Доклад на тему тенгрианство

Обновлено: 28.04.2024

До принятия мировых религий - ислама, христианства и буддизма, тюрки (и монголы) имели древнюю оригинальную религию тенгрианство, о которой можно узнать из маньчжурских требников и китайских летописей, арабских, иранских источников, фрагментов сохраненных древнетюркских рунических и согдоязычных памятников VI-X вв. На каменных плитах в районе Верхнего Енисея сохранились высеченные древним художником изображения священнослужителей в длинных одеждах с жезлами в руках. Рисунки алтаря со стоящей на нем чашей, очень похожей на потир, изображают элементы религиозного обряда.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Тенгрианство.docx

Тенгрианство религия тюрков
До принятия мировых религий - ислама, христианства и буддизма, тюрки (и монголы) имели древнюю оригинальную религию тенгрианство, о которой можно узнать из маньчжурских требников и китайских летописей, арабских, иранских источников, фрагментов сохраненных древнетюркских рунических и согдоязычных памятников VI-X вв. На каменных плитах в районе Верхнего Енисея сохранились высеченные древним художником изображения священнослужителей в длинных одеждах с жезлами в руках. Рисунки алтаря со стоящей на нем чашей, очень похожей на потир, изображают элементы религиозного обряда.

В целом в традиционном древнетюркском мировоззрении, мир не столько вычислялся в уровнях и ярусах, сколько переживался эмоционально и не как набор символов, а как действие, изменение, в постоянной динамике. Основная функция мира - непрерывность жизни, ее постоянное возобновление, и человек как часть мира был кровно заинтересован в том же. На продление существования были направлены - прямо или косвенно - все ритуалы, обряды, праздники, которые были согласованы с природными ритмами (времени, последовательной смены времен года и перемещения небесных тел) на основе трудовой деятельности, связанной с животноводством, поклонения обожествленным силам природы и культа предков.

Именем Голубого неба - Тенгри освящалась каганская (ханская) власть. После того, как каган был избран, он становился первосвященником в государстве. Его почитали как сына Неба. Задача хана заключалась не только в том, чтобы заботиться о материальном благополучии своего народа, его главной задачей являлось укрепление национальной славы и величия тюрков. Тенгри наказывал гибелью, пленом, другими карами каганов, а порой целые народы за совершенные ими преступления или проступки. От Тенгри зависело все, благодать или кара следовали обычно моментально или в течение шестидесяти лет (средняя продолжительность жизни человека) в солнечном мире, избежать их было невозможно. После смерти человека власть Тенгри над ним прекращалась.
Обряды почитания Тенгри-хана были достаточно строгими, молитвы долгими и очищающими душу. При всех обстоятельствах в жизни за помощью обращались к Тенгри, а если обращение было к другим божествам или духам, то оно обязательно упоминалось после возвеличивания Тенгри. Молились, поднимая руки вверх и совершая земные поклоны, просили дать хороший ум и здоровье, оказать помощь в справедливом деле, в бою, в хозяйственных делах; другого не просили. И Тенгри оказывал помощь всем, кто почитал Его и сам проявлял активность, целеустремленность в действии.

Зафиксированные у древнетюркских народов ритуалы имели различные функции. И поэтому обрядовые действия их были различными. Одни сопровождались жертвоприношениями, другие ограничивались только молениями. При произнесении молитв требовались знания о божествах и духах, хозяевах местности, об их характерах и т.д. Древние тюрки пользовались священными устными текстами, которые передавались из поколения в поколение и назывались алгыш, алгас, алкыш, под этими названиями они встречаются и в древнетюркских памятниках. Во время жертвоприношений чтение алгышей являлось важным атрибутом праздника. Читались алгыши на родном диалекте ясно и внятно, чтобы не разгневать покровителей, для этого перед началом празднества выбирали из присутствующих одного, чаще двоих, умеющих говорить алгыши. Во время общественного моления они занимались кроплением, сопровождая его алгышами.

Наиболее рельефными чертами характера тюрков, кроме силы духа и уверенности в будущем, дарованными Тенгри, являлись общественная солидарность и уважение к общественному мнению, приверженность к иерархии и дисциплине, особое почтение к старшим, глубокое уважение к матери. Тюркским сообществом изначально пресекались предательство, бегство с поля брани, доносительство, безответственность, ложь. Стремление к естественному образу жизни отражало родственную адекватность тюрков с окружающим одухотворенным ими миром. Тюрок всегда выбирал ясную, четкую, ненагроможденную деталями линию поведения. Обладая широким кругозором и масштабным мышлением, он имел неограниченное доверие и открытость к жизни. Древние тюрки отличались завидной активностью, будучи глубоко религиозными, не делили жизнь на потустороннюю и посюстороннюю, а принимали ее целостно как переход из одного качества в другое в едином для них мире.

В древнем эпосе Азербайджана охватывающие XI-XIIвв. "Китаби-Деде Коркут", состоящая из 12 песен, можно увидеть политические, моральные, экономические, философские и т.д. взгляды народа, распространяющие определенную территорию Кавказа. В эпосе благословестной святыней также является и Кобза. Даже гяура, если у него в руках кобза, нельзя убивать. Кобза символически связанна с именем Деде Коркута и по преданиям турок, ее музыка давала Коркуту бессмертие (пока он играл смерть не могла взять его). Вместе с тем он атрибут джигита. Носит он ее наряду с мечом и в трудные и радостные минуты с ее помощью изолирует душу.

В X в. исторически сложились политические условия тесного взаимодействия религиозных моделей тенгрианства и ислама. Обе они по своей природе были органичны с точки зрения всеобъемлющего духовного влияния, социального регулирования и контроля жизнедеятельности общества и личности. Столкнувшись, они не пришли в непримиримое противоборство между собой: со стороны тюрков благодаря высокодуховности и правилам веротерпимости в Степи, со стороны мусульман благодаря высоким адаптационным способностям исламской религии. Обладая высокой наступательностью, ислам должен был пройти период культивирования, предполагавший оседлый образ жизни в городских центрах. Суфизм как производное ислама наиболее близкий по своей природе к тенгрианству, широко распространившись в Степи, внес некоторые элементы, смягчающие и приспосабливающие восприятие кочевыми и полукочевыми народами жестких предписаний и обязанностей мусульман и общины в целом. Несмотря на то, что процесс исламизации затянулся на века, тюркский мир, расколотый наступательностью мировых религий и принявший отчасти буддизм, отчасти христианство, что ввергнуло Степь в невиданные до того религиозные конфликты, вновь попытался восстановить раздробленную однозначность духовного кода, объединившись под знаменем ислама.

Восприятие Тенгри по своим сущностным характеристикам в целом не противоречило восприятию Аллаха. В функционировании общин тенгриан и мусульман также были важные пересекающиеся сходства. Например, свод древних обычаев тюрков и монголов - Яса и предписания Корана и сунны:


Историческое тенгрианство

Важными источниками о средневековом тенгрианстве являются памятники древнетюрского рунического письма, особенно Книга гаданий, а также эпос Сокровенное сказание монголов.

Некоторые исследователи предполагают, что в религии тюрков и монголов было два модуса: народный и имперский, собственно тенгрианство. Если связанные с культом Неба народные верования (шаманизм) уходят в глубину веков, то монотеистическая имперская стадия сформировалась в эпоху Тюркского каганата либо, как полагает монгольский академик Ш. Бира, не ранее возникновения Монгольской империи.

Взгляд на тенгрианство как одну из древнейших и глубочайших религий мира имеет место, например, в работах Олжаса Сулейменова и поддерживается такими деятелями фолк-хистори, как Мурад Аджи.

Культ Тенгри в построениях Л. Н. Гумилёва

Космология

Как исследователи, так и сами современные тенгрианцы считают, что тенгрианство не имело сакральных текстов и основывалось на устной эпической традиции.

Кюк-Тенгри (Синее Небо) — Бог, Единое, творец всего — обычно понимается пантеистически/панентеистически как неантропоморфный Абсолют, идентичный даосскому Дао, индуистскому Пара Брахману, древнегреческому апейрону или единому полю современной науки.

Все другие божества почитались в качестве манифестаций Тенгри либо духов природных стихий. Помимо Тенгри в древнетюркских рунических надписях присутствовал культ богини земли Умай и владыки подземного мира, рогатого старика Эрлика. Пантеон древних тюрков включал также Йер-Суб (Землю-Воду), Землю, Воду (Су иясе), Огонь (Ут-ана), Солнце (Кояш), Луну (Ай), Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молнию, Дождь и Радугу. Монголы верили в 99 божеств-тэнгри.

Культ

Неотенгрианство

Вопреки отсутствию подтверждений в исторических источниках, популярными являются типичные для неоязычества заявления о том, что тенгрианство зародилось в V—IV тысячелетиях до н. э. (Р. Н. Безертинов и другие) либо и вовсе является древнейшей религией в мире, что и вовсе противоречит всем известным историческим знаниям и научным представлениям.

Символы в тенгрианском неоязычестве могут быть схожими с такими монотеистическими религиями, как христианство и ислам (особенно в суфийской его версии). Иногда Тенгри отождествляется с Богом Отцом и Аллахом, допускается бессмертие души. В учебной литературе Киргизии и Казахстана тенгрианство представлено в неразрывной связи с национальными и общетюркскими обычаями.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Религии древних тюрок до ислама. Тенгрианство. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ЧТО ТАКОЕ ТЕНГРИАНСТВО Тенгрианство – это религия древних кочевников Евразии, тюрков и монгол; это совокупность представлений о мире, о жизни, существовавшие у тюркских народов задолго до принятия ими ислама и мусульманской веры.

ПАНТЕОН БОГОВ Как указывает С. Г. Кляшторный, в орхонских рунических памятниках упоминаются чётко три божества — Тенгри, Умай и Йер-Суб.

Примечательно, что у тюркских народов было принято называть высокую гору или дерево Тенгри. Местом коллективных молений или жертвоприношений могло стать высокое одинокое дерево. Примечательно, что у тюркских народов было принято называть высокую гору или дерево Тенгри. Местом коллективных молений или жертвоприношений могло стать высокое одинокое дерево. В наши дни сохранилась традиция повязывания ленточек на ветвях деревьев, стоящих одиноко или растущих около источника, у входа в пещеру. Это своеобразная дань почитания, знак святости места.

СИМВОЛЫ УМАЙ Символом Умай был треугольник, а также Луна, гребень, ножницы и стрела. Её цветами были белый и серебряный. В руках Умай была всегда золотая чаша с освященном молоком. Если ребенок заболевал, то Умай кормила его молоком из своей чаши и приносила выздоровление. Чаша в руках каменных балбалов, которые стояли в степях от Монголии до Карпат, тоже была символом плодородия и богини покровительницы – Умай. Еще одним символом Умай был трилистник. Поэтому тюркские женщины носили серьги и ожерелья в виде трилистника, которые олицетворяли плодородие, многодетность, благополучие и отгоняли злых духов.

ДРУГИЕ БОГИ Йер-Суб был богом Земли-Воды, считался жестоким божеством и ему в жертву приносили коней. Эрлик был богом смерти и подземного мира, куда переселялись души умерших. Символом Эрлика была звезда – ночь. Цвет Эрлика – черный.

АРУАХИ Помимо обожествления неба особо почитали духов предков – аруахов. Аруахи – духи мёртвых, предки-покровители рода. Аруахам кочевники приносили жертвы. Тенгрианство основывалась на обожествлении природы. Характерна вера в глубокую связь живых людей с духами природы и предков. Человек должен уважительно с любовью относиться ко всему окружающему миру.

КУЛЬТ Тенгри поклонялись, поднимая руки вверх, и клали земные поклоны. Священной стороной света считался север. Праздник в честь Тенгри отмечался в середине июня (его отголоском является сабантуй), носил общенародный характер, сопровождался возжиганием огня на открытом воздухе и жертвоприношением коня. При выборе места для ритуала приоритет отдавался возвышенному месту, где росли березы. В процессе праздника у Тенгри испрашивали удачи и здоровья, молитвы именовались словом алгыс. Заканчивался праздник соревнованиями (стрельба из лука) и угощениями (ценился кумыс). Особым почтением тенгрианцы окружали огонь, который нельзя было осквернять.

ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ Для беседы с богами нужно и говорить особым языком и особыми звуками. Со своими богами и духами предков тюрки научились разговаривать, используя горловое пение. Такое пение называется хай.

СИМВОЛИКА БЕЛОГО ЦВЕТА Тюрки считали, что белый цвет – мать цветов, от которой происходят все остальные. У древних тюрков высшие правители и великие шаманы ездили на конях священной белой масти.

КАЛЕНДАРЬ Календарь, который использовали номады был заимствован из Китая. Поэтому для него характерен был 12-летний цикл из животных - крыса, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья.

Самое главное, что заключено в Тенгрианстве Любовь и уважительное отношение к природе, уважение к предкам, живым и умершим, сохранение культурных ценностей, обычаев и традиций.

Конь для тюрков был священным животным, спутник кочевника. Конь для тюрков был священным животным, спутник кочевника.

Откуда появилось Тенгрианство

В разные годы об этой религии писали Чокан Валиханов, Лев Гумилев и Олжас Сулейменов. Портал Qazaqstan Tarihy, опираясь на труды исследователя Бекжана Аденулы, также предпринял попытку проследить историю возникновения и распространения Тенгрианства

III тысячелетие до нашей эры. Дальние предки современных китайцев тогда населяли южные территории равнинной местности Центрального Китая и находились в натянутых отношениях с народом жунди, обитавших в северных и западных горных районах страны. Еще севернее от жундийцев, в засушливых степях жил народ хунь (хоныр).

Видимо, жундийцы поклонялись огромным хищным горным птицам. Как известно, ученые признают, что уйсуны относятся к народу жунди. Мы доказали, что уйсуны - это название княжества племени юэчжи, т.е. уйсун и юэчжи - два названия одного народа. Вообще, "юэчжи" - это китайский вариант произношения слова ошак. Современное казахское племя ошакты в уйсунской группе и есть то самое племя юэчжи. Из древнегреческих источников известно, что юэчжи, создавшие Тохаристан, поклонялись горной птице Тазқара (в переводе "птица с лысой головой"), в честь чего народ и брил свои головы налысо. Из-за того, что местное население брило голову налысу их княжество получило свое название - Тохаристан. Из всего этого следует, что народ жунди, к которому относилось племя юэчжи-ошак, тоже поклонялись горной птице.


«Динли́ны (прим. "деле", "теле") — древний народ Южной Сибири и Монголии, упомянутый впервые около 202 до н. э. Источники недвусмысленно подчеркивают тюркоязычие динлинов. Несколько раз упоминается, что они говорят так, как Хунны, но с небольшими отличиями: «Любят удары грома. При каждом ударе грома кричат и стреляют в небо, а затем покидают это место и переходят в другое. Осенью следующего года, когда лошади зажиреют, снова посещают место, где гремел гром, закапывают там в землю чёрного барана, разводят огонь, вынимают [из ножен] кинжалы, а шаманки произносят заклинания, подобно тому как молятся в Срединном государстве, чтобы отвратить несчастье. В середине I тыс. племенная конфедерация гаоцзюйских динлинов включала и кыргызов (хэгу). Племен очень много. На востоке от Западного моря, по горам и долинам повсюду. Ряд элементов духовной и материальной культуры, социальной структуры и истории динлинов позволяет обнаружить близкие аналогии у средневековых народов Саяно-Алтая. История Динлин

Итак, ушедшие в северные районы, жунди распространили веру в Тәнірі (Тенгри) среди народов, населяющих территорию Хуннской империи. В свою очередь через них вера в Тәңірі пришла к сакам (скиф) сначала через Царство Кангью, вассалов Хуннской империи. Позже в І веке уже хунны, ушедшие со своих земель после распада Хуннской империи, смешавшись с сакским народом, живущими в степях нынешнего Казахстана и России, распростанили веру в Тәңірі среди местного народа.

Мы видим, что вера в Тәңірі распространилась в современной казахской степии (включая нынешние степи от реки Волги до реки Дон) только во времена Царство Кангью и с приходом большой части хуннов в І веке нашей эры.

В Средней Азии вера в Тәңірі начало распространение сначала в III веке до н.э., с приходом народа жунди во главе с правящим племенем Арын (арғын), во времена появления Парфиянского царства и во II веке до н.э., когда под поддержкой Китайской империи Среднюю Азию завоевало племя юэчжи-ошақ или народ небольшого княжества, вышедшего с территории нынешнего Синьцзяна. Последние создали в Средней Азии империю Уйсунь, название которой под влиянием российских историков вошло в историю как Кушанское царство. Таким образом, Парфиянское царство потеряло Средную Азию, сохранив только территорию нынешнего Ирана и Закавказья. Поэтому основным государствообразующим народом Парфиянского царство стали иранцы, народные верования которых взяли верх над верованием пришлых правителей из племени Арыншаков (арғын). Как известно, часть юэчжи-ошах также завоевали территорию современного Таджикстана, создав там самостоятельное княжество Тохаристан.

Во II веке до нашей эры, Китайская империя значительно усилилась. Китайцы ушли от веры Тянь и перешли сначала в конфуцианство, а позже большая часть из них перешла в буддизм. Скорее всего, ближе к ІІI-IV вв. буддизм получил распространение на территории Уйсунской империй, который был в тесных отношениях с Китайской империей.

При императоре У-ди (140—87 до н. э.) была взята на вооружение иная философия — восстановленное и реформированное конфуцианство, которое стало господствующей официальной идеологией вместо дискредитировавшего себя легизма с его жёсткими нормами и бесчеловечной практикой. Одновременно здесь укрепляет свои позиции буддизм — на севере и юге построено уже несколько десятков тысяч монастырей с более чем 2 млн монахов. История Китая

Вера в Тәңірі занова распространилась в Средней Азии только во времена Жужанского и последовавшим за ним Тюркского каганатов. Эта вера, в которой существовали некоторые элементы Единобожия стала удобна для быстрого перехода тюркских народов Средней Азии и современного Казахстана к Исламу в VIII-IX вв. н.э.

Читайте также: