.Е., Маслов С.А., Рубайло В.Л., Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л., Сердюк Н.И.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования защите техносферы человеком.

В ходе (НТП) выделяют особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производительных сил. Первым этапом стал этап механизации (машинное производство), освободивший человека от изнурительного физ. труда. К середине ХХ в. намечается принципиально новый этап НТП – (НТР), являющаяся закономерным шагом человеческой истории и носящая глобальный характер. Это означает, что революционные изменения охватили все разделы науки, техники и производства, что НТР повлияла на все стороны общественной жизни, затронула, хотя и в неодинаковой мере, все регионы планеты и все социальные системы. Главное направление современной НТР – автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники.

Основная черта современной НТР – превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц. сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем. Концепции будущего развития: 1) "постиндустриального" общества (Д. Белл) – обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития научные центры. Суть: всеобщая технизация жизни способна решить все соц. проблемы. Ошибочность: абсолютизация роли науки и техники (они не могут решать сложные политические проблемы).2) технофобии – то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку.

Существенные признаки НТР, характеризующие ее природу: 1) слияние научной революции с технической при опережающем развитии науки; 2) превращение науки в непосредственную производительную силу; 3) органическое объединение элементов производственного процесса в единой автоматизированной системе; 4) формирование нового типа работника; 5) переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства и пр.

НТР выступает всеохватывающим, универсальным феноменом, а также является коренным переворотом во всей структуре производственных сил, в основе которого находится новая глубинная, внутренняя связь науки, техники и производства как особой системы, сложившейся именно в XX веке (2-а уровня сущности НТР).

Особенности современного научного познания: дифференциация и интеграция в развитии науки, ее глубина и широта; приобретение современными науками все большей строгости и точности; современная наука развивается более стремительно, чем прежде; значительно возросла опасность субъективизма в научных исследованиях, что объясняется чрезвычайным усложнением объектов и процессов; исследования объектов и явлений ведутся без предварительных их расчленений на обособленные части, а во взаимодействии всех их частей; тенденция к синтезу знаний, получаемых различными отраслями науки.

Новые веянья в развитии техники на современном этапе – это нанотехнология и биотехнология. Нанотехнология – область науки и техники, занимающаяся изучением свойств частиц и созданием устройств, имеющих размер порядка нанометра. Когда речь идет о развитии нанотехнологий, имеются в виду три направления: 1) изготовление электронных схем с активными элементами, размерами сравнимыми с размерами молекул и атомов; 2) разработка и изготовление наномашин, т.е. механизмов и роботов размером с молекулу; 3) непосредственная манипуляция атомами и молекулами и сборка из них всего существующего. Нанотехнология – следующий логический шаг развития электроники и других наукоёмких производств.

В современной биотехнологии выделяют такие направления: 1)микробиологическое производство, 2) клеточная инженерия (выращивание клеток и тканей высших организмов), 3) генная инженерия (перестройкой генотипов). Биотехнологии принадлежит важная роль в решении глобальных проблем производства продуктов питания, медицины, экологии и др.

Основные черты восточной цивилизации: традиционное общество; экстенсивный тип экономики; господство общинной собственности; подчинение общества государству, личности – общине; деспотическое государство; регуляция социальной жизни обычаями и традициями.

Основные черты западной цивилизации: целенаправленный стиль мышления, ориентированный на конкретный результат и эффективность социальных технологий; стремление изменить мир и самого человека; установка на инновационный путь развития; гражданское общество с гарантией частной собственности и гражданских прав личности; стремление к установлению гармонии общества и государства.

Западный путь развития представлен, прежде всего, техногенной цивилизацией. В современной социальной (Р. Арон, Д. Белл, Ж. Фурастье. З. Бжезинский, О. Тоффлер и др.) выделяют следующие типы обществ: доиндустриальное (аграрное, традиционное), индустриальное и постиндустриальное.Доиндустриальные традиционные общества имели экономику, основанную напервичном производстве (охота, собирательство), сельском хозяйстве и характеризовались консервативной социальной структурой, авторитарными формами культуры, синкретичным стилем мышления.Индустриальное общество возникло около 200 лет назад, когда аграрную цивилизацию сменила промышленная, положившая начало быстрому и повсеместному вторжения техники во все сферы общества. Именно быстрое развитие техники стало главным детерминантом социально-экономического развития. В процессе возникновения индустриального общества создается крупное машинное производство, национальная система экономики со свободной торговлей и общим рынком, с фабричной организацией труда, символом которой является фабричная труба. Главными составляющими динамики индустриального общества становятся труд капитал, соответственно основным социальным конфликтом выступает противостояние между пролетариатом и капиталистами по вопросам собственности. С другой стороны свойственные традиционным обществам жесткие социальные рамки в процессе активной социальной мобильности в индустриальном обществе разрушаются, традиционные наследственные привилегии уступают место равенству возможностей, что приводит к расширению гражданских прав и демократизации общественно-политической жизни.

Мир вокруг нас и сам человек в ХХ в. значительно изменились благодаря активной техногенной деятельности социального организма. Опираясь на рациональные обоснования, правящие элиты брались переделывать и общество, и природу, и самого человека. Результаты этой переделки далеко не всегда соответствовали намечаемым планам. Приходилось признавать не только недостаточность сил человеческих в переделке общества и окружающей среды, но и недостаточное умение человеческого разума прогнозировать результаты собственной деятельности. Кроме того, в жизненную игру вступил новый равноправный участник. Это – созданная поколениями людей искусственная окружающая среда. Создаваемая для улучшения жизни человека и для удовлетворения его потребностей, совокупность созданного превратилась в систему, обогатилась внутренними связями – и оказалось, что перед нами новый, надприродный мир: техносфера, живущая по своим законам, которые нуждаются в познавании столь же тщательном, как и законы природы. Более того, особенностью ХХ в. стало формирование обратной связи между техносферой и человеком.

Основоположники философии техники, конечно, рассматривали технику в широком контексте человеческой деятельности. Они подчеркивали как необходимость социальной оценки технической деятельности, так и ответственность человека за техногенное преобразование природной среды. Технические объекты, изготовляемые согласно инструментальной рациональности, не должны управляться только ею: подчеркивая преобладание гуманистических ценностей над экономическими, многие мыслители закладывали основы не только философии техники, но и более широкого пространства человеческой жизни – философии техносферы. Формирование философии техносферы началось одновременно с философским осмыслением техники, когда была осознана проблема автономии технического мира и его обратного воздействия на своего творца – человечество.

Нормативные модели развития техники: "Традиционная модель, или модель НТР"– принципы технологического детерминизма. "Догоним и перегоним", неограниченная вера в торжество человеческого разума, технологический прогресс – высшее благо и основа всех позитивных социальных изменений, "после нас – хоть потоп". "Общая модель"основана на том минимальном ограничении спектра возможных технических проектов, которые вытекают из простейших соображений разумности, полезности, безопасности – или, по крайней мере, ограничении их возможного вреда. Основное внимание уделяется разработке методов оценки Т. "Модели ограничения"– группа моделей, основанных на необходимости ограничения либо человеческих потребностей, либо на ограничении масштабов технических проектов (изучение критических порогов, за которыми совершенствование Т. приносит скорее вред, нежели пользу).

Исследуемое автором понятие определяется так: техносфера – это формирующаяся в результате развития человечества искусственная среда жизнедеятельности, охватывающая материальные объекты и процессы, которые появились в результате прямого или косвенного изменения человеком биосферы и другого природного вещества Земли. Техносфера – это сознательное или стихийное творение людей, возникшее из совокупности технических средств удовлетворения их потребностей и иных объектов. Именно техносферное развитие шаг за шагом занимало место биологического приспособления, позволяя человечеству сохранять и расширять свою экологическую нишу.

Но в процессе создания новой среды возникла новая проблема: необходимость эффективного управления глобальной техносферной структурой или хотя бы прогнозирования с достаточной степенью достоверности ее поведения. Следует отметить и тенденцию саморазвития техногенных систем, выходящих за пределы простого средства удовлетворения человеческих потребностей. Чем совершеннее технологический уровень формирования техносферы, тем большие затраты требуются на поддержание ее в работоспособном состоянии.

XXI век – век перехода наиболее развитых стран в информационное общество. Современная научно-техническая революция является сложным, многоплановым явлением. С известной долей условности можно выделить три ее важнейших составляющих, неразрывно связанных между собой.

Во-первых, научно-техническая революция характеризуется процессом интеграции науки и производства, притом такой интеграции, что производство постепенно превращается как бы в технологический цех науки. Формируется единый поток - от научной идеи через научно-технические разработки и опытные образцы к новым технологиям и массовому производству. Повсеместно идет процесс инновации, возникновение нового и его быстрое продвижение в практику. Резко усиливается процесс обновления производственного аппарата и выпускаемой продукции. Новые технологии и новые изделия становятся воплощением все более современных достижений науки и техники. Все это приводит к кардинальным изменениям в факторах и источниках экономического роста, в структуре экономики и ее динамизме.

Когда говорят о научно-технической революции, то в первую очередь

подразумевают именно процесс интеграции науки и производства. Однако было бы неправильно все сводить только к этой составляющей современной НТР.

В-третьих, важнейшей составляющей НТР является подлинная революция в организации производства и труда, в системе управления. Новой технике и технологии соответствует и новая организация производства и труда. Ведь современные технологические системы обычно базируются на взаимосвязанной цепочке оборудования, на котором работает и которое обслуживает довольно разносторонний коллектив. В связи с этим выдвигаются новые требования к организации коллективного труда. Поскольку процессы исследования, конструирования, проектирования и производства неразрывно связаны между собой, переплетаются и взаимно проникают друг в друга, перед управлением стоит сложнейшая задача - связать воедино все эти этапы. Сложность производства в современных условиях многократно возрастает, и чтобы соответствовать ему, самоуправление переводится на научную основу и на новую техническую базу в виде современной электронно-вычислительной, коммуникационной и организационной техники.

НТР на ее современном этапе вызвала коренной переворот в технологии производства.

Развитие всех сфер экономики идёт по пути научно-технического прогресса. В XX веке состояние экономики высокоразвитых стран определялось в значительной степени развитием «высоких технологий в авиации, космонавтике, ядерной энергетике, электронике, а в конце века микроэлектронике и информатике. Начало XXI века охарактеризовалось созданием новых направлений в науке и технике – биотехнологий и нанотехнологий.

Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему "человек – среда обитания". В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком.; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой, которая состоит в основном го биосферы, а также включает в себя недрах Земли, галактику и безграничный Космос.

Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий , в повышении своей коммуникативности , непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями. К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой, но и с людьми, образующими так называемую социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытами знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.

Выводы по введению

1. Современный человек непрерывно взаимодействует с окружающей его средой обитания, компонентами которой являются естественная, техногенная (техносфера) и социальная среды.

2. С конца XIX века и весь XX век непрерывно развиваются техносфера и социальная среда, о чем свидетельствуют все возрастающая доля преобразованных человеком территорий земной поверхности, демографический взрыв и урбанизация населения.

3. Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды.

Читайте также: