Фихте доклад по философии

Обновлено: 05.07.2024

Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (1762-1814), немецкий философ, представитель немецкой классической философии.

Собственная философия Фихте началась с развития философских идей Иммануила Канта. Но в своем творчестве Фихте пытался преодолеть дуализм Канта, который разделял непроходимой пропастью объективно существующий мир, конкретные вещи (ноумен, материю) и идеи, отображающие этот мир (феномен, субъективный мир человека). Фихте усилил идеалистическую сторону философский воззрений Канта в направлении монизма и объективного идеализма. Фихте отбросил существование (бытие) и остановился исключительно на единственном несомненном "Я" мыслящем. Вместе с декартовским "существованием" Фихте отбросил и кантовскую "вещь в себе "Я" у Фихте - это то, что проявляется во всех актах человеческого мышления, чувствования и воли; "Я" не может вызвать у кого бы то ни было сомнения в своем существовании. Оно, "Я" является не только основой и единственным пунктом человеческого видения мира. "Я" - единственная сущность самого мира. Отправляясь от этого "Я" Фихте предпринимает создать систему научной, абсолютно достоверной и абсолютно истинной философии.

Первое положение своего Наукоучения Фихте сформулировал так: "Я полагает самого себе". "Я" ни от чего не зависит, ничем не обусловлено. Оно создает (полагает) самое себя. Оно - есть! Фихте пытается убедить читателя, что только философски незрелый индивид может не осознать этого положения.,

Второе положение своего Наукоучения Фихте сформулировал так: "Я полагает не-Я". Второе положение, как видим, является продолжением и антитезисом первого положения и говорит о том, что внешний для человека мир является созданием его духа, его собственного "Я". Сущность познания и заключается, по Фихте, в познании взаимоотношения "Я" и "не-Я", в процессе которого достигается подлинные знания не только казалось бы внешнего мира, но и самого "Я" (самого себя).

Третье положение своего Наукоучения Фихте сформулировал так: "Я полагает не-Я и самого себя". Это положение является синтезом предыдущих двух положений - тезиса ("Я полагает самого себя") и антитезиса ("Я полагает не-Я) в результате чего, по Фихте, осуществляется переходит к пониманию абсолютного субъекта, абсолютного Я, как нечто совершенно безусловное и ничем высшим не определяемое.

В отличие от Канта, изображавшего устоявшееся стороны сознания, Фихте включаете в свою философию развитие, говорит о противоречиикак источнике этого развития, другими словами развивает философскую диалектику.

Систему своей философии Фихте назвал Наукоучением. Так он назвал свое основное произведение, которое он всю свою жизнь дополнял, улучшал; в развитие заложенных в нем, произведении "Наукоучение", идей написал дополнительно ряд книг и статей, часть из которых была издана уже после смерти философа.

Copyright © 2008 - 2021 All Rights Reserved. Копирование материалов сайта разрешено с указанием обратной ссылки на сайт.

Имя Иоганна Готлиба Фихте принято относить к классической германской философии. Продолжая движение, начатое Кантом, он создал отдельное философское направление, которое было названо субъективным идеализмом. Работы Фихте носят социально-исторический, этический характер. Практическая философия Фихте определяет конечные цели человеческих поступков в масштабах общества, мира.

Биография

фото 914

Иоганн Фихте родился 19 мая 1762 года в маленькой деревушке под названием Рамменау в семье крестьян. Мальчик мог не стать философом, если бы не случайность. Барон Мильтиц не пришел в церковь, и будущий философ сумел точно пересказать проповедь. Барон был так впечатлен, что помог мальчику устроиться в Иенский и Лейпцигский университеты.

С 1790 года началось знакомство Фихте с трудами Канта, с которым Иоганн почувствовал духовное единство. Пытаясь встретится с Кантом, Фихте выслал ему одну из своих рукописей. Через год им удалось встретиться в Кенигсберге. Тогда, анонимно было опубликовано сочинение Фихте. Первоначально считалось, что авторство принадлежит Канту, но позже Иоганн проснулся знаменитым.

Еще через три года, профессор Иенского университета Иоганн Фихте начал преподавательскую деятельность в области этики, теории права. Через пять лет, философ был обвинен в пропаганде атеизма, из-за чего и переехал в Берлин.

С приходом французской армии, философ переехал в Кенигсберг, где в период с 1807–1808 гг. читал патриотические речи, призывавшие к объединению и реформированию системы образования.

В 1810 году Фитхе получил должность профессора и ректора Берлинского университета. На этом посту он пробыл четыре года, но мог занимать его дольше, если бы не вступил в ряды народного движения против Наполеона. Вскоре заразился тифом от жены, работающей в госпитале, и умер 27 января 1814.

Основные идеи

Следующий период можно ознаменовать философией деятельности Фихте. В этот период происходит идеалистический переворот. Субъективный идеализм остается в прошлом, а на его смену приходит объективный, раскрывающий творческое начало человеческого мышления.

Познание — динамичный и противоречивый процесс. Человек воспринимается в качестве субъекта, объектом выступает внешняя реальность. Результатом взаимодействия субъекта и объекта происходит взаимное преобразование каждого из них. Философ верил в способность человека познать мир и подчинить своей воле.

Диалектика

Фихте исследовал познание с его активной, деятельной стороны. Он рассматривал действие, как реальность. Субстанция рассматривается одновременно и в качестве субъекта. Понимание предмета возможно только через его развитие.

Во взаимодействии противоположностей, философ видит главный закон, по которому происходит движение духа человека. Он не рассматривает диалектику, в качестве отдельных положений и моментов, а развивают ее в качестве самостоятельного философского метода.

фото 915

Назначение человека

Индивид должен преобразовать окружающую реальность, общество и природные условия, привести их в соответствие с понятиями идеала. Подчинение неразумного и разумное владение на законных основаниях — главная цель человеческого существования.

Последняя цель человека должна быть заведомо неисполнимой, чтобы идти до нее всю жизнь. Цель человеческой жизни — получение желаемого, приближение к бесконечности и бесконечное самосовершенствование.

У каждого есть свой идеал человека и стремление стать таковым. Так совершенствуется не только отдельный человек, но и люди в целом. Взаимодействие в идеале проходит, без принуждения.

Совершенные индивиды имеют одинаковые, равные права и связаны между собой. Это недостижимый идеал, поэтому главная цель человека заключается в собственном совершенствовании равных, свободных людей. Это возможно через свободу воли и культуру.

Назначение ученого

Как и многие философы, Фихте рассматривал основные задачи человека и государства, их взаимодействие между собой. Предназначение человека и государства индивидуально и служит средством для наведения нравственного порядка. Главная государственная цель заключается в воспитании стремления исполнить истинный долг — совершенствоваться с точки зрения интеллекта и нравственности. . Под ученым, философ понимает воспитателя и учителя людей.

Истинное назначение сословия ученых — наблюдение за развитием рода человека, и постоянная помощь в этом развитии. Их призвание — указывать человеку направление к его последней цели — нравственному совершенствованию, но прежде он должен самостоятельно дойти до нее и указать другим этот путь.

Человек не нравственный в состоянии злобы, поэтому ученый должен быть добрым и спокойным. Учение заключается не в словах, а в примерах. Ученый подает пример нравственного идеала, во время всей своей жизни.

Определение наукоучения

Философия воспринимается Иоганном не отдельной наукой, а ее первоисточником. Она должна объяснить, насколько возможно само существование науки. Поэтому свое философствование он называл наукоучением, то есть учением о науке.

фото 916

Правдивость и системность — основные качества науки. Все положения должны выводиться из достоверного утверждения, доказуемого в рамках самой науки. Главная задача наукоучения — предоставить основание для развития науки, раскрывая основные положения других дисциплин.

Достоверность других дисциплин гарантирована, так как они выведены через наукоучение. Оно определяет и объясняет положения остальных наук и дисциплин. Наукоучение должно быть исчерпывающим для человеческого знания. Оно должно вмещать все положения, не противоречащие науке. Если одно из них вступает в противоречие, то противоречит всему знанию и исключается из него, потому что не является верным.

Мышление не совершает ошибок, когда находится в процессе действия. Достоверно только одно наукоучение и одна философия. Став основанием для науки, оно исключит ошибки, суеверия, случайности.

Сам Иоганн Фихте называл себя жрецом истины, развивая размышления о разумности и целесообразности мира. Основная задача человека в этом мире, его предназначение заключается в совершении разумных поступков.

Абсолютный разум — источник всего, находящегося на планете. Задача абсолютного разума — творить, используя для этой цели человека. Человек представлялся ему свободным, деятельным существом, главная задача которого реализовывать нравственный идеал, жить в мире и гармонии. Теория познания содержала размышления о неделимости субъекта с объектом и диалектической природе мышления. В деятельности философ видел развитие общества.

Иоганн Готлиб (первенец в семье с восемью детьми) рано обратил на себя внимание окружающих жаждой знаний, феноменальной памятью. В 12 лет благодаря покровительству местных пастора и помещика одаренный мальчик был отдан в школу в Мейссене, а с 1774 года он шесть лет обучался в привилегированном учебном заведении, которое, впрочем, вспоминал без особой радости и благодарности. В 1780 году восемнадцатилетний Фихте поступил на теологический факультет Йенского университета, а затем, переехав в Лейпциг, продолжил обучение уже в университете этого города. По окончании университета Фихте подобно Канту ничего не оставалось, как искать место домашнего учителя. В конце 80-х годов Фихте был домашним учителем в Цюрихе (однако из-за конфликта с родителями своих воспитанников он потерял и эту работу).

Вскоре Германия вступила в войну с наполеоновской Францией и была оккупирована французскими войсками. Дело национального самоопределения и народной свободы Фихте принял близко к сердцу. В 1806 г., в начале войны, он обратился к королю с просьбой позволить ему сражаться в войсках и получил от высокопоставленных чиновников ответ: "слово" в войне скажет король со своими войсками; для человека же ранга Фихте более уместно участвовать в событиях с помощью "красноречия", в под­готовке национального духа к победе.

Когда в 1813 г. началась освободительная война Германии против побеж­денного в России Наполеона, Фихте снова рвался в бой — хотя бы в качестве оратора, проповедника, обращающегося к войскам. Предложение снова было отклонено. Фихте, здоровье которого в то время уже было подорвано, вступил в ряды народного ополче­ния. Жена Фихте Иоганна, ухаживавшая за ранеными, заболела тифом. Фихте заразился от нее и вскоре умер. Это произошло в 1814 г. "Он скончался 29-го января в пятом часу утра, не имея еще полных пятидесяти двух лет от роду, не потеряв ни одного зуба, когда седина еще не посеребрила его волос, а духовные и умствен­ные силы его находились в полном своем расцвете'12.

Теперь мы обратимся к анализу основных идей философии Фихте.

Наукоучение Фихте как основание его системы

Фихте видит выход в более точном и обстоятельном, притом из­начальном исследовании Я и его деятельности, "интеллигенции", ибо в философии и науке, как, впрочем, и в любой деятельности сознания, имеет место следующее: "интеллигенция как таковая усматривает самое себя". Развитие этого тезиса и должно стать, соглас­но Фихте, новым основоположением философии, восстанавливающим и обогащающим давние и современные, прежде всего кантовские, традиции. Трудно отрицать, что по видимости нейтральная пози­ция Фихте в споре догматизма и идеализма оборачивается продол­жением и дальнейшим совершенствованием идеалистической пози­ции. В литературе о Фихте эта проблема в основном решается без серьезных споров. Более труден и спорен вопрос о специфике и характере идеализма, обосновываемого и защищаемого Фихте.

Метод, который Фихте рекомендует своему читателю, чтобы иметь возможность участвовать в своеобразном экспериментирова­нии философии по нахождению достоверного и устойчивого осно­воположения: "Осознай лишь глубоко способ твоих действий при составлении суждения о действительности или недействительности, оглянись на самого себя (merke auf dich selbst) — и ты тотчас же осознаешь основание твоего способа действий и будешь внутренним образом созерцать его"^. Вот мы оба разговариваем — и возникает вопрос о времени: сколько его прошло? Как и откуда мы узнаем и знаем о времени? (Можно взять-и любой другой пример.) Ответ: благодаря сознанию, а точнее, самосознанию. Фихте в определен­ном смысле и отношении продолжает линию Декарта в истории философии: вслед за Декартом он, во-первых, ищет достоверное основоположение в философии, а во-вторых, после критических размышлений о недостатках прежних "догматических" учений объ­являет полем дальнейшего поиска человеческое сознание, мир cogito, а не мир вещей самих по себе. Под влиянием Декарта, но особенно Канта сфера поисков основоположения, "достоверности всех достоверностей" сужается до самосознания, саморефлексии. Но существуют и принципиальные отличия позиции Фихте от под­хода этих двух его знаменитых предшественников. И Декарт, и Кант, признав сознание, Я областью изначальной достоверности, оставляют мир вещей самих по себе "в неприкосновенности" и относительной самостоятельности. Что касается Фихте, то он не приемлет философский дуализм и хочет обрести монистическую позицию. В теоретическом смысле это означает последовательное и детальное выведение не-Я из Я, чего во всем объеме не осуществ­ляли и даже не замышляли Декарт, Кант или кто-либо другой из философов прошлого и современности.

Но очевидно, что основоположение философии как науко-учения представляет собой в изображении Фихте довольно сложную мыслительную конструкцию, которая только по видимости непосредственна, интуитивно-достоверна. На деле ее может принять за первооснову лишь тот, кто вместе с Декартом, Кантом, Фихте защищает упомянутые ранее тезисы о cogito, о трансцендентальном единстве самосознания, об интеллектуальной интуиции, единстве субъекта и объекта, слитности сознания и дей­ствия и, что очень важно, сознания-действия и свободы. От онтоло­гического уклона в трактовке философии (когда начинают с бытия мира или даже Бога) Фихте решительнее, чем Декарт и Кант, уходит в мир активизма сознания и самосознания. Фихте целенаправленно идет на то, в чем его как раз и упрекали многие его современники и потомки: он хочет вывести из активно действующего, свободного, наделенного самосозна­нием, творческого Я весь мир — причем и мир природы и мир человеческой культуры. Понятно, что смысл и интерес подобный подход мог получить при условии совершенно особой изначальной трактовки Я, которое должно выходить за рамки конкретно-эмпи­рического единичного субъекта и становиться средоточием чуть ли не обожествленной "чистой" субъективности. Более того, изначаль­ной инстанцией Я могло бы стать лишь в случае, если бы в его конструирование сразу включался такой (почти божественный, субстанциональный) момент, как самодостаточность и самопо­рождение Я.

Именно в принятии такого Я и заключено основоположе­ние, или первое положение наукоучения. При развертывании внутренней диалектики Я, которая поможет понять процесс порож­дения не-Я, начать надо, согласно Фихте, именно с того, что Я, от­правляющееся от абстрактного знания о самом себе, в силу исходной самодостаточности и из-за начального характера процесса полагает самого себя просто как тождественное себе: Я = Я. Казалось бы, здесь нет ничего, кроме тавтологии.* Но ведь формула является другим выражением закона тождества, который, кроме формально­логического, имеет еще и логико-диалектическое, логико-содержа­тельное и даже философско-практическое значение. Я, усматриваю­щее тождество себя с самим собой, осуществляет действие специфи­ческого типа, отличаемое у Фихте от обычных действий с помощью изобретенного им понятийного словосочетания Tat-Handlung, т. е. дело-действие. Именно этот акт лежит, согласно Фихте, и в основе Я семь, декартовского cogito. Он же дает основу всякому возмож­ному дальнейшему повороту от cogito к онтологическим аспектам: ведь бытие Я как особое бытие состоит главным обра­зом не в существовании в мире природы, а в полагании своей самости. Как раз отсюда проистекает оправданность зага­дочных на первый взгляд тезисов Декарта или Канта, состоящих в трансцендентализме и априоризме, и оправданы они лишь тогда и постольку, когда и поскольку становится ясно: нельзя ничего помыслить, чтобы не примыслить своего Я, чтобы как-то не созер­цать, осознавать самого себя. Итак, первое положение наукоучения состоит в том, что самодостаточное Я безусловно полагает свое собственное бытие. С этой точки зрения, готов признать Фихте, Я выступает как абсолютный субъект: поскольку оно полагает себя, оно есть (бытийствует, как сказали бы сего­дня); и наоборот, поскольку оно есть, оно полагает и не может не полагать себя.

Вытекающее отсюда с ясностью и необходимостью второе положение наукоучения гласит: не-Я есть Я, ибо только "сила Я", сила его полагающей способности делает возмож­ным не-Я.

Третье положение наукоучения собирает воедино два ранее обоснованных тезиса: Я есть Я и Я есть не-Я. Теперь, подчеркивает Фихте, до сознания доведена "вся реальность", где на долю не-Я приходится то, что не присуще Я, и наоборот. Одна­ко в отличие от второго основоположения, которое дается только отрицанием, в третьем основоположении перед нами представлены Я и не-Я как противоречащие друг другу, но выведенные из одного основания. Значит, если в первом основоположении Фихте пользу­ется, так сказать, диалектизацией закона тождества, то в третьем основоположении он ставит — более основательно и глубоко, чем Кант, — вопрос о диалектике противоположностей и объедине­нии их в противоречие, т. е. дает обновленную диалекти­ческую интерпретацию закона противоречия формальной логики.

Фихте призывает внимательнее проанализировать, что получи­лось в результате выведения не-Я из Я. Единство противополож­ностей ясно само собой благодаря их происхождению, выведению из Я. Но следует признать и их взаимоограничение, и частичность его: Я не уничтожает не-Я, порождая, полагая его; не-Я, возникая благодаря такому полаганию, тоже не отменяет Я, а лишь частично его ограничивает. Согласно Фихте, отсюда вытекает делимость Я и не-Я. Что касается не-Я, то это вполне укладывалось в рамки традиций, если, например, под не-Я подразумевать мир природы, заведомо делимый и разделеннный. А вот в отношении Я тезис о делимости мог повергнуть сторонника классического подхода в не­доумение: если под Я понимать мое когитальное состояние и дейст­вие, то как можно говорить о его делимости? Между тем, как раз на этом пути Фихте мырлит обосновать справедливость перехода предшествующей, а главное, его собственной философии от эмпи­рического Я к Я абсолютному, для чего и потребовался тезис о принципиальной делимости Я, составляющий сердцевину третьего положения наукоучения.

Наряду с диалектическим подходом к категориям (что потом одобрил Гегель), основанным на синтетических процедурах са­мосознания (что Гегель подвергнет резкой критике, требуя "чисто­го" категориального анализа), Фихте в ходе всех этих размышле­ний то и дело возвращается к самостоятельности Я, к обоснованию его активности и "чистоты". Впрок заготавливается такое толкова­ние основоположений наукоучения, которое позволило бы впослед­ствии оттолкнуться от развернутого в нем представления об абсо­лютном, активном, т. е. свободном человеческом Я и развернуть уже не теоретическую, а практическую философию — учение о сущности и назначении человека, об обществе, праве и государстве. При этом Фихте разделяет и стремится подтвердить новыми сооб­ражениями и аргументами идею Канта о примате, т. е. первенстве, практического разума в отношении разума теоретического.

Учение Фихте о человеке, обществе, праве и нравственности

Учению о человеке в учении Фихте принадлежит совершенно особая и противоречивая роль. С одной стороны, требуется иметь в виду ранее рассмотренные абстрактно-теоретические выкладки, ка­сающиеся Я и не-Я, чтобы "логически строго" перейти от основопо­ложений наукоучения к пониманию человека. С другой стороны, характер и направленность всех этих основополагающих размыш­лений наукоучения будут непонятными, если сразу не принять в расчет, какое именно Я, т. е. какую интерпретацию человека имеет в виду Фихте. "Я действительного сознания, — пишет он, — есть, во всяком случае, особенное и определенное; оно также представляет личность среди многих личностей, из которых каждая для себя, в свою очередь, называет себя "я" — и именно до созна­ния этой личности наукоучение доводит свое выведение. Нечто со­вершенно другое представляет собой то Я, из которого исходит наукоучение; оно лишь не что иное, как тождество сознающего и сознаваемого, и до этого отвлечения можно возвыситься только по­средством абстракции от всего остального в личности. Те, кто при этом уверяют, что в понятии они не могут отделить "я" от индиви­дуальности, совершенно правы, если они говорят, имея в виду обычное сознание. Но если они вообще не в состоянии отвлечься от действительного сознания и его фактов, то наукоучению делать с ними нечего"

Понятие разумности как присущей человеку отличительной осо­бенности не является изобретением Фихте — он заимствует это по­нятие из давних традиций. Но, пожалуй, наиболее специфическим и интересным оказывается то, что Фихте требует брать разумность человека вместе "с соответствующим разумности действием и мышле­нием" человека, вместе со способностью самореализации и самопо­нимания человеческого Я, а также и вместе с потребностью в том, чтобы "разумные существа, ему подобные, были даны вне его"21. Это, следовательно, активистское и интерсубъективное, как сказали бы сегодня, толкование человеческой разумности.

На основе подобной трактовки человеческого Я, его сущности и предназначения Фихте требует (по методологическому примеру выведения не-Я из -Я) вывести из чистого Я другие человеческие существа, чтобы в конечном счете — через Другие Я — "дедуциро­вать общество". Шаги этой дедукции таковы: разбор сущности Я заставляет постулировать разумность; разумность не существовала бы, если бы не было "свободы в себе" как "последнего основания для объяснения всякого сознания". Свобода в себе органично пола­гает, по мнению Фихте, не одно-единственное, но множество взаимосвязанных Я, их способность ставить и реализовывать це­ли, "взаимодействовать друг с другом, ориентируясь на понятия". Такое взаимодействие Фихте называет оощностыо людей (Gemeinschaft). Когда к общности "примысливаются" разделение труда, сословия, государство, право, сфера духа и культуры, то это означает дедукцию общества (Gesellschaft). Необходимо отме­тить, что дедуцированные ^з чистого Я общность, общение, общест­во Фихте просит не отождествлять с эмпирическим существованием реальных социальных и государственных единств. Ибо принцип, назначение социальности, согласно Фихте, не имеют ничего общего с действительным государством, где другой человек и человечество в целом всегда используются не как цель, а как средства.

На этом уровне анализа, т. е. когда постулируются чистые принципы социальности, идеальные черты общества, демократиче­ски настроенный Фихте прежде всего вводит признак равенства как один из самых важных. Фихте исходит из социального ра­венства людей как идеала, который, будь он реализован в дей­ствительности, помог бы людям компенсировать их обусловленное природой физическое неравенство. Тем же способом вводится деле­ние на "сословия" в виде чистого принципа-требования: оно озна­чает не реальное расслоение действительных обществ, а участие ин­дивидов и групп во всеобщем разделении труда "согласно чистым понятиям разума". На подобном же "дедуктивном" пути возникает у Фихте понятие "культуры" как определение того уровня знаний, умений, разумности, до которых во всякое истори­чески определенное время способен подняться человек. А тем самым в "чистый" анализ, в теоретическую дедукцию неминуемо вводится исторический аспект.

В первой из названных работ23 Фихте выделяет пять эпох все­мирной истории, из которых четыре, по его мнению, так или иначе заключают в себе разумное, закономерное начало; они в целом и в тенденции соразмерны разуму, однако часто демонстрируют проти­воречащие ему движущие силы и основания. Пятая эпоха — отда ленное будущее — станет целиком и полностью разумной. Но уже третья эпоха начинает противопоставлять себя предшествующей ис­тории тем, что ее разумность постепенно обретает качество новой, сознательной разумности. А вот современную ему эпоху Фихте считает межвременьем, эпохой, впавшей в "полную греховность". По существу она расценивается как некоторый "промежуточный конец" истории, за которым, однако, должны последовать отрезв­ление и новое возрождение человечества.

Членение на эпохи, с конкретно-исторической точки зрения отличающееся неопределенностью ("старый мир", "новый мир"), подчиняется у Фихте такому основному критерию "разумности" истории, как отсутствие или наличие, уровень развития правового состояния. Так, черты "старого мира" — бесправие, азиатский дес­потизм и соответствующие формы государственности. Поворотный пункт — появление и развитие христианства, которое становится долгосрочным, межэпохальным историческим фактором. Суть воз­действия христианства на социальную историю Фихте видит в том, что оно требует "абсолютного равенства, личной, а также граждан­ской свободы всех — с уважением права как такового и прав как таковых". Но этот принцип всех принципов христианства, подчер­кивает Фихте, хотя и пронизывает собой историю Европы и ее на­родов, однако на протяжении всего предшествующего историческо­го развития пробивает себе дорогу лишь с огромным трудом и ско­рее "в бессознательной форме". Ценность христианских принципов не только социальная, но и гуманистически-моральная: индивидуум учится признавать и уважать человеческий род, в чем, собственно, и состоят добрые, истинно человеческие нравы; культура в целом также постепенно проникается этими христианскими мотивами. Исследователи философии Фихте справедливо отмечают противо­речие в изображении сущности христианских эпох, в особенности современной. С одной стороны, эта эпоха несет в себе принцип христианства, с другой — она насквозь проникнута греховностью. Разрешение противоречия состоит в том, что между собой стал­кивается общеисторическая тенденция прогресса, разума, которая пробивает себе дорогу и в условиях современно­сти, и то преходящее, неразумное, чем также отмечена эпоха.

*Даже не зная моей системы, невозможно эти мысли считать за спинозизм, если только, по крайней мере, пересмотреть ход этого рассуждения в целом. Единство чистого духа есть для меня недосягаемый идеал, последняя цель, которая никогда не будет осуществлена в действительности.

Фихте

Список литературы

1. О жизни и идеях И. Г. Фихте см.: Вышеславцев Б. Этика Фихте. М., 1914.

2 Сочинения и переписка И. Г. Фихте см.: Фихте И. Г. Избр. сочинения.

Т. 1:с 4,8,9

4 Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М.,1990. С. 37.

В своих работах Фихте развивал идеи о том, что мир разумен и целесообразен, и что человек в этом мире существует для того, чтобы осуществить свое нравственное предназначение – разумно действовать. Согласно Фихте, в основе всего существующего лежит абсолютный разум, сверхиндивидуальный субъект. Его сущность заключается в свободной, творческой деятельности, но реализоваться эта деятельность может только через человека, чей разум является конечным воплощением абсолютного разума. Именно через человека разум входит в мир. В этой связи определяется сущность и назначение человека как свободного, деятельного существа, призванного реализовать в мире нравственный идеал, внести в него порядок и гармонию.

К наиболее важным трудам Фихте относятся:

Основоположения философии Фихте

Хотя Я первично и не может быть произведено от чего-то другого, тем не менее, Я никогда не могло бы себя осознать иначе, как определенным через нечто, отличное от себя (не-Я). Поэтому Я стремится к самоопределению и с необходимостью полагает не-Я – Я полагает не-Я. Не-Я – это мир вещей, объективная реальность. Получается, что субъект сам создает свой объект. Я проявляет активность не только в восприятии чувственных созерцаний, как у Канта, но и в их создании. Человеческое Я воспринимает свои созерцания как существующие независимо от него вещи, потому что они являются продуктом бессознательной деятельности чистого Я, которая ускользает от нашего рассудка.

Очевидно, что не-Я — не что-то вне Я, а в нем самом, ведь ничто не мыслимо вне Я. Противопоставление Я и не-Я, о котором идет речь, обнаруживается только в конечном сознании. Но обе эти противоположности произведены из абсолютного Я, и существуют в нем одновременно, взаимно ограничивая друг друга – Я противополагает в Я делимому Я делимое не-Я. Взаимное ограничение Я и не-Я предполагает два вида отношений: 1) Я ограничивается, или определяется через не-Я. В теоретической деятельности абсолютное Я бессознательно творит объект своего познания (не-Я), тем самым ограничивая себя. Человеческое Я постигает его как независимые от нас вещи через чувственность и рассудок; 2) Я ограничивает, или определяет не-Я. т.е. действует. В практической деятельности Я стремится освободиться от зависимости вещей как объектов, стремится овладеть не-Я, привести его в соответствие с чистым Я, т.е. с разумом, нашими идеальными понятиями о вещах и о мире. Не-Я, произведенное в теоретической деятельности выступает для эмпирического Я препятствием, чтобы оно смогло осуществить свою деятельность, преодолевая его. Я ставит себе предел, чтобы преодолевать его, т.е. Я является теоретическим, чтобы быть практическим. Без препятствия не-Я бесконечная деятельность Я осталась бы без содержания, у нее не было объекта для деятельности, она была бы бесплодной.

Деятельность абсолютного Я осуществляется через конечную деятельность множества человеческих Я. Только через человека бесконечная деятельность абсолютного Я становится определенной. Человеческое Я в свою очередь есть бесконечное стремление к никогда недостижимому изначальному тождеству, где субъект и объект, индивидуальное и абсолютное Я совпали бы.

Диалектика Фихте

Развитие необходимых действий мышления из самосознания представляет собой у Фихте диалектический процесс. Сначала устанавливается исходное положение (тождество Я есмь Я), затем, посредством отрицания выводится его противоположение (Я полагает не-Я) и, наконец, осуществляется синтез противоположностей (взаимное ограничение Я и не-Я, выведенных из одного основания), означающий возвращение к исходному единству, но уже как единству противоположностей. Противоречие, заключенное в самой сущности сознания между Я и не-Я, является движущей силой развития мышления и всей действительности. Из диалектического взаимодействия Я и не-Я Фихте выводит категории, которые Кант просто указал как некую данность чистого разума. Категории у Фихте определяют (как бы фиксируют) последовательно выводимые из самосознания необходимые действия мышления. Например, диалектический процесс приводит к частичной определяемости не-Я со стороны Я и, наоборот, частичной зависимости полагающего Я от не-Я, что фиксируется в категории взаимодействия. У Фихте диалектика является принципом объяснения развития мышления и действительности, а так же методом построения самой философской системы.

Фихте о назначении человека

Общее понимание назначения человека определяет назначение человека в обществе и в каждой отдельной сфере деятельности. Все люди разные, но их цель одна – совершенство. Хотя идеалы неосуществимы, действительность должна быть преобразована в соответствии с нашими идеалами. Каждый имеет идеал человека и стремится других поднять до него, и таким образом в обществе происходит совершенствование человеческого рода. Такое взаимодействие не должно быть принуждающим, а только свободным. Если бы все люди стали совершенными, они были бы равны между собой, были бы единым, абсолютным субъектом. Но этот идеал недостижим, и поэтому назначением человека в обществе является бесконечное совершенствование себя и других как свободных существ. Для осуществления своей цели у человека есть свободная воля, а так же особый навык – культура.

Фихте о назначении ученого

Фихте о понятии наукоучения

Фихте внес большой вклад в развитие философской мысли. Он обосновывал разумность мира, свободу человека и его нравственное предназначение. В теории познания Фихте развивал идеи о неотделимости субъекта и объекта познания друг от друга, о диалектической сущности мышления. Главная идея философии Фихте – идея активности субъекта, т.е. человека. Деятельность разумного человека Фихте считал не только сущностью познания, но и главной предпосылкой развития общества. Идея необходимости разумности человеческой деятельности даже при такой абсолютизации субъективности как у Фихте, безусловно, является ценным вкладом философа в мировую философию.

Гост

ГОСТ

Иоганн Готлиб Фихте По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Основы философии Фихте подробнее является одним из величайших представителей классической немецкой философии. Именно он является одним из основателей субъективного идеализма – направления в философии, которое развилось из этических и теоретических работ И. Канта По данной теме мы уже выполнили реферат Этика Канта подробнее .

Довольно часто Фихте воспринимают как человека, который создал определенный философский мост между идеями И. Канта и Г. Гегеля. Так само как и у Канта, и у Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии подробнее , основная проблема сознания и объективности служила мотивом его мыслительных трудов.

Фихте написал множество работ, который связаны непосредственно с политической философией. Именно поэтому он очень часто воспринимается как отец германского национализма.

Философия Фихте

И. Фихте, к сожалению, не пользовался широкой популярностью как мыслитель. Если сравнить литературу о Шопенгауэре и о Фихте, то получим огромный контраст, что является достаточно необычным явлением, так как именно философия Фихте положила основу мировоззрения Шопенгауэру По данной теме мы уже выполнили доклад Шопенгауэр. подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

Огромная заслуга Фихте в теории познания заключается в провозглашение неотъемлемости объекта от субъекта в указании на то, что постепенное развитие субъективного идеализма должно обязательно привести к критическому солипсизму.

Представители солипсизма выделились в отдельное философское ответвление из неофихтианцев. В сфере практической философии особое внимание занимает связь, которую установил Фихте между социализмом и этикой. Эта связь заключается в том, что экономическая составная общества неразрывно связана с этической стороной общественной жизни. Очень важными являются и социально-педагогические идеи Фихте, которые нашли свое отражении в исследованиях Наторпа. Можно полагать, что и вся философская традиция Фихте будет прослеживаться во множествах трудах современных мыслителей.

Метафизика

Очень важным элементом философской традиции Фихте является метафизика, которая сложилась под воздействием нескольких факторов: предшествующие философские традиции, психологические мотивы, общественная необходимость в сотворении общественной философии. Эта общественная философия станет ответом на множество вопросов о сосуществовании людей, о их поведении друг с другом. Это и есть то звено, где идеализм соприкасается с материализмом.

Аспект экономического и этического синтеза является очень важным для философии, так как последующие попытки такого примирения не дали положительных результатов. В частности, проблему этики и экономики рассматривал К. Маркс, а этика коммунизма в реальной жизни не смогла быть достойной человеческого общества.

Влияние предшествующих философских систем

Фихте пытался порвать с канонической основой системы логического монизма Б. Спинозы. Так, возвращение к субстанции как к определенной трансцендентной, потусторонней сущности, каковой она существует у Спинозы, уже кажется ему невозможным после Кантовой По данной теме мы уже выполнили реферат Кантовское учение о морали подробнее критики.

Таким образом, именно Фихте смог сделать определенный философский синтез традиций Б. Спинозы и И. Канта. Невзирая на то, что он был идеалистом, он не отторгал не эмпирическую, не рациональную составную человеческого познания, утверждая, что оба компонента очень важны в гносеологии.

Читайте также: