Формы соглашений между клиентом и консультантом доклад

Обновлено: 17.05.2024

Контракт (договор, соглашение) на консультационные услуги - форма заключения (чаще всего письменная, документальная) партнерских связей. В контракте фикси­руются принятые договоренности, взаимные права и обя­занности партнеров, а также последствия нарушения до­говоренностей. Письменная форма является основой для рассмотрения возникающих претензий.

Контракт на консультационные услуги - это воле­изъявление сторон (клиентной и консультационной орга­низаций) по поводу осуществления консультационного процесса, не предлагающее объединения договариваю­щихся сторон в какую-либо организационно-правовую форму. Договор на консультационные услуги - это ком­промисс сторон, закрепление обязательств, которые берет на себя каждая из них для получения того эффекта, кото­рый лежит в основе сделки.

Контракт является важным аспектом консалтинга, поэтому и клиент, и консультант должны знать, как со­ставлять и использовать контракты. Прежде всего, кон­тракт - это управленческий инструмент. Контракт способ­ствует системному подходу к проблеме, последовательно­сти и дисциплине в использовании услуг профессиональ­ных советников, способствует пониманию разделяемых рисков и ответственности в рамках совместного предпри­ятия.

Если проект протекает нормально, то юридический аспект влияния контракта не заметен. Настоящая сила контракта проявляется в случае, когда дела начинают ухудшаться. Контракт начинает рассматриваться как ин­струмент защиты интересов консультанта или клиента, и каждый использованный термин приобретает особую важность

В мировой практике сложились две формы фикси­рования партнерских отношений между клиентами и кон­сультантами;

Устный контракт

Устная форма, как правило, используется в случае работы консультантов на безвозмездной основе. Для на­чала реализации консультационного проекта достаточно наличия проработанного сторонами плана-графика.

Основной проблемой устного контракта является то, что очень сложно, а иногда и невозможно, представить доказательства относительно цели и условий контракта. Даже при работе на хорошем доверии, людям свойственно забывать обсуждаемые вопросы. При неясном описании задания, могут возникнуть конфликты, относительно раз­личных взглядов на проблему, методов и результатов кон­сультаций.

Эти и похожие причины делают устные контракты неподходящими для большинства консалтинговых проек­тов. Тем не менее, истории консалтинга известны превос­ходные проекты, обговоренные и проведенные без каких-либо письменных соглашений. В настоящее время, ис­пользование устных контрактов ограничено небольшими и непродолжительными проектами, в которых клиент и консультант знают друг друга довольно неплохо и проект не предусматривает использования формальных процедур отбора. Во всех других случаях стороны предпочитают письменную форму контракта.

Письменный контракт

Письменный контакт существует во многих вариан­тах. Существуют модели контрактов, разработанные FIDIC , Всемирным банком, рекомендуемые к использова­нию в проектах различной направленности; многие кон­салтинговые фирмы так же разработали свои модели кон­трактов, которые могут быть использованы как дополне­ние или приняты полностью.

Письмо - обязательство

Полный контракт может быть довольно объемным документом, на составление и обсуждение которого мо­жет уйти много времени. Поэтому многие консультанты и клиенты предпочитают более простые типы письменных контрактов, имеющих юридическую силу.

Популярной и широко используемой в профессио­нальном консалтинге развитых стран формой контракта является письмо-обязательство. Получив и рассмотрев заявку консультанта, клиент высылает ему письмо-обязательство, подтверждающее, что предложение приня­то. Письмо может выдвигать дополнительные условия, и тогда уже консультант, в свою очередь, отвечает, согласен он с этим или нет. Этот метод может быть использован и в более крупных проектах, если предложение консультанта полностью ясно и не требует многих доработок.

Заказ на поставку

Многие организации в различных странах исполь­зуют готовые бланки заказов на поставку, вместо заклю­чения контракта, в особенности для краткосрочных задач, |не требующих долгих переговоров и детальной оценки ^различных предложений. Заказ на поставку описывает на-Ибор требуемых услуг и средства их оплаты. Стандартные |условия контракта могут быть описаны на обратной сто-гроне документа или прикреплены к заказу. Консультант i получает две копии, и, в случае согласия, подписывает и возвращает одну копию заказчику.

Гибкость консалтинговых контрактов

Составление контракта требует точности и тщатель­ности. Тем не менее, чрезмерно тщательный юридически правильный контракт не подходит для установления ус­ловий консалтинговых проектов, которые обычно связаны с неопределенностью, изменениями, нововведениями и нестандартными действиями, которые нельзя предугадать заранее.

Гибкость консалтингового контракта может быть увеличена за счет:

· Разрешения в контракте периодически корректировать условия, в зависимости от смены обстоятельств.

· Подписания подробного контракта на меньший период времени (например, на срок первых двух фаз пяти­фазового проекта) и общего соглашения о том, каким образом будут подписаны последующие части кон­тракта.

· Включение в контракт разрешение финансировать дополнительные, непредвиденные работы и обеспечить в этой связи увеличение стоимости проекта.

Гибкий подход к консалтингу так же учитывает возможность завершения проекта до указанной в контрак­те даты. Должна быть учтена возможность того, что об­стоятельства изменятся, и потребность в консультации отпадет. Другими условиями досрочного прекращения контракта могут быть провалы в реализации проекта кон­сультантом, возникший конфликт, неспособность клиента обеспечить необходимые ресурсы, форс-мажорные об­стоятельства и др.

Структура и содержание консультационного контракта

Существует много способов структурировать кон­тракт, например:

· Контракт состоит из двух частей: стандартные условия и условия конкретного проекта (модель FTDIC )

· Контракт состоит из одной части, совмещающей об­щие и частные условия

· Текст контракта описывает частные условия и задачи, а стандартные условия описываются в приложении к контракту.

Ниже в таблице 4 рассмотрены типовые структура и содержание консультационного контракта

Структура и содержание консультацион­ного контракта Табл.4

Содержание разделов контракта

· Место и время заключения (может быть отнесено в заклю­чительную часть)

· Фиксирование факта заключе­ния контракта в соответствии с условиями, которые указывают­ся в тексте

2. Основная часть

· Специфические условия (харак­терны только для данного проекта)

Общие условия до­говора (включаются во все договоры не­зависимо от вида)

· Предмет договора (цели и опи­сание проекта, объем работ, продукты и результаты, рабо­чий план, сроки, подход, особые методы работы)

· Обязанности консультанта (да­ется перечень обязанностей и объема предоставляемых им ус­луг: по формированию команды консультантов нужного профи­ля (указывается руководитель);

Главная страница

Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика

7.1. Формы соглашений

Контракт (договор, соглашение) на консультационные услуги - форма закрепления (чаще всего письменная, документальная) партнерских связей. В контракте фиксируются принятые договоренности, взаимные права и обязанности партнеров, а также последствия нарушения договоренностей. Письменная форма является основой для рассмотрения возникающих претензий.
Контракт на консультационные услуги - это волеизъявление сторон (клиентной и консультационной организаций) по поводу осуществления консультационного процесса, не предполагающее объединения договаривающихся сторон в какую-либо организационно-правовую форму. Договор на консультационные услуги - это компромисс сторон, закрепление обязательств, которые берет на себя каждая из них для получения того эффекта, который лежит в основе сделки.
В мировой практике сложились две формы фиксирования партнерских отношений между клиентами и консультантами: устный договор; письменный контракт.
Для начала реализации консультационного проекта достаточно наличия проработанного сторонами плана-графика.
Одной из разновидностей письменного контракта является договор на абонементное обслуживание. Абонементная форма закрепляет долговременные клиент-консультантские отношения. Консультанты дают рекомендации по возникающим в период действия абонемента проблемам или по заранее определенному кругу вопросов.
Абонементное обслуживание получило широкое распространение в России. Особой популярностью оно пользуется в малом бизнесе. Причина - взаимная выгода: для клиентов - гарантия решения проблем, включенных в договор на абонементное обслуживание; для консультантов - гарантия стабильной загруженности в течение года. Стоимость абонемента рассчитывается суммированием затрат консультантов на информационные и консультационные услуги.
Все более популярными становятся услуги по полному бухгалтерскому обслуживанию малых предприятий. В договорах на обслуживание предусмотрены гарантии сохранности документов и конфиденциальности полученной от клиента информации. Преимущества данной формы работы очевидны: у предприятия нет необходимости содержать главного бухгалтера, приобретать бухгалтерскую программу, финансовые риски по уплате штрафных санкций налоговым органам минимальны. Комплекс услуг по бухгалтерскому обслуживанию максимально освобождает клиента от проблем, связанных с общением с налоговыми органами и внебюджетными фондами. Все операции проходят проверку на соблюдение законодательных норм.
Краткой формой письменного контракта является письмо-соглашение. Оно возможно в экспертном консультировании. Например, клиенту для принятия решения о слиянии, покупке нового бизнеса требуется мнение независимого консультанта (юриста, финансиста, специалиста в области налогообложения).
Общие принципы составления договора определяются гражданскими кодексами государств. В договоре можно записывать все согласованные сторонами условия, которые не противоречат законодательству страны.

Юридическая, формальная сторона контрактов на консалтинговые услуги не отличается существенно от любого другого контракта.

Контракт на консультационные услуги — волеизъявление сторон по поводу осуществления консультационного процесса, не предполагающее объединения договаривающихся сторон в какую-либо организационно-правовую форму, форма закрепления партнерских связей.

Договор на консультационные услуги — это компромисс сторон, закрепление обязательств, которые берет на себя каждая из них для получения того эффекта, который лежит в основе сделки.

В мировой практике используются две формы фиксирования партнерских отношений между клиентами и консультантами:

1) устный договор;

2) письменный контракт.

Письменная форма контракта является основой для рассмотрения возникающих претензий и определяет все основные аспекты взаимоотношений между клиентской и консультационной организациями в связи с выполнением консультационного проекта.

Наиболее приемлемой для консалтинговых проектов формой является договор на оказание возмездных услуг. В таком типе договора обязательно должны быть отражены обязательства консультанта и условия, которые должен предоставить ему клиент для выполнения этих обязательств (информация и возможности для ее сбора, оборудование, помещения и т.д.).

В настоящее время содержание договоров, в том числе и консалтинговых, является частным делом партнеров (конечно, если действия, предусмотренные договором, не будут нарушать законодательства государства). При составлении контракта консультант и клиент должны стремиться к достижению взаимопонимания по вопросам организации их взаимодействия и взаимных обязательств сторон.

Основные виды договоров

· Одной из разновидностей письменного контракта является договор на абонементное обслуживание (закрепляет долговременные клиент-консультантские отношения). Консультанты дают рекомендации по возникающим в период действия абонемента проблемам или по заранее определенному кругу вопросов. Данная форма выгодна как клиенту, так и консультанту. Первый получает помощь в решении проблем, указанных в договоре, последним же обеспечивается стабильная загруженность на время действия договора. При таком способе организации работы консультант является постоянным членом группы руководителей высшего звена. Тема и цели работы формируются в соответствии с существующим на предприятии положением.

· Договор по диагностике. Цель данного соглашения — разъяснение проблем клиента, причин их появления и тенденций развития в течение длительного времени. В случае необходимости даются индивидуальные консультации.

· Договор по развитию организации предполагает проведение диагностики и разработку долгосрочной стратегии развития организации или внесение изменений в существующую стратегию. Консультации получают руководители высшего звена и ключевых подразделений.

· Договор на разовую консультацию. Консультант отвечает на конкретный вопрос руководителя.

Независимо от вида контракта, он должен состоять из трех разделов:

1) преамбула или введение;

2) основная часть;

3) заключительная часть.

В любом контракте на консалтинговый проект оговариваются следующие ключевые моменты:

· что будет делать консультант;

· как он это будет делать;

· когда он будет это делать;

· что должен предоставить клиент для успешной работы консультанта в клиентской организации;

Обычно за основу описания проекта берется то предложение, которое подает отобранный консультант. Затем оно дорабатывается в процессе переговоров с клиентом.

Виды и формы консультирования. Типология организационного консультирования

Виды консультирования

С точки зрения методов можно различать следующие виды консультирования:

Модель выбирается в зависимости от решаемой проблемы, особенностей клиентской организации, качеств консультантов (навыков, опыта, личностных качеств).

В конкретных проектах или на их различных стадиях могут также применяться комбинации всех трех видов консультирования, и тогда оно становится экспертно-процессным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т.д.

В промышленно развитых странах преимущественно осуществляется процессное и экспертно-процессное консультирование, тогда как в России пока наибольшее распространение получило экспертное и экспертно-обучающее консультирование. Это объясняется, в первую очередь, неподготовленностью самих российских клиентов к творческой работе с консультантами, желанием руководителей получить готовые решения. Такое положение часто приводит к негативным последствиям и неудовлетворенности от итогов консультационных проектов, так как:

1) клиент может вообще не воспринимать готовых решений, если они не выработаны совместно с ним;

2) некоторая существенная информация не может быть получена консультантом вне режима активного диалога с клиентом.

Договор оказания консультационных услуг представляет собой соглашение, по которому одна сторона на возмездной основе оказывает услуги консультирования по поручению другой стороны.
Указанный вид сделки является подвидом договора возмездного оказания услуг, следовательно, при его составлении следует руководствоваться нормами Гражданского Законодательства.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

В качестве субъектов по такому соглашению могут выступать как физические, так и юридические лица. Сторонами по договору являются Заказчик и Исполнитель.

При этом, в качестве Исполнителя может выступать только та организация, вид деятельности которой связан с предметом договора.

Так как договор оказания консультационных услуг нуждается в письменном оформлении, ниже мы подробно разберем, как оформляется такой документ, обратив внимание на необходимые положения.

Преамбула

Договор оказания консультационных услуг

В преамбуле договора традиционно прописываются следующие положения:

  • вид соглашения;
  • место и дата заключения сделки;
  • имена и роли участников договора.

Существенными условиями договора оказания консультационных услуг являются:

  • предмет соглашения;
  • срок договора;
  • цена договора.

Следует отметить, что при отсутствии положений о существенных условиях соглашения, сделка не будет считаться заключенной.

Предмет

Информация о предмете сделки является неотъемлемой частью любого вида соглашения. В нашем случае предметом будут выступать непосредственно сами консультационные услуги.
При этом, важно обозначить, какие именно услуги обязуется оказать Исполнитель.
В тексте документа информация о предмете договора прописывается следующим образом:

В соответствии с настоящим соглашением Исполнитель обязуется за определенную договором плату оказать Заказчику следующие услуги:
• Консультация по вопросам состояния Заказчика в сфере финансово-экономической деятельности;
• Разработка Исполнителем финансово-экономического плана развития организации Заказчика.
Исполнитель оказывает определенные договором услуги как в устной, так и в письменной форме.
Оказание услуг осуществляется в рабочие дни недели в течение срока действия настоящего соглашения.
Срок предоставления Исполнителем указанных в соглашении услуг: с 12 февраля 2023 года по 12 марта 2023 года.

Цена договора

В настоящем разделе указывается стоимость предоставленных Исполнителем услуг, а также порядок их оплаты.
Цена услуг может определяться как фиксированная, то есть за период времени, на который заключен договор, независимо от количества предоставленных услуг, или же, в соответствии с Прейскурантом организации, где оплата за каждую услугу осуществляется отдельно и в конце исполнения обязательств стоимость услуг суммируется.
Порядок оплаты может проводиться в наличной и безналичной форме.
Ниже мы представим образец раздела о цене договора:

В соответствии с настоящим соглашением, стоимость услуг по договору суммируется из цен за каждую оказанную услугу в течение действия настоящего соглашения согласно Прайс-листу организации Исполнителя.
Стоимость услуг указывается в акте об оказании услуг.
Оплата по настоящему договору осуществляется путем безналичного перевода денежных средств на расчетный счет Исполнителя.

Права и обязанности

Раздел о правах и обязанностях прописывается с целью конкретизации исполнения обязательств Контрагентов по настоящей сделке. Наличие в договоре указанных положений дает четкое понимание, каким образом стороны должны исполнять свои обязательства по договору.
Формулировки прав и обязанностей Контрагентов в тексте документа могут прописываться следующим образом:

Исполнитель вправе:
• Требовать своевременной оплаты оказанных им услуг в рамках настоящего договора.
• Требовать предоставление необходимой документации, связанной с его трудовой деятельностью.
• Требовать надлежащего исполнения обязательств Заказчиком по настоящему соглашению.
Исполнитель обязуется:
• Производить консультационные услуги, которые входят в перечень предоставляемых услуг по требованию Заказчика.
• Выполнять действия по оказанию услуг в срок, определенный настоящим договором.
• При осуществлении своей деятельности действовать в интересах Заказчика.
• Отчитываться по проделанной работе перед Заказчиком.
• После окончания работы предоставить отчет об оказании услуг.
• Исполнять свои обязательства в строгом соответствии с настоящим соглашением.
Заказчик вправе
• Требовать своевременного оказания услуг, указанных в разделе о предмете настоящего соглашения.
• Оказывать содействие исполнителю в рамках исполнения его обязательств по договору.
• Осуществлять контроль над деятельностью Исполнителя в рамках настоящего соглашения.
• Требовать надлежащего исполнения обязательств Исполнителя по настоящему договору.
Заказчик обязуется:
• Своевременно оплачивать предоставляемые исполнителем услуги.
• Предоставить всю необходимую документацию исполнителю для осуществления его деятельности.
• Исполнять свои обязательства в соответствии с настоящим соглашением.

Ответственность сторон

В этом разделе прописываются положения об обстоятельствах, при наступлении которых стороны несут материальную ответственность. Ниже мы представим основные формулировки положений, которые могут прописываться в тексте документа:

• Стороны несут материальную ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору.
• В случае несвоевременного оказания услуг или просрочки исполнения своих обязательств, Исполнитель выплачивает пени в размере 3% от стоимости услуги за каждый просроченный день.
• В случае просрочки оплаты предоставляемых исполнителем услуг, Заказчик выплачивает пени в размере 3% от стоимости услуги за каждый просроченный день.

Заключение

В конце документа указываются юридические адреса и реквизиты сторон. После подписания соглашения Контрагентами, договор оказания консультационных услуг считается заключенным.

Читайте также: