Закон эмоциональной аффилиации доклад

Обновлено: 30.06.2024

У каждого педагога и воспитателя должен быть сформирован высокий уровень аффилиации, умение создать атмосферу психологически-комфортную для каждого ребенка, атмосферу дружбы, взаимопомощи, сопереживания, что позволит ребенку чувствовать себя полноценным членом коллектива, сделает его более уверенным в своих силах, позволит раскрыться как личности.

ВложениеРазмер
affiliatsiya.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

Аффилиация как один из показателей готовности педагога к инновационной деятельности.

При этом общество других людей позволяет проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку, близость других приводит и к снижению тревожности , смягчая последствия физиологического и психологического стресса . Блокирование аффилиации вызывает такие чувства, как одиночество , отчуждённость , фрустрация . Мотив (потребность) аффилиации - заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, умении жить в коллективе, социуме.

Люди с низкой аффилиацией - самодостаточные и независимые.

Если человеку нравится быть одному, потому что в это время он может подумать, поразмышлять, спокойно, не отвлекаясь, это не значит, что ему не хватает социальных навыков, просто он не желает допускать кого-то в свое личное пространство. Длительное общение с людьми иногда опустошает. Они нарушают ход мыслей, беспокоят вопросами, комментариями, шумом. Уходя от них, человек восстанавливает свои силы. В каком-то смысле он для себя - лучший друг и не всегда избегает встреч с новыми людьми, просто предпочитает проводить время в кругу близких друзей. Когда нужно выполнить работу, способен сосредоточиться исключительно на ней. Добивается наилучших результатов, когда работает самостоятельно или с небольшой группой людей, а не с бесконечной вереницей новых лиц, его не нелегко втянуть в праздную беседу или сплетни.

Люди с высокой аффилиацией - безоговорочные экстраверты

Тянутся к людям, максимально общительны, общаясь с другими, испытывают воодушевление и радость. Им несложно улыбнуться, и они любят смеяться. Люди считают их дружелюбными, общительными, компанейскими, словоохотливыми и даже забавными. Они не могут работать и находиться вне коллектива. В коллективе их сила! Они добиваются наилучших результатов только в окружении людей, обожают бывать в людных местах, находиться в центре внимания. Любят рассказывать о себе, о своей работе, романах и потерях - о своей жизни.

Такие качества, как общительность, дружелюбие, активность, энергичность, умение и желание находиться в коллективе, не конфликтность – должны быть присущи любому педагогу и воспитателю.

У каждого педагога и воспитателя должен быть сформирован высокий уровень аффилиации, умение создать атмосферу психологически-комфортную для каждого ребенка, атмосферу дружбы, взаимопомощи, сопереживания, что позволит ребенку чувствовать себя полноценным членом коллектива, сделает его более уверенным в своих силах, позволит раскрыться как личности. Именно педагог и воспитатель делает пребывание ребенка в детском саду или школе комфортным и радостным. Уровень аффилиации показывает готовность воспитателя к инновационной деятельности, является одним из аспектов, формирующих инновационную позицию педагога.

Аффилиация: описание, виды и потребность

В научной среде существует большое количество терминов, звучащих непривычно. Но если какие-то высокие химические или физические моменты знать не обязательно, то разбираться в человеческой психологии нужно в любом случае. Именно поэтому важно изучить описание такого феномена, как аффилиация, узнать ее основные виды и уточнить, какие потребности с ней связаны.


Описание

Аффилиация в психологии это общее наименование эмоциональной связи человека с другими личностями. Но не всякая эмоциональная разновидность взаимоотношений сюда относится. В строгом академическом смысле аффилиативное поведение предполагает наличие взаимных благоприятных и доверительных устремлений. Однако не все так легко и просто, как кажется. Ряд экспертов предпочитает называть аффилиацией нечто иное — саму потребность общаться, налаживать контакты и взаимосвязи с другими людьми.

Исследователи из США, которые несколько лет потратили на усложненные психологические интервью тысяч людей, пришли к однозначному выводу: где теснее взаимоотношения, там крепче и здоровье. Установлено, что сильные социальные связи любого рода понижают опасность преждевременной смерти. А вот те, кто не имеет тесных контактов с друзьями или не участвует в различных религиозных, общественных и политических объединениях активно, заболевают чаще. Если обратиться к определению аффилиации, то в ряде популярных источников сказано, что это, прежде всего, стремление к общению. Или, в более общем виде — это стремление находиться в обществе других людей, включая ситуации без явного вербального общения.

Специальные исследования показывают, что в экстремальных или сложных ситуациях уровень аффилиации вырастает. В таких случаях общение позволяет лучше разобраться в происходящем, подобрать наиболее оптимальный метод реагирования на события. Близкие контакты с другими людьми позволяют снизить общий уровень тревожности, погасить последствия психического и физического стресса.

Если аффилиация заблокирована, то появляется одиночество, ощущение отчужденности.


Есть и второй закон эмоциональной аффилиации – чем больше она выражена, тем больше люди склонны к образованию сплоченных сообществ и групп. Так, при плохом настроении появляется склонность к общению с теми, кто также страдает от каких-либо проблем. А вот оптимистически настроенные, переживающие положительные эмоции люди обычно стремятся общаться с теми, кто тоже настроен позитивно.

Что касается взаимосвязи аффилиации и здоровья, то единого мнения об основном факторе этой взаимосвязи у специалистов нет. Предполагают только, отталкиваясь от элементарной логики, что активно общающиеся люди живут более упорядоченно, они более собраны и дисциплинированы. Есть также версия, что постоянное общение понижает склонность к вредным привычкам. Часть специалистов полагает, что стремление казаться лучше в глазах других людей заставляет принимать такие меры заботы о здоровье и внешности, которые самому человеку были бы не нужны.

Дети

Каждый человек значительную часть свободного времени проводит с семьей или друзьями. Наличие небольшого круга близких людей необходимо всем – так уж устроена наша психика, что без общения мы не можем жить полноценной жизнью. Эта тяга человека к обществу называется аффилиацией, и сегодня мы подробно разберём, что она собой представляет, какой бывает и почему так сильно влияет на наше поведение.

Что такое аффилиация в психологии?

Аффилиация – это естественная потребность человека быть частью общества и проводить время в этом обществе. Каждый из нас нуждается в том, чтобы строить отношения с другими людьми, получать различные эмоции от общения с ними, испытывать привязанность, доверие, взаимное уважение и другие чувства.

Данная потребность формируется у нас в раннем детстве при общении с семьей и со сверстниками. У маленького ребенка присутствие других людей вызывает ощущение спокойствия и безопасности. Если же он часто бывает в одиночестве, у него возникает тревожность. Взрослый человек точно так же испытывает комфорт в окружении близких людей, а от длительно одиночества может впасть в депрессию.

Психологи считают, что аффилиация является следствием воспитания и имеет обоснованную причину. Для ребенка постоянное пребывание в окружении семьи – залог безопасности и благополучия. Это восприятие у него закрепляется, и в будущем взрослый человек точно так же постоянно нуждается в наличии близких людей. При этом он стремится быть частью нескольких независимых групп: семьи, круга друзей, рабочего коллектива.

Виды аффилиации

Понимание того, что такое аффилиация, может несколько отличаться в зависимости от контекста. Хоть это и не совсем правильно с точки зрения психологии, но обычно этим словом называют потребность человека быть частью какой-то компании. Также аффилиацией можно называть процесс вовлечения в отношения или сами эти отношения. То есть, этим словом обозначают как особенность психики, так и связанное с ней социальное явление.

При классификации видов аффилиации психологи используют комбинацию из двух понятий:

Потребность в аффилиации и надежда на неё могут сочетаться в четырех комбинациях, формируя четыре разные ситуации:

  • Высокая потребность и высокая надежда. Очевидно, что такие люди очень общительны и практически всегда являются экстравертами. В большинстве случаев они производят положительные впечатления на новых знакомых. Однако в дальнейшем их чрезмерная общительность многим кажется назойливой.
  • Низкая потребность и высокая надежда. Так бывает, когда человек достаточно уверен в себе и не боится неудач в отношениях. Обычно он не сильно стремится к новым знакомствам и сближениям, поскольку его потребность в аффилиации обычно полностью удовлетворена.
  • Низкая потребность и низкая надежда. Такой человек от природы не стремится к сближению. А поскольку при этом у него весьма силён страх отвержения, то это только укрепляет его уверенность в том, что ему никто не нужен.
  • Высокая потребность и низкая надежда. Такое соотношение приводит к тому, что потребность человека в аффилиации часто остаётся неудовлетворенной. Из-за этого у него возникает мощный внутренний конфликт, который со временем может приводить к неврозам и другим расстройствам психики.

Некоторые авторы считают, что последнее сочетание является основной причиной конформного поведения. То есть, чем сильнее человек стремится к приобщению и чем больше при этом боится быть отвергнутым, тем выше будет его склонность к конформизму.

Мотивация аффилиации

Для лучшего понимания того, что такое аффилиация, необходимо знать ещё два понятия: мотив аффилиации и мотив отвергания. Это два противодействующих мотива, присутствующих у каждого человека. У большинства людей доминирующим является первый из них, но и второй иногда даёт о себе знать.

Мотив аффилиации – это комплексный мотив, состоящий из стремления к аффилиации и потребности в эмоционально-доверительных отношениях. Степень выраженности данного мотива зависит от воспитания, а также от жизненного опыта человека. Люди с сильным мотивом аффилиации обычно успешны в общении и имеют высокий статус в коллективе.

Мотив отвергания – это противоположность мотива аффилиации. Он заключается в том, что личность отрицает и саботирует собственную потребность в приобщении. Люди, у которых данный мотив является доминирующим, не стремятся быть частью коллектива и не сильно расстраиваются из-за недостаточной социальной успешности.

Потребность в аффилиации

С точки зрения психологии, аффилиация – это одна из фундаментальных потребностей, присутствующих у каждого человека. У всех людей она выражена в разной степени, но полностью отсутствовать не может. Ощущая себя частью определенной группы, человек чувствует, что в сложной ситуации сможет рассчитывать на поддержку. При этом и сам он готов поддерживать других членов этой группы, чтобы усиливать связь с ними.

Потребность в аффилиации может значительно усилиться, если человек потерпел неудачу и пребывает в состоянии фрустрации. В такой ситуации он может действовать одним из двух способов: либо продолжать предпринимать отчаянные попытки приобщиться к той же группе, либо начать искать альтернативный способ удовлетворить потребность в аффилиации (найти другую компанию).

Заключение

Человека не зря называют социальным животным, ведь одна из важнейших наших потребностей заключается в том, чтобы чувствовать себя частью некоторой группы людей. Эта потребность выражена у всех по-разному и по-разному проявляется, но нельзя найти человека, который совсем не нуждался бы в общении и сближении с другими людьми.

аффилиация фото

Аффилиация – это тяга, потребность, стремление находиться в обществе людей, нужда индивида в создании тесных, доверительных, теплых, эмоционально окрашенных взаимоотношений. Это устремление к сближению с другими индивидами посредством дружбы, общения, любви. Характер взаимодействия с родителями в детстве, в юности со сверстниками лежит в основе формирования данного вида потребности. Тенденции к формированию этой потребности нарушается при возникновении различных провоцирующих факторах таких как: тревожность, неуверенность в себе. Близость и общение с другими людьми способствует снятию тревожных ситуаций.

Мотивация аффилиации

Аффилиационный мотив – это побуждение, психическая активность, которая направлена на установление или прекращение конкретных межличностных отношений. Такой мотив состоит из различных сил отдаления или приближения к индивидам. Например, индивид может обладать хорошими коммуникативными навыками, которые ему способствуют устанавливать неформальные отношения быстро, но при этом он может опасаться непонимания, неудачи и отвержения. Кроме этого, такой индивид может обладать высокой потребностью устанавливать не поверхностные (внешние) знакомства, а более глубокие, близкие, надежные, доверительные.

Аффилиационные мотивы становятся более актуальными в процессе общения людей. Такие мотивы чаще проявляются в качестве стремлений индивида наладить положительные, добрые взаимоотношения с другими индивидами. Внутренне он выступает в виде верности и ощущения привязанности, а внешнее его проявление – общение, стремление к сотрудничеству с другими индивидами, стремление находиться постоянно рядом с партнером по аффилиации.

Любовь к другому человеку – наивысшее духовное проявление таких мотивов. Превалирование у индивида аффилиационного мотива обуславливает стиль общения с другими индивидами, которое характеризуется непринужденностью, уверенностью, смелостью и открытостью. Выраженная мотивационная аффилиация внешне может проявляться в озабоченности субъекта установлением, поддержанием дружеских отношений или восстановлением расстроенных ранее взаимоотношений с другими субъектами.

Аффилиационный мотив вступает во взаимосвязь с тягой индивида к получению одобрения со стороны окружающих, с жаждой самоутверждения. Субъекты с доминирующим аффилиационным мотивом лучше относятся к другим субъектам и сами пользуются повышенной симпатией и уважением окружающих. Отношения у них строятся на основании взаимного доверия. Противоположным мотиву аффилиации является мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, непринятым значимыми для него людьми. Превалирование такого мотива ведет к скованности, неуверенности, напряженности, неловкости.

Аффилиационный мотив – это комплексный мотив, состоящий из структурных элементов, которые могут актуализироваться в различные периоды онтогенеза. Уровень интенсивности структурного элемента аффилиативных коммуникаций (потребности в отношениях, эмоционально-доверительного характера) зависит от индивидуальных особенностей субъекта, его характерологических особенностей, стиля взаимодействия в семье, защитных механизмов, историй его взаимоотношений с определенными людьми, степени удовлетворенности отношениями.

Мотив аффилиации непосредственно связан с родительским воспитанием ребенка и его стилем. Например, при доверительном стиле воспитания у ребенка формируются такие аффилиативные типы, как: самодостаточный, сбалансированный, общительный. И проявляется во взрослых состояниях, как активность, открытость, социальная смелость, отсутствие социальной ранимости, тревожных состояний и эмоциональной нестабильности.

В процессе динамики развития отношений изменяется иерархическая структура главных характеристик аффилиативной взаимной деятельности. Вначале знакомства основное значение придается легкости и эмоциональной притягательности партнера. Далее, в процессе дальнейшего развития отношений, формируется понимание и развивается доверие. Со временем понимание и доверие начинают занимать главенствующую позицию. Наряду с этим, огромным влиянием на развитие отношений обладает совместная деятельность и общность интересов.

Центральный мотивационный момент общения – это выбор ситуативного или постоянного партнера по коммуникациям. Самым распространенным условием выбора неизменного партнера по общению, является внешняя привлекательность и привлекательность по деловым и нравственным качествам.

Сегодня разработано множество различных методик для определения мотиваций аффилиации. Так, например, самой востребованной сейчас является методика мотивация аффилиации, разработанная Мехрабианом.

Потребность в аффилиации

Образование и поддержание взаимоотношений с другими индивидами преследуют совершенно различные цели. Например, цель произвести впечатление или доминировать над другими, цель оказать или получить помощь. Под термином аффилиация принято понимать конкретный вид социального взаимодействия, которое обладает фундаментальным и в то же время повседневным характером. Оно заключается в коммуникациях с другими индивидами (хорошо знакомыми или не очень, или вообще незнакомыми) в таком проявлении, которое обогащает все стороны общения и приносит удовлетворение. Уровень, который можно достигнуть, зависит не только от индивида, стремящегося к аффилиации, но и от партнера по общению.

Индивид, стремящийся к удовлетворению потребности в аффилиации, должен очень многого добиться. Вначале такой индивид должен дать возможность понять о своем намерении вступить в контакт, при этом сообщив предполагаемому контакту о его привлекательности в глазах такого индивида. Он должен сделать так, чтобы будущий партнер понял, что его рассматривают как равного и предлагают отношения, основанные на взаимности. Другими словами, индивид не просто стремиться к аффилиации, но и вместе с тем выступает сам таким партнером по аффилиации для соответственной потребности индивида, с которым вступает в контакт.

Неодинаковость в разделении ролей или стремление превратить партнера по аффилиации в средство, удовлетворяющее индивидуальные потребности, такие как потребность в уничижении или превосходстве, в зависимости или независимости, в слабости или силе, в получении или предоставлении помощи, наносят вред аффилиации, тем самым разрушая ее совсем.

Индивид, целью которого является аффилиация, должен добиться конкретной гармоничности в созвучии своих волнений и переживаний с переживаниями партнера, что являлось бы мотивирующим фактором для взаимодействия с обеих сторон, для ощущения удовлетворения и поддержания чувства персональной ценности.

Целью аффилиации индивида, стремящегося к ней, является поиск любви или принятия себя, дружеской поддержки, симпатии со стороны партнера. Однако в таком стремлении подчеркивается только один вариант проявления – получение, и пренебрегается другой – отдача. Поэтому целью мотива аффилиации должна являться взаимная и доверительная связь, в которой каждый из партнеров такой связи любит другого или относится к нему с приязнью, симпатией, дружеской поддержкой.

Существует множество невербальных и вербальных способов поведения, целью которых будет достижение и сохранение таких отношений. Мотивированность стремления к аффилиации обуславливается количеством и позитивным содержанием речевых оборотов, по продолжительности контакта глаз, по дружелюбности, численности киваний головой, по жестам и позе и пр.
Привлекательность может быть, как положительной, так и отрицательной. А в зависимости от соотношения данных видов привлекательности мотивы аффилиации индивидов могут быть охарактеризованы как, главным образом, связанные с надеждой на такую аффилиацию (НА) или страхом отвержения (СО).

Характеристика неуспешного или успешного результата действия аффилиации не заключается только в отрицательной или положительной привлекательности конкретной величины. Любой из альтернативных исходов действия также может заранее ожидаться с некоторой долей вероятности. Поэтому, каждый индивид исходя из прошлого личного опыта в области общения, располагает обобщенными надеждами касаемо того, получится ему установить взаимоотношения аффилиации с незнакомым индивидом или нет, иными словами обобщенными надеждами аффилиации или отвержения.

Тесная взаимосвязь между надеждами и действиями выделяет мотив аффилиации среди остальных мотивов, аналогичных по мотивам достижения. Когда возможным партнером по аффилиации выступает незнакомый человек, получается следующая ситуация: чем значительнее ожидание удачи, тем сильнее позитивная привлекательность и, напротив, чем значительнее ожидание неудачи, тем сильнее негативная привлекательность. Такое проявление называют обратной связью. Иными словами цепочку обратной связи можно представить следующим образом: любое ожидание влияет на ход поведения, ход поведения – на его исход (результат), повторяющиеся неудачи и успехи образуют соответственные ожидания, порождающие отличия в протекании поведения (действий), которые предопределяют неблагоприятный или благоприятный исход аффилиации. Исходя из этого, привлекательность неудачной или удачной аффилиации становится в конечном итоге постоянной величиной, которая и задает персональное профильное соотношение отрицательной и положительной привлекательности, иначе говоря, страха отвержения и ожидания аффилиации. Таким образом, образуется (если объект аффилиации незнакомый человек) линейная зависимость между привлекательностью и ожиданием для персонального мотива аффилиации – чем больше обобщенная надежда на успех превалирует над ожиданием неуспеха, тем больше позитивная привлекательность доминирует над негативной, и наоборот. Такое отношение привлекательности к ожиданию отличает аффилиационный мотив от мотива достижения, который характеризуется противоположным соотношением таких параметров – чем значительнее возможность успеха, тем менее становится привлекательным успех, чем больше возможность неуспеха, тем выше привлекательность удачи.

Необходимо отграничивать обобщенные ожидания от частных, связанных с конкретным индивидом, которого субъект, вступающий в аффилиацию, уже хорошо знает. В таком случае привлекательность и ожидание могут варьироваться вне зависимости друг от друга. Так, адекватная мотиву аффилиации привлекательность общения с любым хорошо знакомым индивидом бывает сравнительно небольшой, однако при этом сопровождается значительным ожиданием быстрого и легкого установления этого контакта, может быть и наоборот. Такое может происходить в таких случаях, когда субъект знаком с будущим партнером по близким отношениям, но у него есть сведения, позволяющие прогнозировать легкость или трудность вступления непосредственно в контакт. Например, будущий партнер обладает более значительным социальным статусом по сравнению с субъектом, стремящимся к аффилиации. Устойчивость линейной зависимости привлекательности от ожидания в случае мотивационной аффилиации, которая направлена на незнакомого индивида, эмпирическим путем не проверена.

Потребность в отношениях эмоционально доверительного характера является актуальной на протяжении всего жизненного пути индивида. Однако направленность на аффилиацию обладает тенденцией с возрастом уменьшаться, особенно это выражено у мужчин.

Аффилиация в психологии

Сегодня ведущую роль играют межличностные отношения, умения эффективно, быстро и грамотно взаимодействовать с различными людьми. Понимание основных принципов общения, особенно эмоционально-доверительного, имеет огромное значение не только для получения более оптимальных результатов деятельности различных социальных групп и коллективов, улучшения взаимоотношений между их членами, но также имеет огромное значение для каждого участника такого процесса. Это связано с тем, что через эмоционально-доверительное общение индивид обладает возможностью больше узнать себя, понять и, как следствие, стать менее одиноким в нашем изменчивом мире. Впоследствии важнейшее значение набирает качество контактов, а не их количество.

Взаимодействие аффилиативного характера – это сумма поведенческих реакций, выраженных в действиях, развитии и поддержании межличностных отношений, основной целью которых будет формирование достаточно близких и доверительных отношений. Такое взаимодействие отличается от поведения аффилиативного характера присутствием ярко проявленной потребности в аффилиации, в том числе и потребности в доверительном и эмоционально окрашенном общении.

Основными характеристиками, сопутствующими аффилиативному взаимодействию, являются доверие, легкость, эмоциональная привлекательность и понимание. Эти компоненты важны для становления доверительных и близких отношений, но в зависимости от развития отношения значимость каждого компонента меняется. При деловом общении эти компоненты могут присутствовать, но главным будет не их сочетание, а доминирование (значимость) одного из них. Например, во взаимодействии с начальством значимым компонентом будет понимание, а во взаимодействии с врачом – доверие.
Итак, аффилиация – это эмоциональная взаимосвязь индивидов с другими субъектами, которая характеризуется взаимностью принятия и расположения.

Учеными проведены исследования, которыми было выявлено, что студенты, предпочитающие профессиональный успех и высокий доход межличностным отношениям, в два раза чаще, считали себя очень несчастными. В свою очередь более тесные и близкие отношения избавляют от стрессов, депрессивных состояний. Ощущение себя счастливым тесно связано с доверительными отношениями с большим количеством людей, т.е. люди, имеющие доверительные отношения с 5-6 индивидами чувствуют себя более счастливыми, чем люди, имеющие доверительные отношения с одним человеком. Также необходимость в аффилиации возрастает при возникновении опасности для индивида или при стрессовой ситуации.

В психологии термином аффилиация обозначают изначальное желание индивида быть принятым другими людьми, которые его окружают, заслужить расположение. Блокировка данной потребности может вызывать ощущение отчужденности, одиночества, вызывает фрустрацию. И, наоборот, отношения, обладающие доверительностью, вызывают душевное удовлетворение, повышают жизнеспособность субъектов и групп. Поэтому люди расходуют так много средств и сил ради поддержания и установления тесных и доверительных отношений, а потом сильно страдают, если вынуждены порвать такие отношения.

Парадоксом такой ситуации становится то, что близкие люди в последствие могут выступать источником стресса и фрустрации для партнеров по аффилиации. Доказано, что люди, имеющие тесные и доверительные отношения, обладают более хорошим здоровьем и обладают меньшей подверженностью к преждевременной смерти, чем индивиды, имеющие более слабые связи.

Этническая аффилиация

Этническая аффилиация (групповая аффилиация) заключается в потребности представителей этноса быть в социуме представителей комплементарных этносов и ориентации на их поддержку. Так, например, жители Белоруссии стремятся к союзу с жителями России. Групповая аффилиация – это взаимоотношения между некоторыми группами, которые думают, что одна из них - это составная частью другой. Иначе выражаясь – это взаимодействие групп различного масштаба и объема, когда более малая группа, поглощается более большой, и начинает функционировать по ее правилам и законам.

Идентификация себя индивидом происходит не только по этническим приметам и признакам, поэтому непосредственно этничность может находиться на периферии мотиваций личности. На важность этнической принадлежности воздействуют не только беспристрастная социальная реальность (конфликты, миграции и т.д.), но и некоторые субъективные факторы, например, уровень образованности индивида.

Смысл этнической идентификации зависит от ситуации. В основном, этническое сознание индивида и групп не актуализировано в условиях существования в моноэтнической среде или постоянных этнических отношений. Фактором, который способен увеличить возможность возникновения этнических конфликтов и повысить значение этнической идентификации, является миграция. Закономерным является факт, заключающийся в том, что чувство этничности в основном развито у не преобладающих общностей.

Немаловажным является ощущение этнического единения, возникающее стихийно и формирующееся целенаправленно. Вера в наличие естественных связей между членами одного этнического социума гораздо важнее, чем реальное присутствие таких связей.

Итак, этническая идентичность - это важнейшая составная часть общественной идентичности индивида, постижение своей принадлежности к конкретному этническому социуму. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два главных компонента: аффективный – оценивание качеств своей группы, значимость членства в группе и непосредственно отношение к членству; когнитивный – представления и знания об особенностях своей группы, постижение себя в качестве члена такой группы.

Солдатовой и Рыжовой разработана методика, предназначенная для исследования этнических тенденций к аффилиации. Для эмпирического основания исследования выраженности мотива этнической аффилиации они использовали три критерия, которые ранее были выделены Триандисом в качестве основы аллоцентрического личностного типа. Первый критерий – это подчинение своих собственных целей групповым. Второй – ярко выраженная идентификация с этнической группой, к которой принадлежит индивид. Третий – восприятие себя в качестве части группы, а не непосредственно группы, в качестве своего продолжения. Согласно перечисленным критериям они отобрали девять пар оценочных мнений в соответствии с принципом противопоставления направленности на группу и направленности на личность.

Опросник аффилиации

Методика мотивация аффилиации, предложенная Мехрабианом предназначена для диагностирования двух обобщенных мотиваторов, обладающих устойчивостью и входящих в состав мотивации аффилиации.

Опросник, предложенный Мехрабяном, в отличие от других опросников, был разработан на основе установления теоретических принципов. Он построил такой опросник, главным образом, на отличии двух тенденций аффилиационного мотива – тенденция к аффилиации (R1) и чувствительность к неприятию, отвержению (R2). Мехрабян интерпретирует такие тенденции в качестве обобщенных ожиданий отрицательного или положительного поддерживающего воздействия партнера по аффилиации. В тех случаях, когда партнеры ранее не были знакомы – брались за основу не переменные, отражающие привлекательность, а надежды (ожидания). В тех случаях, когда оба партнера были ранее достаточно хорошо знакомы – за основу бралась специфическая привлекательность. Для первого случая как раз и был разработан опросник. Для определения аффилиации во втором случае применялась специальная социометрическая методика, состоящая из 15 шкал. В факторном анализе ее результатов выделялись два структурных компонента: отрицательный и положительный поддерживающий смысл партнера по аффилиации.

Читайте также: