Фольклор забайкальского края доклад

Обновлено: 25.04.2024

История происхождения Семейских, их быт и культура. Обрядовый фольклор, праздники, обряды Семейских. Условия для осознания уважительного отношения к традициям, культуре и обычаям старообрядцев Забайкалья. Традиции, мировоззрение, собственный уклад жизни.

Рубрика Краеведение и этнография
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.02.2019
Размер файла 27,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Обрядовый фольклор Семейских Забайкалья

Содержание

Введение

Глава 1.История происхождения Семейских, быт и культура. Глава 2. Обрядовый фольклор, праздники, обряды Семейских

Заключение

Литература

Введение

В данной работе рассматриваются обрядовый фольклор Семейских - старообрядцев, которых правительство Российской империи выслало в 18 веке в Забайкалье. Знакомство с праздниками, обрядами Семейских Забайкалья создает условия для осознания уважительного отношения к традициям, культуре и обычаям старообрядцев Забайкалья; способствует формированию стремления сохранять и приумножать культурное достояние России.

Культура является главнейшим фактором национального самосознания, а также духовного единения этнических групп. Изучение традиционных фольклорных форм русского народного творчества, существующего в условиях отрыва от городов, приводит к интересным выводам об эстетических и духовных приоритетах, трансформации структуры жанровой системы.

И по сей день потомки старообрядцев благодаря своей религиозной изолированности, преданности истории, старине, не замыкаясь в своей культуре, сохраняют черты исконно русской культуры. Эти черты проявляются в особенностях одежды, языка , традициях и фольклоре.

Глава 1. История происхождения Семейских, быт и культура

семейский забайкалье традиция культура

В 18 веке в ходе раздела Речи Посполитой (Польши) между Российской империей, Пруссией и Австрийской империей, правительство Российской империи выслало их в Забайкалье. Семейских переселяли несколько раз с 1735 по 1795 годы.[1. c.16)]

Современные же Семейские живут в условиях религиозной свободы. Старообрядчество еще не до конца адаптировано к условиям современного мира. Например, запрещено смотреть телевизор, пользоваться лекарствами из аптек.

Переселение Семейских способствовало переносу на другие земли высокой сельскохозяйственной культуры, свойственной данной народности. С давних времен они выращивали овощи, картофель, ячмень, овес, гречиху, рожь и пшеницу. Старообрядцы достигли успехов в скотоводстве, держали свиней, овец и коров, охотились.

Семейские проживают в домах из дерева, отличительные черты их домов - высокое крыльцо, округлые углы внутри помещений. Потолок выложен из бревен, полы также из бревен, колотых пополам. Семейские богато украшают ворота и ставни в своих жилищах. Двери, окна, плинтусы раскрашены масляными красками.

В фольклоре Семейских прослеживаются такие жанры как: обрядовая и календарно-обрядовая поэзия, лирические песни, несказочная проза, заговоры, похоронная причеть, загадки, поговорки, пословицы, частушки. Развитию этих жанров способствовали традиции, праздники и обряды народа, соответствующие земледельческому календарю, семейными обрядами.

В устном традиционном репертуаре особое место занимали христианские легенды и духовные стихи, влияние которых на Семейских было существенным.

В семьях Старообрядцев Забайкалья почитали старших, старшие члены семей занимались воспитанием детей. Бабушки обучали детей богослужению, навыкам в жизни, правилам нравственной жизни, поведению в обществе. И конечно, наставницы учили детей песенкам, стихам, поговоркам, считалкам и загадкам.

Семейские любили игры, забавы, не могли он жить без песен и стихов.

В начале 20 века среди Семейских было распространено устраивать посиделки с играми, песнями, плясками.

Глава 2. Обрядовый фольклор, праздники, обряды Семейских

В переводе с английского фольклор означает "народное знание, мудрость". Этим термином обозначается комплекс, состоящий из словесно-музыкальных, музыкально-хореографических видов народного творчества. В фольклоре отражаются основные религиозные нормы, этические правила, семейные традициям, поминовение предков, почитание святых, отношение к природе и земле.

Обрядовый фольклор Семейских Забайкалья подразделяется на календарный (связан он с праздникам земледельческого года) и бытовой (крестильный, свадебный, похоронный). Самыми главными постулатами для Семейского были забота об урожае, о здоровье своей семьи и скота, важным было передать свой опыт следующим поколениям. Этой главной цели все и было подчинено в буднях Семейского.

Обряд крещения проводили женщины пожилого возраста, которые прекрасно знали молитвы и песнопения для этого случая.

Седьмого июля -- Иван -- травник.[4)] Это самый интересный летний праздник. С ним связано множество преданий, поверий, примет и магических действий, идущих от глубокой древности.

В ночь на Ивана -- травника стараются предохранить свою усадьбу и скот от происков нечистой силы: колдунов, оборотней, которые будто -- бы действуют в эту ночь, насылают порчу на людей и коров. Кто бы ни пришёл ночью, -- не впустят, ничего не дадут, так как боятся потерять память.

В Урлуке на Иванов день ходят в монастырь. А вечером обходят свои дворы с молитвой три раза и в каждых воротах бросают крапиву крест на крест, чтобы колдунья обожглась и не проникала во двор. Из муравьиной кучи, в прошлом, брали часть муравейника вместе с муравьями и посыпали в стайки коровам, в мерлог свиньям, в курятник с целью, чтобы водилась скотина.

Таким образом, крестьянин сам составил свой фенологический календарь и строго его придерживается, соблюдает свои обряды и связывает их с сельхозработой.

Заключение

Семейские в силу своих религиозно -- этнических убеждений сохранили в своей культуре, быту и в образе жизни очень много положительных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитание старших, крутые нравы, завидное трудолюбие, национальную одежду, книги и иконы дониконианского письма, крепкую веру в себя.

Обрядовый фольклор условно можно разделить на календарный (по народным праздникам земледельческого года) и бытовой (крестильный, свадебный, похоронный). Семейские, в результате гонений и нарушения ритма их жизни, почти утратили календарно- обрядовые песни. Зато подробен и богат их месяцеслов, он насыщен приметами, поверьями, всевозможными обрядами.

Семейно-бытовая обрядность староверов отличалась необычайно строгим соблюдением традиционных устоев, жизненного уклада и была закреплена целой системой запретов, которые регламентировали их быт, религиозные верования, семейные и общественные отношения. Поэтому, например, обряды крещения и похорон, в отличие от календарных обрядов, у Семейских сохранились и по сей день, почти в неизменном виде.

Некоторые страницы народного календаря и семейно-бытовой обрядности, бытующей и в настоящее время у Семейских, представляют большой интерес.

Традиционная народная культура Семейских Забайкалья представляет собой уникальное самобытное этнокультурное явление. Ценность Семейских, как исторического культурного феномена России, трудно переоценить. Им удалось сохранить духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа.

Литература

1) Болонев. Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. -- М.: Дизайн. Информация. Картография, 2004. -- 160 с.

Подобные документы

Исторические корни возникновения промыслов и ремесел семейских. Основные элементы и смысловой характер орнамента (росписи, резьбы, костюма). Его роль в культуре семейских Забайкалья. Факторы, влияющие на создание орнаментальных мотивов данного этноса.

дипломная работа [82,4 K], добавлен 21.08.2011

Культурное наследие терского казачества. Фольклорные экспедиции и собирание казачьих песен. Казачий фольклор о сближении народов северного кавказа с московским царством. История происхождения казачества. Традиции, обряды, конфессиональная принадлежность.

книга [380,6 K], добавлен 19.07.2010

Этнические меньшинства, населяющие Россию. Чуваши, черкесы, цезские народы, энцы, ханты, удэгейцы, турки-месхетинцы, селькупы, ногайцы. История развития народностей, основные занятия, типы поселений, религиозные воззрения, фольклор, культура и традиции.

реферат [37,5 K], добавлен 23.01.2009

Традиции быта и культуры коренных народов Севера: Ямало-Ненецкий фольклор, история возникновения, тематика и жанры; истоки национальной культуры. Коллективные и календарные ненецкие игры, их использование в организации и проведении народных праздников.

реферат [35,0 K], добавлен 23.01.2011

История изучения обско-угорского фольклора. Мировоззренческий аспект культурно-хозяйственной жизни народов ханты и манси. Жизненный цикл человека в сказаниях хантов и манси. Функции устного народного творчества в духовной и материальной культуре народа.

курсовая работа [87,4 K], добавлен 13.02.2012

Система традиционного семейно-бытового фольклора жителей Кубани. Современные обряды и праздники; историческая и генетическая связь календарного и внеобрядового фольклора. Народная фразеология, значение оберегов, пародий, розыгрышей; жертвоприношения.

курсовая работа [60,8 K], добавлен 25.03.2012

Черты национального характера украинцев. Фольклор как неотъемлемая составляющая национальной культуры. Отличие национальной ментальности от психологии. Удовлетворение природной потребности в самовыражении и коммуникации как главная функция фольклора.

Презентация на тему: " ФОЛЬКЛОР ЗАБАЙКАЛЬЯ Региональный компонент. Фольклор и литература Забайкалья. 5 класс. Подготовила Екимова К.И., учитель русского языка и литературы МОУ." — Транскрипт:

1 ФОЛЬКЛОР ЗАБАЙКАЛЬЯ Региональный компонент. Фольклор и литература Забайкалья. 5 класс. Подготовила Екимова К.И., учитель русского языка и литературы МОУ Новочарская СОШ 2

3 ФОЛЬКЛОР ЗАБАЙКАЛЬЯ ЦЕЛЬ: ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ, ЕГО О ФОЛЬКЛОРЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ, ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ; ОСОБЕННОСТЯХ; УЗНАТЬ ИМЕНА САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ УЗНАТЬ ИМЕНА САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ СОБИРАТЕЛЕЙ СКАЗОК НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ И ЗАБАЙКАЛЬЯ ; СОБИРАТЕЛЕЙ СКАЗОК НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ И ЗАБАЙКАЛЬЯ ; ОПРЕДЕЛИТЬ РЕГИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКИХ СКАЗОК ЗАБАЙКАЛЬЯ. ОПРЕДЕЛИТЬ РЕГИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКИХ СКАЗОК ЗАБАЙКАЛЬЯ.

4 ФОЛЬКЛОР ЗАБАЙКАЛЬЯ ФОЛЬКЛОР – ЭТО УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ, ЗАСЕЛЯЮЩИХ ТЕРРИТОРИЮ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ: БУРЯТ, ЭВЕНКОВ, РУССКИХ, УКРАИНЦЕВ И МНОГИХ ДРУГИХ НАРОДОВ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ.

5 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРА ЗАБАЙКАЛЬЯ ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО РЕПЕРТУАРА ЗАБАЙКАЛЬЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНА С ИСТОРИЕЙ КОЛОНИЗАЦИИ (ЗАХВАТА), ЗАСЕЛЕНИЯ, ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ КРАЯ РУССКИМИ, С УСТАНОВЛЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ТЕСНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ С ИНОЭТНИЧЕСКИМИ (РОЗНОНАЦИОНАЛЬНЫМИ) ГРУППАМИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО РЕПЕРТУАРА ЗАБАЙКАЛЬЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНА С ИСТОРИЕЙ КОЛОНИЗАЦИИ (ЗАХВАТА), ЗАСЕЛЕНИЯ, ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ КРАЯ РУССКИМИ, С УСТАНОВЛЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ТЕСНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ С ИНОЭТНИЧЕСКИМИ (РОЗНОНАЦИОНАЛЬНЫМИ) ГРУППАМИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ.

6 ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ ФОЛЬКЛОРА ЗАБАЙКАЛЬЯ СКАЗКИ, МИФЫ, МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ (БЫЛИЧКИ И БЫВАЛЬЩИНЫ), ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС (ИСТОРИИ), ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ, НАРОДНАЯ ДРАМА (СЦЕНКИ), ТРУДОВАЯ ПЕСНЯ, БУРЛАЦКАЯ ПЕСНЯ, ОБРЯДОВАЯ (СВАДЕБНАЯ) ПЕСНЯ, ДУХОВНЫЕ СТИХИ; РАБОЧАЯ ПОЭЗИЯ; ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. СКАЗКИ, МИФЫ, МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ (БЫЛИЧКИ И БЫВАЛЬЩИНЫ), ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС (ИСТОРИИ), ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ, НАРОДНАЯ ДРАМА (СЦЕНКИ), ТРУДОВАЯ ПЕСНЯ, БУРЛАЦКАЯ ПЕСНЯ, ОБРЯДОВАЯ (СВАДЕБНАЯ) ПЕСНЯ, ДУХОВНЫЕ СТИХИ; РАБОЧАЯ ПОЭЗИЯ; ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР.

11 СОБИРАТЕЛИ ФОЛЬКЛОРА В.П. ЗЕНЗИНОВ – СОБИРАТЕЛЬ СКАЗОК И УСТНОЙ НЕСКАЗОЧНОЙ ПРОЗЫ В 60-Х – НАЧАЛЕ 80-Х ГГ. В.П. ЗЕНЗИНОВ – СОБИРАТЕЛЬ СКАЗОК И УСТНОЙ НЕСКАЗОЧНОЙ ПРОЗЫ В 60-Х – НАЧАЛЕ 80-Х ГГ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ФОЛЬКЛОР ЗАБАЙКАЛЬЯ СОБИРАЛСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ 150 –ТИ ЛЕТ, НО САМАЯ АКТИВНАЯ РАБОТА ПРОВЕДЕНА В 30-е, ОСОБЕННО 70-е гг. 20 –го ВЕКА, КОГДА ВСЁ БЫЛО ОБРАБОТАНО И ИЗДАНО. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ФОЛЬКЛОР ЗАБАЙКАЛЬЯ СОБИРАЛСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ 150 –ТИ ЛЕТ, НО САМАЯ АКТИВНАЯ РАБОТА ПРОВЕДЕНА В 30-е, ОСОБЕННО 70-е гг. 20 –го ВЕКА, КОГДА ВСЁ БЫЛО ОБРАБОТАНО И ИЗДАНО.

16 РЕГИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКИХ СКАЗОК ЗАБАЙКАЛЬЯ ЧЕРТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК: ЧЕРТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК: 1. НАСЫЩЕННОСТЬ ЯЗЫКА СКАЗОК РЕЧЕВЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ, ХАРАКТЕРНЫМИ ДЛЯ ГОВОРОВ СТАРОЖИЛОВ НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬЯ. 2. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ОСНОВЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ГОВОРА ЛЕКСИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯЗЫКОВ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ – МЕСТНЫЙ ДИАЛЕКТ (ЦИБУЛЯ, БУРЯК ИТ.Д.)

17 РЕГИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКИХ СКАЗОК ЗАБАЙКАЛЬЯ 3. ОБИЛИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ДЕТАЛЕЙ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПРИКРЕПЛЁННОСТИ МЕСТА ДЕЙСТВИЯ МНОГИХ СКАЗОК К НАШЕМУ РЕГИОНУ (ВКЛЮЧЕНИЕ МЕСТНЫХ ТОПОНИМОВ – НАЗВАНИЙ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ, КРАСНОРЕЧИВЫХ ЧЕРТ ПРИРОДЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ – ТАЁЖНЫХ ПЕЙЗАЖЕЙ, ЖИВОТНОГО МИРА И Т.П.)

19 РЕГИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКИХ СКАЗОК ЗАБАЙКАЛЬЯ 6. КАЗАЧЬЯ ОКРАСКА НЕКОТОРОЙ ЧАСТИ ЗАБАЙКАЛЬСКИХ СКАЗОК КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО ИХ БЫТОВАНИЯ В МЕСТНОЙ КАЗАЧЬЕЙ СРЕДЕ. 7. ЭТИОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР РЯДА ОРИГИНАЛЬНЫХ СКАЗОК РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ Забайкалья как результат влияния на них сказочной традиции аборигенов края – бурят и эвенков.

20 РЕГИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКИХ СКАЗОК ЗАБАЙКАЛЬЯ ВЫВОД: СКАЗКИ ЗАБАЙКАЛЬЦЕВ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СКАЗОЧНОГО РЕПЕРТУАРА. СКАЗКИ ЗАБАЙКАЛЬЦЕВ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СКАЗОЧНОГО РЕПЕРТУАРА.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 города Балея

C:\Users\1\Documents\фотографии на конкурс\PICT6801.JPG

Исследовательская работа на тему

«Календарь старинных народных праздников и примет.

Виноградова Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Народное слово о зиме……………………… 5

1. Декабрьский численник………………….. .7

2. Январский численник……………………. 11

3. Февральский численник…………………. .15

VI . Приложение ………………………………… 20

Было время, когда мы пренебрежительно относились к прошлому, забывали о богатейшем опыте, которым издревле располагал народ. Теперь на многое смотрим по-иному, заново открываем клады народной мудрости. Таким неоценимым кладом является изучение традиций и обрядов местности, в которой ты живешь. Фольклор любого региона страны, обладая едиными национальными чертами, в тоже время отличается своими неповторимыми, присущими только ему, отличительными особенностями. То же самое наблюдается и в Забайкалье.

Традиции и обычаи нужно начинать изучать на примере народных праздников. Такие праздники связаны с временами года, с хозяйственной деятельностью людей, органически вплетаются в народную жизнь. Их нельзя считать церковными и относить к религии, поскольку они больше идут от мироощущения, поддаются бытовому и трудовому осмыслению.

Актуальность: выявить забытые праздники, приметы, наставления, запреты и показать их ценность в хозяйственной деятельности современного человека.

Цель данной работы : содействовать изучению забытых праздников Забайкалья и составлению их календаря с народными приметами.

уяснение региональных особенностей праздников Забайкалья;

расширить необходимые сведения по истории, этнографии, географии, диалектам Забайкалья;

обогащать представления о народном творчестве своих земляков.

принцип научности (использование достоверных источников литературы);

принцип связи с жизнью (при изучении материала делается упор на наблюдения, исследования, жизненный опыт).

II . Народное слово о зиме.

Осень красна хлебом, зима – снегом.

Зима спросит, что летом припасено.

У зимы брюхо велико.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Зимний денек, что воробьиный скок.

Зимний свет недолго.

В зимний холод всякий молод.

Мороз сам не велик, стоять не велит.

Не всю зиму на печи лежать.

И зимой работе конца не видать.

Чем крепче зима, тем быстрее весна.

Приметы прихода зимы.

Лебеди летят на юг – перед появлением снега.

Гусь полетел – скоро снегу быть.

Заяц-беляк шубу сменил: зиму чует.

Прилетел снегирь – зимний вестник.

Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

Один мороз зимы не приносит.

Зимы нет, коли санный путь не установился.

Зимнее состояние природы.

Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.

Мороз и железо рвет и птицу на лету бьет.

Зима не без буранов.

Зимой солнце сквозь зубы улыбается.

Солнце блестит, а мороз трещит.

Солнце на лето, зима – на мороз.

Зима убегает темными ночами.

Земля зимой отдыхает, а летом расцветает.

III. Зимний календарь.

1 (14) декабря Наумов день.

4 (17) декабря Варварин день.

Наступление сильных морозов.

5 (18) декабря Саввов день.

6 (19) декабря Никола зимний.

7 (20) декабря Абросимов день.

9 (22) декабря Анна зимняя.

12 (25) декабря Спиридон Солнцеворот.

С давних времен сохранился обряд славления солнца. Под солнцеворот мальчишки разжигали костры в честь солнца. А на утро шли в поле, за околицу, пели песни, зазывая его повернуться. Затем с высокого места скатывали колесо, которое по древним представлениям олицетворяло солнце. Молодежь и детвора в этот день устраивали катание со снежных гор.

16 (29) декабря Аггеев день.

24 декабря (6 января) Сочельник.

Канун святок. Святки состояли из обрядовых развлечений, гаданий, игрищ, увеселений, праздничных поседелок, вечерок. Они посвящались встрече Нового года, возрождению Солнца и поминовению предков.

В Забайкалье к этому дню тщательно убирали избы, столы застилали чистыми скатертями.

25 декабря ( 7 января) З имний праздник.

30 декабря (12 января) Онисья порезуха.

31 декабря (13 января) Васильев вечер.

Канун Нового года.


Культура русского народа, проживающего в Забайкальском крае, неразрывно связана с культурным наследием Центральной России. Вместе с тем в устном народном творчестве забайкальцев прослеживаются и свои особые черты и это делает фольклор Забайкалья уникальным.

Актуальность работы заключается в том, что народные сказки во все времена найдут своего читателя самого разного возраста.

Народная сказка сопровождает нас с самого раннего детства. Она привлекает своим захватывающим сюжетом, обязательной победой добра над злом, ярким и метким словом. И в наше время компьютеров и супер-героев сказка всегда найдет своих почитателей.

В начале нашего исследования мы поставили перед собой задачу — выяснить, какое определение народной сказки дается в разных источниках.

Школьный литературоведческий словарь определяет сказку как эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. [5]

Ученый также отмечал, что сохраняя общерусский характер, сказки приобрели особую окраску. Это связано с географией края, его природой и климатом, своим укладом жизни гуранов.

Мы проанализировали содержание сказок и выстроили сравнительную таблицу:

У царя было 3 сына. Повадилась Жар-птица воровать золотые яблоки из царского сада.

Известно только имя младшего царского сына — Иван.

Иван-царевич с помощью серого волка добыл Жар-птицу, коня златогривого и невесту себе — Елену Прекрасную.

Старшие братья убили Ивана, но волк оживил царевича с помощью живой и мертвой воды. Братьев же волк растерзал.

У царя было 2 сына: Данил и Ванюшка.

Царь постоянно болел и ему требовалась Жар-птица для исцеления. Сыновья поехали на поиски Жар-птицы.

С помощью волка, шапки — невидимки добыл царевич Жар-птицу, коня и Елену Прекрасную.

На обратном пути растерзал Ванюшку Каша Бессмертный.

Волк оживил друга живой и мертвой водой.

Ванюшка победил Кашу Бессмертного с помощью шапки — невидимки и дубинки.

Мы выяснили, что в сюжете забайкальской сказки появились дубинка и шапка-- невидимка, введен еще персонаж — Каша Бессмертный (мы уверены, что это измененное имя Кащея). Зачин и концовка сказки традиционны для народной сказки. Язык сказки насыщен лексикой, характерной для нашей малой родины.

Главные сходства и отличия забайкальской сказки от оригинальной мы поместили в таблицу:

Читайте также: