Музыкальное образование в японии доклад

Обновлено: 03.07.2024

Японцы на протяжении веков сообща развивали свой художественный вкус. Способность ценить красоту и наслаждаться ею является неотъемлемой частью жизни каждого японца. Профессиональное музыкальное образование уходит своими корнями в широко распространенное домашнее музыкальное обучение детей, и существует множество частных курсов, больших и малых, для оказания помощи такого рода домашнему обучению. Наиболее заметными среди них являются Исследовательский институт воспитания таланта Судзуки Синъити и Музыкальный класс Тохо.
В современном музыковедении (исследованиях Г.А. Орлова, В.Н. Юнусовой, и других авторов) разработаны методологические подходы к познанию неевропейской музыкальной культуры. Отдельные аспекты проблемы отражения закономерностей мировосприятия в музыкально-эстетических представлениях Древнего Востока освещены, к примеру, в трудах, посвященных анализу индийской (P.P. Менон, Е.М. Алкон, Е.М. Гороховик), китайской (B.C. Виноградова, Г.М. Шнеерсон), японской (М.В. Есиповой, Н.А. Иофан, С. Чаттерджи, Д.Датта, Дж. Кришнамурти, Д.Т. Судзуки, B.C. Виноградова и др. ).
Современное музыкальное образование Беларуси преодолевает сложный период, характеризующийся становлением всей образовательной системы. Современный процесс обучения, музыкального просвещения часто не учитывает всей сложности освоения музыки. Невидимые, абстрактные, пространственно-временные музыкальные образы порой являются непонятными, а поэтому и недоступными. Как следствие этого – отсутствие тяги к музыке, интереса к музыкальным занятиям, их малопродуктивность, поэтому изучение зарубежного опыта является необходимым на современном этапе, что позволяет говорить об актуальности темы данной работы.
При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов.
Объект исследования – музыкальное образование.
Предмет исследования – особенности японской культуре.
Целью исследования: выявить.

В результате проведенного исследования , были получены следующие выводы:
Япония всегда отличалась своим умением сочетать традиционные ценности с требованиями современного развития, умением бережно хранить традиции, естественно вписывая их в современный социокультурный контекст. Одна из главных ценностей японского национального сознания – верность традициям, но она не оказывается в антагонистическом противоречии с необходимостью принять новые идеи и ценности.
Как говорят японцы, можно пожертвовать самурайской прической ради сохранения сути самого духа, т.е. принимая новое, вводя сколь угодно радикальные внешние изменения, японцы сохраняют незыблемость своих внутренних устоев. В частности, при всех трансформациях и модификациях, приспосабливающих древние искусства к новым условиям. В Японии дети 3-4 лет на маленьких скрипочках со знанием и тонким пониманием дела исполняют музыку Баха и Моцарта. Через детскую скрипичную школу прошло более 200 тыс. детей. Подобного больше нет нигде в мире.
Многогранное японское музыкальное образование позволяет не только приобщить к лучшим образцам народной, классической и современной музыки академического и массового направлений, но и помочь им глубже проникнуть в заложенный в этой музыке неисчерпаемый эстетический и этический опыт.
В отличие от воспитания в Европе, детей в Японии воспитывает и обучает не один специалист, а несколько (воспитатели постоянно меняются, давая возможность ребенку в случае, если с одним взрослым возник конфликт, понять, что с другим вполне возможно нормальное общение).
К методам воспитания детей в Японии можно относиться по-разному, бесспорно одно – японцы являются одной из самых дисциплинированных и развитых наций в мире, так что отрицать эффективность их системы воспитания, по меньшей мере, нерационально.
Со временем происходит эволюционное превращение иноземной музыки в достояние японской общенациональной культуры. Однако здесь ни в коем случае не следует думать, что японцы заимствовали всё.

После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.

Япония является одной из стран с наиболее развитым музыкальным образованием, так как оно начинается ещё в младшей школе и является настолько же важным предметом, как и, например, математика и родной язык. Благодаря этому всё население страны в той или иной степени знакомо с историей японской музыки, сольфеджио, пением и даже игрой на музыкальных инструментах. Но есть ли у этой системы негативные стороны?

Образование в школах

В эпоху Мэйдзи (1868 – 1912 гг.) западная музыка стала обязательным предметом в программах младшей и средней школы. После Второй мировой войны система образования претерпела серьёзные изменения и в музыке это отразилось в том, что японские школьники стали знакомиться с терминами сольфеджио и учиться играть на некоторых инструментах уже с шести лет.


Оркестр Токийской музыкальной школы, апрель 1904 года

Эти правила сохранились и до нашего времени. Сейчас в течение всех шести лет обучения в младшей школе примерно полтора часа в неделю тратится на изучение музыки. В первое время её преподаёт классный руководитель, однако во второй половине младшей школы предмет берёт на себя учитель с музыкальным педагогическим образованием.

На занятиях изучают западную и традиционную японскую музыку, учатся читать партитуры, петь и играть на музыкальных инструментах, а в некоторых школах даже играют в оркестрах. Часто инструменты, которые школа выдаёт для уроков, покупаются родителями учеников.

Школьные хоры и оркестры играют очень важную роль в образовании, так как они представляют свою школу и её уникальный характер. Каждый год по всей Японии проходит национальное соревнование среди школьных оркестров, что мотивирует учеников практиковаться в игре на своём инструменте, ведь никто не хочет позорить честь своей школы.


В средней школе музыка тоже является обязательным предметом, хотя ей уже не уделяется столько внимания. В старшей же школе она становится предметом по выбору, однако от этого не теряет своего качества. Кроме того, занятия подбираются таким образом, чтобы они не мешали изучению других школьных предметов.

Поскольку в Японии хорошие оценки очень важны для каждого, большинство детей становятся знакомы с классической музыкой и Запада, и Японии, а также имеют довольно хороший навык игры на своём инструменте. Они имеют возможность поступить в музыкальные школы или консерватории, но цены в них действительно высоки, поэтому музыкальное образование считается прерогативой детей из богатых семей.

Преобладание западной музыки

Изучение (или, скорее, открытие) японской традиционной музыки было включено в программу начальных школ совсем недавно. Связано это с последствиями эпохи Мэйдзи, периода открытости миру, а также принятия западной музыки, что плохо сказалось на восприятии японцами собственной культуры. Даже в консерваториях студенты не очень заинтересованы в традиционной музыке своей страны.

Если вам могло показаться, что японская традиционная культура всё ещё жива и здорова, то во многом за это стоит поблагодарить западных деятелей искусства, которые проявляли к ней большой интерес и любопытство. Зеркало, которое мы поставили перед японцами, каким-то образом спасло их богатую культуру. Также не следует забывать о том сильном влиянии, которое США оказало на Японию во время послевоенной оккупации. Возможно, из-за него поколение японцев, которым сейчас семьдесят лет, ничего не знает о своей собственной культуре.

К счастью, японское правительство постепенно осознало утрату национальной идентичности, благодаря чему традиционные искусства, в том числе и музыка, медленно возвращались после 1970-х годов, и около пятнадцати лет назад они были полностью восстановлены в учебных программах, особенно в начальной школе.

Ситуация в университетах

Мари Камимото – композитор, работающая преподавателем в Токийском университете искусств (также известном как Гэйдай). Она сожалеет об отсутствии разностороннего подхода в преподавании музыки, даже несмотря на то, что постепенно отношение к разным жанрам меняется.


Обучение детей музыке. Музыкальное образование и развитие детей

В данной статье мы рассмотрим обучение детей музыке используя методику известного японского педагога и скрипача Шиничи Сузуки.

На первом месте личность ребенка

Итак, Сузуки ставит на первое место личность ребенка, а таланты и способности на второе. Он подчеркивает, что, воспитывая любовь к музыке, мы развиваем в первую очередь личность ребенка, а не его музыкальные способности.

Обучение родному языку и музыке аналогично

Вы никогда не задумывались, что дети во всем мире легко и не­принужденно постигают родную речь. А вот Шиничи Сузуки более 50 лет назад оценил важность этого факта и начал применять основные принципы развития и обучения речи при обучении музыке.

На основе своих наблюдений Шиничи Сузуки сделал вывод, что все дети изучают родной язык путем слушания, подражания, повторения и именно по этому принципу дети также могут обучаться музыке!

Три открытия Шиничи Сузуки

Первое открытие Сузуки сделал, посетив громадный инкубатор для выведения японских жаворонков. Яйца этих певчих птичек помещаются в гигантские теплые и тихие залы инкубатора, где создаются такие же условия, как в гнезде. Здесь царит тишина, за исключением одного звука, голоса птицы — учителя, своего рода птичьего Бетховена.

Открытие Сузуки состояло в том, что система, включающая в себя голос, ухо и мозг, представляет собой совершеннейшую копировальную машину, дающую практически безграничную возможность освоить мелодию любого языка. И не имеет значения, о каком языке идет речь: китайском, португальском, музыкальном, художественном или японском. Достаточно поместить ребенка в нужную обучающую среду и создать соответствующие стимулы, и он сможет выучить что угодно!

Третье открытие японца стало последним элементом в мозаике. Когда он размышлял над поразительными способностями детского мозга, к нему зашел друг и спросил, не сможет ли он научить четырехлетнего сына одного приятеля играть на скрипке. Сузуки решил, что это невозможно, и извинился, ссылаясь на то, что ребенок еще слишком мал, чтобы держать скрипку, ведь она в пропорции к его телу — все равно что контрабас для взрослого. Когда друг ушел, Сузуки вдруг понял, что он мыслит слишком узко. Он только что сказал, что ребенок еще мал, чтобы учиться играть на скрипке, хотя сам же до этого сделал вывод, что в возрасте трех лет ребенок может учиться музыке и стать отличным музыкантом. Все дело в том, что скрипка слишком велика для ребенка, но почему бы не сделать скрипку, подходящую ему по размеру?

Вдохновленный этой мыслью, Сузуки принялся мастерить маленькие скрипочки. Но как научить детей играть на них? Сузуки понял, что решение подсказали ему птенцы жаворонков в инкубаторе. Все дело в копировании. Ведь 95 % людей так никогда и не научатся правильно петь только потому, что им с детства внушали: копировать — это плохо. Их лишали главного инструмента обучения — подражания.

Вооружившись маленькими скрипками и пониманием того, как должно быть организовано обучение, Сузуки обратился к своим друзьям, у которых были дети, и пригласил их детей учиться играть на скрипке.

Теперь очередь за вами. Дерзайте! Делайте свои открытия на пути вашего с ребенком совместного постижения музыкальной науки.

Вы должны знать, что, когда ребенок учится говорить, огромное значение имеют следующие моменты: активное слушание, мотивация, повторение, пошаговый подход, память, словарь, вовлечение родителей, любовь.

Все эти вещи прекрасно работают и при обучении игре на музыкальном инструменте: пианино, скрипке, виолончели, гитаре, флейте. Этот подход работает также при обучении математике, искусству и поэзии. По сути, он универсален.

японская народная музыка

Японская народная музыка – это довольно самобытное явление благодаря изолированности островов Восходящего Солнца и бережному отношению населяющего их народа к своей культуре.

Рассмотрим сначала некоторые японские народные музыкальные инструменты, а затем характерные для музыкальной культуры этой страны жанры.

Японские народные музыкальные инструменты

Сямисен является одним из наиболее известных музыкальных инструментов Японии, это один из аналогов лютни. Сямисен представляет собой щипковый трехструнный инструмент. Возник он из сансина, который в свою очередь произошел от китайского сансяня (и происхождение интересное, и этимология названий занимательная).

Сямисен почитается и в нынешнее время на Японских островах: например, игра на этом инструменте часто используется в традиционном японском театре – Бунраку и Кабуки. Обучение игре на сямисене включено в майко – программу обучения искусству быть гейшей.

Часто фуэ, как и сямисен, используются для музыкального аккомпанемента к действиям театра Банраку или Кабуки, а также в различных ансамблях. Кроме того, некоторые из фуэ, настроенные на западный лад (как хроматические инструменты), могут быть солирующими. Изначально же игра на фуэ была только прерогативой бродячих японских монахов.

Суйкинкуцу – инструмент в виде перевернутого кувшина, над которым течет вода, попадая внутрь через отверстия, она заставляет его звучать. Звук суйкинкуцу чем-то похож на колокольчик.

Этот интересный инструмент часто используют как атрибут японского сада, играют на нем перед проведением чайной церемонии (которая может проходить в японском саду). Все дело в том, что звук данного инструмента очень медитативный и создает созерцательное настроение, которое идеально подходит для погружения в дзен, ведь пребывание в саду и чайная церемония являются частью дзен-традици.

Важно: во время выступлений барабанщиков обращается внимание на эстетику самого представления. Внешний вид музыкального выступления в Японии не менее важен, чем составляющая мелодии или ритма.

японские народные музыкальные инструменты

Музыкальные жанры страны Восходящего Солнца

Японская народная музыка прошла несколько этапов своего развития: изначально это были музыка и песни магического характера (как и у всех народов), потом на становление музыкальных жанров повлияло буддийское и конфуцианское учение. Во многом традиционная японская музыка связана с обрядовыми действами, праздниками, театральными представлениями.

Из наиболее древних форм японской национальной музыки известны два жанра – это сёмё (буддийские песнопения) и гагаку (придворная оркестровая музыка). А музыкальные жанры, которые не имеют корней в древности, это ясуги буси и энка.

Ясуги буси – один из самых распространенных жанров народной песни в Японии. Он назван в честь города Ясуги, где был создан в середине XIX века. Основной тематикой ясуги буси считают ключевые моменты местной древней истории, и мифопоэтические сказания о временах богов.

Энка – это жанр, который зародился относительно недавно, всего-то в послевоенное время. В энке японские народные инструменты часто вплетаются в джазовую или блюзовую музыку (получается необычный микст), а ещё в ней происходит сочетание японской пентатоники с европейским минором.

Особенности японской народной музыки и ее отличие от музыки других стран

В японской национальной музыке есть свои особенности, которые отличают ее от музыкальных культур других народов. Например, есть японские народные музыкальные инструменты – поющие колодцы (суйкинкуцу). Такое вы едва ли встретите где-то ещё, правда музыкальные чаши есть и на Тибете, а больше?

В японской музыке может постоянно меняться ритм и темп, а также отсутствовать размер. В народной музыке страны Восходящего Солнца совершенно иные понятия интервалов, они необычны для европейского слуха.

Для японской народной музыки характерна максимальная приближенность к звукам природы, стремление к простоте и чистоте. Это не случайно: японцы умеют показать прекрасное в обычных вещах.

Читайте также: