Народнические организации в россии в годы правления александра 2 доклад

Обновлено: 30.06.2024

Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.

Видные исторические деятели народничества:

Идеология революционного народничества

У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

Герцен А.И.

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.

Хождение в народ

Хождение в народ

Земля и воля

Революционное народничество - таблица

Черный передел

Народная воля

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

Убийство Александра 2

Народничество

В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.

Истоки народничества

Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

– Россия должна идти по своему пути.

– Капитализм чужд развитию России.

– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

– Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Цели народничества

Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.

Основные направления движения народничества

Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.

Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.

Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.

Народничество

Деятельность народников

4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.

Значение народничества

Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.

Общественное движение в России в период правления Александра II

Реформы, которые проводились в России в 1860-70-х годах были достаточно ограниченными и противоречивыми, несмотря на всю их значимость для истории. Это оказало влияние на усиление идейно-политической борьбы и, как результат, привело к тому, что в общественном движении были сформированы три окончательных направления: революционное, либеральное и консервативное, которые представлены на рисунке 1.

Консерватизмом (франц. и лат. – сохранять) называли такое общественно идейно-политическое течение, которое отстаивало незыблемость и сохранность традиционных основ и устоев общества. Его приверженцы поддерживали самодержавие, которое, как они полагали, лежало в основе государства, а также говорили о необходимости свертывания реформ и проведения контрреформ, включая оставление права землевладения за помещиками. Среди консерваторов-идеологов были Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, К.П. Победоносцев, М.Н. Катков и др.

Общественное движение в России в период правления Александра II


Рисунок 1 – Схема общественного движения в период правления Александра II

В основе консерватизма лежали чиновно-бюрократический государственный аппарат, периодическая печать и церковь. Они же были и основной его сферой распространения. Консервативный традиционализм вплоть до 1917 года признавали в качестве официальной идеологии России.

Либерализм (лат. – свободный) – это общественно-политическое течение, которое возникло среди интеллигенции, выступавшей за то, чтобы ввести конституционные начала в политико-правовую систему, а также продолжить реформы и ввести демократические свободы. Либералы были против революции и говорили об эволюционном пути развития страны. Именно поэтому они были вполне готовы сотрудничать и идти на компромисс с самодержавием.

Либеральное общественное движение было очень аморфным и у него отсутствовала какая-либо устойчивая организационная структура. Существовало множество серьезных разногласий между различными группами данного движения.

Император одобрил проект в основном, однако, в результате террористического акта, произошедшего 1 марта 1881 года, его убили народовольцы. Вслед за ним на престол вступил Александр III, который совместно с реакционным окружением, отверг предложение М.Т. Лорис-Меликова, который вскоре отправился в отставку.

Наиболее активную позицию в общественном движении занимали представители революционного направления, стремившиеся к коренному переустройству общества, в основном силовым путем. Идеологией данного движения была теория особого развития России, некапиталистического, путем общинного социализма. Основными идеологами были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они подвергали критике капитализм и считали, что основной ячейкой будущего социалистического общества должна стать крестьянская община. Из этих теоретических воззрений выросло новое радикальное течение – народничество.

Народничество

Пути достижения нового справедливого общества сформулировали другие идеологи революционного народничества, которые заложили основы трех идейных течений (рисунок 2):

Народничество


Рисунок 2 – Идейные течения народничества

На протяжении долгих лет, начиная со второй половины XIX и до начала XX века, эта теория утопического народнического социализма была основой большинства радикально-революционных течений и политических партий.

Также немаловажно и то, что в основе революционного радикализма лежали особенности социально-экономического и политического развития страны (самодержавная власть, ограниченность реформ, произвол полиции, отсутствие политических свобод, а также общинно-коллективистский уклад жизни большей части населения). Ввиду того, что в России не было гражданского общества, возникать там могли лишь только тайные организации.

Народническая идеология формировалась, начиная с 1861 года и вплоть до середины 1870-х годов. В это же время также создавались тайные революционные кружки.

Все это возникало в качестве результата неудовлетворенности крестьянской реформой 1861 года. Основные организации изображены на рисунке 3.

Народничество


Рисунок 3 – Основные народнические организации

Н а рубеже 50-60-х гг.19 в. самодержавие оказалось в сложной политической ситуации, обусловленной поражением в Крымской войне. Война обнажила военную и хозяйственную отсталость России. Ситуация требовала от власти коренной перестройки внутренней жизни на основе личных свобод граждан и рыночных отношений. Тогда же заметно оживилось общественное движение, подталкивающее власть к осуществлению реформ. В 60-70-е гг.19 в. в жизни страны произошли коренные изменения. Было отменено крепостное право, проведены земская, городская, судебная, военная реформы. Изменения коснулись финансовой системы, образования. Несмотря на непоследовательность проведения реформ, они способствовали быстрому развитию капитализма в России. К началу 80-х гг. в основных сферах промышленности и на транспорте завершился промышленный переворот. Быстро росла численность рабочих. Но реформа 1861 г. не улучшила положения крестьянских масс, не оправдала их ожидания. Положения Манифеста вызвали полное разочарование и в радикальных кругах. Широкими кругами русской разночинной интеллигенции, особенно университетской молодёжи, овладели идеи революционно-социалистического народничества и дух нигилизма.

НАРОДНИЧЕСТВО-идеология и движение разночинной интеллигенции в России во 2-ой пол.19 в. Выступало против крепостничества и капиталистического развития России,за свержение самодержавия путём крестьянской революции.

Родоначальники- А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, идеологи- М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачёв.

Народничество- общественно-политическое движение радикальной интеллигенции второй половины 19 века, выражавшее интересы мелкого производителя, идеализировавшее крестьянскую общину, враждебно относившееся к марксизму и применявшее, как средство политической борьбы, индивидуальный террор, исключавший организацию массовой партии.

1. Идеология народничества.

Русское народничество обладало немалыми национальными особенностями и проявило себя в различных областях общественной мысли.

Другой идеей, выдвигавшейся народническими мыслителями, было специфическое понимание прогресса.

Народничество выдвинуло ряд программных тактических установок революционного действия. Некоторые из них были общими для всех народнических направлений.

Во-вторых, идея последующего социалистического переустройства общества на базе национальных форм коллективизма(община, артель).

В-третьих, задача создания нелегальной, сплоченной политической организации, партии. Но как должна действовать эта организация, какова должна быть тактика оппозиционного движения- в этом различные народнические фракции расходились.

В целом, идеология народничества основана на выводах о том, что

- у России- особый путь исторического развития;

- капитализм- чуждое явление для России;

- самодержавие не имеет социальной опоры;

- будущее России- социализм, к которому страна придёт, минуя капитализм;

- ячейка социализма- крестьянская община;

- руководящая сила крестьянства- партия профессиональных революционеров.

Герцен и Чернышевский- родоначальники народнической идеологии, хотя при общей схожести их основных взглядов, отсутствие единства и целостности в самой народнической доктрине определили их серьёзные расхождения по ряду принципиальных вопросов.

Её будущее виделось ему в изменении отношений собственности на основе развития солидарности и взаимопомощи членов общества. Эти особенности русского социально-экономического уклада он нашёл в русской общине.

3. Направления и течения в народничестве.

По степени радикализма в народничестве различаются

Из нечаевского опыта он понял, что главное- это создание мощной и послушной воле руководителя организации, нацеленной на захват власти.

4. Первые народнические кружки и организации.

Само убийство Александра положило начало периоду политических репрессий и кризису народничества. В 1887 г. был раскрыт заговор, с целью покушения на Александра 3, во главе которого стоял Александр Ульянов. 5 человек казнены. Терроризм не находил поддержки, но в то же время в России параллельно с народничеством начинался новый этап революционного движения, рабочие дни и распространение марксизма.

Начало революционного движения, главными участниками которого были представители разночинной интеллигенции, совпадает с началом эпохи либеральных реформ Александра 2. Участники движения не были удовлетворены результатами реформ и желали полного разрушения существующего строя, замены его социализмом.

Идеологи народничества отражали интересы и настроения крестьянства, которое боролось с остатками феодализма. Способы борьбы предлагались радикальные. По существу народники боролись за буржуазно-демократическую революцию, хотя мечтали перейти к социализму. Развитие страны давно шло по капиталистическому пути, поэтому вывод о том, что Россия перейдёт к социализму, минуя капитализм, был ошибочным.

Террористическая деятельность революционных народников привела к смене внутриполитического курса, началась эпоха контрреформ. Но борьба дала результаты: в 80-е гг. было упразднено временнообязанное состояние крестьян, отменена подушная подать, снижены выкупные платежи, учреждён Крестьянский банк. Террор был вызван не особой жестокостью революционеров, а их фанатизмом и стремлением быстро улучшить жизнь российского крестьянства.

Народничество неоднозначно оценивалось как современниками, так и историками. Одни признают, что их жертвенная бескорыстная деятельность была не напрасной и заставила власть осуществить преобразования. Другие считают народников заговорщиками и убийцами, чьи действия привели к расколу в оппозиционном движении, оттолкнули от них либералов, ожесточили власть. И это, в свою очередь, затормозило процесс обновления России.

В целом, народничество было господствующим направлением русской общественной жизни во второй половине 19 века.

Библиографический список.

2.Ленин В.И. Памяти Герцена. М.:Политиздат.-с.6-9.

3. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России:конец 17-19 вв.:Учебник для 10 кл.общеобраз.учреждений.М.:Просвещение,2002.-с.239-245.

4.Экзаменнационные вопросы и ответы. История. 9 и 10 выпускные классы:Учебное пособие. М.:АРТ-ПРЕСС ШКОЛА,2002.-С.329-335.

6.Большая Советская Энциклопедия(в 30 томах). Том 28.М.:Советская Энциклопедия.-с.328.

7.Нечкина М.В. Встреча двух поколений. Сборник статей. М.:Наука,1980.-с.-493-503.

Читайте также: