Доклад м п мусоргский опера борис годунов

Обновлено: 05.07.2024

Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина "Борис Годунов" (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей,- писал он.-Это моя задача. Я попытался решить ее в опере".


Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке "кучкистов", собиравшихся то у А. С. Даргомыжского, то у сестры Глинки Л. И. Шестаковой. "Радость, восхищение, любование были всеобщими",-вспоминал В. В. Стасов.

В конце 1869 г. опера "Борис Годунов" была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция "Бориса", законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров.

"Борис" был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила "Бориса" восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно. Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 году вообще сняли с репертуара. "Ходили слухи, - писал по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков, - что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре".

Несмотря на отдельные возобновления "Бориса", его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а в особенности в 1908 году в Париже, когда в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин.

МУЗЫКА

File:Shishkov - Novodevichiy.jpg

Пролог. Сцена у Новодевичьего монастыря. Эскиз декорации.

"Борис Годунов" - народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор "На кого ты нас покидаешь" сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова "Православные! Неумолим боярин!" проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.

File:Chaliapin Godunov 1912.jpg

А.Я.Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912

Вторая картина пролога - монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису "Уж как на небе солнцу красному" основана - на подлинной народной мелодии. В центре картины - монолог Бориса "Скорбит душа", в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.

Первая картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением; музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог "Еще одно, последнее сказанье") очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских. Григорий обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша.

File:Shishkov - Inn.jpg

Первое действие. Сцена в корчме. Эскиз декорации.

Вторая картина первого акта заключает в себе сочные бытовые сцены. Среди них-песни шинкарки "Поймала я сиза селезня" и Варлаама "Как во городе было во Казани" (на народные слова); последняя насыщена стихийной силой и удалью.

Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. Большой монолог "Достиг я высшей власти" насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций ("сцена с курантами").

File:Shishkov - Marina Boudoir.jpg

Третье действие. Эскиз декорации.

Первая картина третьего акта открывается изящно-грациозным хором девушек "На Висле лазурной". Ария Марины "Как томительно и вяло", выдержанная в ритме мазурки, рисует портрет надменной аристократки.

Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом "О царевич, умоляю".

Первая картина четвертого акта-драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песни Юродивого "Месяц едет, котенок плачет" вырастает потрясающий по силе трагизма хор "Хлеба!".

Вторая картина четвертого акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог "Прощай, мой сын!" окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/43/Kondratyev_and_Petrov.jpg?uselang=ru

Г.Кондратьев и О.Петров — первые исполнители партий Мисаила и Варлаама

Третья картина четвертого акта - исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор "Не сокол летит по поднебесью" (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила "Солнце, луна померкли" основана на мелодии народной былины. Кульминация картины-бунтарский хор "Расходилась, разгулялась", полный стихийного, неукротимого разгула. Средний раздел хора "Ой ты, сила" - размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам "Смерть Борису!". Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого.

А.Я.Головин. Портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

БОРИС ГОДУНОВ (баритон)
дети Бориса:
ФЕДОР (меццо-сопрано)
КСЕНИЯ (сопрано)
МАМКА КСЕНИИ (низкое меццо-сопрано)
КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (тенор)
АНДРЕЙ ЩЕЛКАЛОВ, думный дьяк (баритон)
ПИМЕН, летописец, отшельник (бас)
САМОЗВАНЕЦ ПОД ИМЕНЕМ ГРИГОРИЯ (так в партитуре; правильно: Григорий, Самозванец под именем Димитрия) (тенор)
МАРИНА МНИШЕК, дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано или драматическое сопрано)
РАНГОНИ, тайный иезуит (бас)
бродяги:
ВАРЛААМ (бас)
МИСАИЛ (тенор)
ХОЗЯЙКА КОРЧМЫ (меццо-сопрано)
ЮРОДИВЫЙ (тенор)
НИКИТИЧ, пристав (бас)
БЛИЖНИЙ БОЯРИН (тенор)
БОЯРИН ХРУШОВ (тенор)
иезуиты:
ЛАВИЦКИЙ (бас)
ЧЕРНИКОВСКИЙ (бас)
ГОЛОСА ИЗ НАРОДА, крестьяне и крестьянки (бас (Митюха), тенор, меццо-сопрано и сопрано)
БОЯРЕ, БОЯРСКИЕ ДЕТИ, СТРЕЛЬЦЫ, РЫНДЫ, ПРИСТАВЫ, ПАНЫ И ПАННЫ, САНДОМИРСКИЕ ДЕВУШКИ, КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ, НАРОД МОСКОВСКИЙ.

Время действия: 1598 - 1605 годы.
Место действия: Москва, на литовской границе, в Сандомирском замке, под Кромами.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 27 января (8 февраля) 1874 года.

Много времени, прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений.

При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины оперы, заставлявшей еще при жизни автора сокращать ее при исполнении на сцене в моментах слишком существенных.

Чтобы легче было ориентироваться в различиях авторских редакций оперы, а также яснее осознавать суть режиссерских решений при современных постановках оперы, мы приводим здесь схематичный план обеих редакций Мусоргского.

Первая редакция (1870)
ДЕЙСТВИЕ I
Картина 1. двор Новодевичьева монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство.
Картина 2. Московский Кремль; венчание Бориса на царство.
ДЕЙСТВИЕ II
Картина 3. Келья Чудова монастыря; сцена Пимена и Григория Отрепьева.
Картина 4. Корчма на литовской границе; беглый монах Григорий скрывается в Литве, чтобы затем достичь Польши.
ДЕЙСТВИЕ III
Картина 5. Царский терем в Кремле; Борис с детьми; боярин Шуйский рассказывает о Самозванце; Борис испытывает муки и угрызения совести.
ДЕЙСТВИЕ IV
Картина 6.Площадь у собора Василия Блаженного; Юродивый называет Бориса царем Иродом.
Картина 7.Заседание Боярской думы; смерть Бориса.

Вторая редакция (1872)
ПРОЛОГ
Картина 1. двор Новодевичьего монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство.
Картина 2.Московский Кремль; венчание Бориса на царство.
ДЕЙСТВИЕ I
Картина 1. Келья Чудова монастыря; сцена Пимена и Григория Отрепьева.
Картина 2. Корчма на литовской границе; беглый монах Григорий скрывается в Литве, чтобы затем достичь Польши.
ДЕЙСТВИЕ II
(На картины не делится)
Ряд сцен в царском тереме в Кремле.
ДЕЙСТВИЕ III (ПОЛЬСКОЕ)
Картина 1. Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке.
Картина 2. Сцена Марины Мнишек и Самозванца в саду у фонтана.
ДЕЙСТВИЕ IV Картина 1. Заседание боярской думы; смерть Бориса.
Картина 2.Народное восстание под Кромами (с эпизодом с Юродивым, заимствованным — частично — из первой редакции).

ПРОЛОГ

ДЕЙСТВИЕ I

Звучит колокол. Звонят к заутрене. Пимен уходит. Григорий остается один, в его уме брожение. В голове рождается честолюбивый план.

ДЕЙСТВИЕ II

ДЕЙСТВИЕ III (ПОЛЬСКОЕ)

Из замка выходит толпа гостей. Звучит польский танец (полонез). Марина проходит под руку со старым паном. Хор поет, провозглашая уверенность в победе над Москвой, во взятии в плен Бориса. По окончании танца Марина и гости удаляются в замок.

Появляется Рангони и наблюдает за Самозванцем и Мариной издали. За сценой раздаются голоса пирующих панов.

ДЕЙСТВИЕ IV

Картина 1. В последнем действии две картины. В театральной практике сложилось так, что в разных постановках первой дается либо одна, либо другая. Мы и на сей раз будем придерживаться второй редакции Н.А.Римского-Корсакова.

Лесная прогалина под селением Кромы. Справа спуск и за ним стена города. От спуска через сцену — дорога. Прямо — лесная чаща. У самого спуска — большой пень.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

История создания

Музыка

БОРИС ГОДУНОВ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина "Борис Годунов" (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей,- писал он.-Это моя задача. Я попытался решить ее в опере".

Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке "кучкистов", собиравшихся то у А. С. Даргомыжского, то у сестры Глинки Л. И. Шестаковой. "Радость, восхищение, любование были всеобщими",-вспоминал В. В. Стасов.

В конце 1869 г. опера "Борис Годунов" была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция "Бориса", законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров.

"Борис" был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила "Бориса" восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно. Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 году вообще сняли с репертуара. "Ходили слухи, - писал по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков, - что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре".

Несмотря на отдельные возобновления "Бориса", его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а в особенности в 1908 году в Париже, когда в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин.

File:Shishkov - Novodevichiy.jpg

"Борис Годунов" - народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор "На кого ты нас покидаешь" сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова "Православные! Неумолим боярин!" проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.

File:Chaliapin Godunov 1912.jpg

Вторая картина пролога - монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису "Уж как на небе солнцу красному" основана - на подлинной народной мелодии. В центре картины - монолог Бориса "Скорбит душа", в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.

Первая картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением; музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог "Еще одно, последнее сказанье") очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских. Григорий обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша.

File:Shishkov - Inn.jpg

Вторая картина первого акта заключает в себе сочные бытовые сцены. Среди них-песни шинкарки "Поймала я сиза селезня" и Варлаама "Как во городе было во Казани" (на народные слова); последняя насыщена стихийной силой и удалью.

Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. Большой монолог "Достиг я высшей власти" насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций ("сцена с курантами").

File:Shishkov - Marina Boudoir.jpg

Первая картина третьего акта открывается изящно-грациозным хором девушек "На Висле лазурной". Ария Марины "Как томительно и вяло", выдержанная в ритме мазурки, рисует портрет надменной аристократки.

Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом "О царевич, умоляю".

Первая картина четвертого акта-драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песни Юродивого "Месяц едет, котенок плачет" вырастает потрясающий по силе трагизма хор "Хлеба!".

Вторая картина четвертого акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог "Прощай, мой сын!" окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/43/Kondratyev_and_Petrov.jpg?uselang=ru

Третья картина четвертого акта - исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор "Не сокол летит по поднебесью" (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила "Солнце, луна померкли" основана на мелодии народной былины. Кульминация картины-бунтарский хор "Расходилась, разгулялась", полный стихийного, неукротимого разгула. Средний раздел хора "Ой ты, сила" - размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам "Смерть Борису!". Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого.

негуляева галина валентиновна

Задачи работы:

1. Познакомить с исторической эпохой трагедий.

2. Раскрыть идейный замысел произведений.

3. Дать характеристику героям, оценить их действия.

4. Композиция произведений.

6. О жизни и творчестве А.С. Пушкина и М.П. Мусоргского.

ВложениеРазмер
boris_godunov.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования республики Марий Эл

Городское управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

(Опыт сравнительного анализа)

  1. Познакомить с исторической эпохой трагедий.
  2. Раскрыть идейный замысел произведений.
  3. Дать характеристику героям, оценить их действия.
  4. Композиция произведений.
  5. Трудный путь.
  6. О жизни и творчестве А.С. Пушкина и М.П. Мусоргского.

Словно гиганты между пигмеями до сих пор

высится между множеством guasi – русских

в гордом суровом уединении в недоступном

величии строгого художественного стиля,

благородной классической простоты.

Русская действительность начала 20 годов, характеризовавшаяся стремительным нарастанием антикрепостнических настроений широких масс и развивавшимся движением дворянских революционеров не могла не оказать сильнейшего влияния на идейное и художественное развитие Пушкина, приводившее его к более глубокому и верному восприятию исторического процесса, чем это имело место у большинства его современников.

В центре исторических раздумий Пушкина была судьба русского народа и созданного им сильного многонационального государства, проблема народного счастья, процветания, максимального развития всех заложенных в народе могучих творческих сил.

А легче ли народу? Спроси его

Попробуй самозванец им посулить

Старинный Юрьев день, Так и пойдет потеха.

Когда Борис хитрить не перестанет,

Давай народ искусно волновать….

И вот, наконец, разрешение напряженности ожидания:

Венец за ним! Он царь! Он согласился!

Борис наш царь! Да здравствует Борис!

Ярок, многопланов характер Бориса Годунова. Он слаб и жалок, когда его мучит совесть и окровавленный призрак Дмитрия преследует его:

…ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто… едина разве совесть.

Но если в ней единое пятно

Единое, случайно завелося;

Тогда беда! Как язвой моровой

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Одна из главных гуманистических идей пушкинской трагедии такова: ни упоение властью, ни богатство - ничто не может заменить счастье чистой совести. Но в изображении Пушкина Борис не только царь- преступник, это человек сильной воли, ясного государственного ума, и любящий отец, и, усталый, ощущающий себя глубоко несчастным человек. Если в начале своего царствования Борис ещё прибегал к некоторым мероприятиям, стремясь завоевать любовь и доверие народа, то скоро, по трагедии Пушкина, отложил пустое попеченье и перешёл к противоположной политике устрашения и насилий:

Лишь строгостью мы можем неусыпной

Исходя из положения, что милости не чувствует народ:

Твори добро – не скажет он спасибо;

Позвал на Русь, я в красную Москву

Кажу врагам заветную дорогу!

В то же время он пылок, беспечен, полон дерзкой отваги, способен на искреннее увлечение: не хочет притворствовать перед Мариной и сам признаётся, что он не Димитрий – наследник престола по праву рождения, а всего лишь ловкий и наглый авантюрист:

А хочешь ли ты знать, кто я таков?

Изволь; скажу: я бедный черноризец;

Монашеской неволею скучая,

Под клобуком свой замысел отважный

Выступления Самозванца теперь уже носят политическое значение. Дальнейший ход событий будет определяться уже не столько вмешательством иноземных сил, сколько широким массовым народным движением в самой России, взметнувшим мощную волну мятежа против режима Годунова, на гребне которой, отнюдь не управляя ею, понесётся самозванец:

…везде без выстрела ему

Послушные сдавались города,

А воевод упрямых чернь вязала.

Не войском, нет, не польскою подмогой,

А мнением; да! Мнением народным.

….О страшное, невиданное горе!

Прогневали мы бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу:

2.Изменил единство действия. События происходят одновременно и сцены меняются из дворца на площадь, из кельи в корчму, из России в Польшу…

Образ Бориса Годунова поражает необычайной психологической глубиной. Противоречия в его характере усилены: пушкинский Борис – царь, уверенный в своей власти; у Мусорского трагедия усугубляется внутренней душевной драмой Бориса, царя- убийцы, муками его совести. Внимание композитора было сосредоточено на раскрытие основного замысла: столкновения царя и народа. Народ в опере Мусорского – главное действующее лицо.

Уж как на небе солнцу красному слава, слава!

Уж и слава на Руси царю Борису, слава!

Но не радостен Борис, у него тяжкие предчувствия:

Скорбит душа! Какой-то страх невольный

зловещим предчувствием сковал мне сердце.

Достиг я высшей власти. Шестой уж год я

Царствую спокойно. Но счастья нет моей

В место возмущения несправедливостью судьбы - вместо пафоса трагического, который сквозит в пушкинском монологе, возник пафос романтический - пафос ужаса перед злодеянием…Мусоргский превратил суровый облик Бориса в кающегося грешника и сжалился над ним, придав музыке монолога теплый, почти сплошь лирический тон скорби и раскаяния

« Хлеба! хлеба! Дай голодным! Хлеба! хлеба!

Начинается этот хор совсем тихо, с просьбой милостыни, за тем вырастает в трагический и в ужасный вопль, в котором вся неизбывная мука голодного люда. Главное действующее лицо этой сцены – Юродивый. Обездоленный человек глубоко страдает, предчувствуя несчастья родной земли. Его музыкальная характеристика основана на интонациях народный причитаний и плача:

Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие,

Плачь, плачь, душа православная!

Скоро врач придёт и настанет тьма,

Темень тёмная, непроглядная.

Плачь, плачь, русский люд, голодный люд.

Несколько выиграло при этом заключение оперы в трагичности, потрясающей силе и грозном значении! Эту столь важную перестановку присоветовал Мусорскому его приятель В.В. Никольский.

Однако опера не долго продержалась в репертуаре и вернулась на сцену уже в редакции Н.А.Римского-Корсакова, заново переинструментовавшего её. В этом виде опера была поставлена в 1896г., в Большом зале Петербургской консерватории, а в сезоне 1898 -1899г.- на частной сцене театра С.И.Мамонтова в Москве. Здесь её успеху способствовало выступление в роли Бориса Ф.И.Шаляпина. Позже опера совершила триумфальное шествие по Европе.

Постижение истории, глубокое воспроизведение бесчисленных оттенков народного духа, настроения, ума и глупости, силы и слабости, трагизма и юмора – всё это беспримерно присутствует как у Пушкина, так и у Мусорского. Оба произведения в высшей степени своеобразны и в своём роде единственны. Каждое из них стало шедевром народного художественного и музыкального искусства.

Читайте также: