Фетальная терапия моральные проблемы доклад

Обновлено: 17.05.2024

Институт Фундаментальной биологии и Биотехнологии Кафедра Медицинской биологии

МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСАДКИ ФЕТАЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ

Преподаватель:О.В. Смирнова Студент:ББ15-02Б 041509459 Т.В. Деринг

Рассмотреть основные моральные проблемы пересадки фетальных органов

Трансплантология, история развития.

Фетальная трансплантология, взгляды, моральная оценка.

Трансплантология

Трансплантология является одной из самых перспективных областей медицинской науки и практики: она аккумулирует новейшие достижения современной хирургии, реаниматологии, анестезиологии, иммунологии, фармакологии и других медикобиологических наук и опирается на целую совокупность высоких медицинских технологий.

История

1954 г. американскими хирургами была осуществлена первая успешная пересадка почки.

1965 г. академик Б. В. Петровский успешная пересадку почки от живого донора

1966 г. успешная пересадка почки от трупа

3 декабря 1967 г южноафриканский хирург Кристиан Барнард, произвел первую пересадку сердца от погибшего человека

1992 г. "Закон Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей человека"

Фетальные органы

Пересадка органов и тканей производится от плодов, подвергшихся абортированию - как самопроизвольному, так и искусственному

Опыты

1881 г. К. Леопольд, пересадил плодный эпителий экспериментальным животным.

30-е года XX в. попытки разработать метод лечения диабета путем пересадки панкреатической железы плода после предварительного культивирования.

Пытались лечить недостаточность щитовидной и

Пересадка эмбриональных тканей мозга больным, страдающим паркинсонизмом или болезнью Ген-тингтона, приводит к существенному улучшению их клинического состояния.

Консервативное крыло


Образуют сторонники запрета аборта и фетальных трансплантаций.

Существуют и такие противники искусственного аборта, которые считают оправданными трансплантации фетальных тканей для лечения болезней человека.

Другие согласны с использованием тканей только естественно абортированных плодов при условии установления факта их смерти

Есть сторонники аборта как права женщин на свободное волеизъявление и контроль за собственной фертильностыо, которые, однако, сомневаются в моральности использования плодных тканей для трансплантаций.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Оставленные комментарии видны всем.

22.11.2019 2.62 Mб 31 Морально-этические проблемы медицинской генетики и генной инженерии. Довнарович И.К. ББ15-01Б .pptx

Сложным вопросом остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов, в частности к контролю за отсутствием злоупотреблений – потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, а также изъятие органов у здоровых людей под предлогом искусственно навязанных врачом операций.

Деонтологические проблемы в трансплантологии являются чрезвычайно актуальными.

На данный момент в экспериментах разработана пересадка многих органов, включая органы пищеварения, конечности и даже мозг. Долгую историю имеет и фетотерапия (использование в медицине клеток и тканей человеческих эмбрионов), начинающуюся с исследований и эмпирической практики П. Ниханса (Швейцария) и Ю. Ю. Вороного в 20-х гг.

Изначально целью фетотерапии было создание противоракового иммунитета и омоложение организма. Затем к этим идеям добавились и другие:

1. Создание иммуномодулирующих препаратов

2. Выращивание клеточных культур, тканей, органов с идеальной гистосовместимостью.

3. Разработка принципиально новых методов лечения б-ни Паркинсона, сахарного диабета, клапанных пороков сердца.

Таким образом, при использовании эмбриональных клеток и тканей в научных целях, клинической практике и фарм. промышленности возник ряд этических вопросов.

Различают следующие типы трансплантации:

  1. Аутотрансплантация (аутологическая трансплантация) – реципиент трансплантата является донором для самого себя, например, трансплантация кожи с неповреждённых участков при тяжёлых ожогах. При лимфомах, лейкозах и химиочувствительных злокачественных опухолях широко применяется аутотрансплантация костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток после высокодозной противоопухолевой химиотерапии.
  2. Гомотрасплантация (гомологическая трансплантация) – донором трансплантанта является генетически и иммунологически 100% идентичный реципиенту однояйцевый близнец реципиента. При возможности клонирования отдельной ткани и выращивании целых органов с заданными иммунологическими характеристиками все трансплантации будут гомологичными.
  3. Аллотрансплантация (гетерологичная трансплантация) – донором трансплантанта является генетически и иммунологически чуждый организм.
  4. Ксенотрансплантация (межвидовая) – трансплантация органов от животного другого биологически вида человеку.

Данный вид трансплантации может подвергнуться отрицательной оценке со стороны религиозных конфессий, например, для мусульман и иудеев неприемлемыми будут ткани свиньи, а для индуистов – коровы. Также межвидовая трансплантация вызывает критику со стороны защитников прав животных и людей, считающую подобную практику неэтичной.

5. Использование органов от умерших людей.

При пересадке органа погибшего донора чем раньше пересажен орган, тем выше шансы на успех операции, но процедура фиксации смерти и её критерии остаются предметом дискуссии.

6. Прижизненное изъятие органов.

Сложным вопросом остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов, в частности к контролю за отсутствием злоупотреблений – потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, а также изъятие органов у здоровых людей под предлогом искусственно навязанных врачом операций.

Помимо этого, после доставки нужного донора в больницу встает проблема о проведении ему реанимационных мероприятий, что противоречит этике медицины, однако длительное искусственное поддержание жизни донора может привести к необратимым изменениям в необходимом органе, сделав его непригодным к пересадке.

Следующий вопрос: по каким критериям следует констатировать смерть донора? Чаще главным признают смерть сердца, но к этому моменту интересующий орган уже часто непригоден для пересадки.

По инструкции Министерства здравоохранения изъятие органа нужно проводить после констатации смерти мозга, вне зависимости от наличия сердцебиения, но на деле это выглядит как отнятие органа у человека, который ещё не умер, потому что у него ещё бьется сердце.

Остро обсуждается и вопрос об этичности клеточной терапии: при некоторых дегенеративных заболеваниях нервной системы взрослому больному может помочь введение нервных клеток человеческого зародыша, выделенных из абортивных материалов, что приведет к увеличению числа медицински неоправданных абортов. В свою очередь, возлагают на себя надежды успехи генной инженерии и совершенствование клонирования органов, однако и эти технологии также порождают глубокие этические проблемы.

1."Основы общественного здоровья и здравоохранения" В.С. Лучкевич, Санктъ-Петербург, 2011 год.

2. "Общественное здоровье и здравоохранение" Кириченко Ю.Н., Курск, 2004 год, Курский государственный медицинский университет.

3. "Общественное здоровье и здравоохранение" В.А. Миняев,Н.И. Вишняков, 2012 год.

4. АНО ДПО Санкт-Петербургский университет повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кафедра рефлексотерапии.


11. Barondess J.A. Care of the medical ethos: reflections on social darwinism, racial hygiene and the holocaust. Ann Intern Med 1998.129: 891–98.

Профессия врача является одной из самых сложных, общество предъявляет высокие требования не только к профессиональным навыкам специалистов, но и к их морально-этическим качествам. Взаимодействие врача и пациента подразумевает возникновение целого ряда различных взаимоотношений – личностных, экономических, социальных и других, при этом должны быть соблюдены основные морально-нравственные принципы медицины.

Медицина и общество постоянно находятся в сложном взаимодействии, они оказывают взаимное влияние друг на друга. Именно поэтому медицинская этика так же с течением времени претерпевает изменения. В чем же специфика медицинской этики Она определяется не только тем, что медицинские работники имеют дело с личностью. Сферой деятельности медиков является больной человек с его физическими, моральными, а подчас и социальными проблемами. Физические страдания всегда сочетаются с психологическими переживаниями больного, тяжело переносятся не только самим больным, но и родственниками, друзьями, коллегами. Таким образом, медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных факторов, которыми руководствуются работники здравоохранения в процессе лечения больного, общения с ним, его родственниками и близкими, а так же в общении между собой.

Медицинская этика является методологическим понятием и рассматривает общие вопросы медицинской деятельности. Методическим же понятием, рассматривающим вопросы выполнения медицинским персоналом своего долга перед больными, коллегами, обществом является деонтология. Она является прикладной частью медицинской этики и тесно связана с диагностикой, лечением, профилактикой заболеваний, выполнением различных медицинских манипуляций, определяя в то же время основные правила поведения медицинских работников и указывая на необходимые моральные качества медиков. Таким образом, совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей и является понятием медицинская деонтология. Являясь частью медицинской этики, она представляет собой сочетание исторически сложившихся требований, так необходимых в профессиональной медицинской деятельности.

Данные нормативные документы, регулирующие медицинскую деятельность, рассматривают очень широкий круг морально-этических вопросов. Современная медицина прошла сложный путь, прежде чем определить те нормы и правила, которыми в настоящее время руководствуются медицинские работники различных стран, ведь до настоящего времени порой приходится решать вопросы госпитализма ввиду возможного его использования в политических целях, вопросы эвтаназии и ассистируемого врачом суицида, согласованного с врачом отказа от назначений, прекращения лечения безнадежных тяжелобольных. Неоднозначно относятся в разных государствах к абортам, контрацепции и искусственному оплодотворению, донорству, трансплантации, терапии фетальными тканями. Сложными для решения остаются вопросы врачебной тайны и врачебной ошибки, права эксперимента на человеке, проблемы народной и нетрадиционной медицины, знахарства, генной инженерии. Но бесспорно недопустимо, чтобы прагматичные нарушения этики определялись личными интересами медицинских работников.

Эксперименты, проводившиеся в немецких концентрационных лагерях на людях, которые не хотели этого и не давали своего согласия, – наиболее показательный пример извращения медицинской этики. Большинство экспериментов проводилось по заказу немецкой армии с расчетом на возможную смерть обследуемых. Самыми широко известными и отвратительными были эксперименты, проводимые Йозефом Менгеле (Josef Mengele, 1911–1979) и его наставником Отмаром фон Фершуером (Otmar Freiherr von Verschuer 1896–1969) – ведущим исследователем по проблемам расовой гигиены института Кайзера Вильгельма.

23 ученых-медика, проводившие жестокие опыты над военнопленными осуждены на Нюрнбергском процессе (1947 г.) с принятием Нюрнбергского кодекса, запрещающего опыты на человеке без его добровольного согласия.

Медицинская сестра как никто ближе находится к больному человеку и его окружению. Никто как она не проводит больше времени рядом с ним. Именно ей пациент порой доверяет самое дорогое и сокровенное, именно ей верит, именно ей позволяет вторгнуться в свой собственный мир надежд и переживаний. Вот почему столь важны вопросы деонтологии в этой самой гуманной на земле профессии. Медицинской же сестре приходится работать с разными категориями пациентов, и для каждого из них она должна постараться создать атмосферу уважения к больному как личности, являясь порой связующим звеном между страдающим недугом и внешним миром.

Медицинский работник должен быть не только грамотным специалистом в своей области, но и хорошим психологом. Мир внутренних переживаний больного человека уязвим и хрупок и, только представив себя или ближайшего родственника на месте больного, возможно понять, что ждет от медика ждущий выздоровления или смерти. Каких слов и поступков он ожидает от находящегося рядом с ним человека в белом халате, как и кому он может доверить свою тайну, каким он хочет видеть своего спасителя и сподвижника в борьбе за жизнь.

История развития медицинской этики и деонтологии неразрывно связана не только с историей медицины, но и с историей человеческого общества. Медицинская этика и деонтология на протяжении всей истории содержала в себе не только правила оказания медицинской помощи, но и являлась отражением всех юридических, политических и нравственных законов, ориентиров и установок, существовавших в обществе на каждом историческом этапе. Прослеживая путь становления данной науки, можно узнать много нового о самых разных исторических периодах и событиях, а также понять взаимосвязь с современными постулатами медицинской этики. В настоящее время медицинская этика и деонтология постоянно сталкивается с новыми проблемами и вопросами, возникающими вследствие быстрого развития современной науки и изменений самого общества. К таким вопросам можно отнести проблемы доступности и качества медицинской помощи в различных социально-экономических группах, снижение затрат на лечение пациента, взаимосвязь экономических и морально-нравственных взаимоотношений между врачом и пациентом и многие другие. Однако, ключевые принципы медицинской этики и деонтологии – гуманизм, милосердие, стремление облегчить страдания пациента – должны оставаться основополагающими и в современном обществе.

Принципы деонтологии в медицине

Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач — это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.

Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.

Принципы деонтологии в медицине

У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.

Принципы деонтологии в медицине изображение

В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников

Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников картинка

Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.

Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:

Принципы этики и деонтологии медицинских работников снимок

Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям. Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.

Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.

Читайте также: