Развитие выносливости на занятиях гимнастикой доклад

Обновлено: 02.07.2024

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

Введение

Выносливость — важнейшая физическая характеристика, которая отражает общий уровень работоспособности человека и проявляется как в спорте, так и в повседневной жизни. Выносливость должна быть развита, чтобы выдерживать любые физические нагрузки в течение длительного периода времени, как правило, чтобы избежать усталости как можно дольше. Выносливость подобна привычке — привычке организма делать определенное количество упражнений. Зависимость выносливости, естественно, зависит от возраста, т.е. она меняется с возрастом; есть момент, когда выносливость увеличивается, а затем уменьшается. Существуют методы и программы для развития выносливости. Это различные учебные курсы, каждый из которых имеет свои особенности. Конечно, плохо подготовленный человек не выдерживает тяжелых тренировочных нагрузок, поэтому методы отличаются, иногда индивидуальны.

Выносливость как физическое средство

Как уже упоминалось, выносливость является существенной физической характеристикой. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

Как многофункциональное свойство человеческого организма, выносливость объединяет множество процессов, происходящих на разных уровнях: от клетки до всего организма. Как оказалось, ведущая роль в появлении выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативной системе его обеспечения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также центральной нервной системе.

Выносливость проявляется в двух основных формах: 1) в продолжительности работы при определенном уровне работоспособности до появления первых признаков выраженной усталости; 2) в скорости работоспособности при наступлении усталости. Различают также специфическую выносливость и общую выносливость.

Особая выносливость — это способность выдерживать стрессы и напряжения, характерные для конкретной профессии, в течение длительного периода времени. Особая выносливость — это сложное, многокомпонентное качество двигателя. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно выборочно подбирать нагрузку, развивать и совершенствовать ее отдельные компоненты. Для каждой профессии или группы похожих профессий могут существовать различные комбинации этих компонентов. Особая выносливость подразделяется на типы: сложная в координации, прочность, скорость и гликолистическая анаэробная работа; статическая выносливость, связанная с длительным пребыванием в вынужденном положении в условиях малой подвижности или ограниченного пространства; выносливость при длительной работе с умеренной и низкой силой; выносливость при длительной работе с переменной мощностью; выносливость при работе в условиях гипоксии (недостаток кислорода); сенсорная выносливость — способность быстро и точно реагировать на внешние воздействия окружающей среды, не снижая эффективности профессиональной деятельности в условиях физической перегрузки или усталости сенсорных систем организма. Сенсорная выносливость зависит от стабильности и надежности аналитического оборудования: моторного, вестибулярного, тактильного, зрительного, слухового.

Общая выносливость — это совокупность функциональных способностей организма, определяющих его способность работать в долгосрочной перспективе с высокой производительностью труда при умеренной интенсивности, и обеспечивающих неспецифическую основу для проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности. Проще говоря, если человек увеличил свои аэробные способности (они являются основой общей выносливости) в одном виде деятельности (например, бег), то улучшения коснутся и другого — езды на велосипеде, катания на лыжах и т.д. Общая выносливость является основой для высокой физической работоспособности, которая необходима для успешной профессиональной деятельности.

В зависимости от количества задействованных мышц, выносливость варьируется в зависимости от глобальной (3/4), региональной (от 1/4 до 3/4) и местной (менее 1/4) мышечной массы. Глобальная работа вызывает наибольшее укрепление сердечно-сосудистой системы организма, в ее энергообеспечении больше аэробных процессов. Региональная работа приводит к менее выраженным метаболическим сдвигам в организме, в его снабжении увеличивается доля анаэробных процессов. Локальная работа не связана со значительными изменениями во всем организме, но в работе мышц происходит значительное истощение энергетических субстратов, что приводит к местной мышечной усталости. Чем больше локальной мышечной работы, тем больше анаэробных процессов энергообеспечения при том же объеме внешней физической работы.

Выносливость и возраст

Методы развития выносливости

Для развития выносливости используются различные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывная тренировка и интервальная тренировка, а также методы контрольной (или соревновательной) тренировки. Изменяя тип упражнений (ходьба, бег, катание на лыжах, плавание, упражнения с весом или на бочках, тренажеры и т.д.), их продолжительность и интенсивность (скорость движения, производительность работы, количество взвешиваний), количество повторений упражнения, а также продолжительность и тип перерывов на отдых (или восстановление), можно изменить физиологическое направление выполняемой работы. Равномерный непрерывный метод заключается в одноразовом равномерном выполнении упражнений малой и средней силы продолжительностью 15-30 минут и до 1-3 часов, т.е. в диапазоне скоростей от обычной ходьбы до темпового кросс-бега и с такой же интенсивностью, как и другие виды упражнений.

С помощью этого метода развиваются аэробные способности. Во время таких тренировок объем тренировочных усилий, необходимых для достижения соответствующего адаптационного эффекта, должен составлять не менее 30 минут. Плохо обученные люди не могут сразу выдержать эту нагрузку, поэтому они должны постепенно увеличивать продолжительность тренировочной работы, не повышая ее интенсивности. Через 3 минуты тренировки обнаруживается стационарное потребление кислорода. За счет увеличения интенсивности работы (или скорости движения) усиливаются аэробные процессы в мышцах.

За счет увеличения интенсивности нагрузки (скорости движения) увеличивается вклад анаэробных источников энергии в работу. Однако способность человеческого организма непрерывно выполнять ровную и интенсивную работу значительно ограничена (поэтому этот метод используется для развития аэробных способностей). В этом случае продолжительность работы составляет более 10 минут. Переменный непрерывный метод отличается от регулируемого регулярного периодического изменения интенсивности непрерывно выполняемой работы, характерного, например, для спортивных и подвижных игр, боевых искусств.

Интервальный метод тренировки состоит в дозированных повторных упражнениях относительно короткой продолжительности (обычно до 120 секунд) при строго определенных интервалах отдыха. Этот метод обычно используется для развития специфической выносливости для конкретной работы, широко используется в спортивных тренировках, особенно спортсменами, пловцами. Изменяя такие параметры упражнения, как интенсивность, продолжительность, количество перерывов на отдых и количество повторений упражнения, можно избирательно воздействовать как на анаэробную, так и на аэробную составляющие выносливости.

Тренировки, направленные на развитие высокоскоростной выносливости, заключаются в истощении запасов анаэробных алктатов в работающих мышцах и повышении устойчивости ключевых ферментов фосфагеновой системы энергоснабжения. Для решения этой задачи используются упражнения высокой интенсивности (90-95% от максимального) продолжительностью 10-15 секунд. Обычно выполняется несколько серий таких упражнений, по 3-6 повторений каждое, с периодами отдыха 1-5 минут. При решении проблем развития гликолитических анаэробных компонентов выносливости продолжительность упражнений обычно постепенно увеличивается с 15-30 секунд до 1,5 минут.

Если такие упражнения выполняются с интенсивностью 90-95% от максимального и длительными перерывами в отдых перед выздоровлением, то эффект от работы будет направлен на повышение гликолитической работоспособности. При профессионально применяемой физической подготовке для повышения гликолитической работоспособности наиболее приемлемая продолжительность упражнения — 20-35 секунд с перерывами в отдыхе 5-8 минут.

Для улучшения аэробных способностей используются многократные повторения упражнений с субмаксимальной (80-90%) интенсивностью, продолжительностью от 10 до 20 секунд и короткими перерывами в отдыхе. Повторение упражнений, продолжительность которых не превышает периода работы по развитию аэробных процессов, в конечном итоге приводит к максимальному увеличению аэробного метаболизма в тканях. С каждым повторением потребление кислорода быстро увеличивается в начале тренировки, незначительно уменьшается в фазе покоя, а затем снова увеличивается.

Повторяющийся метод состоит из повторяющихся упражнений максимальной или регулируемой интенсивности и произвольной продолжительности интервалов отдыха до достижения необходимой степени восстановления организма. Этот метод используется во всех циклических видах спорта (бег, лыжи, катание на коньках, плавание, гребля и т.д.), в некоторых видах быстрых силовых и боевых искусств с целью улучшения специфической выносливости и ее отдельных компонентов.

Метод развития выносливости

Начиная с развития и повышения выносливости, необходимо следовать определенной логике тренировки, так как иррациональное сочетание нагрузок с разных физиологических направлений во время тренировки не может привести к улучшению, а наоборот — к сокращению тренировок. На начальном этапе необходимо сосредоточиться на развитии аэробной способности одновременно с улучшением сердечно-сосудистой и дыхательной функций, а также на укреплении опорно-двигательного аппарата (т.е. развитии общей выносливости). Эта задача требует определенной степени воли, постепенного усложнения требований, последовательности в использовании продукции и систематического обучения.

На втором этапе необходимо увеличить объем нагрузки при аэробно-анаэробном смешанном режиме энергоснабжения, при котором для этого используется непрерывная, равномерная работа в виде ходьбы, беговых лыж, плавания и т.д. в широком диапазоне скоростей, вплоть до подкритических, а также различных непрерывных переменных режимов работы, в том числе и в виде круговой тренировки.

На третьем этапе, при повышенных требованиях к профессионально применяемой физической подготовке, необходимо увеличить объем тренировочных нагрузок за счет более интенсивных упражнений, которые выполняются через интервальные и повторяющиеся упражнения в смешанном аэробном и анаэробном режимах и выборочно воздействуют на отдельные компоненты конкретной выносливости. Если нет повышенных требований к уровню развития выносливости в связи с условиями профессиональной деятельности, необходимо только поддерживать достигнутый уровень с освоенными тренировочными нагрузками.

Программы развития общей выносливости для малоквалифицированных работников (в возрасте 30-50 лет)

Определение и интенсивность физической активности зависит от величины сердечного ритма как функции возраста, так как с возрастом способность сердечно-дыхательной системы человека имеет тенденцию к снижению. Для определения оптимального диапазона физических нагрузок можно использовать формулы: 220 — возраст (верхний предел), (220 — возраст)*0,87 (нижний предел).

Наиболее подходящим, простым и доступным упражнением для всех категорий занятых является бег трусцой. Вы должны пробежать 3 км. Если упражнение затруднено и частота сердечных сокращений превышает доступный диапазон, пробежки следует чередовать с ходьбой. Как только кузов привыкнет к этой нагрузке, задача должна быть сложной и выполняться в течение 30-45 минут на скорости 1 км за 5-6 минут. Эта задача должна выполняться дважды в неделю в течение 2-4 недель. Интенсивность тренировки может быть изменена, это зависит от того, кто несет груз. В зависимости от того, как вы себя чувствуете и насколько хорошо подготовлены, можно непрерывно бегать 5-6 км каждый день. Чем выше общий уровень выносливости, тем выше может быть скорость движения. Раз в 2-3 недели, желательно в выходные, можно проехать более длинную дистанцию — до 10-15 км в постоянном темпе и с той же скоростью. Время от времени вы можете увеличивать скорость еще больше.

Помимо бега, выносливость можно развивать и в плавании, и в закалке, а зимой — на лыжах.

Заключение

Поэтому, когда мы узнаем, что такое выносливость, мы увидим, что каждый человек развивает ее по-разному, это зависит от индивидуальных физических характеристик, а также от возраста и пола.

Тренировка выносливости должна проводиться постепенно и в соответствующем темпе. Вы не должны делать никаких резких изменений. В зависимости от методов развития выносливости, продолжительность тренировки также варьируется. Существуют программы общей выносливости для людей в возрасте 30-50 лет.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выносливость является важнейшим физическим качеством, отражающим общий уровень работоспособности человека и проявляющимся как в спортивной, так и в повседневной жизни. Выносливость нужно развивать для того, чтобы иметь способность к длительному перенесению каких-либо физических нагрузок, в общем, чтобы как можно дольше не утомиться. Выносливость, это как привычка - привычка тела к определённому количеству нагрузок. Зависимость выносливости естественно зависит от возраста человека, то есть с возрастом она изменяется; есть момент, когда выносливость увеличивается, а потом идёт на спад. Существуют методы и программы развития выносливости. Это различные тренировки, имеющие свои особенности. Естественно, что слабо подготовленному человеку большие нагрузки тренировок не выдержать, поэтому методы применяют разные, иногда индивидуальные.

Выносливость, как физическое средство

Как говорилось выше, выносливость - это важнейшее физическое качество. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма. Как выяснилось, ведущая роль в появлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.

Выносливость проявляется в двух основных формах: 1) в продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления; 2) в скорости работоспособности при наступлении утомления. Так же различают выносливость специальную и выносливость общую.

Специальная выносливость - это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость - сложное, многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Для каждой профессии или групп сходных профессий могут быть свои сочетания этих компонентов. Специальная выносливость делится на виды: сложнокоординированная, силовая, скоростно-силовая и гликолистическая анаэробная работа; статическая выносливость, связанная с длительным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного пространства; выносливость к продолжительному выполнению работы умеренной и малой мощности; выносливость к длительной работе переменной мощности; выносливость к работе в условиях гипоксии (недостатка кислорода); сенсорную выносливость - способность быстро и точно реагировать на внешние воздействия среды без снижения эффективности профессиональных действий в условиях физической перегрузки или утомления сенсорных систем организма. Сенсорная выносливость зависит от устойчивости и надёжности функционирования анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного, слухового.

Общая выносливость - совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности. Проще говоря, если человек повысил свои аэробные способности (они являются основой общей выносливости) в одном виде деятельности (например, в беге), то улучшения скажутся и в другом - в езде на велосипеде, в лыжах, и т.д. Общая выносливость это основа высокой физической работоспособности, которая необходима для успешной профессиональной деятельности.

В зависимости от количества участвующих в работе мышц, выносливость различается на глобальную (3/4 мышечной массы тела), региональную (от 1/4 до 3/4) и локальную (менее 1/4). Глобальная работа вызывает наибольшее усиление деятельности кардио-респираторных систем организма, в её энергетическом обеспечении больше доля аэробных процессов. Региональная работа приводит к менее выраженным метаболическим сдвигам в организме, в её обеспечении возрастает доля анаэробных процессов. Локальная работа не связана со значительными изменениями состояния организма в целом, но в работающих мышцах происходит существенное истощение энергетических субстратов, приводящее к локальному мышечному утомлению. Чем локальнее мышечная работа, тем больше в ней доля анаэробных процессов энергообеспечения при одинаковом объёме внешне выполненной физической работы.

Выносливость и возраст

Биоэнергетические факторы являются определяющими при проявлениях выносливости, поэтому о динамике её возрастных изменений лучше всего судить именно по метаболическим показателям. В возрасте от 18 до 25 лет, то есть в период физиологического созревания организма человека и формирования его психической сферы, аэробные и анаэробные возможности человека увеличиваются и достигают наивысшего предела. Затем эти показатели постепенно снижаются, а к 60 годам они уже почти вдвое ниже максимальных. Однако в динамике анаэробных показателей имеются определённые возрастные различия. Наиболее резко меняются с возрастом показатели максимальной анаэробной мощности (МАМ) и гликолитические возможности (по показателям предельной концентрации молочной кислоты в крови). У мужчин МАМ до возраста 20 лет быстро возрастает и остаётся на высоком уровне почти до 30 лет, затем снижается на 12-18% каждые 10 лет. У женщин наблюдается более быстрый прирост этого показателя в юном возрасте, и максимум достигается уже к 18 годам, затем начинает спадать и к 30 годам он падает на 25-30 %, после чего начинает снижаться на 7-8 % каждые 10 лет. Более резко выражена возрастная динамика гликолетических возможностей. У мужчин способность к накоплению молочной кислоты наращивается примерно до 30 лет и до 40 лет сохраняется на высоком уровне, после чего резко снижается примерно на 10-12% каждые 10 лет. У женщин максимальные величины способности к накоплению молочной кислоты в крови наблюдаются до возраста 30 лет, затем снижаются по 11-15% каждые 10 лет. Возрастная динамика максимального потребления кислорода (МПК) у мужчин и женщин аналогична, однако женщины достигают показателей аэробной мощности к 20 годам, а после 25 лет эта способность у них постепенно снижается, а у мужчин наивысшие показатели МПК наблюдаются в 25 лет, и затем равномерно снижаются. Показатели аэробной ёмкости изменяются медленнее. После 30 лет аэробная ёмкость идёт на спад, но у женщин резче, чем у мужчин.

Методы развития выносливости

Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интервальные, а также контрольный (или соревновательный) методы тренировки. Варьируя видом упражнений (ходьба, бег, лыжи, плавание, упражнения с отягощением или на снарядах, тренажерах и т.д.), их продолжительностью и интенсивностью (скоростью движений, мощностью работы, величиной отягощений), количеством повторений упражнения, а также продолжительностью и характером отдыха (или восстановительных интервалов), можно менять физиологическую направленность выполняемой работы.

Методика развития выносливости

Начиная развитие и совершенствование своей выносливости, необходимо придерживаться определенной логики построения тренировки, т.к. нерациональное сочетание в занятиях нагрузок различной физиологической направленности может привести не к улучшению, а, наоборот, к снижению тренированности. На начальном этапе нужно сосредоточить внимание на развитии аэробных возможностей одновременно с совершенствованием функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата (т.е. на развитии общей выносливости). Эта задача требует определённых волевых усилий, постепенности усложнения требований, последовательности применения средств и систематичности тренировок.

На втором этапе необходимо увеличить объём нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя для этого непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса, плавания и т. д. в широком диапазоне скоростей до субкритической включительно, а также различную непрерывную переменную работу, в том числе, и в форме круговой тренировки.

На третьем этапе в случаях, когда предъявляются повышенные требования к профессионально-прикладной физической подготовке, необходимо увеличить объёмы тренировочных нагрузок за счёт применения более интенсивных упражнений, выполняемых методами интервальной и повторной работы в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах, и избирательно воздействуя на отдельные компоненты специфической выносливости. Если же повышенные требования к уровню развития выносливости условиями профессиональной деятельности не предъявляются, то необходимо лишь поддерживать достигнутый её уровень освоенными объёмами тренировочных нагрузок.

Программы развития общей выносливости для слабо подготовленных занимающихся (в возрасте 30-50 лет)

Определение и интенсивность физической нагрузки зависит от величины частоты пульса в зависимости от возраста, т.к. с возрастом возможности кардиореспираторной системы человека, как правило, снижаются. Определить оптимальный диапазон для физических нагрузок можно по формулам: 220 - возраст (верх. граница), (220 - возраст)*0,87 (нижн. граница).

Наиболее приемлемым для всех категорий занимающихся, самым простым и доступным упражнением, является бег трусцой. Нужно пробежать трусцой 3 км. Если нагрузка оказалась сложной и частота пульса превысила доступный диапазон, то бег следует чередовать с ходьбой. Как только организм привыкнет к такой нагрузке, задание нужно усложнить и совершать бег в течение 30-45 мин. со скоростью 1 км в 5-6 мин. Выполнять это задание следует 2 раза в неделю с продолжительностью 2-4 недели. Интенсивность тренировок можно изменять, это зависит от того, кто как переносит нагрузку. В зависимости от самочувствия и подготовленности, возможно ежедневное непрерывное пробегание 5-6 км. Чем выше будет уровень общей выносливости, тем более высокой может быть и скорость бега. Один раз в 2-3 недели, лучше всего в выходной день, можно пробегать и более длинную дистанцию - до 10-15 км в равномерном темпе с той же скоростью. Периодически можно увеличивать скорость ещё больше.

Помимо бега, выносливость можно развивать с помощью плавания, закаливания, а зимой можно использовать лыжи.

Итак, узнав, что такое выносливость, можно сделать вывод о том, что у каждого человека она развивается по-разному, это зависит как от индивидуальных физических качеств, так и от возраста.

Тренировки по развития выносливости следует делать постепенно, в размеренном темпе. Не следует делать резких перепадов. В зависимости от методов развития выносливости варьируется и протяжённость занятий. Существуют программы развития общей выносливости и для людей в возрасте 30-50 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности.

Время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности — качества, для воспитания которых вряд ли можно обойтись без физической культуры. В наши дни особенно необходимы твердость характера, решимость, мобилизация волевых усилий, сознательная активность, направленная на изменение внешнего мира и себя. В сегодняшней жизни героями станут не слабые, безвольные хлюпики и не обыватели с душой, запроданной дьяволу стяжательства и вещизма. Перестройку осуществят люди сильные, закаленные, творческие, мужественно преодолевающие неизбежные, к сожалению, невзгоды и лишения, смело выступающие против сил социального зла, за реализацию сегодняшних наших планов.

Физическая культура, спорт могут и должны стать эффективным средством воспитания и самовоспитания таких людей.

Многие существующие и вновь возникающие виды трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к способности работников противостоять информационным перегрузкам и другим усложненным условиям труда. Инженерно-технические работники, ученые, преподаватели, учащиеся и другие лица, занятые напряженным умственным трудом, подвергаются воздействиям, характерным для эмоционального стресса, что приводит к перенапряжению нервной системы и нарушению ее регуляторных механизмов.

Под выносливостью понимают способность к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. А уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем выше выносливость.

Думается, не стоит много говорить о том, какое огромное значение имеет это качество для вашего здоровья, физического развития, будущей трудовой деятельности и успешной службы в рядах Вооружённых Сил Республики казахстан.

Для развития выносливости применяются различные упражнения: бег, кросс, лыжные прогулки, езда на велосипеде, плавание, гребля, катание на коньках, а также игры в футбол, хоккей, теннис, гандбол и т. д.

Лучше бегать ежедневно, желательно утром после зарядки, но можно и в другие удобные для вас часы. Не стоит вначале стремиться повышать темп бега, так как наибольшее значение для развития выносливости имеет постепенное увеличение общей продолжительности упражнения (рис. 1). Если вы почувствовали во время бега сильную усталость, переходите на ходьбу. При ухудшении состояния здоровья или после перенесенного заболевания проводить и возобновлять тренировки можно только с разрешения врача.

Результат занятий бегом зависит и от других обстоятельств: правильного выбора по сезону и погоде одежды и обуви (об этом мы поговорим несколько позднее), подбора маршрута бега (используя для этого в условиях города парки, стадионы, тихие улицы и бульвары). Зимой в холодную погоду темп бега несколько снижается, а дыхание производится через нос.

Рис. 1. Тренировка на местности для развития выносливости

Ну, а если нет необходимых условий или времени, то можно для тренировок использовать бег на месте или еще лучше — взбегание в умеренном темпе на лестницу. Условия самоконтроля по пульсу те же, что и при обычном беге.


В статье рассматриваются вопросы совершенствования исполнительского мастерства гимнасток на вольных упражнениях на основе повышения уровня специальной выносливости и уровня владения базовыми навыками общего назначения и навыками высшего порядка: навыка отталкивания ногами, безопорного вращения, динамической осанки, вращения по пируэту. Систематизированы и распределены средства, направленные на повышение уровня координационных и скоростно-силовых видов специальной выносливости, включающих общеподготовительные, специально — подготовительные и соревновательные упражнения в процесс специальной физической и специальной технической подготовки на вольных упражнениях у гимнасток, тренирующихся на этапе высшего спортивного мастерства.

Ключевые слова: гимнастика спортивная, вольные упражнения, исполнительское мастерство, специальная выносливость.

Специальная выносливость проявляется в способности многократно выполнять композицию на должном высоком уровне. Выполняя 1,5 минуты вольные упражнения, сочетающие акробатику и хореографию, гимнастки должны обладать оптимальным и необходимым уровнем специальной подготовленности.

Специальная физическая составляющая специальной подготовленности на вольных упражнениях представлена ведущими физическими качествами, обеспечивающими в первую очередь выполнение прыжковой акробатики с вращением по сальто, пируэту и по двум осям одновременно, гимнастических прыжков с разведением ног в шпагат, поворотов на одной в разных положениях на 720 и более градусов. В спектре доминирующих физических качеств на первом месте стоят координационные и скоростно-силовые способности. Тем не менее, условия выполнения вольных упражнений предъявляют высокие требования именно к устойчивости функциональных систем и психомоторных процессов организма, которые вынуждены противостоять утомлению, накопленному при высокоинтенсивной работе продолжительностью 90 секунд. В связи с этим существенную значимость занимает специальная выносливость гимнасток.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать эффективность использования сопряженных средств, направленных на повышение уровня развития координационных и скоростно-силовых видов специальной выносливости, их распределение на этапах макро-цикла подготовки гимнасток высокой квалификации.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось с сентября 2019 по апрель 2021 года и состояло из трех этапов. На первом и втором этапах осуществлялся анализ литературы, подбор методов исследования.

На третьем этапе с сентября 2020 года по апрель 2021 было проведено тестирование гимнасток, по результатам которого была сформирована опытная группа, проведена экспертная оценка качества и сложности выполнения вольных упражнений. В дальнейшем был проведен основной педагогический эксперимент, направленный на совершенствование скоростно-силовых и координационных видов специальной выносливости, получены и проанализированы результаты исследования.

Результаты исследования

В рамках данного исследования был проведен последовательный педагогический эксперимент, в котором участвовало 8 гимнасток, имеющих звание МС и выступающих по данной программе. Экспериментальная методика состояла из 3 блоков сопряженных средств, направленных на повышение уровня координационных и скоростно-силовых видов специальной выносливости. Средства на этапах мак-роцикла были распределены с учетом календаря соревнований и периодов подготовки по спортивной гимнастике.

Для определения уровня развития специальной выносливости на вольных упражнениях были выбраны тесты и разработаны контрольные упражнения.

Уровень развития координационной выносливости оценивался с помощью контрольного упражнения: сальто вперед в группировке — сальто назад в группировке; двойное сальто вперед в группировке — двойное сальто назад в группировке. Достоверность результатов высчитывалась с помощью непараметрического U -критерия Манна-Уитни.

Результаты тестирования представлены в таблицах 1,2,3.

Сравнительная таблица результатов тестов напрыгивание на возвышение и выпрыгивания из приседа за 1 минуту опытной группы до и после проведения педагогического эксперимента ( n =8)

Читайте также: