Философские идеи в древнегреческой медицине доклад

Обновлено: 05.07.2024

Эмпедокл (490-430) - высказывает положение о существовании четырех материальных начал-огонь, воздух, вода и земля. Жизнь природы состоит в соединении и разделении этих вещественных элементов. В медицине он основоположник направления, представители которого полагали, что знать врачебное искусство невозможно тому, кто предварительно не исследовал, что такое человек. Уделял вопросам анатомии и физиологии. В основу представлений о строении организма он кладет учение о 4 элементах. Гиппократ(460-377)-примыкал к натурфилософии ,сводя все существующее к огню,как действующей причине,и к воде,как питательному началу,4 типа темперамента. Гален(130-200)-идеалист, соединивший в своем учении отдельные идеи Платона, стоиков и Аристотеля.

Философские идеи в античной медицине

Современный врач наиболее результативно и рационально может действовать тогда, когда он будет в каждом конкретном случае опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей функционирования организма, когда будет рассматривать человека как существо и биологическое, и социальное. Решением данной задачи является синтез философского и медицинского знания, с позиций и через призму философского знания.

В греко-римские время этим вопросом занимались такие известные мудрецы, как: Гиппократ, Аристотель, Лукреций, Гален и др. Так, Алкмеон (VI век до н. э.) один из первых включил в свои труды физиологию ,эмбриологию, теорию ощущений и психологию, а также открыл перекрест зрительных нервов ,писал о головном мозге как органе познания.

Гиппократ размышлял о естественной природе всех болезней.

Аристотель считал, что сердце является органом мышления и основным органом движения крови. Он полагал, что все процессы в организме-результат взаимодействия и смешения, различных по своим свойствам его жидких сред.

Лукреций в своей поэме описывает причины возникновения заразных болезней, которые видит в миазмах – смертоносных испарениях, обращает внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы.

Гален (131—201 н. э.) родился в Пергаме (Малая Азия). С 17 лет на родине начал учиться медицине, в последующие годы много путешествовал, посетил Кипр, Лемнос, Палестину и центр медицинской науки того времени Александрию. По возвращении в Пергам Гален был там врачом гладиаторов. В 164 г. Гален отправился в Рим, где и провел более 30 лет.

Освоив знания и опыт лучших врачей своего времени, накопив большой личный опыт врачевания, Гален написал много трудов по медицине, в которых собрал и расположил в систематическом порядке добытые до него медицинские знания по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии, терапии, гигиене, акушерству и др. Сочинения Галена передали потомству наследие древнего мира в области

медицины. По многим вопросам Гален внес но Гален (131—201) вое, что отражало его личный опыт и собственные наблюдения.

В области лечебной медицины Гален обессмертил свое имя тем, что внес регламентацию в приготовление лекарств из растений. Он установил определенные весовые и объемные отношения при приготовлении настоек, экстрактов и отваров из листьев, корней, цветов и других частей лекарственных растений. В честь этого и в средние века, и в наше время такие лекарственные формы носят название галеновых препаратов.

Кроме лечебной деятельности, Гален много занимался исследованиями,, чем значительно расширил и углубил познания в области анатомии и физиологии. Анатомические знания того времени получались преимущественно во время вскрытия животных при жертвоприношениях, так как вследствие предрассудков народных масс и религиозных запретов не разрешалось производить вскрытие трупов людей.

Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. Следствием этого было объединение всех знаний о природе в единое русло – натурфилософию. Становление естественнонаучной основы древнегреческой медицины (материалистического направления) происходило в упорной борьбе с религиозно-мифологической идеологией. Яркими представителями первого направления были Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

1) Основа всех вещей - первоматерия.

2) Первоматерия никем не создавалась, существует вечно.

3) Движение - свойство материи.

4) Каждая вещь - единство и борьба противоположностей.

Материалистические позиции были у Демокрита, который создал целостную систему античной атомистики.

Выразителями идеалистического направления были представители рабовладельческой аристократии: Пифагор (VI в до н.э.) и Платон ( IV в до н.э.)

Согласно учению Пифагора, количество и форма определяют сущность вещей. По Платону – реальный мир – лишь отражение идеального мира идей, признавал существование вечного разума. Между идеальным и материалистическим направлением шла постоянная борьба.

Материалистическая философия - научная основа передовой медици­ны античной Греции, которая получила значительное развитие на о. Кос. и полуострове Книдос. Медицинские школы были семейные: знания передавались от отца к сыну.

Книдская медицинская школа - одна из ведущих в Древней Греции. Уделялось внимание диагностике: частные симптомокомплексы воспри­нимали, как отдельные заболевания. Диагностика не была научно-обоснованной.

Косская медицинская школаГлавная медицинская школа Древней Греции, расцвет которой приходится на вторую половину IV в до н.э. и связан с именем Гиппократа (460-377 гг. до н.э.). Сам он себя считал 17-ым потомком Асклепия. Гиппократ - великий реформатор медицины. Свои знания получил в семейной школе, набирался опыта, много путешествуя.

“Гиппократов сборник” составлен после смерти Гиппократа в Александрийской библиотеке. Предполагается, что наиболее выдающиеся разделы сборника: “Афоризмы”, “Прогностика”, “Эпидемии”, “О воздухах, водах, местностях”, “О диете при острых болезнях”, “О переломах” принадлежат Гиппократу. Остальные написаны его родственниками.

Суть учения Гиппократа

1. К анализу медицинских явлений приложил достижения современной древнегреческой философии.

2.Рассматривал болезнь не как проявление воли злого духа, а проявление жизни человека (“О воздухах, водах и местностях”). Создал учение о влиянии окружающей среды и образа жизни на здоровье. Выделял общие и индивидуальные причины.

3. Рассматривал организм как единое целое. Болезнь - общий процесс всего организма.

4.Создал гуморальную теорию патогенеза заболеваний - жизнь организма определяется 4 соками-влагами: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Пока жидкости находятся в состоянии равновесия - человек здоров, при нарушении равновесия - развивается болезнь.

5.Положил начало учению об основных типах телосложения у людей. Выделил типы темпераментов: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики.

6.Предложил собственный метод – наблюдение "у постели больного" с дальнейшими обобщениями.

7.На основании признаков заболевания устанавливал прогноз и индивидуальное лечение.

10.Противоположное предлагал лечить противоположным (переполнение врачуется опорожнением, опорожнение переполнением. Труд врачует отдых и наоборот).

11.Широко использовал в лечении народные средства: предложил более 250 видов растительного и 50 видов животного происхождения.

12.При отсутствии педиатрии как науки и отдельной врачебной
специальности, написал труд "О природе ребенка". В работе даются рекомендации по уходу за ребенком и воспитанием.

Организация лечебного дела в Греции.

В VI- IV вв до н.э. были воздвигнуты первые величественные святилища в честь Асклепия -асклепейоны, которые имели лечебно-санаторный характер. Главные средства лечения: водолечение, массаж, гимнастика, священный сон.

Были и частные клиники. В ряде крупных городов Древней Греции работали общественные врачи, которые выполняли противоэпидемические мероприятия. Раненных во время войн лечили светские врачи. Авторитет их был высок.

Медицина эпохи эллинизма.

IV в до н.э. с момента воцарения на престол Александра Македонского начинается новая эпоха в истории древности - эпоха эллинизма (древнее название Греции - Эллада). Она заканчивается в середине 1в. н.э.- когда завоевание последнего эллинистического государства Египта завершило создание Великой Римской империи.

В эту эпоху происходит великое взаимодействия культур Древней Греции и народов Востока. Самым крупным эллинистическим государством становится царство Птоломеев (эллинистические Египет и Ливия) с его столицей Александрией.

Медицина получает значительное развитие и сочетает греческую теорию и практику с опытом и знанием, накопленными в странах Древнего Востока. Особый прогресс наблюдается в анатомии и хирургии.

Крупные анатомо-физиологические исследования связаны с деятельностью александрийских врачей- Герофилом и Эразистратом.

Герофил- описал основные элементы центральной и периферической нервной систем. Изучал внутренние органы, строение глаз (труд "О глазах").

Эразистрат прославился как блестящий исследователь сердца и его клапанов, описал сердечные и венозные клапаны, изучал строение мозга. Разделил нервы на чувствительные и двигательные.

Развитие анатомии способствовало развитию хирургии. Развивается фармакология.

Римские завоевания (1-й век до н.э. – 30 г. н.э.) положили конец самостоятельности эллинистических государств. Но эллинистическая культура пережила эллинистические государства и составила существенную часть той основы, на которой успешно развивается мировая культура.

1. Выдающийся врач Древней Греции: А). Гиппократ, Б). Авиценна, В).Абу Али ибн Сина, Г). Амбруаз Паре, Д). Гален.

3.Источник изучения истории медицины в Древней Греции: А). поэмы Гомера,

Б). Египетские медицинские папирусы, В). Аюр- Веды, Г).Свод законов царя Хаммурапи, Д).Канон врачевания Желтого предка.

4.Бог – покровитель врачевания в Древней Греции: А) Эскулап, Б).Асклепий, В). Имхотеп, Г).Ану, Д).Зевс

5.В каком произведении изложена суть учения Гиппократа: А) Поэмы Гомера,

Б). Сборник Гиппократа, В). Аюр- Веды, Г).Свод законов царя Хаммурапи,

Д).Канон врачевания Желтого предка.

6. Крупные ученые-экспериментаторы эпохи эллинизма: А) Герофил, Б) Гиппократ, В) Эразистрат, Г) Демокрит, Д)Зевс.

7. Типы темперамента людей по Гиппократу: А) Сангвиники, Б) Холерики,

В) Флегматики, Г) Меланхолики, Д) Гипертоники.

8. Основные разделы Сборника Гиппократа: А)“Афоризмы”,Б) “Прогностика”,

В)“Эпидемии”, Г) “О воздухах, водах, местностях”, Д) Все вместе.

9. Кто возглавлял археологическую экспедицию, нашедшую древнегреческий город Трою: А) Г. Шлиман, Б) А. Везалий, В) Г. Бургав, Г) А. Паре, Д). Мальпиги.

10.Вклад Гиппократа в медицину: А) Учение об основных видах телосложения и темперамента у людей, Б) Наблюдение у постели больного, В) Лечение переломов и вывихов, Г) Применение обезболивания, Д) Использование повязок при ранениях и травмах.

Медицина античного Средиземноморья ( Древний Рим).

Цели изучения темы

1.Знать основные источники изучения истории медицины в Древнем Риме.

2.Иметь представление о системе подготовки врачевателей в древнем Риме

3.Иметь представление о санитарно-гигиенических сооружениях древнего Рима

4.Иметь представление о развитии военной медицины в древнем Риме

5.Ознакомиться с материалистическим и идеалистическим направлениями учения Галена.

1.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/9 –е изд,-2009.- 560 с.

1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Мждицина, 2008.- 180 с.

Файлы: 1 файл

Философские основы древнегреческой медицины.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Автор: Гаштов С.И.

В древней Греции врачевание долгое время развивалось в русле единого

философского знания — натурфилософии (лат. philosophia naturalis, от грен,

philosophia — любовь к мудрости, к знанию). Все великие врачеватели были

философами и, наоборот, многие великие философы были весьма сведущи в

Формирование греческой философии (как уже отмечалось) проходило в VII—VI вв.

до н. э. главным образом в ' Ионии — греческих поселениях на Малоазиатском

побережье Эгейского моря. Ее передовыми центрами были города Милет, Эфес, Кос,

Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. По их

мнению, «ни одна вещь не возникает. и не исчезает, так как всегда сохраняется

мира, т. е. определить ту неизменную первооснову всего сущего (первоматерию), из

которой все возникает и в которую все вновь возвращается.

Так, основоположник ионийской натурфилософии Фалес из Милета (Tha-les, 624—

546 гг . до н. э.) считал, что все произошло из влаги или воды, на которой покоится

Последователь Фалеса Анакси-мандр из Милета (Anaximandros, ок. 61,1—546 гг . до

н. э.) полагал, что в основе всего сущего лежит некая особая первоматерия —

апейрон (греч. apeiron — беспредельный, бесконечный),т. е. вечная и беспредельная

материя, находящаяся в постоянном движении. Он первым пытался найти

всеобъемлющее рациональное объяснение жизни и мира и искал естественные

толкования происхождения звезд, облаков и землетрясений.

Другой последователь Фалеса Ана-ксимен из Милета (Anaximenes, ок. 585—525 гг . до

н. э.) считал первичной субстанцией воздух, из которого при разряжении образуется

огонь, а при сгущении — ветер, облака, вода, земля, камни (т. е. количество

первоматерии, по его мнению, определяет качество субстанции).

Гераклит из Эфеса (греч. Heraklei-tos, ок. 554—483 гг . до н. э.) видел сущность бытия

в постоянном движении и непрерывном изменении, в единстве и вечной борьбе

противоположностей (его философия была неразрывно связана с диалектикой). В

отличие от первых ионийских натурфилософов, которые искали устойчивое

первовещество, Гераклит считал, что воплощением всех превращений является

Левкипп из Милета или Абдер (греч. Leukippos, ок. 500—440 гг . до н. э.) объяснял все

происходящее в мире движением мельчайших частиц — атомов в абсолютной

пустоте. Ученик Левкиппа — Демокрит из Абдер (греч. Demokritos, 460—371 гг . до н.

э.), взяв за основу атомистическую доктрину своего учителя, создал целостную

систему античной атомистики. Будучи человеком энциклопедических знаний,

Демокрит оставил после себя множество философских и естественно-научных

сочинений, из которых до нас дошли лишь фрагменты. В них встречаются

рассуждения об эмбриологии, диете, лихорадке, прогностике, собачьем бешенстве,

лекарствах и т. п. Демокрит считал, что все жизненные процессы, даже мышление,

можно объяснить движением и связями атомов. Филосрфйя Демокрита была

направлена против национальной религии. Боги для него были лишь воплощением

явлений природы: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают,

что они сами имеют в своем распоряжении средства к этому. Не воздержанностью

своею противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего

представляют собой вершину естественно-научного (материалистического) учения

Впервые намеренное противопоставление материи сознанию в античной

философии сделал Платон из Афин (Plato, 427—347 гг . до н. э:), один из

выдающихся греческих мыслителей, основоположник объективного идеализма в его

первоначальном . смысле. Потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа,

Платон направил все усилия на разработку проекта справедливого государственного

устройства и в результате создал философию объективного идеализма (начало этого

учения заложили пифагорейцы, которые считали основой всего числа и числовые

отношения). Основными составляющими учения Платона являются: учение о

государстве, теория идей, этика и гносеология (учение о познании). Главное

философское ядро учения Платона — теория идей, согласно которой существующий

реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей. В 388—387 гг . до н. э.

Платон основал в Афинах собственную Академию, члены которой занимались

главным образом математикой' и построенной на ней своеобразной диалектикой.

Таким образом, в классический период истории древней Греции сформировались

две основные классические системы античной философии: естественно-научное

(материалистическое) атомистическое учение, сформулированное в трудах

Демокрита, и объективный идеализм, созданный Платоном. Обе они оказали

влияние на формирование медицины, которая в древнем мире была неотделима от

философии. Ионийская натурфилософия открыла пути к изучению основных причин

заболеваний и самого процесса болезни. Характерная для античных философских

Эмпедокл (Empedokles) из города Акраганта (Агригента) на Сицилии – древнегреческий философ, врач, политический деятель, глава партии демократов.

Т.о., по Эмпедоклу, в мире существует единство и множество, но не одновременно, как у Гераклита, а последовательно. Когда господствует Любовь, в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. Господство Любви и господство Вражды разделяется переходными периодами. Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов; мир, в котором мы живём, относится, по Эмпедоклу, к одной из промежуточных стадий.

В своей философии Эмпедокл высказал много гениальных идей; например, он писал, что свету требуется определенное время для своего распространения. Замечательной была идея Эмпедокла о выживаемости биологических видов, которые отличались целесообразностью; описание им происхождения живых существ в период возрастающего могущества Любви содержит моменты, предвосхищающие идею естественного отбора.

Об Эмпедокле среди современников нем ходили легенды как о чудотворце необычайной силы, который смог воскресить женщину, находившуюся до этого целый месяц без дыхания. Он обладал всевозможными талантами и достоинствами, был выдающимся оратором и даже основал школу ораторского искусства на Сицилии. Смерть Эмпедокла также окутана легендами; рассказывали, будто он бросился в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как бога.

Пифагорейская медицина

Пифагор, по-видимому, первым в истории медицины обратил внимание не только на больного, но и на здорового человека, считая здоровье гармонией всех элементов человеческого организма, сочетанием разнообразных и противоречивых качеств, связанных с проявлением и духовной, и телесной жизни. Обращаясь к основам пифагорейской медицины, отметим, что Пифагором была разработана едва ли не первая в мире система добродетельной жизни, органично включавшая в себя и пифагорейскую медицину. Из мыслей Пифагора, определяющих, в частности, его методы лечения, следует привести одно из главных изречений: "Любым способом следует избегать и отсекать огнем, железом, всеми доступными средствами от тела - болезнь, от души - невежество, от желудка -излишество, от дома - разногласие, от города - смуту, от всего в целом - неумеренность". Ученики Пифагора делились на две большие группы, первую из которых составляли последователи и продолжатели дела (их называли пифагорейцами, эзотериками, познавателями и математиками),а вторую - подражатели (пифагористы, экзотерики или акусматики). Для акусматиков придумывались своего рода пословицы, или акусматы, легко запоминаемые и отражающие основные ключевые позиции философии Пифагора. Приведем некоторые из них: "Что самое праведное? - Жертвовать. Что самое мудрое? - Наука врачевания. Что самое прекрасное? - Гармония. Что самое сильное? - Мысль. Что самое лучшее? - Счастье. Какое высказывание можно считать самым правдивым? - Что люди злы".Приведенные акусматы определяют и значимость, и основу подхода Пифагора к медицине. Пифагорейцы знали и активно использовали целебные свойства огромного числа трав и растений. Пифагор и его ученики значительно чаще своих предшественников применяли целебные мази. Любимым методом лечения у пифагорейцев были припарки. Пифагор противился хирургии во всех ее формах, так как не допускал изменения человеческого тела, данного Творцом. В ряде случаев пифагорейцы использовали заклинания. Путь к здоровой и добродетельной жизни Пифагор советовал начинать с правильного питания. Каждый продукт питания, по мнению Пифагора, порождает свойственное лишь этому продукту состояние души,поэтому нельзя было есть пищу, во-первых, чуждую богам, и, во-вторых,пищу, которая считалась священной. К первой группе относилось, в частности, мясо, а также вино(впрочем и то, и другое Пифагор разрешал потреблять ученикам в ограниченных количествах),ко второй - мальва, считавшаяся первым вестником тяготения небесного к земному и использовавшаяся Пифагором при длительном уединении и медитациях и бобы. Пифагор, кроме того, не рекомендовал есть пищу, которая мешает предвидению будущего, чистоте души и ясности сновидений. По-видимому, это, прежде всего, относится к мясным продуктам. Пифагор настоятельно рекомендовал не есть мяса городским чиновникам накануне рабочего дня и особенно судьям накануне судебных разбирательств. Вареную пищу Пифагор не советовал жарить, так как считал недопустимым смешивать свойство мягкости ,присущее вареному, со свойством гнева(огня),присущим жареному. Когда Пифагор удалялся в храм Бога для молитв и медитаций, то брал с собой заготовленный запас пищи и питья: равные части мака и кунжута, шкурки морского лука для выдавливания сока, цветки нарцисса, листья мальвы, ячмень и горох. Сюда же добавлялся дикий мед. Для приготовления питья Пифагор использовал семена огурцов, изюм без косточек, цветы кориандра, семена мальвы и портулака, тертый сыр, молоко и масло, смешанные вместе и услащенные диким медом. Пифагор говорил, что это - диета Геркулеса, а рецепт Геркулесу был дан самой богиней Цецерой. В состав этой диеты входили и наркотические вещества, прежде всего, мак и, очевидно, мальва, что, вероятно, способствовало процессам медитации. Однако заметим, что даже на пифагорейцев, не говоря уже о пифагористах, Пифагор не накладывал никаких строгих запретов по приему пищи. Все его советы носили исключительно рекомендательный характер. Единственное, о чем Пифагор предупреждал строго, - о необходимости соблюдать умеренность в еде и питье. Пифагорейцы всегда должны были заботиться о том, чтобы их тело не было бы ни слишком тощим, ни тучным. Пифагор и его последователи придавали огромное значение контролю и управлению эмоциями и постоянно заботились о поддержании в себе ровного настроения. Пифагорейцы не должны были быть ни слишком веселыми, ни излишне мрачными. Поддерживаемое ими эмоциональное состояние можно характеризовать как умеренно радостное. Особенно опасными состояниями эмоциональной сферы считались состояния раздражения и гнева. Пифагор неукоснительно требовал, чтобы раздраженный или, тем более, разгневанный человек не принимал никаких решений и не совершал никаких действий. Один из учеников Пифагора, Архит из Тарента, после возвращения из военного похода обнаружил, что управляющий его имением и подчиненные ему рабы во время отсутствия хозяина не занимались земледелием, а проводили время в праздности и разгуле. Архит был разгневан, но, как истинный пифагореец, в гневе даже не отругал управляющего и рабов. Лишь через несколько дней Архит выгнал управляющего, а рабов простил. Чем выше поднимались пифагорейцы по ступеням знания, тем строже становились требования к контролю над эмоциями. Пифагор, мнение которого чрезвычайно ценили ученики и похвала которого приводила их в восторг, вынужден был даже отказаться от критических замечаний в их адрес. Известен случай, когда один из учеников Пифагора был так расстроен сделанным ему замечанием, что покончил с собой. Это произвело на Пифагора глубочайшее впечатление, и он стал чрезвычайно строго относиться к каждому своему слову и жесту. Вслед за контролем над эмоциями тщательному анализу подвергались желания человека. Пифагор учил, что никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется. Желания человека разнообразны и бесконечны. Желания могут породить стремления к наслаждениям, а наслаждения - постоянные спутники малых и больших заблуждений. Начинать же контролировать свои желания нужно с простого: с контроля за пищей и питьем, которые принимает человек, с контроля над эмоциями. Вслед за этим идет контроль за оценкой похвал в свой адрес и контроль за оценкой общественного мнения о себе, затем контроль над принимаемыми решениями и поступками. Культивируемое пифагорейцами умеренно радостное состояние эмоциональной сферы должно было, по замыслу Пифагора, готовить учеников к тому, чтобы ни одно из несчастий человеческой жизни не обрушилось на них неожиданно. Но, естественно, этого было мало .Для преодоления невзгод необходимо было иметь ясный ум и способность спокойного, не отягощенного эмоциями анализа случившегося. Путь же к ясности ума лежал через тренировку памяти. Пифагором был разработан комплекс упражнений для тренировки памяти. До нас дошло одно и, по-видимому, самое простое упражнение. Пифагореец, пробудившись утром ото сна, должен был не вставать с постели до тех пор, пока не припомнит в подробностях всю последовательность событий дня минувшего, а если позволяло время, то и предшествовавшего ему дня. Пифагор также считал полезным, чтобы человек ежедневно размышлял о Боге (богах), о том, что Он существует и что Он любит человека и наблюдает за ним. В результате контроля над эмоциональной и интеллектуальной сферой человек может стать таким, что без посторонней помощи и совета сможет предвидеть, что пойдет ему на пользу. Это трудно, но существует промежуточная ступенька, достигнув которую человек сможет на примере того, что случилось с другим, установить полезные для себя действия. В любом случае следует стремиться к тому, чтобы не оказаться худшим человеком (по классификации Пифагора), т.е. человеком, совершающим дурные поступки и при этом надеющимся на лучшее. Пифагор, составивший гармонический ряд и заложивший основы музыкальной грамоты (Платон, который продолжил исследования в этой области, считал это теорией музыки), придавал огромное значение использованию музыки для лечения. Лечение музыкой впоследствии использовал и Гиппократ. Он, в частности, лечил радикулит и нервные болезни громкой игрой на трубе перед пациентом. Однако Пифагор отдавал явное предпочтение струнным музыкальным инструментам и предупреждал своих учеников, чтобы они не прислушивались, даже мимолетно, к звукам флейты и цимбал. Значительно интереснее то, что Пифагор классифицировал мелодии, применявшиеся для лечения, по болезням и имел для каждого заболевания собственный музыкальный рецепт. К сожалению, ни эта классификация, ни сами мелодии до нас не дошли .Помимо музыки Пифагор использовал в медицинских целях и декламацию стихов Гомера из "Илиады" или "Одиссеи", причем для каждого типа заболевания также подбирал соответствующие отрывки. Однако в этих средствах основным, по-видимому, являлось эмоциональное воздействие, способствующее повышению общего жизненного тонуса больного. Пифагор считал плохую заботу о потомстве главной и очевиднейшей причиной того, что многие люди дурны и порочны. Более того, он говорил, что никто из живых существ не уделяет так мало внимания заботе о потомстве, как человек. Пифагор утверждал, что нужно уделять исключительное внимание выбору спутника или спутницы жизни. Родители будущих детей должны были вести разумный и здоровый образ жизни, совсем не пить вина, не есть мяса, питаться в установленное время и ни в коем случае не переедать. Поскольку самой большой несправедливостью на свете Пифагор считал разлучение детей и родителей, родители должны были постоянно присматривать за детьми и воспитывать их в соответствии с законами добродетельной жизни. Детям же полагалось вторыми после Бога чтить родителей. Воспитывавшиеся таким образом дети до 20 лет не должны были стремиться к половой близости, а пройдя путь добродетельной юности, создать на тех же началах новую семью. Причины болезней кроются в невидимой, а точнее, пока непознанной природе человека. Это основной принцип герметической медицины, идущий, вероятно, от Гермеса. Перечислим очень кратко семь причин болезней и семь методов лечения, сформулированные Парацельсом, развивающие и распространяющие, по нашему мнению, пифагорейские принципы врачевания на область герметической медицины Средневековья. Причиной болезни может стать: 1) действие дьявольских духов; 2) несогласованность духовной и материальной природы человека; 3) отклонение от нормы умственного состояния; 4) действие закона возмездия за проступки в прошлой жизни человека (закона Кармы); 5) влияние небесных тел, которое само по себе не вызывает болезнь, но при определенных условиях может ее стимулировать; 6) неверное использование органов тела (перегрузка, перенапряжение и т.п.); 7) попадание посторонних субстанций из внешней среды, например, из загрязненного воздуха, воды и т.д.К седьмой причине не относятся раны, полученные в результате несчастных случаев, поскольку они есть следствие проявления закона Кармы. Гиппократ

Врачи острова Кос, на котором, по преданию, жил Асклепий, причисляли себя к его роду и назывались Асклепиадами. К их числу относился и великий греческий врач Гиппократ, который родился на острове Кос около 460 г. до н.э. Этот небольшой остров у берегов Малой Азии имел в те времена одну из самых оживленных морских гаваней, был центром торговли с Востоком, славился вином, шелковыми тканями и благовониями, но более всего — храмом Асклепия, к которому отовсюду стекалось множество людей.

Достоверных сведений о жизни Гиппократа очень мало, так как его первые биографии были написаны через несколько столетий после смерти и поэтому носят отпечаток той легендарности, которой было окружено его имя. Его первым учителем был отец. После смерти родителей Гиппократ стал странствующим врачом, побывал во многих городах Греции и Малой Азии. Он занимался философией в Афинах, был военным врачом во время Пелопонесской войны, посетил Египет и Персию. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах, а на острове Кос, в том месте, где располагалась врачебная школа Гиппократа, был построен храм в его честь. Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе (Фессалия), где и умер, по одним источникам, на 83-м году жизни, по другим — на 104-м.

Учение Гиппократа объединяет медицинские представления, которые сложились в Греции к IV в. до н.э. Вот основные положения основанной им на острове Кос медицинской школы:

— внимательное обследование больного. Каждый организм имеет свои особенности, лечить необходимо не болезнь, но больного. Большое значение придается целительным силам природы, способности человека к самоисцелению, которому должен помогать врач.

«. Видеть во сне солнце, луну, небо и чистые, легко движущиеся звезды такими, как они должны быть, — благоприятно; это обещает телу здоровье со стороны всего. Если то, что представляется во сне, кажется обращенным в бегство и быстро несущимся под преследованием другого, есть опасность для человека заболеть манией* . Когда небесное тело — чистое и влажное — кажется опускающимся на тебя, — это знак здоровья, ибо из эфира спускается на человека нечто чистое и душа человека созерцает его таким, каким оно сходит. Но если небесное тело черно и нечисто, непрозрачно, — это указывает на болезнь. вследствие какого-то внешнего вмешательства. В этом случае подобает воспользоваться быстрым бегом с обручем, чтобы, с одной стороны, было наименьшее разжижение тела, а с другой стороны, чтобы то, что вошло, было изгнано в связи с учащенным дыханием. После бега с обручем — быстрые прогулки; мягкая и легкая диета в течение четырех дней.

Читайте также: