Философия и искусство обретение индивидуальности данте петрарка леонардо да винчи и др доклад

Обновлено: 02.07.2024

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Матерью была по одной версии крестьянка, по другой - хозяйка таверны, известная под именем Катерина. Примерно в возрасте 4,5 лет Леонардо взяли в дом отца, и в документах того времени он назван незаконным сыном Пьеро. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36-1488). Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

Вклад Леонардо да Винчи в философию эпохи Возрождения

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Матерью была по одной версии крестьянка, по другой - хозяйка таверны, известная под именем Катерина. Примерно в возрасте 4,5 лет Леонардо взяли в дом отца, и в документах того времени он назван незаконным сыном Пьеро. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36-1488). Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья.

У истоков нового естествознания стоят такие мыслители, как Леонардо да Винчи (1452-1519) и Николай Коперник (1473-1543), Иоганн Кеплер (1571-1630), Галилео Галилей (1564-1642).

Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, талантливый изобретатель (в числе его проектов - идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория.

“Влюбленный в практику без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории. Наука - полководец, и практика - солдаты”.

Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Он был знатоком в области анатомии: первым описал клапан правого желудочка сердца, демонстрировал анатомирование и др. Создал систему рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела: показывал объект в четырех видах, чтобы осмотреть его со всех сторон, создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе.

Интересны его исследования в области геологии: дал описания осадочных пород, объяснения морских отложений в горах Италии. Как ученый-оптик, он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде.

Феномен Леонардо справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение своей эпохи, которая нуждалась в титанах и рождала титанов. Своей многогранной творческой деятельностью он проложил дорогу науке будущего.

Его многочисленные заметки, сделанные особым зеркальным почерком, не предназначались для печати. Они не стали достоянием современников. Похоже, он работал для будущих поколений.

Откровению Священного писания, астрологии и алхимии, сновидениям и мистике Леонардо противопоставил опыт. Обращение к опыту, как источнику познания, явилось следствием повседневной практики естествоиспытателя. Он полагает, что неапробированная мысль может породить обман, не приблизить, а увести от истины. Только знание, опирающееся на опыт, может претендовать на достоверность, а последняя является отличительным признаком подлинной науки.

Теология не имеет опоры в опыте, а посему не может быть наукой, не может претендовать на обладание истиной. Не может быть науки и там, где опыт подменяют спор и крики, где бал правят эмоции.

Другую помеху на пути к истине Леонардо усматривает в излишнем преклонении перед авторитетами. Не подражать нужно, а работать, искать.

Схоластическому методу обоснования догматов церкви Леонардо да Винчи противопоставляет экспериментальный метод, в основе которого лежит опыт. Надо отдать должное естествоиспытателю, он не абсолютизирует опыт, а подчеркивает необходимость его многократного повторения.

Экспериментальному методу Леонардо недостает устойчивых принципов, отсутствует логическая структура. И в этом смысле его метод не дотягивает до уровня методологии, но этот метод был достаточным основанием для заявки на новую методологию, на новую картину мира.

Интересные суждения высказывает Леонардо да Винчи и по проблемам космологии. Его мысль, что не Земля, а, скорее, Солнце выступает центром нашей вселенной, предвосхищала гелиоцентризм и подрывала теоцентризм схоластики с его геоцентрической концепцией. Солнце Леонардо -- это возведенная в символ физическая реальность, источник тепла и жизни природы, тела и души; условие и основание гармонии мира. Душа неразрывно связана с телом. Она формирует тело, выступает творческим, деятельным началом. Духовное начало не противостоит телесному, а природное -- божественному. Все находится в состоянии гармонии.

Но мысль о гармонии мира вовсе не безоблачная, как это имело место в философии гуманизма. Она несет на себе печать мрачности и даже трагизма. Это относится, прежде всего, к размышлениям Леонардо о человеке, его месте и роли в мире.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.

Этот необыкновенный человек всё знал и всё умел - всё, что знало и умело его время; кроме того, он предугадывал многое, о чём в его время ещё не помышляли. Так, он обдумывал конструкцию летательного аппарата и , как можно судить по его рисункам, пришёл к идее геликоптера. Леонардо был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом и физиологом, ботаником… Легче перечислить кем он не был. Причём в научных занятиях он оставался художником, так же как в искусстве оставался мыслителем и учёным.

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи оставило колоссальный след не только в искусстве, но и в науке и технике. Живописец, скульптор, архитектор - он был естествоиспытателем, механиком, инженером, математиком, сделал много открытий для последующих поколений. Это была величайшая личность эпохи Возрождения.

Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.

Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность.

Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи - некоронованный правитель Флоренции - говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.

Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

3. Мировоззренческие и методологические функции философии.

4. Многообразие философских направлений и систем.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6]

Дополнительная литература: [13,14,15]

Тема II. Тема 2 Философия Древнего Востока (1час)

1. Древнеиндийская философия.

2. Философия Древнего Китая.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6]

Дополнительная литература: [16,17,18]

Тема III. Античная философия (1час)

3. Платон и античная Академия

4. Первая систематизация философского и научного знания: Аристотель и перипатетики.

Основная литература: [7,9,10]

Дополнительная литература: [7,18,19,20,21,22]

Тема IV. Средневековая европейская христианская философия (1час)

1. Философия и теология: теоцентристский тип философствования. Основные черты и главные темы размышлений средневековых философов.

2. Основные периоды средневековой философии: патристика и схоластика.

4. Климент Александрийский, Ориген, Августин.

5. Философия и вера, разум и откровение: философское кредо эпохи (ап. Павел - Тертуллиан - Августин - Ансельм Кентерберийский - Фома Аквинский).

Основная литература: [7,9,10]

Дополнительная литература: [23,24,25,26]

Тема V. Арабо-мусульманская средневековая философия (1час)

1. Философские идеи восточного перипатетизма (аль-Кинди, аль-Фараби, аль-Бируни, Ибн-Сино).

2. Философия исламской ортодоксии (аль-Ашари, аль-Газали).

3. Философские взгляды ибн-Рушда.

4. Тюркская ветвь суфизма (Ходжа Ахмет Яссауи).

Основная литература: [7,9,10]

Дополнительная литература: [27,28,29]

ТемаVI. Философия эпохи Возрождения (1час)

1. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.

2. Формирование новой картины мира: Н.Кузанский, Н.Коперник, Д.Бруно.

3. Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

4. Взгляды Н. Макиавелли на политику и мораль.

Основная литература: [7,9,10]

Дополнительная литература: [30,31,32,33]

Тема VII. 7 Философия Нового времени (1час)

1. Эмпиризм и индуктивный метод Ф.Бэкона.

2. Метафизика и дедуктивный метод Р.Декарта.

3. Учение о субстанции Спинозы.

Основная литература: [7,9,10]

Дополнительная литература: [34,35,36]

Тема VIII. Западноевропейская философия конца XVIII-XIX вв. (1час)

1. Философия позитивизма: Конт, Спенсер, Милль. Позитивистское осмысление сущности философии, науки, методологических проблем естествознания и гуманитаристики.

2. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм философии Э. Маха и его школы.

3. Основные школы неокантианства, гносеологическая и методологическая проблематика: Риккерт, Виндельбанд, Вундт и др.

4. Формирование основ философской герменевтики: Шлейермахер, Дильтей.

Основная литература: [7,9,10]

Дополнительная литература: [38,39,40]

Тема IX Русская и казахская философия XIX - начала XX веков (1час)

1. Рационализм и иррационализм конца XIX - начала ХХ века: неогегельянство, неокантианство, эмпириомонизм, интуитивизм, экзистенциализм (Н.Н. Страхов, Б.Н. Чичерин, А.И. Введенский, А.А.Богданов, Н.О.Лосский, Л.Шестов).

2. Марксистская философия в России: народники и марксизм; Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

3. Религиозно-идеалистическая философия и рационализм конца XIX - первой половины ХХ века: Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет, С.Л.Франк, В.И. Вернадский, С.Н. Булгаков и др.

4. Социально- философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины ХХ века (А.Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Торайгыров, М. Шокай и др.).

Основная литература: [7,9,10]

Дополнительная литература: [41,42,43]

Тема X. Западная философия XX и начала XXI века (1час)

3. Культура как соблазн, мир как гиперреальность (Ж. Бодрийар).

4. Множественная модель репрезентации и процедуры децентрации, детерриторизации и деконструкции (Ж. Деррида).

Основная литература: [1,2,3,4,5,6,7,9,10]

Дополнительная литература: [44,45,46]

Тема XI. Философия бытия и антропологии (1час)

1. Категория бытия в истории философии.

2. Пространство и время как важнейшие формы бытия.

3. Образы человека в истории философской мысли (античность, средневековье, Новое время и современность).

5. Концепции происхождения религии

Основная литература: [1,2,3,4,5,6,7,9,10]

Дополнительная литература: [47,48,49]

Тема XII. Философия политики и истории (1час)

1. Власть и мораль, политика и экономика, политика и идеология.

2. Политика и социальная мифология.

3. Демократия и права человека.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6,7,9,10]

Дополнительная литература: [50,51,52,53]

Тема XIII. Философия культуры и образования (1час)

1. Культура, цивилизация и этнос.

2. Культура в условиях глобализации.

3. Три типа педагогики: педагогика формирования, педагогика развития, педагогика сотворчества.

4. Критическая педагогика постмодернизма.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6,7,9,10]

Дополнительная литература: [54,55,56,53]

Тема XIV Проблемы теории диалектики и эпистемологии (1час)

1. Основные принципы и законы диалектики.

2. Диалектика как логика и методология научно-познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека.

3. Понятие как форма рационального познания. Познание, творчество и интуиция. Объяснение и понимание. Истина и заблуждение.

4. Специфика научного познания и его динамика.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6,7,9,10]

Дополнительная литература: [54,55,56]

Тема XV Философия техники и глобалистики (1час)

1. Гуманитарная философия техники: Л.Мэмфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М.Хайдеггер, Ж.Эллюль.

2. Социально-гуманитарные последствия научно-технического прогресса.

3. Глобализация, глобализм и антиглобализм как современные вызовы истории.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6,7,9,10]

Дополнительная литература: [54,55,56]

Планы занятий самостоятельной работы студентов

Под руководством преподавателя (СРСП)

СРСП 1. Философия: предмет, функции

1. Исторические типы мировоззрения.

2. Основные философские направления

Форма проведения: коллоквиум.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6]

Дополнительная литература: [13,14,15]

СРСП 2. Философия Древнего Востока (

1. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии.

2. Даосизм и конфуцианство: сравнительный анализ.

3. Философский смысл и содержание религиозно-мифологического опыта в Египте и в других странах Древнего Востока.

Форма проведения: коллоквиум.

Основная литература: [1,2,3,4,5,6]

Дополнительная литература: [16,17,18]

СРСП 3. Античная философия

1. Апории Зенона.

2. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита.

3. Учение Платона об идеях

4. Учение Аристотеля о сущности и материи.

Форма проведения: коллоквиум.

Основная литература: [7,9,10]

Дополнительная литература: [7,18,19,20,21,22]

СРСП 4. Средневековая европейская христианская философия

1. Идейные истоки и основная проблематика апологетики.

Форма проведения: дискуссия.

Основная литература: [7,9,10]

Дополнительная литература: [23,24,25,26]

СРСП 5. Арабо-мусульманская средневековая философия

1. Философия Юсуфа Баласагуни: поэтика словесного творчества и актуальность нравственного учения.

2. Средневековая суфийская философия (аль-Араби).)

Форма проведения: беседа.

Основная литература: [7,9,10]

Дополнительная литература: [27,28,29]

СРСП 6. Философия эпохи Возрождения

1. Философия как искусство: обретение индивидуальности (Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи и др.).


1. Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения. Гуманизм как ценностная ориентация культуры эпохи Возрождения. Связь философии с искусством (Л. Да
Винчи, Данте, Бокаччо, Рафаэль, Микеланджело, Сервантес, Шекспир и др.)
Эпоха Возрождения (Ренессанса) – переходный период от Средних веков к Новому времени.
В социально-экономическом отношении это период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений. Эта эпоха характеризуется возрастанием социальной и политической роли городов, в которых развивается ремесленное производство, появляются мануфактуры, развивается торговля, банковское дело, буржуазные отношения, мореплавание, торговля, появляется новый социальный строй - деловые и предприимчивые люди - будущие буржуа.
В социально-политическом отношении Возрождение – это эпоха формирования национальных государств, утверждения абсолютной монархии, первых буржуазных революций.
В культуре наметился поворот от теоцентризма (Бог – источник жизни) к антропоцентризму (человек – центр мироздания). Мыслители начинают обращаться к ценностям античной культуры (сам термин Возрождение или Ренесанс означает возрождение античных ценностей).
Изменяется духовная ситуация в обществе: прежде всего, это выразилось в секуляризации, т.е. тенденции к постепенному освобождению общества от диктата религии и Церкви и становлению светской культуры. Начало формироваться новое мировоззрение, основанное на научном знании. Однако религия в этот период все еще сохраняет значительное влияние.
Утверждается принцип гуманизма как веры человека в собственные творческие возможности и способности.
Ядром европейской духовной культуры этого периода стал гуманизм – мировоззренческая установка, которая провозгласила высшей ценностью и целью общества человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие творческих способностей. Принципы гуманизма проявились в сфере политики, социальной практики, искусства и др. областях общественной жизни.
Реализация человечности заключается в понимании достижений культурного богатства прошлого (античность), поэтому гуманизм Ренессанса побуждает интерес к античному культурному наследию. Гуманизм Ренессанса имеет свои внутренние противоречия: так, гуманистические идеи нравственности были предназначены высшим социальным кругам, имевшим возможность получить образование. Люди, которые провозглашали гуманизм, имели доступ к античной культуре и философии, знали языки
(но были также менее грамотные люди, которые не шарили в гуманизме).


В этом вопросе следует разобрать философию природы Николая Кузанского и Бруно.
Отметьте, что в их философских системах основное место занимало учение о мире, однако они уделили внимание и гносеологическим (вопросы о познании), и антропологическим (вопросы о человеке) вопросам. Начните с философии Н.Кузанского
(1401-1464 г.). Расскажите о его биографии, подчеркните, что он был представителем религиозной элиты, что в его философии заметно влияние католицизма. Основные философские произведения Н.Кузанского - "О скрытом боге", "Ученое незнание", "Охота за мудростью":
Николай Кузанский (1401—1464 гг.) родился в селении Куза в Южной Германии. По месту своего рождения он и получил прозвание — Кузанский или Кузанец. Достоверных сведений о детских годах жизни будущего мыслителя нет. Известно лишь, что отец его был рыбаком и виноградарем, а сам Николай подростком бежал из родного дома. В 1423 г. Николай получил звание доктора канонического права. Вернувшись в Германию, он занимался богословием в Кельне. В 1426 г., вскоре после того как он получил сан священника, Николай становится секретарем папского легата в Германии кардинала
Орсини. Через некоторое время он стал настоятелем Церкви св. Флорина в Кобленце (Э – элита). В эти годы Николай Кузанский впервые знакомится с идеями гуманистов, которые оказывают на него определенное влияние. Недаром он оказался среди тех римско- католических священников, которые выступали за ограничение власти римского папы и усиление значения церковных соборов.
Николай Кузанский автор многих философских и богословских сочинений: "Об ученом незнании", "О предположениях", "Об искании Бога" и др. Кроме того, ему принадлежат сочинения по математике. В частности, интересен его диалог "Об опыте с весами", в котором Кузанец предлагал введение количественных мер для более точного познания природных явлений.
Далее объясните, что философское решение основного вопроса - отношение мира и Бога, материи и духа, является теоцентричным, но отличается от средневекового теоцентризма, так как Н.Кузанский сблизил Бога как бесконечное начало с конечным миром. Бог бесконечен, он максимум, никакие философские усилия не раскроют его сущность. Мир - это минимум, в нем происходит распространение, развертывание божественного максимума. Подчеркните, что такой подход не признает идеи креационизма. Подчеркните, что онтологическое учение содержит идеи диалектики: все вещи состоят из противоположностей, которые совпадают. Наиболее ярким синтезом противоположностей является Бог, т.к. он повсюду, и нигде точно, он все и ни что. Человек - синтез противоположностей: он конечен и бесконечен. Абсолютное слияние божественного и человеческого реализовалось лишь во Христе.
В познании Н.Кузанский исходит из того, что человек способен познать природу. Процесс познания осуществляется в формах чувственного восприятия, воображения, рассудка и разума и совершается по пути, приближающему нас к абсолюту, сам же Бог остается непознаваемым. Отметьте, что особое значение философ отводил математике как методу познания. Высшей теоретической способностью является разум. Он направлен на выявление и преодоление противоположностей. Истина диалектична, тесно связана с заблуждением. Познание подлинных сущностей невозможно, оно осуществляется в более


4. Зарождение нового естествознания и формирование новой картины мира
(Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей). Проявление гуманистических и натурфилософских тенденций в медицине (Парацельс, А. Везалий)
В этом вопросе следует объяснить, что формирование новых философских идей и принципов было подкреплено развитием естественной науки и открытием гелиоцентрической (солнце в серединке) картины мира. Существенную роль в этом сыграл Николай Коперник (1473-1543) - польский ученый-астроном. В своем гениальном труде "Об обращениях небесных сфер" он утверждал, что Земля не может быть центром
Вселенной: "Солнце, как бы восседая на Царском престоле, управляет вращающимися около него семейство светил". В учении Галилео Галилея (1564-1642 г.) - основная работа "Диалог о двух ситемах мира - Птолемеевской и Коперниковой" - были заложены основы механистического понимания мира, что сближало науку с материализмом. Идеи Галилея были в дальнейшем развиты Иоганом Кеплером (1571-1630 г.), который открыл законы небесной механики (движение планет) с помощью математики и геометрии.
Далее, основываясь на истории медицины, раскройте значение А.Везалия и Парацельса в развитии медицинской науки. Подчеркните, что судьба Анреаса Везалия (1514-1564 г)- яркий пример того, что католическая церковность еще была сильна и ограничивала развитие прогрессивных научных идей. Везалий исправивший более 200 ошибок канонизированного церковью Галена, был предан суду инквизицией. Парацельс (Теофраст фон Гогенгейм 1493-1541 г.) был не только врачом, но известным философом-мистиком.
Его взгляды противоречивы, что характерно для того времени. Утверждая опыт как основу научного познания, он, в то же время, считал, что вся реальность имеет особую духовную силу (архе жизни), познав которую человек обретает способность управлять всем миром.
В конце подведите итог, подчеркните, что возрождение античных ценностей было продиктовано потребностями того времени, идеалами гуманизма, верой в возможность создания свободной естественной жизни для человека. Отметьте, что новые идеи в философии и науке утверждались в жестокой борьбе со старыми представлениями о мире.
Основным признаком философии Возрождения является ее светская, земная направленность. Этим она создала основу для будущей философии, стала, таким образом, закономерным переходом от средневековой философии к философии Нового времени.
Люблю тебя, Зая)

Христианство он принимает, но лишь в его несхо­ластической интерпретации. Интересовали Петрарку прежде всего внутренние, этические проблемы человека, что является признаком индивидуализма эпохи Ренессанса.

Леонардо да Винчи. (1452—1519). от него осталось огромное количество научных заметок и технических проектов. В своих записках Леонардо очень точно изложил основы метода нового естествознания - опыт и математический анализ. Он считал, что нет никакой достоверности в тех областях знания, где нельзя приложить ни одной из математических наук, или в том, что не имеет связи с математикой. Он одним из первых начал борьбу со схоластическим методом.

Это не только гениальный художник, но и ученый-энциклопедист, универсальный и загадочный мыслитель, замечательный философ, сумевший острием своей мысли проникнуть через многие века. Шифрованные записи Леонардо не вошли своевременно в жизнь науки, и его богатое, научное наследие не смогло послужить делу научно-технического прогресса.

18. Возрождение и политика: Макиавелли, Мор, Кампанелла

Поворот Ренессанса к человеку и его культуре, освободившейся от диктата теологии, был заметен и в области социальных и политических теорий. Новые концепции государства и права исходили из других предпосылок, чем в средние века. Потреб­ность в сильном государстве, лучше всего выразил в своей политиче­ской теории Никколо Макиавелли (1469—1527).

Утопические учения XVI в. связаны прежде всего с трудами английского гуманиста Томаса Мора, итальянского монаха Томмазо Кампанеллы.

Томмазо Кампанелла (1568—1639) Он отстаивает единство церковной и светской власти, отвергает протестант­скую Реформацию, провозглашает идею власти папы над всеми христианами. Он выражает мысль о необходимости больших общественных преобразований, направленных на реа­лизацию царства божьего на земле, призывает к ликвидации част­ной собственности и эксплуатации. Убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания. После поражения заговора он бежал, был схвачен и осужден на пожизненное заключение. Государственное устройство "Солнечного города" представляет собой идеализированную теократиче­скую систему, во главе которой стоит жрец, первый духовник, Метафизик, отмеченный солнечным симво­лом. Его помощники — Власть, Мудрость и Любовь.

Утопическая теория Кампанёллы в отличие от уче­ния Мора не является продуктом социального анализа противоречий эпохи, содержит ряд противоречий. Предсказывает огромную роль науки, говорит об образовании народа, о ликви­дации войн, частной собственности, о справедливом и разумном управлении.

Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессив­ным мыслителям, их социалистические утопии пред­ставляют собой идейно целое и плодотворное течение социально-политических концепций Ренессанса.

Читайте также: