Организация эффективного сотрудничества педагогов и родителей доклад

Обновлено: 18.05.2024

Данная статья представляет собой презентацию наиболее эффективных форм, методов и приёмов работы ДОУ с родителями, сочетание традиционных и инновационных форм работы с семьёй.

Ключевые слова: формы работы с родителями, методы работы с родителями, приёмы работы с родителями, работа с родителями.

Быть родителем — это важная работа.

Родители — это наставники, учителя,

друзья, защитники, судьи и руководители.

Для нас, педагогов, не секрет, что цель нашей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми для создания единого образовательного пространства детский сад – семья.

Воспитательный процесс - это серьезный ежедневный труд, и для его успешной реализации необходимо стремление, настойчивость и, конечно, любовь к детям.

Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания является наиболее актуальной в современном мире, так как отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для гармоничного вхождения маленького человека в социум.

Какие же формы, методы и приёмы использовать в работе с родителями, семьёй? В современном образовании существует две точки зрения на эту проблему: следовать традиционным практикам или инновации. Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация в потенциале – будущая традиция [5, с. 12]. Поэтому в нашей работе мы не говорим о традиционных или инновационных формах работы с родителями, мы говорим об эффективных, действенных формах, методах и приёмах.

В работе с родителями выделяются следующие приоритетные задачи:

- Повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических знаний и умений.

- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Работу в своей группе строим на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и знании его психического и физического здоровья (по результатам диагностирования совместно с логопедом, психологом, изучении микроклимата семьи и уровня педагогических знаний родителей).

Ниже представлен перечень форм, методов и приёмов, позволяющий родителям участвовать в жизни ДОУ, а педагогам опосредованно влиять на данную ситуацию. Традиционные формы работы всем известны, это:

- фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;

- информационные стенды для ознакомления родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, другими специалистами, занимающимися воспитанием детей, информацией по обогащению знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста;

- тематические консультации групповые, подгруппами (например, для родителей детей левшей), индивидуальные;

- сбор природного материала для деятельности детей: камешки, семена, раковины, гербарий и т.п.;

- приглашение к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников;

- родители призываются к участию в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка и т.п;

- работа по благоустройству ДОУ (оснащение предметно-развивающей среды, субботники по благоустройству участков группы, субботники по благоустройству групповых комнат);

- организация дежурств родителей в группе;

- домашние задания или решение проблемных познавательных задач с поиском ответа в различных источниках для совместного выполнения с детьми.

В данной работе подробнее остановимся на инновационной деятельности.

1.Просмотр видеофрагментов различных видов деятельности ребёнка в ДОУ с последующим анализом со стороны родителей, а затем и воспитателей.


5. Игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи. Игротека – это собрание игр, которые направлены на все виды деятельности в развитии ребенка. Цели игротеки: знакомство родителей с условиями, методами использования игр и игровых упражнений, направленных на развитие детей в домашних условиях.

Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета.


Семейный театр является новой формой совместной детско-взрослой художественной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между детским садом и семьёй, ориентированной на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.

8. Родительские собрания. При организации родительских собраний используются такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления следует переход к дискуссии, в качестве примеров используются моменты из жизни группы, включаются практические задания, игры, музыкальное оформление.

Собрания проводились в различных инновационных формах:

- творческие отчёты о реализации проектов;

- творческие отчёты по итогам учебного года;

- использование метода мозгового штурма (на родительском собрании в подготовительной к школе группе при обсуждении формы проведения выпускного). Цель мозгового штурма – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы.

Презентация детских проектов проходит в обстановке позитивного общения, где каждый ребенок ощущает свою значимость и важность своих первых открытий. Все свои открытия, столь важные для маленького ребенка, они совершают под руководством своих педагогов и родителей.

11. Открытые занятия для родителей. Это способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитательно-образовательной работы, направленной на обучение и воспитание ребёнка. Родители с удовольствием приходят в группу, переживают и волнуются, реально видят возможности своего любимца, просят совета, как лучше организовать помощь ребёнку дома, знакомятся с новыми программами.

Для детей присутствие родителей является большим эмоциональным фактором, вызывающим стремление проявить себя с хорошей стороны, быть внимательным и собранным.

Преимущества данной педагогической концепции взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны, поскольку это:

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

- повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей,

- рост родительской активности,

- родители становятся не только первыми помощниками, но и активными участниками образовательного и воспитательного процесса;

- установление тесного контакта с каждой семьей;

- учёт индивидуальности ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведёт к повышению эффективности педагогического процесса;

- возможность родителям выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребёнка;

- согласование воспитательного воздействия на ребенка,

- обобщение положительного опыта семейного воспитания;

- укрепление внутрисемейных связей;

- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье;

- возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Таким образом, ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Список литературы

Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. Пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - 4-е –зд. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с.

Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

Репринцева Г.И., Азизова Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России: учебно-метод. пособие/ Г.И. Репринцева, Н.Р. Азизова. – М.: ФОРУМ, 2015. – 305 с.

Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы/ авт.-сост. Н.А. Алымова, Н.А. Белибихина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.

Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В.А.Сухомлинский

Обновление системы дополнительного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

При организации совместной работы образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и коллективе УДО;

диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов образовательного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Все формы с родителями подразделяются на

коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;

традиционные и нетрадиционные.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями.

Наименование

Формы проведения общения

Проведение социологических срезов, опросов

Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

Устные педагогические журналы

Игры с педагогическим содержанием

Педагогическая библиотека для родителей

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Совместные досуги, праздники

Выставки работ родителей и детей

Кружки и секции

Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы

Наглядно-информационные: информационно-ознакоми тельные;информационно-просветительские

Информационные проспекты для родителей

Журналы и газеты, издаваемые УДО для родителей

Дни (недели) открытых дверей

Открытые просмотры занятий

Рассмотрим описанные выше группы форм взаимодействия педагогов и родителей подробнее.

1. Познавательные формы взаимодействия с родителями

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию.

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения :

Общее родительское собрание УДО.

Педагогический совет с участием родителей .

Групповые собрания родителей .

При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:

Анкетирование родителей по теме собрания.

Изготовление приглашений каждой семье

Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

Подготовка конкурсов, выставок.

Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать педагогу в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья учащихся, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий

Открытые занятия с детьми в УДО для родителей .

1.Дни открытых дверей.

2.Презентация образовательного учреждения . Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы УДО. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

3.Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей

В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей:

7.Мини-собрания . Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

9.Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

10. Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при УДО.

11.Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей образовательному учреждению.

12.Педагогические беседы с родителями . Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и педагога и родителей.

13.Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:

быть тактичным при посещении семьи;

не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;

не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;

Составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь ее выполнять.

14.Индивидуальные консультации. Педагог стремится дать квалифицированный совет.

15.Индивидуальные блокноты , куда педагог записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей .

2.Досуговые формы взаимодействия с родителями

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

1.Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.

2.Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.

3.Совместные походы и экскурсии . Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.

4.Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать их.

3. Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях данного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность педагога.

К ним относятся:

1.Уголок для родителей .

Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

2.Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

3.Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

информацию о дополнительных занятиях с детьми.

объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

просьбы о помощи;

благодарность добровольным помощникам и т.д.

4.Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) по выполнению каких либо действий.

5.Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками УДО с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка .

4.Письменные формы взаимодействия с родителями.

Новое в практике работы с семьёй - это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?

Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Это- брошюры, пособия, бюллетень, доска объявлений, ящик для предложений, отчеты.

Об эффективности проводимой в образовательном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогом;

размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.


Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива, избрать родительский комитет группы.

Участники мастерской: педагог и родители.

Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.


Ход проведения.


3. Социоконструкция:


5. Избирается родительский комитет класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы педагога с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги, работающие с младшими школьниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей. Поэтому свою работу с родителями я организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.

Для обеспечения нормального физического и психического здоровья младших школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:

Психолого -педагогическое просвещение родителей

Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс

Участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом

Чтобы все эти направления совместной деятельности педагога и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями младших школьников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

Все эти активные формы взаимодействия с родителями являются важными условиями для раскрытия творческого потенциала семьи.

Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей добиваюсь того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараюсь заинтересовать родителей школьной жизнью, даю возможность проявлять инициативу, а также поддерживаю родителей во всех делах класса и школы. Своё сотрудничество начинаю с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей. В работе с семьёй использую различные способы выявления талантов у родителей, для того, чтобы они могли выполнять поручения по своим интересам. Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает мне сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Темы родительских собраний могут быть самыми разнообразными:

· Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка.

· Счастливая семья. Какая она?

· Единство семьи и школы.

· Роль самооценки в формировании личности.

· Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка и др.

Тематику своих же родительских собраний планирую исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся.

Очень интересно прошло собрание "Счастливая семья. Какая она?". Форма проведения – круглый стол. Подготовку к собранию организовали задолго до дня его проведения: разучивали песни, готовили конкурсы, каждая семья представляла рисунок "Моя родословная", где было изображено генеалогическое древо всей семьи, была организована выставка творческих работ членов семьи, а также семейные альбомы с самыми смешными фотографиями. Подготовить многие собрания мне помогают родители: уютно оформляют класс, расставляют столы, пишут плакаты о воспитании.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным, поэтому каждый год провожу его обычно в начале сентября. На этом собрании вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на весь год. Вместе намечаем индивидуальные линии работы. Родители отмечают, какие консультации хотели бы получить в течение года.

· Год рождения ребенка, каким он был, этот первый год?

· Первые книжки ребенка.

· Друзья моего ребенка.

· Праздники нашей семьи.

· "Можно" и "нельзя" в нашей семье.

  • Дни рождения нашей семьи. Как мы их празднуем?
  • Песни, которые пели мы и поют наши дети.
  • Школьная форма. За и против.

· особенности здоровья ребенка;

· его увлечения, интересы;

· предпочтения в общении в семье;

· моральные ценности семьи.

Тематические консультации провожу по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, выношу её на собрание, если индивидуальная, то подбираю литературу, организую встречу, даю советы к кому обратиться, у которых аналогичная ситуация уже разрешена. Из опыта работы с семьёй предлагаю следующие темы консультаций для родителей:

· Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

· Как развивать плохую память ребенка?

· Как развивать внимание и внимательность?

· Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

· Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

· Грубость и непонимание в семье.

При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. При работе с родителями проводила беседы по следующим темам:

· Если ребёнок лжёт?

· Мой ребёнок и его друзья.

· На чём основано взаимопонимание.

· Тревожность детей. К чему она может привести?

· Что нужно знать о леворукости ребёнка?

Важной формой просвещения родителей являются конференции, которые расширяют, углубляют и закрепляют знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции для родителей провожу не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовим с ребятами фотовыставки, книжные выставки по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, разрабатываю и раздаю родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Важной и продуктивной формой при работе с родителями являются лектории, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. С этой целью мною были проведены лектории:

· Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.

· Как помочь ребёнку учиться.

· Семейные традиции и праздники.

· Трудовое воспитание в семье.

· Телевизор в жизни семьи и первоклассника и др.

Хорошей дискуссионной формой просвещения родителей являются диспуты. Проведение диспутов в начальной школе просто необходимо, так как многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая возможности и способности своих детей. Диспуты провожу с той целью, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. С этой целью были проведены диспуты:

  • О разумной родительской любви.
  • Как вырастить ребёнка нравственным.
  • Режим дня в жизни школьника.
  • Поощрение и наказание как методы воспитания.
  • Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?

Эти темы диспутов позволили включить родителей в обсуждение важнейших вопросов по проблемам воспитания детей.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Главная задача воспитательной работы педагога — это реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Эту форму сотрудничества считаю очень эффективной, ведь во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности.

Для организации совместной деятельности родителей и детей использую различные формы, например:

Формы познавательной деятельности:

  • Дни открытых уроков.
  • Праздники знаний и творчества.
  • Турниры знатоков.
  • Совместные олимпиады.
  • Выпуск предметных газет и др.

Формы трудовой деятельности:

  • Оформление кабинета.
  • Благоустройство и озеленение школьного двора.
  • Посадка аллей.
  • Создание классной библиотеки.
  • Выставки "Мир наших увлечений" и др.
  • Совместные праздники.
  • Подготовка концертов, спектаклей.
  • Соревнования.
  • Конкурсы.
  • КВН.
  • Экскурсионные поездки и др.

Широкое распространение получили семейные праздники:

  • Мы школьниками стали.
  • Праздник первой отметки.
  • День матери.
  • День отца.
  • День именинника и многие другие.

Игровые и спортивные семейные конкурсы:

  • "Папа, мама и я - спортивная семья".
  • "Папа, мама, я - читающая семья".
  • "Музыкальная семья".
  • "Нам вместе весело".
  • "Дочки и мамы".
  • "Папы могут всё что угодно".

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Полноценные отношения между школой и родителями – отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.

Содержимое публикации

Организация эффективного сотрудничества педагогов и родителей.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Полноценные отношения между школой и родителями – отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.

Взаимодействие педагогов, детей, родителей требует объединения усилий всех участников образовательного процесса. В реальной практике взаимодействие семьи и школы может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая включает следующие направления:

-изучение семей учащихся, их образовательные и информационные потребности и запросы, воспитательный и культурный потенциал;

-использование различных форм взаимодействия;

-создание условий для включения родителей в деятельность учреждения как равноправных субъектов;

-повышение педагогической и информационной культуры;

-организация родительского всеобуча;

-формирование единого информационного пространства;

Основные виды совместной деятельности школы и семьи:

2. Проектирование образовательного процесса

4. Реализация образовательного процесса

Также одним из условий эффективного взаимодействия семьи и школы является их долговременность отношений, т.е. нацеленность его участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.

Привлечение родителей к сотрудничеству возможно посредством различных средств и способов.

В ряду значимых средств выделим:

1. Заинтересованность родителей в совместной деятельности с ребенком.

2. Заинтересованность родителей внеурочной работой с учащимися с целью передачи своих знаний и опыта подрастающему поколению;

3. Стремление помочь учителю в эффективной организации занятий, проводимых в школе и вне школы;

4. Потребность родителей в совместном выполнении учебно-познавательных и других видов заданий в домашних условиях.

К участию в образовательной деятельности школьников можно привлечь родителей различными способами.

Среди них выделим следующие:

1. Скрытое привлечение, когда педагог включает родителей в образовательную работу, опираясь на интересы и потребности родителей, их личностные качества, профессиональную компетентность в вопросах, изучаемых детьми;

2. Открытое привлечение, когда педагог не только высказывает свое желание сотрудничать с родителями ребенка, но и излагает цель и содержание данной работы .

3. Использование комбинированного способа (сочетающего два вышеуказанных): в этом случае педагог может высказать родителям пожелание о сотрудничестве в определенных видах деятельности и изложить часть причин, побуждающих его к совместному труду; по мере развития сотрудничества педагог может находить и иные причины, побуждающие его подключать родителей к работе с учащимися.

Родители, в своем большинстве, желают сотрудничать с педагогами. Но не приемлют авторитарности в общении: их необходимо заинтересовать предстоящей деятельностью или перспективой ее, выраженной через различные результаты (например, повышение качества образования, уровня воспитанности своего ребенка, потребность в передаче своего опыта детям и др.).

Существует много форм и методов взаимодействия с семьёй это:

Родительские собрания (составляются на весь год , использование слайд-шоу, видео-роликов. Консультации, лекции (по запросам родителей)

Беседы (по проблемам родителей)

Праздники и развлечения совместные с родителями

Выставки по сезонам

Совместная трудовая деятельность

Праздники в семье (видеоролики, фотовыставки о семейных праздниках, альбомы)

Персональный родительский день (вопросы родителей)

Круглый стол (решение наболевших проблем родителей)

Творческие отчеты педагога с детьми для родителей

Тренинги (привлечение специалистов)

Фото - выставки для родителей

Формы работы с родителями постоянно меняются. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Расширить диапазон методов взаимодействия педагогов и родителей позволяет использование интерактивных методов.

Совместная учебная и внеурочная деятельность родителей и детей многообразна и широка.

Активной формой являются открытые уроки. Открытые уроки проводятся с целью ознакомления родителей с программами по предмету, методикой преподавания, требованиями. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Одной из форм сотрудничества являются еженедельные консультации для родителей классным руководителем и учителями – предметниками.

Очень важно участие родителей в подготовке домашних заданий, совместная пректно-исследовательская деятельность.

Проетно-исследовательские задания для детей и родителей позволяют открыть в домашних условиях семейный исследовательский центр, активизировать интеллектуальные силы детей и взрослых, создать дома творческую атмосферу и, исключить семейные конфликты, могут вызвать интерес и плодотворное сотрудничество детей и взрослых. Важное место в домашней исследовательской работе занимает не только сам процесс, но и оформление и анализ полученных результатов. Учителю целесообразно регулярно проводить консультации по вопросам организации исследования на дому и анализа получаемых результатов.

Эффективно проходит сотрудничество родителей и педагогов в экскурсионной работе. Родители могут совместно с педагогом определить объект предстоящей экскурсии, выделить основные задачи ее проведения, а также провести перед экскурсией вводное занятие, на котором дать школьникам дифференцированные индивидуальные и групповые задания, в том числе творческого характера. В процессе проведения экскурсии родители могут выступать как экскурсоводы-обозреватели и как экскурсоводы-консультанты.

Важными функциями семьи являются воспитание детей, предоставление им необходимых условий для успешного развития, обучения и воспитания, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям, а также помощь и сопровождение в образовании и развитии ребенка.

Читайте также: