Критические периоды онтогенеза человека доклад

Обновлено: 06.05.2024

Тератология — это наука, занимающаяся изучением причин происхождения, механизмов формирования и проявления врожденных пороков развития. Важнейшим разделом этой науки является медицинская тератология, которая основное внимание уделяет клиническому проявлению, диагностике этих заболеваний, разрабатывает методы их лечения и профилактики.
Тератогенез – это возникновение пороков развития у плода под влиянием тератогенных факторов (радиация, химические, лекарственные вещества, инфекции). Тератогенным считается такое влияние, которое приводит к пороку развития эмбриона или плода, развивавшегося до этого нормально.

Содержание работы

1. СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………..2
2. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
3.1. Рост и созревание плода…………………………………………………5
3.2. Плод в отдельные месяцы внутриутробного развития………………..9
3.3. Три основных положения Стоккарда…………………………………. 11
3.4. Формирование плода под действие сложного сигнала………………..13
3.5. Генетическая предрасположенность……………………………………17
3.6. Механизм действия тератогенов………………………………………..19
3.7. Основные пороки развития……………………………………………..21
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29

Файлы: 1 файл

Критические периоды в онтогенезе человека.docx

Министерство здравоохранения и социального развития

  1. СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………… …………..2
  2. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………3
  3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
    1. Рост и созревание плода…………………………………………………5
    2. Плод в отдельные месяцы внутриутробного развития………………..9
    3. Три основных положения Стоккарда…………………………………. 11
    4. Формирование плода под действие сложного сигнала………………..13
    5. Генетическая предрасположенность…………………………… ………17
    6. Механизм действия тератогенов………………………………………..19
    7. Основные пороки развития……………………………………………..21

    Тератология — это наука, занимающаяся изучением причин происхождения, механизмов формирования и проявления врожденных пороков развития. Важнейшим разделом этой науки является медицинская тератология, которая основное внимание уделяет клиническому проявлению, диагностике этих заболеваний, разрабатывает методы их лечения и профилактики.

    Тератогенез – это возникновение пороков развития у плода под влиянием тератогенных факторов (радиация, химические, лекарственные вещества, инфекции). Тератогенным считается такое влияние, которое приводит к пороку развития эмбриона или плода, развивавшегося до этого нормально.

    Пороки развития, т.е. тератогенные эффекты могут проявляться как анатомическими дефектами (собственно уродства), так и генными или цитогенетическими нарушениями (биохимические и функциональные нарушения).

    Вредные факторы, вызывающие аномальное развитие плода, называются тератогенными. Их можно разделить на отдельные группы:

    • Недостаточное и несбалансированное (неправильное) питание матери, кислородная недостаточность

    • Различные заболевания матери, особенно острые (коревая краснуха, скарлатина, грипп, вирусный гепатит, паротит и др.) и хронические инфекции (листериоз, туберкулёз, токсоплазмоз, сифилис и др.)

    • Осложнения беременности - токсикозы и присоединившиеся болезни

    • Различные лекарственные средства, особенно гормональные препараты, применяемые во время беременности

    • Вредные производственные факторы и химические вещества, загрязняющие окружающую среду; высокая температура производственных помещений, шум, пыль, повышенная физическая нагрузка, вынужденное положение тела, напряжение зрения и т.д.

    • Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркомания, токсикомания)

    Влияние некоторых тератогенных факторов, например, лекарственных препаратов, можно предсказать экспериментально. Для других факторов такие исследования в отношении человека в принципе невозможны, хотя и не исключены, правда в таком случае исследования проводят уже пост фактум.

    При таких исследованиях было выявлено, что, например, прием талидомида, вызывал уродства не у всех детей, матери которых принимали этот препарат. Для одних эмбрионов действие талидомида прошло совершенно бесследно, а другие получили тяжелые врожденные уродства. Почему же такое произошло? Какие условия влияли на характер и степень выраженности врожденных уродств?

    Впервые частичный ответ на этот вопрос, сам того не подозревая, нашел русский ботаник П.И. Броун. Работая с сеянцами злаков, всходами картофеля и некоторыми другими растениями, он пришел к выводу, что в развитии растений существуют периоды, когда организм более или менее стоек к действию различных внешних агентов, и периоды, когда чувствительность к тем же агентам значительно повышается. Периоды, в которых чувствительность к тератогенным фактором была повышена, он назвал "критическими".

    В 1921 года Ц.Стоккард предложил различать такие критические периоды и в развитии животных. Индивидуальное развитие, по воззрениям Стоккарда, представляет собой ряд последовательных этапов, различающихся скоростями развития органов или их систем. Наибольшая скорость развития наблюдается в критические, узловые периоды эмбриогенеза, такие, как имплантация, образование плаценты или нервной системы, формирование конечностей и др.

    Рост и созревание плода.

    Беременность в среднем продолжается 280 дней, или 10 акушерских месяцев от первого дня последней менструации (продолжительность акушерского месяца 28 дней; 10 акушерских месяцев ровняются 40 неделям). В течение этого времени из оплодотворенной яйцеклетки развивается зрелый плод, способный к внеутробному существованию.

    Во внутриутробном развитии человека различают (условно) два периода: зародышевый и плодовый.

    Продолжается от момента оплодотворения до конца второго месяца беременности. В этот период образуются зачатки всех важнейших органов и систем (нервная, кроветворная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, выделительная и др.); происходит формирование туловища, головы, лица, зачатков конечностей. Зародыш приобретает черты, характерные для человека. Процессы развития в этот период весьма интенсивны, приспособительные механизмы еще не развиты, поэтому зародыш очень чувствителен к действию повреждающих факторов.

    Недостаток кислорода, перегревание, микробы, вирусы, химические вещества, алкоголь, никотин - могут вызвать нарушение развития и гибель эмбриона или появление врожденных уродств.

    Начинается с конца второго - начала третьего месяца беременности и продолжается до момента рождения ребенка. В этот период плод быстро растет, происходит развитие тканей, органов и систем, находящихся в зачаточном состоянии, становление новых функциональных систем, обеспечивающих жизнедеятельность плода в период его внутриутробной жизни и после появления на свет.

    Развитие плода происходит в непосредственной взаимосвязи с организмом матери, в котором участвуют биохимические, иммунные, эндокринные, нервные и другие механизмы.

    Организм женщины во время беременности находится под воздействием разнообразных факторов окружающей среды, которые, как уже говорилось, влияют на течение беременности и в ряде случаев вызывают развитие той или иной патологии плода. Однако реакция плода на повреждающие факторы зависит от стадии его развития и чувствительности его тканей к их воздействию.

    В эмбриональном и плодовом периодах принято выделять стадии, когда зародыш обладает высокой чувствительностью к повреждающим веществам. Эти периоды получили название критических. Выделение этих периодов очень важно. Критические периоды развития характеризуются повышением обменных процессов (в эти периоды создаются все необходимые условия для осуществления одного из этапов развития зародыша в целом, а также отдельных зачатков органов и даже клеток).

    Патогенные действия, которые могут привести во время беременности к нарушению развития плода, имеют самый разнообразный характер: переохлаждение, перегревание, недостаток кислорода, ионизирующее излучение, химические вещества, возбудители инфекции.

    Первый критический период

    Второй критический период

    После завершения имплантации в развитии эмбриона начинается второй критический период – период образования зачатков органов и систем эмбриона, который у человека заканчивается к третьему месяцу внутриутробной жизни. Этот срок является наиболее чувствительным для развития эмбриона (3-7 недель), а также период образования плаценты (9-12 недель). В период образования органов, в результате патогенного действия повреждающих факторов на эмбрион, в первую очередь, поражаются те органы и системы, которые находились в это время в процессе закладки и повышенного обмена веществ. Поэтому для поражения эмбриона в этот период характерным является возникновение уродств (тератогенный эффект). У эмбриона человека наиболее чувствительными к неблагоприятным факторам являются центральная нервная система, органы зрения, железы внутренней секреции и половые железы, поэтому аномалии этих органов встречаются чаще других.

    Под воздействием повреждающих факторов во время образования плаценты происходят патологические изменения, в основе которых лежит возникновение плацентарной недостаточности, выражением которой является врожденная гипотрофия плода (дефицит массы тела ребенка).

    После завершения процессов формирования органов и формирования плаценты начинается плодовый период (с конца второго - начала третьего месяца беременности до рождения). Эмбриотоксического и тератогенного * эффектов, столь выраженных и типичных для предыдущий стадий, в этот период не наблюдается. Исключение составляют лишь аномалии развития половых органов у плодов женского пола, так как половые органы начинают формироваться в относительно поздний период (12 –14 неделя эмбрионального развития). Это может произойти при приеме гормональных препаратов, в том числе и оральных контрацептивов:

    Эстрогены и эстроген + гестогеносодержащие препараты - наиболее уязвимые для срока беременности от 8 до 17 недель. Результатом их применения может быть развитие опухолей гениталий, анатомических и функциональных их дефектов, а также возможно нарушение полового развития у плода мужского пола, - псевдогермофродитизм.

    Прогестероносодержащие пероральные контрацептивы - их воздействие возрастает от начала беременности до 4-х месяцев. Результатом их применения может быть нарушение формирования половых органов у плода и псевдогермафродитизма девочек, а также возможны аномалии конечностей, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта.

    Третий критический период

    Во второй половине беременности происходит становление и созревание важнейших органов и структур (нервной, кроветворной, сердечно-сосудистой). В этот период также происходит снижение чувствительности плода к повреждающим агентам.

    Повреждающие факторы могут реализовать свое действие, проникая через плаценту или изменяя ее нормальную проницаемость. Плацента – это уникальный фильтр, который обладает ограниченной проницаемостью, защищая организм плода от множества веществ и токсичных продуктов, попадающих в организм матери. Однако плацента проницаема для большинства лекарственных веществ, применяемых в акушерской практике: закись азота, наркотические анальгетики, витамины, большинство гормонов, сердечных препаратов, антибиотиков, противовоспалительных препаратов и др. Лекарственные вещества, принятые беременной женщиной, проникая в организм плода, проходят через плаценту. Количество вещества, поступившего в организм плода, зависит от состояния плаценты, ее кровотока, физико-химических особенностей лекарственного агента (например, его молекулярной массы), а также от осложнений, которые могут возникнуть во время беременности (инфицирование, гестоз, употребление алкоголя, резус-конфликт и др.). При возникновении осложнений беременности барьерная функция плаценты нарушается, и через нее начинают проникать даже те вещества, которые в нормальных физиологических условиях через нее не проходят.

    Плод в отдельные месяцы внутриутробного развития.

    В течение первого месяца происходит имплантация, образование зародыша, зачатков важнейших органов, зародышевых оболочек.

    В конце второго месяца длина плода – 3-3,5 см, он имеет сформировавшееся тело, зачатки конечностей, его головка равна длине туловища, на ней видны зачатки глаз, носа, рта. В этот период начинают формироваться половые органы.

    Онтогенетическое развитие периодов, характеристика фаз внутриутробной жизни. Формирование врожденных пороков внутриутробной гипотрофии. Оплодотворение и развитие осевых зачатков, патологические изменения половых клеток. Характер морфологических изменений.

    Рубрика Биология и естествознание
    Вид доклад
    Язык русский
    Дата добавления 01.11.2015
    Размер файла 20,6 K

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Критические периоды развития

    С конца XIX в. существует представление о наличии в онтогенетическом развитии периодов наибольшей чувствительности к повреждающему действию разнообразных факторов. Эти периоды получили название критические, а повреждающие факторы (включают лекарственные средства, наркотики и многие другие вещества) - тератогенные.

    Итак, в онтогенезе человека выделяют несколько критических периодов развития: в прогенезе, эмбриогенезе и постнатальной жизни. К ним относятся:

    1) развитие половых клеток - овогенез и сперматогенез;

    5) стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я нед.);

    6) формирование основных функциональных систем организма и дифференцировка полового аппарата (20-24-я нед.);

    8) период новорожденности (до 1 года);

    9) половое созревание (11-16 лет).

    В клинической практике пренатальный онтогенез принято делить на 4 критических периода:

    1) прогенез (гаметогенез);

    2) бластогенез (15 дней);

    3) эмбриогенез (16-75 дней);

    4) фетогенез (ранний - до 196 дня, средний - до 259 дней, поздний - до 280 дней).

    В первом критическом периоде гаметогенезе возможны разнообразные патологические изменения половых клеток-гаметопатии, которые часто приводят к половой стерильности-бесплодию. Наибольшее значение имеют дефекты генов гамет (генные мутации) и хромосом (хромосомные мутации, или хромосомные аберрации), приводящие к развитию наследственных заболеваний -- генных и хромосомных болезней соответственно. Риск рождения ребёнка с генной или хромосомной болезнью увеличивается с возрастом родителей. Помимо генных и хромосомных болезней встречаются заболевания вследствие геномных мутаций (синдром триплоидии). Триплоидия широко распространена у человека, но триплоидные организмы оказываются нежизнеспособными и беременность при этом, как правило, завершается спонтанным абортом. Новорождённые триплоидные дети обычно погибают в первые часы или дни жизни.

    Различают следующие наиболее распространённые варианты бластопатий:

    Патология имплантации бластулы (эктопическая беременность - расположение плодного яйца вне полости матки - внематочная беременность, поверхностная или глубокая имплантация бластулы в эндометрий). Поверхностная имплантация чаще приводит к нарушению расположения плаценты, глубокая ведёт к её приращению (родоразрешение завершается удалением матки, так как отделить плаценту невозможно).

    Образование пустого зародышевого мешка вследствие аплазии или гибели эмбриобласта(анэмбриония).

    Аплазия/гипоплазия трофобласта-будущая плацента.

    Пороки развития отдельных органов, множественные или одиночные (в половине случаев они сочетаются с пороками развития провизорных органов).

    Двойниковые уродства (сросшиеся двойни).

    Большая часть зародышей, поврежденных в период бластогенеза, а также те, которые образовались из дефектных половых клеток, несущих мутации, в этот период элиминируется путем спонтанных абортов, когда женщина и не подозревала о беременности.

    Следующий возможный критический период развития связан с эмбриональным периодом (16--75 дни внутриутробной жизни), в котором происходит органогенез. И большинство пороков развития появляется именно на этом этапе внутриутробного существования. Однако, кроме врожденных пороков с нарушениями основного морфогенеза органов или частей тела, имеются врожденные пороки, при которых нарушения развития наблюдаются на уровне тканевой дифференцировки. Они часто бывают системными, например, пороки развития поперечно-полосатой мускулатуры (врожденная миатония Оппенгейма), соединительной ткани (болезнь Марфана), кожи (врожденный ихтиоз), костей хрящевого генеза (врожденная хондродисплазия) и др. Пороки развития могут касаться также тканей одного органа, например гипоплазия гладкой мышечной ткани при megaureter, нервного интрамурального аппарата - при mеgасоlоп, легочной ткани - при кистозном легком и др. По срокам возникновения эти пороки относятся к ранним фетопатиям.

    Характер морфологических изменений.

    Агенезия/аплазия -- врождённое отсутствие органа (при наличии элементов зачатка, используют термин аплазия, при их отсутствии порок обозначают термином агенезия).

    Изменение размера органов: (1) врождённая гипоплазия (недоразвитие органа) и (2) врождённая гипертрофия (увеличение органа). Название некоторых пороков из группы врождённых гипертрофий начинается с терминоэлемента pachy-, например, пахигирия -- утолщение извилин головного мозга.

    Увеличение числа органов, чаще всего удвоение (например, двойная дуга аорты). Название порока часто начинается с терминоэлемента poly-(полидактилия -- увеличение числа пальцев).

    Пороки расположения: гетеротопия, эктопия и экстрофия. Гетеротопией называют включение ткани одного органа в другой, например, наличие островков панкреатической ткани в стенке кишки, чаще двенадцатиперстной. Под эктопией понимают необычное расположение органа (например, тазовая почка), а термином экстрофия обозначают выворот полого органа.

    Пороки развития каналов и естественных отверстий. К ним относятся атрезия (отсутствие канала или естественного отверстия), их врождённый стеноз (сужение) и врождённая эктазия (расширение, например, врождённая киста холедоха).

    Врождённая дисхрония -- нарушение темпов созревания органов и тканей. Различают два вида дисхронии -- замедление и ускорение темпов развития органов. Типичным примером ускорения темпов развития является прогерия -- преждевременное старение.

    По локализации различают пороки развития центральной нервной, сердечнососудистой, пищеварительной, мочеполовой и других систем. Чаще всего встречаются пороки развития центральной нервной и сердечнососудистой систем, так как именно эти системы наиболее уязвимы для тератогенных факторов. Наиболее часто встречаются следующие три группы аномалий сердца и сосудов: (1) нарушения деления полостей сердца, (2) нарушения деления артериального ствола и (3) комбинированные врождённые пороки.

    -- ранний фетальный период (76-180 день беременности);

    -- поздний фетальный период (181-280 день беременности).

    Фетопатии -- это заболевания, возникающие у плода с начала четвертого месяца внутриутробного развития до рождения. Причиной фетопатии могут быть инфекционные заболевания (сифилис, токсоплазмоз, орнитоз, сывороточный гепатит, листериоз и др.), гормональные нарушения (диабет матери), гемолитическая болезнь и др. Причина многих фетопатий не выяснена. Так как к 4 мес. внутриутробной жизни органы плода в основном уже сформированы, то нарушения развития при фетопатии менее значительны, чем при эмбриопатии. Однако следствием фетопатии может быть смерть плода (поздний выкидыш). Для фетопатий характерен ряд особенностей: относительная редкость аномалий развития (негрубые уродства), задержка обратного развития эмбриональных образований, отставание морфологического развития органов и их функциональная неполноценность, приводящая к функциональной недостаточности ряда систем (дыхательной, сердечнососудистой, выделительной и т. п.).

    В постнатальном периоде онтогенеза критическими периодами является период новорожденности (первый год жизни) и полового развития (11-16 лет). Знания о критические периоды развития зародыша имеют важное значение для разработки методов охраны беременности и соответствующих периодов детства.

    внутриутробный гипотрофия врожденный

    Подобные документы

    Внешнее строение и окраска дрозофилы. Длительность онтогенеза дрозофилы и особенности первого спаривания, яйцо и оплодотворение. Созревание яиц и сперматозоидов, определение пола. Геном дрозофилы и его использование в генетическом моделировании.

    презентация [532,4 K], добавлен 26.10.2015

    Исследование закономерностей эмбрионального развития зародыша. Изучение периодов онтогенеза. Генетические основы дифференцировки. Критические периоды постнатального и пренатального эмбриогенеза. Анализ влияния факторов окружающей среды на эмбриогенез.

    презентация [682,1 K], добавлен 26.05.2013

    Этиология, патогенез и клиника плацентарной недостаточности. Хроническая внутриутробная гипоксия плода. Гормоны плаценты при физиологически протекающей беременности и при хронической внутриутробной гипоксии плода. Катепсины - ферменты класса гидролаз.

    дипломная работа [121,1 K], добавлен 15.12.2008

    Онтогенез как процесс формирования организмов с момента образования половых клеток и оплодотворения или отдельных групп клеток до завершения жизни. Исторические предпосылки и этапы развития эмбриологии как науки. Развитие одноклеточных организмов.

    контрольная работа [140,7 K], добавлен 08.05.2011

    Разнообразие сперматозоидов у животных. Основная функция сперматозоида. Формирование мужских половых клеток. Сперматозоиды человека, их строение, функция, движение, продолжительность жизни. Сперматозоиды в растительном мире. Схема развития половых клеток.

    В процессе индивидуального развития человеческого организма (онтогенез) выделяются 2 больших периода :

    1 период

    Внутриутробный (перинатальный) когда вновь зародившийся организм развивается в утробе матери. Этот период длится от момента зарождения эмбриона до рождения ребенка.

    2 период

    Внеутробный, когда новая особь продолжает свое развитие вне тела матери. Этот период длится от момента рождения ребенка до самой смерти человека

    В первый триместр

    происходит интенсивное развитие чувствительности и нервной системы ребенка:

    5 неделя – закладываются основные структуры головного мозга;

    6 неделя – начинает функционировать вестибулярный аппарат;

    6 – 8 недель – закладывается центральная и периферическая нервные системы;

    8 неделя – появляется кожная чувствительность у детей;

    с 10 недели – изменение траектории движения плода при столкновении со стенкой матки. Появляется основа для положительных эмоций;

    11 – 12 недель – формируется хватательный рефлекс;

    13 неделя – формируется сосательный рефлекс.

    период развития чувствительности (сенсорный период) :

    с 16 недели – формируется пространственная организация мозга, появляется моторная реакция на звук. В этот момент становится значимым речевое общение родителей с ребенком;

    к 5 месяцам мозг ребенка функционирует как целостная система.

    Во второй половине триместра происходит изменение двигательной активности ребенка, что влияет на эмоциональное состояние матери;

    18 недель – ребенок пальчиками начинает перебирать пуповину, сжимает и разжимает пальчики рук,

    дотрагивается до лица

    и закрывает его руками;

    с 20 недели можно

    начинать обучение ребенка;

    26 – 28 недель – ребенок

    выражать основные эмоции.

    чувствительный период для развития индивидуальных особенностей нервной системы, становление психики, способностей и интеллекта.

    Начинает формироваться избирательность к культурным особенностям пищи.

    Формируется переживание собственного успеха / неуспеха, которое зависит от реакции матери на шевеление ребенка.

    Наиболее опасными периодами являются :

    1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;

    2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;

    5) стадия усиленного роста головного мозга (15—20-я неделя);

    6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20—24-я неделя перинатального периода);

    7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация.

    15—25 недель внутриутробного развития плода соответствует закладке подкорковых структур мозга.

    28 недель — закладке структур коры головного мозга.

    30—40 недель — психологически характеризуется как появление элементов слуховой памяти и корреляций поведения плода с психическим состоянием матери.

    Предродовой период (3—5 дней перед родами) предполагают гибернацию или подготовку к акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды приравниваются в отношении плода к стрессу, который вызывает у него состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряженное с возможностью трансформации в реакцию дистресса с риском развития той или иной патологии.

    Период новорожденности( 28 дней)

    Возраст 3-4 недели

    Он называется периодом первичного

    социального поведения в виде зрительного

    контакта с окружающим миром.

    6—8 месяцев — определяется началом

    дифференциации чувства Я,

    индивидуализации, а также началом

    формирования первичной привязанности,

    избирательной улыбки и элементарных социальных предпочтений.

    15—17 месяцев — определяется появлением

    первичной мотивации поведения.

    2,5—3,5 лет — определяется как период

    формирования самосознания, полного

    обособления Я и индивидуальности

    В перинатальный период развития на организм будущего ребенка могут воздействовать следующие тератогенные факторы:

    наследственные (генные и хромосомные заболевания);

    гипоксические (внутриутробная гипоксия-кислородное голодание, что может привести к нарушениям речи коркового генеза (алалия, дизартрия, а при условии выраженной гипоксии может способствовать замедлению созревание клеток коры головного мозга (задержка речевого развития).

    травматические (внутричерепные кровоизлияния);

    биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших);

    заболевания матери во время беременности (острые и хронические);

    химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотические препаратов, неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, гипо- и гипервитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов) –поражается ЦНС.

    социально-психологические – затяжные стрессы могут привести в будущем к психосоматической ослабленности ребенка.

    В момент родов на плод воздействуют следующие тератогенные факторы:

    асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов);

    травматические (родовая травма-повреждение новорожденного, возникают при слабой или чрезмерно сильной родовой деятельности, несоответствии размеров плода и таза роженицы, аномальных предлежаниях плода (лобное, лицевое, акушерско-гинекологическая патология.

    В постнатальный период :

    наследственные — проявляющиеся в период становления речи;

    травматические (открытые и закрытые ЧМТ) — произошедшие до трехлетнего возраста, при которых пострадали клетки КГМ, могут быть причиной алалии. Следствием травматизации в дошкольном возрасте может стать детская афазия;

    биологические — вызванные проникновением в организм ребенка разнообразных вирусов. Наиболее распространенными причинами недоразвития речевой функциональной системы является нейроинфекция в виде менингитов и энцефалитов. Отсроченным проявлением последствий данных заболеваний является локальное недоразвитие моторной или сенсомоторной функции речи;

    химические — вызванные при комплексном взаимодействии с ослабленным соматическим состоянием ребенка может привести к отставанию психоречевого развития;

    в результате неправильного воспитания в семье.

    В условиях несемейного воспитания у детей

    наблюдается психическая депривация,

    следствием которых может быть речевой

    негативизм и нарушение коммуникативной

    Профилактика психофизиологических отклонений на этапе перинатальной стадии жизни

    Оптимальные условия для развития плода :

    рациональный комплекс питания с преобладанием молочных

    и растительных компонентов, обогащенных витаминами и минералами;

    установление нервно-эндокринного баланса с удалением всех

    неблагоприятных факторов, которые могут влиять на развитие плода (внутриутробная гипотрофия, инфекционные болезни.

    хронические болезни, отравления);

    прогулки на свежем воздухе;

    женщине необходимо как можно больше радоваться

    и переживать положительных эмоций и впечатлений;

    предупреждение патологии родов

    с удалением факторов, которые могут

    привести к травмам лицевой области

    (применение акушерского инструмента);

    генетический контроль в семьях

    с наследственной патологией.

    Прикреплённые файлы:

    Особенности речевого развития детей 2–3 лет За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет.

    Метод замещающего онтогенеза Создание комфортных, бесконфликтных, безопасных условий для развития личности и объединения в единый коллектив здоровых детей и дошкольников.

    Особенности психического развития детей 2–3 лет • На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. • Продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия окружающих.

    Особенности всестороннего развития детей 4–5 лет Социально-коммуникативное развитие ребенка 3-4 лет Возраст 3-4 года наиболее подходящий для начала посещения детского сада. До 3-х лет.

    Особенности психологического развития детей 4–5 лет В возрасте 4- 5 лет у детей большую роль играют психологические особенности, от которых зависит поведение личности. Стремление к самостоятельности.

    г.Волковыск,ул. Боричевского, 1А

    Наш адрес
    Наш адрес

    Приемная главного врача: ПН-ПТ с 8 до 17 (обед с 13 до 14)

    Приемная главного врача
    8 (01512) 6-20-10

    Здоровый образ жизни

    КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

    В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

    Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2 — 3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются “нейронные ансамбли”, которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

    К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное Развитие нередко связано с речевым; чем увереннее передвигается Ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития указанных функций. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства Я, т. е. выделению себя из окружающего мира. До 2 — 2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно определенно выраженное чувство Я. У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

    В возрасте 5 — 7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство “психологической дистанции” в отношениях со взрослыми. В то же время еще недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

    При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, когда ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить “срывы” нервной деятельности. Результатом таких “срывов” может быть развитие неврозов. В период второго криза впервые могут возникать психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

    В возрасте 12 — 16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом.

    Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету.

    Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер.

    Подростковый возраст считается переходным от детства к зрелости. Кризис этого возраста наибольшее по продолжительности. В течение этого периода происходит перестройка отношения к окружающему миру, к самому себе, формируется жизненная позиция, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. В связи с отсутствием синхронности в темпах физического и психического развития у подростков возникают потребности, которые невозможно удовлетворить в условиях недостаточной социальной зрелости. В этот сложный период предметом осознания и переживаний становится биологическая потребность - половое влечение, что приводит к возникновению волнений, изменений эмоциональной сферы.

    На новый уровень поднимается интеллектуальное развитие. появляются новые интересы, расширяется кругозор. Появляется потребность расширить жизненные контакты, сопоставить себя с ровесниками. Невозможность практически изменить образ жизни порождает у подростков мечты, характерные для этого возраста. В этот период мнение сверстников для подростка гораздо больше ценится, чем мнение родителей и воспитателей.

    У некоторых подростков конфликт между желаемым и их реальными возможностями обуславливает появление путей реализации своих мечтаний через противоправные действия.

    Кризис переходного периода протекает значительно легче, если у подростка сформированы устойчивые личные интересы и мотивы поведения, обусловленные познавательными и эстетическими потребностями. Ориентация на будущие перспективные цели позволяет определить желаемое направление поведения.

    У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.

    Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем).

    Таким образом, учет возрастных особенностей детей и подростков на последовательных этапах онтогенеза и особенно в критические периоды психофизиологического развития должны быть положены в основу психогигиенических мероприятий, направленных на повышение резистентности организма к неблагоприятным экзогенных воздействий.

    Читайте также: