Бюджетная компетенция рф доклад

Обновлено: 05.07.2024

РФ (ст. 4) на всю территорию России. Принадлежность бюджетных полномочий суверенному государству придает им особый характер, отличает их от полномочий других субъектов.

Роль бюджетных полномочий РФ заключается в том, что они обеспечивают создание финансовой базы, без которой невозможно действительное осуществление государственного суверенитета РФ и полномочий по предметам ее С помощью бюджетных полномочий в распоряжении федеральных органов власти образуется государственный (федеральный) бюджет, необходимый для функционирования России в качестве суверенного государства и для выполнения им своих внутренних и внешних задач, проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном счете — единая социально-экономическая политика. Кроме того, они создают финансовые возможности для координации и объединенных действий России в рамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного масштаба.

Бюджетные полномочия РФ закреплены в ряде статей Конституции РФ, а также в БК РФ, других правовых актах, в частности, в принимаемых ежегодно федеральных законах о федеральном бюджете, в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Статья 7 БК РФ содержит перечень полномочий, входящих в компетенцию органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных отношений. Они конкретизируются в других соответствующих нормах Кодекса. В основном, в компетенцию Российской Федерации входят следующие бюджетные полномочия.

Право регулировать бюджетные отношения на территории страны в целом. Федеральное законодательство содержит действующие на всей территории России нормы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, бюджетной классификации (группировке доходов и расходов бюджетов всех уровней), об организации бюджетной отчетности и др.

Право на самостоятельный федеральный бюджет.

Право устанавливать налоги, сборы, неналоговые источники доходов, подлежащие зачислению в бюджетную систему. При этом в непосредственном ведении РФ находятся те налоги и сборы, которые отнесены к федеральным. В то же время установление общих принципов налогообложения является предметом совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

Полномочия по разграничению (распределению) бюджетных доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Перечень доходов федерального бюджета, включающий не только налоговые, но и неналоговые доходы, содержит БК РФ (ст. 50—51). Отнесение налогов к федеральному, региональному или местному уровням закреплено в РФ.

Установление основ разграничения расходов между бюджетами соответственно разграничению имущества и компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления.

Регулирование соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации путем передачи в них отчислений от налогов и других источников доходов, а также выделения дотаций, субвенций, оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в других формах.

Право образовывать в федеральном бюджете резервные и целевые в том числе фонды финансовой поддержки субъектов РФ.

Контроль за использованием субъектами РФ и муниципальными образованиями средств, выделенных им из федерального бюджета.

В случае неисполнения субъектом РФ бюджетных обязательств Правительство РФ вправе ходатайствовать о введении временной финансовой администрации для осуществления полно - мочий субъекта РФ (гл. БК РФ).

В рассмотренном перечне бюджетных прав РФ можно выделить следующие группы полномочий: в отношении бюджетной системы РФ в целом; б) в отношении федерального бюджета; в) в отношении бюджетов субъектов Федерации; г) в отношении местных бюджетов.

В этом проявляется важная координирующая роль федеральных органов власти в функционировании бюджетной системы страны.

(см. текст в предыдущей редакции)

К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:

установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;

определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 301-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

определение основ казначейского обслуживания;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществление казначейского обслуживания;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

определение основ функционирования системы казначейских платежей;

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

определение основ казначейского сопровождения;

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 244-ФЗ)

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;

осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации;

установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;

установление, детализация кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющихся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на средства участников казначейского сопровождения;

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.7-9 БК РФ бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются как установленные законодательством РФ их права и обязанности по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Самым широким уровнем полномочий наделены гос органы РФ, далее по объему полномочий – органы гос власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Разграничение бюджетной компетенции установлено Конституцией РФ и БК РФ.

РФ как суверенное государство имеет право на самостоятельный бюджет.

Полномочия РФ в лице ее органов гос власти:

- право устанавливать общие принципы налогообложения и сборов в РФ,

- право разграничивать полномочия по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней,

- определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов,

- утверждение и исполнение бюджетов субъектов и местных и утверждение отчетов об их исполнении, контроль;

- установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета,

- утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление отчетности об исполнении;

- утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов,

- утверждение бюджетной классификации РФ,

- полномочия в области регулирования государственного и муниципального долга,

- полномочия по регулированию межбюджетных отношений,

- контроль за использованием переданных в нижестоящие бюджеты средств.

На федеральном уровне устанавливаются единые формы бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней. Это является компетенцией Минфина РФ (ст. 165 БК РФ).

На федеральном же уровне определены перечень и порядок формирования государственных внебюджетных фондов, организационные вопросы управления их деятельность.

Полномочия органов гос. власти субъектов РФ.

Каждый субъект имеет право на собственный бюджет. Это право не обусловлено ни размером территории, ни численности населения. Все равноправны (ст.7 Конституции РФ).

- установление порядка составления и рассмотрения проекта бюджета субъекта, его утверждения и исполнения, контроль за исполнением, утверждение отчетов об исполнении,

- на законодательном уровне решения о введении региональных налогов и сборов в рамках налогового законодательства, установление размера ставок по ним и предоставление налоговых льгот в предоставленных им пределах,

- распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов между бюджетом субъекта и местным бюджетом. Решение о привлечении помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, образуемого в составе федерального бюджета.

- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта местным бюджетам и ее непосредственное предоставление. То же самое касается и предоставления бюджетных кредитов юр. лицам на платной, возвратной основе.

- полномочии по регулированию гос долга: определение перечня и порядка внутренних заимствований субъектов; осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта и управление го гос долгом.

Органы местного самоуправления .

Здесь также осуществляется принцип равноправия, в соответствии с которым все муниципальные образования независимо от состава территории, численности населения обладают равной совокупностью бюджетных прав.

- порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, его утверждения и исполнения, контроль за исполнением, порядок утверждения отчетов, осуществление всех стадий бюджетного процесса,

- определение порядка направления в бюджет доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов (собственные доходы: местные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, доходы от имущества в муниципальной собственности,

- требовать предоставления материальных ресурсов для осуществления отдельных гос полномочий (смета расходов территорий не являющихся муниципальными образованиями),

- самостоятельное определение расходования бюджетных средств (льготы по оплате ЖКХ, надбавки к пенсиям…),

- представительный орган местной власти за счет средств местного бюджета вправе создать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета,

- иные полномочия (например, предоставление межбюджетных трансферов между местными бюджетами)

Если конкуренция, то приоритет фз о бюджете (см позицию конституционного суда)

Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ (последняя редакция)

Установите, какие принципы бюджетного права нарушаются в следующих случаях:

1) принятие нормативного правового акта, устанавливающего новое расходное обязательство России, в котором не предусмотрены источники покрытия возникающих расходов;

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита

БК РФ Статья 83. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом

1. Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Логотип

В соответствии со ст.ст.7-9 БК РФ бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются как установленные законодательством РФ их права и обязанности по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Самым широким уровнем полномочий наделены гос органы РФ, далее по объему полномочий – органы гос власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Разграничение бюджетной компетенции установлено Конституцией РФ и БК РФ.

РФ как суверенное государство имеет право на самостоятельный бюджет.

Полномочия РФ в лице ее органов гос власти:

- право устанавливать общие принципы налогообложения и сборов в РФ,

- право разграничивать полномочия по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней,

- определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов,

- утверждение и исполнение бюджетов субъектов и местных и утверждение отчетов об их исполнении, контроль;

- установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета,

- утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление отчетности об исполнении;

- утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов,

- утверждение бюджетной классификации РФ,

- полномочия в области регулирования государственного и муниципального долга,

- полномочия по регулированию межбюджетных отношений,

- контроль за использованием переданных в нижестоящие бюджеты средств.

На федеральном уровне устанавливаются единые формы бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней. Это является компетенцией Минфина РФ (ст. 165 БК РФ).

На федеральном же уровне определены перечень и порядок формирования государственных внебюджетных фондов, организационные вопросы управления их деятельность.

Полномочия органов гос. власти субъектов РФ.

Каждый субъект имеет право на собственный бюджет. Это право не обусловлено ни размером территории, ни численности населения. Все равноправны (ст.7 Конституции РФ).

- установление порядка составления и рассмотрения проекта бюджета субъекта, его утверждения и исполнения, контроль за исполнением, утверждение отчетов об исполнении,

- на законодательном уровне решения о введении региональных налогов и сборов в рамках налогового законодательства, установление размера ставок по ним и предоставление налоговых льгот в предоставленных им пределах,

- распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов между бюджетом субъекта и местным бюджетом. Решение о привлечении помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, образуемого в составе федерального бюджета.

- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта местным бюджетам и ее непосредственное предоставление. То же самое касается и предоставления бюджетных кредитов юр. лицам на платной, возвратной основе.

- полномочии по регулированию гос долга: определение перечня и порядка внутренних заимствований субъектов; осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта и управление го гос долгом.

Органы местного самоуправления .

Здесь также осуществляется принцип равноправия, в соответствии с которым все муниципальные образования независимо от состава территории, численности населения обладают равной совокупностью бюджетных прав.

- порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, его утверждения и исполнения, контроль за исполнением, порядок утверждения отчетов, осуществление всех стадий бюджетного процесса,

- определение порядка направления в бюджет доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов (собственные доходы: местные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, доходы от имущества в муниципальной собственности, местные штрафы, добровольные пожертвования и т.д.),

- требовать предоставления материальных ресурсов для осуществления отдельных гос полномочий (смета расходов территорий не являющихся муниципальными образованиями),

- самостоятельное определение расходования бюджетных средств (льготы по оплате ЖКХ, надбавки к пенсиям…),

- представительный орган местной власти за счет средств местного бюджета вправе создать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета,

- иные полномочия (например, предоставление межбюджетных трансферов между местными бюджетами)

Если конкуренция, то приоритет фз о бюджете (см позицию конституционного суда)

Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ (последняя редакция)

Установите, какие принципы бюджетного права нарушаются в следующих случаях:

1) принятие нормативного правового акта, устанавливающего новое расходное обязательство России, в котором не предусмотрены источники покрытия возникающих расходов;

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита

БК РФ Статья 83. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом

1. Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:

установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;

определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

определение основ казначейского обслуживания;

осуществление казначейского обслуживания;

определение основ функционирования системы казначейских платежей;

определение основ казначейского сопровождения;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;

осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации;

установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;

установление, детализация кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющихся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;

установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);

временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ;

установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;

установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на средства участников казначейского сопровождения;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям Российской Федерации.

Читайте также: