Формирование здорового образа жизни в школе доклад учителя физкультуры

Обновлено: 28.06.2024

Главное же для меня как учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. Для этого я делаю следующее:
1) Систематически провожу беседы о том, что нужно делать и как для сохранения и укрепления здоровья
2) Прививаю интерес к физической культуре, проводя уроки интересно
3) Учу самостоятельно выполнять различные физические упражнения для развития физических способностей и укрепления здоровья ученика,
4) Воспитываю потребность в движении как образе жизни,
5) Формирую у детей и родителей понятие здорового образа жизни и желание его вести через беседы среди учеников и их родителей.

Главная задача школы – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто работает в школе не один десяток лет, воочию видна динамика ухудшения здоровья детей. Если 20 лет назад освобожденных от физической культуры в каждом классе было по одному-два ученика, то теперь их стало больше. Практически здоровых детей в каждом классе – единицы.

Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащихся.
В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.
Методика проведения занятий
Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической культуры.
На каждом уроку я обязательно использую общеразвивающие упражнения.
Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц.
Мышечные нагрузки укрепляют сердце, легкие, кровеносные сосуды и другие органы.
Упражнения оказывают существенное влияние на формирование правильной осанки, красивой походки, воспитывают эстетические понятия, культуру движений.
При этом развиваются такие физические качества, как общая выносливость, сила, гибкость, ловкость.
Причём, после разучивания очередного комплекса ОРУ, ребята сами рассказывают и показывают правильность выполнения упражнений, а значит смогут самостоятельно выполнять упражнения.

Эффективность проведения прыжков со скакалкой.
На своих уроках, независимо от разделов программы, провожу прыжки со скакалкой.
Иметь сильные, стройные, красивые ноги хочется каждому, а для этого их надо упражнять. И скакалка на уроках физической культуры служит отличным простейшим спортивным инвентарем.
Скакалка – очень доступный и полезный гимнастический снаряд. Прыжки со скалкой развивают мышцы ног, делают их стройными и красивыми, служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные явления в организме; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и координацию движений; укрепляют мышцы тазового дна.
Простота в использовании скакалки состоит в достаточно легкой обучаемости и несложности выполняемых упражнений. Обучение прыжкам со скакалкой начинаю с самых простейших прыжков. Существует много различных упражнений со скакалкой. Наиболее распространенными из них являются прыжки: на обеих ногах, вращая скакалку вперед, на одной ноге; с попеременным прыжком на одной, другой ноге, с выполнением бегового шага, на месте и с перемещением, со скрестным положением рук, со скрестным положением ног.
Включение прыжков со скакалкой в урок, проходящий как в спортивном зале, так и на свежем воздухе, не обременительно для занимающихся, если прыжковые упражнения разнообразны по форме, нагрузке и задачам, стоящим перед ними. Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по заданию, ОРУ со скакалкой. Такие прыжки служат развитию координационных способностей. Это могут быть прыжки с продвижением вперед, назад: с чередованием направления – влево-вправо; с предметами в руках.
В первой и четвёртой четверти проводится проверка прыжков со скакалкой и многие ученики устанавливают рекорд класса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выступление на педагогическом совете 29.08.2015г.

"Девять десятых счастья зависит от здоровья", - сказал Шопенгауэр. Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Безусловно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь….И для родителей, не будем кривить душой, на первом месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в математике и английском… Считается, что главной задачей школы является обучение детей основам наук, однако, в свете нынешнего состояния здоровья нации, считаю, задачей, равнозначной обучению наукам, должно быть обучение здоровому образу жизни, привитие навыков владения своим телом.

В нашей школе сложилась определённая система физкультурно-оздоровительной работы. Она включает в себя следующие направления:

• физкультминутки на уроках, динамические паузы;

• работу спортивных секций, кружков; (волейбол, футбол, вьет-во-дао);

• подготовка и проведение разнообразных спортивных соревнований, праздников, состязаний, конкурсов, дней здоровья;

• проведение теоретических уроков по физической культуре, смысл которых заключается в том, чтобы создать у учащихся целостное представление о физической культуре как виде общей культуры общества, позволяющий выработать устойчивый интерес у обучающихся к двигательной деятельности;

• пропаганду здорового образа жизни детей и подростков;

На уроках физической культуры, который остаётся основной формой учебного процесса, решается, как правило, комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Основное внимание уделяется развитию двигательных качеств: координационных, скоростных способностей и выносливости, силы, гибкости, ловкости, а также воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательность, честность, смелость.

Уроки проводятся в спортивном и тренажерном залах. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры проводятся на открытом воздухе, т.к. закаливание играет важную роль в профилактике простудных заболеваний. Систематические занятия на воздухе снижают число простудных заболеваний, повышают тонус, нормализуют обмен веществ.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования:

• Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

• Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;

• Система школьного самоуправления;

• Развитие системы внеурочной занятости детей.

Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. Сколько бы мы ни учили ребенка элементам игры на уроках, он никогда не научится, если не будет участвовать в соревнованиях. Такие дети, как правило, стесняются играть, а это сохраняется надолго и после окончания школы. Дети, участвующие в соревнованиях, значительно лучше разбираются в правилах и тонкостях игры, более уверенно чувствуют себя на площадке и, что очень важно, при любой возможности стремятся играть. Они серьёзней относятся к изучению на уроках техники и тактики игры.

Поэтому соревнования – необходимый и обязательный элемент учебного процесса. Участие в них должно поощряться оценками независимо от занятых мест. Вместе с тем надо учитывать, что соревнования школьников должны коренным образом отличаться от соревнований взрослых.

Главная цель школьных соревнований – обучение и развитие физических качеств, а не определение лучших и худших. Поэтому они должны логически продолжать и дополнять учебный процесс, увеличивая время на освоение и совершенствование изучаемых на уроках действий и упражнений. Они должны увязываться с учебной программой и входить в систему школьных соревнований, рассчитанную на весь учебный год. Детей необходимо учить играть и участвовать в соревнованиях. Как минимум 80% всех соревнований должны проводиться внутри школы с большим вниманием к каждому ученику.

К участию в соревнованиях надо привлекать максимально возможное количество школьников, начиная с соревнований внутри классов. Если невозможно провести их по основным правилам, то используются упрощенные, с меньшим количеством участников в командах. Либо каждый класс выставляет несколько команд, и соревнования проводятся в параллели или между ними.

Школа принимает участие во всех муниципальных соревнованиях по различным видам спорта. Следует отметить, что ребята ежегодно завоевывают призовые места.

Оценивая достижения учащихся, стараюсь ориентироваться на индивидуальные темпы развития двигательных навыков. Личностно-индивидуальный подход, применяемый при контроле и оценке учащихся, направлен на стимулирование стремления детей к совершенствованию и повышению активности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Стараюсь убеждать учащихся в том, что совместные тренировки, соревнования с соперниками обязательно обогащают опытом человеческого общения, учат лучше понимать друг друга.

Учебная работа по физической культуре является важнейшей частью в плане укрепления здоровья, и поскольку здоровье – понятие комплексное, необходимо переходить от акцента на физическую подготовку к воспитанию привычек здорового быта средствами и методами физической культуры.

Полагаю, что вовлечение в различные формы занятий физической культуры основной массы учащихся и педагогов окажет самое плодотворное влияние на их здоровье.

К.Э. Циолковский писал: "Каждое разумное существо – есть воин, сражающийся за свое будущее, за господство разума и блага во вселенной…”

А я, со своей стороны продолжу: "…воин должен быть сильным, выносливым и интеллектуально развитым”. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Еще древние философы и врачи пытались изучить здоровье человека через его природу. поведение, образ жизни и образ мыслей. По меткому определению отца медицины Гиппократа, какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни.

Здоровье – это гармоническое единство биологических и социальных качеств, как данных от рождения, так и приобретенных. Врачи оценивают на практике состояние здоровья более конкретными показателями, которые можно зарегистрировать и измерить. Для этого существуют нормативные данные, говорящие нам о состоянии систем организма – уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, рентгенологического исследования и т.д. Если эти показатели соответствуют возрастным нормам человека и позволяют ему без помех заниматься учебой или трудом, можно утверждать, что человек здоров. Если же ребенок без видимых причин начинает плохо учиться, у него пропадает интерес к играм, занятиям, можно предположить, что он не здоров.

За последние пять лет заболеваемость среди школьников России увеличилась на 16%. К школьным нагрузкам не готовы более 32% шестилетних лишь 10% абитуриентов приходят в вузы абсолютно здоровыми. Многие исследователи отмечают четкую зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок, несоблюдение школьных санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушение режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие учебных программ и методик возрастам и функциональным возможностям учащихся способствуют росту нарушений в состоянии здоровья школьников. Уменьшение двигательной активности, увеличение учебных нагрузок, создающих психологическую и эмоциональную напряженность – отличительные черты современной школы, которые рассматриваются отечественными учеными в качестве основных источников развития заболеваний. Не случайно в первую очередь система образования. Современная школа обратила пристальное внимание на эти вопросы.

С резким ростом интеллектуальной составляющей производства, с его механизацией, автоматизацией и компьютеризацией, с такими же изменениями непроизводственных отраслей труда, с насыщением быта телевизорами, компьютерами, пылесосами и т.д люди почти перестали двигаться, тем более в крупных городах. Если, конечно, не считать движением перемещение от дивана до автобусной остановки.

Так получилось, что человеческий организм за миллионы лет своей эволюции не смог подготовиться и привыкнуть к такому внезапному, скачкообразному изменению условий существования, которое произошло за последние полвека. Устойчивая нервная взвинченность и усталость постоянно подталкивают население к приему различных успокаивающих таблеток. Приводят к росту табакокурения, алкоголизма, приему наркотиков.

Подвижные игры на уроках физической культуры (как и занятия командными видами спорта) не только развивают дух коллективизма, сотрудничества, но и закрепляют в сознании школьника основы системного подхода к различным явлениям действительности. Приобщение же учащихся к индивидуальным видам спорта можно считать одним из средств заглянуть в себя, выявить и проявить черты характера, научиться анализировать и не повторять свои просчеты и ошибки.

Занятия физической культурой и спортом под руководством учителя и тренера формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар, причем не только в спортивном зале, подводят к ощущению духа честной конкуренции, что особенно важно для подрастающего поколения в современной России.

Школьная физическая культура во многом закладывает основу для формирования основополагающих личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность, стремление не отставать от других. Физическая культура в школе нередко бывает достаточно эффективным средством направления энергии школьников в конструктивное русло. При этом мировоззренческая позиция, поведение, знания и умения, личный пример учителя физической культуры подчас становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания других педагогов, да и собственных родителей. Если школьная физическая культура будет иметь возможность формировать у учащихся потребности к постоянному самообразованию, самосовершенствованию, то при соответствующей организации у учащихся будет легче осознать и принять для своей жизни вековые социальные опоры: дружбу, равноправие, справедливость, красоту, право на интересную жизнь, свободу и счастье.

(М.Я. Виленский; С.О. Авчинникова). Вот почему школа ориентирована на здоровый стиль жизни как на важнейшую ценность, которая порождает стремление к здравотворчеству.

Перед каждым участником образовательного процесса были поставлены конкретные задачи. Для меня, учителя физической культуры, основными направлениями деятельности являются:

- реализация личностно-ориентированного подхода к учащимся на занятиях физической культурой и во внеурочной деятельности;

- дифференцирование учебной нагрузки с учетом физического, психического состояния детей;

- углубление и дополнение содержания предмета за счет включения теоретических вопросов укрепления здоровья и методов оздоровления, в том числе нетрадиционных видов гимнастики;

- внедрение комплексной программы развития физических качеств, разработанной В.И. Ляхом;

- разработка методов наблюдения за физическим развитием, учитывающих развитие мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В уроке физической культуры, как ни в одном другом, совмещаются три ипостаси образования: обучение, развитие, воспитание. Особое внимание я уделяю воспитательной составляющей занятий:

- формированию ценностного отношения к здоровью;

- воспитанию потребности в увеличении физкультурно-оздоровительной активности.

Организуя работу с детьми, я стараюсь формировать личность ученика; готовлю их к соблюдению рационального режима учебы, труда и отдыха, двигательного режима, соблюдению правил личной гигиены; знакомлю с различными видами оздоровления, спорта; учу общению.

Разработка и принятие программы подвигли нас на переосмысление возможных подходов к решению проблем здоровьесбережения в школе. Идея о том, что предмет «физическая культура может помочь в решении этих вопросов, получила дальнейшее развитие и конкретизацию.

Началом любой активности, в том числе и двигательной, выступает мотив, поэтому мы уделили большое внимание стимулированию интереса к занятиям физической культурой, который является важной побудительной силой дальнейшего развития личности (Е.П. Ильин).

В школе было проведено исследование с целью изучить мотивы, потребности, интересы учащихся к занятиям физической культурой. Результаты исследования показали, что в начальной школе 85% учеников идут на урок с желанием поиграть в различные игры.

91% учащихся предпочли бы вместо традиционных занятий нетрадиционные виды оздоровления. В среднем звене мальчики предпочитают спортивные игры, а девочки различные виды гимнастики. Именно в этом возрасте у подростков появляется желание больше узнать нового и научиться самостоятельно играть в спортивные игры, для того чтобы использовать эти навыки в свободное от занятий время. Ведь игры в команде для них прекрасная возможность общения. У старших школьников преобладает желание снять напряжение, улучшить телосложение, пообщаться.

Уроки в начальном звене проводились учителями начальных классов в игровой форме, так как игра является ведущей формой деятельности в этом возрасте. В среднем звене важно установить контакт с учениками, и в этом помогает диалог как форма воспитания через общение. А уже в старшем школьном возрасте приоритетным становится самостоятельность, уважение к которой помогает влиять на выбор стиля жизни.

Основная задача учителя физической культуры – воспитывать потребность к двигательной активности и формировать навыки для последующей жизни. Поэтому обучение развитию физических качеств в этом возрасте является столь значимым.

Для разработки индивидуальных рекомендаций по гармоничному развитию физических качеств я учитываю период развития каждого ребенка – его сенситивность к тому или иному качеству. Соответственному периоду рекомендую и отрабатываю на занятиях упражнения определенной направленности.

В старших классах, когда подростков особенно волнует телосложение, девушкам предлагаю заниматься ритмической гимнастикой и танцами, а юношам силовые упражнения.

Все это позволяет утверждать, что исключительно важна роль физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников. Поэтому в структуре общего среднего образования предмет должен носить прикладной характер, занимать одно из ведущих мест в системе межпредметных связей и способствовать решению важных общепедагогических задач.

Физическая культура не должна быть лишь школьным предметом! Она должна быть образом жизни детей! Для этого необходимо преодолеть устаревшее, но очень распространенное в обществе понимание культуры лишь как грамотности, научной просвещенности и общего знакомства с массовыми видами искусства.

Вот почему в нашей школе предусматривается:

2.Постоянное руководство оздоровительным блоком со стороны администрации на уровне заместителя директора школы. В этот блок входят общие физкультурные занятия, спортивные секции по выбору учащихся, спортивные соревнования и олимпиады, занятия по основам безопасности жизнедеятельности.

Главное – это приобщение школьников к спортивно – оздоровительному образу жизни.

Таким образом, учитывая достижения науки, при преподавании предмета


Роль физической культуры в укрепление здоровья школьников.

Содержимое разработки


Жуковская средняя общеобразовательная школа №1

имени Б.В Белявского

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ


Учитель ф/к Карлсон Н.Н.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья школьников.

Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-технического прогресса. Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.

В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов.


К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.

Движение – это жизнь.

Важность и высокую значимость физической культуры в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое долголетие.

Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.


На сегодняшний день сохранение здоровья подрастающего поколения – задача государственной важности. Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом. Физическая культура и спорт помогают сохранению и укреплению здоровья и работоспособности людей, дают им возможность подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенства. Тем самым они обогащают творческие способности людей, культуру, образование, воспитание, вселяют в них жизнерадостность, повышают трудовую активность, являются совершенным фактором формирования образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Урок физической культуры – основная и ведущая форма физического воспитания в общеобразовательной школе. Формирование здоровой личности, способной адаптироваться в современных условиях жизни – это главная цель учителя физкультуры.

Овладеть физической культурой (оздоровительной физкультурой) обязаны все школьники без исключения.

Чтобы выработать потребность детей в физической культуре учитель должен обращать серьезное внимание на технологию проведения каждого урока: использовать элементы личностно-ориентированного подхода в обучении, элементы здоровьесбережения. Вносить в проведение уроков элементы современных инновационных технологий, обеспечивает дифференцированный подход к учащимся с учётом их здоровья, физического развития, пола и двигательной подготовленности, достигает высокой моторной плотности занятий, динамичности, эмоциональности. Каждый урок строить так, чтобы он работал на результат, большое внимание уделять поощрениям, что вселяет у детей уверенность в свои силы.

Двигательный режим учащихся нашей школы.

Физзарядка до урока – 5 минут.

Физминутки на уроках.

Урок физкультуры 3 раза в неделю.

Динамические перемены в начальном звене.

Прогулки на свежем воздухе по стадиону.

Занятия в спортивных секциях – 5 раз в неделю.

Внутришкольные спортивные соревнования.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся через проводимые мероприятия.

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа в школе является основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, позволяет повысить адаптивные возможности организма, становится средством сохранения и укрепления здоровья школьников. Осуществляя комплексный подход, учитель добивается максимальной заинтересованности учащихся, высокой активности, а также оптимального уровня допустимых нагрузок при выполнении упражнений, постоянно контролируя состояние здоровья детей.

История показывает, что общество испытывает постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки (ходьба, бег, плавание и т.п.), развивать до оптимальных уровней его физические способности (силу, выносливость, ловкость и т.п.) в интересах труда, обороны, активного отдыха и других видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт.

По своему содержанию проводимые занятия, включающие двигательную активность, относятся к обучающим, тренирующим и реализующим. Задача, стоящая перед учителем на обучающих занятиях - дать понятия о новых движениях, показать ребенку технику выполнения. Большое внимание уделяется соблюдению техники безопасности при выполнении упражнений, проводятся инструктажи, дети учатся следить за своим самочувствием во время уроков и вне него.

Тренирующие занятия – занятия по закреплению и совершенствованию навыков учащихся. Такие занятия обеспечивают адаптацию организма к новому виду физической нагрузки и позволяют довести технику его выполнения до автоматизма.

Организация двигательной активности включает все три компонента в оптимальном сочетании, которое позволяет удерживать мотивацию к двигательной активности на высоком уровне. Учащиеся на уроке являются полноценными участниками творческого процесса обучения физическим упражнениям.

Одной из главных задач урока является развитие самостоятельности учащихся. Строится процесс обучения так, чтобы учащиеся, осваивая все виды физкультурной деятельности, одновременно обучались передавать свои знания и умения одноклассникам. К примеру, начиная обучать технике акробатических упражнений (кувырок вперед, назад, стойка на лопатках), учитель выявляет ученика, который первым начинает правильно выполнять это упражнение. Совместно с ним разбирает ошибки, допущенные его одноклассниками, уточняет способы их устранения. После такой подготовки он уже может самостоятельно работать с группой одноклассников. Поставив перед учениками познавательную задачу и организовав их самостоятельную деятельность, подводит их к самостоятельным выводам, т.е. учит их анализу и обобщению. Это готовит почву для сознательного усвоения материала учебной программы, повышает интерес к нему. Знания, приобретенные детьми в результате самостоятельных наблюдений и активной работы мысли, лучше усваиваются и прочнее запоминаются.

При изучении в школе какой-либо спортивной игры сталкиваешься с некоторыми проблемами. Эти проблемы подтолкнули учителя на поиск всепогодной игры, которая не потребует дорогого инвентаря, особых условий, позволит проводить ее одновременно всем классом. Палочкой – выручалочкой явилась русская лапта. Она позволила вывести урок физической культуры под открытое небо.

Спортивно-оздоровительная работа с учащимися школы.

Наряду с уроками физической культуры в школе проводятся классные и общешкольные мероприятия, направленные на укрепления здоровья и физической подготовленности учащихся.

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Это изменение должно начинаться с формирования у педагогов, учащихся и их родителей культуры сохранения собственного здоровья и осознания значимости данного вопроса для жизни в этом мире.

В школе проводится методическая неделя физкультуры и спорта, спортивные мероприятия с участием родителей и их детей.

Всё это и многое другое может способствовать тому, что спорт станет такой же необходимостью как знания математики и иностранного языка. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его.


Наверное, это справедливо, что учительский труд обязательно должен тесно переплетаться с трудом родительским.

Человек – это открытая биологическая система, которая напрямую зависит от окружающей среды, но она в ней заложена как природное начало к саморегуляции, человек может и должен сам регулировать свою деятельность, поддерживая стабильность в организме. И немаловажную роль в этом играет:

1.Двигательная активность человека;

2.Здоровый образ жизни.

Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека

Здоровый образ жизни — единственное средство защиты от всех болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.


Проводимая в школе работа по сохранению, укреплению и формированию здоровья способствует гармоническому развитию личности, воспитанию у школьников высоких нравственных качеств, готовности выпускников к защите Родины. Итогом работы школы по физическому воспитанию явилось то, что учащиеся постоянно принимают участие в районных, краевых спортивных мероприятиях и занимают призовые места.

Физическая культура — естественный способ проявления личности в обществе. В большинстве видов спорта мы имеем дело не просто с проявлением физической силы или выносливости, а с целостным выражением человеческой личности или силы коллектива. В этом плане спорт дает человеку многостороннюю удовлетворенность от проявления своих сущностных сил. Как и искусство, спорт постоянно раскрывает новые человеческие способности и возможности.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Многочисленные исследования свидетельствуют о благоприятном влиянии регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста. В разные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте они направлены на совершенствование физической подготовленности, физического развития и физической работоспособности, профилактику заболеваний, которые могут развиться в более старшем возрасте.

Физические упражнения в среднем возрасте используются в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения.

В преклонном возрасте средства физической культуры применяются для сохранения здоровья и активного долголетия, замедления инволюционных процессов, предупреждения прогрессирования хронических заболеваний и возможных осложнений.

С каждым годом все увеличивается, объем информации, получаемой современным школьником. Это жизнь, и никуда от нее не деться. Но тем людям, которые отвечают за здоровье школьников, еще многое надо понять, проверить и перепроверить, чтобы процесс обучения не наносил ущерба здоровью школьников. Наши учителя, заходя в класс, хотят видеть здоровых учеников.

Необходимо донести до сознания каждого школьника, чтобы здоровый образ жизни был для него не капризом взрослого, а условием для успешного саморазвития.

Читайте также: