Доклад науки юношей питают

Обновлено: 16.05.2024

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский.

Сроки реализации проекта: среднесрочный (1 месяц)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Введение

Дети – наше будущее, а будущее невозможно без прошлого. Прошлое нашей страны - это история России. К сожалению, в наше время вызывает чувство тревоги патриотическое воспитание нашей молодёжи, а зачастую его отсутствие. Без духовности, перераспределение интересов, дети перестают увлекаться музыкой, литературой, но больше увлекаются просмотром видео и телевидения. Подсаживаясь на компьютерные игры, они перестают фантазировать, создавать собственные зрительные образы, с трудом воспринимают информацию. Именно в дошкольном возрасте, когда появляется интерес к явлениям общественной жизни, когда дети обращаются с вопросами к родителям, педагогам, больше узнать о местности в которой живут, о том, как жили их предки, важно поддержать это стремление, не упустить этот благодатный возрастной период.

Приобщение ребенка к народному искусству оказывает глубокое воздействие на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себя накопленный веками, исторический опыт многих поколений. Первые яркие представления о Родине, о её культуре, пробуждает в детях, ознакомление с произведениями народного творчества, способствует воспитанию патриотических чувств. Раскрыть всю красоты родной природы помогает знакомство с народно-прикладным искусством. Знакомство с народным промыслами и народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности. В ходе работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в её значимости.

Дагестан является заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Издавна широкое развитие получили самые разные виды ремесел – художественная обработка металла, гончарное производство, резьба по камню и дереву, обработку кости, ковроделие, золотошвейное дело и узорное вязание. В жизни горного края эти виды ремесел и ныне продолжают играть очень важную роль.

В эпоху Средневековья в Дагестане были крупные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла: Кубачи и Казикумух – оружейное и ювелирное дело, Балхар и Сулевкент – гончарное производство, Дербент и Табасаран – ковроткачество, Сутбук – резной камень. Народные мастера в своем творчестве использовали то, что довало сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев.

Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов.

Актуальность данной темы обусловлена большой значимостью воспитания, нравственно патриотических чувств в современном обществе. Знакомство с народным промыслом Дагестана, мастерством умельцев позволит нашим детям почувствовать себя частью дагестанского народа, ощутить гордость за свой край.

Цели проекта:

- Формирование у детей познавательного интереса к дагестанской народной культуре через ознакомления с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

- Повышение интереса детей к исследовательской деятельности

- Формирование основ научного мировоззрения.

Задачи проекта:

Познакомить детей с народными промыслами, с культурой и традициями дагестанского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: доброту, сочувствие, трудолюбие, взаимовыручку и т.д. Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности. Развивать творческие способности в процессе восприятия произведений.

Осуществлять красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.

Формирование любви к своей Родине и умение гордиться традициями и культурой своего народа. Формировать патриотические чувства.

Донести до детей, что они являются посетителями дагестанской культуры, наследниками великих мастеров.

Форма работы с детьми:

Образованная деятельность, игры, беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий, просмотр слайд-шоу, оформление выставок;

Проведение экскурсии в музей;

Создание национального уголка в группе;

В соответствии с ФГОСДО проект опирается на научные принципы ее построения: решение программных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Ожидаемый результат:

Для детей: ответственное отношение к общественно-значимым заданиям: развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; Расширение знаний об истории родного края; Закрепление знаний и представлений о народных промыслах Дагестана: самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма; Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.

Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация.

Этапы реализации проекта

Цель: заинтересовать детей, родителей, педагогов предстоящей темой проекта, вызвать желание стать его участниками.

- Познакомить родителей с планом проведения проекта, дать информацию о том какая помощь родителей потребуется в ходе проекта:

- разработать план мероприятий;

- подбор и изучение наглядных и дидактических материалов;

- подбор материала и подготовка презентации по ознакомлению детей с народными промыслами родного края;

- создание развивающей среды;

- создание национального уголка в группе.

II этап. Основной с практический, продуктивный этап).

Цель: Организовать творческое сотрудничество между детьми, родителями и педагогами.

В рамках этого этапа происходит формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

1) Цикл тематических бесед:

1. Чтение произведений на тему народных промыслов;

3. Чтение народных сказок Дагестана.

4. Стихи о хлебе.

Работа с родителями:

Совместное посещение в выходные дни с детьми Дагестанского музея изобразительных искусств.

III этап. Итоговые обобщающий этап.

2. Презентация проекта для родителей и пелагического коллектива детского сада.

Заключение.

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появится желание еще больше узнавать о творчестве народных мастеров и жизни традиций и культуры дагестанского народа.

Дети самостоятельно станут различать стили известных видов декоративной живописи, научатся создавать выразительные узоры на бумаге.

В детском саду созданы необходимые условия по формированию у дошкольников целостного представления о быте и культуре народов Дагестана. Дети и их родители заинтересованы культурой родного края, тем как жили их предки.

Рекомендуемая литература:

2. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество.

3. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Автор работы: ученик 6 класса

Аладинов Рамазан Бедрединович.

Руководитель: Аладинова Рефеат С.

Для меня моей родиной является Республика Дагестан, мой Докузпаринский район, моё родное село Каракюре. Это мой родной край, где я родился, где живу я и мои близкие люди, здесь живут мои друзья, здесь я мечтаю и строю планы на будущее. Я горжусь своей родиной и хотел бы, чтобы о ней узнали как можно больше людей, чтобы мой край развивался, чтобы люди здесь были счастливы.

Цель работы: привлечь внимание к окружающей природе, рассказать о селе Каракюре, его истории и настоящей жизни.

- изучить историю образования села Каракюре,

- выявить достопримечательности села

- определить связь природы с современными потребностями человече

Основная часть

Нашим общим домом является Республика Дагестан, что в переводе означает страна гор. В южном Дагестане на правом берегу Самур расположена моя малая родина Каракюре. Каракюре на юге граничит с республикой Азербайджан. С севера река Самур, с востока Макка Казмаляр, с юга запада с. Каладжух и Микрах Казмаляр. С запада с. Усухчай (Приложение 1). Богата природа с. Каракюре растительным и животным миром. В селении Каракюре есть лес, где растут разные деревья и кустарники. Имеется много лекарственных растений: зверабой, тысячелистник, клевер и др.Также богата селение Каракюре и животным миром. В горах Каракюре обитается Дагестанский тур. Он занесен в красную книгу как исчезающая порода животных. Еще обитаются медведи, лисицы, волки и дикие кабаны. А из птиц кавказский тетерев, дикая гусь, серая утка и др. Хищные птицы черный гриф, сокол сапсан, бородач. Из класса пресмыкающихся уж обыкновенный, гюрза кавказская, годюка обыкновенная, ящерица и др.(Приложение 2).

Каракюре имеет многовековую историю. Каракюре в переводе означает город крепость. Почему его называли так: во первых в прошлых веках до 1689 года там жили более 10 тыс человек, что тогда можно считать городом. Во вторых небыли переведены. 2009 году мечеть сгорел и на его месте начал строится она была обведена крепостной стеной. История Каракюре связана с многими войнами. Тут были Скифы, Монголы, Татары, Хазары, Персы, Арабы и русские во время кавказской войны. Все иноземные завоеватели нанесли большой урон культуре Каракюре. До вторжения Монголо-татаров , по всему Дагестану была распространена лезгинская березовая керамика. Центром этого ремесла считалось Каракюре. Как пишет профессор Расул Магомедов, центр был разрушен и ремесленники, были уведены в плен. 913 году в наше село прибыло, арабы и построили большую мечеть и оставили наместникам Саджаб Мухтара младшего сына Абдулселима. 2

Как говорит всем известный востоковед Амри Шихсаидов, аналогичных мечетев можно встретить в Древнем Востоке. Куфические надписи на опорных столбах еще новый мечеть всем известный Каракюринецем, член совета федерации Сулейманом Керимовым (Приложение 3).

1939 году в наше село прибыли Русские войска. Это был период Кавказской войны. У нас сохранились руины крепости того времени. Когда Имам Шамиль провоевал против царизма. Он был учеником лезгина Магомеда Яракского.

Селение Каракюре в прошлом располагалась на крутом холме. По периметру около села 50 гектаров земли занимают кладбища, что говорит о почтенном возрасте села. 3

Сейчас строится в основном двухэтажные дома вдали от других хозяйственных строений. Наш селение Каракюре подобно райскому уголку, где есть современные медицинские ФАБ, СОШ, спортзал. И в завершении хочу обратить внимание ученых археологов и юных краеведов на то, что Каракюринская земля хранит в себя немало тайн. История Древнего Каракюре и есть история всего Дагестана.

Научно-исследовательская работа

Поистине классика неисчерпаема. В этом убеждаешься каждый раз, когда читаешь классическую литературу. “Записки охотника” И.С. Тургенева именно потому и отнесены временем и людьми к шедеврам художественного повествования, что в каждом из его рассказов есть то неповторимое соединение “силы”, “воображения” и “выдумки”, которые извлекают поэзию из обыденного, неповторимое — из заурядного. А сами “записки” стали теми художественными “растениями”, которые бесконечно долго живут в историческом времени. В этой книге нет ничего лишнего, все служит авторскому замыслу. Тургеневские “Записки..” полны поэзии и правды русской природы и народной жизни. Все здесь объемно, зримо, полно красками, звуками, запахами.

Актуальность выбранной темы хочу обосновать тем, что одной из важнейших проблем при изучении художественных произведений на уроках литературы является анализ художественного текста: определение темы, главной мысли (идеи), количества микротем, художественных средств выразительности и, как говорится, развитие умения “читать между строк”.

У художника, у композитора свои художественные средства: у художника – краски, ракурс, свет, а у композитора – ритм, мелодия, голос. А писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств…

Помогают ли такие средства выразительности,как эпитеты лучше понять замысел автора?

Цель исследования:

Выяснить, зачем автор привлекает в своё произведение столько эпитетов.

Задачи исследования:

- Подобрать примеры из текста, в которых используются эпитеты.

- Показать, что И.С. Тургенев — истинно народный писатель, а его книга “Записки охотника” — это одна из лучших народных книг в русской литературе;

- Определить, какую роль играет эпитеты в произведении.

Благодаря своей наблюдательности, Тургенев обрисовывал до мельчайших подробностей своих действующих лиц и их облик, как нравственный, так и внешний, во всем, что было характерного для них и в одежде и в манере выражаться и даже в жестах.

И это обеспечило им прочный успех не только у современников Тургенева, но и у последующих поколений.

Автор психологически тонко подводит к мысли ценности бытия. Человек должен ценить каждый прожитый день. Несмотря на суеверие и безграмотность крестьянских детей Тургенев видит в них продолжение будущего России.

2.1 Так что же такое эпитет?

Для чего используют и что такое эпитет в художественной литературе. Наша речь была бы бедна без слов, которые описывают признаки предметов, о которых мы рассказываем собеседнику. Передать, как говорящий относится к тому или иному явлению, какую он дает ему оценку, помогают эпитеты.

Рассмотрим, что такое эпитет в литературе, дадим определение этому термину, разберем на примере, для чего он нужен, отметим важность его употребления в том или ином случае.

Постоянные эпитеты Типы эпитетов. Значение.

Примеры эпитетов

переносного смысла. А высокий термин можно отнести к метафоре. Переоценить значение данного слова сложно, так как без его использования стихотворения были бы блеклыми и невыразительными. Определяющие слова позволяют не только подчеркнуть свойство предмета, но и эмоционально окрасить отношение автора к этому предмету. Тогда читатель тоже ощущает те эмоции, которые хотел передать автор текста.

Такие приемы помогают выделить главную мысль или подчеркнуть достоинства. Некоторые выражения настолько пришлись людям по вкусу, что их стали использовать в речи. Это говорит о том, что писатель справился со своей задачей: его произведение не только запомнили, но оно еще и пошло в народ.

С помощью эпитетов выделяют значимую черту в том, что хотел сказать автор. Им может быть слово или словосочетание. В стихотворении могут использоваться два вида: изобразительные; лирические.

Первый вариант используется, когда нужно подчеркнуть слово, но избежать при этом оценки. Примеры: красный закат, желтое солнце, голубое небо. То есть это скорее констатация факта. Второй вариант – это отношение автора к тому, что он описывает (расшумелая осина, прекраснейшее действие). С эпитетами, которые правильно подобраны, писатель или поэт больше привлекает внимание к тем словам, которые он хочет подчеркнуть или выделить. Поэтому важно находить выражения, которые придадут выразительности произведению. Автор должен знать, что такое эпитет в литературе и поэзии и как его использовать.


Эпитеты в разных частях речи .

Зная, что такое эпитет в литературе, писатель с легкостью может использовать его для усиления эффекта, а также создавать авторские определения. Это скорее исключение, чем правило. С их помощью он придает выражению экспрессию, используя при этом не одно слово,

а несколько. Прочитав такое сочетание слов, человек задумается над мыслью автора и оценит, насколько сложно и широко можно смотреть на обыденные вещи. Перечитав несколько раз выражения, легко найти подтекст и завуалированное послание, которое хотел донести автор до читателя.

Постоянные эпитеты.

Многие задаются вопросом о том, что такое постоянные, устоявшиеся эпитеты. Это красивое определение, которое связано со словом и образует с ним неразрывную, устойчивую связь. По сути, это закрепившиеся в языке словосочетания, которые пришли в литературу из народного фольклора. Чаще всего ими являются прилагательные.

Типы эпитетов. Различают следующие виды: устойчивые или поэтические. Чаще всего они находят свое применение в народном фольклоре, а также в стихотворениях. Образные или описательные. Лирические, эмоционально окрашенные.

Эпитеты – это основные кирпичики, которые использует автор, чтобы создать художественный мир произведения. С их помощью можно окунуться в атмосферу стихотворения, стать свидетелем эпохи.

Когда автор наделяет самые простые слова необычными особенностями, он

подчеркивает яркость и выразительность той истории, которую хочет рассказать. Этот прием придает объем слову и выражению, происходит процесс эмоциональной оценки. Каждый автор должен знать, что такое эпитет в литературе, потому что без него повествование будет блеклым и невыразительным. С помощью красочных определений, мир, который создает писатель или поэт, становится живым и осязаемым. Прочитав такое произведение, человек на основе образных слов легко представляет мир и описываемую атмосферу.

И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”. Очевидно, под впечатлением этого “сладостного, ноющего” чувства рождались пейзажные зарисовки.

Ночь в рассказе И.С.Тургенева – время преображения. Если днем солнце, стоящее высоко в небе олицетворяет первозданную реальность и истинность живой жизни, то теперь ясность и свет уступают место тьме и тайне: «Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем

Если слово нас удивляет, если оно остановило на себе наше внимание, то, значит, автор хотел, чтобы мы его заметили.

«Вдруг, где-то в отдалении раздался протяжный,звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают

иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно

разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушиваешься - и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым

Тургенев использует в произведении разнообразные языковые средства, и в первую очередь эпитеты, цветовые части речи, метафоры, олицетворения, сравнения.

Олицетворение

Тургенев для создания картин природы использует прежде всего эмоциональные эпитеты, главное содержание которых - чувство, а не образ: кроткий румянец зари, голубоватые полосы, лиловый туман . Эти прилагательные помогают писателю, изображая природу, показать постоянные проявления её полнокровной жизни.

Для описания ясного летнего дня Тургенев пользуется зрительным эпитетам, потому что ставит перед собой цель показать богатство красок озарённой солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления.

При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств совсем иные, потому, что автор ставит уже совсем другие цели: писателю важно показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство нарастающей тревоги, которое возникло в нём в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Отпадает необходимость использования яркого изобразительного эпитета. Тургенев, как опытный художник слова, пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом в сочетании со сравнением, метафорой, 13

Цветовые прилагательные в рассказе связаны со всеми сторонами жизни.

Ребятишки автору симпатичны. Несмотря на их невежество, автор изображает их даровитыми, способными, каждый наделён своим характером. Это объясняет употребление автором цветовых прилагательных, вызывающих положительные эмоции. Нет ни одного прилагательного, характеризующего ребятишек отрицательно.

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. В его пейзажных зарисовках нет никакой искусственности. Даже отбор изобразительных средств, служащих для описания природы, у него, как мы убедились, внутренне обоснован.

Иван Сергеевич учит не только любить родную природу, но и видеть её, своими описаниями он как бы заставляет читателя раскрыть глаза на то, мимо чего скользил его взгляд.

Безусловно, такие авторские эпитеты позволяет лучше понять произведение и замысел автора. Текст насыщен художественными определениями.. Прилагательные помогают писателю, изображая природу, показать постоянные проявления ее полнокровной жизни. Природа у Тургенева гармонирует с чувствами и переживаниями человека или оттеняет их, выражает чувства, замысел самого автора. Обилие прилагательных делает пейзаж Тургенева ощутимым, видимым. Эпитеты в рассказе связаны со всеми сторонами жизни: это и характеристика людей (описание их внешности и элементов одежды), и описание животных (лошади, карася, собаки), и картины природы, где прилагательных много и они создают зримость красок летнего утра, дня, ночи.

Вместе с прилагательными цветовые существительные помогают создать богатство цвета, сделать картину природы реальной, осязаемой, зримой, а значит, понятной читателю.

Глаголы цвета передают реальное состояние природы. 15

В целях показа самого процесса пробуждения и оживления природы Тургенев использует олицетворения и метафоры. Среди них наблюдаются и глаголы с обозначением цвета.

Не только прилагательные ,но и другие части речи участвуют в пейзажных зарисовках, поэтому тургеневский пейзаж психологичен.

2 "Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова" (Б.В.Шергин).

4 М.В. Ломоносов родился 8 (по новому стилю 19) ноября 1711 г. в деревне Денисовка Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии. Его отец, Василий Дорофеевич, занимался морским промыслом. Мать – Елена Ивановна – дочь дьякона, рано умерла.

13 М.В. Ломоносова обучил грамоте дьячок местной церкви. В декабре 1730 г. в морозную ночь юный Михайло ушел из дома в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию - единственное высшее учебное заведение в Москве.

16 В 1735 г. в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен в Петербургскую академию наук. Через год в числе трех лучших студентов он командируется в Германию в Марбург, где три года он слушал курс физики и философии, изучал химию и математику. В Марбурге он женился на Елизавете Христине Цильх, а в 1741 г. он вернулся в Петербург.

18 В 1745 г. за работу в области химии Ломоносову было присвоено звание профессора. В октябре 1748 г. была построена и оснащена оборудованием, созданным по чертежам и эскизам Ломоносова, первая научно-исследовательская и учебная химическая лаборатория России.

19 Более 17 лет Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секреты изготовления смальты. В 1754 г. в 64 верстах от Петербурга была построена фабрика, где изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда.

20 Чем бы ни занимался Ломоносов – физическими или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой его творчества было патриотическое стремление работать на благо Родины.

21 Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. Кто так кратко и точно охарактеризовал Ломоносова? (А.С. Пушкин )

22 С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим.- сказал В.Г. Белинский.

23 4 апреля 1765 г. в возрасте 54 лет М.В. Ломоносов умер. Он похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

24 В нашей стране его именем назван Московский государственный университет, ему поставлены памятники.

25 В 1956 г. была учреждена золотая медаль и премия имени М.В. Ломоносова, издано полное собрание сочинений Ломоносова.

26 Конкурс знатоков От какого русского имени образовано название деревни, в которой прошло детство М.В. Ломоносова? ДЕНИСОВКА

27 С какого возраста Ломоносов начал трудиться вместе с отцом? С десяти лет

29 Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошел курс трех классов за один год? Славяно-греко-латинская академия

30 С какой целью в январе 1736 года Ломоносов приехал в Петербург? В числе лучших 12 учеников учиться в Петербургской Академии наук

31 Что связывает М.В. Ломоносова и известного скульптора Ф. Шубина? Оба – поморы и Ф. Шубин был сын дьячка Ивана Шубина, который учил М. Ломоносова грамоте

32 Какова цель поездки Ломоносова за границу в 1736 году? Изучение горного дела и металлургии

33 В каком году был основан Московский университет? Как он теперь называется? В 1755 году Московский государственный Университет имени М. Ломоносова

35 ФИЗИКА 1748 год – открытие закона сохранения матери и движения Теория теплоты Изучение атмосферного электричества

36 АСТРОНОМИЯ Открыл наличие атмосферы на Венере

37 МЕТЕОРОЛОГИЯ Ломоносов был пионером в этой науке Проводил систематические наблюдения погоды Создал различные варианты барометра

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

В фантастическом Городе Солнца Френсиса Бэкона имеются телескопы и микроскопы, подводные лодки, сложные машины и передатчики звуков на расстояние; залы, где искусственно вызывают дождь, снег и молнию, сохраняют жизнеспособность отдельных человеческих органов… Это было провидением великих достижений науки и техники.

В Европе еще со времен Античности (школа пифагорейцев) существовало мнение об устройстве Мироздания на принципах гармонии небесных сфер, которую можно выразить на языке математики. Но только два тысячелетия спустя, прежде всего благодаря работам Галилея, Ньютона, Лейбница и других ученых, это умозрение было подтверждено в механике и астрономии конкретными разработками.

Современник и соотечественник Ньютона поэт Александр Поп написал панегирик:

Был Божий мир кромешной тьмой окутан.

Значит, руководство учебного заведения было высокого мнения о его знаниях и прилежности. Возможно, сказалось покровительство Феофана Прокоповича. Но вовсе не обязательно, чтобы он ходатайствовал за Ломоносова. Достаточно было уже того, что столь авторитетный мыслитель и религиозный деятель высоко оценил знания учащегося.

Ломоносов упорно стремился продолжить учебу. В конце 1732 года умерла его мачеха. Отец вновь стал вдовцом, и для него важно было, чтобы рядом оказался единственный сын.

Однако Михаил готов уехать в дальнюю и, возможно, опасную экспедицию, но не возвращаться домой.

А в чем заключалось упрямство Михаила? Неужели он не мог простить отцу то, что тот принимал сторону мачехи? Но ее-то уже нет, и вряд ли был Михаил столь злопамятен. Отца он уважал, понимая, что ему многим обязан. Упрямство Михаила Ломоносова проявлялось не в семейном раздоре, а в сфере иной — в упорном стремлении к познанию.

По этой причине ушел он из отчего дома, рискнул обманом поступить в Спасские школы, терпел лишения, просиживал над книгами в библиотеке. А в монастырской библиотеке помимо трудов греческих и римских мыслителей, Отцов Церкви, были книги Тихо Браге, Галилея, Декарта. Читал ли тогда их Михаил Ломоносов? Трудно сказать. Пожалуй, они предназначались только преподавателям. Но можно предположить, что любознательный юноша имел представление и об античной атомистике, и о системе Коперника, и о фундаментальном труде Ньютона.

Итак, стремясь расширить свой умственный кругозор, Михаил Ломоносов с благословения архиепископа, руководителя Славяно-греко-латинской академии, отправился в Киев.

Почему он стал изучать летописи, хранимые в Киеве? Его глубоко волновали тема прошлого России, славянских племен, создавших государство, и роль в этом пришельцев — варягов. Ведь в ту пору (и позже) на российском престоле находились немцы. Не означало ли это, что русскому народу чужда государственность? Неужели русские остаются варварами, в отличие от цивилизованных народов Европы? Не потому ли в Российской империи нет собственных крупных ученых, которых приходится выписывать из-за границы?

Подобные прения не так уж часто были бессодержательными. Наивно полагать, будто ученые монахи только и занимались повторением одних и тех же богословских истин. Приобщаясь к трудам Отцов Церкви, они совершенствовали культуру мышления, хотя и при остром недостатке знаний о Природе.

Примерно так мог размышлять Михаил Ломоносов после богословских дискуссий. Они уже не удовлетворяли его. Ученые монахи-мыслители предпочитали меньше рассуждать о мире материальном, а для него земная природа была воплощением божественного разума.

Он убедился, что богословие ограничено сугубо человеческими отношениями и проблемами, не говоря уже о церковных установлениях. Но приобщиться к естествознанию русский юноша мог только в зарубежных учебных заведениях.

Каким бы талантливым и любознательным ни был самоучка, познание будет оставаться его личным делом и достоянием, если он останется в стороне от общественной жизни, пока его знания не будут востребованы. Должна существовать интеллектуальная и социальная среда, которая благоприятствует появлению и расцвету таланта, его признанию и поощрению.

В искусстве или литературе немало великих творцов было признано через десятки или сотни лет после их смерти. Их произведения вошли в фонд мировой культуры, сохраняя свое значение для текущих поколений.

Иная ситуация в науке и технике. Здесь открытия или изобретения нередко совершаются примерно в одно и то же время, а те, которые не были оценены сразу, сравнительно быстро стареют, остаются в архивах как достояние истории. Вот и с научным наследием Ломоносова, как нередко говорят, произошло нечто подобное. Хотя в действительности было не так просто, в чем нам предстоит позже убедиться.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Надежда юношей питает…

Надежда юношей питает… На сей раз не надо было подгонять. Можно было и не запирать двери вагонов. Отпала необходимость в проверках. Ведь все были уверены, что мы едем домой. Признаюсь, вопреки всякой логике поверила и я. Ведь так хотелось этому верить!Разум говорил совсем

Вся орбита науки

Вся орбита науки Долгое время после переезда в Париж молодая чета Пуанкаре не имела детей. В 1887 году у них родилась дочь, через два года — вторая, еще через два года — третья. В 1893 году мадам Пуанкаре родила сына. Жизнь Анри Пуанкаре в кругу семьи текла плавно и однообразно,

Жизнь науки

Жизнь науки У моего деда, Алексея Николаевича Крылова, была громадная библиотека, которая хранилась частично дома, частично в здании Академии наук, в его большом кабинете. Значительная часть этих книг была посвящена кораблестроению и прочим специальным вещам, которыми

В мире науки

XXI. НА ВЕРШИНАХ НАУКИ

XXI. НА ВЕРШИНАХ НАУКИ Учение Мичурина и разработанные им методы переделки растений придали селекционной работе такой размах и такие темпы, которых она до этого никогда не имела. Преобразование природы, к чему всегда призывал Мичурин, стало массовым, народным делом.В одной

Надежда юношей питает…

Надежда юношей питает… На сей раз не надо было подгонять. Можно было и не запирать двери вагонов. Отпала необходимость в проверках. Ведь все были уверены, что мы едем домой. Признаюсь, вопреки всякой логике поверила и я. Ведь так хотелось этому верить!Разум говорил совсем

II. Разгром науки

ВРЕМЯ НАУКИ

Глава 2 Науки юношей питают…

Глава 2 Науки юношей питают… Прощайте, сад, и звонкий ручей, и отбившийся от стада белый ягненок, прощайте, старушечьи прибаутки, и младших подружек счастливый визг, и нехитрая, верная дружба дворовых собак, и развеселые игры в разные взрослые события — громко кличут

Историк науки

Историк науки В сочинениях Вернадского значительное место занимает история идей. Он поясняет обстановку, в которой они рождались, личность ученого. Идея оживает, корни её обнаруживаются в религиозных или философских учениях, в поэзии. Восстанавливается «биография

На службе у науки

На службе у науки Получив диплом горного инженера, Губкин был зачислен научным сотрудником Геологического комитета[259] и в этом качестве отправился на Кавказ. Там он провел семь лет, которые позже называл самыми счастливыми в научной карьере. Пространство между Черным и

Глава II, в которой рассказывается, как св. Франциск стал предводителем юношей в Ассизи, а также говорится о его христианском воспитании.

Глава II, в которой рассказывается, как св. Франциск стал предводителем юношей в Ассизи, а также говорится о его христианском воспитании. Когда у Пьетро родился сын, сам он находился в Провансе. По благополучном окончании дел, с легким сердцем, отправился он в обратный путь.

К твердыням науки

К твердыням науки Наконец весной я очутился в Киеве, куда меня перевезли из Винницы. Как-то на Александровской улице, недалеко от нынешнего Музея украинского искусства, мы встретились с Котовским. Григорий Иванович был в длинной шинели, в красной фуражке, при серебряной

Читайте также: