Институт полномочных представителей президента рф в федеральных округах доклад

Обновлено: 02.07.2024

ПРЕЗИДЕНТ РФ / PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / PLENIPOTENTIARY REPRESENTATIVE / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / FEDERAL DISTRICT / СУБЪЕКТЫ РФ / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лебедев Валериан Алексеевич

Важную роль в проведении единой федеративной политики государства, в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации играет институт полномочных представителей Президента в федеральных округах . В статье рассматриваются причины введения этого института, его роль в укреплении российского государства и перспективы дальнейшего совершенствования и развития.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лебедев Валериан Алексеевич

Институт полномочного представителя Президента России в субъекте Федерации: концептуальные и нормативные основания становления, основные этапы развития

Полномочия Президента Российской Федерации, связанные с формированием и деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Президент и Председатель Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти России

Система органов законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: становление и развитие

THE ESTABLISHMENT AND EVOLVEMENT OF THE INSTITUTION OF THE PLENIPOTENTIARY REPRESENTATIVE OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN FEDERAL DISTRICT

An important part in conducting of a unified federal practice of the state in ensuring the coordinated functioning and interaction of federal bodies of state power and state authorities of the constituent entities of the Russian Federation, is played by the institution of plenipotentiary representatives of the President in federal districts. This article presents the reasons of occurrence of this institution, its role in strengthening the Russian state and the prospects for further improvement and development.

_ __tn^^b I / I I IJI/Êlf

SS ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

L-имени O.E. Кугафина (МПОА)

Валериан Алексеевич ЛЕБЕДЕВ,

© В. А. Лебедев, 2018

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Аннотация. Важную роль в проведении единой федеративной политики государства, в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации играет институт полномочных представителей Президента в федеральных округах. В статье рассматриваются причины введения этого института, его роль в укреплении российского государства и перспективы дальнейшего совершенствования и развития. Ключевые слова: Президент РФ, полномочный представитель, федеральный округ, субъекты РФ, Конституция.

Doctor of Law, Professor, Professor of Department of Constitutional and Municipal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honoured Scolar of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation

THE ESTABLISHMENT AND EVOLVEMENT OF THE INSTITUTION OF THE PLENIPOTENTIARY REPRESENTATIVE OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN FEDERAL DISTRICT

Abstract. An important part in conducting of a unified federal practice of the state in ensuring the coordinated functioning and interaction of federal bodies of state power and state authorities of the constituent entities of the Russian Federation, is played by the institution of plenipotentiary representatives of the President in federal districts. This article presents the reasons of occurrence of this institution, its role in strengthening the Russian state and the prospects for further improvement and development. Keywords: President of the Russian Federation, plenipotentiary representative, federal district, subjects of the Russian Federation, Constitution of the Russian Federation

Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий. В целях оказания помощи Президенту РФ в выполнении им конституционных полномочий создаются различные органы и назначаются должностные лица, среди которых важную роль играет институт полномочных представителей Президента РФ.

За сравнительно небольшой промежуток времени этот институт неоднократно менялся и совершенствовался, наполнялся новым содержанием.

ющего исполнительного комитета Совета народных депутатов. >

1 Указ Президента РСФСР от 22.08.1991 № 75 «О некоторых вопросах деятельности ор- п

___ш^ж р. r+THL 1кг

90 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)

В целях успешной реализации Указа Президент издал распоряжение, которым было утверждено Временное положение о представителях Президента РСФСР в краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Ленинграде2. Буквально через два дня аналогичное распоряжение он издает о представителях Президента в республиках3. Но поскольку эти акты носили временный характер, в них не были закреплены задачи, права и обязанности полномочных представителей, не были определены меры ответственности, которые могли бы быть применены к ним в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения полномочными представителями своих функций. Что касается самих функций, то они также четко не были определены4.

К концу 1991 г представители Президента РСФСР были назначены более чем в половине субъектов, за исключением республик. Там этот процесс несколько затянулся5.

Противостояние элит нарастало, и в апреле 1992 г. VI съезд народных депутатов РФ рекомендует упразднить этот институт. В это же время Президент инициировал проверку деятельности региональных администраций, в результате которой Контрольное управление Президента выявило серьезные нарушения в их деятельности, и вопрос об упразднения данного института с повестки дня был снят. Указом Президента РФ от 15.07.1992 № 765 было утверждено новое

4 Лебедев В. А. Причины и условия появления института полномочного представителя Президента в Российской Федерации (1990—2000 гг.) // Проблемы права. 2017. № 5. С. 63—64.

5 К примеру, в Республиках Татарстан и Башкортостан представители Президента до 2000 г. так и не были назначены.

6 Лысенко В. Н. История повторяется трижды. По поводу создания семи федеральных округов на территории Российской Федерации // Российская газета. 2000. 16 мая. С. 4.

Положение о представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге7.

Этим Положением устанавливался порядок назначения и освобождения представителей Президента от должности. Теперь они назначались Указом Президента, подчинялись ему и несли перед ним персональную ответственность.

8 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

9 Лебедев В. А. Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации в теории и практике государственного строительства. М. : Проспект, 2015. С. 27.

10 В Конституции не уточняется, о каких именно представителях идет речь. Помимо рассматриваемого нами института полномочных представителей в федеральных округах, полномочные представители Президента представляют интересы Президента в фе- п деральных органах государственной власти: в Совете Федерации Федерального Со- > брания РФ, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, в Конституционном > Суде РФ. п

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ Н>УКИ

L-—S имени О. Е. Кутафи на (МПОА)

стали именоваться полномочными представителями Президента России в соответствующих субъектах РФ.

Полномочия представителей Президента постоянно увеличивались. При полномочных представителях были учреждены региональные коллегии, в которые по должности вошли руководители органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. В 1996 г. в структуре Администрации было создано Управление по координации деятельности полномочных представителей Президента в субъектах Федерации13.

К 1999 г. наметилась конфедеративная направленность в историческом движении российского государства. Возникла необходимость в укреплении российской государственности.

В 2000 г. внутри федеральной власти в целом и президентуры в частности сложился полный консенсус относительно того, что в стране нужно наводить порядок и что ресурсов, необходимых для этого, вполне достаточно. Стала осуществляться корреляция государственной политики, направленная на повышение эффективности государственного управления в условиях федерализма. Был провозглашен курс на укрепление вертикали исполнительной власти. И, несмотря на отсутствие необходимого единства в конкретных подходах, была проведена целая серия успешных централизованных реформ. Все главы в субъектах РФ так или иначе понимали объективную необходимость и неизбежность централизации. Предотвращение распада государства, недопущение дезинтеграции через

13 Лебедев В. А. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. Челябинск, 1999. С. 34.

14 Иванов В. Путинский федерализм (Центральные реформы в России в 2000—2008 годах). М. : Территория будущего, 2008. С. 56.

I-имени О. Е, Кутафина (МГЮА)

упрочение суверенитета страны стало побудительной причиной образования федеральных округов, а еще одним важным инструментом в руках Президента России стал институт полномочных представителей в федеральных округах16.

К настоящему времени в нашей стране существует 8 федеральных округов:

— Центральный федеральный округ (Центр федерального округа — г. Москва);

— Северо-Западный федеральный округ (Центр федерального округа — г. Санкт-Петербург);

— Южный федеральный округ (Центр федерального округа — г. Ростов-на-Дону);

— Северо-Кавказский федеральный округ (Центр федерального округа — г. Пятигорск);

— Приволжский федеральный округ (Центр федерального округа — г. Нижний Новгород);

— Уральский федеральный округ (Центр федерального округа — г. Екатеринбург);

— Сибирский федеральный округ (Центр федерального округа — г Новосибирск);

— Дальневосточный федеральный округ (Центр федерального округа — г. Хабаровск).

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе — должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа и обеспечивающее реализацию его конституционных полномочий главы государства. Полномочный представитель является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ, назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ, подчиняется и подотчетен непосредственно Президенту РФ и назначается на срок, не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий.

Полномочный представитель имеет заместителей, распределяет между ними обязанности и руководит их деятельностью. Заместители полномочного представителя являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента Российской Федерации. Назначение на должность заместителей полномочных представителей Президента РФ, помощников полномочных представителей Президента РФ, освобождение их от должности, а также

16 Пастухова Н. Б. Конституция РФ 1993 года — важный этап становления государствен- ё

ного суверенитета России // Современный российский конституционализм: проблемы >

теории и практики : сборник трудов кафедры конституционного и муниципального права

России, посвященный 15-летию Конституции Российской Федерации / отв. ред. С. В. На- п

рутто, Е. С. Шугрина. М., 2008. С. 98. п

См.: СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112. (в ред. Указа Президента РФ от 20.03.2017 № 120). ДАРСТВА

__ш^ж р. r+THL 1кг

94 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

L-—^ и мени O.E. Кутафина (МПОА)

применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания осуществляются руководителем Администрации Президента РФ.

Властными полномочиями представитель Президента в федеральном округе не наделен. В то же время он имеет право запрашивать и получать необходимые ему документы, организовывать проверки исполнения указов и распоряжений Президента, ход реализации федеральных программ; имеет право беспрепятственного доступа в любые организации в федеральном округе.

При полномочных представителях функционирует ряд консультативных совещательных органов.

Мы разделяем высказанную в литературе точку зрения о том, что благодаря учреждению института полномочного представительства Президента в федеральных округах удалось: организовать связь главы государства с субъектами Федерации, информирование Президента по всем проблемным аспектам взаимодействия органов государственной власти всех уровней и тем самым повысить эффективность их взаимодействия; обеспечить единство правового пространства России; вывести региональные подразделения федеральных структур из-под влияния органов власти субъектов Федерации; снизить напряжение на уровне субъектов Федерации, многочисленные конфликты, в том числе связанные с переделом собственности; развить и повысить эффективность взаимодействия внутри страны в экономической, политической и других сферах на базе создания федеральных округов; повысить эффективность института федеральных инспекторов, выполняющих задачу связующего звена между полномочным представителем и субъектами Федерации18.

С момента создания и до настоящего времени не прекращаются споры о будущем института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Одни авторы полагают, что этот институт в перспективе должен быть ликвидирован. Другие же, наоборот, считают, что он должен получить дальнейшее развитие. Некоторые исследователи, поддерживая сохранение этого института, полагают, что целесообразно переподчинить полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах Председателю Правительства РФ и создать вместо института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах институт полномочных представителей Правительства РФ19.

18 Кандалов П. М. Конституционно-правовые основы становления и развития института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральных округах : дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. С. 169—170.

19 Матюшкин Г О. Полномочный представитель Президента Российский Федерации в федеральном округе как субъект контрольной власти // Политический журнал. 2005. № 8. С. 32.

законодательным путем предоставлена возможность одновременно замещать и государственные должности членов Правительства РФ (заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров). Становясь членами Правительства РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, по сути дела, становятся представителями не только Президента РФ, но и Правительства России, а следовательно — представителями всей системы федеральной исполнительной власти20.

На наш взгляд, здесь не все так просто. Президент РФ не входит в систему органов государственной власти, и действующая Конституция не дает оснований отнесения его к исполнительной власти. Мы полагаем нецелесообразной реорганизацию института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в институт полномочных представителей Правительства РФ, поскольку представители Президента РФ выполняют задачи и функции, не свойственные иным государственным органам и не могущие быть эффективно реализованными полномочными представителями Правительства РФ в федеральных округах.

Полномочные представители в федеральных округах являются представителями Президента как главы государства. Они регулярно встречаются с Президентом и главой его Администрации. Основными задачами полномочного представителя являются: организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Мы полагаем необходимым расширение функций полномочных представителей Президента РФ по обеспечению единого правового пространства. Представляется целесообразным наделить полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах правом правотворческой инициативы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также правом внесения предложений о целесообразности принятия ими того или иного правового акта.

На наш взгляд, институт представителя Президента за время своего существования доказал свою политическую жизнеспособность. Конечно, сложно сказать, какой отрезок времени определен функционированию этого института. Возможно, что при укрупнении субъектов Российской Федерации отпадет необходимость в этом институте. Однако в настоящее время в условиях санкций, глобального экономического кризиса особое значение приобретает своевременная реализация на местах антикризисных мероприятий, инициируемых федеральной ё

государственной властью. И здесь важная роль отводится представителям Пре- >

зидента РФ в федеральных округах.

20 Мазуров В. Ю. Федеральные округа в территориальной системе организации государствен- п

ной власти в Российской Федерации : автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2015. С. 29. ДАРСТВА

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

L-—S имени О. Е. Кутафи на (МПОА)

1. Иванов В. Путинский федерализм (Центральные реформы в России в 2000— 2008 годах). — М. : Территория будущего, 2008.

2. Кандалов П. М. Конституционно-правовые основы становления и развития института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральных округах : дис. . канд. юрид. наук. — Челябинск, 2004. — С. 169—170.

3. Лебедев В. А. Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации в теории и практике государственного строительства. — М. : Проспект, 2015.

4. Лебедев В. А. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. — Челябинск, 1999.

5. Лебедев В. А. Причины и условия появления института полномочного представителя Президента в Российской Федерации (1990—2000 гг.) // Проблемы права. — 2017. — № 5. — С. 63—64.

6. Лысенко В. Н. История повторяется трижды. По поводу создания семи федеральных округов на территории Российской Федерации // Российская газета. — 2000. — 16 мая.

7. Мазуров В. Ю. Федеральные округа в территориальной системе организации государственной власти в Российской Федерации : автореф. дис. . д-ра юрид. наук. — М., 2015.

8. Матюшкин Г. О. Полномочный представитель Президента Российский Федерации в федеральном округе как субъект контрольной власти // Политический журнал. — 2005. — № 8.

Становление и развитие Российской Федерации в 90-х годах XX века характеризовалось системным кризисом, одной из составляющих которого стало нарушение политического баланса между федеральным центром и субъектами РФ, что негативно сказалось на состоянии российской государственности, единстве и безопасности страны. Поиск более совершенных форм и методов построения системы государственной власти и управления привел политическое руководство страны к началу административного реформирования. Одной из составных частей данного процесса явилось образование нового административного звена - федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ

Содержание

Введение 2
1. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах: задачи, функции. 3
1.1 Полномочный представитель Президента РФ: общие сведения. 3
1.2 Задачи полномочного представителя Президента РФ 5
1.3 Функции полномочного представителя Президента РФ 5
1.4 Права полномочного представителя Президента РФ 7
2. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе 10
2.1 Полномочный представитель президента РФ в Сибирском регионе 10
2.2 Регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках Сибирского региона 11
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Реферат ВЭД.docx

1. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах: задачи, функции. 3

1.1 Полномочный представитель Президента РФ: общие сведения. 3

1.2 Задачи полномочного представителя Президента РФ 5

1.3 Функции полномочного представителя Президента РФ 5

1.4 Права полномочного представителя Президента РФ 7

2. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе 10

2.1 Полномочный представитель президента РФ в Сибирском регионе 10

2.2 Регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках Сибирского региона 11

Список использованной литературы 19

Становление и развитие Российской Федерации в 90-х годах XX века характеризовалось системным кризисом, одной из составляющих которого стало нарушение политического баланса между федеральным центром и субъектами РФ, что негативно сказалось на состоянии российской государственности, единстве и безопасности страны. Поиск более совершенных форм и методов построения системы государственной власти и управления привел политическое руководство страны к началу административного реформирования. Одной из составных частей данного процесса явилось образование нового административного звена - федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ.

Институт полномочных представителей призван упростить организацию в соответствующих федеральных округах работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации, а также передать в руки представителей Президента по округам правомочия осуществлять действия по улучшению экономической, политической и социальной ситуаций соответствующего региона в целях повышения общего благосостояние страны в рамках общегосударственных направлений развития.

Целью данной работы является изучение особенностей структуры организации института полномочных представителей президента, определение основных задач и функций, а также более подробное рассмотрение деятельности на примере работы полномочного представителя Президента РФ Сибирского федерального округа и рассмотрение вопроса осуществления регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках Сибирского региона.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе — должностное лицо, назначаемое Президентом России, представляет Президента в пределах федерального округа, обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства на территории округа.

Полпред является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента [3].

Институт полномочных представителей образован Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 (преобразован из института полномочных представителей в регионах Российской Федерации). Этим же Указом утверждено Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе.

В момент учреждения данного положения в 2000 было создано 7 федеральных округов. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А.Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 [3].

В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств.

Далее приводится список федеральных округов Российской Федерации с указанием административного центра и полномочного представителя (Таб. 1):

Таблица 1 – Список федеральных округов Российской Федерации

Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту Российской Федерации и подотчетен ему. Полномочный представитель назначается на должность на срок, определяемый Президентом Российской Федерации, но не превышающий срока исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий.

Полномочный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации.

Полномочный представитель имеет заместителей, распределяет между ними обязанности и руководит их деятельностью [6].

Основными задачами полномочного представителя являются:

  1. Организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
  2. Обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;
  3. Представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений [6].

Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

  1. Обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
  2. Анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту Российской Федерации соответствующие предложения;
  3. Организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
  4. Разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально- экономического развития территорий в пределах федерального округа;
  5. Согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти;
  6. Организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
  7. Согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;
  8. Согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;
  9. Вручает в федеральном округе по поручению Президента Российской Федерации государственные награды Российской Федерации, а также объявляет благодарность Президента Российской Федерации;
  10. Принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
  11. Организует по поручению Президента Российской Федерации проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа;
  12. Вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  13. Взаимодействует с Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации и органами прокуратуры Российской Федерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации [1].

Полномочный представитель имеет право:

  1. Запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;
  2. Направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
  3. Пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти;
  4. Использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;
  5. Организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;
  6. Направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан;
  7. Вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;
  8. Привлекать сотрудников Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа;
  9. Образовывать совещательные и консультативные органы.

Полномочный представитель при исполнении должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа [6].

Согласно Указу Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 9 сентября 2010 года Полномочным Представителем Президента РФ в Сибирском федеральном округу был назначен Виктор Толоконский, до этого занимавший пост губернатора Новосибирской области. Толоконский В.А. руководил Новосибирской областью в период с 1999 по 2010 годы. Срок его полномочий на этом посту должен был истечь летом 2012 года [3].

Вся биография Виктора Толоконского неразрывно связана с Сибирью, он дважды избирался главой Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, хорошо знает проблемы как регионального уровня, так и муниципального. Виктор Толоконский - активный государственный деятель. Как член Госсовета он часто возглавлял рабочие группы по самым различным вопросам развития страны. Ему принадлежат экономически обоснованные интересные предложения по стратегии развития не только Новосибирской области, но и Сибири в целом. Экономический рост в Новосибирской области во многом обусловлен принятием тех законов, разработчиком которых был Виктор Толоконский. В частности, это относится к созданию технопарка в Академгородке и промышленно-логистического парка [7].

Вступая на должность представителя Президента РФ, Виктор Толоконский пообещал выполнить данное ему поручение президента по комплексному и динамичному развитию регионов Сибири, укреплению экономического потенциала региона и повышению привлекательности Сибири для проживания россиян. Одной из важных задач также, по мнению Виктора Толоконского, является повышение эффективность взаимодействия федеральных и региональных структур, чтобы они не противоречили друг другу, а были единым управленческим комплексом [7].

Еще будучи на посту губернатора Новосибирской области В.А. Толоконским было утверждено положение о комитете внешнеэкономического сотрудничества и туризма.

Комитет внешнеэкономического сотрудничества и туризма администрации Новосибирской создан с целью обеспечения деятельности администрации Новосибирской области в сфере международных, внешнеэкономических, межрегиональных, пограничных связей и туризма,а также в сфере поддержки соотечественников за рубежом[4].

Понятие полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах

Полномочный представитель Президента Российской Федерации – это должностное лицо, которое представляет интересы Президента Российской Федерации на соответствующей территории Российской Федерации.

Например, если говорить об органах власти, то собственные представители у Президента могут быть в высших судебных органах.

По причине того, что появилась необходимость подвергнуть федеративные отношения совершенствованию, были сформированы федеральные округа и институт полномочных представителей президента РФ.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации – это должностное лицо в федеральном округе, которое осуществляет представление интересов Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа.

Компетенция этой президентской структуры на сегодняшний день определяется в Положении о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Данное Положение было утверждено Указом Президента Российской Федерации 13 мая 2000 № 849.

Подобный акт был создан для определения перечня федеральных округов. Среди федеральных округов различают:

  • Центральный округ (центр федерального округа находится в городе Москва);
  • Северо-Западный округ (центр федерального округа находится в городе Санкт-Петербург);
  • Южный округ (центр федерального округа находится в городе Ростов-на-Дону);
  • Северо-Кавказский округ (центр федерального округа находится в городе Пятигорск);
  • Приволжский округ (центр федерального округа находится в городе Нижний Новгород);
  • Уральский округ (центр федерального округа находится в городе Екатеринбург);
  • Сибирский округ (центр федерального округа находится в городе Новосибирск);
  • Дальневосточный округ (центр федерального округа находится в городе Хабаровск).

Выполнение основных функций полномочного представителя Президента направлены на решение трех важнейших проблем касаемо взаимодействия центра и регионов, которые представлены:

  • во-первых, необходимостью ужесточить контроль над осуществлением федерального бюджета;
  • во-вторых, необходимостью упорядочения использования федеральной собственности в субъектах Российской Федерации;
  • в-третьих, содействием укреплению кадров федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

Задачи полномочных представителей

Для того, чтобы можно было осуществить вышеуказанные цели, полномочные представитель выполняет определенные задачи. Его основные задачи:

  1. Необходимо осуществить объединение в соответствующем округе функционирования по осуществлению центральных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
  2. Необходимо организовать контроль над реализацией в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
  3. Необходимо обеспечить осуществление в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;
  4. Необходимо предоставить главе государства в регулярной последовательности доклады, которые касаются вопросов обеспечения национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом положении, социальном и экономическом положении в федеральном округе. Помимо этого необходимо осуществлять внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

Деятельность полномочного представителя

Администрация Президента Российской Федерации включает в свой состав полномочного представителя, поскольку он представляет собой федерального государственного служащего. Осуществляя свою деятельность, полномочный представитель руководствуется документами, которые представлены:

  1. Конституцией Российской Федерации.
  2. Федеральными законами.
  3. Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации.
  4. Распоряжениями и прочими решениями руководителей Администрации Президента Российской Федерации.

У каждого полномочного представителя есть собственные заместители, между которыми он распределяется обязанности и осуществляет руководство их деятельности.

В момент исполнения должностных обязанностей, полномочный представитель обладает правом беспрепятственного доступа в любые организации. Однако, подобные организации должны в обязательном порядке находится в пределах соответствующего федерального округа.

Таким образом, полномочный представитель представляет собой ответственного государственного служащего, которые на момент исполнения своих должностных обязанностей обладает правом посещения любых мест по типу организаций, которые не пересекают территорию необходимого округа.

При этом, такой ответственный государственный служащий Президента Российской Федерации в федеральном округе ограничивается в своей деятельность сроком, на который избирается Президент Российской Федерации. В тех случаях, когда не происходит установленное исполнения обязанностей либо обязанности выполняются ненадлежащим образом, а также, если было потеряно доверие Президента Российской Федерации, полномочного представителя могут досрочно освободить от должности.


ТАСС-ДОСЬЕ. 22 января 2020 года президент РФ Владимир Путин назначил бывшего генерального прокурора РФ Юрия Чайку своим полномочным представителем в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). ТАСС подготовил материал об институте полпредов главы государства.

Полномочный представитель - должностное лицо, представляющее главу государства в пределах соответствующего федерального округа. Является федеральным государственным служащим и входит в состав администрации президента РФ.

История введения должности полномочного представителя

Институт полномочных представителей в регионах был введен указом президента РСФСР Бориса Ельцина от 22 августа 1991 года. "О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР". 31 августа и 2 сентября того же года были утверждены "Временное положение о представителях президента РСФСР в крае, области, автономном округе, городах Москве и Ленинграде" и "Временное положение о представителях президента РСФСР в республиках в составе РСФСР".

После принятия Конституции России 1993 года, утвердившей федеративное устройство РФ (ст. 65), представители президента в регионах получили статус полномочных представителей главы государства в соответствующих субъектах РФ. Однако 9 июля 1997 года был подписан указ президента, который вновь вернул институт полпредов президента РФ в российских регионах, упразднив представительство в субъектах.

13 мая 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал указ "О полномочном представителе президента РФ в федеральном округе", упразднивший пост полномочного представителя главы государства в регионах. Вместо него эта должность была учреждена в федеральных округах. Этим же указом определен состав новообразованных округов, а также утверждено положение, регулирующее полномочия полпредов. Право президента назначать своих полномочных представителей в федеральных округах предусмотрено пунктом "к" ст. 83 Конституции РФ.

Полномочия полпредов

Полномочный представитель президента непосредственно подчиняется главе государства и подотчетен только ему. Он назначается на должность и освобождается от нее руководителем страны по представлению главы администрации президента. Полномочный представитель президента является федеральным госслужащим и входит в состав руководства администрации главы государства. Срок пребывания полпреда в должности определяет президент, при этом, согласно закону, он не может быть больше срока полномочий самого главы государства.

Согласно положению о полномочном представителе президента в федеральном округе, в функции полпреда входит контроль за исполнением распоряжений главы государства на территории, подконтрольной федеральному округу, координация деятельности федеральных органов власти и госструктур субъектов РФ, входящих в округ. Кроме того, он обеспечивает на подведомственной территории взаимодействие органов государственной власти с политическими, общественными и религиозными организациями. Также в компетенцию представителя президента входит согласование кандидатур для назначения на должности федеральных госслужащих в пределах округа, в особенности это касается кандидатов, замещающих вакансии в правоохранительных ведомствах.

Одной из основных обязанностей полномочного представителя президента является сбор и анализ информации о состоянии национальной безопасности, политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, которая направляется главе государства в форме регулярных докладов. Полпред согласовывает представления о награждении государственными наградами, которые местные органы власти направляют в федеральный центр.

Федеральные округа

В соответствии с указом президента РФ от 13 мая 2000 года "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе", было создано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. 21 июня 2000 года Северо-Кавказский округ был переименован в Южный. Президентским указом от 19 января 2010 года из состава Южного округа был выделен отдельный Северо-Кавказский федеральный округ. 21 марта 2014 года в связи с образованием в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - был образован Крымский федеральный округ (включал всего два региона - Крым и Севастополь). 28 июля 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ об объединении Южного и Крымского федеральных округов в единый Южный федеральный округ. 3 ноября 2018 года Республика Бурятия и Забайкальский край были выведены из состава Сибирского округа в Дальневосточный федеральный округ.

Статистика

На сегодняшний день в РФ - восемь федеральных округов. Наибольшее число субъектов Федерации входит в состав Центрального округа (18), меньше всего их в Уральском федеральном округе (6). В Приволжском округе - 14 субъектов, в Северо-Западном и Дальневосточном - по 11, в Сибирском - 10, Южном - 8, Северо-Кавказском - 7 (до ноября 2018 года в состав ДФО входили девять субъектов Федерации, в состав СФО - 12).

Самый большой по площади федеральный округ РФ - Дальневосточный. После включения в состав ДФО Забайкальского края и Бурятии в ноябре 2018 года его территория возросла с 6,2 млн кв. км до 7 млн кв. км (41% территории страны). Наименьшая площадь у Северо-Кавказского округа - 170,4 тыс. кв. км (1% от общей площади России).

Наиболее населенным является Центральный округ, где проживают 39 млн 378 тыс. человек (на 1 января 2019 года). Меньше всего жителей - в Дальневосточном федеральном округе - 8 млн 189 тыс. человек (до ноября 2018 года - 6 млн 165 тыс.).

Чаще всего полпреды менялись в Северо-Западном федеральном округе (восемь раз). В Дальневосточном, Южном, Сибирском, Уральском, Приволжском, Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах - по пять раз. Меньше всего кадровых изменений было в Крымском ФО (один руководитель).

За всю историю федеральных округов наиболее длительный срок полномочий был у Георгия Полтавченко - 4 тыс. 123 дня, а самый короткий - 145 дней - у Алексея Гордеева (оба - в ЦФО).

Из действующих полномочных представителей дольше всех на своем посту находится бывший министр юстиции Владимир Устинов, который курирует Южный округ с 14 мая 2008 года. Наиболее короткий срок пребывания в должности у полпредов в Северо-Западном федеральном округе Александра Гуцана (с 7 ноября 2018 года) и Приволжском округе Игоря Комарова (с 7 сентября 2018 года), а также у представителей главы государства в Уральском и Центральном округах Николая Цуканова и Игоря Щеголева (оба с 26 июня 2018 года).

Читайте также: