Гармонии задумчивый поэт шопен 5 класс доклад

Обновлено: 15.05.2024

Фридерик Шопен (1810-1849 гг.) относится к плеяде знаменитых композиторов и музыкантов, произведения которых вошли в мировую классику искусства.

Шопен является уроженцем пригорода Варшавы и появляется на свет в семье преподавателя.

С раннего возраста будущий композитор увлекается музыкой и игрой на фортепиано, которые прививает Шопену его мать, любящая музыкальное искусство. В семилетнем возрасте мальчик создает свои первые полонезы, после чего родители отдают его на обучение известному пианисту Войцеху Живному, который к двенадцати годам выводит Шопена на уровень лучших польских пианистов. Отличительной особенностью молодого дарования становится его умение виртуозно играть на инструменте сложнейшие произведения в полнейшей темноте.

Дальнейшее обучение Фридерик получает в лицее Варшавы, а после его окончания изучать музыкальную теорию под руководством композитора Эльснера Юзефа.

С девятнадцатилетнего возраста Шопен начинает представлять собственные произведения, участвуя в концертной деятельности в Вене, а затем оставляет Польшу и перебирается в Париж, в котором к композитору приходит оглушительная слава. В этот период Шопен параллельно приступает к преподавательской деятельности. Парижская жизнь композитора включает и участие в музыкальном кружке, где собираются единомышленники и друзья Шопена, в том числе Ференц Лист, Оноре де Бальзак, Эжен Делакруа.

Вся творческая биография композитора посвящена единственному музыкальному инструменту, фортепиано. Музыкальное наследие Шопена состоит из двух фортепианных концертов, трех сонат, четырех баллад, нескольких десятков ноктюрнов, этюдов и прелюдий.

Семейная жизнь Фридерика Шопена не сложилась, однако около десяти лет его связывают близкие отношения с французским литератором Авророй Дюдеван, писавшей под псевдонимом Жорж Санд.

Творчество Шопена омрачается начавшимся заболеванием, связанным с легкими. В его жизни учащаются астматические приступы, однако он продолжает преподавать и создавать собственные шедевры. Последнее выступление перед публикой Шопен проводит в английской столице, а, вернувшись в Париж, умирает в тридцатидевятилетнем возрасте в связи с обострившимся заболеванием легких.

Местом захоронения композитора становится костел Святого Креста в Варшаве, поскольку Шопен завещает после смерти упокоить его на родной земле.

Шопен Фридерик

Популярные сегодня темы

Многие животные и насекомые могут быть ядовитыми. Эта способность подразумевает выработку яда, с помощью которого животные убивают или обездвиживают, пойманную, ими жертву.

Есть такая работа – Родину защищать и такая работа требуется к освоению каждым мужчиной. Хотя, пожалуй, не следует относиться к этому столь категорично и однозначно.

Переславль-Залесский - это небольшой город в Ярославской области, находящийся в 140 километрах от столицы на берегу Плещеева озера. Несмотря на небольшую площадь и население, город имеет мног

Василий Верещагин — известная личность в отечественной живописи. Его жизнь была полна разных событий и экстремальных эпизодов. Живописец много путешествовал по миру, побывал в разных городах

Государство Османская Империя было образовано в 1299 году на северо-западе Малой Азии. Сейчас это государство находится на турецких территориях и называется Турцией.

Красное море - достаточно молодое море с большим разнообразием представителей подводного мира. Оно является частью Индийского океана и Средиземного моря, а соединяет их всеми известный Суэцки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговор на уроке пойдет о связи музыки и поэзии. О прекрасном пианисте виртуозе Ф.Шопене.

Познакомимся с вальсами, мазурками, плонезами, ноктюрнами, этюдами Ф.Шопена.

урок музыки в 5 классе 2 четверть 2 урок Пархалёва Т.А.

урок музыки в 5 классе

2 четверть 2 урок

Пархалёва Т.А.

Коль музыка поэзии близка И как с сестрою с ней соединима, Любовь меж ними будет велика. Шекспир

Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика. Шекспир

Борис Пастернак … Рука художника еще всесильней: Со всех вещей смывает грязь и пыль. Преображенней из его красильни Выходят жизнь, действительность и быль… Опять Шопен не ищет выгод, Но, окрыляясь на лету, Один прокладывает выход Из вероятья в правоту…

Рука художника еще всесильней:

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль…

Опять Шопен не ищет выгод,

Но, окрыляясь на лету,

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту…

Фредери́к Франсуа́ Шопе́н Дата рождения 1 марта 1810 Место рождения Желязова-Воля , Варшавское герцогство Дата смерти 17 октября 1849 (39 лет) Место смерти Париж , Франция Профессии композитор , пианист , педагог Инструменты фортепиано

Фредери́к Франсуа́ Шопе́н

Дата смерти 17 октября 1849

Место смерти Париж , Франция

композитор , пианист , педагог

Генрих Нейгауз «… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ — видение поэта”.

Генрих Нейгауз

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ — видение поэта”.


Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

Прелюдия –

короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

Прелюдия

Прелюдия

Этю́д – инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Этю́д –

инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Этю́д

Этю́д

Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника.

Полоне́з

торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника.

Полоне́з

Вальс - бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.

Вальс -

бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.

Вальс

Мазу́рка— польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы. Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.

Мазу́рка—

польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.

Мазурка

название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильно, только Г. Нейгауз не поэт, а музыкальный писатель.

Теперь давайте попробуем сформулировать, о чем мы будем говорить на уроке музыки? (что говорят писатели и поэты о музыке и музыкантах)

Сегодня мы поговорим о тайне, разгадать которую пока ещё никому не удалось - о тайне музыки.
Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть

тайну музыкальных звуков не удавалось никому.

"Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада", - слова писателя Виктора Астафьева.

УЧИТЕЛЬ: Скажите, зачем нужна музыка? Только ли ради развлечения и удовольствия?

УЧИТЕЛЬ: А вот советский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский сказал, что музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.

У вас в тетрадях кроссворд, разгадав который, вы узнаете о каком композиторе мы будем сегодня говорить.

Работа с кроссвордом.

Слайд №5. Фредерик Шопен.

III. Изучение новой темы

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы окунёмся в творчество польского композитора Фредерика Шопена.

Почему?
Давайте послушаем рассказ о композиторе, который подготовили ребята.

Слайд 7 .

1. Фредерик Шопен родился в деревне Желязова Воля недалеко от Варшавы. в семье учителя.. С раннего детства маленького Фредерика окружала музыка. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано.

2. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители думали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но оказалось, что малыш заливался слезами от сильного впечатления.

3.К пяти годам мальчик уверенно исполнял несложные пьесы. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел большой успех. Его ласково называли "маленький Шопенек" и сравнивали с великим Моцартом. В 11 лет Фредерик пробует сочинять музыку. К 12 годам юный виртуоз не уступал в мастерстве лучшим польским пианистам.

4. Одновременно с занятиями музыкой Фредерик получил хорошее образование: свободно владел французским и немецким языками, много читал, хорошо рисовал, интересовался историей Польши.

5. В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию. Когда Фредерик её окончил, в 1829 году, то директор консерватории и педагог Шопена сделал следующую запись:

Шопен выступает с концертами в Вене, Варшаве. Слушатели высоко оценили его мастерство и музыкант начал собираться в поездку по Западной Европе.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, что мы узнали о Фредерике Шопене? (Талантливый, музыкальный, гениальный). Можно ли его назвать счастливым человеком?

Сейчас мы послушаем прелюдию Ля мажор. Но сначала выясним значение нового слова.

определение "Прелюдия"(знакомство с термином)

Всего Шопен написал 25 прелюдий.

Слушание. Прелюдия №7 Ля-мажор

Вопросы к учащимся

- Определите характер произведения.

- О чём рассказывает музыка? Какие краски можно использовать?

- Что переживал композитор и какие чувства он хотел передать?

- Какими средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы создать лирический, танцевальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)?
- В чём особенность этого произведения?

- Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?

- Как бы вы назвали произведение? ("Польская танцовщица"- так назвал прелюдию сам Шопен).

2-ое прослушивание; пластическое интонирование- показ рукой движения мелодии

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли, прогнулись, подтянулись
Руки в стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Продолжаем наш урок.

УЧИТЕЛЬ: Скажите, а есть ли в нашем музыкальном репертуаре песни созвучные музыке Шопена? (Да, это песни о Родине: «Всё, что сердцу дорого", У моей России", С чего начинается Родина", "Золотая Русь")

Исполнение знакомо песни по желанию учащихся

ПЕСНЯ О РОДИНЕ

УЧИТЕЛЬ: Для молодого и талантливого музыканта очень важно, чтобы о нём знали не только на родине, но и за рубежом. Родные настаивают на концертной поездке по Европе, но Шопен долго не мог решиться на этот шаг. В своём дневнике он написал:

УЧИТЕЛЬ: Шопен покидает Польшу. Ему всего 20 лет. Больше на родину он никогда не вернётся. До самой смерти будет жить во Франции.

Слайд 12. Прелюдия 4 ми минор ( на фоне музыки)

Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.

УЧИТЕЛЬ: Какие чувства композитор хотел передать? Какие интонации мы слышим?

(Слышен плач, слёзы, вздохи, жгучая боль, тихая скорбь, внутреннее напряжение. Музыка полна трагизма, душевной боли, утраты.)

- Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать скорбный, печальный образ?

(лад минорный, неторопливый темп, выделенный акцент, громкая кульминация, затихание и замедление в конце)?

УЧИТЕЛЬ: Ребята, как вы думаете прервётся ли связь композитора с родиной? Почему?

Связь с родиной не прервётся, потому что в основе музыки Шопена лежат мелодии родной

УЧИТЕЛЬ: Находясь в Германии, Шопен узнал о том, что в Польше началось восстание. Принимает решение вернуться на родину. Но по дороге в Польшу узнаёт: восстание подавлено, многие друзья Фредерика были арестованы.

Под впечатлением об этом известии Шопен пишет одно из лучших своих произведений.

УЧИТЕЛЬ: Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?

- Какие особенности музыкального языка вы хотели бы подчеркнуть особенно?

(Быстрый, стремительный темп, как сметающий всё на своём пути. Лавина звуков сверху вниз, как будто сердце оборвалось. Призывные интонации в верхнем регистре, как боевой клич: «Не сдаваться")

Этюд – это упражнение для развития техники игры на инструменте. Но у Шопена это не просто "упражнение", а настоящий музыкальный шедевр .

Бурлит, клокочет океан-громада,
Взмывая гребни волн, сбивая пену.
Я подставляю сердце водопаду
Целебных звуков музыки Шопена.

Я подчиняюсь тайной силе страсти
могучих волн, что ввысь меня вздымают,
Душа, как птица бьётся, рвёт на части,
И каждый нерв трепещет и страдает.
Сметает всё шквал бурного движенья,
Рокочет, ближе к берегу стихая.
Вся жизнь - к вершинам солнечным стремленье,
И музыка Шопена это знает

Композитора похоронили в Париже, а его сердце , как он и завещал, было отправлено в Польшу Оно бережно хранится в Варшаве, в костеле Св. Креста. На мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”. Умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.

Ответы учащихся

- Он был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента - фортепиано.

УЧИТЕЛЬ: Музыка Шопена будет жить в веках, она является достоянием, музыкальным наследием для людей всего мира.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы познакомились с жанрами камерной музыки - прелюдия и этюд.

Все произведения, которые мы с вами послушали небольшие по объёму- миниатюры. Такие произведения относятся к жанру камерной музыки. Давайте с вами попробуем дать определение, что такое камерная музыка.

(Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении в исполнении солирующего инструмента или группы музыкантов)

IV. Вокальная работа.

Работа над песней "Всё что сердцу дорого "

1. Певческая осанка. Распевание. (вокальные упражнения на звукоизвлечение, на артикуляцию)

2. Работа над песней.

- Пропевание про себя; "подхвати мелодию"(1 фраза поётся вслух, 2-ая "про себя")

- звуковедение: поступенное и скачкообразное движение мелодии,

(показ движения мелодии рукой)

- ритмический рисунок (похлопывание ритма)

Исполнение песни.

V. Рефлексия.

Предлагаю оценить свою деятельность: красный кружок - работой доволен, желтый – не совсем, зеленый - работой не доволен

Фредерик Франсуа Шопен — польский композитор и пианист-виртуоз эпохи романтизма, который писал в основном для фортепиано.

Он родился 1 марта 1810 года и вырос в Варшаве, а затем всю свою взрослую жизнь прожил в Париже.

Шопен был невероятно талантлив; он писал и сочинял стихи с 6 лет и дал свой первый публичный концерт в 8 лет. К 12 годам Шопен уже выступал в гостиных бесчисленных польских аристократов и создавал оригинальные композиции. Он унаследовал музыкальный талант от своих родителей, его мать была учителем игры на фортепиано, а его отец был знатоком флейты и скрипки.

Шопен обучался в Высшей музыкальной школе в Варшаве, где занимался у известного композитора, с 1826 года — у директора Варшавской консерватории Ю. Эльснера.

Эльснер, осознав, что стиль Шопена слишком оригинален предоставил ему свободу развития в личных направлениях.

В 1827 г. Шопен закончил обучение и начал выступать в концертах, исполняя и свои собственные сочинения. В 1828 г. композитор совершил первую гастрольную поездку в Берлин, а затем в Вену, принёсшую ему огромный успех.

Шопен — один из немногих композиторов, чей стиль формировался и оставался неизменным в юности и никогда не менялся на протяжении всей его жизни.

Когда Шопену было 20 лет, он уехал из Польши в поисках славы и богатства. В итоге он остался жить в Париже.

Чтобы зарабатывать деньги, живя в Париже, Шопен давал уроки игры на фортепиано состоятельным людям. Однако он был очень скромен, поэтому не просил у них денег, вместо этого его ученики оставляли деньги на каминной полке, пока он отворачивался.

Во Париже Шопен сумел войти в окружение интеллектуалов. Его друзьми стали Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак, поэт А. де Мюссе, композитор Г. Берлиоз. Близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Жорж Санд (Авророй Дюдеван), котоая 8 лет была подругой композитора.

В 1837 г. Шопен отправился в Англию, Шотландию. Его путешествие длилось почти год, а 1838— 1839 гг. провёл на испанском острове Мальорка. Его жизнь омрачила болезнь лёгких, которая и стала причиной его смерти.

Шопен создал огромное количество произведений для фортепиано. Он возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Шопен считается величайшим композитором Польши. Свое первое сочинение он опубликовал в возрасте 7 лет и начал выступать через год. В 1832 году он переехал в Париж, был известен как прекрасный преподаватель игры на фортепиано.

Родился композитор 1 марта 1810 года в маленькой деревне в Польше. Уже в 6 лет Шопен умело играл на фортепиано и сочинял мелодии. Признавая его талант, его семья привлекла к занятиям профессионального музыканта Войцеха Живного, и вскоре ученик превзошел учителя как в технике, так и в воображении.

К 1818 году Шопен выступал в элегантных салонах и писал свои собственные сочинения, в том числе полонез соль минор. К 1826 году он написал несколько фортепианных пьес в разных стилях, и родители отправили его в Варшавскую консерваторию, где он три года учился у польского композитора Йозефа Эльснера.

Однако, чувствуя, что ему нужен более широкий музыкальный опыт, родители Шопена отправили его в Вену, где он дебютировал в 1829 году. Зрители были очарованы его технически сложными, но поэтически выразительными выступлениями. В течение следующих нескольких лет Шопен выступал в Польше, Германии, Австрии и Париже. Он поселился в Париже в 1831 году. Там он быстро подружился с другими композиторами, среди которых были Ференц Лист, Винченцо Беллини и Феликс Мендельсон.

Шопен нашел работу в больших залах Парижа в качестве сольника и подрабатывал учителем. Его доход позволял ему хорошо жить и много времени уделять творчеству.

Шопен умер в Париже 17 октября 1849 года в возрасте 39 лет. Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез, но его сердце было предано земле в церкви в Варшаве, недалеко от места его рождения.

Читайте также: