Психолого педагогическое сопровождение низкомотивированных и слабоуспевающих обучающихся доклад
Обновлено: 18.05.2024
Презентация на тему: " ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ. Содержание Взгляд участников образовательного процесса на причины неуспеваемости Взгляд участников образовательного." — Транскрипт:
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
2 Содержание Взгляд участников образовательного процесса на причины неуспеваемости Взгляд участников образовательного процесса на причины неуспеваемости Факторы влияющие на школьную успеваемость Факторы влияющие на школьную успеваемость Психопрофилактика неуспеваемости Психопрофилактика неуспеваемости Выстраивание индивидуальной программы по работе с неуспевающими Выстраивание индивидуальной программы по работе с неуспевающими
3 Педагоги главными причинами неуспеваемости считают Здоровье (60%) Семейные проблемы (32%) Низкую самооценку учащихся (16%) Тревожность (18%) Педагогическую запущенность детей (24%) Сложность программы (16,5%)
4 Родители склонны считать главными причинами неуспеваемости Неинтересное преподавание предмета (36%) Неинтересное преподавание предмета (36%) Лень ребенка (32%) Лень ребенка (32%) Недостатки внимания детей (28%) Недостатки внимания детей (28%) Отсутствие индивидуального подхода (24%) Отсутствие индивидуального подхода (24%) Большие учебные нагрузки (24%) Большие учебные нагрузки (24%)
5 Психологи считают неуспеваемость следствием Амбиций родителей (30%) Амбиций родителей (30%) Незрелости психических функций детей (28%) Незрелости психических функций детей (28%) Недостаточного учета индивидуальных особенностей учащихся (28%) Недостаточного учета индивидуальных особенностей учащихся (28%) Проблем здоровья детей (20%) Проблем здоровья детей (20%)
6 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ШКОЛЬНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫЕФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ Социальная среда Методика преподавания Неготовность к школьному обучению Одаренность Эмоциональное выгорание учителя Особенности познавательной сферы Особенности эмоционально-волевой сферы Особенности мотивационной сферы Леворукость Астенический синдром Гиперактивность Синдром психического инфантилизма Психоорганический синдром
8 ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РАБОТЫ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ Исходный уровень Не готов к учебному процессу, нет готовности к сотрудничеству в рамках совместной программы, демонстрация дисоциального поведения в педагогических ситуациях: никакого согласия на предложения педагога, обход учебных заданий, отказ от всякого контакта с педагогами, игнорирование учебных заданий. Требуемое: Готовность к совместному решению возникших проблем. Педагогические ожидания Привить готовность к учёбе, социальную способность к активности в школьно – педагогических ситуациях. Участие родителей в процессе обучения учащегося. Ожидания учащегося Принятие педагогом и родителями актуального состояния ребенка (эмоционального, познавательного, актуальной сформированности учебных навыков и т.д.) Ожидания родителей Доброжелательное и требовательное отношение к ребенку.
10 Содержание Подготовительная фаза: Создание условий для переориентации установок на школу. Вовлечение в дружеские контакты со сверстниками и в положительно окрашенные эмоциональные и деловые контакты. Специальные формы поощрения каждого. Организация свободного времени и вовлечение учащегося в общие дела класса, школы, систему доп. образования. Организация необходимой помощи каждому ученику. Способ Накопление и подкрепление положительного опыта взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. СтильДемократический. Перспективы развития Постепенная переориентация с внешней мотивации на внутреннюю. Воспитательная программа
Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
Бесспорно, дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Но прежде, чем проводить индивидуальную работу важно сформировать у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности.
К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ
По данным исследования, проведённого (1995г), основными факторами школьных трудностей являются:
В 1-5 классах(7-11 лет) – гипердинамический синдром, церабрастения, тормозимость и замкнутость.
В 6-8 классах(12-14 лет) – ранние специфические пубертатные проявления.
В 9-11 классах (15-17 лет) - личностные декомпенсации, депрессия, невротические состояния.
Откуда берутся слабоуспевающие дети? Трудности в обучении, особенно если они проявляются ещё в начальной школе, существенно затрудняют овладение ребёнком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы старших классов. Подобного положения (при отсутствии грубых нарушений развития) можно избежать, оказав ребёнку своевременную и адекватную его возможностям помощь. Для этого необходимо установить причины неуспеваемости:
Причины возникновения трудностей у учащихся:
· нарушения динамики психической деятельности,
· особенности асимметрии (левшество),
· недостатки анализаторов (зрения, слуха),
· личностные особенности (частично).
В чем проявляется у учащихся:
·трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),
·неспособность освоить программу,
·ошибки в выполнении учебных заданий,
Коррекционная работа обязательно должна включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий и т. д.
Эффективность обучения и педагогического процесса в целом определяется многими факторами, среди которых наиболее важными является индивидуальный подход к обучению, предполагающий знание психофизиологических, личностных особенностей, специфики эмоциональной и когнитивной сфер обучаемых. Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы — стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию.
В рамках психолого - педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении, работа осуществляется поэтапно:
1. первоначально устанавливается психологический контакт с подростком;
2. далее проводится диагностическая работа по выявлению причин неуспеваемости;
3. на следующих этапах составляется программа дальнейших действий по оказанию психологической помощи и определяется эффективность проделанной работы.
Этапы психологической работы со слабоуспевающими
Основное содержание работы
Установление психологического контакта с учащимся
Установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним, желание понять, что происходит в душе и сознании подростка
Определение типа неуспеваемости подростка; выявление причин неуспеваемости; выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения подростка к себе; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе , взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям
Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощи
Разработка индивидуальной программы коррекционных воздействий, предусматривающей комплекс различных видов помощи подростку: медицинской, педагогической, социальной, психологической
Проблема школьной неуспеваемости и пропусков учебных занятий является очень актуальной, потому что беспокоит всех нас, и педагогов, и родителей. Причём неуспеваемость по учебным занятиям беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который бы хотел плохо учиться.
Характеристика дошкольного периода_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ___________________
Наличие/отсутствие черепно-мозговых травм в дошкольном периоде_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ___________________
Общение со сверстниками_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ______________
Общение с учителями_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________
Наличие / отсутствие вредных привычек_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ __________________
Дополнительная информация_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________
Диагностика
№ | Дата | Исследуемый параметр | Применяемые методики | Полученный результат |
Внимание | ||||
Восприятие окружающего мира | ||||
Мышление | ||||
Память | ||||
Эмоционально-волевая сфера | ||||
Мотивационная сфера |
№ | Дата | Проведенная работа | Роспись ученика | Роспись педагога-психолога |
№ | Дата | Исследуемый параметр | Применяемые методики | Полученный результат |
Внимание |