Единоначалие и субординация в вс рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

Субординация (лат. Subordinatio — подчинение) — военная дисциплина[1], система служебных отношений, связанных с иерархией[2], подчинением одних руководителей, вместе с их подразделениями, руководителям более высоких уровней.
Содержание субординации — следование установленным правилам взаимоотношений между лицами разной иерархической ступени внутри трудового коллектива, организации, учреждения.
Субординация предусматривает уважительные отношения между начальником и подчиненным, особый порядок отдачи приказов, распоряжений начальником, а также порядка доклада результатов их выполнения подчиненным. Кроме того, правила субординации регламентируют особый порядок обжалования действий начальника вышестоящему начальнику.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Правила субординации.docx

Субординация (лат. Subordinatio — подчинение) — военная дисциплина[1], система служебных отношений, связанных с иерархией[2], подчинением одних руководителей, вместе с их подразделениями, руководителям более высоких уровней.

Содержание субординации — следование установленным правилам взаимоотношений между лицами разной иерархической ступени внутри трудового коллектива, организации, учреждения.

Субординация предусматривает уважительные отношения между начальником и подчиненным, особый порядок отдачи приказов, распоряжений начальником, а также порядка доклада результатов их выполнения подчиненным. Кроме того, правила субординации регламентируют особый порядок обжалования действий начальника вышестоящему начальнику.

В армии, милиции, других военизированных учреждениях, правила субординации устанавливают порядок соблюдения определённых традиций (к примеру, традиции воинского приветствия — отдание воинской чести).

Субординация в деловых отношениях

Организация — это группа людей, ведущих себя определенным образом. Эти люди — не инструменты и не машины. У них есть чувства, надежды, опасения. Они ощущают недомогание, голод, гнев, безысходность, счастье, грусть. Поведение людей обусловливается целым рядом воздействий, которые восходят к моменту их рождения. Поведение людей в организации есть результат всех этих воздействий.

1. "Члены организации подчиняются главе организации беспрекословно"
2. Члены, стоящие на ступени ниже человека, от которого исходит приказ, обязаны подчиниться.
3. Если приказ исходит не от прямого начальника (к примеру, если вы работаете на главного советника, но вам приказывает другой советник), то его нужно обговорить прежде со своим боссом.
4. Если приказ не от прямого начальника идет в разрез с интересами вашего начальства, то вы вправе его не выполнять. С объяснением, разумеется.
5. Приказ дона не обсуждается никем и должен быть обязательно исполнен.
6. В случае не выполнения приказа, член может быть наказан, отстранен от работы или убит (по степени виновности. Убийство не может происходить без разрешения игрока).
7. Член, ответственный за исполнение приказа нижестоящего, так же может быть подвергнут выговору или наказанию.
8. В том случае, если приказ по сложившимся обстоятельствам разумнее выполнить иначе, чем предполагали вышестоящие, то можно действовать по своему усмотрению, чтобы достичь конечной цели. Желательны свидетели. При этом так же не исключен выговор.
9. Любой вышестоящий член клана может подвергнуть обжалованию посты других членов, стоящих ниже, приведя при этом весомые аргументы. Босс может снимать членов с постов и назначать новых так, как ему будет угодно, без всяких на то аргументов.

1. Концентрированное отражение в решениях руководителя и сознании подчиненных убеждающего потенциала личности руководителя.

2. Отношение руководства, подчинение, при котором субъект авторитета (человек, организация и т.д.) оказывает влияние на его объект, других людей в нужном направлении без принуждения, угрозы санкций.

Авторитет руководителя определяется: для самого руководителя - силой влияния сотрудников, а для подчиненных - степенью оказываемого руководителю доверия.

Авторитет руководителя, например, определяется его соответствием современным требованиям, предъявляемым к управленческой деятельности, его идейно-политическими и морально-этическими качествами, компетентностью, организаторскими способностями и т.д. Поэтому приобретаемый руководителем авторитет не сохраняется длительное время, если руководитель не совершенствует постоянно свой стиль, формы и методы работы с людьми.

На авторитет руководителя существенным образом влияет его деловые и личные качества (мотивы деятельности, психологические качества, этические нормы).

Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий).

Существует три стиля руководства:

  1. авторитарный;
  2. демократический;
  3. либеральный.

Сущность стилей руководства.

1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.

  1. Не требует особых материальных затрат;
  2. Позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.
  1. Подавляет инициативу;
  2. Требует громоздкой системы контроля за работой персонала;
  3. Повышает степень бюрократизма.

В результате снижается удовлетворенность сотрудников своей деятельностью и повышается их зависимость от руководителя. Долгосрочное использование такого стиля управления приводит к существенному снижению степени эффективности работы предприятия. Был характерен для нашей страны в период социализма.

2 . Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.

  1. Стимулирует творческую деятельность;
  2. Снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно;
  3. Повышает мотивацию труда;
  4. Улучшает психологический климат на предприятии и удовлетворенность от выполненной работы.
  1. Не осуществляется жесткого централизованного контроля;
  2. Ответственность за выполнение может долго перекладываться;
  3. Затягивается процесс принятия решений и их выполнения.

3. Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.

1. Данный стиль управления возможно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя.

2. Подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.

Либеральный стиль управления применялся в нашей стране в период становления рыночной экономики с 1985 до середины 1990-х гг. Существование данного стиля управления в современных условиях возможно, если официальный руководитель является фиктивным, иначе такого менеджера вскоре "подсидят" его подчиненные.

Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные.

Старшие и младшие

33. Единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

34. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающие воинские должности, являются начальниками для подчиненных в соответствии с замещаемой штатной должностью.

35. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками.

Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

36. По своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота - для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга - для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана 3 ранга - для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

младшие офицеры - для сержантов, старшин, солдат и матросов;

прапорщики и мичманы - для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;

сержанты и старшины - для солдат и матросов одной с ними воинской части.

37. Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию (статьи 35 и 36 настоящего Устава) не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими.

Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих.

Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины (правил поведения, ношения военной формы одежды, выполнения воинского приветствия и др.) должны требовать от них устранения этого нарушения. Младшие по воинскому званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших.

38. При совместном исполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по воинской должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником.

Защита Отечества является долгом и обязан­ностью гражданина Российской Федерации.

Военная служба — особый вид государствен­ной службы, заключающийся в исполнении гра­жданами установленной законами воинской обя­занности в составе Вооруженных Сил Россий­ской Федерации или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реа­лизации долга и обязанности каждого граждани­на по защите Отечества.

Гражданин, проходящий военную службу, яв­ляется военнослужащим и имеет правовое поло­жение, определяемое законом.

На военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоя­щие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсроч­ку от призыва.

От воинской обязанности освобождаются гра­ждане мужского пола моложе 16 и старше 60 лет, женского пола — моложе 18 и старше 50 лет, а также не годные к военной службе по состоянию здоровья.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет, под­готовку к военной службе, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве) и военное обучение в мирное время.

Порядок прохождения военной службы уста­навливается законодательством и другими нор­мативно-правовыми документами. Основными из них являются:

• Конституция Российской Федерации;

организаций, должностных лиц и граждан в об­ласти обороны, структуру и организацию Воору­женных Сил, ответственность за нарушение зако­нодательства по вопросам обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны;

• Основные положения Военной доктрины Российской Федерации (Указ президента РФ от 2 ноября 1993 г. № 1833), которые представляют собой систему официально принятых в государ­стве взглядов на предотвращение войн, воору­женных конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию про­тиводействия угрозам военной безопасности го­сударства, использование Вооруженных Сил и других войск для защиты жизненно важных ин­тересов Российской Федерации.

• Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации (Устав внутренней служ­бы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб, Строевой устав).

В соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет. Под исполнением военнослужащими обязанностей военной службы понимается:

участие в боевых действиях;

исполнение должностных обязанностей;

несение боевого дежурства (боевой службы);

участие в учениях и в походах кораблей;

нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или если это вызвано служебной необходимостью;

нахождение в служебной командировке или на лечении; следование к месту службы лечения или обратно;

прохождение военных сборов;

нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

безвестное отсутствие — до признания военнослужащего безвестно пропавшим или объявления умершим в установленном законом порядке;

защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка;

иные действия военнослужащего, признанные судом совершенными в интересах общества и государства.

Не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения; совершающие предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния; совершающие самоубийство или покушение на самоубийство, если указанные действия не были вызваны болезненным состоянием или доведением до самоубийства; при нахождении вне расположения воинской части на отдыхе, в увольнении или отпуске, а также при самовольном нахождении вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места службы, за исключением случаев нахождения в плену, в положении заложника или интернированного, иных действий, признанных судом совершенными в интересах общества и государства. При необходимости военнослужащий по приказу командира (начальника) обязан приступить к исполнению обязанностей военной службы в любое время. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.

Единоначалие – принцип строительства ВС РФ.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Начальник должен быть для подчиненного примером тактичности и выдержанности и не должен допускать как фамильярности, так и предвзятости. За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, начальник несет ответственность. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Выполнив приказ, он может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему поступили неправильно. Лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации являются начальниками для подчиненных в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

По своему воинскому званию начальниками являются состоящие на военной службе: — маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота — для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старших солдат и матросов; — генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга — для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов; — старшие офицеры в воинских званиях подполковник, капитан 2 ранга, майор, капитан 3 ранга — для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов; — младшие офицеры — для сержантов, старшин, солдат и матросов; — прапорщики и мичманы — для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части; — сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними воинской части.

Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию (ст. 32, 33) не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчинёнными, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка, правил поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия должны требовать от них устранения этих нарушений. Младшие по званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших.

При совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником.

Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Инициатива военнослужащих.

Приказ — распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений). Устные приказы отдаются всеми командирами (начальниками).

Приказание — форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Письменное приказание является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части или военным комендантом гарнизона от имени начальника гарнизона. Приказ (приказание) должен соответствовать требованиям законов и воинских уставов.

Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения. Он несет ответственность за отданный приказ и его последствия за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью и превышение власти или служебных полномочий в отдаваемом приказе и за непринятие мер по его выполнению. Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного.

Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или приказывает подчиненному самому доложить своему непосредственному начальнику.

Если военнослужащий, выполняющий приказ, получит от другого начальника, старшего по служебному положению, новый приказ, который помешает выполнить первый, он докладывает об этом начальнику, отдавшему второй приказ, и в случае его подтверждения выполняет последний. Отдавший новый приказ сообщает об этом начальнику, отдавшему первый приказ.

Военнослужащий в целях успешного выполнения поставленной ему задачи обязан проявлять разумную инициативу. Она особенно необходима, когда полученный приказ не соответствует резко изменившейся обстановке, а условия таковы, что своевременно получить новый приказ нет возможности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Назовите основные законодательные и норма­тивные документы, устанавливающие порядок прохождения военной службы гражданами.

2. Что предусматривает воинская обязанность граждан Российской Федерации?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность и учебу личного состава.

Она организуется в соответствии с положениями настоящего Устава при неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации.

Тема : Военнослужащий – подчиненный. Единоначалие – принцип строительства ВС РФ. Лекция – 2 ч.

Преподаватель-организатор ОБЖ и ДП

Митяев Игорь Иванович

Печорское речное училище- филиал ФГБОУ ВО

Тема: Военнослужащий – подчиненный. Единоначалие – принцип строительства ВС РФ.

Тема: Военнослужащий – подчиненный.

Единоначалие – принцип строительства ВС РФ.

Вопрос1. Военнослужащий – подчиненный. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Вопрос1. Военнослужащий – подчиненный.

Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Повседневная жизнь и деятельность военнослужащих в воинской части осуществляются в соответствии с требованиями Устава внутренней службы. Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность и учебу личного состава. Она организуется в соответствии с положениями настоящего Устава при неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации.

Повседневная жизнь и деятельность военнослужащих в воинской части осуществляются в соответствии с требованиями Устава внутренней службы.

Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность и учебу личного состава.

Она организуется в соответствии с положениями настоящего Устава при неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации.

Требования внутренней службы обязан знать и добросовестно выполнять каждый военнослужащий. В начале прохождения военной службы военнослужащий нуждается в особом внимании. Строгий контроль со стороны командиров (начальников) и их личный пример помогают военнослужащему быстрее уяснить правила внутренней службы.

Требования внутренней службы обязан знать и добросовестно выполнять каждый военнослужащий. В начале прохождения военной службы военнослужащий нуждается в особом внимании. Строгий контроль со стороны командиров (начальников) и их личный пример помогают военнослужащему быстрее уяснить правила внутренней службы.

Вопрос2. Единоначалие – принцип строительства ВС РФ. Единоначалие является одним из принципов строительства ВС РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Вопрос2. Единоначалие – принцип строительства ВС РФ.

Единоначалие является одним из принципов строительства ВС РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими.

Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными . Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Начальник должен быть для подчиненного примером тактичности и выдержанности и не должен допускать как фамильярности, так и предвзятости. За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными .

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Начальник должен быть для подчиненного примером тактичности и выдержанности и не должен допускать как фамильярности, так и предвзятости. За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Выполнив приказ, он может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему поступили неправильно. Лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации являются начальниками для подчиненных в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Выполнив приказ, он может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему поступили неправильно.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации являются начальниками для подчиненных в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Приказ — распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений). Устные приказы отдаются всеми командирами (начальниками).

Приказ — распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение.

Приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений). Устные приказы отдаются всеми командирами (начальниками).

Приказ (приказание) должен соответствовать требованиям законов и воинских уставов.

Приказ (приказание) должен соответствовать требованиям законов и воинских уставов.

Приказание — форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Письменное приказание является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части или военным комендантом гарнизона от имени начальника гарнизона.

Приказание — форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам.

Приказание отдается в письменном виде или устно.

Письменное приказание является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части или военным комендантом гарнизона от имени начальника гарнизона.

Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения. Он несет ответственность за отданный приказ и его последствия за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью и превышение власти или служебных полномочий в отдаваемом приказе и за непринятие мер по его выполнению. Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного.

Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения.

Он несет ответственность за отданный приказ и его последствия за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью и превышение власти или служебных полномочий в отдаваемом приказе и за непринятие мер по его выполнению.

Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного.

Особенности отдачи приказа:

  • …отдаются в порядке подчиненности.
  • При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника.
  • В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или приказывает подчиненному самому доложить своему непосредственному начальнику.

Военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Если военнослужащий, выполняющий приказ, получит от другого начальника, старшего по служебному положению, новый приказ, который помешает выполнить первый, он докладывает об этом начальнику, отдавшему второй приказ, и в случае его подтверждения выполняет последний. Отдавший новый приказ сообщает об этом начальнику, отдавшему первый приказ.

Военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона.

Если военнослужащий, выполняющий приказ, получит от другого начальника, старшего по служебному положению, новый приказ, который помешает выполнить первый, он докладывает об этом начальнику, отдавшему второй приказ, и в случае его подтверждения выполняет последний. Отдавший новый приказ сообщает об этом начальнику, отдавшему первый приказ.

Военнослужащий в целях успешного выполнения поставленной ему задачи обязан проявлять разумную инициативу. Она особенно необходима, когда полученный приказ не соответствует резко изменившейся обстановке, а условия таковы, что своевременно получить новый приказ нет возможности.

Военнослужащий в целях успешного выполнения поставленной ему задачи обязан проявлять разумную инициативу. Она особенно необходима, когда полученный приказ не соответствует резко изменившейся обстановке, а условия таковы, что своевременно получить новый приказ нет возможности.

Комиссаров А.В., начальник кафедры гражданского права Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, доцент, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Миняйленко Н.Н., начальник адъюнктуры (очного и заочного обучения) Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

В статье рассмотрены особенности реализации принципа единоначалия в деятельности органов военного управления внутренних войск. Авторами обоснована необходимость включения принципа субординации в законодательство Российской Федерации о деятельности внутренних войск.

Ключевые слова: внутренние войска, принцип единоначалия, субординация.

The command unity principal in the activity of Internal Troops military management bodies (theoretical and legal aspect)

A.V. Komissarov, N.N. Minialenko

Komissarov A.V., the Head of the Department of the Civil Law of Novosibirsk Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces after the General of the Army I.K. Iakovlev, associate professor.

Minialenko N.N., the Head of the Postgraduate courses (internal and external teaching) of St. Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces, candidate of the Law Sciences, Professor, the Honorary Person of the Higher Professional Education of the Russian Federation.

The article deals with the peculiarities of the implementation of the command unity principal in the activity of the Internal Troops military management bodies. The authors of the article substantiated the necessity of subordination principal inclusion into the Russian Federation legislation concerning the Internal Troops activity.

Key words: internal troops; command unity principal; subordination.

Принцип единоначалия как организационно-правовой принцип деятельности государственных органов, их составных частей или отдельных видов деятельности закреплен во многих нормативных правовых актах.

Так, например, принцип единоначалия и персональной ответственности за порученный участок работы назван среди принципов организации федеральной фельдъегерской связи (ст. 4 Федерального закона "О федеральной фельдъегерской связи" от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ).

Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ закрепляет принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями (ст. 3).

Единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций предусмотрено в качестве одного из основных принципов противодействия терроризму в п. 8 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ.

Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ закрепляет единоначалие как принцип деятельности внутренних войск (ст. 3).

В ряде нормативных правовых актов при закреплении принципа единоначалия указывается на конкретного руководителя, который должен действовать в соответствии с этим принципом.

Так, например, в п. 9 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" от 16 августа 2004 г. N 1082, установлено, что Министр несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны России и Вооруженные Силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия.

В п. 11 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" от 28 июля 2004 г. N 976, установлено, что Директор данной Федеральной службы (ФСКН России) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФСКН России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Директор организует работу ФСКН России и руководит ее деятельностью на принципах единоначалия.

В Положении о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденном Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" от 13 октября 2004 г. N 1314, принцип единоначалия руководства деятельностью данной Федеральной службы (ФСИН России) со стороны ее Директора предусмотрен в подп. 1 п. 11, а в п. 9 указано, что Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФСИН России полномочий.

Традиционно же принцип единоначалия относят к организации и деятельности военных и правоохранительных структур.

Так, в соответствии со ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" от 10 ноября 2007 г. N 1495, единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

Н.Н. Миняйленко отмечает, что принцип единоначалия командира воинской части распространяется на вопросы социально-правового статуса военнослужащих, которые по этим вопросам обязаны обращаться к своему непосредственному начальнику и только в случае особой необходимости - к старшему начальнику .

Миняйленко Н.Н. Право на юридическую помощь и механизм его обеспечения в современной России (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 18.

Попытки определения понятия принципа единоначалия предпринимаются в науке управления и в юридической науке. С позиции науки управления единоначалие состоит в том, что во главе органа управления находится субъект, который наделен правом единоличного решения вопросов руководства органом или системой - единоначальный руководитель .

Маилян С.С. Подготовка и принятие управленческих решений в органах внутренних дел: опыт системного исследования групповых форм. М., 2000. С. 62.

А.А. Хантуев считает, что принцип единоначалия представляет собой управление организацией одним человеком, который состоит в отношениях субординации со своими подчиненными и имеет право принимать обязательные решения, которые регулируют поведение подчиненных и взаимоотношения между ними для достижения стоящих перед данной организацией целей .

Хантуев А.А. Принцип единоначалия и его реализация в управлении органами внутренних дел: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 8.

Т.В. Макарова пишет, что единоначалие, с одной стороны, есть правовая форма управленческой деятельности, заключающаяся в требовании единоличного распорядительства и единоличной ответственности, а с другой - социально-правовой статус руководителя (единоначальника), соединяющий в себе социальную позицию, формальный статус и его личностные "внутренние" качества. Единоначалие, по ее мнению, таким образом, обладает двойственной природой: оно есть процесс и результат личных взаимодействий по поводу выполнения стоящих перед людьми задач .

Макарова Т.В. К вопросу о сущности единоначалия и коллегиальности в управлении уголовно-исполнительной системой // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. N 3. С. 74.

Содержание единоначалия раскрывается в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - УВС ВС РФ).

Так, в соответствии со ст. 34 УВС ВС РФ по своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Лица гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающие воинские должности, являются начальниками для подчиненных в соответствии с замещаемой штатной должностью.

Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником (ст. 35 УВС ВС РФ). По своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота - для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов; генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга - для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов; старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана 3 ранга - для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов; младшие офицеры - для сержантов, старшин, солдат и матросов; прапорщики и мичманы - для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части; сержанты и старшины - для солдат и матросов одной с ними воинской части (ст. 36 УВС ВС РФ). Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины (правил поведения, ношения военной формы одежды, выполнения воинского приветствия и др.) должны требовать от них устранения этого нарушения. Младшие по воинскому званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших. При совместном исполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по воинской должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником (ст. 38 УВС ВС РФ).

Таким образом, объем понятий начальников и подчиненных во внутренних войсках МВД России, равно как и в Вооруженных Силах Российской Федерации, воинских формированиях и органах, значительно шире объема этих понятий в гражданских организациях.

Практически такими же являются понятия начальников и подчиненных в органах внутренних дел. Так, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по специальному званию.

В рассмотренном положении Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" речь идет, по сути, о вопросах субординации (подчиненности). Напомним, что в п. 1 ч. 2 ст. 4 данного Закона в качестве принципа службы в органах внутренних дел одной строкой указано на единоначалие и субординацию (подчиненность), т.е. имеет место двуединый принцип - не только самой по себе службы в органах внутренних дел, но и управления органами внутренних дел и самой деятельности указанных органов. Полагаем, что именно таким образом, т.е. не только как единоначалие, но и как субординация (подчиненность), данный принцип должен быть обозначен и в Федеральном законе "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Вышесказанное позволяет выделить общие признаки единоначалия как правового принципа деятельности органов военного управления внутренних войск:

  • единоначалие есть правовой принцип управления, государственной службы, деятельности государственных органов;
  • единоначалие означает персональную ответственность руководителя за принятие решения;
  • единоначалие означает наличие системы субординации (подчиненности) между начальниками и подчиненными.

Таким образом, во-первых, единоначалие есть правовой принцип управления государственной службы, деятельности государственных органов, означающий персональную ответственность руководителя за принятие решения, наличие системы субординации (подчиненности) между начальниками и подчиненными. Во-вторых, единоначалие во внутренних войсках, так же как и в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях и органах, обладает всеми вышеуказанными признаками и характеризуется более разветвленной системой субординации, включая не только прямых начальников и подчиненных по должности, но и старших и младших по занимаемой должности или по воинскому званию при отсутствии подчиненности по службе. В-третьих, в ст. 3 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" слово "единоначалия" целесообразно заменить словами "сочетания единоначалия и субординации (подчиненности)".

Библиографический список:

  1. Маилян С.С. Подготовка и принятие управленческих решений в органах внутренних дел: опыт системного исследования групповых форм. М., 2000. 159 с.
  2. Макарова Т.В. К вопросу о сущности единоначалия и коллегиальности в управлении уголовно-исполнительной системой // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. N 3. С. 73 - 76.
  3. Миняйленко Н.Н. Право на юридическую помощь и механизм его обеспечения в современной России (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2000. 19 с.
  4. Хантуев А.А. Принцип единоначалия и его реализация в управлении органами внутренних дел: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. 24 с.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: