Доклад о витраже в алтаре исаакиевского собора воскресший спаситель

Обновлено: 25.04.2024

Огромное алтарное окно в Исаакиевском соборе с изображением Воскресения Христова – один из самых старых и, несомненно, самый известный витраж не только в Петербурге, но и в России.

Фигура Иисуса изображена облаченной в пурпурную тогу с каймой, расшитой золотым орнаментом, жемчугами и драгоценными камнями. Иисус представлен стоящим на облаках. Правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой – хоругвь с золотым орнаментированным древком, увенчанным крестом и бело-красным знаменем.

Это окно с изображением Спасителя стало ключевым произведением в истории витражного искусства в нашей стране, точкой отсчета, которая, с одной стороны, инициировала создание прозрачных картин на Императорском Стеклянном заводе, и, с другой, узаконила существование витражей в православных храмах [i] .

Витраж выполнен из бесцветных и цветных стекол. Практически все они, кроме нимба, имеют нацвет. Уменьшая толщину стеклянной пластины шлифовкой, мастера получали тоновую растяжку – эффект плавного перехода одного цвета в другой. Для изображения деталей использовалась двусторонняя роспись с лицевой и обратной стороны стекол, ручная гравировка, шлифовка. Все детали соединены на свинцовую протяжку. В металлическую раму, изготовленную на заводе Берда в С.-Петербурге, установлены 26 витражных модулей.

Два окна, справа и слева от иконостаса, имеют декоративное остекление по всей площади. Окна полуциркульные, трехчастные. Правое окно не удалось сфотографировать из-за реставрационных работ. В левом окне имеются две форточки в центральной части и по одной в боковой.

Все остальные окна имеют иное решение: центральная часть занята живописью, остеклены только боковые части. Конструкция этих боковых просветов аналогична вышеописанным.

[i] Княжицкая Т.В. Алтарный образ Исаакиевского собора и его значение для истории русского искусства // Художественное стекло и витраж. М., 2010. № 5. С. 5-7.

[ii] Архив КГИОП. Д. 59. Н-1095. Историческая справка о витраже в большом алтаре Исаакиевского собора. Рисунок витража с показанием разрушений, причиненных во время войны. 1954 г.

Витраж "Воскресение Христово" в главном алтаре Исаакиевского собора

Витраж

Витраж

Витраж

Витраж

Витраж

Витраж

Витраж

Витраж

Витраж

Полуциркульный просвет справа от алтаря по южной стороне

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021

Полуциркульные люнеты с травлеными стеклами в Исаакиевском соборе в Петербурге. Фото 2021









Витраж

Каждый, приблизившись к главному иконостасу собора, будет восхищен пышностью и богатством его декоративного убранства: позолотой скульптуры, красотой малахита и лазурита колонн, таинственным мерцанием золотого канторельного фона мозаичных образов. Но если при этом будут открыты Царские врата главного алтаря, то внимание привлечет прежде всего запрестольный витражный образ Воскресшего Христа.


Он изображен на фоне желто-голубого неба, облачен в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный зелеными изумрудами и бледно-фиолетовыми аметистами. Фигура Иисуса Христа занимает почти все пространство алтарного окна, ей как бы тесно в этих рамках, и создается впечатление, что через мгновенье Спаситель войдет в храм. Эффект присутствия подчеркивается нерезкой, но вполне определенной динамикой композиции. Нижнюю часть окна занимает как бы едва уловимо плывущее к зрителю облако, и благодаря этому фигура Христа кажется приподнятой. В Его руках – развевающаяся алая хоругвь с белым крестом.

Грандиозные размеры Воскресшего Спасителя указывают на значимость образа и его доминирующее положение. Верхняя часть окна в виде полуциркульной арки подчеркивает динамику лучей нимба. Лицо Иисуса Христа выделено более ярким освещением за счет облегчения цвета.

Подобный элемент убранства – традиционный для храма католического, но едва ли не единственный в православной церкви. Появление витража площадью 28,5 кв. м в Исаакиевском соборе вызвано романтическими настроениями, навеянными образами Средневековья. Картина выполнена в стиле итальянского Возрождения. Это один из наиболее крупных витражей Европы, и самый крупный в России.

Поместить витраж в алтарном окне Исаакиевского собора рекомендовал баварский архитектор Лео фон Кленце, автор первоначального (не принятого) проекта внутреннего убранства храма. Его предложение одобрили император Николай I, Святейший Синод и поддержал О. Монферран, поскольку эта деталь убранства не противоречила его собственному плану декора.

Руководил изготовлением витража сам фон Кленце, разработавший для него раму особой конструкции. Баварский архитектор лично обратился к своему покровителю королю Людвигу I за разрешением изготовить витраж в Мюнхене, и получил его согласие.

В 1841 году Фон Кленце с посыльным передал свои чертежи председателю Комиссии по строительству собора светлейшему князю П. М. Волконскому. Вскоре князь от Высочайшего имени сообщил архитектору, что он может поместить заказ на Мюнхенской Королевской фабрике. С этого момента роль Фон Кленце свелась к посредничеству между немецкими витражистами и руководителем Комиссии.

Во многом необыкновенная красота, сочность, тонкость и свежесть цвета – заслуга мастеров Мюнхенской фабрики, и главным образом одного из лучших витражистов Европы М.-Э. Айнмиллера.

В распоряжении этого удивительного мастера было стекло более 100 различных цветов и оттенков. Он использовал многослойное стекло и стекло, окрашенное специальными красками. Например, пурпурная мантия Христа изготовлена из двухслойного красно-желтого стекла. Драгоценные камни на витраже – по-видимому, вставленные при помощи свинца выпуклые призмы. Цветовой эффект нимба основан на том, что в трехслойном стекле частично сняты отдельные слои, и таким образом желтый цвет приобрел зеленоватый оттенок.

Умело применяли мастера из Мюнхена и одноцветное стекло. Облака на картине сделаны из сплошного дымчато-серого стекла, крестное знамя – из рубинового, крест на хоругви – из белого. Некоторые детали витража расписывались специальными красками, обжигались в муфельной печи и затем подвергались механической обработке.


К концу 1843 года работа над витражом была закончена. Летом 1844 года ящики с разобранной картиной доставили в Петербург морским путем. Мастер Г. Кюль собрал витраж и установил его для демонстрации царю. После Высочайшего одобрения картину снова разобрали, и установили в главном алтаре уже после завершения отделочных работ в соборе.

Витражное окно состоит из двух связанных тягами металлических рам. В наружную вставлено толстое зеркальное стекло, во внутренней раме смонтирован сам витраж из элементов цветного полупрозрачного стекла, скрепленных свинцовой пайкой. В оконном переплете он удерживается металлическими креплениями.

Портал ОКНА МЕДИА продолжает серию репортажей о витражном искусстве в архитектуре. Сегодня в центре нашего внимания монументальный заалтарный витраж Воскресший Христос в Исаакиевском Соборе в Санкт-Петербурге.

фото: Исаакиевский Собор в панораме Петербурга 19 века

Витраж: инновация в русской архитектуре

фото: Исаакиевский Собор в панораме Петербурга 19 века

фото: витраж Воскресший Христос сразу приковывает к себе внимание посетителей

До 1843 года - времени установки витража в новом Храме на берегах Невы – витраж был не характерен для русской православной архитектуры. Традиционно витражи украшали католические соборы в Европе. Однако, когда строили Исаакиевский собор, Святейший Синод допустил, чтобы в храме был использован этот монументальный элемент декора. Архитектор Собора Огюст Монферран, которого в России называли Август Августович, католик по вероисповеданию, француз, несомненно, был хорошо знаком с особенностями создания витражей в культовых сооружениях. Изготовление витражей процветало в Европе со времен Средневековья: ни один из масштабных готических храмов не обходился без витражных окон.
фото: внутреннее убранство Исакия поражает масштабностью декоративных элементов и роскошью фактур и материалов

Изображение Воскресшего Христа в окне за алтарной частью Исаакиевского собора сразу же приковывает к себе взоры всех входящих и является композиционной доминантой всего внутреннего убранства Храма, несмотря на обилие других декоративных элементов и обширность монументальной росписи. Секрет его притягательности в материале: цветное стекло, пропуская внешний свет, создает небывалый эффект естественного свечения образа, что сразу же выделяет его в интерьере.

Витраж и немцы у французского архитектора

фото: почти тридцатиметровая картина-витраж является доминантой в интерьере собора

Многослойный витраж: мастерство баварца Айнмиллера

фото: огромное изображение Христа полно динамики и создает эффект присутствия

Айнмиллер владел искусством создания стекла более чем ста оттенков и умело применил весь арсенал своих знаний при создании заказа русского императора. На эскизах изображение выполнялось в основных академических тонах: красном, голубом и желто-белом. Однако Айнмиллер значительно расширил палитру картины.

При создании витража художник использовал многослойное стекло и добивался некоторых оттенков с помощью снятия отдельных слоев либо их наложения друг на друга. Также он мастерски использовал технику вставок с эффектом драгоценных камней: с помощью свинца в витраж помещались выпуклые призмы. Это придавало особую сочность и свежесть изображению.

Но и однослойное стекло фабрике Айнмиллера удавалось прекрасно. Тонкие оттенки дымчато-серого замечательно передают фактуру облаков, а насыщенный уже после рубиновый воплощают образ Христовой крови на Крестном Знамени. Иной раз стеклянные фрагменты расписывались особыми красками на поверхности, затем следовал специальный обжиг в муфельной печи и механическая обработка фрагмента. Собирал и устанавливал готовый витраж в Петербурге также немец Г. Кюль. Сначала картина была собрана для презентации на утверждение царю, затем ее разобрали и установили в самом Храме после окончания всех внутренних работ. Всего на изготовление витража понадобилось несколько месяцев в течение 1843 года. Доставили изображение Христа в Россию из Германии в разобранном виде в ящиках на корабле.

При установке витражного окна сначала смонтировали наружное стекло с зеркальным напылением, которое позволяет пропускать свет внутрь и одновременно закрывает обзор с улицы. Сам витраж установили в проем изнутри. Благодаря пропускной способности цветного стекла, разноцветные фрагменты играют всеми оттенками, насыщаясь силой естественного света.

фото: особенность витража Воскресший Христос в богатой палитре оттенков цветного стекла

Цветное стекло: торжество воздуха и света

фото: особенность витража Воскресший Христос в богатой и реалистичной палитре оттенков цветного стекла

Стиль изображения восходит к динамичной ренессансной традиции, когда герои священного писания стали запечатлеваться в образах своей исторической эпохи с максимально точной и реалистичной прорисовкой анатомических деталей: оттенков кожи, мимики, выражения глаз. Особое внимание итальянцы уделяли передаче небесной палитры на своих полотнах – как, например, Рафаэль.

фото: монументальные формы - отличительный признак всех элементов Собора Св. Исаакия Далматского

Стеклу и мастерам, работавшим с этим материалом для Собора св. Исаакия Далматского, удалось как нельзя лучше передать ощущение воздуха и света, создать приближенность небесного к земному через образ Христа, как будто вступающего по облакам в пространство Храма, к присутствующим здесь людям.

фото: монументальные формы - отличительный признак всех элементов Собора Св. Исаакия Далматского Строительство Исакия завершило бравурное шествие классицизма в российском градостроительстве. Он знаменует собой переход к новому периоду в монументальном искусстве – романтическому. Декор Собора с использованием витражного стекла стал удачным прецедентом для русской архитектуры, в том числе культовой. После 1843 года витражи стали регулярно использоваться в интерьерах жилых и общественных зданий, а также церквей. О наиболее ярких образцах витражного декора новой эпохи мы расскажем в наших следующих публикациях. Портал ОКНА Медиа рекомендует:

Старинные витражи соборов и церквей Франции
Что такое витраж Виды витражей

от ст. м. "Адмиралтейская" около 500 метров, свернуть налево и следовать по ул. Малой Морской, далее будет Исаакиевская площадь, где расположен собор. Ст. м. "Сенная площадь", "Садовая" и "Спасская" выходят на Сенную площадь, от которой нужно идти по переулку Гривцова до набережной реки Мойки, повернуть налево, через 50-100 метров будет Исаакиевская площадь с собором. Или от ст. м. "Невский проспект", "Канал Грибоедова", "Гостиный двор", пройти по Невскому проспекту до ул. Малой Морской, далее, как указано выше. Также сюда идут городские автобусы № 3, 22, 27 и троллейбусы № 5 и 22.

Фотографии

Мозаика Исаакия -

Исаакиевский собор — уникальнейшее сооружение. В нем есть то, чего не встретишь в других храмах. При входе в Исаакиевский собор внимание привлекает мраморный иконостас, отделанный уральским малахитом и бадахшанским лазуритом. Но когда открываются царские врата, то взоры всех присутствующих устремляются к огромному витражу в окне алтаря. Это запрестольная икона Воскресшего Господа.

Витраж за Царскими Вратами

Изначально проект внутренней отделки разработал архитектор из Баварии — Лео фон Клинце, но его вариант был отклонен. Главный зодчий Огюст Монферран предложил свой вариант внутреннего убранства Исаакиевского собора. Его одобрили и император, и Синод, притом, что в нем остался витраж Клинце в алтарном окне.

Подобная деталь убранства больше подходила для католических храмов. Хотя появление витража в православном храме не противоречило ни взглядам Монферрана, ни духу эпохе русского романтизма. Так, Исаакий стал первым православным сооружением, где для украшения главного алтаря использовался витраж.

Спаситель с золотым нимбом вокруг головы предстает спускающимся на облаке с желто-голубых небес. На нем пурпурный плащ, обрамленный золотым шитьем со вставками из драгоценных самоцветов. Фигура занимает практически всю площадь окна, поэтому возникает ощущение, что Спаситель в следующий миг войдет в церковь. Благодаря игре света кажется, что облако, на котором стоит Христос, плывет по небу. В руках его крест, на котором развивается алая хоругвь.

Этот витраж поражает своими размерами - 28,5 квадратных метров. Созданный в стиле итальянского Возрождения, он стал одним из крупнейших в Европе, и самым большим в России. Изготовление курировал фон Клинце, изначально предложивший эту деталь отделки. Автором художественного образа стал художник Генрих Мария фон Гессе. Образ строго соответствует академическим традициям.

Столь яркая работа – заслуга мастеров Мюнхенской фабрики. Над этим проектом трудился один из лучших мастеров витража Айнмиллер. Он создавал свой шедевр, используя многослойное стекло для придания картине сотни оттенков.

К примеру, мантия Иисуса – двухслойное красно-желтое стекло. На золотом нимбе были фрагментарно удалены отдельные слои краски в трехслойном стекле, отчего он приобрел зеленоватый оттенок. Облака, на которых плывет Иисус, выполнены из дымчатого стекла, а хоругви – из белого и рубинового. Лицо и открытые участки тела выполнены из "пергаментного" стекла.

Витраж был закончен в 1843 году и по морю доставлен к императорскому двору. Сначала его собрали для демонстрации императору. После высочайшего одобрения картину разобрали и лишь по окончании строительства установили в алтарном окне.

Рама состоит из 2-х слоев: внешний – зеркальное стекло, а внутренний – непосредственно сам витраж из стеклянных элементов, склеенных свинцовой пайкой. Металлические крепления удерживают витраж в оконном переплете.

Мозаичные картины

Главный враг внутреннего убранства Исаакиевского собора – сырость. Внутри помещения невозможно было создать постоянный микроклимат. А перепады температур и влажность негативно сказывались на росписи. Художникам приходилось придумывать новые способны нанесения изображений, экспериментировать с красителями. Одни и те же участки им приходилось переделывать многократно из-за неустойчивости красок. Лишь за четыре года до окончания строительства был разработан состав, который выдерживал такие климатические условия.

Но вопрос о сохранности живописных полотен оставался открытым. Монферран искал варианты замены картин и остановился на мозаике. От Академии художеств для обучения мозаичному мастерству в Италию были отправлены художники Раев, Солнцев, Федоров и Шаповалов. Их учителями стали итальянцы Рубиконди и Кокки из мастерской Барбери. В те времена работы итальянских мозаичных мастеров славились своим реализмом, точностью передачи красок и яркостью смальты.

Русские художники наладили изготовление смальты в Академии и довели его до совершенства. Для работы с картинами в Исаакии использовалось свыше 12 тысяч разнообразных оттенков смальты.

Работы по переводу живописных полотен в мозаичные были начаты в 1851 году и велись до 1917-го. Сейчас в храме 62 мозаичные картины, площадь их превышает 600 квадратных метров.

Соблюдалась следующая последовательность: бетонную плиту окантовывали в раму и покрывали тонким слоем гипса. Переносили точное изображение с оригинала. Откалывали по кусочкам гипс, а на место скола устанавливали подходящую по цвету и по размеру деталь из смальты. Закрепляли мастикой. Детали подгонялись вплотную. После этого заготовку переворачивали, счищали мастику, заливали цементом. Лицевую сторону шлифовали, а швы затирали цветным воском.

Этот труд был очень кропотливым. На изготовление одного квадратного метра полотна уходило около года. Сначала были заменены на мозаику образы из иконостаса.

Икона "Тайная вечеря" напоминает сюжет с одноименной картины Леонардо да Винчи. Живописный вариант был выполнен художником Живаго. На фреске Иисус в окружении учеников восседает за столом в роскошном зале. Автору удалось передать всю гамму чувств, которые испытывали ученики к Учителю. Одни смотрят с доверчивой любовью, другие с благоговейным трепетом. Каждый посетитель стразу узнает на картине предателя Иуду, настолько ярок его образ.

В этом полотне применялась техника оптического смещения цветов. Для достижения необходимого оттенка художники подбирали цветные кусочки таким образом, чтобы на расстоянии они сливались в нужный тон. Если рассмотреть вблизи белоснежный плащ Иуды, то можно заметить, что он собран из разноцветных кусочков смальты.

В мозаичных картинах художникам удалась передать и холодный блеск металла, и нежность струящихся атласных тканей, и живое тепло людских ладоней.

Не все работы выполнялись в одной технике. Так мозаичное изображение апостола Петра, изготавливавшееся для купола, создано немного по-другому. Поверхность этой картины не полировали, отчего свет, играя на краях смальты, создает живую поверхность.

В 1862 году в Лондоне состоялась Всемирная выставка. Там были представлены мозаичные полотна из Исаакиевского собора. Они заслужили высокую оценку от специалистов, которые отметили, что русские довели изготовление смальты до совершенства, не виданного ранее нигде в Европе.

Каждый, приблизившись к главному иконостасу собора, будет восхищен пышностью и богатством его декоративного убранства: позолотой скульптуры, красотой малахита и лазурита колонн, таинственным мерцанием золотого канторельного фона мозаичных образов.

Но если при этом будут открыты царские врата главного алтаря, то внимание остановится, прежде всего, на запрестольном витражном образе Воскресшего Господа.

Он изображен на фоне желто-голубого неба, облачен в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный зелеными изумрудами и бледно-фиолетовыми аметистами. Фигура Иисуса Христа занимает почти все пространство алтарного окна, ей как бы тесно в этих рамках, и создается впечатление, что через мгновенье Господь войдет в храм.

Воскресение Христа. Витраж главного иконостаса

Эффект присутствия подчеркивается нерезкой, но вполне определенной динамикой композиции. Нижнюю часть окна занимает как бы едва уловимо плывущее к зрителю облако, и благодаря этому фигура Христа кажется приподнятой. В Его руках - развевающаяся алая хоругвь с белым крестом.

Грандиозные размеры Воскресшего Господа указывают на значимость образа и его доминирующее положение. Верхняя часть окна в виде полуциркульной арки подчеркивает динамику лучей нимба. Лицо Иисуса Христа выделено более ярким освещением за счет облегчения цвета.

Подобный элемент убранства - традиционный для храма католического, но едва ли не единственный в православной церкви. Появление витража площадью 28,5 кв. м в Исаакиевском соборе вызвано романтическими настроениями, навеянными образами Средневековья. Картина выполнена в стиле итальянского Возрождения. Это один из наиболее крупных витражей Европы, и самый крупный в России.

Поместить витраж в алтарном окне Исаакиевского собора рекомендовал баварский архитектор Лео фон Кленце, автор первоначального (не принятого) проекта внутреннего убранства храма. Это одобрили император Николай I, Святейший Синод и поддержал О.Монферран, поскольку эта деталь убранства не противоречила его собственному плану декора.

Руководил изготовлением витража сам фон Кленце, разработавший для него раму особой конструкции. Баварский архитектор лично обратился к своему покровителю королю Людвигу I за разрешением изготовить витраж в Мюнхене, и получил его согласие. В 1841 году Кленце с посыльным передал свои чертежи председателю Комиссии по строительству собора светлейшему князю П.М.Волконскому. Вскоре князь от Высочайшего имени сообщил архитектору, что он может поместить заказ на Мюнхенской Королевской фабрике. С этого момента роль Кленце свелась к посредничеству между немецкими витражистами и руководителем Комиссии.

Проектный рисунок витража переделывался несколько раз, окончательный вариант был разработан художником Г.М. фон Гессом и в основном следовал академическим традициям: в картине преобладает так называемая "академическая трехцветка" - красный, голубой и желто-белый тона.

Во многом необыкновенная красота, сочность, тонкость и свежесть цвета - заслуга мастеров Мюнхенской фабрики, и, главным образом, одного из лучших витражистов Европы - М. Э.Айнмиллера. В распоряжении этого удивительного мастера было стекло более 100 различных цветов и оттенков. Он использовал многослойное стекло и стекло, окрашенное специальными красками. Например, пурпурная мантия Христа изготовлена из двухслойного красно-желтого стекла. Драгоценные камни на витраже - по-видимому, вставленные при помощи свинца выпуклые призмы. Цветовой эффект нимба основан на том, что в трехслойном стекле частично сняты отдельные слои, и, таким образом, желтый цвет приобрел зеленоватый оттенок.

Умело применяли мастера из Мюнхена и одноцветное стекло. Облака на картине сделаны из сплошного дымчато-серого стекла, крестное знамя - из рубинового, крест на хоругви - из белого. Некоторые детали витража расписывались специальными красками, обжигались в муфельной печи и затем подвергались механической обработке. Варили цветное стекло на заводе в местечке Бенедиктбойерн, который сначала принадлежал М.З.Франку, а потом стал собственностью Айнмиллера, придумавшего способ производства стекла с тончайшими переходами тонов. Для того, чтобы достоверно передать на витраже лица людей и открытые части человеческого тела, он изобрел так называемое "пергаментное" стекло.

К концу 1843 года работа над витражом была закончена. Летом 1844 года ящики с разобранной картиной доставили в Петербург морским путем. Мастер Г.Кюль собрал витраж и установил его для демонстрации царю. После Высочайшего одобрения картину снова разобрали, и установили в главном алтаре уже после завершения отделочных работ в соборе. Витражное окно состоит из двух связанных тягами металлических рам. В наружную вставлено толстое зеркальное стекло, во внутренней раме смонтирован сам витраж из элементов цветного полупрозрачного стекла, скрепленных свинцовой пайкой. В оконном переплете он удерживается металлическими креплениями.

Запрестольный образ "Воскресший Христос" органично вошел в структуру декоративно-художественного убранства Исаакиевского собора. То, что появился он в православном храме, не противоречило духу времени расцвета русского романтизма.

Вставьте анонс материала в свой блог — скопируйте готовый код из окна ниже:

В вашем блоге анонс будет выглядеть вот так:

Витраж Исаакиевского собора.

Воскресение Христа. Витраж главного иконостаса

Каждый, приблизившись к главному иконостасу собора, будет восхищен пышностью и богатством его декоративного убранства: позолотой скульптуры, красотой малахита и лазурита колонн, таинственным мерцанием золотого канторельного фона мозаичных образов.

Но если при этом будут открыты царские врата главного алтаря, то внимание остановится, прежде всего, на запрестольном витражном образе Воскресшего Господа. Подробнее .

Читайте также: