Органы милиции и государственной безопасности в 1925 1930 взаимодействие и противостояние доклад

Обновлено: 19.05.2024

В период перехода к нэпу, связанного, в частности, с сокращением государственных расходов, режимом строжайшей экономии, в системе НКВД происходят многочисленные организационно-штатные преобразования, направленные на удешевление содержания аппарата.

В 1923 году в единую структуру – Центральное административное управление (ЦАУ) НКВД – сливаются ряд управлений, доселе существовавших самостоятельно, туда же передается и отдел уголовного розыска. Данные преобразования прошли по всей “вертикали” реформируемых органов.

Но наиболее значимым событием в 20-х годах для правоохранительных органов стало полное упразднение наркоматов внутренних дел РСФСР и союзных республик, в результате которого Главные управления милиции работали самостоятельно в течение довольно продолжительного времени, пока не произошло их полное организационное слияние.

Хотя начиная с 1917 года управление внутренними делами традиционно относилось к исключительной компетенции советских государств, общие политические цели, а также логика их реального развития предопределили постепенное сближение союзных республик, в том числе и в области сотрудничества органов внутренних дел. Во взаимодействии республиканских аппаратов НКВД можно выделить несколько этапов.

Первый (1917-1920 годы): характеризуется широким использованием всеми советскими республиками опыта строительства рабоче-крестьянской милиции РСФСР: в большинстве из них вводились в действие российское Положение о РКМ, ее штатное расписание, а также основные нормативные акты НКВД РСФСР. Советская Россия оказывала союзникам широкую помощь кадрами (только на Украину в 1919-1920 годах откомандировано около 4 тыс. опытных работников, большинству которых предстояло действовать на управленческих должностях самого высокого уровня), вооружением, снаряжением, материальными ресурсами.

Второй (1920-1924 годы): в этот период уже унифицированные милицейские аппараты продолжили сближение посредством заключения ведомственных двухсторонних договоров о сотрудничестве.

Первое подобное соглашение, заключенное между Россией и Украиной, касалось взаимодействия главных управлений милиции, предполагало установление единых организационных форм построения аппарата и методов работы, обмен опытом, приказами, инструкциями, программами школ, курсов, статистическими отчетами и докладами.

Третий (1924-1927 годы): взаимодействие наркоматов продолжилось в условиях более тесной координации. Совместные меры борьбы с преступностью определялись на всесоюзных совещаниях наркомов внутренних дел, решения которых носили обязательный характер. В ходе межведомственного сотрудничества наркоматов и сложились благоприятные предпосылки для создания единой общесоюзной системы органов внутренних дел.

Интересно, что на этом этапе НКВД едва не постигла участь царского Министерства полиции. Дело в том, что в связи с передачей из НКВД в ведение исполкомов Советов функций руководства советским строительством, рассматривавшихся в качестве ключевых, родилась идея его полной реорганизации. Предложения комиссий, занимавшихся этим вопросом, сводились к перераспределению полномочий НКВД между другими государственными органами: руководство коммунальным хозяйством – совнархозам, исправительно-трудовыми учреждениями – наркомату юстиции, милицией и уголовным розыском – в ОГПУ. Но Политбюро сняло вопрос о реорганизации НКВД с повестки дня сессии ВЦИК. Тем не менее в мае 1924 года ВЦИК принимает решение о значительном расширении полномочий органов госбезопасности, предусматривающее, в частности, оперативное подчинение милиции и уголовного розыска ОГПУ. На этом основании в ряде губерний были приняты меры по слиянию аппаратов угро, милиции и безопасности. Более того, в 20-е годы печальная участь упразднения постигла ряд наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик. Данные решения хоть и отменялись с течением времени как неконституционные, но, безусловно, оказывали негативное воздействие на конечные результаты работы правоохранительных органов. Нарком внутренних дел РСФСР А.Г.

Белобородов выступил с обоснованными контраргументами в многочисленных записках в Политбюро и Оргбюро ЦК за сохранение самостоятельного существования системы органов внутренних дел.

Четвертый (1927-1932 годы): делаются заключительные шаги по объединению основных звеньев НКВД (уголовный розыск, милиция) в единую систему органов под эгидой ОГПУ. На фоне активной кампании по дискредитации наркоматов внутренних дел в средствах массовой информации 15 декабря 1930 года ЦИК и СНК СССР упраздняют НКВД союзных и автономных республик, ставшие “излишними звеньями советского аппарата”. Главное управление милиции на этом этапе начинает действовать “самостоятельно”, поскольку реальные рычаги руководства ГУМом оказались в руках органов безопасности: закрытым Постановлением “О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска”, принятым ЦИК и Совнаркомом в день упразднения НКВД, полномочия назначения и увольнения руководящих работников милиции и угро, инспектирование и контроль подразделений, использование возможностей гласной и негласной сети передаются органам безопасности.

И только в декабре 1932 года Постановлением ЦИК и СНК СССР Главное управление рабоче-крестьянской милиции официально переводится “под крышу” ОГПУ (ГУРКМ при ОГПУ СССР). Таким образом, уже в начале 30-х годов удалось создать единую, строго централизованную структуру, объединяющую в себе почти все правоохранительные органы, оказавшиеся вне контроля Советов. Идеи Ф. Дзержинского получают практическое воплощение.

Пятым этапом стало образование НКВД, деятельность которого связана с именами Ягоды, Ежова, Берии. Произошло окончательное организационное объединение аппаратов милиции и госбезопасности.

В 20-е годы отношение государства к милиции как к органу, создающему благоприятные внутренние условия для его нормального развития, поменялось на диаметрально противоположное: наряду с просвещением, здравоохранением, социальным обеспечением, органы внутренних дел оказались в числе ведомств, не связанных “напрямую” с поддержанием существования пролетарского государства и, следовательно, обреченными на превращение в институты, за счет которых обеспечивалось сокращение расходной части бюджета.

В 1921-1922 годах наряду с РККА органы внутренних дел подверглись радикальному сокращению (на 60%!). На следующий год ее содержание возлагается на местный бюджет. В условиях его значительного дефицита данная мера была объяснимой, но по вызванным последствиям вряд ли оправданной. Ситуация осложнялась тем, что на органы внутренних дел возлагались функции содействия многочисленным ведомствам в “проведении ими различного рода мероприятий”, которое отнимало у сотрудников до 50% рабочего времени.

Милиционеры в полной мере испытали все тяготы государственной службы в условиях возрождения рыночных отношений: задержки выдачи зарплаты, обмундирования, нарушения социальной справедливости (значительное отставание в ставках оплаты труда по сравнению с рабочими и служащими, занятыми на производстве, а также в ставках одних и тех же категорий сотрудников различных губерний и даже уездов!), весьма ощутимую (в 2 и более раз) перегрузку работников. Показатели деятельности органов внутренних дел в таких условиях были самыми тревожными. Меры, принимаемые в направлении улучшения материального положения милиционеров (освобождение от подоходного налога, введение надбавок за выслугу лет, периодические повышения минимальных размеров оплаты труда), кардинально ситуацию не меняли. Текучесть кадров в милицейских подразделениях находилась на уровне 100% (в некоторых районах – до 400%). Позитивные сдвиги обозначились лишь с переводом органов внутренних дел на общегосударственный бюджет.

Деятельность милиции в области непосредственного противодействия преступности регулировалась Уголовно-процессуальным кодексом республик. Милиция и уголовный розыск относились им к органам дознания. Их полномочия ограничивались возбуждением уголовного дела, предварительным допросом подозреваемых и свидетелей, а также производством выемок, обысков, осмотров и освидетельствований в случае, если следы преступления или вещественные доказательства могли быть утрачены.

Дознание осуществлялось под надзором следствия, вмешательство которого допускалось в широких пределах ознакомления со всеми материалами дела, указаниями, касающимися определения направления дальнейшего расследования, а также производством тех или иных процессуальных действий.

Общая характеристика и статистика преступности В СССР в годы НЭПа. Детская преступность в 1920-е годы. Борьба с преступностью государственных органов и меры наказания за различные преступления. Деятельность органов управления по борьбе с преступностью.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 22.02.2019
Размер файла 80,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории Отечества, государства и права

Курсовая работа по дисциплине:

Выполнил: студент гр. 16ЮП2

Фролов Игорь Викторович

Проверил: д.и.н., профессор

Карнишин Валерий Юрьевич

преступность государственный наказание преступление

1. Общая характеристика и статистика преступности В СССР в годы НЭПа

1.1 Виды преступлений

1.2 Детская преступность в 1920е годы

1.3 Преступления против собственности

2. Борьба с преступностью государственных органов и меры наказания за различные преступления

2.1 Советская милиция против преступности

2.2 Деятельность органов управления по борьбе с преступностью

2.3 Уголовно-регистрационная деятельность

Список использованной литературы

Введение

В начале 1920-х годов криминогенная ситуация в полной мере отражала обстановку, сложившуюся в стране по окончании гражданской войны. Восстановление правопорядка, законности в России того времени шло медленно, с рецидивами. Преступность оставалась важнейшим, но явно недооцененным фактором в жизни страны. Постепенное восстановление народного хозяйства, осуществленное в 1922-начале 1923 года упорядочение законодательства и правоохранительной системы, существенно повысили эффективность борьбы с уголовной преступностью. Репрессиями в этот период власть не злоупотребляла. Переход к нэпу обострил проблему коррупции и экономических преступлений. В борьбе с ними задействовались органы ОГПУ, милиция, рабоче-крестьянская инспекция. Бороться с коррупцией в партии было поручено также созданной в 1921 году ЦКК с ее губернскими подразделениями.

Советская милиция и уголовный розыск выполняли ответственные задачи охраны революционного и общественного порядка и спокойствия, личной и имущественной безопасности трудящихся и проводили в жизнь революционную законность. Их эффективность повышалась, когда органы правопорядка опирались на общественность и получали от нее практическую помощь. Одной из лучших форм связи с населением признавались Общества содействия органам милиции и уголовного розыска. Введение НЭПа потребовало основательного пересмотра правовой политики, осуществлявшейся в годы Гражданской войны. Необходимость ее изменения объективно назрела. Годы лишений и массовых репрессий подорвали авторитет большевиков у населения. Военно-коммунистическая правовая система не оправдала себя.

1. Общая характеристика и статистика преступности В СССР в годы НЭПа

В контингенте осуждённых в рассматриваемый период возрастало число лиц, совершивших растраты и тяжкие преступления против личности.

1.1 Виды преступлений.

1.2 Детская преступность в 1920е годы

1.3 Преступления против собственности

Специфика советской экономической преступности в первую очередь состояла в том, что в большинстве случаев хозяйственные преступления в РСФСР тесно переплетались с взятками и другими должностными преступлениями. В частности, по данным сводного отчета Наркомата юстиции о деятельности судов, составленного в 1923 г., удельный вес хозяйственных преступлений возрос с 7,3% во втором полугодии 1922 г. до 32,4% в первом полугодии 1923 г. При этом сравнительную стабильность показал устойчиво высокий уровень должностных преступлений (в 1922-1923 гг. - 4,6%-4,4%) Причем со временем наметилась тенденция к его росту. В частности, по данным НКЮ РСФСР по 48 губерниям и областям РСФСР среди осужденных за первое полугодие 1923 г. за взяточничество были осуждены 29%, за растраты - 15,8%, за служебные подлоги - 4,2%. Во втором полугодии 1923 г. эти цифры повысились соответственно до 34,4%, 16,6% и 5,3%. В первом полугодии 1924 г. они выросли еще, достигнув, соответственно, 40,6%, 21,3% и 7,0%. Таким образом, хотя и иные преступления сохраняли свою опасность, все же на первый план выдвигалась задача борьбы с хозяйственными, а также с должностными преступлениями.

В УК 1926г. мошенничество определялось как злоупотребление доверием или обмана в целях получения имущества или права на имущество или иных личных выгод (ст. 169). Данное понятие мошенничества обращает на себя внимание тем, что широко (в традициях русской уголовно-правовой доктрины конца XIX - начала XX вв.) определяет предмет мошенничества как любую имущественную выгоду.

2. Борьба с преступностью государственных органов и меры наказания за различные преступления

2.1 Советская милиция против преступности

Начиная с 1922--1923 гг. штатная численность милиции последовательно сокращалась, структура ее упрощалась (например, в 1923 г. вместо трех управлений -- организационно-административного, главного управления милиции, отдела уголовного розыска -- было создано Центральное административное управление НКВД РСФСР), содержание было передано на местные бюджеты, что повлекло уменьшение штатной численности милиции, наблюдавшееся до конца 1920-х гг.

Принимавшиеся меры организационного укрепления милиции, совершенствования правового регулирования ее деятельности не приносили желаемых результатов из-за низкого уровня материального обеспечения работников милиции, необеспеченности жильем, тяжелых условий работы. В результате текучесть личного состава милиции в середине 1920-х гг. в ряде губерний достигала 400%, т.е. в течение года кадры менялись четыре раза. Острейшая нехватка ресурсов не позволяла обеспечить отбор в органы внутренних дел людей, отвечавших необходимым требованиям. Эта же причина делала невозможным создание школьно-курсовой сети, адекватной потребностям практики. Единственный в тех условиях источник пополнения рядов органов внутренних дел сколько-нибудь квалифицированными сотрудниками -- привлечение старых специалистов, бывших работников МВД, полиции -- практически не использовался из-за крайней политизации подхода к решению данного вопроса.

Большое внимание придавалось совершенствованию специальных методов борьбы с отдельными видами преступлений, в частности, такими, как взяточничество, фальшивомонетничество, конокрадство, кражи и грабежи, и иные виды преступлений. Все они имели свои особенности, требовавшие разработки специальных методик.

Указанный документ внес ряд существенных уточнений в порядок комплектования кадров милиции. В частности, законодательно был закреплен принцип добровольности поступления на службу в милицию. Положение сохраняло классовый принцип комплектования кадров советской милиции. Основными критериями, устанавливаемыми для лиц, принимаемых в милицию, - обладать избирательным правом в Советы, быть не моложе 21 года, не состоять под следствием и судом по обвинению в преступлениях, быть здоровыми и пригодными к службе.Особенности правового регулирования борьбы с преступностью на Дону в год советской власти / Р.С. Герман // Юристъ-правоведъ. -2011. - №4. -С.114.

Позднее выделяется структура уголовного розыска со специфическими особенностями в общей системе защиты государства и отдельных граждан, а также со своими задачами в организации этой защиты. Здесь и наблюдение за притонами, и сбор сведений о происшествиях уголовного характера, и допрос свидетелей, и производство обысков, и задержание подозреваемых в преступлениях. В 1920-е гг. особенно во второй половине, обострилась проблема рецидива, т.е. совершения преступных деяний во второй и третий раз. При НКВД РСФСР в исследуемый период функционировал Государственный институт по изучению преступности и преступника.

В целях повышения профессиональной подготовки было начато обучение милицейскому делу вновь принятых. Материально-техническое, боевое оснащение сотрудников милиции было слабым. Каждый блюститель порядка получал не только жалованье, но ещё и обеспечивался продовольственным пайком на уровне тылового красноармейского пайка. Выдавались также табак и спички. Были созданы отличительные нагрудные знаки, где была надпись участка, волости или деревни, а также постовой номер. Подобными знаками должны были обеспечиваться все сотрудники милиции. Это была довольно значительная прибавка к денежному содержанию, которое было весьма скромным и часто неуспевающим за инфляцией.

2.2 Деятельность органов управления по борьбе с преступностью

Губюст информировал о допущенном нарушении законодательства губисполком, а тот, в свою очередь, докладывал во ВЦИК для принятия мер против неправомочной деятельности губчека. Губернская чрезвычайная комиссия ежемесячно отчитывалась о своей деятельности перед губернским отделом юстиции в письменном виде, а копии отчетов направлялись также в губернский комитет РКП(б). Практически это положение отстраняло губернский отдел юстиции от контроля за деятельностью губернской чрезвычайной комиссии, что вылилось в массовые нарушения работниками ВЧК действующего законодательства. Это положение подтвердили инспекторские проверки мест заключения. Выразилось в незаконном заключении под стражу, отказе от проведения в отношении подследственных каких-либо следственных действий в течение длительного времени, значительном превышении установленных законом сроков предварительного задержания. Местные органы власти постоянно осуществляли надзор за следственными органами. Работа народного следователя в губернии и уездах была очень напряженной и ответственной. Определенные функции контроля за деятельностью милиции и следственного аппарата были возложены на так называемые революционные трибуналы. Согласно Положению о революционных трибуналах, принятому­ 18 марта 1920 г., на трибуналы была возложена обязанность проверки следственных действий. На уездные и губернские отделы и бюро юстиции этим решением также была возложена обязанность проверять следственную деятельность на всех этапах проведения следствия. Кроме того, при губернских отделах юстиции для расследования наиболее важных и громких дел создавались следственные комиссии, в городах и уездах - следственные участки. Их деятельность контролировали следственные отделы губернских отделов юстиции, которые также при рассмотрении наиболее важных дел выполняли обязанности поддержки государственного обвинения в суде. Губернский отдел юстиции руководил не только всей работой по контролю за деятельностью следователей, но и разбирал жалобы, поступающие в его адрес от самих следователей. В ходе проверок, проведенных в марте 1922 г., выяснилось, что некоторые следователи к порученному делу относятся халатно.Деятельность государственных органов власти и органов военного управления по борьбе с преступностью в 20-х гг. ХХ в. / В.И. Хохлов // Власть. - 2012. - №12. -С.127-128.

Первая половина 1930-х гг. стала переходным периодом от либерального отношения к уголовным преступникам к жестким репрессивным мерам за совершение преступлений. Причинами изменения советской уголовно-правовой политики стали, во-первых, некоторая переоценка взглядов на природу преступности, а во-вторых, взятый на модернизацию страны курс. В первые годы советской власти в основу борьбы с преступностью были положены принципы целесообразности, революционного правосознания и классовый подход при назначении наказания. Оценивая нормотворческую деятельность государства в сфере борьбы с уголовной преступностью на первом этапе советской власти, следует отметить, что первые законодательные акты принимались большевиками с целью привлечения в свои ряды основных слоев населения - солдат, крестьян, рабочих, национальных меньшинств и т.д. Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

2.3 Уголовно-регистрационная деятельность

После Октябрьского переворота картотеки царской полиции на уголовных преступников оказались почти повсеместно уничтоженными или утраченными, поэтому уголовному розыску в основном пришлось создавать их заново. В 1927 году ЦАУ НКВД издал Инструкцию по научно-статистической регистрации преступного элемента в органах уголовного розыска21. В этом документе был обобщен опыт в области оперативно-розыскной информации о преступниках и прикосновенных к ним лиц.

В начале 1920-х гг. в городах и регионах страны - в составе аппаратов уголовного розыска стали формироваться подразделения, выполнявшие функции, связанные с уголовной регистрацией. Благодаря усилиям Центророзыска и аппаратов уголовного розыска на местах, привлечению к работе отдельных старых специалистов, ряд учётов, картотек и формуляров царской сыскной полиции удалось привести в порядок и существенно пополнить. В результате принятых мер стало возможным воссоздание дореволюционной системы уголовной регистрации, что в конечном итоге способствовало восстановлению контроля над преступностью и снижению её уровня.

По свидетельству источников, с 1922 г. формирования учётов уголовно-преступного элемента стало практиковаться и в низовых милицейских подразделениях. В 1924г. в отделениях милиции была введена должность уполномоченных по уголовному розыску. В их обязанности входили розыск и регистрация преступников, а также учёт социально-паразитического элемента. Несколько позже для этих целей в отделения милиции стали создаваться уголовно-розыскные столы.

К 1924 г. Центральное регистрационное бюро накопило уже весьма значительный объём информации и эффективно оказывало помощь правоохранительным органам в установлении преступников-гастролёров по всей стране. К этому времени там имелось около 450 тыс. учётных карт -примерно в восемь раз больше, чем в уголовном сыске дореволюционной России). Данные обстоятельства создавали реальные предпосылки для повышения наступательности в работе уголовного розыска по раскрытию ряда особо опасных преступлений. Сложная криминогенная обстановка в стране, диктовала необходимость использования особых, и подчас нетрадиционных, форм установления преступников.Уголовно-регистрационная деятельность МУРа в 1920-1930е гг. / Е.Н. Янковец, Л.А. Адашкевич, Е.А. Тюряева // Вестник Московского университета МВД России. -2013. -№10. -С.184-185

Несомненно, наведение порядка в регистрации преступлений позволило получать более объективную информацию о состоянии оперативной обстановки, осуществлять ее анализ и вырабатывать более эффективные управленческие решения по борьбе с преступностью. Принимаемые меры позволили в определенной степени активизировать борьбу с преступностью.

Заключение

В целом, чрезвычайные законы слабо согласовывались с конституционными нормами и не вписывались в правовое пространство, очерченное Конституциями РСФСР и СССР.

Список использованной литературы

Правовые и законодательные акты.

1. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.

2. Уголовный кодекс РСФСР 1926 года.

2. Деятельность государственных органов власти и органов военного управления по борьбе с преступностью в 20-х гг. ХХ в. / В.И. Хохлов // Власть. 2012. №12. С. 127-130.

3. К вопросу о концептуальных основах большевистской политики в сфере обеспечения законности в условия НЭПа / М.Г. Дубин // Преподаватель XXI век. 2013. №1, ч. 2. С. 246-250.

4. Особенности правового регулирования борьбы с преступностью на Дону в год советской власти / Р.С. Герман // Юристъ-правоведъ. 2011. №4. С.113-116.

5. Ответственность за преступления против собственности, совершаемые путём обмана или злоупотребления доверием, по законодательству советского периода 1926-1960 гг. / А.А. Бакрадзе // Российский следователь. 2012. №14. С. 47-48.

7. Уголовно-регистрационная деятельность МУРа в 1920-1930е гг. / Е.Н. Янковец, Л.А. Адашкевич, Е.А. Тюряева // Вестник Московского университета МВД России. 2013. №10. С. 180-185.

Подобные документы

Понятие и признаки международной трансграничной и организованной преступности. Трансграничная организованная преступность в России. Международная борьба с преступностью, ее особенности и формы. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений.

курсовая работа [48,9 K], добавлен 07.06.2012

Определение сущности и значения координации деятельности по борьбе с преступностью. Анализ процесса координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью. Взаимодействие с судами, органами юстиции и органами власти.

курсовая работа [25,6 K], добавлен 13.02.2011

Проблемы сотрудничества в борьбе с преступностью в современных международных отношениях. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений. Особенности сотрудничества в области уголовного права со сторонами Азиатско-Тихоокеанского региона.

курсовая работа [48,8 K], добавлен 17.11.2014

Планирование деятельности администрации Елизовского городского поселения и направления совершенствования по усилению борьбы с преступностью. Состояние преступности в Елизовском городском поселении. Построение сетевого графика по реализации мероприятий.

курсовая работа [37,8 K], добавлен 07.07.2013

Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной экономической и организованной преступностью. Контроль за наркобизнесом и борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, борьба с террористической деятельностью.

Массированное применение организованного государственного принуждения как основного метода проведения форсированной модернизации экономики неизбежно влекло за собой реорганизацию всей системы органов, призванных осуществлять подобное принуждение. В первую очередь это касалось ОГПУ — НКВД.

25 мая 1931 г. СНК СССР утвердил первое общесоюзное Положение о милиции. Его принятие и передача милиции в состав ОГПУ практически покончили с системой двойного подчинения милиции. Она была выведена из-под подчинения местных органов власти. Это привело также к милитаризации милиции (упразднению профсоюза работников милиции, подчинению ее воинскому дисциплинарному уставу). Правда, на работников милиции были распространены и льготы, полагавшиеся военнослужащим. С 1932 г. финансирование милиции также было окончательно переведено с местного бюджета на общегосударственный.

На протяжении 1930-х гг. непрерывно расширялись функции милиции и соответственно в ее составе образовывались новые структурные подразделения. С введением паспортной системы и обязательной прописки в 1932 г. на милицию были возложены обязанность выдачи паспортов, их прописка и контроль за соблюдением паспортного режима.

Созданы были и соответствующие структурные подразделения как в Главном управлении милиции Союза, так и на местах (паспортные столы в отделениях милиции). Возложение на милицию функций выдачи виз и контроля за пребыванием иностранцев повлекло за собой создание Отделов виз и разрешений (ОВИР).

Резкое увеличение автопарка в стране, необходимость его регистрации, контроля за его техническим состоянием и организации дорожного движения обусловили учреждение в 1936 г. Государственной автомобильной инспекции (ГАИ). Приближение войны в конце 1930-х гг. вызвало к жизни создание еще двух структурных подразделений: военно-учетных столов, поскольку на милицию была возложена функция учета военнообязанных рядового и сержантского состава, а также МПВО — местной противовоздушной обороны.

По мере усложнения задач и создания новых подразделений увеличивалась и численность милиции. С начала 1940-х гг. развернулось борьба с вооруженным националистическим подпольем, имевшим тесные связи с немецкими спецслужбами, в западных районах Украины и Белоруссии, в Прибалтике.

В связи с этим в составе милиции были образованы спецподразделения — отделы ББ (борьбы с бандитизмом).

Реформирование тюремных учреждений. Одновременно с реорганизацией милиции была проведена и реформа системы мест лишения свободы. Суть ее состояла в создании обширной системы мест лишения свободы, приспособленных к массовому использованию труда заключенных, — исправительно-трудовых лагерей и централизации всей этой системы в общесоюзном масштабе (ведь до 1930-х гг. основная масса мест заключения была в ведении республиканских НКВД) и в сосредоточении всех мест лишения свободы в руках ОГПУ.

6 ноября 1929 г. Постановлением ЦИК СССР в Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик были внесены изменения, в соответствии с которыми лица, приговоренные к лишению свободы на срок три года и свыше, подлежали заключению в исправительно-трудовых лагерях. А 7 апреля 1930 г. СНК СССР принял Положение об исправительно-трудовых лагерях, куда лица направлялись как по судебному приговору, так и по постановлению Судебной коллегии ОГПУ, т.е. во внесудебном порядке.

Создание НКВД СССР. Формирование единого мощного репрессивного аппарата было завершено с учреждением в 1934 г. Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР. Он стал союзно-республиканским наркоматом, руководил воссозданными в союзных республиках одноименными наркоматами (за исключением РСФСР, где вместо республиканского наркомата был учрежден пост уполномоченного НКВД СССР по РСФСР). В соответствии с постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. в НКВД СССР вошли бывшее ОГПУ, преобразованное в Главное управление государственной безопасности, а также Главное управление милиции, Главное управление пограничных и внутренних войск, Главное управление пожарной охраны. Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, отдел актов гражданского состояния.

В дальнейшем в состав НКВД СССР включались Главное управление шоссейных дорог. Главное управление геодезии и картографии, Главное архивное управление и ряд других ведомств. Самым мощным и многочисленным было Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), в котором работало в 3,5 раза больше сотрудников, чем в Главном управлении милиции. В нем были сосредоточены функции внешней разведки и внутренней контрразведки и охраны существовавшего режима. ГУГБ руководил также особыми отделами в армии, выполнявшими роль военной контрразведки.

В 1935 г. в НКВД из наркомюстов союзных республик были переданы колонии, в которых отбывали наказание лица, приговоренные к лишению свободы на сроки менее трех лет. В том же 1935 г. в НКВД был образован новый вид учреждений для отбывания наказания лицами, признанными особо опасными преступниками, — тюрьмы.

Поводом для ужесточения репрессии послужило убийство С.М. Кирова в декабре 1934 г., обстоятельства которого полностью не выяснены до сих пор, хотя, видимо, оно было совершено на бытовой почве (ревность). В тот же день 1 декабря 1934 г. был принят закон о наказаниях за террористические акты. По этому закону следствие ограничивалось 10 сутками. Обвинительное заключение обвиняемый получал за 24 часа до судебного заседания, проходившего без участия сторон (прокурора и адвоката). Кассационная жалоба и просьба о помиловании не допускались и приговор приводился в исполнение немедленно. В 1937 г. такой порядок был распространен надела о вредительстве и диверсиях. В том же 1937 г. Особое совещание получило право применять все меры наказания, включая смертную казнь. Предельный срок лишения свободы увеличен до 25 лет.

На 1 января 1937 г. общая численность заключенных составляла 1 196 368 человек.

К концу 1930 — началу 1940-х гг. НКВД СССР превратился в один из крупнейших производственных наркоматов. В его руках были сосредоточены гигантские производственные мощности и огромная армия бесплатной рабочей силы. Как уже говорилось, НКВД СССР строил каналы, стратегические шоссейные и железные дороги, военные аэродромы, крупнейшие промышленные предприятия

Прокуратура. С начала 1930-х гг. реформы были проведены не только в органах ОГПУ—НКВД, но и в прокуратуре. 17 декабря 1933 г. ЦИК СССР утвердил новое Положение о Прокуратуре СССР. Вместо должности Прокурора Верховного суда СССР учреждалась должность Прокурора Союза ССР. Прокуроры союзных республик, ранее независимые от Прокурора Верховного суда СССР, были напрямую подчинены Прокурору СССР. Они теперь даже и назначались Прокурором СССР, хотя и по согласованию с ЦИК союзных республик.

Анализ Положения о Прокуратуре СССР 1933 г. показывает, что его авторы мыслили прокуратуру не столько как орган по надзору за законностью, сколько как орган, контролирующий неукоснительное исполнение на местах постановлений и распоряжений центральных органов Союза ССР. Поэтому не удивительно, что союзная прокуратура по Положению была ответственной не только перед ЦИК СССР и его Президиумом, но и перед правительством (СНК СССР). Поскольку функция надзора за законностью была целиком сосредоточена в прокуратуре. Верховный суд СССР лишился своей функции конституционного надзора, которая ранее возлагалась на него Конституцией СССР 1924 г.

Помимо надзора за соблюдением законов, постановлений и распоряжений ЦИК, его Президиума и правительства всеми ведомствами, учреждениями и гражданами, на прокуратуру возлагался надзор за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения в судах, надзор за законностью действий ОГПУ, милиции и исправительно-трудовых учреждений, общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.

В состав союзной прокуратуры входили военная и транспортная прокуратуры, а главный военный и главный транспортный прокуроры являлись старшими помощниками Прокурора СССР. Старший помощник Прокурора СССР возглавлял и прокуратуру по спецделам, т.е. по надзору за ОГПУ, милицией и исправительно-трудовыми учреждениями.

Однако централизация прокурорского надзора Положением 1933 г. была проведена не полностью. Прокуроры союзных и автономных республик по-прежнему одновременно являлись и народными комиссарами юстиции своих республик, в этом качестве входили в состав республиканских правительств и соответственно подчинялись органам власти республик. Централизация прокурорского аппарата была завершена в 1936 г., когда был образован союзно-республиканский Наркомат юстиции и должности прокуроров республик и наркомов юстиции были разделены. Конституция СССР 1936 г. окончательно закрепила строго централизованное построение аппарата прокурорского надзора.

Прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком на семь лет. Прокуроры союзных и автономных республик, краев и областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет, городские и районные прокуроры назначались прокурорами союзных республик, но с утверждением Прокурором Союза ССР. Иными словами, союзная прокуратура контролировала все назначения в прокуратуре сверху донизу. В Конституции подчеркивалась независимость прокуроров от каких-либо местных органов и их подчинение только Прокурору СССР.

Реорганизация судоустройства и судопроизводства. В связи с принятием Конституции СССР 1936 г., по-новому определившей конституционные основы правосудия, в 1938 г. был принят новый Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик.

В законе говорилось о том, что правосудие в СССР осуществляется только судами.

Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве воплотили в жизнь идею выборности судей. Причем народные судьи избирались населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. На таких же основаниях всеобщим голосованием избирались и народные заседатели народных судов. Судьи и народные заседатели областных, краевых судов, верховных судов автономных и союзных республик избирались соответствующими советами (областными, краевыми и верховными советами автономных и союзных республик). Члены Верховного суда СССР и народные заседатели этого суда избирались Верховным Советом СССР.

В Конституции и Законе о судоустройстве СССР был провозглашен один из важнейших демократических принципов: судьи независимы и подчиняются только закону.

В Законе о судоустройстве содержались общедемократические положения о едином и равном для всех граждан суде независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности, на основе единого и обязательного для всех судов уголовного, гражданского и процессуального законодательства СССР, с обеспечением права на защиту.

Все суды делились на две основные группы:

  1. суды СССР (Верховный суд СССР, военные трибунаты, линейные суды железнодорожного транспорта и линейные суды водного транспорта);
  2. суды союзных республик (верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные и народные суды).

Основное звено судебной системы — народные суды, действовавшие в составе народного судьи и двух народных заседателей. Народные суды рассматривали основную массу уголовных и гражданских дел. Краевые, областные суды и верховные суды автономных республик имели в своем составе коллегии по уголовным и гражданским делам. Дела о контрреволюционных преступлениях гражданских лиц (кроме тех, что были отнесены к подсудности военных трибуналов войск НКВД) и наиболее крупные уголовные и гражданские дела рассматривались в составе члена суда и двух народных заседателей, а кассационные жалобы и протесты прокуроров на приговоры и решения народных судов — в составе трех членов суда.

Верховные суды союзных республик имели в своем составе коллегии по уголовным и гражданским делам и рассматривали наиболее важные уголовные дела в составе члена суда и двух народных заседателей, а также кассационные жалобы и протесты по делам, рассмотренным краевыми, областными судами и верховными судами автономных республик по первой инстанции, и являлись надзорной инстанцией для всех судов данной союзной республики.

Верховный суд СССР являлся высшим судебным органом страны, на него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик. В его составе были: судебные коллегии по уголовным, гражданским делам, военная, железнодорожная и воднотранспортная коллегии. Коллегии Верховного суда СССР рассматривали по первой инстанции уголовные и гражданские дела, отнесенные к их подсудности (например, преступления высших должностных лиц СССР), в составе члена суда и двух народных заседателей, кассационные жалобы и протесты по делам, рассмотренным верховными судами союзных республик, в составе трех членов суда.

Пленум Верховного суда СССР рассматривал протесты, приносимые его председателем или Прокурором СССР на приговоры, решения и определения коллегий Верховного суда СССР, а также давал руководящие указания по вопросам судебной практики, обязательные для всех судов страны.

В заседаниях пленума Верховного суда СССР участие Прокурора СССР и наркома юстиции СССР было обязательным.

Наконец, Закон о судоустройстве СССР и союзных республик четко отделил функции правосудия от функций судебного управления, которые перешли целиком Наркомату юстиции СССР и его местным органам (определение судебных участков, проведение выборов судей и народных заседателей, подбор и подготовка кадров и т.д.). Наркомат юстиции осуществлял также общее руководство нотариатом и адвокатурой.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Тема 9. Образование и деятельность советской рабоче-крестьянской милиции в 1917 – 1930 гг.

Органы внутренних дел в годы гражданской войны.

Создание и деятельность советского уголовного розыска.

Корни процесса становления советской милиции уходят в Февральскую революцию в России. После свержения самодержавия царская полиция была ликвидирована. Юридическим закреплением процесса ликвидации стали постановления Временного правительства от 06.03.1917 г. о ликвидации корпуса жандармов, и от 10.03.17 г. об упразднении Департамента полиции. Была провозглашена замена полиции “народной милицией”. Правовой основой организации и деятельности милиции определялась в постановлениях Временного Правительства “Об утверждении милиции” и “Временном положении о милиции”, изданные 17 апреля 1917 года. В своем постановлении Временное постановление старалось не допустить существования одновременно и народной милиции и вооруженных формирований трудящихся, которые существовали в это смутное время. Возникшие во время Февральской революции Советы рабочих и крестьянских депутатов одновременно с народной милицией организовывали отряды рабочей милиции и другие вооруженные формирования трудящихся, которые охраняли фабрики и заводы, и наблюдали за охраной общественного порядка. В постановлении “Об утверждении милиции” Временное правительство указало, что назначение народной милиции происходит государственной администрацией. Таким образом, народная милиции, созданная сразу после Февральской революции, стала неотъемлемой частью государственного аппарата.

Рабочая милиция была создана в марте 1917г. Как орган всеобщего вооружения народа, призванный осуществлять не только охрану порядка, но и защиту революции. Руководители милиции были призваны рабочими. Отдел рабочей милиции существовал в период подготовки Октябрьской революции – в структуре Петроградского ВРК. Дореволюционная рабочая милиция послужила прообразом создания органов охраны правопорядка нарождающегося Советского государства.

Первоначально, в ходе революции, за состоянием общественного порядка следила рабочая милиция, которая не была штатным государственным органом. Она представляла собою разновидность всеобщего вооружения трудящихся, пролетарской милиции.

Формирования рабочей милиции, как правило, строились на основе добровольности. Лишь в отдельных случаях они создавались путем введения Советами повинности. Одна из особенностей рабочей милиции заключалась в том, что она заключала в себе государственные, так и не государственные черты, поскольку рабочая милиция создавалась Советами и осуществляла свои функции от их лица, она выступала как государственный орган. В тоже время в силу того, что формирования рабочей милиции, как правило, не имели постоянного штата кадров, они носили характер массовых самодеятельных организаций трудящихся.

«1. Все советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию.

2. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов.

3. Военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения ее казенным оружием.

В постановлении НКВД от 28 октября 1917г. не предусматривались какие-либо конкретные организационные формы рабочей милиции. Это объяснялось тем, что пришедшие к власти пролетариат и беднейшее крестьянство не имели ни опыта государственного строительства, ни готовых образцов, которыми можно было бы воспользоваться.

В ряде районов была введена милицейская повинность. Так, в частности было в Кронштадте. В других местах обязанности по охране общественного порядка выполнялись Красной гвардией (Петроград, Курская губерния). В Москве была создана народная милиция, которой руководил созданный в ноябре 1917г. Совет милиции, орган Московского городского Совета рабочих и солдатских депутатов. Процесс создания рабочей милиции охватил всю страну, быстро распространившись на самые отдаленные районы.

В январе 1918г. в соответствии с распоряжением СНК Туркестанского края в многие города Средней Азии были направлены уполномоченные по организации милиции. Кандидаты в милицию выставлялись общественными организациями. Принятые на службу в милицию должны были проходить двухмесячные подготовительные курсы.

Несмотря на различие организационных форм построения милиции, общим было то, что повсеместно она состояла только из рабочих и крестьян; едиными были и задачи: охрана революционного порядка, прав и безопасности трудящихся.

В силу того, что формирования рабочей милиции не имели постоянного штата, они носили характер массовых самодеятельных организаций. Однако реальное положение дел показало нежизнеспособность подобного подхода к организации ОВД.

3. Органы внутренних дел в годы гражданской войны.

По-другому решался вопрос в тех случаях, когда старая милиция оставалась лояльной к Советской власти. В органы милиции направлялись полномочные представители Советов и военно-революционных комитетов, которые осуществляли реорганизацию аппарата старой милиции. Например, в Москве районные Советы назначали во все участки гражданских комиссаров.

Характерной особенностью вооруженных формирований, создававшихся Советами, было отсутствие в них штата постоянных профессиональных работников. Эти формирования соединяли в себе как функции органа охраны общественного порядка, так и военные функции. Этим объясняется одновременное исполнение функций по охране общественного порядка рабочей милицией и отрядами Красной гвардии.

Однако нарушение Германией условий Брестского мира, начало Гражданской войны, бурный рост преступности потребовали создания как регулярной армии, так и специального аппарата для борьбы с контрреволюцией, штатных государственных органов охраны общественного порядка. В этой связи функции милиции и Красной гвардии были разграничены.

Задачи охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, уровень которой возрастал высокими темпами, были очень сложными. Достаточно сказать, что число тяжких преступлений (убийств, разбоев, бандитизма и др.) в 1918 г. по сравнению с 1916 г. увеличилось в 10-20 раз. Этому не могли противостоять вооруженные формирования из рабочих и крестьян, осуществлявшие охрану порядка в свободное от основных занятий время. Необходимо отметить, что на раду с вооруженным противостоянием преступности в изучаемый период функции милиции по борьбе с нею ограничивались дознанием.

Надо отдать должное руководству Советского правительства, прежде всего В. И. Ленину, они не стали цепляться за не оправдавшие себя теоретические положения, а стали на путь их решительного пересмотра. В марте 1918 г. народный комиссар внутренних дел РСФСР Г. И. Петровский поставил в Совете Народных Комиссаров вопрос об организации советской милиции на штатных началах. 21 марта 1918 г. на заседании Совета Народных Комиссаров, проходившем под представительством В. И. Ленина, этот вопрос был рассмотрен и Наркомату внутренних дел предложено выработать и внести в Совет Народных Комиссаров положение о советской классовой милиции – органе, состоящем из рабочих и крестьян и защищающем права и интересы трудящихся.

5 июня того же года, был опубликован проект Положения о народной рабоче-крестьянской охране (милиции). В нем уточнялось и расшифровывалось распоряжение НКВД. Затем, съезд председателей губернский Советов, который проходил с 30.07. по 01.08.18 г. “признал необходимость создания советской рабоче-крестьянской милиции”. 21.08.1918 года СНК рассмотрел проект Положения о советской милиции. СНК поручил НКВД, совместно с НКЮ, переработать проект в инструкцию, приспособив ее (инструкцию) к исполнению прямых обязанностей милиции. И, наконец, 21.10.1918 года НКВД и НКЮ утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции. 15.10.1918 г. эта инструкция была разослана в губернские и уездные управления милиции. Она устанавливала организационно-правовые формы милиции для всей России . Центральным органом советской милиции стало Главное управление милиции. Оно осуществляло: общее руководство деятельностью советской милиции; издание приказов и инструкций, определяющих техническую и, обязательно, политическую стороны работы; надзор за деятельностью органов милиции и т.п. Основные звенья аппарата милиции составляли губернские и уездные управления. Крупные города могли иметь свою городскую организацию милиции, но с особого разрешения НКВД. Низовое звено аппарата — участок во главе с участковым начальником, которому подчинялись старшие милиционеры и милиционеры. Губернские управления являлись одновременно органами НКВД и органами губернского Исполкома Советов. В декабре 1918 года ГУ милиции разработало и утвердило Общую инструкцию милиционерам, Инструкцию районным начальникам и их помощникам, Инструкцию старшим и дежурным по району милиционерам, Инструкцию по употреблению оружия. Все нормативные акты были одобрены Первым Всероссийским съездом заведующих губернскими и городскими управлениями милиции.

В сложные годы становления новой “рабоче-крестьянской” власти процесс становления милиции продолжался. 3 апреля 1919 года СНК РСФСР издал декрет “О советской рабоче-крестьянской милиции”, по которому сотрудники милиции не подлежали призыву в Красною Армию, оставались на своих местах и считались прикомандированными к управлениям исполкомов Советов.

На НКВД возлагалась обязанность держать в действующей армии 1/3 милиционеров и 1/5 командного состава милиции. В милиции вводилась военная дисциплина и обязательное обучение военному делу. Части милиции, находящиеся в районах боевых действий, по согласованию реввоенсоветов армий и фронтов с местными Советами, могли привлекаться к обучению в боевых действиях. При этом они переходили в подчинение к армейским военачальникам. 15 апреля 1919 года НКВД послал на места циркуляр, разъясняющий “неразумным” практическую реализацию вышеназванного декрета от 03.04.19 г. В соответствии с декретом СНК и циркуляром НКВД была произведена перестройка органов милиции, согласно воинским уставам. Правовое закрепление порядка участия милиции в боевых действиях освободило ее от специальных мобилизаций, проводившихся ранее.

В соответствии с декретом СНК от 03.04.19 г. содержание всех видов милиции принималось на государственный счет.

Кроме общей (уездно-городской) милиции для организации правопорядка в стране организуется специализированные виды милиции. Так, 21 февраля 1919 года ВЦИК издает постановление “Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны”, а еще до этого, 25 июля 1918 года СНК принял декрет “ Об учреждении речной милиции”. Затем в апреле 1919 года последовал декрет ВЦИК о советской речной рабоче-крестьянской милиции. Вначале железнодорожная и речная милиции формировались по территориальному принципу, но затем, в железнодорожной милиции формирование происходило по линейным отделам на каждой из железных дорог, а речная милиции стала формироваться применительно к бассейнам водных путей. В конце 1920 года по решению Совета Труда и Обороны вся железнодорожная и водная милиции перешли в распоряжение командующего внутренними войсками республики.

Осенью 1919 года НКВД, обследовав состояние охраны на предприятиях, принял решение организовать промышленную милицию. На нее возлагались задачи борьбы с хищениями государственно собственности и т.п. 3 марта 1920 года в составе ГУ милиции РСФСР образовали отдел, в губернский управлениях — отделения промышленной милиции, на предприятиях — ее подразделения.

В органах милиции начинаются создаваться научно-технические подразделения. В феврале 1919 года коллегия НКВД утвердила смету на образование кабинета судебной экспертизы, регистрационного и дактилоскопического бюро и музея. Созданный при Центророзыске кабинет судебной экспертизы был первым научно-техническим подразделением, и не только в ОВД.

Опыт строительства советской милиции отразился в Положении о рабоче-крестьянской милиции. 08.06.20 г. проект Положения рассматривался на заседании СНК. После одобрения СНК проект Положения 10.06.20 г. утвердил ВЦИК. В Положении закреплялся опыт первых лет строительства милиции. С изданием Положения, в основном, завершился период организационного становления милиции.

В Положении подчеркивалось, что снабжение милиции продовольствием, снаряжением, обмундированием, вооружением, а также обеспечение семей милиционеров производятся за счет государственного бюджета. Совет Труда и Обороны 11.07.20 г. принял постановление “О снабжении милиции продовольствием, фуражом и предметами первой необходимости”. В постановлении указывалось, что снабжение довольствием милиции происходит на общих основаниях с частями Красной Армии.

Читайте также: