Функциональная грамотность на уроках технологии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Развитие функциональной грамотности –
вопрос, актуальный для педагогов, учеников и
родителей. Эту задачу нужно решать только
сообща. И неважно, какой предмет вы
преподаете

задачи
по
развитию
функциональной грамотности можно решать
практически на любом уроке.

Функциональная грамотность – это способность человека
вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и
навыков, обеспечивающий нормальное функционирование
личности в системе социальных отношений, который считается
минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности
личности в конкретной культурной среде.
Данное понятие подразумевает формирование различных навыков,
умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и
становлении личности, а также общественных отношениях, что
является важным и необходимым для жизни в современном мире.

Многие люди думают, что уроки технологии, не столь важны,
как другие предметы и науки, но это не так. Основная цель
таких занятий не в овладении конкретными знаниями, а
формирование умений нестандартно смотреть
на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятель
ность мышления, умение решать проблему творчески и
видеть её с разных сторон.

Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося
ориентироваться в ситуации и находить выход из нее
самостоятельно, приобретать новые знания, правильно
ставить цель и разрабатывать план действии.

Умения планировать, работать самостоятельно,
анализировать, делать выводы.
Задание. Выполнение творческого проекта.
В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт.
Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно
переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта
школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию.
Выполняя проект он должен продумать мельчайшие особенности изделия своего
проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную
документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения
поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую
часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить
варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки
функциональной грамотности.

Этапы урока технологии для формирования
функциональной грамотности учеников:
Планирование и организация.
На этом этапе ставятся цель и задачи, тематика, направление работы. Формируется
мотивация на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и
вовлекают учащихся в работу.
Практический
Реализуются практические навыки, формируются УУД. Информационная грамотность,
коммуникативная грамотность. Организационные умения и навыки, переработка и
систематизация имеющихся знаний, оценочные умения, умение делать выводы.
Итогово -аналитический
Презентация проекта.
Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся
знаний, оценочные умения, умение выявлять закономерности в структурированных
объектах (делать выводы), формулирование выводов на основе имеющихся данных.
Умение анализировать, умение контролировать ход и результат решения проблемы,
умение корректировать свою деятельность.

Умение применять естественно-научные знания в
ситуациях, близких к реальным.
Задание.
Используя данные таблиц, с расчетом калорий и цен на основные продукты,
составьте меню на завтрак с учетом энергетической ценности продуктов
питания, и рассчитать стоимость завтрака на 4 человека.
У каждой группы своя проблемная ситуация. Одна группа рассчитывает завтрак,
имея в бюджете всего 300 рублей, вторая группа в деньгах не ограничена,
третья группа рассчитывает вредный завтрак для школьников, четвертая для
семьи из деревни, которая использует продукты подсобного хозяйства.

Умение выполнять не сложные математические
расчеты
Задание. Выполните эскиз оформления окна детской комнаты.
1. На основе выполненного эскиза рассчитать количество необходимой
ткани на пошив штор.
2. Выполнить расчет расходов на оформление окна детской комнаты, в
расчетах учитывать крепёжные элементы.

Вывод: Уроки технологии помогают сформировать
различные навыки современного успешного человека, т.е.
функционально грамотную личность.
Результат работы над темой:
Создание банка заданий для формирования
функциональной грамотности.
Каждому учителю подготовить задания, упражнения по
формированию функциональной грамотности на уроках
технологии. Срок до 10.02.2022 г.

Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Разберем, какие вызовы готовит нам мир изменчивости и неопределенности, как учитель может помочь школьнику подготовиться к жизни в этом мире, а также какие типы заданий целесообразно использовать на уроках русского языка с целью формирования функциональной грамотности.

Меняющийся мир VUCA: нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Центр оценки качества образовния.jpg

Функциональная грамотность — что это?

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

  • Математическую
  • Финансовую
  • Естественнонаучную
  • Глобальные компетенции
  • Читательскую — добавить вебинары
  • Критическое мышление

Функциональное чтение

Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

  • Поиск информации
  • Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
  • Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
  • Применение информации для решения своих задач.

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Глобальные компетенции

Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы:

Креативное мышление

Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Креативность Лукаса.jpg

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию)

  • Оригинальность предложенных идей;
  • Гибкость или подвижность;
  • Способность продуцировать большое количество идей.
  • Оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;
  • Умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Задания на формирование креативного мышления

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях:

  1. Вербального выражения
  2. Художественного выражения
  3. В области решения социальных, естественно-научных и математических проблем.

Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

  • Задания, требующие использования художественных средств — словесных и изобразительных
  • Задания на разрешение проблем — социальных и научных.

Задания в курсе русского языка, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности

Пирамида Блума.jpg

Русский язык. 7 класс

Учебник, продолжающий завершённую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

1. Функциональная грамотность в новых учебниках по русскому языку

Задание: используйте разнообразные материалы интернета, составьте небольшую по объему характеристику Ю. А. Сенкевича. Постарайтесь отразить в ней не только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его характера.

М.М. Разумовская, задание 1.jpg

Аналогичный пример, демонстрирующий нам появление в учебниках нового поколения видоизмененных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, находится в учебнике УМК В.В. Бабайцевой, 5 класс.

Бабайцева. Старое задание
Бабайцева. Современный

Справа — новое задание с расширенным функционалом

2. Самостоятельная работа

Перед нами учебник УМК М.М. Разумовской, 9 класс. В этом пособии создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:

  • Учимся читать и понимать лингвистический текст
  • Учимся говорить на лингвистическую тему
  • Рассуждаем на лингвистическую тему
  • Готовим проектную работу на лингвистическую тему
  • Учимся редактировать сочинение

Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах (правый рисунок), что дополнительно развивает коммуникативные навыки, эмпатию и умение сотрудничать.

Рассуждаем на лингвистическую тему.jpg
Задание на работу в паре

3. Учимся собирать и систематизировать информацию

В учебнике для 6-х классов УМК М.М. Разумовской также существует свой рубрикатор, отвечающий требованиям к современным УД и навыкам:

  • Учимся определять стиль по речевой ситуации
  • Учимся употреблять языковые средства с учетом речевой ситуации
  • Учимся проводить смысловой анализ текста
  • Учимся пересказывать, сохраняя особенности стиля речи
  • Создаем текст определенного стиля речи

Разумовская, 6 класс. ЭФУ
Задание Lecta

Как можно заметить на левом изображении с заданием 166, на правом поле расположились 4 интерактивные зеленые кнопки: это функционал ЭФУ, который выложен на платформе LECTA. Если вы еще не знакомы с ее функционалом, зарегистрируйтесь и воспользуйтесь промокодом на 5 бесплатных ЭФУ — 5books.

4. Жизненные задачи. Групповая работа

Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку приветствуются задания, которые построены на современном публицистическом материале. Например, в учебнике для 5 класса УМК А.Д. Шмелева есть тексты, отражающие увлечения современных школьников.

Шмелев, пример 1
Шмелев, пример 2

Само задание носит креативный характер: предлагается написать статью о серфинге, добавив к тексту свои предложения, а также иную информацию о этом виде спорта. Работа в группе предполагает поиск или даже создание дополнительных иллюстраций к тексту.

5. Проектная и групповая работа

Важно давать детям творческие задания на развитие креативного мышления. Например, в учебнике из УМК Шмелева для 5 класса предлагается придумать шуточные двустишия и обыграть слова. Обязательна работа в паре для обмена результатами творчества и развития коммуникационных навыков.

Шуточные стихи

Задание, приведенное ниже, предлагает развитие не только креативного мышления, но и глобальных компетенций: идет обращение к региональным традициям, исследовательской деятельности ученика, устной истории.

Проектная работа

6. Подбор текстов из разных научных областей

Профориентация_10 класс.jpg

7. Работа с текстами разной природы

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также должны демонстрировать тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.

Презентация на тему Презентация по технологии Функциональная грамотность на уроках технологии, предмет презентации: Технология. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 13 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Формирование функциональной грамотности на уроках технологииСтанкевич Инна АлександровнаГБОУ СОШ №2 п.г.т. Безенчук

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Станкевич Инна Александровна
ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Безенчук

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Цель учителя - развить ребёнка-Развить мышление из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память

Цель учителя - развить ребёнка
-Развить мышление из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Условия достижения данной цели:- обучение носит деятельностный характер:- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за

Условия достижения данной цели:
- обучение носит деятельностный характер:
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности:
- представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели:
- правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса:
- используются технологии ЛОО

Приемы-Технология проектной деятельности.-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.-Уровневая дифференциация обучения-Информационные и

Приемы
-Технология проектной деятельности.
-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.
-Уровневая дифференциация обучения
-Информационные и коммуникативные технологии ( интернет, средства мультимедиа, библиотека)

Практическая направленность
Основные формы функциональной грамотности
грамотность в чтении и письме
грамотность в естественных науках
математическая грамотность
компьютерная грамотность
бытовая грамотность
грамотность в вопросах здоровья
правовая грамотность


Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен для публикации доклад на тему "Использование ИКТ для формирования функциональной грамотности учащихся". Доклад написан для педагогического совета. В нем мною дается определение функциональной грамотности, методы формирования функциональной грамотности, приведены примеры использования ИКТ на уроках математики и физики для достижения указанной цели.

Использование ИКТ - как средство формирования функциональной грамотности учащихся

Все, что находится во взаимной связи,

должно преподаваться в такой же связи.

Функциональная грамотность ( англ.functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

Функциональную грамотность составляют:

- элементы логической грамотности;

умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им;

соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;

требования технологических процессов, в которые он вовлечен;

информационная и компьютерная грамотность.

Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса.

Поэтому для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.

Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Формирование функциональной грамотности личности зависит от профессионализма педагога его эрудиции и грамотности.

Педагог обязан в совершенстве владеть 3 группами компетенций:

Для успешности реализации поставленных задач, необходимо различать технологии развивающего обучения:

1. Проблемно - диалогические (умение самостоятельно осуществлять деятельность учения);

2. Технология проектной деятельности (формирование интеллектуальных, организационных, коммуникативных и оценочных умений)

3. ИКТ (информационные технологии)

Работа по формированию функциональной грамотности на уроках математики, физики, химии и биологии осуществляют по следующим направлениям:

создаются презентации и флипчарты к урокам,

используются Интернет-ресурсы, с разнообразными обучающими программами

разрабатываются собственные программы и апробируются на уроках

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики, информатики и физики возможно через формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.

В эпоху цифровых технологий компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности, способствует достижению школьниками ключевых и предметных компетенций на уроках математики и физики. Необходимым условием успешности является деятельностный характер обучения, развитие самостоятельности и ответственности учеников за результаты своей деятельности на основе ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции,

построения и исследования простейших математических моделей;

описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;

интерпретации графиков реальных процессов;

решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;

анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;

исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”.

При формировании функциональной грамотности , основной педагогической задачей являются

Как учить?

Чему учить?

Ради чего учить?

Образование является особой формой мышления, которая, подчиняясь диалектическим законам, поэтапно проводит обучающегося от незнания – к знанию, от владения знаниями – к их применению, а затем – к созданию новых знаний.

Использование ИКТ позволяет удовлетворить потребности современных детей. На уроках необходимо активно использовать данную технологию: парная и групповая работа с компьютерной презентацией, самостоятельное составление кластера, опорной схемы по теме, составление вопросов к видеофрагменту, использование интерактивной доски

На уроке мы должны осуществлять связь математики с историей, астрономией, географией, экономикой, музыкой, биологией, физикой, философией… Это позволяет многогранно, рассмотреть многие важные явления, связать уроки математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира.

На таких уроках у ребят появляется возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним.

Учителю межпредметный урок позволяет воспитывать у ребят охоту к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания.

Новые функции педагога определяются необходимостью чётко представлять структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения замысла до полного его осуществления.

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования и планируемого

перехода на 12-летнее образование зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, пересмотра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.

Проблема формирования математической грамотности очень актуальна.

Изучение современных теоретических положений и рассмотрение методических способов, форм, приемов реализации среднего математического образования говорит о его фрагментарности, обрывочности реализации.

Функциональная грамотность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний.

«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность…

Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной среды, регулятором и контролёром ее взаимодействия

с воспитанником. Главная психологическая цель воспитания –

Читайте также: