Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах доклад

Обновлено: 28.06.2024

Согласно Конституции Российской Федерации, выборы характеризуются как:

- высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3);

- форма осуществления местного самоуправления (ст. 134);

- форма реализации конституционного права.

Таким образом, выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемая в соответствии с законодательством в целях формирования органов публичной власти и наделения полномочиями должностных лиц.

Среди руководящих, основополагающих положений, регламентирующих избирательные права граждан, обозначены следующие:

Исходные принципы, среди которых - народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, единство избирательной системы, признание местного самоуправления, идеологическое и политическое многообразие.

Принципы организации выборов, среди которых – территориальные (выборы проходят в рамках избирательных округов, участков), принцип состязательности (обеспечения конкуренции, ведение агитационной компании), обязательности, периодичности, принцип свободных и честных выборов и др.

Принципы правового положения граждан и их гарантии.

1. Всеобщее избирательное право - участие совершеннолетних граждан, независимо от пола, расы, вероисповедания и др. признаков.

- внесение избирателей в список по избирательным участкам;

- возможность досрочного голосования;

- образование избирательных участков в больницах, санаториях и тп.

2. Принцип равного избирательного права - каждый избиратель имеет только один голос, т.е. включен только в один список.

- наблюдение за процессом голосования и подсчетом голосов;

- право получения нового избирательного бюллетеня;

- признание недействительными бюллетеней;

- предоставление кандидатам бесплатного времени в СМИ и бесплатной газетной площади;

- невозможность изменения избирательной компании после её старта и др.

3. Прямое избирательное право-непосредственное голосование на выборах.

- личное голосование избирателей;

-получение документа только при предъявлении документа, удостоверяющего личность;

- отметка в списке избирателей при получении бюллетеня;

- тайное голосование (недопущение контроля за волеизъявлением избирателей).

Наиболее востребованными способами защиты нарушенных прав на сегодняшний день являются судебная защита или обращение с заявлениями, жалобами в органы прокуратуры Российской Федерации.

Кроме того, к исключительной компетенции прокурора относится возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями, обеспечивающими соблюдение вышеуказанных гарантий: ст. 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52 КоАП РФ.

Информационное обеспечение выборов и референдумов включает информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях.

Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, кандидатах, избирательных объединениях осуществляют избирательными комиссии. Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей осуществляется свободно.

Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены Федеральным законом.




Информационное обеспечение выборов и референдумов включает информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях.

Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, кандидатах, избирательных объединениях осуществляют избирательными комиссии. Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей осуществляется свободно.

Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены Федеральным законом.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Об основных гарантиях избирательных прав
граждан Российской Федерации

(с изменениями на 30 марта 1999 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 26 ноября 1996 года N 139-ФЗ (Российская газета, N 232, 04.12.96; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст.5498);

Принят Государственной Думой
26 октября 1994 года

Одобрен Советом Федерации
16 ноября 1994 года

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Глава I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить настоящему Федеральному закону.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии избирательных прав граждан.

Избирательные права граждан Российской Федерации и их гарантии, установленные настоящим Федеральным законом, а также иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть изменены иначе как путем принятия Федерального закона.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем
Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие термины:

выборы в Российской Федерации - выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборы в выборные органы местного самоуправления; действия граждан Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

гарантии избирательных прав граждан - правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан Российской Федерации;

активное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления;

пассивное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;

избирательные комиссии - комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления;

кандидат - кандидат на должность Президента Российской Федерации, кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат в депутаты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации или в выборный орган местного самоуправления, избираемые гражданами Российской Федерации;

список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением (избирательным блоком) по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти или выборный орган местного самоуправления;

предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

Статья 3. Принципы участия гражданина Российской Федерации в
выборах

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Всеобщее избирательное право

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления, сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Равное избирательное право

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.

Статья 6. Прямое избирательное право

Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Статья 7. Тайное голосование

Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

Глава II.
ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ
СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ОБРАЗОВАНИИ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Статья 8. Составление списков избирателей

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Статья 9. Образование избирательных округов

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:

примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации;

избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление.

Статья 10. Образование избирательных участков

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Глава III.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ

Статья 11. Статус избирательных комиссий

Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.


В статье исследуется правовое регулирование информирования избирателей как элемента информационного обеспечения выборов. Выявлен ряд проблемных вопросов, даются рекомендации по изменению действующего законодательства в целях обеспечения избирательных гарантий граждан.

Ключевые слова: выборы, информация, информационное обеспечение выборов, информирование избирателей, конституционное право, гарантии избирательных прав

Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17) [3]. В свою очередь, условия и средства, которые обеспечивают гражданам возможность пользоваться установленными конституцией и другими законами правами и свободами принято считать гарантиями прав граждан [2].

Конституция Российской Федерации закрепляет гарантии свободы средств массовой информации (далее — СМИ), политического и идеологического плюрализма, мнений и убеждений, основные гарантии избирательных прав граждан. Информационное обеспечение выборов (информирование избирателей и предвыборная агитация) является одной из гарантий реализации избирательных прав граждан.

В связи с тем, что современных условиях огромное значение имеет информация и оказываемое с ее помощью воздействие, проблема информационного обеспечения выборов является одной из наиболее актуальных в сфере проведения выборов, волнующих российских граждан. Недобросовестное использование информационных ресурсов может существенно повлиять на предпочтения граждан и результаты выборов. Существуют правовые проблемы, которые могут повлечь за собой нарушение принципа равенства кандидатов, свободного волеизъявления граждан.

В период подготовки и проведения выборов особое значение приобретает информация, включая формы, методы ее распространения и получения. Информация, как известно, является мощнейшим рычагом воздействия на взгляды избирателей, и в борьбе за власть заинтересованные лица могут использовать информационные ресурсы недобросовестно. Чтобы максимально оградить избирателей от негативных последствий искажения информационного фона избирательных кампаний, обеспечить свободное волеизъявление граждан и повысить легитимность результатов выборов, законодательно был закреплен механизм, призванный сбалансировать интересы участников избирательного процесса. Так, в Федеральном законе об основных гарантиях, глава VII закрепляет порядок информационного обеспечения выборов, а глава X устанавливает меры ответственности за нарушения, допущенные в этой сфере.

Федеральным законом об основных гарантиях (статья 1) дано следующее определение гарантиям избирательных прав и права на участие в референдуме — установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Проанализировав структуру Федерального закона об основных гарантиях можно заключить о наличии нормативной системы основных гарантий избирательных прав граждан, в которую включены следующие гарантии:

— гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, составлении списков избирателей, образовании избирательных округов, избирательных участков;

— гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов;

— гарантии прав граждан по получению и распространению информации о выборах;

— гарантии прав граждан по участию в избирательных мероприятиях, организуемых кандидатами в депутаты, а также избирательными объединениями, избирательными комиссиями;

— гарантии прав граждан при организации и осуществлении голосования, подсчете голосов избирателей, установлении результатов выборов и их опубликовании;

— гарантии правовой защиты избирательных прав граждан.

В соответствии с действующим законодательством информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов (статья 44 Федерального закона об основных гарантиях). На первый план участники избирательного процесса должны ставить информирование избирателей, а затем уже предвыборную агитацию.

При наличии качественной информации о самом избирательном процессе, включая все его этапы, избиратель уже может сформировать свои предпочтения избирателей относительно кандидатов и избирательных объединений, и свободно реализовать свое волеизъявление.

В связи с этим особое внимание уделено правовому регулированию информирования избирателей, являющемуся элементом информационного обеспечения выборов. В пункте 2 статьи 45 Федерального закона об основных гарантиях закреплены основные принципы информирования избирателей: объективность, равенство кандидатов, избирательных объединений.

Из совокупности правовых норм, регулирующих этот институт, можно сделать вывод, что под информированием избирателей понимается деятельность уполномоченных субъектов, осуществляемая в установленные законом сроки избирательной кампании и определенном законом порядке по предоставлению избирателям информации о дне голосования, о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о кандидатах и избирательных объединениях.

Как деятельность, осуществляемую субъектами информирования в период избирательной кампании и имеющей целью способствовать осознанному волеизъявлению граждан Российской Федерации посредством распространения информации о выборах, не содержащей признаков агитации, определяет информирование избирателей Т.В.Нечипоренко [6].

Законодатель не дает определения информирования избирателей, что является, по нашему мнению, пробелом в действующем избирательном законодательстве, который необходимо восполнить, внеся соответствующее дополнение в статью 2 Федерального закона об основных гарантиях.

Законодательством о выборах установлено достаточно большое количество ограничений права на распространение информации о выборах, характерно, что все они действуют в период избирательной кампании, а также ответственность за их несоблюдение. В основном ограничения касаются порядка осуществления предвыборной агитации, частично — порядка осуществления информирования.

Цель ограничения права на распространение информации о выборах в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации выражается в необходимости защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, прежде всего таких основ конституционного строя, как народовластие и свободные выборы, и такого общественного интереса, как формирование легитимных органов власти на основе свободных выборов.

Информирование избирателей, в целом, имеет особенности правового регулирования по субъектному составу, периоду проведения и содержанию.

В части, касающейся субъектного состава, информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с законом (пункт 1 статьи 45 Федерального закона об основных гарантиях). Перечень субъектов, осуществляющих информирование, не ограничен, но, в тоже время, имеется несколько ограничений.

Представляется, что законодателю необходимо дополнительно регламентировать широкий оборот в СМИ информации о ряде категорий кандидатов в период их избирательных кампаний.

Внесение в законодательство нормы о временном освобождении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации от должностных обязанностей на время выборов, как представляется, должно быть направлено на исключение использования данными лицами преимуществ своего должностного положения и возможности влиять на процесс и результаты выборов, а также обеспечение реализации конституционных гарантий свободы волеизъявления и принципа равенства прав кандидатов на выборах.

В настоящее время норма пункта 2 статьи 40 Федерального закона об основных гарантиях не возлагает на кандидата, замещающего государственную должность, обязанности освободить занимаемую должность, что существенно снижает гарантии равенства кандидатов, так и гарантии граждан на получение информации о выборах. Любая информация, содержащая данные об осуществлении кандидатом деятельности, связанной с выполнением им в период избирательной кампании своих должностных обязанностей, на наш взгляд, может определять оценку данного лица как кандидата со стороны избирателей.

Большую дискуссию в обществе вызвало принятие Федерального закона от 09.03.2016 N [9], вносящего в т.ч. поправки в избирательное законодательство, ущемляющие, как считают, права журналистов при освещении выборов.

Данные поправки регулируют освещение выборов журналистами и вводят серьезные ограничения на этот род деятельности СМИ:

— введена обязательная аккредитация журналистов для работы на избирательных участках в Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению в региональных избирательных комиссиях, причем документы на аккредитацию должны быть поданы не менее чем за три дня до дня голосования;

— установлен запрет на работу на выборах для журналистов, которые были приняты на работу в СМИ позже, чем за два месяца до дня опубликования решения о назначении выборов и (или) не заключившие трудовой или возмездный гражданско-правовой договор с редакцией СМИ.

Подробный порядок аккредитации журналистов на выборах, разработанный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в настоящее время обсуждается совместно с представителями профессионального сообщества журналистов и будет утвержден до начала избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

Относиться к указанным поправкам в законодательство можно по-разному, но при этом, как нам кажется, в правах может оказаться поражено значительное число журналистов, например, в случае смены журналистом места работы, истечения срока действия его трудового договора за шесть месяцев до дня голосования.

Данный вопрос может быть урегулирован возможностью сохранения стажа при переходе представителя СМИ из одного издания в другое.

Также под ограничения попадают так называемые журналисты-фрилансеры, которые могут одновременно выполнять заказы для разных клиентов.

Некоторые политические силы и представители оппозиционной прессы считают внесенные изменения ограничением работы СМИ. Например, представители Коммунистической партии Российской Федерации намереваются обжаловать новые требования в Конституционном Суде Российской Федерации.

Каких-либо общих ограничений по периоду информирования избирателей не установлено. В тоже время в Федеральном законе об основных гарантиях содержатся два ограничения:

Такие временные ограничения представляются оправданными в связи с необходимостью гарантировать принципы объективности, достоверности, равенства кандидатов и избирательных объединений.

В заключение предлагаются следующие изменения в избирательное законодательство.

Необходимо расширить формулировку положения пункта 2 статьи 40 Федерального закона об основных гарантиях, установив что кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, на время их участия в выборах также должны освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

Представляется целесообразным, чтобы законодатель еще раз обратился к нормам законодательства, устанавливающим права журналистов при освещении выборов, возможно смягчив ограничения, внесенные Федеральным законом от 09.03.2016 N

Необходимо в Федеральном законе об основных гарантиях уточнить критерии для оценки соответствия результатов опроса общественного мнения принципам информационного обеспечения, в том числе в части проведения опроса среди представителей разных возрастных категорий, социальных групп, максимально возможного охвата территории избирательного округа.

Читайте также: