Факторы влияющие на внешнюю политику россии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Необходимо ясно понимать, что внешние факторы, тенденции и условия неизбежно оказывают самое разноплановое влияние на развитие нации и государства, прежде всего на реализацию того или иного конкретного сценария и еще более конкретного варианта такого развития, который реализовывается в настоящее время. Это влияние может быть сильным, слабым или меняться в зависимости от ситуации а мире, но оно будет в любом случае для любого субъекта или актора МО. Причем это влияние стремительно усиливается с каждым годом. Если в прежней истории и существовали ЛЧЦ и страны, существовавшие вне зависимости от влияния других ЛЧЦ (как, например, инки или ацтеки), то в новейшую историю это стало невозможным. Изоляционизм в политике, возникающий в те или иные периоды времени в отдельных странах, свидетельствует не более, чем о приоритетах во внешней политике той или иной страны. Или о состоянии военной безопасности[3].

Иногда такое внешнее влияние сдерживало социально-экономическое развитие страны, как во времена политико-0идеологического противостояния СССР с Западом, вынуждая его отвлекать огромные ресурсы на оборону. Иногда, объем этих ресурсов достигал 40% ВВП, т.е. фактически приводил к милитаризации страны. Именно поэтому важно определить:

— во-первых, силу этого внешнего влияния, потенциальную угрозу, вытекающую из этого;

В 2017 году, на мой взгляд, уже можно уверенно сказать о том, что до 2025 года можно выделить следующие основные, стратегические, направления интегрированного и системного внешнего влияния и силового принуждения, направленного на формирование конкретного варианта развития России, о котором отчасти уже говорилось выше[4]:

Подобная тенденция очевидно не оставляет России возможностей для комфортного внешнего существования, которое было (по оценке некоторых политиков и экспертов до 2008 года) прежде, вынуждая страну и союзников усиливать средства противодействия такому силовому воздействию. Такое усиление противодействия неизбежно сказывается на национальных ресурсах, которые могут быть отвлечены от целей развития.

— во-первых, объективно любая страна и даже любой актор-участник МО заинтересованы в продвижении вовне своей системы ценностей. Вопрос заключается в том, чтобы не делать этого с помощью силы, в т.ч. военной;

— во-вторых, отказываясь навязывать систему ценностей, Д. Трамп акцентирует внимание на национальных интересах США. Однако, интересы безопасности США, как это неоднократно говорилось и даже публиковалось, предполагают продвижение системы ценностей.

В уже не раз используемой нами формально-логической и абстрактной модели общеполитического процесса государства эти направления внешнего давления и силового принуждения отображены следующим образом (выделены штрихами), что совершенно соответствует политике не только США и их коалиции, но и отчасти других стран по отношению к России до 2025 года:


Рис. 1. Абстрактная модель основных направлений внешнего влияния на сценарий развития субъекта МО

От абстрактной модели внешнего влияния на тот или иной субъект МО и ВПО российскую модель отличают следующие особенности:

— до 2025 года маловероятно силовое влияние на Россию китайской, индийской и ряда других ЛЧЦ, что, однако, отнюдь не исключает усиления такого влияния в будущем[5];

— вероятно попытки усиления влияния исламской ЛЧЦ по нескольким каналам — через российскую диаспору, через развитие исламских институтов НЧК в России (строительство школ, мечетей, создание НПО и пр.), а также через усиление военного противоборства на Кавказе и в Средней Азии;

— очень вероятно усиление влияние институтов НЧК и новейших технологий, а также новых идей и концепций, в том числе и противостоящих России;

— основное негативное внешнее влияние будет происходить от западной ЛЧЦ, прежде всего, США, которые сделали Россию наиболее срочным приоритетом своей внешней политике, без решения которого не представляется решение других, более важных, стратегических задач. Таким образом совершенно очевидно, что до 2025 года эти стратегические направления внешнего влияния с точки зрениях их характера будут:

— негативными, последовательно усиливающимися;

— преимущественно принадлежать США и западной ЛЧЦ (за некоторым исключением тех стран, которые смогут преодолеть давление США и их основных союзников);

— все более трансформироваться от военно-силовых к силовым.

Или, наоборот. Внешнее влияние на национальную систему ценностей может быть жестким (как на Украине в 2014–2017 годах), а на политические цели — относительно мягким. Другими словами, силовое принуждение по разным стратегическим направлениям, как правило, бывает разным. В этом во многом и заключается искусство политики и военной стратегии — найти наиболее уязвимые точки.

В этой связи общее внешнее влияние можно условно разделить на следующие стадии, оценка актуальности и силы которых имеет непосредственное значение для обеспечения безопасности тех или иных групп факторов (политических целей, правящей элиты, ресурсов, системы ценностей):


Таким образом, подытоживая, можно сделать следующие выводы:

— на развитие России до 2025 года будут объективно оказывать негативное и опасное влияние враждебные МО и ВПО;

— влияние со стороны китайской, индийской и ряда других ЛЧЦ будет незначительно и, скорее, позитивным;

— влияние западной ЛЧЦ и коалиции будет крайне негативным и враждебным;

— влияние исламской ЛЧЦ будет деструктивно-враждебным;

— будет усиливаться влияние НЧК и его институтов, а также науки, культуры и технологий на внутриполитическую обстановку в России.

[2] Фролов А. Л. Опасности на горизонте // Россия в глобальной политике, 2016.

[3] Подберёзкин А. И. Современная военная политика России. — М.: МГИМО–Университет, 2017. — С. 279–280.

[4] Долгосрочное прогнозирование развития отношений между локальными цивилизациями в Евразии: монография / А. И. Подберёзкин и др. — М.: МГИМО–Университет, 2017. — С. 29–92; 307–350.

Гост

ГОСТ

Внешняя политика государства: сущность понятия

Внешняя политика государства – это комплекс взаимоотношений, деятельности на международной арене исследуемой страны с различными государствами в интересах такой страны.

Основными задачами реализации внешней политики является:

  • увеличение авторитета государства на международной арене;
  • защита национальных интересов государства (повышения материального и духовного уровня жизни, обеспечение безопасности населения, недопустимость вмешательства во внутренние дела страны других государств;
  • защита территориального суверенитета страны;
  • гарантия всесторонней безопасности страны и ее населения.

Особенности внешней политики Российской Федерации на современном этапе

На современном этапе развития внешняя политика РФ стремительно развивается и меняется и на сегодняшний день обладает рядом особенностей:

  • глобальное изменение внутренней и внешней политики, что прежде всего связано с распадом Советского Союза, правопреемником которого и стала Российская Федерация. В состав Советского Союза входило 15 независимых республик, авторитет на международной арене СССР был достаточно высок, после распада Советского Союза позиции Российской Федерации значительно ослабли;
  • после распада Советского Союза Россия нуждалась в серьезных изменениях, которые были реализованы посредством осуществления реформ как в экономической, так и политической жизни. В связи с проведением большого количества реформаций внешней политике стало уделяться гораздо меньшее значением, чем внутренней;
  • также после распада СССР в России начали возникать межнациональные конфликты, в т. ч. военные (например, события в Чеченской республике, Южной Осетии), что также значительно отвлекало внимание руководства государства от внешнеполитических действий;
  • наличие у России ядерного оружия выступает как в роли фактора, который значительно влияет на мировую ситуацию и позволяет поддерживать существующий авторитет России на международной арене.

Готовые работы на аналогичную тему

Среди наиболее важных составляющих внешней политики РФ можно выделить:

Прогноз и рекомендации в отношении внешнеполитической ситуации

На сегодняшний день очень сложно точно спрогнозировать внешнеполитическую обстановку в мире, так как некоторые ситуации, происходящие на международной арене, могут кардинально менять действующую обстановку. Поэтому, рассуждая о прогнозах внешнеполитической деятельности Российской Федерации, можно говорить лишь о возможных сценариях развития событий.

Если говорить о краткосрочной перспективе внешнеполитических отношений Российской Федерации с государствами Европейского Союза По данной теме мы уже выполнили реферат Европейский Союз подробнее и Соединенных Штатов Америки, то в качестве детерминирующего фактора развития отношений между странами, будет служить развитие ситуации на востоке Украины. Уже имеющийся опыт мирного решения военных конфликтах во многих странах показал, что видение будущего у участников конфликта значительно различаются, в связи с этим продолжение вооруженного конфликта больше, чем просто вероятно. Возможна реализация таких сценариев как сценарий эскалации и сценарий замороженного конфликта.

Стоит отметить, что второй вариант является наиболее оптимальным для Российской Федерации, так как имеет долгосрочную перспективу, однако на отношения России и стран Европейского союза, США такое развитие в значительной мере не повлияет.

Если говорить о южном направлении внешней политики Российской Федерации, то, к сожалению, ситуация, скорее всего, останется стабильно напряженной. Война с террористическими государства типа ИГИЛ, как и любые военные конфликты на Ближнем Востоке, не характеризуется быстрым окончанием. Существует опасность, что нестабильность Ближнего Востока может выйти за рамки Сирии и распространится на такие регионы, как Северный Кавказ, Закавказье. Таким образом, Российской Федерации стоит озаботиться об укреплении своих границ, обеспечении их безопасности.

В ближайшее время в регионах Центральной Азии По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Проблемы обеспечения безопасности в Центральной Азии подробнее значительных изменений не ожидается, однако, возможна смена политических режимов, в таких государствах как Узбекистан, Таджикистан, где лидеры государств находятся на своих постах достаточно длительный период времени (с 90-х годов XX века). В связи описанными выше обстоятельствами Российской Федерации необходимо быть готовой к значительному ухудшению ситуации в Центральной Азии, возникновению новых вспышек геополитической нестабильности, увеличению уровня влияния исламизма. Возможно, что в долгосрочной перспективе будут увеличиваться трения, непосредственно связанные с вопросами ограниченности водных ресурсов, при этом стоит учитывать агрессивную риторику Узбекистана и приостановке членства этого государства в ОДКБ По данной теме мы уже выполнили реферат Особенности деятельности ОДКБ подробнее , что в дальнейшем может привести к вооруженному конфликту. В связи с этим Российской Федерации стоит приложить достаточно большие усилия, в очередной раз примерить роль посредника и миротворца, чтобы предотвратить возникновение новых очагов конфликтов.

2.1. Социально-экономическое развитие России. Крепостническая Россия именно в 20—50-е гг. XIX в. все более отставала от передовых буржуазных стран Запада, а поэтому:

не могла эффективно конкурировать с Англией и Францией в торговле и в борьбе за сферы влияния как в Европе, так и на Востоке;

все более уступала в техническом уровне вооружения и оснащенности своих армии и флота вооруженным силам западных стран;

остро нуждалась в свободном проходе русского торгового и военного флотов через черноморские проливы для обеспечения обороны страны и развития внешнеэкономических связей.

2.2. Самодержавный политический режим.

• Характер политического строя России определял ее враждебное отношение как к любым революционным угрозам, так и к демократическим процессам повсюду в мире.

Спасение Россией монархических режимов Европы дало основание некоторым исследователям утверждать, что приоритетной для николаевского самодержавия была защита не национальных, а династических интересов.

2.3. Геополитическая и культурно-историческая ситуация.

• Политика России, направленная на сохранение Венской системы, вызывала недовольство европейских стран, видевших в ней стремление Николая I к гегемонии в Европе.

Уровень национально-освободительного движения христианских народов Османской империи позволял им рассчитывать на содействие России.

2.4. Личные качества императора Николая I. В условиях самодержавной власти от политического и культурного кругозора, дипломатической гибкости, интуиции и даже пристрастий и сиюминутных настроений монарха зависели судьбоносные решения во внешней политике. Появившаяся к концу 40-х гг. самонадеянность приводили к утрате императором способности адекватно оценивать международную ситуацию, к серьезным кадровым и дипломатическим ошибкам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Эпизоды внешней и внутренней политики России в конце 40-х годов XIX столетия

Эпизоды внешней и внутренней политики России в конце 40-х годов XIX столетия 1848 год, начавшийся в Петербурге, как всегда, масленицей, балами и маскарадами, вскоре превратился в один из самых трудных и горестных для царской семьи годов. Он стал почти двойником 1831 года, когда в

Эпизоды внешней и внутренней политики России в конце 40-х годов XIX столетия

Эпизоды внешней и внутренней политики России в конце 40-х годов XIX столетия 1848 год, начавшийся в Петербурге, как всегда, масленицей, балами и маскарадами, вскоре превратился в один из самых трудных и горестных для царской семьи годов. Он стал почти двойником 1831 года, когда в

28. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVII в. КОЛОНИЗАЦИЯ ОКРАИННЫХ ЗЕМЕЛЬ

28. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVII в. КОЛОНИЗАЦИЯ ОКРАИННЫХ ЗЕМЕЛЬ Внешнеполитический курс России на протяжении XVII в. был нацелен на решение трех задач:• достижение выхода к Балтийскому морю;• обеспечение безопасности южных границ от набегов

29. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVIII в.

29. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVIII в. Внешняя политика России в XVIII в. развивалась по трем основным направлениям: балтийское, черноморско-кавказское, польское.Очередной этап борьбы российского государства за выход к Балтийскому морю начался в 1700 г.

55. УЧАСТИЕ РОССИИ В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗАХ. ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XIX в.

55. УЧАСТИЕ РОССИИ В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗАХ. ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XIX в. Для выполнения своих внешнеполитических целей Россия на протяжении XIX в. взаимодействовала и вступала в различные коалиции со всеми ведущими европейскими странами. В этих условиях

1. Основные задачи и направления внешней политики России

1. Основные задачи и направления внешней политики России Внешняя политика России конца XV–XVI в., определявшаяся потребностями социально-экономического, политического и культурного развития страны, была нацелена на достижение следующих жизненно важных целей.1.1. Победа

1. Основные задачи и направления внешней политики России

1. Основные задачи и направления внешней политики России Потребности экономического, политического и культурного развития России определяли и ее основные внешнеполитические задачи.1.1. Возвращение территорий, потерянных в период Смуты, а в перспективе – присоединение

1. Задачи и характер внешней политики России

1. Задачи и характер внешней политики России 1.1. Обеспечение выхода к Черному морю, необходимость в котором вызывалась:• Потребностями экономического развития России, которая стремилась приобрести новые земли на юге, а главное, обеспечить контроль над устьями рек,

1. Факторы внутренней политики

1. Факторы внутренней политики 1.1. Начало разложения крепостнической системы. Появление и развитие новых рыночных тенденций в жизни страны.1.2. Нарастание различий в общественном и экономическом развитии России и стран Запада. В то время как в наиболее передовых странах

1. Факторы внутренней политики

1. Факторы внутренней политики 1.1. Стремление власти укрепить социально-экономическое положение страны и, не затрагивая крепостнической основы экономики, ускорить развитие промышленности в целях повышения военной мощи России.1.2. Необходимость усиления самодержавия,

1. Факторы внутренней политики

1. Факторы внутренней политики 1.1. Отставание России от западных стран, требовавшее модернизации экономической, социальной и политической систем, развития науки и образования.1.2. Высокий уровень социальной напряженности, выражавшийся:– прежде всего, в крестьянских

1. Факторы внутренней политики

1. Факторы внутренней политики 1.1. Острый экономический кризис, охвативший сельское хозяйство страны, ухудшивший положение крестьянства и подрывавший позиции дворянства.1.2. Обострение социально-политической обстановки, вызванное деятельностью революционеров и

2. Факторы внешней политики

2. Факторы внешней политики 2.1. Процесс модернизации России. Данный период российской истории носил переходный характер – осуществлялись глубокие реформы, ликвидировалась крепостническая система, проходила структурная модернизация страны. Это требовало огромного

1. Приоритеты внешней политики России

Факторы, влияющие на внешнюю политику РФ и ее особенности:

— Переход от биполярной системы международных отношений к многополярной

— Концепция внешней политики 2000г. — Росся великая евразийская держава, которая несет ответсвенность за поддержание мирвой безопасности.

Цели внешней политики РФ:

— Сохранение ведущей роли России в международных делах.

— Строительство многополярного мира.

— Интеграция в Европу.

— Взаимовыгодное сотрудничество со всеми заинтересованными странами

Таблица внешняя политика современной России

Основные направления внешней политики

Мероприятия внешней политики современной России

Отношения со странами СНГ

Равноправные отношения согласования экономических, политических, военных и других вопросов:

— 1994г. — договор о коллективной безопасности между шестью государствами СНГ (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). 1993г. — утверждение Устава СНГ. 1995г. — таможенный союз России, Белоруссии, Киргизии, присоединение к нему Таджикистана (1999г.).

— 1993-1996гг. — участие российских войск в миротворческих акциях на территории СНГ (в Приднестровье, Абхазии, Таджикистане).

— споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом, оплаты поставок газа из России;

— август 2008г. — организация вооружённого нападения на территорию Южной Осетии со стороны националистически настроенного руководства Грузии осложнение взаимоотношений между Россией и Грузией

Отношения с Европой и НАТО

1994г. — Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Европейским союзом (ЕС): созданы правовые рамки развития предпринимательской деятельности, инвестирования, движения капитала, охраны интеллектуальной собственности и т. д. Январь — февраль 1996г. — вступление РФ в Совет Европы.

27 мая 1997г. — подписание Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО.

На Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

— Сокращение стратегических наступательных вооружений: январь 1993г. — СНВ-2; май 2003г. — СНВ-3; апрель 2010г. — договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.

— Сотрудничество в борьбе с международным терроризмом: установление партнёрских (союзнических) отношений между США и Россией после трагических событий 11 сентября 2001г. в Нью-Йорке и военно-техническая помощь антиталибским силам в Афганистане, совместные заявления по проблемам Ближнего Востока и другое.

— К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии и Палестине.

— Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий, инновационной деятельности и информатики. Создан российско-американский Инновационный совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке и технике, российские компании участвуют в инновационных форумах в США

Отношения со странами Азии, Африки, Латинской Америки

С 1996 года Россия уделяет большое внимание отношениям с Китаем, Индией, Ираном, Египтом, а также с бывшими союзниками по социалистическому лагерю — Кубой, Северной Кореей, Вьетнамом:

— договор о партнёрстве России с Китаем: строительство АЭС в китайских провинциях, продажа российского газа, создание зон свободной торговли, безвизовый обмен в пограничной полосе и так далее.

Активизация диалога в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)

Схема внешней политики России современной

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, -СПб: 2013.

2. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

Читайте также: