Предмет и фон восприятия доклад

Обновлено: 01.07.2024

Всё, что нами воспринимается, в восприятии делится на "фигуру" ("предмет") и "фон". И это является характерной, ключевой особенностью нашего восприятия, обеспечивающей все иные его способности.

Не все предметы воспринимаются нами одинаково. Находясь в лесу, мы можем одновременно видеть десятки и даже сотни различных деревьев. Но одни деревья находятся ближе других, и им обычно уделяется больше внимания, в нашем восприятии они представлены более детально. Если одно или несколько деревьев находится в самом центре нашего внимания (наше сознание сконцентрировано на них), то это дерево или несколько рядом стоящих деревьев образуют фигуру (предмет). При этом все остальные деревья вместе с прочими объектами (небом, землей, травой и пр.) образуют фон.

Почему в нашем примере именно это дерево или группа деревьев стали фигурой? Потому что оно или они привлекли наше внимание. Почему привлекли - это уже другой вопрос. Во-первых, могли быть задействованы непроизвольные механизмы - речь идет об ориентировочном рефлексе. Возможно, дерево подозрительно покачнулось и заскрипело, и это привлекло наше внимание прежде, чем мы смогли дать явлению сознательную оценку. Во-вторых, конкретное дерево могло оказаться тесно связанным с текущей деятельностью. Предположим, нам захотелось сориентироваться по нему - где север, где юг. Кто-то мог для нас оставить метки на деревьях, сделанных краской, и теперь нам приходится поочередно рассматривать каждое дерево. В-третьих, дерево могло заинтересовать нас своей необычностью. Например, в сосновом лесу мы встретили березу, или у сухого дерева обломаны все ветки. Поскольку человек так устроен, что постоянно впитывает новые знания, все необычное автоматически привлекает его внимание.

В повседневной жизни в практически любой момент времени на наши органы чувств действует великое множество объектов. Открыв книгу, на одной странице мы воспринимаем около двух тысяч символов; но периферическим зрением мы воспринимаем еще кое-что, например предметы обстановки в квартире. Находясь на улице, мы можем одновременно видеть десятки и сотни людей, множество машин, птиц в небе, десяток-другой домов, сотни и тысячи окон в этих домах, те же деревья, мусор, мелкие камешки, рекламные щиты, буквы на этих щитах и других вывесках и прочее. Как уже говорилось, не все объекты воспринимаются нами одинаково. Одни из них выделяются нами, выступают на передний план, и мы сосредоточиваемся на них. Другие отходят на задний план, в известном смысле сливаются друг с другом, воспринимаются менее ясно.

Закономерности восприятия фигуры (предмета) и фона действуют не только в отношении зрительного восприятия, но также и слухового. Находясь на той же самой улице, мы не только видим тысячи объектов, но и слышим многие из них. Мы видим десять едущих автомобилей - мы слышим десять разных шуршаний, производимых шинами (строго говоря, колес у автомобиля как минимум четыре, поэтому отдельных источников звука больше). Мы видим троих людей, говорящих по телефону - мы и слышим их. К тому же есть источники звука, которые мы не видим, например шум ветра или разговор людей, стоящих за углом. При этом также некоторые звуки могут выступать для нас фигурой, если мы сосредоточены на этом звуке или вообще на объекте внимания.

Что характерно именно для слухового восприятия - фигура выделяется из фона за счет направления источника звука. Когда наше слуховое восприятие находит направление на источник звука, далее становится значительно легче отфильтровать ненужные шумы фона. Находясь на шумной вечеринке или на улице в час пик и разговаривая, мы можем относительно хорошо слышать своего собеседника, довольно четко различаем его слова. Если же записать эти звуки на диктофон, а потом прослушать, то, скорее всего, слов будет уже не разобрать, и, возможно, даже звука голоса будет не разобрать.

Исторически введение понятий фигуры и фона возникло в изобразительном искусстве. В психологии данная проблема впервые стала рассматриваться как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон.

Конечно, соотношение предмета и фона - динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может снова вернуться в фон. Таково, например, чтение книги или статьи в интернете. Пока мы читаем одно слово, другие образуют фон, но, прочитав это слово, мы переходим к другому, и теперь оно уже фигура, а другие слова - фон.

Выделение фигуры (предмета) из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно - с предметностью его. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, держать этот объект под контролем.

Выделение фигуры из фона сугубо индивидуально и ситуативно. Но у этого выделения есть ряд общих закономерностей. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисунка, который рассматриваем.

Выделению предмета из фона способствует наличие значительных различий между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче происходит выделение.

С увеличением опыта выделения фигуры из фона в конкретной ситуации увеличивается скорость и качество этого выделения. Как и многие другие интеллектуальные операции, эта тоже развивается со временем.

Конечно, выделению предмета из фона способствует четкая установка на поиск конкретного образа предмета. И чем четче и более знаком этот образ, тем лучше происходит выделение.

Интересно также, что если есть возможность обвести контуры сложного предмета пальцем или даже перебрать предметы руками (т. е. возможность манипуляции предметами), то это может ускорить выделение фигуры из фона.

Легче выделяются более простые и схематично-нарисованные объекты. Именно по этой причине восприятие мультфильмов, особенно нарисованных, более эффективно, чем восприятие художественных фильмов. В первом случае зритель имеет возможность воспринимать большее количество объектов на экране, быстро переключая свое внимание с одного объекта на другой.

Гост

ГОСТ

Исходя из этого, различают предмет восприятия или, по-другому, объект и фон, который образуют все другие предметы.

Таким образом, предмет – это то, на чем сосредоточено восприятие в данный момент. Фон – все другие предметы, которые в данный момент в поле восприятия человека не входят.

Данный вопрос имеет большое значение в области политической и коммерческой рекламы, т.к. главная задача рекламиста в том, чтобы нужный объект сделать предметом восприятия на определенном фоне.

Не все объекты воспринимаются человеком одинаково, и об этом было уже сказано. На странице открытой книги человек воспринимает около 2-х тыс. символов, но при этом своим периферическим зрением он воспринимает еще предметы в квартире. На улице можно одновременно видеть сотни людей, множество машин, здания, деревья и др. При этом человек не только видит, но и слышит разные звуки – шорох ветра, разговор людей, шум машин и др. Ряд звуков тоже может выступать в качестве фигуры, если на этом звуке сосредоточиться. Получается, что восприятия предмета и фона действуют в отношении не только зрительного, но и слухового восприятия.

Для слухового восприятия характерно то, что фигура выделяется из фона за счет направления источника звука. Отфильтровать ненужные шумы значительно легче, если слуховое восприятие находит направление на источник звука.

Понятие фигура и фон появилось в изобразительном искусстве, а в психологии проблема впервые стала рассматриваться как самостоятельная датчанином Э. Рубином. Фигура как часть феноменологического поля выступает вперед и привлекает внимание, а все, что её окружает, будет представлять собой фон.

Соотношение предмета и фона представляют собой динамическое соотношение. Это значит, что фон через определенное время может стать предметом и, наоборот.

Попробуем подтвердить это на конкретном примере. На рисунке, предложенном ниже, на фоне черного круга изображена белая ваза. Если к рисунку присмотреться внимательно, то можно увидеть, что фон тоже несет смысловое значение и вместо вазы можно увидеть два человеческих профиля.

Выделение из фона фигуры связано с особенностями восприятия, а конкретно, с его предметностью и выделяется он для лучшего с ним знакомства.

Предмет и фон в восприятии

Чтобы облегчить выделение предмета из фона, надо усилить его отличия, наоборот, для затруднения процесса, их надо уменьшить. Например, в политической рекламе последнее можно использовать для того, чтобы выставить оппонента в невыгодном свете.

С приобретением опыта выделения фигуры из фона увеличивается скорость и качество этого выделения. Эта интеллектуальная операция развивается со временем.

Взаимоотношение целого и части в восприятии

Восприятие части в восприятии целого вовсе не означает, что для узнавания предмета важно воспринимать все его части. То, что есть в объекте или многое из того, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, но, при всем притом, предмет вполне узнаваем. Например, при чтении иногда сложно заметить опечаток в тексте – пропущена буква, поставлена лишняя буква, заменена одна буква на другую и др. Это и понятно, при высоком уровне навыка чтения каждое слово воспринимается как целое, а отдельные его части воспринимаются менее отчетливо.

На разных этапах ознакомления с предметом взаимоотношение восприятия целого и части неодинаково. Значительную роль в этом играют индивидуальные различия людей. На начальном этапе восприятия, у большинства людей на первый план выступает восприятие целого, а отдельные части не выделяются. У других людей наблюдается обратное явление – различаются в первую очередь отдельные части предмета.

В связи с этим по-разному будет протекать и второй этап восприятия. Сначала воспринимается общая форма предмета, а в дальнейшем более отчетливо воспринимаются части объекта. У второй группы людей, наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его переход к целому. В общем можно сказать, что в том и в другом случае, достигается восприятие в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.

Надо сказать о том, что восприятие целого и его частей зависит от целого ряда факторов, а не только от индивидуальных особенностей человека. Среди этих факторов предыдущий опыт и установка.

Предмет и фон в восприятии

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

М инистерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

Кафедра педагогики и психологии

ОБЩАЯ И ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

студентки 1 курса группы 111

Института дополнительного профессионального образования

Шихановой Валентины Михайловны

Руководитель: ________________________ Е. С. Гринина

К.пед.н.,доцент : _________________________ В.А. Ширяев

В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы?

Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Вопросы изучения восприятия как психологического процесса актуальны и в наше время. Многие ученые занимаются изучением процесса восприятия.

I. Общая характеристика восприятия

Восприятие — это психический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений. Это нечто целое, куда входит и воспроизведенный прошлый опыт, и процессы осмысления того, что воспринимается, и др. психические процессы. Другими словами, восприятие отличается от ощущения тем, что это активный процесс, в результате которого формируется образ объекта.

Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств.

Восприятие часто называют перцептивной системой человека .

II. Фазы восприятия

Результат восприятия – психический образ объекта.

Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. Оно состоит из следующих перцептивных фаз:

1. Обнаружение (исходная фаза, на которой происходит выделение объекта из общего фона раздражителей).

2. Различение (выделение в объекте наиболее характерных признаков, по которым его можно опознать).

3. Идентификация (отождествление объекта с образцами, находящимися в памяти).

На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И, наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Важную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, а также волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую он при этом проявляет. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность личности.

III. Виды восприятия

Существует несколько классификаций видов восприятия.

По форме движения материи:

Каждый вид восприятия имеет свои отличительные особенности (например, в осязательном наиболее главным является двигательный компонент и в процессе узнавания предмета идет упор на последовательное получение все большего числа информации – отдельных ощущений, в зрительном же – упор на целостное восприятие объекта). Особенно это касается восприятия времени, пространства, движения. [Лурия]

hello_html_693b7e06.jpg

Рассмотрим некоторые виды восприятия:

1. Восприятие пространства может протекать на разных уровнях. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве. В восприятии трехмерного пространства, прежде всего, задействованы функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе, а также аппарат бинокулярного зрения.

2. Восприятие времени , несмотря на важность данной проблемы, изучено гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не воспринимается как явление материального мира. О его течении можно судить лишь по определенным признакам.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много, и они были интересны, то время идет быстрее. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны, то время тянется медленно. Временной отрезок, заполненный разнообразными событиями, кажется более продолжительным, и наоборот.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Кроме внутренних механизмов восприятия времени человек также пользуется определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чередуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по количеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает внутреннее ощущение времени, то второй аспект помогает человеку ориентироваться во времени.

3. Восприятие движения — очень сложный процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения не вполне соответствующих точек на сетчатке вправо или влево. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходится производить, чтобы следить за движущимся предметом. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимно противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры (поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшаяся рука, согнутые верхушки деревьев и т. п.).

IV. Основные свойства восприятия

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие:

предметность, целостность, структурность, константность, осмыслен-ность, избирательность.

Предметность восприятия это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов

Другим свойством восприятия является целостность . В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность (свойство, противоположное целостности) – способность различать части в образе предмета или явления, вследствие чего человеку доступно установление отношений между частями

Следующим свойством восприятия является константность.

Константностью называется относительное постоянство отражения некоторых свойств предметов при изменении физических условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет восприниматься как большой объект, хотя его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше его изображения, как если бы он находился рядом.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность.

Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как уже говорилось выше, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом.

Еще одно свойство восприятия — избирательность.

Оно заключается в том, что в любой момент времени человек может воспринимать только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании. Например, студент, слушая лекцию или читая книгу, совсем не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной.

V. Феномены восприятия

Феномены восприятия лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии.

1. Закон фигуры и фона.

Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Выделение предмета из фона облегчает знание того, что надо найти, в особенности, если это конкретный образ предмета, а также выделение предмета из фона, что дает возможность обвести контуры предмета или перебрать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами.

Следует отметить, что соотношение предмета и фона — это соотношение динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Подтверждением этого является следующий пример. На рис 5. изображена белая ваза на фоне черного круга, но если внимательно присмотреться к данному рисунку, то можно заметить, что фон также несет определенное смысловое значение. В этом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеческих лиц.

Ваза Рубина

hello_html_58a42c49.jpg

Вторым важным принципом гештальтпсихологии является принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет автоматически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Например, когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, мозг человека машинально восстанавливает недостающее.

3. Парадоксы восприятия

Организация перцептивных процессов и черты постоянства (константности) обеспечивают непротиворечивое и связное восприятие окружающего. Однако, существуют случаи, когда восприятие искажено : когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы - в этом случае речь идет о двусмысленных картинках , которые на первый взгляд кажутся "нормальными", но вскоре делаются непонятными, поскольку вызывают два противоречивых восприятия, причем нет никакого признака глубины, который позволил бы определить, что является фигурой, а что фоном.

Когда индивидом неправильно интерпретируются монокулярные сигналы, получаемые от предметов: некоторые признаки перспективы, глубины, формы или величины, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии.

Одно из объяснений ряда иллюзий основано на склонности воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы. Это заставляет мозг человека ошибочно преувеличивать размеры того из двух равных предметов, который больше удален (это, например, происходит в случае с иллюзией Мюллера – Лайера).

hello_html_63d0c00f.jpg

Таким образом, исследования ученых показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Для того чтобы наглядно представить суть данной проблемы, приведем не­сколько примеров. Когда мы достаем книгу из книжного шкафа, мы воспринима­ем много других книг, но предметом, или объектом, восприятия является лишь та книга, которая нам необходима в данный момент и которую мы ищем. Все осталь­ные книги воспринимаются нами только как фон. То же самое бывает и в других модальностях восприятия. Например, мы идем и с кем-то разговариваем. При этом мы слышим слова не только нашего собеседника, но и многие другие звуки. Одна­ко слова говорящего человека воспринимаются нами более отчетливо, как пред­мет, а все остальные звуки воспринимаются менее отчетливо, т. е. являются фо­ном.

Первоначально различие между фигурой (предметом) и фоном возникло в изобразительном искусстве. В психологии данная проблема впервые стала рас­сматриваться как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружаег фигуру, представляет собой . фон.

Следует отметить, что соотношение предмета и фона — это соотношение дина­мическое, То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое вре­мя стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Под­тверждением этого является следующий пример. На рис. 8.3 изображена белая ваза на фоне черного круга, но если внимательно присмотреться к данному рисун­ку, то можно заметить, что фон также несет определенное смысловое значение. В другом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеческих лиц.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружа­ют, людей, животных и др. Гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требу­ется усилие для того, чтобы воспринять часть как осо­бый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисун­ка, который рассматриваем. Именно на этом построе­ны встречающиеся в детских журналах задачи, в ко­торых нужно найти различие между двумя схожими рисунками.

Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предме­том. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написан­ное мелом на классной доске, хорошо заметно и со­всем незамеченным может быть исправление в тет­ради ученика, сделанное учителем теми же черни­лами, которыми пишет ученик.

Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схо­жих предметов. Например, достаточно трудно про­следить по карте течение реки, если она окружена другими реками. Следовательно, для того чтобы об­легчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие. И наобо­рот, там, где надо -затруднить выделение предмета из фона, необходимо умень­шить их различие.

Выделение предмета из фона облегчает, во-первых, знание того, что надо най­ти, в особенности если это конкретный образ предмета. Во-вторых, выделение предмета из фона облегчает возможность обвести контуры предмета или пере­брать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами. В-третьих, выделение предмета из фона облегчает опыт подобной деятельности.

Для подтверждения наших слов давайте особым образом трансформируем ри­сунок 8.3. Поменяем на нем цвета на противоположные и внесем некоторые изме­нения в изображение (рис. 8.4). В результате на первый план для большинства наблюдателей выступают профили человеческих лиц, а ваза становится практиче­ски незаметна. Это связано с тем, что, во-первых, вы уже знакомы с вариантом данного рисунка и готовы к встрече с его модификациями; во-вторых, мы поменя­ли соотношения цветов; в-третьих, мы частично изменили феноменологическое поле нашего восприятия, изменив очертания вазы.

Читайте также: