Формы изложения материала доклад

Обновлено: 08.05.2024

1. Что такое доклад?
Доклад — это удобная форма изложения конкретной информации. Доклад может служить средством выражения оценки той или иной ситуации, а также представления результатов качественного и (или) количественного анализа данных в четкой и сжатой форме. В докладе должна ясно прослеживаться цель его составления, а содержание должно быть непосредственно посвя­щено исследуемому предмету. Чтобы достичь желаемого эффекта автору следует излагать свои мысли образно и по возможности увлекательно.
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

2. Процесс работы над докладом
Чтобы облегчить вам работу над докладом, предлагаем разбить процесс на четыре последовательных этапа. Надеемся, что знаком­ство с ними поможет вам овладеть необходимым инструментарием и разобраться в принципах построения письменной работы. Итак, эти четыре этапа включают:

  • подготовку;
  • составление плана;
  • написание;
  • окончательное редактирование.

3. Подготовка
3.1. Время, которое вы посвятите данному этапу работы, предопределит ее дальнейший ход. Тщательная подготовка вполне может рассматриваться как краеугольный камень будущего здания вашего доклада. Она позволит наиболее рациональным образом ис­пользовать имеющееся в вашем распоряжении время. В течение данного периода предстоит решить, что вы намерены писать и зачем, так что останется лишь определить для себя, как вы будете это делать.
3.2. Определитесь с общими целями предстоящей работы, исх­дя из материалов прослушанного курса и критериев предстоящей оценки вашего труда. Просмотрите пройденный материал. Это позволит окончательно избрать предмет и наметить цели работы, а также более четко осознать уровень предъявляемых к вам требований.
3.4. Не следует забывать, что в целом написание доклада — это непрерывный процесс принятия решений. В первую очередь вам необходимо принять решение по следующим пунктам:
• выбор конкретной темы;
• цели, преследуемые вами в работе;
• критерии успешности конечного результата;
• структура и формат изложения;
• характер словаря, верный стиль, правильный тон.
3.5. Принятые решения изложите на бумаге в виде руководящих указаний и сверяйтесь с ними в ходе последующих исследований и собственно написания работы.
4. Планирование
4.1. Планирование — необходимый этап. Оно позволит вам об­рести большую ясность и в итоге поможет сэкономить время при сборе нужной информации, при работе над материалом и написании доклада.
4.2. Вам будет проще ориентироваться в массе предстоящих дел, если вы разобьете весь процесс на ряд самостоятельных за­дач:

  • сбор данных и их анализ могут быть структурированы по источникам или разделам будущего доклада;
  • написание доклада может также происходить по разделам (собственно текстовая часть) и по средствам графического представления материала (графики, таблицы, карты).

4.3. Кроме того, предстоит решить ряд вопросов, а именно:
какие фактологические данные необходимы для достижения конечной цели работы?

  • где почерпнуть эти данные?
  • какой объем данных необходим?
  • каким образом проводить анализ собранной информации?
  • как следует расположить в докладе факты и их анализ?
  • определите источники необходимых вам данных (справочники и/или специальная литература);
  • решите, какого характера данные по степени их уместности и достоверности вам подходят. Вы должны в полной мере понимать материал, которым оперируете;,
  • решите, каким образом вы будете представлять добытые сведения и свои выводы, в каком порядке они будут появ­ляться на страницах вашего доклада, образуя его четкую и логичную структуру:
  • составьте список того, что вам предстоит сделать;
  • расположите дела в порядке очередности их выполнения;
  • составьте реальный график работы по каждому из пунктов, включая подготовку чернового варианта доклада.

5. Написание доклада
5.1. На данном этапе следует в первую очередь рассмотреть три основных фактора, которые призваны обеспечить вашему докладу стройную форму, ясный стиль и привлекательный характер:
• структура:
• язык;
• способ представления.
5.2. Структура
5.2.1. Вы должны придать своей работе нужную форму и оптимально расположить ее составные части. Ясная структура поможет читателю легче воспринимать материал. Кроме того, план построения работы позволит вам самим организовать его в логической последовательности.
5.2.2. Стандартная схема построения доклада такова:

  • обложка, на которой делаются пометки проверяющих, титульный лист, собственно содержание:
  • краткое изложение;
  • цели и задачи;
  • изложение характера исследований и рассмотренных проблем, гипотезы, спорные вопросы;
  • источники информации, методы сбора и анализа данных, степень их полноты и достоверности;
  • анализ и толкование;
  • выводы и оценки;
  • библиография и приложения.

5.2.3. Сначала сконцентрируйтесь на написании сути и основного содержания доклада. Речь идет о предисловии, собственно фактологической части и выводах. Затем переходите к остальным разделам.
5.2.4. Предлагаем вам следующий порядок написания доклада.
Анализ и толкование. В этой части вы описываете полученные в процессе работы результаты. Материал должен быть логи­чески подобран, рассортирован и представлен по пунктам. В данный раздел войдут:
1) результаты анализа;
2) ваше толкование полученных результатов.
Этот раздел создает основу для ваших будущих выводов. Сделайте доклад легким для восприятия и снабдите каждый раздел заключающими его выводами и оценками.
Методы. В данном разделе вы должны ознакомить читателей с:
1) используемыми источниками данных;
2) способами сбора и анализа информации;
3) рамками использованных источников, а также ограничениями в методах сбора и анализа фактического материала.
Выводы. Здесь вы приводите обобщенное изложение основных результатов проделанной работы в порядке рассмотрения темы доклада. Никакой новой информации в данном разделе быть не должно. Речь идет только о данных, представленных в основном тексте, об их смысле и значении и подводится общий заключительный итог по пунктам.
Вступление. Изложив материалы своих исследований и сделав по ним соответствующие выводы, вы четко представляете себе, что вам предстоит предварять в этом вводном разделе. Во вступлении необходимо ознакомить читателя с целью, которую вы перед собой ставили, а также со структурой подготовленного вами доклада.
Приложения. Этот раздел предназначен для размещения вспомогательных данных, которые носят справочный характер и предоставляют дополнительные доводы в пользу ваших главных аргументов.
Оглавление. Должны быть перечислены все разделы доклада с указанием страниц текста.
Библиография. В этом разделе перечисляются книги и другие источники, которыми вы пользовались в ходе своих исследо­ваний и на которые ссылаетесь в тексте доклада. Следует правильно указать авторов и название издания.
Титульный лист. На отдельной странице дается название доклада, которое ясно отражает его основную тему, а также имя ученика и дата окончания работы.
Краткое изложение. Очень важный раздел доклада, который вы заполняете в последнюю очередь. Ознакомьтесь с руковод­ством по его составлению, приведенным ниже в приложении к нашим советам.

  • Предложения должны быть короткими и простыми. В противном случае чтение затруднено, смысл ускользает, а утверждения звучат неубедительно. То же относится и к построению абзацев.
  • Ошибки в правописании рассеивают внимание и раздражают. Пользуйтесь словарем, а если работаете на компьютере, то прогоняйте текст доклада через программу коррекции.

5.4. Оформление
5.4.1. Кроме того, что доклад должен легко читаться, желательно придать ему презентабельный вид. Четко выделенные заголов­ки и пронумерованные пункты помогут читателю легче понять ход ваших рассуждений. К этой части работы следует подойти с не меньшим усердием, чем к написанию самого текста.
5.4.2. Статистические данные легче воспринимаются и, следовательно, становятся более информативными, если выражены в виде графика, секторной или столбиковой диаграммы.
5.4.3. Не стоит забывать и о расположении различных элементов материала. Должен соблюдаться разумный баланс между текстом (рукописным или печатным) и белым полем страницы. Слишком плотный текст выглядит пугающе и сложен для восприятия. Обязательно оставляйте:

  • достаточно широкие поля;
  • двойной или полуторный пробел между строками;
  • отделяйте и выделяйте заголовки.

6. Окончательное редактирование
6.1. Перед сдачей доклад необходимо не просто прочесть от начала до конца, но и тщательно отредактировать, придать лоск своему творению.
6.2. При чтении отмечайте страницы, к котором надо будет еще раз вернуться. Сейчас на них не задерживайтесь. Сначала вам необходимо прочувствовать стройность работы в целом, оценить впечатление от беглого ее просмотра. Поставьте себя на место заинтересованного читателя и будьте в высшей степени критичны к собственному произведению.
6.3. Читка корректуры чрезвычайно серьезное и важное дело. Независимо от количества времени и тех усилий, которые вы затратили на написание работы, желаемый результат станет возможным лишь при самом внимательном и придирчивом прочтении черновой версии. Какими бы неоспоримыми преимуществами не обладало содержание доклада, небрежно отпечатанный или написанный текст, с массой ошибок и неудачной компоновкой оставит удручающее общее впечатление и сведет на нет ваши труды.

  • Самым тщательным образом перечитайте доклад, особое внимание уделите грамматике и правописанию.
  • Задайтесь вопросом, можно ли выразить ту или иную вашу мысль лучше, обстоятельнее, более убедительно. Если да, измените предложение или перестройте весь абзац.
  • Оцените компоновку основной части. Является ли она оптимальной для представления материала, ваших идей и аргументов?
  • Хорошо ли построен каждый абзац?
  • Все ли карты и диаграммы помещены в нужном месте, и удачно ли они совмещены с текстом?
  • В полной ли мере библиография соответствует приведенным в тексте ссылкам?
  • Отвечает ли доклад целям, поставленным вами перед самим собой, и соответствует ли требованиям, предъявляемым к такого рода работе?
  • Обоснованы ли приведенные вами аргументы, действительно ли понятна их суть?
  • Подчеркивают ли ваши выводы и заключения вескость приведенных аргументов?
  • Отражает ли краткое изложение доклада его основные пункты?
  • Наконец, оцените расположение частей доклада и общий его вид.

7. Сдача работы
Итак, доклад написан. Теперь вы можете передать его на рас­смотрение с обоснованной надеждой на то, что не придется упрекать себя в нерадивости, поскольку вы действительно сделали все, что в ваших силах.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ДОКЛАДА

  • ознакомить с темой доклада, его целями, используемыми методами исследования, выводами и (или) рекомендациями;
  • помочь читателю определить, представляет ли доклад интерес для него;
  • сэкономить время менеджеров и других весьма занятых людей, позволив им сразу решить, отвечает ли содержание доклада их потребностям. Не обманите их ожиданий!

3. Автор доклада вполне может использовать краткое изложение своего труда для безошибочного определения качества всего доклада в целом. Действительно ли он ясен и конкретен, удалось ли достичь поставленных целей?
4. Техника подготовки краткого изложения состоит в следующем:
а) прочтите весь доклад;
б) сформулируйте его главную тему;
в) прочтите по отдельности каждый из разделов и вычлените их основные выводы или положения;
г) объедините пункты б) и в) в несколько логичных и взаимоувязанных формулировок. Помните, что задачей является подготовка краткого и ясного рассказа, который дал бы полное представление о характере вашего труда;
д) прочитайте свое краткое изложение и убедитесь, что оно верно передает содержание вашего текста и предстанет в глазах читателя самостоятельным информативным произведением.

Как написать реферат
Несколько НЕ
Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом.
Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом.
Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах.
В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается.

РЕКОМЕНДАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМ ПО НАПИСАНИЮ реферативных работ.

Реферативнаяработа - начальная ступень научного творчества учащихся. Необходимо разделять учебные и творческие рефераты.
Главная задача учебных рефератов - усвоение материала школьной программы (при этом ставятся, как правило, достаточно общие темы).
Цель творческого реферата - максимально полное освещение какой-либо темы под определенным, специальным углом зрения. Творческий реферат требует более узкой темы и тщательного подбора материала из источников именно под этим углом зрения.
Исследовательскаяработа отличается тем, что в ней поднимается та или иная проблема, ставится цель решить какую-либо задачу с помощью определенной методики и делаются выводы на основе собственной практической деятельности (с образцами, пробами живых и неживых объектов - в естественных науках, с источниками, архивными данными - в гуманитарных науках).

  1. обоснование выбора темы реферата;
  2. цель работы, описание задач, решаемых в данном реферате;
  3. анализ источников и литературы*** по данному вопросу (при необходимости). Здесь от автора реферата требуется не только указать, что и кем было ранее написано, но и попытаться охарактеризовать материал, который он использовал при написании реферата.

Работа должна содержать следующие этапы:
• выделение проблемы;
• постановка целей и задач исследования;
• анализ литературного материала;
• определение и освоение метода исследования;
• сбор и обработка материала;
• анализ и обобщение результатов исследования, выводы;
• оформление и представление работы.

*** Под "источниками" здесь подразумеваются законы, различные нормативные документы и др., а под "литературой" — книги, монографии, публикации в периодической печати.

Как жанр научного стиля доклады классифицируют по разным критериям. Каждый вид научного доклада имеет свои правила написания и оформления, поэтому перед написанием работы этого типа нужно ознакомиться с классификациями и определить подходящий вид.

Виды докладов в зависимости от автора

Виды докладов

Какие существуют виды докладов?

Исходя из этого требования, все доклады делят на два вида:

Требования к содержанию, структуре и оформлению научного доклада более жесткие, чем к учебному.

Оформление учебного доклада, как правило, не регламентируется, если этого не пожелает преподаватель.

Классификация по цели доклада

Классификация докладов по цели

Отличия докладов в зависимости от цели

Каждый автор перед написанием доклада определяет цель своего выступления (иногда она определяется уже самой темой), по этому критерию доклады делят на три вида:

  • Отчетный доклад пишется с целью освещения хода работы за определенный срок, обобщения состояния дел с выделением плюсов и минусов, анализа возникнувших проблем и путей их решения. Такие доклады имеют место на конференциях, симпозиумах, семинарах в учебных заведениях или на предприятиях.
  • Тематический доклад посвящается раскрытию определенной темы или проблемы, при этом делается полный ее анализ и подаются выводы, определяется перспектива исследования. Значительную роль в таком виде доклада играют рассуждения автора, его взгляды, позиция, тем не менее, они должны органично переплетаться с уже доказанными истинами, прописанными в достоверных источниках.
  • Информационный доклад раскрывает состояние дел на текущий момент или же в определенный промежуток времени, информация должна быть полной, всесторонней, без субъективизма (позиция автора в этом докладе совсем не нужна).

На протяжении обучения студенту приходится писать каждый из видов докладов данной классификации (например, отчетный доклад пишется для защиты итогового отчета по теме, защиты курсовой или дипломной, информационный и тематический – для выступлений на семинарах, конференциях), а вот частотность зависит от специфики факультета.

Классификация по способу изложения

Классификация докладов по способу изложения

Отличия по способу изложения

В зависимости от того, в какой форме будет доноситься информация, все доклады делят на два вида:

Виды докладов по объему

Письменные доклады могут быть разного объема, их разделяют на 2 группы:

  • письменный краткий (подает краткое содержание научного труда или исследования, основные сведения по определенной теме без детализации, его объем зависит от объема первоисточника);
  • письменный подробный (кроме детального содержания труда или анализа проблемы, в такие доклады добавляют сведения, которые стали базой итоговых выводов).

Обратите внимание! Объем устного доклада определяется не страницами, а временными ми рамками, которые традиционно составляют 5-7 минут (для защиты серьезных работ 10-15 минут).

Советы по написанию различных видов доклада

Советы по написанию докладов

Советы для начинающих

Теперь, когда все классификации собраны в одном месте, виды доклада легко различить и выбрать подходящий для дальнейшей работы.

О том как подготовить блестящее выступление вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рефераты и доклады подходят для изучения нового материала и закрепления полученных знаний. На первый взгляд такие виды работ идентичны: студент должен подобрать источники, изучить литературу, систематизировать полученную информацию и представить ее слушателям. Основное отличие доклада от реферата заключается в способе обработки и подачи данных, правилах оформления.

Что такое доклад

Докладом называется подробное, логично структурированное изложение материала по выбранной тематике, основанное на глубоком изучении вопроса или его отдельных составляющих. Основная цель - формирование у студентов навыков к самостоятельной научно-исследовательской работе, развитие способности к критическому мышлению.

Главная составляющая доклада публичное выступление, которое предполагает умение преподнести аудитории материал, обосновать свою точку зрения, сделать правильные выводы.

Виды докладов

Студенческие доклады различаются в зависимости от структуры и бывают:

Девушка пишет реферат

  • линейными – выстроенными на последовательном представлении материала;
  • разветвленными – охватывающими несколько основных аспектов изучаемого вопроса.

По способу изложения материала доклад может быть:

  • Устный – предоставляет обобщенные сведения по теме исследования, кратко раскрывающие его цель, суть и результаты. Выступление должно быть информативным, понятным и доступным широкому кругу слушателей. Зачастую сопровождается презентацией.
  • Письменный краткий – подытоживает наиболее важную информацию, полученную в результате проведенных исследований.
  • Письменный подробный – представляет собой более детальное изложение, включающее не только конечные результаты, но и материалы о ходе выполнения работы.

Письменный доклад может содержать не только текст, но и включать графики, таблицы, фотографии, приложения.

Что такое реферат

Реферат от доклада отличается тем, что формирует общие представления по заданному вопросу – без детального анализа информации и логических выводов.

Виды рефератов

В зависимости от формы изложения материала различают:

  • репродуктивные – сведения излагаются коротко, в виде тезисов или ряда выводов, имеющихся в первоисточниках;
  • продуктивные – сравнение нескольких точек зрения по изучаемому вопросу.

Разница между докладом и рефератом

Чем отличается реферат от доклада

Несмотря на кажущееся сходство, реферат существенно отличается от доклада.

  • Доклад – исследовательская работа, содержащая субъективные данные, а также мнение самого студента. Реферат основан на изложении фактического материала без авторских рассуждений и умозаключений.
  • Написание реферата осуществляется на основе одного или нескольких источников с точной передачей приведенной в них информации и не предполагает выводов пишущего. Доклад составляется с опорой на анализ различных точек зрения и фактов, представленных в научной литературе. В нем указываются методы и способы решения вопроса, выражается мнение автора.
  • Обычно по объему реферат меньше доклада.

Таким образом, материал, представленный в форме доклада, по сравнению с рефератом излагается обстоятельнее и полнее. Поэтому, даже если по тематике такие виды работ перекликаются, то по содержанию они должны существенно отличаться.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Форма и стиль изложения текста научной публикации. Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Терминология Автор должен стремится быть однозначно понятным. Для этого необходимо выполнять следующие правила. Употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины. Не употреблять слово, имеющее два значения, не определив в каком из них оно будет употреблено. Не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одном значении. Не злоупотреблять иноязычными терминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между ними обычно имеются смысловые оттенки.

Язык научной речи Особенность языка письменной научной речи – формально-логический способ изложения. Научное произведение состоит в основном из изложения фактов и рассуждений, цель которых – доказательство истин, выявленных в результате исследования. Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность, что достигается использованием специальных языковых средств связи. При изложении текста следует использовать речевые клише, выполняющие роль средств связи между предложениями. Такие клише можно найти во многих методических рекомендациях.

Язык научной речи (окончание) Краткость достигается если избегать использования лишних, заимствованных, дублирующих друг друга слов, канцеляризмов. Эффективно сокращение часто используемых слов и словосочетаний или их замена аббревиатурами. Повышению точности, ясности и краткости статьи способствует правильное использование таблиц и иллюстраций. Так, табличная форма материала позволяет точно и кратко охарактеризовать цифровые данные, а хорошая иллюстрация часто без дополнительных объяснений в тексте позволяет читателю сделать правильный вывод.

Рекомендации по стилю и манере изложения Первый совет: не предъявляйте завышенных требований к памяти читателя. Например, делая вывод, скажем на 11 странице текста, мы не должны полагать, что читатель помнит исходные для вывода посылки, изложенные на 2 странице. Тем более читатель не обязан помнить содержание Ваших прошлых работ. Поэтому, даже если у Вас в голове все чётко и связно, и в тексте все это содержится, некоторые ключевые вещи стоит повторить, акцентировать их или по крайней мери сделать четкую ссылку к более ранним суждениям. Каждый фрагмент текста с этой точки зрения должен выглядеть законченным.

Рекомендации по стилю и манере изложения (продолжение) Третий совет: избегайте сугубой эзотеричности. Упрощенно говоря существуют два стиля построения научного текста. Первый – наворотить побольше умных слов и предложений, чтобы каждый понял, что это научно. Авторы таких работ полагают, что если из их текста половина смысла остается непонятной, то это круто. Второй – избегать, где это возможно, всякой наукообразности. Этот путь более предпочтителен. Подчеркнем, что ясность изложения – очевидное достоинство. Если в тексте нет достаточной ясности, то с большой вероятность это означает, что автор сам еще не вполне осмыслил свои результаты и выводы.

Рекомендации по стилю и манере изложения (продолжение) Четвертый совет: не перегружайте текст подробностями и деталями. Это часто делается, особенно при изложении собственных исследований (ведь мы столько насчитали, и все нам так дорого!). Постарайтесь соблюсти чувство меры. Сделали пять таблиц – отберите одну из них, наиболее важную. Не надо забрасывать читателя ворохом цифр и деталей, ему никогда из них не выбраться. Вам следует выделить из многочисленных данных главное и аргументировано развернуть основной тезис. Вот Ваша задача, и задача не из легких.

Рекомендации по стилю и манере изложения (продолжение) Седьмой совет: по возможности избегайте популярных клише. Особенно это касается рекламных слоганов, которые все сильнее засоряют устную речь и начинают перемещаться в тексты. Они стремительно запоминаются, но столько же быстро забываются. Через год-два люди утрачивают контекст, без которого рекламные клише становятся просто глупыми. Рекламный слоган это не суждение, а ссылка. Письменные тексты – нечто выпадающее из ситуативности. Все проходит, а они остаются. Не забывайте, что рекламные клише разукрашивают текст, но одновременно понижают его уровень.

После завершения работы с текстом Попытайтесь дистанцироваться от своей работы и задайте себе следующие вопросы: В какой степени заглавие отражает тему работы? Дано ли обстоятельное описание исследования во введении? В чем состоит основной тезис (идея) работы? Содержится ли в работе критический аргумент и критические оценки собственной позиции? Все ли включенные в текст материалы относятся к заявленной теме? Хорошо ли связаны между собой основные части текста, построены ли переходы и связки между ними?

После завершения работы с текстом (окончание) 7. Не является ли заключение простым повторением фрагментов основного текста? Соблюдены ли требования к объему текста? Сумели ли вы вычистить текст от повторов клише, эзотерики и сленга? Четко ли определен жанр текста? Кому он адресован? Прошел ли текст через профессиональное редактирование и все ли замечания учтены? Если на эти вопросы даны положительные ответы, ваш текст готов.

Профессиональное редактирование Даже хороший текст (по Вашему мнению) проходит профессиональное редактирование. При этом встречаются две крайности: болезненное отношение автора к любой правке своего текста, стремящегося отстаивать каждое свое слово согласие автора с любой правкой Как же правильно относится к профессиональному редактированию? Если правка затрагивает содержательную часть статьи, то это повод для размышлений, после чего следует отстаивать свою позицию. Если же правка не касается содержания – старайтесь согласиться с ней. Помните, что чем больше замечаний получено от профессионального редактора, тем лучше для итогового текста.

Типичные ошибки в письменных текстах (окончание) 4. Отсутствие связи между частями текста. Отдельные части текста могут быть хороши, но все вместе они не читаются. Поэтому необходима тщательная разработка структуры работы, содержательная связь частей и логические переходы между ними. 5. Превышение объема текста. Требование соблюдать объем статьи не менее серьезно, чем другие требования. Не следует надеяться, что Ваш руководитель или редактор сократят текст за Вас. Они ведь так могут сократить, что Вы пожалеете о том, почему не сделали это сами. 6. Некорректно представленный статистический анализ. Здесь совет один: читайте хорошие книги по анализу данных.

Читайте также: