Европейское агентство по окружающей среде доклад
Обновлено: 02.07.2024
Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС; EEA; European Environment Agency) – учреждение Европейского Союза, осуществляющее сбор, обработкуи анализ информации о состоянииокружающей средына европейском континенте. Правовую базу деятельности Агентства составляет Регламент 1210/90 от 7 мая 1990 г. об учреждении Европейского агентства по окружающей среде и Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой, изменённый Регламентом 933/1999 от 29 апреля 1999 г.
обеспечение ЕС и государств-членов объективной экологической информацией; регистрация, сопоставление и оценка информации о состоянии окружающей среды; участие в информационном обмене и обеспечение сравнимости получаемой экологической информации на европейском уровне; обеспечение широкого распространения достоверной информации о состоянии окружающей среды и о результатах исследований в области экологии;
координация Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой, содействие в инкорпорации её в международные системы мониторинга, содействие государствам-членам в становлении систем мониторинга окружающей среды и консультация государств-членов по данным вопросам;
совершенствование методов оценки стоимости ущерба, превентивных и восстановительных мероприятий;
участие в международном сотрудничестве.
Первоначально ст. 20 Регламента устанавливала возможность в ближайшем будущем наделить Агентство важными функциями по координации политики ЕС в отношении окружающей среды. В частности такими, как участие в контроле за имплементацией экологического законодательства ЕС, участие в создании системы экологической сертификации, а также проведение мероприятий направленных на совершенствование критериев оценки воздействия на окружающую среду, предусмотренных Директивой 85/337/ЕЭС. Как указывалось в преамбуле документа, Регламент должен был быть пересмотрен через два года после его принятия. Однако через два года после принятия Регламента 1210/90, ЕАОС ещё даже не приступило к деятельности. Пересмотр Регламента состоялся только в 1999 году, когда Советом был утверждён Регламент 933/1999 от 29 апреля 1999 г. изменяющий Регламент 1210/90. Согласно изменениям, Агентство лишь частично было наделено теми полномочиями, которые на него планировалось возложить в соответствии с прежней редакцией ст. 20. Новая редакция ст. 20 не содержит каких-либо положений о будущем расширении компетенции Агентства.
Статья 19 Регламента 1210/90 указывает, что в работе Европейского агентства по окружающей среде могут участвовать не только государства-члены, но и другие государства, разделяющие подход Сообщества и государств-членов к задачам Агентства. Такое участие является предметом специального соглашения.
Регламент 1210/90 по существу ввёл два инструмента экологической политики Сообщества: информационный инструмент экологической политики ЕС – Европейское агентство по окружающей среде, и общую для Сообщества систему мониторингаокружающейсреды – Европейскую сеть информации и наблюдения за окружающей средой. Сеть, согласно ст. 4 Регламента, включает в себя важнейшие элементы национальных информационных сетей государств-членов, национальные опорные пункты по сбору информации, тематические центры обработки информации в государствах-членах. Возглавляет и координирует Сеть, учреждённую Регламентом 1210/90, Европейское агентство по окружающей среде. (См. также Европейский Союз; Право Европейского Союза)
к.ю.н. Калиниченко П.А.
Использованная литература и информационные ресурсы
Право Европейского Союза: Документы и комментарии / Отв. ред. Кашкин С.Ю. М., 1999.
Калиниченко П.А. Современные тенденции в развитии экологического права ЕС // Преподавание права Европейского Союза в российских ВУЗах – II. Материалы семинара, состоявшегося в Москве 5–7 декабря 2000 г. М., 2001. С. 207–211.
Kiss A., Shelton D. Manual of European Environmental Law. Cambridge: Univ. Press, 1997.
Kramer L. EC Treaty and Environmental Law. London: Sweet & Maxwell, 1995.
Европейское агентство по окружающей среде ( EEA ) является учреждением Европейского союза (ЕС) , который обеспечивает независимую информацию об окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ
Определение
Европейское агентство по окружающей среде (EEA) - это агентство Европейского Союза (ЕС), которое предоставляет независимую информацию об окружающей среде. Его цель - помочь тем, кто участвует в разработке, реализации и оценке экологической политики , а также информировать широкую общественность.
Организация
ЕАОС было учреждено Постановлением 1210/1990 Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (с поправками, внесенными Постановлением 933/1999 и Постановлением ЕС 401/2009) и начало функционировать в 1994 году со штаб-квартирой в Копенгагене , Дания .
Агентство управляется правлением, состоящим из представителей правительств его 32 стран-членов, представителя Европейской комиссии и двух ученых, назначенных Европейским парламентом , которым помогает его Научный комитет.
Нынешний исполнительный директор агентства - профессор Ханс Брюнинкс , назначенный на пятилетний срок. Он является преемником профессора Жаклин МакГлейд .
Страны-участницы
Государства- члены Европейского Союза являются его членами; однако другие государства могут стать его членами посредством соглашений, заключенных между ними и ЕС.
Это был первый орган ЕС, открывший свое членство для 13 стран-кандидатов (до расширения в 2004 г. ).
В ЕЭЗ входят 32 страны-члена и шесть сотрудничающих стран. 33 страны-члена включают 27 государств-членов Европейского Союза, а также Исландию , Лихтенштейн , Норвегию , Швейцарию и Турцию .
После Brexit в 2020 году Великобритания больше не является членом ЕС и, следовательно, не является государством-членом ЕЭЗ.
ЕАОС является активным членом сети EPA .
Страны-члены ЕС | страны, не входящие в ЕС | Сотрудничающие страны |
---|---|---|
Австрия | Исландия | Албания |
Бельгия | Лихтенштейн | Босния и Герцеговина |
Болгария | Норвегия | Косово |
Хорватия | Швейцария | Черногория |
Чехия | Турция | Северная Македония |
Кипр | Сербия | |
Дания | ||
Эстония | ||
Финляндия | ||
Франция | ||
Германия | ||
Греция | ||
Венгрия | ||
Ирландия | ||
Италия | ||
Латвия | ||
Литва | ||
Люксембург | ||
Мальта | ||
Нидерланды | ||
Польша | ||
Португалия | ||
Румыния | ||
Словакия | ||
Словения | ||
Испания | ||
Швеция |
Отчеты, данные и знания
Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС) производит оценки на основе данных гарантированного качества по широкому кругу вопросов, от биоразнообразия, качества воздуха, транспорта до изменения климата. Эти оценки тесно связаны с экологической политикой и законодательством Европейского Союза и помогают отслеживать прогресс в некоторых областях и указывают области, в которых необходимы дополнительные усилия.
ЕАОС делится этой информацией, включая наборы данных, используемые в его оценках, через свой основной веб-сайт и ряд тематических информационных платформ, таких как ClimateADAPT и Информационная система по биоразнообразию для Европы (BISE).
Европейская система информации о природе
Европейская информационная система Природы (EUNIS) обеспечивает доступ к общедоступной информации в базе данных EUNIS для видов , места обитания видов и охраняемых объектов по всей Европе. Он является частью Европейского центра данных по биоразнообразию (BDC) и поддерживается ЕАОС.
База данных содержит данные
- о видах, типах местообитаний и обозначенных участках в рамках Natura 2000 ,
- из материалов, собранных Европейским тематическим центром по биологическому разнообразию.
- упомянуты в соответствующих международных конвенциях и в Красных списках МСОП ,
- собираются в рамках отчетной деятельности ЕАОС.
Европейская сеть информации и наблюдения за окружающей средой
Европейская сеть информации и наблюдения за окружающей средой (Eionet) - это партнерская сеть ЕАОС и стран. ЕАОС отвечает за развитие сети и координацию ее деятельности. Для этого ЕАОС тесно сотрудничает с национальными координационными центрами (НКЦ), обычно национальными агентствами по охране окружающей среды или министерствами окружающей среды, которые несут ответственность за координацию национальных сетей национальных справочных центров (НСЦ) с участием многих учреждений (всего около 350).
Помимо NFP и NRC, Eionet в настоящее время включает семь европейских тематических центров (ETC):
- ETC о загрязнении воздуха, транспорте, шуме и промышленном загрязнении (ETC / ATNI)
- ETC о биологическом разнообразии (ETC / BD)
- ETC о воздействии изменения климата, уязвимости и адаптации (ETC / CCA)
- ETC по смягчению последствий изменения климата и энергетики (ETC / CME)
- ETC по внутренним, прибрежным и морским водам (ETC / ICM)
- ETC по городским, земельным и почвенным системам (ETC / ULS)
- ETC об отходах и материалах в зеленой экономике (ETC / WMGE)
Управление бюджетом и его исполнение
Как и для каждого органа и учреждения ЕС, бюджет ЕЭЗ подлежит процессу исполнения, состоящему из внешней проверки исполнения бюджета и финансового управления, чтобы обеспечить разумное финансовое управление его бюджетом. С момента своего создания, ЕЭЗ без исключения пополняет свой бюджет. ЕЭЗ предоставляет полный доступ к своим административным и бюджетным документам в своем реестре публичных документов .
Процесс погашения бюджета на 2010 год потребовал дополнительных разъяснений. В феврале 2012 года Комитет Европейского парламента по бюджетному контролю опубликовал проект отчета, в котором определены области, вызывающие озабоченность в отношении использования средств и его влияние на бюджет 2010 года, например, увеличение бюджета на 26% с 2009 по 2010 год до 50 600 000 евро. .. и поставил под сомнение соблюдение принципов максимальной конкуренции и соотношения цены и качества при найме, в том числе возможных фиктивных сотрудников.
Исполнительный директор ЕЭЗ на публичных слушаниях опроверг обвинения в нарушениях. 27 марта 2012 года члены Европейского парламента (депутаты Европарламента) проголосовали за отчет и высоко оценили сотрудничество между Агентством и НПО, работающими в области окружающей среды. 23 октября 2012 года Европейский парламент проголосовал и разрешил Европейскому агентству по окружающей среде выпустить его бюджет на 2010 год.
Исполнительные директора
Имя | Национальность | Условия) |
---|---|---|
Доминго Хименес-Бельтран | Испания | 1994–2003 |
Жаклин МакГлэйд | Объединенное Королевство | 2003–2013 гг. |
Ганс Брюнинкс | Бельгия | 2013- |
Международное сотрудничество
В дополнение к своим 32 членам и шести балканским странам-партнерам, ЕЭЗ также сотрудничает и развивает партнерские отношения со своими соседями и другими странами и регионами, в основном в контексте Европейской политики соседства :
- Страны ВП : Беларусь, Украина, Молдова, Армения, Азербайджан, Грузия.
- UfM заявляет: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Палестинская автономия , Сирия, Тунис.
- другие государства ЕИСП : Россия
- Страны Центральной Азии : Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
Кроме того, ЕЭЗ сотрудничает с несколькими международными организациями и соответствующими агентствами следующих стран:
European Environment Agency (EEA)
Европейское агентство окружающей среды - агентство, созданное Советом Европейского союза . Является независимым от Комиссии ЕС. Образовано в 1990 году, активную работу ведет с октября 1993 года. Штаб-квартира находится в Копенгагене (Дания).
Миссия: обеспечивать на европейском уровне Сообществу и государствам - членам цель, безопасность и сравнительную информацию, позволяющие выявлять меры, необходимые для защиты окружающей среды; оценивать собранные данные и распространять информацию относительно состояния окружающей среды.
Основной орган принятия решений – Совет управления (Management Board). Он назначает Научный Комитет (Scientific Committee) для обеспечения технической экспертизы.
В каждом из государств - членов проводятся мониторинг и сбор данных. На европейском уровне, согласно контракту с EEA, эту работу осуществляют так называемые Европейские тематические центры (European Topic Centers, ETCs). Основная роль ETCs состоит в улучшении качества данных, сравнимости и обеспечении их пригодности для задач европейского уровня, например, на уровне Комиссии и других форумов.
Европейские тематические центры отбираются Советом управления для деятельности в сферах качества воздуха, выбросов, качества воды, сохранения природы, решения морских и прибрежных задач, сохранения почвы и т.д. Существует Тематический центр подземных вод (The Inland Water Topic Center), во главе с Центром водных исследований (Water Research Center, WRC).
Бюджет EEA в 1998 году составлял 16.8 млн. экю. Большая часть штата работает в отделах в Копенгагене.
Агентство открыто для стран, которые не являются членами ЕС. Представители Норвегии, Исландии и Лихтенштейна участвуют во встречах Совета управления.
Осуществляется сотрудничество со странами, участвующими в программе PHARE .
Агентство выпускает ежегодный отчет и регулярный информационный бюллетень для государств – членов. Информационный бюллетень получают также все организации, составляющие элементы сети по защите окружающей среды.
Основные области деятельности Агентства должны, насколько возможно, включать все элементы, позволяющие описать существующее и возможное состояние окружающей среды, исходя из следующих точек зрения:
Агентство должно предоставлять информацию, которая может непосредственно использоваться в реализации политики окружающей среды Сообщества. Приоритет отдается следующим областям:
Европейское агентство по окружающей среде ( ЕАОС ) является регулирующим органом Европейского Союза . ЕАОС отвечает за предоставление независимой информации об окружающей среде, информации, которая поддерживает граждан и тех, кто участвует в разработке, принятии, применении и оценке экологической политики. [ 1 ]
ЕЭЗ управляется Правлением, [ 2 ] состоящим из представителей правительств 33 стран-членов, Европейской комиссии и Европейского парламента .
ЕЭЗ было юридически учреждено Постановлением (ЕЭС) № 1210/1990. Это положение было подвергнуто нескольким последующим изменениям в 1999 г. и было кодифицировано (закреплено в испанской законодательной традиции) в 2009 г. [ 3 ] После юридического создания Агентства группа экспертов запустила его, чтобы в 1994 г. , открыв свою штаб-квартиру в датской столице Копенгагене , где она работает до сих пор.
У Агентства есть исполнительный директор, в настоящее время Ханс Бруйнинкс , который был назначен на 5-летний срок, начинающийся в июле 2013 года. Г -н Бруйнинкс заменил Жаклин МакГлейд , которая, в свою очередь, заменила Доминго Хименеса-Бельтрана .
В настоящее время Агентство насчитывает 33 полноправных члена и 6 сотрудничающих стран. Агентство связано со своими странами-членами и сотрудниками в так называемой Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой (Eionet). [ 4 ] Агентство выступает в качестве координатора сети, неся равную ответственность за ее развитие и деятельность. Сеть Eionet структурирована через так называемые Национальные координационные центры (PFN) и Национальные справочные центры (CNR). NFP и CNR представляют собой плотную сеть контактов, в которую входят почти 350 различных учреждений.
Агентство также является активным членом Сети европейских агентств по охране окружающей среды, известной как Сеть EPA .
История
Начиная с 1970-х годов государства-члены Европейского Союза начали координировать свои экологические инициативы, все более адаптируя свою политику в результате признания того, что такие проблемы, как загрязнение воздуха или воды , требуют скоординированных действий. [ 5 ] Наконец, регламент, по которому была создана ЕЭЗ, был принят Европейским Сообществом (предшественником Европейского Союза ) в 1990 г. и вступил в силу в 1993 г., хотя только в 1994 г. он начал работать на полную мощность. . [ 6 ]
ЕС и пандемия коронавирусной болезни
Члены
В ЕАОС 27 полноправных членов и 5 сотрудничающих стран. Полноправными странами являются 27 государств, входящих в Европейский Союз , а также Исландия , Норвегия , Лихтенштейн , Швейцария и Турция по специальному договору. Учредительный регламент ЕЭЗ позволяет его членству выходить за пределы Европейского Союза, если страны, не входящие в ЕС, разделяют его заботу об окружающей среде.
Европейская сеть информации и наблюдения за окружающей средой (Eionet)
Европейская сеть экологической информации и наблюдений (Eionet) представляет собой сеть между ЕАОС и ее членами и сотрудничающими странами. Агентство отвечает за развитие этой сети и координацию ее деятельности. Для этого он очень тесно сотрудничает с Национальными координационными центрами (НКЦ), которыми обычно являются национальные агентства по охране окружающей среды или министерства по охране окружающей среды стран-членов.
Национальные координаторы отвечают за координацию деятельности национальных справочных центров (CNR) и объединяют около 1000 экспертов из более чем 350 национальных учреждений и других органов, отвечающих за экологическую информацию.
Помимо этих точек и центров, Eionet в настоящее время включает в себя шесть европейских тематических центров по:
- Загрязнение воздуха и смягчение последствий изменения климата [ 8 ]
- Биологическое биоразнообразие [ 9 ]
- Последствия изменения климата, уязвимость и адаптация [ 10 ]
- Информационно-пространственный анализ [ 11 ]
- Устойчивое производство и потребление [ 12 ]
- Морские, прибрежные и внутренние воды [ 13 ]
Организация ЕЭЗ [ 2 ]
ЕЭЗ управляется Правлением и Советом директоров. Он также имеет Научный комитет, который действует как консультативный орган. Исполнительный директор несет ответственность перед Правлением за выполнение программ и повседневное управление ЕЭЗ.
Рабочий план ЕАОС состоит из пятилетних многолетних программ. Текущий план рассчитан на период 2014-2018 гг.
Совет директоров и Совет директоров
Совет директоров состоит из одного представителя от каждой страны-члена, двух представителей Комиссии и двух научных деятелей, назначаемых Европейским парламентом. В его задачи входит утверждение Многолетней рабочей программы, годовых рабочих программ и годовых отчетов, а также назначение Исполнительного директора и членов Научного комитета.
Бюро состоит из президента, до пяти вице-президентов, представителя Комиссии и одного из членов, назначаемых Европейским парламентом. Он уполномочен принимать исполнительные решения, необходимые для эффективного функционирования Агентства, в период между заседаниями Правления.
Исполнительный директор
Исполнительный директор несет ответственность перед Правлением за реализацию программ и повседневное управление ЕЭЗ. В следующую таблицу включены лица, занимавшие должность Исполнительного директора с момента создания Агентства.
Имя | Состояние | Мандат |
---|---|---|
Доминго Хименес-Бельтран | Испания | 1994 – 2003 гг. |
Жаклин МакГлейд | объединенное Королевство | 2003 – 2013 гг. |
Ганс Брюнинкс | Бельгия | 2013 - |
Ханс Брюйнинкс является исполнительным директором Европейского агентства по окружающей среде с 1 июня 2013 года. Д-р Брюнинкс родился в Шоте ( Бельгия ) в 1964 году, он получил степень бакалавра и магистра в области политических наук, специализируясь на международных человеческих отношениях, в Университете Антверпена и в KU Leuven University . Кроме того, он прошел дополнительную программу обучения развитию в Католическом университете Левена .
Команда направления
Группа управления состоит из исполнительного директора, советника и руководителей программ и регулярно собирается для управления повседневной деятельностью ЕАОС.
Научный комитет
Научный комитет консультирует Совет директоров и Исполнительного директора. Он имеет три основные функции:
- высказать мнение о многолетних и годовых рабочих программах ЕАОС
- дать заключение Исполнительному директору с целью набора научного персонала Агентства
- предоставлять консультации и заключения по любым научным вопросам, касающимся деятельности Агентства, которые могут быть представлены ему Правлением или Исполнительным директором
Организационная структура [ 14 ]
Агентство структурировано по программам, и в настоящее время существует 7 программ, охватывающих следующие области:
Программы, в свою очередь, разбиты на группы, в которых может быть от 4 до 12 человек.
В марте 2017 года в Европейском агентстве по окружающей среде работало 199 сотрудников.
Доклады о состоянии окружающей среды в Европе
ЕАОС публикует каждые пять лет отчет о состоянии и перспективах окружающей среды в Европе. Последний отчет об этих характеристиках был опубликован в 2015 году. [ 15 ]
Первый отчет об этих характеристиках, известный как отчет Добриша и опубликованный в 1992 году, включал информацию, касающуюся 46 стран, основанную в основном на данных, полученных до 1992 года. Он включает оценку состояния окружающей среды Европы к тому времени.
Отчет Добриша был представлен на третьей конференции министров окружающей среды всех европейских стран, которая состоялась в Софии в октябре 1995 года. Эти конференции стремились установить принципы и политику улучшения состояния окружающей среды, чтобы объединить критерии в этом отношении. и добиться более устойчивого развития в Европе .
Учредительный регламент Агентства кодифицирует обязательство ЕАОС представлять отчеты об этих характеристиках каждые 5 лет.
Для достижения цели (. ) будет выполнять следующие функции:
(. ) h) публиковать каждые пять лет отчет о состоянии, тенденциях и перспективах окружающей среды, сопровождаемый ежегодными ориентировочными отчетами по конкретным темам.
С момента создания Агентства отчеты были опубликованы в 1995 г., [ 16 ] 1999 г., [ 17 ] 2005 г., [ 18 ] 2010 [ 19 ] и 2015 г. [ 15 ] В отчете за 2015 г. регион добился значительного прогресса в защите окружающей среды, но в то же время предстоит решить серьезные проблемы.
Доклады о состоянии окружающей среды в Европе, известные как SOER по аббревиатуре на английском языке, оказывают большое влияние на европейские круги, принимающие решения, как на уровне Союза, так и в странах, входящих в его состав.
Европейское агентство по окружающей среде выступает как посредник между поставщиками и потребителями информации и производит комплексную информацию и упорядоченное знание, которое помогает направлять и использовать природоохранную деятельность. Агентство выпускает не только печатную продукцию, но и С0-1ЮМы и материалы для Интернета, позволяющие проводить ОВОС [42].[ . ]
Целью Европейского агентства по окружающей среде и Европейской сети экологической информации и наблюдения за окружающей средой является получение объективной, надежной и сопоставимой информации для всех заинтересованных сторон для формирования и проведения европейской и национальной экологической политики, а также для общественности. Но пока общественность неактивно пользуется услугами Агентства. Его доклады читает узкий круг специалистов.[ . ]
ЕСЕ — UN Economic Commission for Europe (см. Европейская экономическая комиссия ООН в подразделе 4.1). ЕЕА — European Environment Agency (см. Европейское агентство по окружающей среде в подразделе 4.1).[ . ]
Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН — Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, региональные экономические комиссии (например, Европейская экономическая комиссия), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др.[ . ]
Национальные природоохранные ведомства и министерства представляют данные по предписанной Агентством форме. На конкурсной основе Агентство поддерживает исследовательские и аналитические проекты сети “тематических центров”, т. е. действующих институтов и консультантов частного сектора (предстоит сформировать сеть, охватывающую тысячи экспертов). Собранные данные распространяются Агентством в форме периодических докладов о состоянии окружающей среды. Европейское агентство по окружающей среде собирает информацию в Европе, в том числе по странам Центральной и Восточной Европы, Средиземноморья, Скандинавии и Северной Африки. В его распоряжение перешла программа КОРИНЕ (Координация информации об окружающей среде), созданная Комиссией Европейского сообщества (КЕС) в 1985 г. [41].[ . ]
В американской программе регулирования выбросов 802 этот базовый уровень трансформировался в квоту на основании формул, разработанных Агентством по охране окружающей среды США, приемлемых для энергетиков (главного объекта регулирования). В Киотском протоколе в качестве базового был взят уровень выбросов 1990 г., а затем, руководствуясь соображениями о том, как эти выбросы будут изменяться во времени и насколько реалистичны надежды на их ограничение и сокращение, развитые страны принимали на себя обязательства. Можно найти примеры, когда некоторые страны, например, Россия, посчитали, что наиболее реалистичная для них задача — это стабилизация выбросов на уровне 1990 г. Европейский союз нашел возможным ограничить свою квоту на выбросы уровнем на 8% ниже, чем они были в 1990 г., а Австралия, например, остановилась на цифре +8%. Договаривающиеся стороны одобрили эти цифры, и они были записаны в Приложение Б к Киотскому протоколу.[ . ]
К статье Экологическая маркировка. Различные знаки экологической маркировки | ![]() |
Читайте также: