Формирование трудолюбия у дошкольников доклад

Обновлено: 02.07.2024

Цель исследования – определить наиболее эффективные педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.
Гипотеза – формирование трудолюбия у старших дошкольников будет осуществляться эффективно, если обеспечиваются следующие
педагогические условия:
использование педагогической диагностики;
оптимальное построение взаимоотношений ребенка со сверстниками
и взрослыми;
рациональная организация взаимодействия ребенка с природным окружением.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

Курсовая.2011.Труд.восп.116 к.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Работу выполнила:

Бацук Наталья Николаевна

учащаяся IV курса Д-42 группы

Научный руководитель:

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………………………………… ………………..6

1.1. Общая характеристика трудовой деятельности дошкольника…………. 6

1.2. Понятие и сущность трудолюбия как качества личности дошкольника… …………………………………………………………………..14

1.3. Методы и формы работы по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников……………………………………………… ……………………20

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………… ………………………………………. 23

2.1. Педагогическая диагностика трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………… . 23

2.2. Методика формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста… ……………………………………………………………………….. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47

На воспитание положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста влияют его содержание, методы руководства деятельностью и условия ее организации, а также коллективный характер деятельности, формирование у детей представлений о труде взрослых, общественных мотивов труда, наличие умений, создание трудовой атмосферы. Поднимается вопрос о роли эмоционального состояния ребенка в процессе деятельности дифференцированного подхода к детям
при определения методов воздействии на них. Однако влияние этих факторов исследовано недостаточно: методы и приемы педагогических
воздействий не учитывают изменений происходящих в отношении ребенка к труду в процессе трудового воспитания; недостаточно изучен вопрос о том, каким образом труд оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка и побуждает его к дальнейшей деятельности. Кроме того, в педагогической литературе отмечается, что на формирование отношения ребенка к труду оказывают влияние величина физической нагрузки, систематичность участия детей в работе.

Таким образом, несмотря на многообразие работ, изучающих
проблему трудового воспитания, вопросы комплексного обоснования
педагогических условий формирования положительного отношения к
труду решены недостаточно.

Систематическое включение в труд каждого ребенка, правильный режим труда, создание и поддержание положительного эмоционального состояния ребенка на всех этапах трудового процесса могут вызвать у детей устойчивое желание трудиться. А постепенная смена методов обеспечит на этой основе формирование положительного отношения к труду.

Объект исследования – формирование трудолюбия у ставших дошкольников.

Предмет – педагогические условия формирования трудолюбия у
детей 6-го года жизни.

Цель исследования – определить наиболее эффективные педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.

Гипотеза – формирование трудолюбия у старших дошкольников будет осуществляться эффективно, если обеспечиваются следующие
педагогические условия:

  • использование педагогической диагностики;
  • оптимальное построение взаимоотношений ребенка со сверстниками
    и взрослыми;
  • рациональная организация взаимодействия ребенка с природным окружением.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику трудолюбия как качества личности старших дошкольников, определить критерии его сформированное.
  2. Разработать и апробировать педагогическую диагностику
    трудолюбия детей старшего дошкольного возраста.
  3. Экспериментально проверить и доказать влияние характера взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, а также его отношения к природе на процесс формирования трудолюбия.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за деятельностью детей, беседа с детьми, анкетирование воспитателей, родителей, изучение продуктов детской деятельности, опытно-экспериментальная работа, математические методы
обработки полученных данных.

Основные понятия: трудолюбие, трудолюбие дошкольника.

Трудолюбие – качество личности, выражающее устойчивое положительное отношение человека к труду и постоянную потребность в нем.

Трудолюбие дошкольника – формирующееся качество личности, проявляющееся в устойчивом интересе и уважении к труду взрослых и сверстников, участии в различных видах деятельности без принуждения, умении доводить дело до конца.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Общая характеристика трудовой деятельности дошкольника

Труд представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходим определенный уровень физического и психического развития. Соответствующие физические качества и качества личности не даны человеку в готовом виде от рождения. Они формируются под влиянием условий его жизни и воспитания. Поэтому подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности является ответственной педагогической задачей и вместе с тем важнейшей проблемой психологического исследования. Эта подготовка начинается очень рано, задолго до того, как ребенок сможет принять участие в общественно полезном труде.

С самого раннего детства идет физическое развитие, усваиваются разнообразные знания и умения, формируется мышление, вырабатываются волевые качества личности, воспитываются высокие общественные мотивы поведения – стремление быть полезным окружающим, умение считаться с интересами окружающих. В известном смысле слова все развитие ребенка можно рассматривать как подготовку к будущей трудовой деятельности. Однако во всем этом многообразии направлений развития необходимо выделить основные стороны, которые имеют непосредственное или более близкое отношение к созданию у ребенка психологической готовности к общественно-полезному труду.

Предыстория этого развития относится к раннему возрасту. Уже на первом году жизни происходит интенсивное формирование произвольных движений руки, закладываются основы согласованной работы руки и глаза. Движения младенца, будучи вначале чрезвычайно генерализованными, позднее в процессе действий с предметами дифференцируются в соответствии с формой, величиной и местоположением объектов. Во втором полугодии жизни образовавшиеся ранее двигательные реакции начинают объединяться в целые системы, которые Р. Я. Лехтман-Абрамович [7, с.105] называет результативными, повторными действиями. Существенным для этих действий является то, что в их состав входят, по-видимому, зрительные и слуховые ориентировочные реакции, выполняющие здесь функцию подкрепления. Так, ребенок, размахивая погремушкой, прислушивается к издаваемому ею звуку или, катая шарик, следит за его движением. Если по какой-либо причине, несмотря на производимые движения, погремушка не гремит, то действия прекращаются. Таким образом возникают элементарные формы целесообразного движения,, совершаемого ради достижения объективного результата.

К концу первого, в начале второго года жизни, по данным Р. Я. Лехтман-Абрамович и Ф. И. Фрадкиной [7, с. 120], дети, подражая взрослым, начинают согласовывать свои движения не только с физическими свойствами предметов, но и с их общественно-фиксированным назначением. Они делают первые попытки есть ложкой, пить из чашки и т.п. Усвоенные способы употребления предметов домашнего обихода в дальнейшем обобщаются и переносятся на ряд сходных объектов, что составляет, как показывает исследование Ф. И. Фрадкиной, основное содержание подражательных, манипулятивных игр детей раннего возраста.

По мере того как ребенок овладевает речью, его действия связываются со словом, появляется возможность словесно регулировать его действия и приучать ребенка к умению подчинять свое поведение элементарным требованиям окружающих.

По данным Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной [10, с. 204], на третьем году жизни под влиянием соответствующей воспитательной работы взрослых ребенок переходит от простого манипулирования предметами к целенаправленным действиям с ними. Он начинает заранее выражать намерение что-нибудь сделать и выбирает те материалы, которые больше соответствуют выполнению этого намерения.

Таким образом, к дошкольному возрасту дети владеют относительно развитыми действиями, согласующимися с некоторыми физическими и функциональными особенностями используемых предметов. Эти действия носят уже результативный характер и вызываются не только непосредственно воспринимаемыми предметами, но и словесными указаниями.

Дальнейшее развитие действий с предметами совершается в дошкольном возрасте. Важную роль здесь играет ознакомление дошкольника с деятельностью взрослых, которая воспроизводится затем в сюжетных играх, конструировании и рисунках ребенка.

В дошкольном возрасте происходит переход от действий результативных к продуктивным. Целью действий ребенка становится не только использование готового предмета, но и преобразование его и создание в результате конструктивной и изобразительной деятельности нового объекта, что имеет существенное значение для подготовки к трудовой деятельности.

Подражая взрослым, дети первоначально фактически создают известный продукт, и лишь после этого они осознают этот факт и начинают стремиться к достижению определенного результата. Наблюдения за деятельностью детей показывают, что на пороге дошкольного возраста, рисуя, конструируя и т.д., дети не имеют первоначально в виду создание определенного продукта и осмысливают получившееся лишь после того, как деятельность закончена. В дальнейшем под влиянием взрослых, которые словесно интерпретируют полученные результаты и положительно их оценивают, дети сами начинают стремиться к достижению известного продукта. В связи с этим развивается способность заранее представлять результаты своих действий и плакировать последовательность их выполнения.

Вместе с возникновением продуктивной деятельности в дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие произвольных движений, формирование разнообразных двигательных навыков. Среди них следует отметить навыки, связанные с употреблением некоторых предметов домашнего обихода и простейших инструментов. Как указывалось выше, первые попытки согласовать свои действия не только с физическими свойствами предметов, но и с их назначением происходят уже в раннем возрасте. Однако первоначально эти попытки носят еще несовершенный характер.

Автор: Трипитко Валерия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/сад комбинированного вида №15"Алёнка"
Населённый пункт: г.Николаевск-на-Амуре Хабаровский край
Наименование материала: доклад
Тема: "Использование метода проектирования в воспитании трудолюбия у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование

Доклад из опыта работы

Трипитко В.А. воспитатель первой квалификационной категории

Хабаровский край, г.Николаевск-на-Амуре.

Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей

дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду, как

основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду

путём включения ребёнка в активную трудовую деятельность.

представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых

навыков и умений, воспитание трудолюбия, как качества личности.

образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений

безопасного поведения в быту, социуме, природе .

Как же воспитать у детей это позитивное отношение к труду? Как сделать

так, чтобы дети с удовольствием одевались, собирали игрушки, ухаживали за

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение придаём

этому мы, педагоги. Можно помочь ребёнку полюбить труд, почувствовать

радость от труда, а можно отбить желание, если использовать неинтересные

необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был её

замечая того, что это уже не игра. Важным моментом в процессе организации

основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста.

мотивации. Игровой мотив позволяет сделать так, что у детей выполнение

трудовых действий, решение проблемных ситуаций станет осмысленным и в

тоже время интересным и увлекательным. Каждый вид деятельности должен

содержать то, что вызовет у детей удивление, изумление, восторг, одним

словом то, что дети будут вспоминать яркие эмоции от выполненной работы.

старания. В трудовой деятельности ребёнок имеет возможность проявить

самостоятельность и ответственность.

карандаши, полотенца и другое) выступали в роли игровых персонажей. Все

помогают нам быть чистыми и опрятными. Одежда защищает нас от холода и

плюсом является низкая критичность детского мышления. Дети принимают

ситуаций дети учатся решать проблему , что также стимулирует не только

трудовую деятельность, но и познавательную активность. Приведу пример

одной из игровой ситуации. Проблемой является то, что дети не убрали за

собой карандаши после рисования. говорю от лица карандаша: - Помогите!

Помогите!. Дети начинают собираться вокруг стола и интересуются, что

могло случиться (постановка проблемы для детей). - Почему ты зовёшь нас

на помощь? - Когда вы держали меня в своих умелых руках мне было так

весело: я помогал вам рисовать синее небо, синее море… А сейчас я лежу на

столе совсем брошенный, никому не нужный. И мои друзья тоже грустят!

Затем подвожу детей к выдвижению гипотезы: - Ребята, как же помочь

карандашам? Дети предлагают нарисовать ещё что-нибудь или разложить

карандаши в свои коробки.

- А как же нам убрать карандаши в коробочки? Вы умеете это делать?

(актуализация имеющихся знаний трудовых действий)

убирать карандаши самостоятельно или вместе с воспитателем. Для проверки

правильности решения и оценки, можно задать детям вопрос: - Давайте

спросим у карандашей, хорошо ли им в своих домиках – коробочках? На что

разложили нас правильно. Сейчас мы немного отдохнём и снова будем с вами

рисовать. Спасибо вашим умелым ручкам! Важно обратить

Для закрепления приведённого примера, важно следить за тем, чтобы дети

не забывали убирать карандаши в коробочки.

конструктора и так далее. Так-же в средней группе применяем алгоритмы

деятельности способствует повышению общего развития детей, расширению

их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию

ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.

В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется

критерием оценки итоговой деятельности по результатам проекта является

осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое

поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в

выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и

самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для

включается в проектную деятельность. Это важно для формирования у детей

умения выполнять обязанности.

направленные на решение трудовых задач, связанных с трудом в природе,

выбором профессии. Содержание

таких проектов направлено в первую

относящегося к своему труду и труду окружающих его людей.

такой технологии, как метод проектов, является

дошкольного возраста с трудом взрослых. Участие старших дошкольников в

погружения в мир профессий, развивая эмоциональную сферу ребенка через

совместную исследовательскую деятельность. Проектная деятельность ведет

к изменению самой позиции ребенка в отношении к трудовой деятельности,

он начинает ценить результаты труда и бережно к ним относиться.

родителей и воспитанников между собой.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, я учитываю

Поэтому тема проекта, его форма и подробный план можно разрабатывать

наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой

проекта, я тщательно продумываю и организовываю в группе предметно-

Реализацию проектов я строила на следующих принципах:

· учёта возрастных особенностей;

· координации деятельности педагогов;

· преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

В старшей и подготовительной группах внедрила такие проекты по развитию

мониторинга с детьми.

Стартовый мониторинг всего приняло участие 15 воспитанников из них:

5 воспитанников имели высокий уровень развития, что составило 34 %,

9 воспитанников имели средний уровень развития, что составило 60 %,

1 воспитанник имел низкий уровень развития, что составило 6 % .

выявлены следующие результаты:

10 воспитанников имели высокий уровень развития, что составило 67 %,

5 воспитанников имели средний уровень развития, что составило 33%.

Исходя из вышеизложенного видно, что использование проектного метода

позволяет разработать целую систему условий для воспитания трудолюбия у

будущем у воспитанников.

Осуществляя взаимодействие с детьми по трудовому воспитанию, нужно

придерживаться принципов гуманистической психологии, среди которых

особенно важны следующие: а) создание атмосферы, благоприятствующей

появлению новых трудовых умений и навыков, атмосферы, которая может

вдохновлять ребёнка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы,

развивать творческое начало; б) создание климата взаимного доверия,

психологической безопасности; в) восхищение каждым трудовым действием

ребёнка, позитивное подкрепление всех новых трудовых начинаний. Начиная

с раннего детства, мы приучаем детей к трудолюбию. Помогаем им получать

удовольствие от труда.

Трудолюбие как устойчивый компонент личности у дошкольника может быть

сформировано лишь в том случае, если труд, трудовая деятельность будут

являться для ребенка ценными, если у него будет сформировано ценностное

отношение к труду. Для этого педагоги сами по себе должны быть

трудолюбивыми, артистичными,эмоциональными, креативными. Они

должны уметь повести за собой детей по дороге детских трудовых свершений

и маленьких трудовых подвигов. Только в этом случае труд будет для ребёнка

Главная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

Содержание

1.
Значение детского труда в развитии дошкольников……………….
3

2.
Особенности труда дошкольников………………………………….
5

3.
Задачи трудового воспитания……………………………………….
7

5.
Усложнение задач трудового воспитания в детском саду……….
12

6.
Формы организации труда в детском саду…………………………
15

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание трудолюбия у дошкольников.doc

Значение детского труда в развитии дошкольников……………….

Особенности труда дошкольников………………………………….

Задачи трудового воспитания……………………………………….

Усложнение задач трудового воспитания в детском саду……….

Формы организации труда в детском саду…………………………

1.Значение детского труда в развитии дошкольников

Трудовое воспитание – это приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, в ходе которого они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами.

Главная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.[2]

В процессе труда дети приобретают навыки, помогающие им становиться независимыми от взрослого мира, самостоятельными.

Особенностью детского труда является необходимость участия и помощи взрослого.

Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе важная роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата.

При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.

В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.

В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.[2]

Труд закаливает детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

Таким образом, детский труд прямым образом влияет на формирование нравственных, эстетических, физических качеств, при которых происходит гармоническое развитие личности ребенка.

2.Особенности труда дошкольников

Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отно­шения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет.[3]

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы.

В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.[3]

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

3.Задачи трудового воспитания

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.[4]

В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении - всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

Например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно - бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т.п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно - гигиенические требования к его организации.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем - втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

4.Виды детского труда

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширять знания детей о труде, воспитывать желание трудиться.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

( МДОУ детский сад № 2 г. Ртищево)

Конспект родительского собрания

в средней группе №2

г. Ртищево 2018г.

Цель: привлечь родителей к вопросу трудового воспитания дошкольников.

Задачи: расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам как знакомить дошкольников с трудом взрослых; вовлечь родителей в обсуждения педагогических ситуаций; увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.

Повестка дня:

1. Сбор родителями пословиц о труде из набора слов на листах.

3. Показ презентации по трудовому воспитанию (труд в природе, дежурство в группе, самообслуживание, поручения).

4. Разбор педагогических ситуаций.

5.Памятки родителям по трудовому воспитанию.

7. Подведение итогов.

- Давайте вспомним пословицы о труде: (Родители собирают пословицы из набора слов на листах).

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Пролениться – и хлеба лишиться.

Терпение и труд все перетрут.

Умелые руки не знают скуки.

Работе время, а потехе час.

Судят не по словам, а по делам.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Что делано наспех, то и сделано насмех.

Дело мастера боится.

Было бы терпенье – будет и уменье.

2. Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив.

В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой вещи отведено место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные – поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка - у младших подчинение семейной традиции.

В условиях хорошо организованного семейного хозяйства ребенок сравнительно легко, без усилий над собой, подчас отказываясь от соблазнительных желаний, выполняет свои обязанности по дому. Он радуется своевременно и качественно выполненной работе. У него укрепляется потребность выполнять работу только хорошо, потому что в семье так заведено, потому что все так выполняют свои обязанности.

В детском саду воспитание трудолюбия у детей идет по четырем направлениям:

-самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)

-ручной труд (работа с бумагой, с природным материалом)

Все виды труда организовываются в форме поручений, дежурства, коллективного труда.

Наша задача учить детей любить землю, трудиться, созидать, а не разрушать, формировать личность, умеющую преодолевать трудности и добиваться результатов на пути к цели, учить детей ценить жизнь и приносить радость людям, это и есть основа нравственности, подготовка их к самостоятельной жизни.

4. Педагогические ситуации

Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста? (Нельзя наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие трудолюбия. Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость. Контроль и требовательность должны быть в меру.)

- А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! – девочка явно гордиться своим поступком.

- Молодец! – говорит мама. – За это сегодня можешь не помогать мыть посуду.

Иногда мама освобождает дочь от трудовых обязанностей за то, что та слушалась бабушку, или за то, что старательно занималась в детском саду.

Вопрос: Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? (Нет. Это тормозит воспитание трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей.)

• Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;

• Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;

• Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;

• Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;

• Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;

• Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;

• Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;

• Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;

• Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию

Дорогие родители, на этом родительское собрание закончено. Пусть ваши дети растут трудолюбивыми.

Читайте также: