Национальные интересы россии в европе доклад

Обновлено: 02.07.2024

Традиция исполнения цивилизаторской роли присуща Западу, отрицательные издержки этой политики также известны, но все-таки следует признать, что объективно необходимо совершенствовать механизмы и институты глобального управления хотя бы потому, что народы и страны мира перешли в ХХI в. с целым рядом нерешенных международных проблем и неурегулированных противоречий и конфликтов. И одна из причин этого - общественное сознание - изоляционизм в восприятии истории и мира в целом, зацикленность на собственном национальном `Я`.

Необходимо прилагать усилия для формирования новой максимально открытой и плюралистической модели государства и международных отношений, которая бы ориентировалась не только на государство/власть, но и на интересы гражданского населения, интересы территорий, представленные на уровне как нации, так и отдельной группы и личности. Государству придется смириться с тем, что частный субъект и его интересы по своему статусу все более будут приближаться к государству, хотя бы в том смысле, что они по-прежнему остаются и будут в будущем основным стимулирующим фактором национального и мирового развития.

Если признать, что национальные государства и основанный ими мировой порядок не справляются с возрастающим разнообразием, не способны разрешить возникающие противоречия, то следует признать и закономерность возникновения антисистемных образований. В условиях глобализации традиционная система управления международной жизнью через сотрудничество и диалог национальных государств все более подвергается давлению, агрессии со стороны внесистемных образований умеренного и радикального характера. С одной стороны, - это националистические движения, выступающие за независимость своего народа и территорий его проживания, за создание собственных государств. Как бы ни были справедливы их требования и мотивированы цели, они разрушают или вносят определенные элементы дезорганизации в сложившуюся систему международных отношений. С другой стороны, - это движения и организации, выступающие под различными идеологическими знаменами и выбравшими для утверждения своих ценностей и целей экстремистские и террористические методы.

Примеры деятельности последних - теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне в сентябре 2001 г., в результате которых одномоментно погибло несколько тысяч человек, а затем использование и биологического оружия.

Агрессия такого масштаба, осуществленная внесистемными силами, представляет угрозу всему человечеству, ибо разрушает то положительное (пусть далеко не идеальное), что выработало человечество в области человеческого общежития. Характер изменений, которые произошли в практике и идеологии терроризма как социально-политического явления, - выход террористических организаций на международную арену и претензии их лидеров и идеологов на установление некоего справедливого порядка или силы, останавливающей какое-то мировое зло, - ставит мировое сообщество перед вызовом.

Терроризм имеет разную идеологическую окраску.

На современном этапе наиболее активны террористические организации, которые осуществляют свою деятельность под знаменами ислама. Специалисты отмечают их высокую степень духовно-эмоциональной убежденности и мобилизованности. Они готовы к самопожертвованию, используют крайне жестокие методы борьбы для утверждения своих идей и целей, что делает эти организации особенно опасными. Тот факт, что в составе таких организаций присутствуют выходцы из беднейших слоев населения, которым нечего терять, создает серьезные препятствия для установления диалога и включения их в переговорный процесс. Одновременно расширяется взаимодействие террористических организаций и криминального бизнеса.

Локализованы определенными регионами, но не менее агрессивны организации националистического толка, традиционно выступающие под лозунгами требований свободы и права наций и народов на самоопределение. Причем эти организации часто используются религиозными фундаменталистами или идут под их знаменами. В совокупности даже разрозненные и взаимно конфликтующие сепаратистские устремления националистов представляют опасность для мирового сообщества.

Безусловно, что современный терроризм во всех его вариантах есть порождение глобального развития человеческой цивилизации, но надо признать, что он и результат внутренней и внешней политики национальных государств, традиционно отдающих предпочтение насильственным, а не воспитательным методам в своей деятельности. Иначе говоря, мир перенасыщен насилием.

На повестку дня мировой политики встает вопрос об изменении существующего миропорядка на основе формирования новой культуры, контуры которой еще только прорисовываются. Нельзя признать нормальным и допустимым, что вооруженные внутренние и международные конфликты угрожают безопасности граждан, что продажа оружия и производство под тем или иным предлогом новых видов вооружений стимулирует использование силы, что демонстрация и прямое использование силы ради сохранения международной стабильности и мира не достигает цели, а напротив, создает новые очаги напряженности.

Соответственно весьма своевременным представляются предложения по формированию `культуры мира`, а также `этики сотрудничества` в условиях глобализации, исходящие соответственно от руководства России и Европейского Союза. Эти предложения возможно реализовать по существу только через насыщение политического пространства и международных отношений надгосударственными гражданскими связями, более предрасположенными к пацифизму и космополитизму. Известный немецкий философ и политолог Юрген Хабермас предлагает `пополнить Генеральную ассамблею представителей правительств `вторым уровнем` - представителями от граждан мира` .

Переход к новой философии и культуре миропорядка займет определенное время, и вряд ли удастся его осуществить без череды столкновений и конфликтов. Поэтому надо быть готовым к их предотвращению или разрешению. Притом нельзя однозначно утверждать, что ООН или другие международные организации, отдельные государства могут похвастаться какими-то существенными успехами в предотвращении и урегулировании конфликтов хотя бы потому, что есть лишь опыт периода `холодной` войны, когда миротворчество даже под флагом ООН нередко превращалось в скрытое противоборство тех или иных государств, стремящихся использовать кризисную ситуацию для завоевания или усиления своих геополитических позиций в данном регионе или стране. Соответственно необходимо как развивать сотрудничество между государствами, так и совершенствовать и интенсифицировать деятельность ООН по вопросам мира и предупреждения насилия, в том числе укреплять сотрудничество с региональными международными организациями, например, - НАТО, СНГ или другими. Кроме того, ООН могла бы координировать или сотрудничать по вопросам стабильности и миротворчества со странами-участниками систем коллективной субрегиональной или региональной безопасности.

В целом же речь необходимо вести о воспитании и формировании культуры мира на государственном и международном уровнях. Может показаться, что это утопия. Но процесс глобализации необратим, как и неизбежны его отрицательные последствия. А именно - более реальной, чем в прошлом угроза действительно глобальной катастрофы как результат человеческой деятельности. В силу этого расширение и совершенствование воспитательной деятельности и функций государства и международных организаций представляются безальтернативной стратегией выживания человечества.

Организация пространства международных отношений на новых принципах предполагает уменье видеть национальные интересы других стран через призму толерантности, а также развивать навыки ненасильственного разрешения противоречий и проведения политики превентивного миротворчества. Для всех стран мира включая Россию - это должно стать началом осознания себя и своих национальных интересов в условиях все более растущей взаимозависимости.

Территориям России и других республик бывшего Советского Союза неизбежно предстоит включиться в процессы глобализации. Особенностью является то, что в силу своих известных политических характеристик ранее эти территории были практически изолированы. В настоящее время Россия открыта для мира, но не готова включиться в мировой интеграционный процесс по ряду показателей. Россия существенно отстает в своем развитии от ведущих государств мира, определяющих на данный исторический момент основные тенденции цивилизационного развития.

Стихийное включение территорий России в процессы глобализации может нанести ей серьезный ущерб. Поэтому перед государством стоит проблема осознать и принять новую реальность и соответствующим образом вписать национальные интересы страны в мировое пространство. Это не просто, так как в Российской Федерации сам механизм согласования интересов на новой концептуальной основе проходит еще этап своего становления. Не говоря уже о том, что количество субъектов, претендующих на участие в этом согласовании, значительно увеличилось. Проблема согласования интересов внутри страны усложняется еще и тем, что одновременно приходится учиться согласовывать на принципах современной экономики интересы России с интересами зарубежных государств и интересами иностранных и транснациональных компаний.

Дальнейшая судьба России зависит от того, какое направление примет процесс осознания прошлого, настоящего и будущего.

При определении национальных интересов следовало бы соотнести традиционные державные амбиции с существующими ресурсами в том смысле, чтобы первые не препятствовали, а способствовали воспроизводству вторых. Причем национальные интересы должны быть соотносимы с интересами других стран, а также с глобальными процессами и проблемами. Зацикленность на собственных интересах (их сакрализация) так же опасна, как и на внешних факторах. То и другое являются проявлениями изоляционистских настроений.

Осознание национальных интересов в условиях новой реальности требует ревизии геополитических ориентиров и в том плане, что изменилась система национальных ценностей и идеология внешней политики самой России.

Процесс глобализации предполагает новое осмысление места России в цивилизационном развитии. Воспринимать мир в привычной оппозиции Западу - Европе и США, видеть в западном сообществе если не врагов, то противников вряд ли продуктивно для настоящего этапа развития. При всех сомнениях перехода на иные принципы отношений со странами западного сообщества парадигма внешнеполитической стратегии России должна иметь положительную ориентацию на сотрудничество с Западом. С одной стороны, пока западное сообщество определяло в течение нескольких столетий в прошлом и определяет в настоящем тенденции развития человеческой цивилизации. Большинство достижений западной цивилизации стали достоянием других стран, включая Россию. С другой стороны, Россия в большей степени принадлежит или тяготеет к европейской культурной системе, чем к культурам Востока. Евразийство скорее отражает некоторые социокультурные, этнографические и географические особенности, чем радикальную оппозицию Западу. Современные попытки определить свою новую идентичность сводятся все же больше к тому, как вписать российскую самобытность (не растеряв оную) в пространство Европы.

Неотъемлемой частью и одним из образующих центров западного сообщества являются Соединенные Штаты Америки. Кроме того, США действительно обладают тем потенциалом, который предопределяет их глобальную роль в мировой политике.

Зацикленность на Америку действительно мешает сосредоточиться на осознании интересов России, ибо в Соединенных Штатах зачастую видят чуть ли не единственную причину как собственных, так и мировых бед. Но следовало бы разобраться в американском цивилизационном феномене. В частности, можно было бы признать, что сами США как раз и есть результат глобального развития. Иначе говоря, многие страны, включая и Россию, внесли свой `вклад` в процесс формирования США. А теперь Америка является той силой, которая активно влияет на процессы глобализации и не только своей политикой, но и самим фактом существования как особой цивилизации. В этом смысле Америка в чем-то повторяет феномен эллинистической империи Александра Македонского или Римской империи. Но если указанные империи завоевывали страны и народы, то Америка притягивает к себе граждан различных государств, являясь своеобразным вакуумным насосом.

Поскольку игнорировать американский феномен нельзя (это существующая реальность), следовательно, необходимо вырабатывать стратегию взаимодействия с Соединенными Штатами. Американская нация уверена в том, что ей все по плечу, ибо каждый заботится о свободе другого. Единственное, что она боится, - это потерять свободу. Американец, однажды `убежав` за океан за свободой, боится, что старый мир ворвется в его жизнь как когда-то английские королевские войска. В определенном смысле доктрина Монро выражает суть американского комплекса, стимулирующего изоляционизм Нового Света и имперские амбиции постоянно подростковой нации. Бороться против американских комплексов другим странам бесполезно, но можно способствовать их преодолению. Необходимо, как бы странно это ни звучало, образно выражаясь защищать (а может быть и лечить?) Америку всем миром. Во всяком случае, это могли бы делать те страны, которые понимают, что это им выгодно. В то же время могущество США может работать на общее благо. Уже работает. Это - американские инвестиции и технологии. Важно найти выгодную для партнерства формулу отношений с Америкой. И здесь требуется сверхсложное решение.

С точки зрения поддержания геополитического баланса, Россия еще должна определиться с такой геополитической супердержавой, как Китай, который также является фактором глобализации. Вполне возможно, что эта задача окажется значительно сложнее, чем налаживание сотрудничества со странами западного сообщества. Демографический потенциал китайского государства и цивилизационные амбиции китайских высших элит имеют глобальные масштабы и объективно представляют опасность (вызов) для мира если не в настоящее время, то, возможно, в будущем. Россия столкнется с этой опасностью чуть ли не первой. Так или иначе, но необходимы соответствующие действия, гарантирующие безопасность России на восточном направлении. Но в сознании некоторых российских элит Китай представляется как сила, способная быть союзником в борьбе против гегемонизма США. Кроме того, Китай рассматривается и как пример удачного реформирования социализма. Сторонники ориентации на союзнические отношения с Китаем не учитывают его внутреннюю потенцию к экспансии - не меньшую, если не большую, чем у Америки.

Для России реальные угрозы безопасности исходят с юга, где любой конфликт и техногенная катастрофа, приводят в движение значительные массы населения. Здесь же особую активность и консолидацию проявляют внесистемные силы, которые часто поддерживаются пассивно и активно отдельными государствами.

С точки зрения определения места России в мировом политическом пространстве, можно сказать следующее:

Во-первых, Россия являлась и является одним из цивилизационных полюсов мировой культуры. Взаимодействуя с такими полюсами, как США, Западная Европа, Ближний и Средний Восток и Китай, Россия на протяжении нескольких веков поддерживает определенный баланс региональных идентичностей Евро-Азиатского континента.

Во-вторых, в геополитическом плане Россия, условно выражаясь, контролирует регион Евразии (страны СНГ и Прибалтики), способствуя сохранению баланса сил и на континенте в целом. Причем это определилось исторически в ходе естественного мирового развития.

Таким образом, в условиях активизации процессов глобализации внутриконтинентальных пространств Россия является фактором стабильности мировой системы в целом. Соответственно, целый ряд государств мира заинтересованы в сохранении цивилизационного и геополитического статуса России, но они не будут делать для этого больше, чем она сама.

В интересах будущего поколения россиян целесообразно следующее:

целесообразно учитывать ограниченные возможности России на современном этапе и направлять национальные ресурсы на образование (как основы для будущего технологического прорыва нации);
прилагать усилия на поддержание и развитие культурного (фактора цивилизационного присутствия) влияния в пространстве Евразии (страны СНГ и Прибалтики), в Центральной и Юго-Восточной Европе, а также в некоторых странах Дальнего Востока (Монголии, Кореи и Вьетнама, а также Китая и Японии), использовать в том числе и иностранные инвестиции насколько это возможно;
способствовать сохранению пространства использования русского языка - поддерживать его информативную и коммуникативную значимости.
Отмеченное сохранит самобытность России в глобальных процессах и поддержит ее геополитический статус в системе международных отношений. Возможности для более активной международной политики у России есть. Ведь даже претендующие на мировое лидерство США не сформулировали пока свои взгляды на будущее мироустройство. Общие фразы о борьбе с международным терроризмом и традиционно - о национальных интересах, национальной безопасности, свободе и демократии явно не достаточны для обеспечения устойчивого мира. В то же время у России достаточный культурный потенциал, чтобы участвовать в разработке будущей стратегии развития человеческой цивилизации.

Важно, что осмысление в политических и научных кругах России качественно новой ситуации, возникшей после масштабного акта против человеческой цивилизации в сентябре 2001 г., в основном шла в категориях, больше относящихся к философии. Хотя, конечно, в России были предприняты соответствующие меры безопасности, но в основном тактического и оперативного характера.

При всей абстрактности и противоречивости рассуждений о будущем мироустройстве, позитивным результатом дискуссии явилось то, что опять встал вопрос о более тесном сотрудничестве государств мира вне зависимости от существующих между ними противоречий в ценностных ориентациях. Вряд ли это сотрудничество начнется завтра, но процессы глобализации и какое-то взаимопонимание необходимости выработки общей политики в отношении нового класса угроз неизбежно стимулируют международное сотрудничество.

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

Введение

В первые годы своего существования Россия сформулировала концепцию национальных интересов в новой функции. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, принятая в 1997 году, а затем в ее 2000 году, содержит подробную систему национальных интересов России в области экономики, внутренней политики, международных отношений, обороны и информации, социальных вопросов, интеллектуальной жизни и культуры.

Целью данной работы является изучение национальных интересов России: изучение концепции и сущности национальных интересов, а также изучение национальных интересов России в различных сферах жизни государства.

Концепция национальных интересов государства

Национальные интересы — объективно значимые цели и задачи национального государства в целом. Национальные интересы — это осознанные потребности государства, которые определяются экономическими и геополитическими отношениями этого государства в ту эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защиты населения от внешних угроз и внутренних беспорядков, экологических катастроф и др.

Традиционно понимаемые коренные национальные и государственные интересы имеют три основных элемента:

  • военная безопасность;
  • экономическое процветание и развитие;
  • Государственный суверенитет как основа для контроля над определенной территорией и определенным населением или для сохранения нации в качестве свободного и независимого государства.

Иногда добавляются также следующие элементы:

  • повышение национального благосостояния;
  • защиту экономических и политических позиций государства на международной арене.
  • чтобы расширить их влияние в мировой политике.

Однако сегодня и эти элементы, и содержание национальных интересов в целом подвержены значительным изменениям под давлением новых фактов и обстоятельств.

Проводится различие между постоянным (фиксированным) и переменным содержанием, представляющим национальный интерес. Фиксированная часть покрывает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное содержание учитывается через призму национальных традиций, личностных характеристик политических лидеров, тенденций в экономической и социальной сферах общественной жизни и др. Фактические материальные и политические потребности в развитии государства могут меняться, а вместе с ними и интересы, цели, средства и внешнеполитическая деятельность. Изменения потребностей и интересов государства приводят также к изменению идеологических ценностей.

Национальные интересы являются в корне объективными, поскольку отражают стремление граждан государства обеспечить стабильное и устойчивое развитие общества, его институтов, повышение уровня жизни, минимизацию угроз личной и общественной безопасности граждан, системы ценностей и институтов, на которых зиждется существование общества.

Эти устремления граждан закреплены в концепции (доктрине) национальных интересов, конкретное содержание которой также определяется главным образом такими объективными параметрами, как:

  • геополитическое положение государства на мировой арене, его союзников или противников, которые представляют прямую угрозу национальным и государственным интересам страны
  • положение в системе международных экономических отношений, степень зависимости от внешних рынков, сырьевых и энергетических источников и др;
  • общее состояние системы международных отношений, преобладание в этой системе элементов соперничества или партнерства, насилия или права

Важно подчеркнуть, что национальные и государственные интересы неразрывно связаны со всей историей страны, какой бы старой и противоречивой она ни была, с культурой, традициями, системой ценностей и духовным благополучием ее народа, которые развивались на протяжении веков.

Национальные интересы России

Национальные интересы каждой страны являются своеобразным мостом между насущными потребностями и ценностями нации и ее стратегическими целями, которые реализуются в государственной политике и способствуют благосостоянию нации.

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутренней, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизни. Как правило, они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики российского государства.

Национальные интересы представляют институты государственной власти, осуществляющие свои функции, в том числе во взаимодействии с общественными организациями, действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации. Интересы личности состоят в осуществлении конституционных прав и свобод, обеспечении личной безопасности, повышении качества и уровня жизни, физического, психического и интеллектуального развития человека и гражданина.

Новая Россия, поднявшаяся на прочную основу национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах. Представляется целесообразным учитывать национальные интересы России и ее связь с международной политикой.

Национальные интересы России — это высшие интересы, реализуемые основной массой общества, они являются выражением исторических традиций, коренных общественно-политических, экономических и духовных потребностей общества и государства, объединяют интересы как субъектов Федерации, так и народов страны в целом.

Когда мы говорим о национальных интересах России в широком смысле, мы можем свести их к двум основным интересам — безопасности и развитию.

Безопасность включает в себя внутреннюю политическую стабильность, территориальную целостность, независимость и суверенитет. Национальная безопасность — это государство и условия для жизнедеятельности нации, гарантирующие ее выживание, свободное и независимое существование и процветание, несмотря на наличие и влияние неблагоприятных факторов.

Развитие включает в себя экономический рост, самостоятельную эксплуатацию природных ресурсов страны, что может быть единственной надеждой на модернизацию экономики, и участие в международном разделении труда, когда оно включено в международную торговлю. Все это требует определенной благоприятной внешней среды, которую должна обеспечивать внешняя политика.

Новые вызовы и угрозы (в первую очередь, международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, риск распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, региональные конфликты, демографические проблемы, глобальная бедность, в том числе энергетическая, а также незаконная миграция и изменение климата) носят глобальный характер и требуют соответствующих ответных мер со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий по их преодолению. Очевидно, что роль экологического фактора возрастает, а проблема профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями становится все более актуальной. Сложность стоящих перед международным сообществом проблем требует сбалансированной стратегии их решения, основанной на взаимозависимости безопасности, социально-экономического развития и защиты прав человека.

Во внешней политике приоритет отдается обеспечению безопасности и целостности как социально-экономического, политического, национально-исторического и культурного сообщества, с защитой экономической и политической независимости государства, развитию отношений России с ведущими мировыми государствами, всестороннему сотрудничеству и интеграции в рамках СНГ, полноправному участию России в экономических и политических структурах мира, Европы и Азии.

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации должна стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, повышения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного авторитета Российской Федерации.

Согласно Стратегии, основными задачами Российской Федерации являются обеспечение национальной безопасности:

Важными задачами в сфере внешнеэкономической деятельности являются: Создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики, расширения рынков сбыта российской продукции, создания единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.

Концепция национальной безопасности установила, что интересы личности на данном этапе заключаются в обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышении качества и уровня жизни, физического, умственного и интеллектуального развития личности. Интересы общества включают в себя укрепление демократии, достижение и сохранение общественного согласия, повышение творческой активности населения и духовное возрождение России.

Концепция национальной безопасности определяет национальные и государственные интересы России также в области экономики, внутренней политики, международных отношений, обороны и информационной сферы, социальной сферы, интеллектуальной жизни и культуры.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала России, утверждением в обществе идеалов высокой морали и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций Родины.

Заключение

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутренней, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизни. Национальные интересы отражают стремление граждан обеспечить стабильное и устойчивое развитие общества и его институтов, повысить уровень жизни населения, минимизировать угрозы личной и общественной безопасности граждан, системе ценностей и институтов, на которой основывается существование общества.

Национальные интересы являются долгосрочными и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики российского государства. Они предоставляются институтами государственной власти во взаимодействии с общественными организациями.

Список литературы

  1. В.П. Пучев. Введение в политологию: словарь и справочник — Москва, 2005.
  2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента РФ № 1300 от 17.12.97г.
  3. Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Социология: Учебник, 2006.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Гост

ГОСТ

Общая характеристика современной внешней политики

Внешняя политика России – это взаимоотношения Российской Федерации с другими странами мира и международными организациями.

Современная внешнеполитическая деятельность Российской Федерации, прежде всего, ориентирована, на раскрытие потенциала международного сотрудничества в определенных интересах. Основные из них представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Ключевые внешнеполитические интересы современной России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К числу важнейших составляющих внешней политики Российской Федерации на современном этапе ее развития относятся интеграционная составляющая, политика проводимая в отношении ООН, а также развития БРИКС и ШОС.

Последний год выдался чрезвычайно сложным для всех стран мира, включая Россию. В условиях пандемии COVID-19 одним из приоритетных направлений внешней политики стала организация возвращения на Родину более 300 тыс. российских граждан и оказание экстренной помощи гражданам России за рубежом.

Что касается взаимоотношений с другими странами мира, то общая картина за последние пару лет не претерпела каких бы то ни было серьезных изменений:

Готовые работы на аналогичную тему

В целом внешняя политика России становится все более результативной и целенаправленной, а российская дипломатия – более востребованной в мировых делах.

Внешняя политика России в отношении стран Европы и постсоветского пространства

Что касается внешней политики в отношении Европейских стран, то российско-европейские отношения в настоящее время характеризуются довольно высокой степенью неопределенности. Свой отпечаток накладывают и антироссийские санкции. Особое место во внешней политике России отводится построению отношений с Украиной и Белоруссией.

Особо приоритетными направлениями внешней политики РФ считается развитие экономических и политических связей России с такими странами, как Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. Ключевая цель взаимодействия с этими странами заключается в обеспечении суверенитета и безопасности.

Ситуация в отношении США была и до сих пор остается кране неоднозначной. В ближайшее время улучшения отношений по оценкам экспертов и представителей российской власти не ожидается, хотя потребность в этом испытывают многие страны.

Внешняя политика России в отношении Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона

В отношении Ближнего Востока внешняя политика России ориентирована на поддержание стабильности в регионе. В последние годы Россия принимает участие в конфликтах на территории Ближневосточного региона, в частности – в Сирии. Основной задачей считается поддержка легитимного правительства и борьба с террористами. Постепенно налаживают отношения между Россией и Ираном. Продолжается сотрудничество с Турцией. Высокая значимость придается российско-израильским отношениям.

В целом роль России на территории Ближневосточного региона довольно высока. Примечательно, что РФ проводит свою внешнюю политику таким образом, чтобы сохранять позиции одного из ключевых участников политического процесса на Ближнем Востоке. Не меньшее значение отводится развитию отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В целях расширения сотрудничества была создана Шанхайская организация сотрудничества. Особое внимание отводится необходимости сближения России с Китаем. Успешные связи в гуманитарной и политической областях налажены с Японией. Продолжается этап поиска возможностей внешнеэкономического сотрудничества с Южной Кореей. Развивается концепция БРИКС++.

Основные направления внешней политики России в 2021 году

Согласно официальным заявлениям МИД РФ в 2021 году Россия продолжит держать курс на проведение ответственной и прагматичной внешней политики, призванной способствовать построению более демократичного и справедливого многополярного мироустройства. Как и прежде Россия будет открыта к взаимовыгодному взаимодействию при безусловном уважении национальных интересов РФ.

Эксперты к числу ключевых ориентиров внешней политики России в 2021 году относят:

Данный список весьма вероятно будет подвергнут изменениям под влиянием все новых факторов внешней среды. Однако, если хотя бы половину из представленных выше задач, все же удастся решить, 2021 год можно будет считать весьма успешным для российской внешней политики. Так страна не только обеспечит себе безопасность и стабильность, но и сможет укрепить свои позиции на мировой политической арене.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире

___________________________________________________

Цель урока: Сформировать у учащихся общее представление о роли России в современном мире, показать потенциальные возможности страны и основные направления политики государства, направленной на обеспечение стабильности и национальных интересов России; убеждение в возрастании в современных условиях роли гражданина России в деле обеспечения национальных интересов.

В настоящее время Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. По размерам своей территории Россия занимает первое место в мире, она расположена на востоке Европы и севере Азии и имеет площадь 17,1 млн км 2 (для сравнения: Китай — 9,3 млн км 2 , Канада и США — 9,2 млн км 2 ).

На территории нашей страны можно встретить практически все ландшафты умеренного пояса Земли — от полярных пустынь до субтропиков.

В России имеются крупные залежи полезных ископаемых (до 40% мировых запасов), необъятная территория и огромный резерв нетронутых экосистем. Россия занимает первое место в мире по площади неосвоенных земель. Они располагаются более чем на половине ее территории. Это важнейшие экономические, туристические и экологические ресурсы нашей страны. В России, безусловно, есть все необходимое для того, чтобы стать одной из самых развитых стран на Земле.

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Национальные интересы определяют:

основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;

условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своём поле деятельности, всем российским обществом и государством.

Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.

Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.

Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.

Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и подержанием общественного согласия, духовным обновлением России.

Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:

в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;

в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;

в завершении процесса становления демократического общества;

в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:

динамично развивающегося производства и рынка;

высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:

нравственных ценностей общества;

традиций патриотизма и гуманизма;

культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:

в обеспечении суверенитета;

в упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира;

в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами – участниками СНГ и традиционными партнёрами России;

в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:

в защите её независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;

в предотвращении военной агрессии против России и её союзников;

в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются:

в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации;

в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются:

в сохранении и оздоровлении окружающей среды

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера, а также защита от терроризма во всех сферах их жизнедеятельности.

В рамках Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. №24, определяются условия целостной системы безопасности личности, общества и государства, учитывающей центральное место человека в существующей системе ценностей, усиление роли и ответственности человека за свои дела и поступки при соблюдении мер безопасности во всех сферах жизнедеятельности, повышение общей культуры в области безопасности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Наиболее полно национальные интересы России можно реализовать при значительном подъёме общей культуры в области безопасности всего населения нашей страны.

Вопросы для самоконтроля:

Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?

Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

В чём заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?

Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?

Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чём это выражается?

Читайте также: