Сергей прокудин горский доклад

Обновлено: 07.05.2024

В начале XX века был изобретен метод цветоделения для создания цветных фотографий. Эта сложная для того времени технология позволяла добиться удивительной реалистичности и великолепного качества снимков. Пионером цветной фотографии в России стал ученый-изобретатель Сергей Михайлович Прокудин-Горский, 155-летие со дня рождения которого отметили в 2018 году.

Славный род

О детстве и юности Сергея Михайловича Прокудина-Горского мало что известно. Родился он в фамильном имении во Владимирской губернии. По одной из версий, род Горских происходил от уехавшего из Золотой Орды татарского князя. Он принял православие и даже сражался под знаменами Дмитрия Донского на Куликовом поле, за что получил вотчину Гора и стал Горским. Внук Петра Горского Прокопий Алферьевич был прозван Прокудой — то есть плутом, проказником. Так и стали именовать его потомков — Прокудиными-Горскими.

Много известных людей дал этот древний род. Были среди них и военные, и дипломаты, и предводители дворянства, и один из первых русских драматургов — Михаил Иванович Прокудин-Горский. Но самым известным представителем фамилии стал русский изобретатель цветной фотографии.

Метод цветоделения

К 1902 году Сергей Михайлович отправился в Германию, чтобы поучиться в лаборатории химика Адольфа Мите в Высшей технической школе в Шарлоттенбурге. Именно немец представил широкой общественности новую модель фотокамеры для цветной съемки, в которой реализовал принцип цветоделения, а также создал проектор для демонстрации фотографий в цвете.

Спустя три года Прокудин-Горский запатентовал собственный вариант сенсибилизатора, который по своей чувствительности значительно превосходил все имеющиеся разработки, включая использованные Адольфом Митте. Благодаря новому составу, русскому изобретателю удалось сделать бромосеребряные пластины для фотографии светочувствительными во всем спектре. Так Прокудин-Горский усовершенствовал метод цветоделения в цветной фотографии. Благодаря мастеру подобные снимки стало относительно просто тиражировать.

Сергей Михайлович использовал обычные черно-белые фотопластинки и специальный фотоаппарат собственной конструкции, который быстро делал три снимка одного и того же сюжета через три различных фильтра — синий, зеленый и красный. Затем проявлялись три негатива, с которых можно было получить нужное количество копий для производства диапозитивов. Последние, в свою очередь, служили основой для изготовления клише и получения типографских оттисков в фотомеханической мастерской. Этот принцип работы, которому Прокудин-Горский оставался верен на протяжении всей жизни, аналогичен цветоделению, используемому в современной полиграфической печати.

В январе 1905 года Прокудин-Горский показал членам Императорского русского технического общества около 70 цветных снимков: виды Дагестана и Финляндии, зимние пейзажи, жанровые картины, снимки заходящего солнца… Фотографии поразили зрителей яркими красками и вызвали долго не смолкающие аплодисменты.

Фотолетопись России

Красный Крест выделил фотографу аванс, и Прокудин-Горский отправился в путь. Он снял Петербург, Киев, Курск, Севастополь, Новороссийск, Сочи, Гагры. Однако первая русская революция нарушила его планы, Красный Крест больше не смог оплачивать проект, и съемки прервались.

Через год Прокудин-Горский отправился вместе с экспедицией Русского географического общества в Туркестан, чтобы сфотографировать солнечное затмение. Запечатлеть событие в цвете не удалось из-за густой облачности, зато мастер сделал множество снимков старинных памятников Бухары, Самарканда и колоритных местных жителей.

Вскоре у Сергея Михайловича родилась идея создать цветной фотопортрет самого известного своего современника — Льва Толстого. Два майских дня 1908 года Прокудин-Горский провел в Ясной Поляне, где сделал один из самых знаменитых фотопортретов в истории России.

Жизнь вне России

Семья смогла вывезти из России большую часть фотопластин, но всю Вторую мировую войну они пролежали в сыром подвале. А почти сразу после того, как Париж был освобожден союзниками, Сергей Михайлович Прокудин-Горский скончался. Через некоторое время сыновья мастера стали замечать на фотопластинах плесень и трещины. Стремясь спасти выдающийся памятник русской культуры, наследники Прокудина-Горского продали архив Библиотеке Конгресса США.

Сегодня снимки Сергея Михайловича Прокудина-Горского помогают вспомнить о многоликой, многоплеменной России начала XX века. Стране, многие памятники которой можно увидеть лишь на вечных цветных фотографиях великого мастера.

Прокудин-Горский активно проводил исследования в области фотографии, выступал с докладами, являлся членом Императорского русского технического общества, публиковал книги о технических аспектах фотографии.

В 1900-м году его черно-белые фотографии были представлены на Всемирной выставке в Париже.

В 1902-м году Прокудин-Горский полтора месяца обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге под руководством известного ученого и пионера цветной фотографии Адольфа Мите.

В том же году русский изобретатель объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии Мите, а спустя три года запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор самого Мите.

Его основное отличие состояло в том, что его состав делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

С 1903-1904-го года Сергей Михайлович начал путешествовать по России и фотографировать жизнь городов и деревень того времени: он побывал на Черноморском побережье, в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии, на Кавказе, в Крыму, а также посетил Украину.

В 1906-м году Прокудин-Горский принимал участие в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине.

В конце года он отправился в фотоэкспедицию в Туркестан с целью запечатлеть в горах Алая солнечное затмение.

И хотя из-за облачности сфотографировать затмение не удалось, он сделал огромное количество потрясающих снимков Самарканда и Бухары.

Сергей Михайлович проводил показы своих фотоснимков, в том числе для членов императорской семьи, выступал с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии в Императорском Русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе и др. Получив аудиенцию у императора Николая II, Прокудин-Горский поделился с ним своим замыслом создать коллекцию цветных снимков современной России. Император одобрил проект фотографа, и ему был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон, небольшой пароход, моторная лодка, а также автомобиль.

Прокудину-Горскому также выдали документы, дававшие доступ во все уголки империи.

Несмотря на интерес и поддержку императора, средства на экспедиции и дорогостоящие материалы фотограф добывал сам: одним из основных источников его дохода была продажа цветных открыток с видами России.

«Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт.

В 1909—1916-м годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Российской империи: он побывал на Урале, путешествовал по Волге, по Ярославской и Владимирской областям, дважды посетил Туркестан, создал фотографии Мурманской железной дороги и Соловецких островов.

На его снимках появлялись храмы, монастыри, мечети, виды городов, заводы, стройки, дворяне и султаны, жизнь крестьян и рабочих, различные бытовые сцены.

Во время Первой мировой войны Сергей Михайлович пытался вести фотохронику боевых действий, а затем занимался цензурой заграничных кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолетов аэрофотосъемке.

До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции, а идея создать серию снимков художественных памятников Франции и ее колоний была реализована его сыном, Михаилом Прокудиным-Горским.

Прокудин-Горский использовал черно-белые фотопластинки, которые сенсибилизировал по собственным рецептам и фотоаппарат собственной конструкции.

Через цветные светофильтры синего, зеленого и красного цветов он последовательно создавал три снимка, после чего получались три черно-белых цветоделенных негатива.

Снимки производились не на три разные пластины, а вертикально на одну пластину — это позволяло ускорить процесс съемки, производя сдвиг пластины вместо ее замены.

С тройного негатива изготовлялся тройной позитив.

Для просмотра фотографий Прокудина-Горского использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке.

Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят.

При сложении трех изображений на экране получалось полноцветное изображение.

Прокудин-Горский также внес вклад в два существовавших на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: сокращение времени выдержки (он сделал возможной экспозицию за секунду) и увеличения возможности тиражирования снимка.

Прокудин-Горский также работал над технологией цветного кинематографа.

По собственному методу он произвел экспериментальную съемку в Туркестане в 1911-м году.

Накануне Первой мировой войны он продолжал исследования и, добившись новых успехов, запатентовал в Германии, Англии, Франции и Италии способ изготовления дешевых цветных пленочных диапозитивов для кинематографии.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский скончался в 1944-м году в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск.

В 2003-м году все пластинки из коллекции бибилиотеки были отсканированы, переведены в цифровой формат, а затем совмещены — в результате чего получили оригинальные цветные изображения.

Великий русский изобретатель Прокудин — Горский

Русский народ всегда был чертовски крут и офигенно изобретателен. Не смею утверждать, что сей редкий ген вживается только в тело русского человека и только с ним он гармонирует и уживается. Мы также много знаем об Эйнштейнах, Коперниках, Галиллеях и других выдающихся личностей, которыми несомненно нужно и должно восхищаться… Но живу я в России и я все больше хочу знать о самых крутых парнях Родины моей, о тех, кто прославлял Россию своими блестящими умственными способностями, авантюрными идеями, талантами и гениальными решениями.Правда, умер как большинство великих ученых России далеко за пределами Родины и несмотря на всю свою гениальность — буквально боролся за свое существование, чтобы прокормить свою семью.

Кто из российских ученых, изобретателей, химиков и других научных деятелей был самым дотошным, гениальность которого была непостижима тогда и кажется нереально "крутой" сегодня. То есть то, во что сегодня очень сложно поверить, и надо признаться — то, что сделал этот человек — вызывает лишь чувство восхищения, даже тогда, когда в тебе закрадывается очередная волна сомнений в возможностях сделать такое именно в то время, когда технически это кажется сделать было невозможным.

Голь на выдумки хитра — это точно о нем. Знакомьтесь, Сергей Михайлович Прокудин-Горский — объект моего восхищения сегодня, и я предлагаю вам окунуться в красоту его гения, прочувствовать силу его фантазии вместе со мной.

Прокудин — Горский изначально не простой персонаж, не такой как все, и речь даже не в том насколько сильно ласкают слух редко встречающиеся двойные фамилии в России. Этот человек поразил меня другим — это настоящий пионер в цветной фотографии. Тот, кто уже в 1903 году начал фотографировать достопримечательности Российской империи в цвете. И еще, радует, что смекалка и дальновидность не подвела — всё запатентовал, чтобы ничего не украли, или не приписали как личные заслуги и достижения…

Как и большинство гениальных людей, Сергей Михайлович был разносторонним человеком — обожал точные науки, был талантливым химиком и учеником самого Менделеева. Русский фотограф, изобретатель, общественный деятель, педагог, член Русского Императорского географического, технического и фотографического обществ — а Вам слабо). А самое главное — создатель удивительной коллекции достопримечательностей Российской империи — одна из первых в мире коллекций цветных фотографий, представляющая собой уникальный объект культурного наследия как для народов бывшей Российской империи, так и для всего человечества.

Спрашивается, отчего мы так мало знаем о тех выдающихся людях, кто уже в самом начале 20 века создавали невозможное? (вопрос риторический)

КАК ОН ЭТО СДЕЛАЛ

Секрет его метода был в передаче цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра — красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины. Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Вот так вот просто — заморочился, пораскинул своими огромными мозгами, и сделал то, на что западные умы были в то время неспособны. А чтобы укрепиться основательно еще и коллекцию "забабахал" — более 3500 снимков. И не просто коллекцию достопримечательностей Российской империи, но еще и Дании, Италии, Франции, Швейцарии и Австро-Венгрии…

Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года

Самое нелепое, почему более 2600 снимков находятся в Библиотеке Конгресса США и именно там — в штатах в 2000 году негативы были оцифрованы и выложены на сервере Библиотеки в сети Интернет. Но об этом позже…

По одной из версий, все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились… Так ли это, при том, что сам император Николай II распорядился во всем помогать гению цветной фотографии? Мне кажется сомнительным, что финансирование такого проекта не осуществлялось, но и обратного сказать не смею. Лишь предположение…

В последующие годы в Самарканде Прокудин-Горский испытал изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. С началом Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Летом 1916 года Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию — сфотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. Официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России временно возобновилась.

КОМАНДИРОВКА, СТАВШАЯ ЭМИГРАЦИЕЙ

В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ. Быть может, у мастера в тот момент возникла надежда, что новая власть позволит ему осуществить мечту, так и не сбывшуюся при царском режиме – чтобы его цветные снимки увидели миллионы школьников и студентов по всей России? Но ему уже было не суждено вернуться на Родину. Начинавшаяся в стране гражданская война делала практически невозможной дальнейшую работу в области цветной фотографии и кино. Командировка превратилась в эмиграцию.

К тому времени царь и его семья были растреляны, а империя, которую Прокудин–Горский так тщательно запечатлел, была уничтожена. Его уникальные изображения России накануне революции – сделанные на стеклянных негативах – были куплены у его наследников Библиотекой Конгресса в 1948 году. Для данной выставки стеклянные пластинки были отсканированы, и в результате применения нового процесса цифровой хроматографии были получены яркие цветные изображения.

Работа по созданию цветного кино к 1923 г. окончательно потерпела финансовый крах. К этому моменту относится идея переезда в Соединенные Штаты для продолжения работы, но по какой-то причине она осталась нереализованной (возможно, из-за болезни Сергея Михайловича). Ученому-эмигранту оставалось только заняться со своими сыновьями привычным фоторемеслом, чтобы хоть как-то прокормиться в чужой стране.

• Пи́дьма — деревня в Подпорожском городском поселении Подпорожского района Ленинградской области. Упоминается в 1563 году в Важинском погосте, как деревня на усть-Пидьмы, вотчина новгородского Спасо-Хутынского монастыря.

До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована его сыном Михаилом Прокудиным-Горским.

Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский принадлежал к одному из старейших дворянских родов России, представители которого более пяти столетий верно служили своей стране.

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ПРОКУДИН - ГОРСКИЙ

Прокудин-горский с детьми : Дмитрий (1892), Екатерина (1893) и Михаил (1895).

На дрезине под Петрозаводском. Фото: Сергей Прокудин-Горский

В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку "Империя, которой была Россия". 122 фотографии стали настоящей сенсацией во всём мире: дети в цветастых сарафанах, золотые купола церквей, невероятная синь Самарканда. Зрители охотнее верили в подлог, чем в то, что эти снимки сделаны за век до этого. Все изображения Российской империи, известные на тот момент, были чёрно-белыми. А тут — такое сокровище. Автор фотографий — пионер цветной фотографии в России, русский фотограф, химик, изобретатель, член Императорского Русского географического общества Сергей Прокудин-Горский. Большая часть этих фотографий сделана во время экспедиций по стране по заказу императора Николая II.

Успеть везде

Когда смотришь снимки Сергея Прокудина-Горского, то помимо невероятной современности работ подмечаешь ещё невероятно широкий географический охват. Сто пятнадцать лет назад существовал только наземный транспорт, а он и в Самарканде, и в Уфе, и в Торжке, и на Чусовой, и в Дагестане. Но как ему это удавалось?

georgian_women-03900-03968v.jpg

Ответ находим в дневнике Прокудина-Горского. Вот его запись после визита в Царское Село, где он делал доклад о цветной фотографии перед Николаем II и членами его семьи. Во время перерыва царь подошёл к фотографу: "Я изложил ему свои взгляды на различные применения, которые моя работа могла иметь, и прибавил: "Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и её древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины". Государь отнёсся с большим одобрением к моим словам и сказал: "Поговорите с С.В. Рухловым, сообщите ему, что именно вам для этого нужно, и пусть он сделает об этом доклад".

1024px-prokudin-gorskii-08.jpg

По высочайшему повелению Прокудину-Горскому предоставили для работ на суше специально оборудованный пульмановский вагон, для работы на водных путях — пароход с командой и маленький пароход, способный идти по мелководью, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского горного хребта в Екатеринбург прислали автомобиль Форда, пригодный для трудных дорог. Выданные царской канцелярией документы обеспечивали доступ во все места Российской империи, а местные администрации обязали содействовать.

По планам за 10 лет Прокудин-Горский хотел сделать 10 тысяч снимков, которые должны были использовать для народного просвещения: показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению всё богатство и красоту бескрайней страны.

entrance_into_the_yard_of_the_church_of_saint_george.-01600-01634v.jpg

Техника Прокудина-Горского

В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе доктора Адольфа Мите. Он создал модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране. В конце того же года Прокудин-Горский объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии Мите, а в 1905 году запатентовал сенсибилизатор — вещество, которое делало бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. Он значительно превосходил по качеству аналогичные разработки иностранных химиков. В 1905 году Прокудин-Горский поразил присутствовавших на заседании Общества фотолюбителей 70 цветными снимками. Это были виды Дагестана и Кавказа, осенняя Финляндия, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы и вызвали долго несмолкающие аплодисменты.

prokudin-gorskii-12.jpg

Дороги, которые мы выбираем

За дело Прокудин-Горский взялся ответственно и фанатично, словно чувствовал, что вскоре случится революция и ему придётся уехать из страны. Первая экспедиция состоялась через несколько дней после встречи с царём — летом 1909 года. Он выбрал водную артерию — Мариинский водный путь от Петербурга почти до самой Волги. Съёмку приурочили к 200-летнему юбилею этой водной магистрали. Следуя на пароходе "Шексна", Прокудин-Горский снял живописные пейзажи Русского Севера, монастыри, крестьян, всевозможную инфраструктуру. Он проплыл от Санкт-Петербурга через ладожские каналы: Свирь — Онежский канал — Вытегру — Мариинский канал — Ковжу — Белозерский канал до Шексны. Несколько раз фотограф отступал от заранее продуманного маршрута, чтобы посетить Старую Ладогу, Александро-Свирский и Кирилло-Белозерский монастыри.

prokudin-gorsky.suna_river.jpg

К осени для Прокудина-Горского подготовили специальный пульмановский вагон, изготовленный по указаниям фотографа, и он поехал на Урал. В багаж входило огромное количество тяжёлых и очень дорогих предметов: массивные фотокамеры, ёмкости с химикатами, ящики со стёклами для пластин. Фотограф несколько дней разворачивал в вагоне лабораторию, позволявшую немедленно обрабатывать материалы. В своей автобиографической записке 1932 года он с нежностью вспоминал свой вагон: "Там была устроена прекрасная лаборатория, превращавшаяся по желанию из светлой в тёмную, для исполнения работ в пути и на стоянках, а также помещение для жизни моей и моих сотрудников, — вспоминал Прокудин-Горский. — Вагон этот предоставлен был в полное моё распоряжение, прицеплялся к указанному мною поезду, отцеплялся на той станции, где я предполагал работать, и ставился на это время на запасной путь. Мы продолжали жить в своём вагоне, совершали поездки для съёмки, а затем снова передвигались в следующий намеченный пункт. При вагоне был проводник, вагон снабжался, где было нужно, льдом и т.д.".

Этот спецвагон несколько раз попадал в кадр. Самым крупным планом он представлен на снимке станции Бородино в сентябре 1911 года. Оставив его на станции, Прокудин-Горский отправился снимать окрестные достопримечательности.

spinning_yarn._in_the_village_of_izvedovo_-03900-03941v.jpg

На Урале фотограф посетил Пермь, Екатеринбург, Чёртово Городище, Каменск-Уральский, Верхотурье, сделал там фотографии, а на обратном пути в Екатеринбург сфотографировал Кушвинский завод, Нижний Тагил, Березовский завод.

После этого фотограф отправился на Южный Урал. Осень там ещё не чувствовалась. В объектив попали Верхний Уфалей, Касли, Кыштым, Челябинск, Ильменское озеро, Златоуст. В Златоусте погода внезапно испортилась, пришлось возвращаться домой. По пути Прокудин-Горский снял станцию Вязовую. Примечательно, что на станции лежал снег, а снимки датированы 12 (25) сентября 1909 года.

В 1910 году Прокудин-Горский совершил два путешествия по Волге от Селигера до Нижнего Новгорода, снимал там ярмарку. А летом снова снимал южную часть Урала. В этой поездке он отчасти доснял то, что не успел в предыдущую поездку. Поездка началась в Уфе. Затем Прокудин-Горский поехал по железной дороге на восток, по пути сделал фотографии на станции Шакша. Далее — реки Сим и Юрюзань; Катав-Ивановский завод, Саткинский завод, Бакальские рудники, гора и озеро Зюраткуль, а затем опять окрестности Златоуста — станция Уржумка и Александровская сопка. По пути фотограф посетил башкирскую деревню Эхья.

prokudin-gorskii-09.jpg

Всю эту экспедицию Прокудин-Горский перемещался по железной дороге, поэтому большая часть снимков сделана возле станций. Многие из достопримечательностей из окна вагона можно увидеть и сейчас. У поклонников творчества Прокудина-Горского существует даже такой квест — найти и заснять как можно больше достопримечательностей с его снимков.

Примечательно, что фотограф пытается передать и национальный колорит. Так, стрелочник-башкир запечатлён возле рельсов в халате.

Весной 1912 года Прокудин-Горский опять надолго переселился в вагон-лабораторию. Новое путешествие — от Малоярославца до Вильны, во Владимир и Суздаль, в Рязань, дважды в разное время года на Кавказ, снова на Урал и в Западную Сибирь — длилось семь месяцев.

1280px-prokudin_map.jpg

В конце марта он писал из Батума: "Таким образом, горные красоты близ Черноморья есть и докончу их осенью. Теперь снимаю Зелёный Мыс, Чакву, Цихин-дири. Думаю, что погода смилостивится, а затем двинусь пароходом дальше. Вагон будет стоять здесь, и всё, что желаете мне сообщить, прошу направлять: "Батум, до востребования".

Затем следовала экспедиция по Камско-Тобольскому водному пути, который только проектировали. По просьбе министра Рухлова Прокудин-Горский снимает транспортную инфраструктуру: железнодорожные мосты и переезды, станции и рабочих.

В 1911–1912 годах Прокудин-Горский снимал места, связанные с победой над Наполеоном, и строительство Кузьминской и Белоомутовской плотин на Оке.

Каждые два-три месяца царская семья с восхищением смотрела новые работы. А потом — потом у Прокудина-Горского закончились деньги. Николай II обеспечил транспортом, но ни одной копейки не выделил на экспедиционные расходы. Фотограф чувствовал миссийность своей работы, он не стал заикаться про деньги и тратил на всё свои, надеясь впоследствии продать царю бесценную коллекцию. Каждый снимок обходился ему в 10 рублей. Много это или мало? На 1 рубль до революции можно было купить 10 килограммов хлеба, а на 20 рублей — корову.

1024px-prokudin-gorskii-24.jpg

Дороги, которые выбирают нас

Во время вынужденного перерыва в 1913 году Прокудин-Горский снимал на цветную плёнку празднования 300-летия дома Романовых. И не только фотографии — видео. После 1917 года всё исчезло без следа.

В 1914 году началась Первая мировая война. Пульмановский вагон фотограф отдал для нужд армии.

stalins_carriage.jpg

В 1916 году Сергей Михайлович отправился на служебном поезде по только что построенному южному участку Мурманской железной дороги. В кадр попадают железнодорожный мост через реку Лососинку, железнодорожники на дрезине у Петрозаводска, общий вид города с Олонецкой железной дороги. Оттуда он направился в Соловки и сделал фотографии знаменитого монастыря. Вряд ли Прокудин-Горский тогда догадывался, что это его последняя экспедиция по России.

Непонятной оставалась судьба коллекции. Фотограф не мог найти общий язык с чиновниками. Обращаться к самому царю с просьбой купить снимки фотограф не стал, опасаясь потерять его расположение.

parovoz.jpg

До 1917 года в России было напечатано более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, из которых 94 — в виде фотооткрыток и значительное число — в книгах и брошюрах. На фоне остальных работ выделяется учебник "Родиноведенье", проиллюстрированный снимками мастера, который вышел аккурат в 1916 году.

После революции Прокудин-Горский навсегда уехал из России, а вместе с ним — и бесценные снимки. Лишь иногда в Париже он демонстрировал их эмигрантам. Мастер осел там и вместе с сыновьями открыл фотомастерскую. Прокудин-Горский умер в оккупированной немецкими войсками французской столице в 1944 году. После смерти фотографа, не столько ради денег, сколько ради сохранения коллекции, его дети продали снимки в Библиотеку Конгресса США. Современное наследие Прокудина-Горского — 1900 стеклянных пластин-негативов.

Читайте также: