Сказание о белгородском киселе доклад
Обновлено: 05.07.2024
Описание книги для читательского дневника
Главные герои и их краткая характеристика
Старец – мудрый старик, который нашел решение, как спасти жителей родного города от верной смерти.
Жители Белгорода – несчастные жертвы осады печенегов, которые послушались старца и спаслись от гибели.
Печенеги – воинствующие кочевники, которые своими набегами разоряли русскую землю.
Время и место действия
Белгород, 997 год.
Краткое содержание и сюжет
Шла беспрерывная великая война русского народа и печенегов. Князь Владимир отправился в Новгород за подмогой – просить северных братьев-князей выделить ему войско для борьбы с проклятыми кочевниками. Узнав о том, что Белгород оказался без защиты, печенеги тут же взяли его в осаду. Печенегов было великое множество, и они надежно контролировали малейшие подступы к Белгороду – и затянулась осада города, и был сильный голод .
Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам: помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.
Узнав о решении собрания, один убеленный сединами старец попросил старейшин потерпеть еще три дня и делать все в точности так, как он велит. Старец попросил народ собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей , приготовить болтушку и поставить ее на дно глубокого колодца. Также старец повелел выкопать еще один колодец, и поставить на дно кадь со сладкой медовой сытой.
На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались: они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.
Горожане показали своим врагам, что им не страшна никакая осада, поскольку их кормит родная матушка-земля. Они показали удивленным печенегам, как из земли они черпали ведрами густой кисель и сладкий мед. Белгородцы угостили печенегов этими яствами, и те поняли, что никогда им не удастся захватить город. Они поднялись и пошли от города восвояси .
Очень краткое содержание для читательского дневника
Осадили печенеги город и наступил голод. На вече решили жители сдаться, но старец уговорил их обождать. Он сказал собрать овса и меда, и вырыть два колодца. В одном развели болтушку для киселя, в другом мед. Печенегов пригласили в город, чтобы те убедились, что жителей кормит земля. Печенеги поели киселя, удивились, и сняли осаду.
План пересказа
- Осада города
- Голод
- Решение вече
- Предложение старца
- Горсточка овса
- Немного меда
- Два колодца
- Приглашение печенегов
- Еда из земли
- Удивление печенегов
- Снятие осады
Основная мысль
Если силы не хватает, хитрость и смекалка помогут.
Чему учит
Старинное сказание учит любить свою землю, свой народ и никогда не опускать руки даже в самых сложных жизненных ситуациях. Белгородцы были близки к поражению, но природная смекалка позволила им не только спастись от голода, но и избавиться от врагов.
Отзыв и что понравилось
Мне очень понравилась эта повесть о хитром и умном старике, который своей находчивостью спас целый город. Старец показал, что не всегда все решает грубая сила, иногда надо и головой думать.
Вывод и мое мнение
Пословицы
- Боец со смекалкой воюет и палкой.
- Смекнешь, да схитришь — врагов победишь.
- Где силой взять нельзя, там надо брать ухваткой.
- Хитростью силу борют.
- Глупый киснет, а умный все промыслит.
Словарь новых и незнакомых слов
Вложение | Размер |
---|---|
povest_vremennyh_let._skazanie_o_belgorodskom_kisele._konspekt.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Вспомним с вами, когда возникла древнерусская литература? (Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси в 988 г. Введение христианства князем Владимиром имело большое прогрессивное значение: усилились культурные и политические связи, появилась письменность.)
Давайте вспомним характерные черты древнерусской литературы:
-Возникла на Руси в XI веке и просуществовала до XVIII века.
-Фабула произведений проста.
- Повествование ведется спокойно, неторопливо.
-В центре изображения – исторические события, исключительные герои.
-Поэтичность языка, связь с устным народным творчеством: метафоричность образов, гиперболизация, использование сравнений (воины – соколы), песни, плачи…
- Произведения древнерусской литературы отмечены высокой гражданственностью, любовью к Родине. Призывают к возвышенному, хорошему, доброму.
- Зачастую автор неизвестен, так как это коллективное творчество.
В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Давайте вспомним, что такое летопись? (Термины вам нужно записать в тетрадь.)
Летописание – составление летописи.( запись исторических событий древнего времени по годам)
Летописец – составитель летописи.
В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. “Повесть временных лет” дошла до нас в нескольких рукописных сборниках.
Из летописных источников мы узнаем историю нашей страны. Знание прошлого дает возможность нам понимать настоящее и глубже чувствовать характер своего народа.
Что мы можем узнать из названия произведения? (жанр - Сказание)
Итак, делаем с вами вывод, что
Сказание – это рассказ исторического или легендарного содержания, опирающийся на исторические события. (Этот термин нужно записать в тетрадь!)
В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге Руси, расположенный в десяти верстах от Киева на реке Ирпень. Город был основан в 991 году.
Город Белгород стал одним из прочных форпостов ( крепостей) в обороне Киевской Руси от кочевников. В XII веке –Белгород – это центр небольшого удельного княжества, которым правили ближайшие родственники или союзники великого князя.
После разрушения монголами (1240г) город пришёл в упадок. В настоящее время на месте легендарного города стоит село Белогородка Киево – Святошинского района Украины. Таким образом, мы понимаем, что город Белгород – это не выдуманное место, а исторический факт.
Л.Кулагин- Сказание о белгородском киселе.
Ребята, вы можете следить за чтением по учебнику.
При чтении нам встретились непонятные слова (Осада, Вече, печенеги, корчага, восвояси.) Давайте узнаем их значение:
- Осада – окружение войсками укреплённого места с целью захвата.
- Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
- Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.
- Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
- Восвояси – к себе домой.
Итак, мы пояснили значение незнакомых нам слов.
Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, горожане сначала решили сдаться печенегам, иначе все умрут от голода.
Жители с радостью послушались мудрого старца, ведь сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.
План спасения города мудрым старцем заключался в военной хитрости: показать, что осажденный город не гибнет от голода.
В этом произведении летописец прославляет ум, находчивость, патриотизм горожан и всего русского народа. В этом сказании герой – простой человек, который своей личной инициативой освобождает родную землю от врагов.
Итак, мы завершаем с вами изучение произведения древнерусской литературы
Я считаю, что культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал русский народ. Читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами, учат нас с уважением относиться к родной земле, нашим предкам, заботиться о благе Родины, нравственно нас развивают, учат с честью и достоинством выходить из любых ситуаций.
Действующие лица
- старец — мудрый старик, который придумал, как спасти жителей города;
- печенеги — воинствующие кочевники, которые часто нападали на русские земли;
- жители Белгорода — несчастные люди, которые могли умереть, если бы не мудрость старика.
Горожане были показаны сначала как уставшие люди, которые от отчаяния были готовы сдаться. Но только мудрость старика позволила им спастись. Печенеги же показаны злыми и недальновидными людьми. Они легко поверили в обман белгородцев и смирились с поражением.
Краткое содержание
В городе начался сильный голод. Когда все запасы почти закончились местные жители вышли на площадь и начали совещаться. На народном вече было предложено сдаться печенегами. Сражаться с ними бессмысленно, так как их больше и они лучше вооружены. Князь не возвращается, поэтому помощи от него ждать нечего. Остаться в городе равносильно медленной смерти от голода.
Только один старик попросил старейшин не торопиться. Он предложил подождать 3 дня, а за это время собрать овес, пшеницу и отруби. Достаточно взять по горсти и приготовить из собранного болтушку. Ее поставили на дне колодца. Рядом вырыли еще колодец и на его дно установили кадь с медом.
После этих приготовлений белгородцы предложили печенегам взять несколько людей в заложники и зайти в город. Печенеги обрадовались и решили принять приглашение. Горожане показали, что их кормит мать-земля и поэтому голод им не страшен. Они начали поднимать ведра из колодцев с киселем и медом.
Печенеги были так удивлены увиденным, что сразу ушли. Они поняли: победить город им не удастся. Потом печенеги сняли осаду и ушли. Так белгородцы спасли свои жизни.
Анализ произведения
Сказание повествует, что не всегда к победе приводит грубая сила. Иногда лучше положиться на смекалку и находчивость. Только хитрость старика позволила спасти жителей Белгорода. В эпизоде восхваляется мудрость и терпеливость. Если бы люди пошли в открытый бой с печенегами, их ждало неминуемое поражение.
Сказание содержит немало наставлений — нельзя торопиться, победу можно одержать только совместными усилиями, смекалка может спасти в сложной ситуации. Работа прославляет находчивость и острый ум старца.
Краткое содержание можно использовать для заполнения читательского дневника. В него также можно внести информацию о героях сказания и сформулировать личные впечатления от прочитанного. Это поможет сохранить информацию об эпизоде.
Из истории создания
Свой древний летописный свод Нестор составлял в Киево-Печерском монастыре в 1113 году. Рукописный сборник дошёл до современников в виде Лаврентьевской летописи. Написан он был на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал назывался пергаментом. Писал автор гусиным пером, обмакивая его в чернила.
Особенности жанра и сюжета
Древнее произведение относится к жанру предания. Ему характерен простой сюжет. В основе лежат реальные события. Но в названии говорится, что это сказание, так как в нём присутствуют и вымышленные эпизоды. Вот поэтому оно так похоже на сказку.
Сказанием принято называть произведения фольклорного характера. Предание является его разновидностью. К нему также относятся былины. За основу таких произведений берутся исторические события.
Сюжет сказания простой, в нём чётко прослеживаются все элементы композиции:
- Экспозиция. Рассказывается об условиях, в которых происходят основные события.
- Завязка. Печенеги взяли в облогу город.
- Развитие действия. Начинается голод, жители решают сдаться. Старец даёт мудрый совет.
- Кульминация. Горожане зовут печенег и показывают кисельные колодцы.
- Развязка. Враги поверили в хитрость белгородцев и отступили.
Место происходящих событий
В сказании речь идёт не о современном городе Белгороде. Это был другой город — Белгород-Киевский. Он считался резиденцией (замком) великих князей Киевских. Стоял он в десяти верстах на запад от столицы Руси, возле реки Ирпень. В 991 году князь Владимир оградил Белгород стеной. Здесь поселилось много людей.
Город был самым прочным форпостом Киевской Руси в обороне от набегов кочевников. В XII веке крепостью правили ближние родственники великого князя, его союзники. В 1240 году Белгород-Киевский разрушили монголы. В настоящее время на его месте построено село Белогородка, что в Киево-Святошинском районе.
«Повесть временных лет
Рис. 1. Нестор-летописец
Рис. 2. Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавра становится важнейшим духовным центром православия, а во времена нашествия монголо-татар — и центром сопротивления врагам. Огромное количество православных в разные века шли на поклон к Киево-Печерским святыням.
Система образов
Делая анализ предания, следует упомянуть о действующих лицах. Их в произведении немного:
- Старец. Главный герой, мудрый обитатель крепости, подсказавший горожанам, как спастись от верной смерти.
- Осаждённые горожане. Жители Белгорода, которых окружили печенеги. Они находят выход для спасения.
- Печенеги. Непримиримые кочевники, делающие набеги и разоряющие русские земли.
Краткий пересказ
Кочевники вели великую беспрерывную войну против русского народа. Князь Владимир поехал в Новгород просить подмоги у северных князей. Он хотел, чтобы ему выделили войско для уничтожения проклятых кочевников. Печенеги узнали, что Белгород остался беззащитным. Они окружили его. Войско врага было многочисленным, оно контролировало все подходы и выходы к городу. В Белгороде люди начали голодать.
Местные жители истратили все запасы пропитания. Однажды они вышли на площадь для совещания. Народное вече решило сдаться печенегам — князь уехал, люди умирали от голода, нужно было каким-то образом спастись.
На собрании присутствовал один седой старец. Он посоветовал старейшинам продержаться ещё три дня. Мудрец велел каждому человеку принести по горсти овса или другого зерна. Из этих запасов необходимо было приготовить кисельную болтушку, потом опустить её на самое дно городских колодцев вместе с кадушкой мёда. Так и сделали.
На следующее утро горожане отдали печенегам несколько людей в заложники. Кочевникам разрешили за это зайти в город и проверить обстановку. Печенеги подумали, что белгородцы сдаются.
Горожанам удалось перехитрить врага. Они показали печенегам, что не боятся никакой осады, поскольку кормятся дарами матушки-земли. Из колодца белгородцы черпали вёдра с киселём и мёдом. Печенеги попробовали яства и решили, что такой народ им не под силу завоевать. И вернулись они туда, откуда пришли.
Сказание о белгородском киселе (fb2)
— Сказание о белгородском киселе (пер. Дмитрий Сергеевич Лихачев) 563 Кб, 4с. (читать) (читать постранично) — Нестор Летописец Настройки текста:
В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов
В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.
И собрали в городе вече[5] и сказали:
— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.
— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.
Они же с радостью обещали послушаться.
— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.
Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:
— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.
Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.
И пришли они в город, и сказали им люди:
— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.
Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.
Примечания
Печенеги
— союз тюркских племен, сложившийся в VIII–IX вв., кочевали между Аральским морем и Волгой, в IX в. заняли Северное Причерноморье до Дуная, основное занятие — скотоводство, регулярно вторгались во владения Киевской Руси.
(обратно)
Белгород
— это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.
(обратно)
Латками
назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой.
(обратно)
Корчага
— это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.
(обратно)
— собрание горожан для решения общественных дел.
(обратно)
Оглавление
План и языковые особенности
Для того чтобы легче было пересказать легенду, можно составить сложный план. Вот примерные пункты:
- Город в осаде печенегов.
- Народное вече: а) белгородцы решают сдаться; б) совет мудрого старца.
- Колодцы с волшебным снадобьем.
- Удивление врагов.
- Печенеги отходят.
Иногда в соседних предложениях повторяются союзы. Такую стилистическую фигуру принято называть полисиндетоном. Она используется как в фольклорных, так и в библейских текстах.
О чем рассказывают летописи?
Прочитайте фрагмент летописи:
В лето 6534. Ӕрославъ сьвокупи воӕ многы . и приде 3 Кыєву . и створи миръ с братомъ своимъ . Мьстиславомъ . оу ГородьцаА. и раздѣлиста и Б4 по Днѣпръ . Рускую землю 5 . Ӕрославъ приӕсу 6Вперёд. а Мьстиславъ ѡну . и начаста жити . мирио . и вь братолюбьи 7 . и преста В оусобича Г и мѧтежь . и быс̑ тишина . велика в земли Д
В лѣт̑ . ҂s҃. . ф҃ . л҃е . [6535] Родисѧ третии сн҃ъ . Ӕрославу . и нарече имѧ єму Ст҃ославъ .
В лето 6537 мирно 8 лѣт̑9
В лѣт̑. ҂s҃ . . ф҃ . . л҃и . [6538] сего лѣта . иде Ӕрославъ на Чюдь . и побѣди ӕ . и постави городъ Юрьєвъ 12. в се же времѧ . оумре АБолеславу 13 Великому 14 в 15 Лѧхѣхъ 16 . и быс̑ мѧтежь великъ 17 в Лѧдьскои земли . и вьставше людьє . избиша єпс̑пы . и попы и боӕры 18 своӕ . и быс̑ мѧтежь . вь нихъ ❙
Только год называется странный 6534, 6535. А мы живем в двухтысячных. Дело в том, что летописцы вели счет от сотворения мира, а современный европейский календарь считает время от рождества Христова.
В 1582 году по распоряжению римского папы Григория 13 был разработан Григорианский календарь, к 18 веку на летоисчисление по григорианскому календарю переходят большинство европейских стран. А Россия до 1918 года жила по юлианском календарю, введенному еще до нашей эры Гаем Юлием Цезарем. К 1918 году разница между юлианским и григорианским календарем составляла 13 дней и все увеличивалась. Поэтому было решено перейти на общеевропейский календарь. И 1918 год начался с 13 января. Именно поэтому мы до сих пор празднуем старый новый год в ночь с 13 на 14, хотя правильнее было бы уже с 14 на 15 праздновать.
Каждый летописец начинал повествование с самых давних времен: от сотворения мира, переписывал немалую часть Библии и труды своих предшественников. Летописцем, как правило, был монах, поэтому, рассказывая об исторических событиях, он судит о них как христианин и все события соотносит с теми, которые были описаны в Библии.
Почему же каждому летописцу было так важно начать с начала? Почему было просто не продолжить рассказ?
Поэтому летопись – это всегда свод, так как в ней сводятся, соединяются тексты разных произведений (летописей, документов, житий святых, устных народных преданий с текстом, принадлежащим самому летописцу).
Идея произведения
Анализ произведения
Сказание повествует, что не всегда к победе приводит грубая сила. Иногда лучше положиться на смекалку и находчивость. Только хитрость старика позволила спасти жителей Белгорода. В эпизоде восхваляется мудрость и терпеливость. Если бы люди пошли в открытый бой с печенегами, их ждало неминуемое поражение.
Сказание содержит немало наставлений — нельзя торопиться, победу можно одержать только совместными усилиями, смекалка может спасти в сложной ситуации. Работа прославляет находчивость и острый ум старца.
Краткое содержание можно использовать для заполнения читательского дневника. В него также можно внести информацию о героях сказания и сформулировать личные впечатления от прочитанного. Это поможет сохранить информацию об эпизоде.
Читайте также: