Доклад на тему одежда быта во время ивана грозного

Обновлено: 30.06.2024

Глава 2. Анализ знаний учащихся о русской национальной одежде и её атрибутах эпохи Ивана Грозного
2.1. Констатирующий эксперимент (опрос, тестирование)
Вводный урок по творчеству М.Ю.Лермонтова сопровождался беседой и тестированием. Ученикам были предложены следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, какую одежду бояре, купцы и простолюдины носили во времена Ивана Грозного?
______________________________________________________
2. Какие украшения носили богатые и бедные люди?
_______________________________________________________
3. Хотели бы узнать об этом подробнее?
____________________________________________________

2.2. Результаты срезов знаний учащихся
Ответы учащихся по опросу были следующими. Почти 85% не знали, какую одежду носили люди во времена Ивана Грозного; 51% учащихся на второй вопрос называли те украшения, что носят в наше время, предполагая их использование и в эпоху Средневековья, и 91% учащихся хотели бы узнать и об одежде и украшениях, а также о том времени, эпохе царствования Ивана Грозного (диаграмма 1).

Диаграмма 2
1. На вопрос, что такое кушак, учащиеся ответили следующим образом:
14% отметили, что кушак - это ремень, 23% -еда, 4 % - пояс, а 59% не знали вообще, что это такое.

Глава 3.Система работ по формированию понимания национальной культуры русского народа посредством одежды и украшений


Рис.1. Кафтан
Кафтан (рис.1) представлял собой узкое платье, с рукавами узкими, длинными и со сборами. Длина его не заходила далее колен; воротник делался высокий и стоячий, закрывавший весь затылок, и назывался козырем. Кафтан шился из легкой и тонкой материи, редко из сукна; полы обивали золотым и серебряным галуном и цветной материей.[10]
Спереди застегивался петлями на пуговицах с длинными кисточками; у запястий рукава связывались тесьмянными, металлическими и ременными зарукавьями. Богатые украшали жемчугом и камнями. Козырь или стоячий воротник, предмет щегольства и роскоши, делался атласный, бархатный и парчовый: он вышивался серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями.


Рис.2.Ферязь Рис.3. Опашень
Из дому не выходили в кафтане, а надевали на него ферязь (рис.2) или опашень (рис.3) : длинное платье, почти до лодыжек, с такими же длинными рукавами, без перехвата и воротника; она застегивалась спереди длинными петлицами с пуговицами; шилась из бумажных материй, сукна, бархата и парчи.
Вообще, старинные наши одежды имели, внизу боковых пол, прорезы, которые застегивались петлицами.
Становый кафтан, охабень (рис. 4), однорядка (рис.5), платно и кожух носили государи и царевичи.

Рис. 4. Охабень Рис. 5. Однорядка Рис.6. Зипун

Как и слово кафтан, слово кушак вышло из активной лексики русского языка, поэтому мы обратились к словарям.


В словаре С.И.Ожегова находим: Кушак - муж. пояс или опояска, широкая тесма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одеже. Казачек, шелков кушачек. Кушачный, к кушакам относящийся. Кушачник муж. -ница жен. кушачный ткач. Кушаницы жен., мн., пермяц. меховые рукавицы (затыкаемый за кушак), или вязаные, шерстяные, вареги в голицах. [12]


Рис. 7. Русская шуба

Неоднократно Лермонтов говорит о такой верхней одежде как шапка (рис. 8):

Не измялась ли шапка соболиная?
Или
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, -
а также
Поправляет другой шапку алую.

Эти строки из песни характеризуют Кирибеевича. В разных ситуациях (во время пира вопрос царя и ответ опричника, перед боем) он одевает разные шапки, этим мы доказываем, что, во-первых, Кирибеевич был богат, во-вторых, одежда соответствовала обстановке, в которых оказывались герои. Кирибеевич был одет так, как одевались бояре того времени.
Во-первых, головы покрывали высокими собольими, горлатными и лисьими шапками (рис.9). Название горлатных шапок произошло от употребления меха от душек, или горла, пушистых живот¬ных.
Они делались вышиною почти в аршин: вверху шире, а к голове уже. К этой шапке иные прикрепляли пушистое высокое перо на дорогом запоне или застежке, усыпанное камнями. У других шапок верх был парчовый или бархатный, а спод соболий или рысий. Шапки унизывали жемчугом и сверху привязывали кисти с дорогими каменьями, и таковые шапки назывались мурманками, или мурманкою. Мурманки были высокие, с плоскою тульей и к голове шире; делались без бархата и парчи и вместо мехового околыша имели меховую с отворотами лопасть, которая в двух местах у тульи пристегивалась пуговицами на петлях. [15]
На шею (всегда голую) надевается ожерелье из жемчуга и драгоценных камней, шириной в три и четыре пальца.
В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами (рис.10), которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. И, конечно, в следующих строках:

Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает
Лермонтов говорит не о богатстве и достатке Калашникова, а воинском духе, силе и настрое на победу в честном поединке.

И его автор наряжает на казнь, как на праздник.


Считалось, что палачей специально обряжали в красное, дабы щадить присутствующих зрителей, особенно впечатлительных, ведь на красном следы крови менее заметны. Однако исследуя этот вопрос, мы не нашли доказательств тому. Можно лишь дополнить, что традиционный головной убор палача является вымыслом.
Рис. 11. Одежда палача

На самом деле палачи не прятали своих лиц. Исключением можно назвать лишь казнь некоторых средневековых королей. Тогда сами палачи прятали свои лица, так как была велика вероятность, побывать следующим на эшафоте.[17]
Боярские жены, знатные и богатые, покрывали волосы шелковой сеткою, обвязывая голову белой повязкою, или носили тафтяную шапочку (рис.12), обыкновенно красного цвета, с шелковым белым повойником или шлыком.


Надевали большую парчовую шапку, опушенную мехом и унизанную жемчугом и дорогими каменьями; незамужние и бездетные носили черные лисьи шапочки. [ 18]

Рис. 12. Тафтяная шапочка


3.2.Украшения как атрибуты к одежде.

Рис.15. Медный крест

с яркой запонкой. - в конце XVII века в мужской моде произошел переворот - декоративные кружевные манжеты времени Ренессанса сменились более удобными, которые мужчины подвязывали шнурками. Однако шнуровать манжеты самостоятельно было очень сложно, поэтому новый стиль элегантности стал символом высокого общественного положения.

Рис.17.Жемчужное ожерелье
Древние тексты славят жемчуг. В начале 17 века в Москве существовал специальный рынок по продаже жемчуга – жемчужный ряд. Делами на этом рынке заправляли купцы-жемчужники, самый известный из них тверской купец Афанасий Никитин. [23]
В средние века жемчуг был излюбленным камнем знати для украшения одежды, женских головных уборов – кокошников, одеяний церковных служителей и церковной утвари. К 18 веку, как и в Европе, жемчуг становится модным и в России.
Исследование одежды русского народа как части национальной культуры эпохи Ивана Грозного, его многоаспектный анализ, позволили рассмотреть одежду и украшения русского народа в единстве с традиционной культурой, его историей, природным окружением, определить его роль в раскрытии идейного смысла произведения.
Мы показали, что одежда - социальное явление. Она демонстрирует статус владельца, отражает стремление к роскоши, помпезности, блеску. Одежда бояр, придававшая фигуре торжественную величавость, стала сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления.
Одежда является органичной человеку формой культуры. Она важный и значимый источник информации о человеке, определяющий его возрастную, национальную и социальную принадлежность, выявляющий этические и эстетические характеристики, вкусы и привычки.

3.3. Составление словаря.

Чтобы дать полное толкование слов, найденных нами в произведении М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, показать их употребление и изменение в лексическом значении, мы обратились к словарям. Работа способствует расширению словарного запаса, кругозора учащихся, помогает лучшему пониманию произведения.
В словарь мы включили такие слова, как кафтан, кушак, венец, ожерелье, перстень, парча, соболь, тафта, шапка, яхонт, запонки и бархат.

Личность Ивана. ? Опричнина. ? Царская невеста. ? Смерть Анастасии. ? Жены Ивана. ? Жестокость и кротость в начале правления. ? Казни. ? Пример изощренной казни. ? Истоки жестокости. ? Убийство сына. ? Монастырь во дворце. ? Роскошь царского двора. ? Шуты Ивана Грозного. ? Общественная жизнь. ? Смерть Ивана IV.

Как пишут летописи, внешность Ивана всех изумляла. Он был велик ростом и строен, имел широкие плечи, крепкие мышцы, развитую грудь, прекрасные волосы, римский нос, небольшие серые проницательные глаза. В молодости лицо его было приятным, но с возрастом он очень изменился; черты лица исказились и приобрели свирепое выражение, на голове и бороде не осталось почти ни одного волоса, что могло быть следствием кипевшей в его душе ярости. К. Валишевский же прибавляет к облику Ивана Грозного еще большие усы и говорит о том, что рыжеватая борода его к концу его царствования поседела, а голову он брил.

Право современных историков соглашаться с этой точкой зрения или нет, но она существует, отражает мнение определенной части населения и становится, в конце концов, понятием философским.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава III ДВОР КАК ОН ЕСТЬ

Глава III ДВОР КАК ОН ЕСТЬ Показная роскошьПодробно рассказывать о пышности папского двора, его излишествах и неприглядных сторонах, показывать непомерные расходы, выделяемые на праздники и важные церемонии, стало вполне естественным побуждением любого автора.

Ошибка Ивана Грозного

Ошибка Ивана Грозного Яркой фигурой господства раннего умеренного авторитаризма и одновременно его упадка был Иван IV. Для его попытки решить медиационную задачу характерны два существенных элемента. Во-первых, он стремился выйти за рамки вялой инверсии, прибегая к тем

Двор Ивана III

Двор Ивана III Князья рода Рюриковичей и Св. Владимира служили Ивану наравне с другими подданными и носили титулы бояр, дворецких, окольничих. Как наследство от отца, Василия Темного, у Ивана сначала было только четыре великокняжеских боярина. В 1480 г. у Ивана было уже 19 бояр

Глава 7. Двор великого князя Василия III Ивановича (1505-1533)

Глава 7. Двор великого князя Василия III Ивановича (1505-1533) Гнев и милость Василия. ? Титулы российского государя. ? Соломония. Нарушение нравственного устава любви. ? Свадебный обряд. ? Наследник. ? Церковь при Василии III. ? Прием послов при дворе. ? Обед послов у царя и царские

Шуты Ивана Грозного

Шуты Ивана Грозного При своем дворе Иван держал дураков и шутов. От того, что шуты часто были недостаточно умны, их шутки отличались непристойностью и цинизмом. В те времена в каждом более или менее богатом доме держали одного или нескольких шутов. У Ивана их насчитывались

Глава 10. Двор при царе Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове (1584-1598)

Глава 10. Двор при царе Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове (1584-1598) Новая власть. ? Венчание на царство. ? Обычный день царя Федора. ? Царский двор. ? Власть мнимая и истинная. ? Дворцовые интриги. ? Коварство Годунова. ? Расправа с малолетним царевичем Дмитрием. ? Жестокость

О. В. Архангельская, А. А. Бринцева. Реставрация портретов царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича из собрания Егорьевского историко-художественного музея

О. В. Архангельская, А. А. Бринцева. Реставрация портретов царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича из собрания Егорьевского историко-художественного музея Два портрета царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича Романова поступили на реставрацию в Государственный

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Московское государство просуществовало около двух с половиной веков (с начала.

Московское государство просуществовало около двух с половиной веков (с начала правления Ивана III и до эпохи реформ Петра I Великого). За это время в России сменилась царствующая династия, прошел период смутного времени. Рассмотрим, каковыми были основные сферы жизни русского, в частности Московского общества в течение периода московской государственности эпохи Ивана Грозного.

Чтобы понять истоки условий и причин, определяющих образ жизни, быт и культур.

Чтобы понять истоки условий и причин, определяющих образ жизни, быт и культуру русского народа, необходимо рассмотреть общественно-политическую обстановку в России того времени. С образованием Московского централизованного государства началась борьба за объединение, длившаяся около 200 лет. В XVI веке к Московскому государству отошли Новгород-Северский, Брянск, Орша, Торопец. Середина 40-ых годов ознаменовала начало второго периода царствования государя Ивана IV Грозного. В 1545-1547 годах произошли несколько событий, подчеркнувших переход всей полноты власти к молодому государю. Иван Васильевич 16 января 1547 года впервые в российской истории принял титул царя.

Иван Грозный (европейская гравюра на дереве. век). XVI. С годами Иван IV Гроз.

Иван Грозный (европейская гравюра на дереве. век). XVI. С годами Иван IV Грозный приобрел некоторый опыт в государственных делах и начал единолично руководить Московским государством. Главной линией его политического курса стало доведение личной власти до уровня неограниченного самодержавия внутри страны и максимально возможное ее распространение за пределы Московской Руси путем завоеваний. Планы царя совпадали со стремлениями дворянства получить военную добычу и новые земельные владения за счет Ливонской войны, начавшейся в 50-ых годах. Вскоре Иван IV Грозный убедился в необходимости политики "крутых мер". 3 декабря 1564 года он подписал отречение от престола и уехал в Александровскую слободу. Москва стояла на грани народных волнений. Боярская дума уговорила Ивана IV Грозного вернуться на престол. Царь вернулся и теперь он начал проводить в жизнь причудливый политический эксперимент, именуемый "опричниной". Вся эпоха существования опричнины - это время постоянного раскрытия заговоров и ведения следственных дел. Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами.

Государь предпочел Кремлю более изолированную Александровскую слободу. Опричн.

Государь предпочел Кремлю более изолированную Александровскую слободу. Опричное воинство, администрация и придворные были главными жителями слободы, ставшей фактической столицей Московского государства. В новой крепости расположились опричные приказы: Разрядный, ведавший опричным войском; Розыскной, призванный карать изменников; Разбойный, руководивший органами местной власти — губными старостами на территории опричных владений

При деде грозного царя, великом князе Иване III, помимо дворянского ополчени.

Большое внимание уделялось одежде. Она должна была быть богатой. По одежде с.

Основу женского костюма составляла длинная рубаха, поверх которой надевали л.

Основу женского костюма составляла длинная рубаха, поверх которой надевали летник с длинными широкими рукавами (рукава назывались накапки). У дворянок запястья рукавов рубахи и накапки, а подол летника расшивались золотом, жемчугом. Вдоль одежды, на передней стороне делался разрез, который застегивался по самое горло, так как приличие требовало, чтобы грудь женщины была застегнута как можно плотнее. Женский опашень шили, как правило, из сукна красных цветов; рукава были до пят, но пониже плеча имелись проймы, сквозь которые легко проходили руки, а остальная часть рукава висела. В торжественных случаях знатные женщины надевали на себя сверх обыкновенного наряда богатую мантию, называемую подволокою. Она делалась из шелковой материи. Из верхней одежды распространены были шубы, которые в зависимости от покроя носили названия однорядок, охабней, ферязей. Женщины любили украшать голову и вместе с тем прикрывать волосы. По понятиям XVI-XVII вв., для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы. Они скрывали их такими головными уборами, как волосники, подъубрусники, убрусы, кики, кокошники.

В XVI-XVII вв. порывы всякой веселости у высших сословий были подчинены прав.

"Домострой" - это правила домашнего устройства, которые касались духовной жи.

Для этой эпохи характерен значительный подъем строительного искусства. На ру.

Для этой эпохи характерен значительный подъем строительного искусства. На рубеже XV—XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве — стены и башни, соборы и Грановитая палата. Использовали при этом традиции древнерусского, прежде всего владимиро-суздальского, зодчества, а также приемы итальянской архитектуры эпохи Ренессанса. Крепостные сооружения в первой половине века строят в Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске, Коломне. В столице появляется стена Китай-города (1530-е гг.), Новодевичий монастырь (1525 г.). В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых постройках собора Василия Блаженного. Он возведен по случаю взятия Казани в 1552 г.

Период Московской Руси продолжался в России более 200 лет. В нем было много.

 Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Краткое описание документа:

Московское государство просуществовало около двух с половиной веков (с начала правления Ивана III и до эпохи реформ Петра I Великого). За это время в России сменилась царствующая династия, прошел период смутного времени. Рассмотрим, каковыми были основные сферы жизни русского, в частности Московского общества в течение периода московской государственности эпохи Ивана Грозного

В фильме "Иван Васильевич меняет профессию" грозный царь одет весьма пышно: кинематограф требует зрелищности :). А хотите узнать, как он одевался в реальной жизни? Конечно, весь гардероб Ивана Грозного не сохранился, но кое-что дошло.



Интересно, что сказал бы Иван Васильевич, увидев свою киноверсию? :)

Вот его ферязь - длинная (почти до лодыжек) свободная верхняя одежда с длинными, суживающимися к запястьям рукавами. Упомянутая впервые в середине XVI века в связи с торжественным выходом Ивана Васильевича, ферязь, по-видимому, являлась в то время одним из самых шикарных нарядов царя.


Эта ферязь сшита из тонкой, гладкой, с отливом персидской тафты, простёгана тонким слоем бумажной ваты и имеет подкладку из бело-голубой плотной хлопчатобумажной ткани. Все ткани по тем временам заморские и дорогие. Цвет яркий, насыщенный - брюнету Ивану Васильевичу он должен был быть очень к лицу. Вероятно, в этом ферязи он пировал, принимал иноземных послов и вершил суд.


А вот в этой власянице он каялся в грехах.


Эта рубаха тёмно-коричневого цвета сшита из грубого холста, в который вплетены конские волосы. Она использовалась как средство самоистязания: власяницу надевали на голое тело, поэтому, отвешивая молебные поклоны в течение долгого времени, спина расцарапывалась в кровь. Было в чем покаяться Ивану Васильевичу, было :).

Парадные царские одежды выглядели вот так.


Правда, неизвестно, носил ли именно это платье Иван Грозный.
Зато вот эта шапка точно его :).


Шапка Казанская была изготовлена для Ивана Васильевича сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Московскому государству (1552) и принятия Иваном титула царя казанского. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства. При изготовлении шапки использовалось золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов.

Таких шапочек у Ивана Васильевича было несколько, но остальные пропали в Смутное время. К счастью, главная - унаследованная им от предков Шапка Мономаха - дошла до наших дней.


Учитывая, что рост у царя был достойный - около 185 см, в длинных одеждах и высоких шапках он смотрелся весьма импозантно даже в пожилые годы, когда растолстел до 90 кг.

Грозный царь Иван Васильевич, конечно, не прибеднялся, но и не особенно роскошествовал — в меру, как и полагается законному государю великой страны.

Костяной трон Ивана Грозного считается самым древним русским троном, который дошел до наших дней. Правда, по поводу его принадлежности именно Грозному есть некоторые сомнения. На троне есть даже зодиакальная дата, которая вроде бы указывает на 1526 год — время правления Василия III.

Шлем Ивана Грозного. Хранится в Королевской оружейной палате Стокгольма..
Возможно, шлем был захвачен в Москве во время Смуты 1611-1612 годов и вместе с другими сокровищами отправлен в Варшаву, к королю Сигизмунду. Затем, в 1655 году, когда польские войска во время войны со Швецией потерпели поражение, он мог быть вывезен шведами из Варшавы в качестве трофея. В 1663 году шлем впервые упоминается в инвентарной книге Королевской оружейной палаты в Стокгольме.

Ферязь Ивана Грозного. Царицины мастерские палаты. Хранилась в Троице-Сергиевой лавре. Сшита из тонкой гладкой с отливом персидской тафты.
Упомянутая впервые в середине XVI века в связи с торжественным выходом Ивана Васильевича, ферязь, по-видимому, являлась в то время одним из парадных платьев царя. В описях имущества Ивана Грозного ферязь упоминается чаще названий других одежд. Данный экземпляр усваивается Грозному предположительно, по принципу "а кому же еще". Других царей в это время не было.

Рубаха-власяница Ивана Грозного, XVI век. ГИМ. Рубаха тёмно-коричневого цвета, сшита из грубого холста, в который вплетены конские волосы.
Использовалась как средство самоистязания: власяницу надевали на голое тело, поэтому при отвешивании молебных поклонов в течение долгого времени, спина расцарапывалась в кровь. Ничего удивительного, что облаченный в нее царь частенько пребывал в скверном расположении духа. Носить власяницу вошло у Грозного в обычай со времен переселения в Александровскую слободу (1565).

Седло Ивана Грозного. XVI век. Мастерские Московского Кремля. Золото, серебро, камни, бархат, золотые нити, ткачество, тиснение, шитье, чеканка.
Грозный царь любил предводительствовать войсками, и делал это не без блеска. Взятие Казани и Полоцка, ливонских крепостей — безусловно, деяния талантливого полководца. Но последние шесть лет жизни царь уже не садился на лошадь — мешал жесточайший остеохондроз.

При вскрытии гробницы Иоанна Грозного 18 апреля 1963 года обнаружились еще несколько личных вещей грозного царя. Опись удостоверяет, что:
Иван IV был одет в схиму;
на его груди был крест:
на голове была скуфья, расшитая крестовой тканью.
Однако изображения этих вещей нигде не демонстрируются. Это странно, т.к. вскрытие гробницы сопровождалось фото и кинофиксацией (фотографы – БЕЛЯЕВ Н.А., ИВАНОВ В.А.).

Читайте также: