Стадии развития чс доклад

Обновлено: 17.06.2024

Классификация ЧС по сфере возникновения и их характеристика.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по ряду признаков, которые приведены ниже.

По сфере возникновения ЧС могут быть техногенного, природного, биологического, экологического и социального характера.

К ЧС техногенного характера относятся ситуации, вызванные следующими событиями:

- аварии на атомных электростанциях с разрушением производственных сооружений и радиоактивным заражением территорий /ЧАЭС/;

- аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территорий;

- аварии на химически опасных объектах /ХОО/ с выбросом /выливом, утечкой/ в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ /СДЯВ/, повлёкшее за собой групповые поражения людей;

- аварии в научно-исследовательских учреждениях /на производственных предприятиях/, осуществляющих разработку, изготовление, переработку, хранение и транспортировку бактериальных средств /БС/ и препаратов или иных биологических веществ, с выбросом в окружающую среду;

- авиационные катастрофы, повлёкшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведения поисково-спасательных работ;

- столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метро), повлёкшие за собой групповое поражение людей, значительные разрушения железнодорожных путей или разрушения сооружений в населённых пунктах;

- аварии на водных коммуникациях, вызвавшие значительное число человеческих жертв, загрязнение ядовитыми веществами акваторий портов, прибрежных территорий, внутренних водоёмов;

- аварии на трубопроводах, вызвавшие массовый выброс транспортируемых веществ и загрязнение окружающей среды в непосредственной близости от населённых пунктов;

- аварии на электростанциях;

- аварии на очистных сооружениях;

- гидродинамические аварии (прорыв плотин, дамб и др.);

- пожары, возникшие в результате взрывов на пожароопасных объектах.

Основными причинами крупных техногенных аварий являются:

- отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации; многие современные потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность крупной аварии на них весьма высока и оценивается величиной риска 10 -4 и более;

- ошибочные действия операторов технических систем; статистические данные показывают, что более 60% аварий произошло в результате ошибок обслуживающего персонала;

- концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;

- высокий энергетический уровень технических систем;

- внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.

ЧС природного характера могут возникать вследствие:

- геофизических явлений (землетрясение, оползни, сели);

- геологических явлений (например, просадка земной поверхности);

- метеорологических, в том числе аэродинамических явлений (буря, ураган, смерч);

- агрометеорологических (град, ливень, сильный снегопад, мороз, засуха и др.);

- гидрологических явлений (например, наводнение, паводки);

- природных пожаров (лесные, торфяные и т.п.);

- явлений космического происхождения (например, космическое излучение большой интенсивности, падение гигантского метеорита).

Природные явления (стихийные бедствия) могут приносить огромный материальный ущерб, приводить к значительным человеческим жертвам.

ЧС биологического характера вызываются массовыми инфекционными заболеваниями людей, с/х и диких животных, поражением растений болезнями и вредителями.

ЧС экологического характера могут вызываться загрязнением окружающей среды (кислотные дожди, смог и т.п.), деградацией почв и др. причинами, не все из которых достаточно хорошо изучены. Например, потепление климата может быть связано и с вековыми климатическими колебаниями, не зависящими от человека, и с усилением парникового эффекта в результате увеличения содержания диоксида углерода (СО2) как следствие антропогенного воздействия на атмосферу.

К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся войны, локальные и региональные конфликты (межэтнические, межконфессиональные и др.), голод, крупные забастовки и т.п. ЧС социального характера могут в свою очередь вызвать иные виды ЧС. Вероятность возникновения рассматриваемых ситуаций повышается в условиях экономического, политического, экологического и др. видов кризиса.

В условиях экономического кризиса возрастает вероятность аварий и катастроф на потенциально опасных объектах из-за изношенности оборудования, падения трудовой дисциплины и т.д. Вероятность возникновения ЧС социального характера обычно повышается в условиях длительного политического кризиса. Экологический кризис является крайне опасным для сохранения жизни на Земле.

Степень внезапности. ЧС можно прогнозировать (особенно социальные, политические, экономические).Труднее прогнозируются техногенные ЧС.Недостаточно поддаются прогнозу стихийные бедствия, хотя для них также характерны факторы накопления и предвестники.

По степени внезапности ЧС подразделяются на внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые).

Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС.

Скорость распространения. ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным и взрывным ситуациям следует отнести большинство военных конфликтов, техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий. Относительно умеренно и плавно развиваются ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды, а также наводнения и паводки.

По масштабам возможных последствий ЧС подразделяются на локальные, местные, региональные, республиканские, глобальные:

· локальные – такие, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более одной тысячи минимальных заработных плат на день возникновения ЧС и зона которой не выходит за пределы территории объекта производственного или социального значения.

Локальные ЧС иногда подразделяют на частные и обьектовые.

· частные – ограничиваются одной промышленной установкой, поточной линией, одиночной техникой, цехом;

· обьектовые – ограничиваются территорией завода, предприятия, учреждения.

· местные – ограничиваются территорией поселка, города, района.Это такие ЧС, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше одной тысячи, но не более пяти тысяч минимальных заработных плат на день возникновения ЧС и зона которой не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

· региональные – распространяются на регион. Это такие ЧС, в результате которых пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше пяти тысяч, но не более 0,5 млн. минимальных заработных плат на возникновения ЧС и зона которой не выходит за пределы области.

· республиканские (государственные) – такие, врезультате которых пост радало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн. минимальных заработных плат на день возникновения ЧС и зона которой не выходит за пределы более чем 2-х областей.

· глобальные (трансграничные) – такие ЧС, поражающие факторы которыз выходят за пределы республики, либо те, которые произошли за рубежом, но затрагивают территорию республики.

Продолжительность действия.

По продолжительности действия ЧС могут носить кратковременный характер (первый тип) или же иметь затяжное течение (второй тип).

К ЧС первого типа можно отнести большинство стихийных бедствий, ряд техногенных катастроф. Все ЧС, в результате которых происходит заражение окружающей среды, относятся ко второму типу. Так, например, чрезвычайно тяжелое положение сложилось с состоянием здоровья десятков тысяч людей (особенно детей) в районах, подвергшихся радиоактивному заражению при аварии на Чернобыльской АЭС. Снижается продолжительность жизни, увеличивается число людей, страдающих онкологическими заболеваниями.

Характер ЧС. ЧС могут носить преднамеренный (умышленный) или непреднамеренный (неумышленный) характер.

К преднамеренным ЧС следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и др.

Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными ситуациями. К этой группе ситуаций относится также большинство техногенных аварий и катастроф.

По масштабам ущерба катастрофы и аварии бывают: крупные, значительные и незначительные.

В развитии ЧС любого вида можно выделить четыре характерных стадии:

1. Накопление факторов риска. Это накопление происходит в самом источнике риска. Стадия зарождения ЧС может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия.

Сюда относятся военная деятельность, противоречия в обществе при социально-политических конфликтах, накопление ядохимикатов в почве, ядовитых и РВ в местах их захоронения, увеличение проектно-производственных дефектов сооружений, отклонения от норм и правил ведения того или иного технологического процесса.

2. Инициирование ЧС. Это своего рода, пусковой механизм ЧС. В этой стадии факторы риска достигают такого состояния, когда в силу различных причин уже невозможно сдержать их внешние проявления. Например, причинами многих аварий и катастроф на железнодорожном транспорте явились низкая трудовая дисциплина и изношенность подвижного состава, железнодорожных путей, которые достигли своего предела.

В социально-политических конфликтах инициирование может быть целенаправленным и преднамеренным. Пусковыми механизмами в промышленности и на других объектах могут послужить выход из строя контрольно-измерительной аппаратуры, системы пожарной сигнализации, замыкание электропроводки, детонация взрывчатых веществ и др. факторы.

3. Процесс самой ЧС. В этой стадии происходит высвобождение факторов риска – энергии или вещества и начинается их воздействие на людей и окружающую среду. Продолжительность этого процесса, его последствия, особенно в начальный период, трудно прогнозируемы в силу сложности ситуации и невозможности точно оценить обстановку. Примером может служить недооценка ситуации при аварии на Чернобыльской АЭС, прогнозируемые последствия которой в силу ряда объективных и субъективных причин были явно занижены, что привело и продолжает приводить к неоправданным потерям.

4. Стадия затухания. Эта стадия хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности, т.е. локализации поражающих факторов ЧС, до полной ликвидации её прямых и косвенных (остаточные факторы поражения) последствий.

Стадия затухания может начинаться практически с момента возникновения процесса ЧС или несколько позднее и длиться от нескольких часов, дней, месяцев до нескольких лет и десятилетий. Более продолжительная стадия затухания наблюдается при военных и национальных конфликтах, после которых нарушается равновесие в обществе, снижается рождаемость, углубляется национальная рознь. Выпадение РВ, накопление в окружающей среде токсичных веществ, что, кроме прямого воздействия, имеет и генетические последствия – также может происходить в стадии затухания.

Фазы развития чрезвычайных ситуаций

Описание: Фазы развития чрезвычайных ситуаций Чрезвычайные ситуации в том числе аварии на промышленных объектах в своем развитии проходят пять условных типовых фаз: Первая фаза это накопление отклонений от нормального состояния или процесса. Вторая фаза это инициирование чрезвычайного события то есть аварии катастрофы или стихийного бедствия. Для случая аварии на производстве в этот период предприятие или его часть переходят в нестабильное состояние когда появляется фактор неустойчивости. При аварии на производстве в этот период происходит.

Дата добавления: 2014-06-18

Размер файла: 4.9 KB

Работу скачали: 132 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

38. Фазы развития чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации, в том числе аварии на промышленных объектах, в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:

Первая фаза — это накопление отклонений от нормального состояния или процесса.

Третья фаза — это процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов. При аварии на производстве в этот период происходит высвобождение энергии, вещества, которое может носить разрушительный характер. При этом масштабы последствий и характер протекания аварии в значительной степени определяются не начальным событием, а структурой предприятия и используемой на нем технологией. Эта особенность затрудняет прогнозирование развития наступившего бедствия.

Четвертая фаза — это выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных факторов поражения.

Пятая фаза — это ликвидация последствий аварии и природных катастроф, устранение результатов действия опасных факторов, порожденных аварией или стихийным бедствием, проведение спасательных работ в очаге аварии или в районе стихийного бедствия и в примыкающих к объекту пострадавших зонах.

В настоящее время существуют два основных направления минимизации вероятности возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах.

Первое направление заключается в разработке технических и организационных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления технические системы снабжают защитными устройствами — средствами защиты технологического оборудования от взрывов, пожаров, электрического воздействия и молний, локализации и тушения пожаров и так далее.

Второе направление заключается в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Основой второго направления является формирование планов действий в чрезвычайных ситуациях, для создания которых нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах. Для этого необходимо располагать экспериментальными и статистическими данными о физических и химических явлениях, составляющих возможную аварию, прогнозировать размеры и степень поражения объекта при воздействии на него поражающих факторов различных видов.

С целью осуществления контроля над соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах Правительство Российской Федерации ввело обязательную разработку декларации промышленной безопасности для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности.

Декларация безопасности промышленного объекта является документом, в котором должны быть отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте, а также выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Декларация разрабатывается как для действующих, так и для проектируемых предприятий.

Декларация безопасности действующего промышленного объекта с особо опасными производствами является обязательным документом, который разрабатывается организацией и представляется в соответствующие органы при получении лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производств.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, а также ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Основные причины чрезвычайных ситуаций

Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.

Внешние причины

К внешним относятся:

неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа;

Внутренние причины

К внутренним относятся:

недостаточная квалификация обслуживающего персонала;

проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;

физический и моральный износ оборудования и механизмов;

низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.

Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

речных и морских грузовых судов ;

на магистральных трубопроводах и др.

пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

пожары (взрывы) на транспорте;

пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально — бытового, культурного значения и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);

аварии с химическими боеприпасами и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ:

аварии на атомных станциях;

аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками;

аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;

утрата радиоактивных источников и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):

аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях;

утрата БОВ и др.

Внезапное обрушение зданий, сооружений:

обрушение элементов транспортных коммуникаций;

обрушение производственных зданий и сооружений;

обрушение зданий и сооружений жилого, социально — бытового и культурного значения.

Аварии на электроэнергетических системах:

аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

выход из строя транспортных электроконтактных сетей и др.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:

аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

aварии на тепловых сетях в холодное время года;

аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

аварии на коммунальных газопроводах.

Аварии на очистных сооружениях:

аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

прорывы плотин (дамб, шлюзов и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением;

прорывы плотин с образованием прорывного паводка и др.

Чрезвычайные ситуации природного характера

Геофизические опасные явления:

Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления):

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:

бури (9-11 баллов), ураганы (12-15 баллов), смерчи , торнадо , шквалы , вертикальные вихри;

Морские гидрологические опасные явления:

тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 и более баллов), сильное колебание уровня моря;

ранний ледяной покров, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый лёд;

отрыв прибрежных льдов и др.

Гидрологические опасные явления:

высокие уровни вод (наводнения), половодья;

заторы и зажоры, низкие уровни вод и др.

Гидрогеологические опасные явления:

низкие уровни грунтовых вод;

высокие уровни грунтовых вод.

пожары степных и хлебных массивов;

торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых.

Инфекционные заболевания людей:

групповые случаи опасных инфекционных заболеваний и др.

Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:

единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;

инфекционные заболевания не выявленной этиологии и др.

Поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:

массовое распространение вредителей растений;

болезни не выявленной этиологии и др.

Чрезвычайные ситуации экологического характера

Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр, ландшафта):

катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;

наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;

интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и др.;

кризисные ситуации, связанные с истощением не возобновляемых природных ископаемых;

критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды.

Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):

резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

превышение ПДК вредных примесей в атмосфере;

температурные инверсии над городами;

значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;

образование обширной зоны кислотных осадков;

разрушение озонового слоя атмосферы;

значительные изменения прозрачности атмосферы.

Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):

недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;

истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно — бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.

По масштабу

В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на ( [2] ):

Локального характера , — зона чрезвычайной ситуации (территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей) не выходит за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших (людей, погибших или получивших ущерб здоровью) не более 10 человек, либо размер материального ущерба (размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь) составляет не более 100 000 рублей;

Муниципального характера , — зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, и чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

Межмуниципального характера , — зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;

Регионального характера , — зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;

Межрегионального характера , — зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;

Федерального характера , — количество пострадавших свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

Согласно п.2 установившего данную классификацию Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 она не распространяется на чрезвычайные ситуации возникающие вследствие лесных пожаров.

Стадии развития чрезвычайной ситуации

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

Первая — стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда — годы и десятилетия, а в случае землетрясений и извержений вулканов — столетия.

Вторая — инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

Третья — процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и окружающую среду.

Четвёртая — стадия затухания (действием остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности — локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации её прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т. д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться ещё до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Чрезвычайная ситуация (ЧС)– это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником современных средств поражения (ССП), которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к нарушению условий жизнедеятельности людей, значительным материальным потерям и экономическому ущербу и требует на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.

Содержание работы

Автомобильный транспорт и чс, связанные с ним…………………….6

Железнодорожный транспорт……………………………………………. 8

Аварийно-транспортные работы на ж\д транспорте……………..…….9

Основные виды аварийно-спасательных работ при авариях на ж\д переездах…………………………………………………………………. …10

Характеристика чрезвычайных ситуаций взрыво- и пожароопасного характера………………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

бжд миша.doc

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Студент 2 курса, гр.Л204

Автомобильный транспорт и чс, связанные с ним…………………….6

Железнодорожный транспорт……………………………………………. 8

Аварийно-транспортные работы на ж\д транспорте……………..…….9

Основные виды аварийно-спасательных работ при авариях на ж\д переездах……………………………………………………… …………. …10

Характеристика чрезвычайных ситуаций взрыво- и пожароопасного характера……………………………………………………… ………………11

Пожары в населенных пунктах…………………………………………….12

Чрезвычайная ситуация (ЧС)– это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником современных средств поражения (ССП), которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к нарушению условий жизнедеятельности людей, значительным материальным потерям и экономическому ущербу и требует на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.

Стихийное бедствие (СБ)– разрушительное природное явление, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, их гибель, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

Авария –опасное техногенное происшествие, приводящие к повреждению машин, оборудование, зданий, наносящее ущерб здоровью людей и окружающей природной среде и создающее угрозу для жизни людей.

Катастрофа –внезапно возникшее явление природы или акция человека, повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшее ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медпомощи и защите, вызвавшее диспропорцию между формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возникшей потребностью пострадавших в ЭМП, с другой стороны.

Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций

Основными видами последствий чрезвычайных ситуаций являются: разрушения, заболевания, гибель, различного вида заражения (радиоактивное, химическое, бактериальное) и др.

Опасные и вредные факторы чрезвычайной ситуации, воздействуя на конкретную территорию с расположенными на ней населением, сооружениями, флорой и фауной, образуют очаг поражения.
При этом различают:
-простой очаг поражения - это очаг поражения, возникший под воздействием одного поражающего фактора

-сложный очаг поражения - это очаг поражения, образовавшийся в результате действия нескольких поражающих факторов

В развитии чрезвычайных ситуаций выделяют стадии

Зарождения - возникновение условий или предпосылок для чрезвычайной ситуация (усиление природной активности, накопление деформаций, дефектов и т.п.).
Инициирования - начало чрезвычайной ситуации. На этой стадии важен человеческий фактор, поскольку статистика свидетельствует, что до 70% техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала.
Кульминации - стадия высвобождения энергии или вещества. На этой стадии отмечается наибольшее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов чрезвычайной ситуации.
Затухания - локализация чрезвычайной ситуации и ликвидация ее прямых и косвенных последствий. Продолжительность данной стадии различна, возможны дни, месяцы, годы и десятилетия.

Классификация ЧС природного и техногенного характера
(Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304)

Автомобильный транспорт сейчас — самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX.

Для проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий происшествий на автотранспорте необходимо иметь:

• средства тушения пожаров;

• инструменты и оборудование (приспособления, машины) для подъема и перемещения тяжелых предметов, резки профильного металла, разжима (перекусывания) конструкций;

• средства поиска пострадавших и автотранспорта, освещения, связи, оказания первой медицинской помощи пострадавшим и их эвакуации;

• средства жизнеобеспечения для работы под водой, сбора и обеззараживания опасных веществ.

К работам по спасению пострадавших могут привлекаться следующие формирования:

• аварийно-спасательные, противопожарные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические; учреждения и службы органов исполнительной власти, в том числе скорая медицинская помощь, подразделения медицины катастроф;

• силы и средства территориальных подсистем РСЧС и их звеньев.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 г . № 151-ФЗ к спасению пострадавших в дорожно-транспортном происшествии могут привлекаться участники этого происшествия и, на добровольной основе, отдельные граждане, оказавшиеся в зоне происшествия.

С целью повышения эффективности оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях определяются зоны обслуживания (ответственности) аварийно-спасательных формирований, которые устанавливаются ведомственной нормативной правовой документацией с учетом возможностей этих формирований.
Зоны обслуживания согласовываются с соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующих подсистем и звеньев РСЧС.

На практике при дорожно-транспортных происшествиях места выполнения аварийно-спасательных работ распределяются в трех зонах.

В первой зоне (в радиусе 5 метров от объекта происшествия) находятся специалисты, непосредственно выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим.
Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательных групп, которые обеспечивают готовность к работе аварийно-спасательных средств.
В третьей зоне (в радиусе более 10 метров) располагаются средства доставки спасателей к месту происшествия, средства освещения и ограждения и другие аварийные технические средства.

Нормы времени прибытия сил различных ведомств определяются нормативными документами или комиссиями по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для каждой зоны ответственности в соответствии с местными условиями.

В первую очередь

оказывается помощь пострадавшим, которые не зажаты, а лишь блокированы в деформированном салоне и могут покинуть автомобиль через не застекленные оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей.

Затем освобождаются зажатые части тел пострадавших. В зависимости от конкретной обстановки осуществляется отгибание листового и профильного металла, перекусывание стоек, перегородок, сидений. Проделываются лазы в корпусе, крыше, днище, в отдельных случаях крыша снимается полностью.
Для извлечения пострадавших из-под автомобиля производят приподнимание автомобиля с помощью грузоподъемных механизмов и

приспособлений или осуществляют подкоп в грунте.

При проведении аварийно- спасательных работ спасатели должны быть постоянно готовы к тушению пожара, который может возникнуть при работе, прежде всего, с электроинструментами. При аварии на автотранспорте, перевозящем опасные грузы
необходимо руководствоваться информацией, содержащейся в грузовых документах (аварийной карточке), а также информационными таблицами на транспортных средствах. Информационные таблицы содержат код экстренных мер, идентификационный номер опасного вещества по списку ООН и знак опасности.

Знак опасности указывает на вид опасности посредством использования пяти главных символов: бомба (взрыв); пламя (пожар); череп и скрещенные кости (токсичность); трилистник (радиоактивность); жидкости, выливающиеся из двух стеклянных пробирок и поражающие руку (коррозия).

Эти символы дополняются четырьмя другими символами: окисляющие вещества (пламя над окружностью); невоспламеняющиеся нетоксичные газы (газовый баллон); инфекционные вещества (три полумесяца, наложенные на окружность); различные малоопасные вещества (семь вертикальных полос).

– это вид транспорта, который выполняет перевозки пассажиров и грузов в вагонах по рельсовым путям.
Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени.

Характерными особенностями железнодорожного транспорта являются:

• большая масса подвижного состава (общая масса грузового поезда составляет 3 – 4 тыс. тонн, масса пассажирского состава – около 1 тыс. тонн, масса одной цистерны – 80-100 тонн);
• высокая скорость передвижения состава (до 200 км/час), а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров;
• наличие на пути следования опасных участков дорог (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);
• наличие электрического тока высокого напряжения (до 30 кВ);
• влияние человеческого фактора на причины аварии (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание);
• многообразие поражающих факторов и возможность их комбинированных сочетаний.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ликвидации аварий на железнодорожном транспорте включают:

• сбор информации, разведку и оценку обстановки;

• определение границ опасной зоны, её ограждение и оцепление;

• проведение аварийно-спасательных работ с целью оказания помощи пострадавшим;

• ликвидацию последствий аварии (локализация источника чрезвычайной ситуации, тушение пожара и др.);

• аварийно-восстановительные работы на электрических сетях и коммуникациях.

При столкновениях, резкой остановке поезда и переворачивании вагонов пассажирского поезда типичными травмами пассажиров являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания. В таких случаях аварийно-спасательные работы включают:

• проникновение в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;
• поиск пострадавших, их деблокирование и эвакуацию;
• оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Особую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. Пожар в пассажирском вагоне очень быстро распространяется по внутренней отделке, пустотам конструкции и вентиляции. Он может охватить один вагон за другим. Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда в течение 15-20 минут вагон полностью выгорает. Температура в горящем вагоне составляет порядка 950 °С. Время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 минут.
Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (56 т) и смазочных материалов (1,5-2 т).

Как показывает опыт, для ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте МПС России располагает достаточными силами и средствами (на 17 дорогах в состав их сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, входят 304 восстановительных и 369 пожарных поездов). Поэтому, если авария устраняется в течение суток, привлечение сил и средств РСЧС, как правило, не требуется. В то же время, если авария связана с десятками погибших и сотнями пострадавших, когда требуется проведение сложных спасательных работ по извлечению людей из завалов и разрушенных конструкций вагонов, тогда использование дополнительных сил необходимо.

При возникновении крупных аварий и катастроф на железнодорожном транспорте целесообразно назначать оперативную группу со следующими задачами:
• организация и непосредственное осуществление в районе катастрофы непрерывного мониторинга обстановки, оценки масштабов и прогнозирования дальнейшего её развития;
• выработка предложений и принятие решений по локализации и ликвидации последствий катастрофы, защите населения и окружающей среды в зоне чрезвычайной ситуации;
• привлечение к работам всех имеющихся в наличии сил и средств, подготовка предложений об использовании всех видов ресурсов;
• организация и контроль оповещения населения, планирование и организация эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации.

Читайте также: