Классификация гостиничной недвижимости доклад

Обновлено: 18.05.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 ноября 2020 года N 1860

В соответствии с частью седьмой статьи 5 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2020 года N 1860

Положение о классификации гостиниц

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает:

порядок классификации гостиниц, в том числе порядок принятия решения об отказе в осуществлении классификации гостиницы, приостановления или прекращения действия свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, виды гостиниц, категории гостиниц, требования к категориям гостиниц;

форму свидетельства о присвоении гостинице определенной категории;

требования о доведении до потребителей информации о присвоенной гостинице категории, включая требования к размещению, содержанию и форме информационного знака о присвоенной гостинице категории;

порядок представления аккредитованной организацией в Федеральное агентство по туризму сведений о классифицированных гостиницах, содержащихся в сформированном перечне классифицированных ею гостиниц, и копий свидетельств о присвоении гостиницам определенных категорий.

2. Основными целями классификации гостиниц являются:

предоставление потребителям необходимой и достоверной информации о соответствии гостиниц категориям, предусмотренным настоящим Положением;

повышение конкурентоспособности гостиничных услуг и привлекательности гостиниц, направленное на увеличение туристского потока и развитие внутреннего и въездного туризма, за счет укрепления доверия потребителей к оценке соответствия гостиниц.

3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"заявитель" - юридическое лицо, или филиал иностранного юридического лица, включенный в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее - филиал иностранного юридического лица), или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют предпринимательскую деятельность по предоставлению гостиничных услуг в гостинице и направили в аккредитованную организацию заявку на проведение классификации гостиницы;

"категория гостиницы" - показатель, определяющий соответствие гостиницы и предоставляемых в ней гостиничных услуг уровню требований, предусмотренных настоящим Положением для гостиниц определенного вида и категории;

"категория номера гостиницы" - показатель, определяющий соответствие номера гостиницы уровню требований, предусмотренных настоящим Положением для номеров гостиниц определенной категории;

"номерной фонд" - общее количество эксплуатируемых номеров в гостинице;

"специалист по классификации" - физическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность по экспертной оценке на основании трудового договора либо договора гражданско-правового характера, заключенного с аккредитованной организацией;

"экспертная оценка" - осуществление аккредитованной организацией проверки соответствия гостиницы требованиям настоящего Положения, проводимой в форме документарной и выездной оценки.

Понятия "гостиница", "гостиничные услуги", "классификация гостиниц" и "средство размещения" употребляются в настоящем Положении в значениях, определенных Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

II. Виды гостиниц

4. Для целей классификации все виды гостиниц классифицируются по системе звезд, в которой предусмотрено 6 категорий: "пять звезд", "четыре звезды", "три звезды", "две звезды", "одна звезда", "без звезд". Высшей категорией является категория "пять звезд", низшей - "без звезд".

5. Действие настоящего Положения распространяется на следующие виды гостиниц:

а) городская гостиница (отель) - вид гостиниц, расположенных в городе, не обладающих признаками гостиниц, указанных в подпунктах "б" - "з" настоящего пункта;

б) гостиница, расположенная в здании, являющемся объектом культурного наследия, и (или) выявленным объектом культурного наследия, и (или) объектом, составляющим предмет охраны исторического поселения, - вид гостиниц, имеющих в силу этого ограничение при проведении реставрации и ремонтных работ;

в) курортный отель, санаторий, дом отдыха, центр отдыха, пансионат - вид гостиниц, которые расположены в лечебно-оздоровительных местностях или на курортах, оказывающих помимо гостиничных услуг комплекс дополнительных услуг оздоровительного характера, в том числе с использованием лечебных природных ресурсов;

г) апарт-отель - вид гостиниц, номерной фонд которых состоит из номеров категорий "студия" и "апартамент";

д) комплекс апартаментов - вид гостиниц, расположенных в одном или нескольких зданиях (корпусах, строениях), объединенных одной территорией, или в части здания, с номерным фондом, состоящим из номеров различных категорий с кухонным оборудованием и санузлом (душ и (или) ванная, туалет);

е) мотель - вид гостиниц, размещенных в границах полосы отвода автомобильной дороги или придорожных полос автомобильных дорог, с автостоянкой, вход в номера которых может быть осуществлен с улицы (с места парковки автомобиля);

ж) хостел - вид гостиниц, включающих в себя номера различных категорий, в том числе многоместные номера (но не более 12 мест в одном номере), с возможностью предоставления проживающим как номера целиком, так и отдельных мест, помещения для совместного использования гостями (гостиные, холлы, комнаты для приема пищи и т.п.), общая суммарная площадь которых составляет не менее 25 процентов общей суммарной площади номеров, санитарные объекты, расположенные, как правило, за пределами номера, и предоставляющих услуги питания с ограниченным выбором блюд и (или) кухонное оборудование, а также по возможности дополнительные услуги;

з) загородный отель, туристская база, база отдыха - вид гостиниц, расположенных в сельской местности, в горной местности, в лесу, на берегу водоема, не относящихся к лечебно-оздоровительным местностям или курортам.

6. Настоящим Положением устанавливаются следующие категории гостиничных номеров, требования к которым представлены в приложениях N 1 и 2:

номера "высшей категории" - номера категорий "сюит", "апартамент", "люкс", "джуниор сюит", "студия";

номера "первой категории" (стандарт);

номера "второй категории";

номера "третьей категории";

номера "четвертой категории";

номера "пятой категории".

7. К гостиницам не относятся и классификации не подлежат средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) организаций, входящих в их структуру, кемпинги, общежития и иные средства размещения, в которых не предоставляются гостиничные услуги.

Классификация гостиницы не проводится в период действия мер по приостановлению деятельности по предоставлению гостиничных услуг, примененных в отношении такой гостиницы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

III. Участники классификации гостиниц

8. Участниками классификации гостиниц являются:

а) Федеральное агентство по туризму;

б) совет по классификации при Федеральном агентстве по туризму (далее - совет);

в) комиссия по апелляциям при Федеральном агентстве по туризму (далее - комиссия по апелляциям);

г) аккредитованные организации;

9. Федеральное агентство по туризму:

а) осуществляет ведение единого перечня классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей и перечня аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, и размещает сведения, содержащиеся в указанных перечнях, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) создает совет и организует его деятельность;

в) создает комиссию по апелляциям и организует ее деятельность;

г) проводит аккредитацию организаций, осуществляющих классификацию гостиниц.

10. Совет осуществляет координационную деятельность по вопросам классификации гостиниц и работы аккредитованных организаций.

11. Комиссия по апелляциям рассматривает спорные вопросы участников классификации гостиниц по результатам классификации гостиниц, а также вопросы несоответствия гостиницы присвоенной категории по заявлениям физических и юридических лиц.

12. Решение комиссии по апелляциям является обязательным для исполнения всеми участниками классификации гостиниц.

13. Аккредитованная организация:

а) принимает по обращению заявителя решение об осуществлении классификации гостиницы или об отказе в осуществлении классификации гостиницы;

б) заключает с заявителем договор о проведении классификации гостиницы;

в) организует проведение экспертной оценки (в том числе непосредственно в гостинице) соответствия гостиницы требованиям настоящего Положения;

г) принимает решение о присвоении гостинице определенной категории и выдает по результатам классификации свидетельство о присвоении гостинице определенной категории по форме согласно приложению N 3 (далее - свидетельство) или принимает решение об отказе в присвоении гостинице категории в случае несоответствия гостиницы ни одной из категорий гостиниц, предусмотренных настоящим Положением;

д) формирует перечень классифицированных ею гостиниц (далее - перечень классифицированных гостиниц) и представляет в Федеральное агентство по туризму сведения, содержащиеся в этом перечне;

е) приостанавливает, возобновляет и прекращает действие свидетельства.

обеспечивает соответствие гостиницы требованиям присвоенной категории, установленной настоящим Положением, на весь срок действия свидетельства;

информирует аккредитованную организацию обо всех изменениях в гостинице, влияющих на соответствие требованиям присвоенной категории.

IV. Порядок классификации гостиниц

15. Заявитель в целях осуществления классификации гостиницы направляет в адрес аккредитованной организации заявку на проведение классификации гостиницы (далее - заявка), к которой прилагаются следующие документы и сведения:

а) копия документа о государственной регистрации юридического лица или копия документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей соответственно, подтверждающая виды экономической деятельности, которые идентифицируются кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), либо копия документа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, заверенные заявителем;

б) копия уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по предоставлению гостиничных услуг, поданного в уполномоченный орган согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности";

в) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, или копия свидетельства о праве собственности, или копия договора аренды на здание (помещение), или копия иного документа, подтверждающего право заявителя на использование здания (помещения) для оказания гостиничных услуг, копии договора аренды земельного участка, на котором расположены объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, или иных документов, подтверждающих право владения или пользования указанным земельным участком;

г) сведения о гостинице, гостиничных услугах, номерном фонде и персонале в объеме, необходимом в соответствии с требованиями, установленными настоящим Положением.

16. Аккредитованная организация отказывает заявителю в осуществлении классификации гостиницы по следующим основаниям:

непредставление заявителем документов, необходимых для осуществления классификации;

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной информации;

К коллективным средствам размещения относятся:

Гостиницы и аналогичные средства размещения:

  • гостиницы (в том числе квартирного типа)
  • мотели
  • клубы с проживанием
  • пансионаты, меблированные комнаты
  • общежития


Специализированные средства размещения:

  • санатории, профилактории
  • лагеря труда и отдыха
  • дома отдыха
  • туристские приюты, стоянки и другие
  • туристские, спортивные базы, базы отдыха
  • дома охотника (рыбака)
  • конгресс-центры
  • общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты)
  • наземный и водный транспорт, переоборудованные под средства размещения для ночлега
  • кемпинги (площадки для кемпинга, автофургонов)


Индивидуальные средства размещения:
квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем

Гостиница — предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых в равной степени являются услуга по размещению и услуга по питанию.

Сущность предоставления услуги размещения состоит в том, что, с одной стороны, в пользование предоставляются специальные помещения (гостиничные номера), с другой — предоставляются услуги, выполняемые непосредственно персоналом гостиницы: услуги портье по приему и оформлению гостей, услуги горничных по уборке гостиничных номеров и т.д.

Однако существует несколько общих признаков, по которым обычно классифицируют гостиницы.
Мы выделяем лишь наиболее употребляемые среди них:

1. Уровень комфорта — комплексный критерий, составляющими которого являются:

  • состояние номерного фонда: площадь номеров, доля одноместных, многокомнатных номеров, номеров-апартаментов, наличие коммунальных удобств в номерах
  • состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения
  • наличие и состояние предприятий питания
  • состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории
  • информационное обеспечение и техническое оснащение
  • обеспечение предоставления дополнительных услуг


2. Номерной фонд — число мест, которое может быть предложено клиентам одновременно. Общепринято разделять гостиницы на:

  • малые — вместимость до 150 мест (в ряде стран не более 100 номеров)
  • средние — 150-400 мест (до 300 номеров)
  • большие — свыше 400 мест (свыше 300 номеров)


3. Функциональное назначение — этот критерий является решающим при определении типологической структуры гостиницы.

Всего выделяют две большие группы предприятий, транзитные и целевые:
Транзитные — гостиницы, обслуживающие туристов в условиях кратковременной остановки. Они располагаются на магистралях с большим движением, в них ограниченный уровень комфорта.

Целевые гостиницы в зависимости от цели путешествия подразделяются на:

  • гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц, пребывающих в командировках
  • гостиницы для отдыха (курортные — предоставление размещения, питания и ряда дополнительных услуг людям, стремящимся к отдыху и восстановлению здоровья, и туристские — главная цель отдых).


4. Месторасположение
Здесь существуют различные вариации. Гостиницы могут быть расположены в черте города, в горах, на побережье и т.п.
Кроме месторасположения гостиницы, выделяют классификацию номеров и вида из номеров.

5. Продолжительность деятельности
По этому критерию гостиницы классифицируются на гостиницы, работающие круглогодично, работающие 2 сезона или же гостиницы, функционирующие лишь 1 сезон.

6. Обеспеченность питанием


7. Продолжительность пребывания гостей

  • гостиницы для длительного пребывания гостей
  • гостиницы для кратковременного пребывания


8. По уровню цен номера гостиницы классифицируются на:

  • бюджетные
  • экономичные
  • средние
  • первоклассные
  • апартаментные
  • фешенебельные


Итак, существует множество принципов и критериев мировой классификации гостиниц, все зависит от национальных, географических особенностей страны, а также местных традиций. При классификации гостиниц в разных странах также используют различные системы.

Количество звезд

Характеристика

В гостинице должен быть отдельный от служебного вход для гостей; автостоянка, количество мест на которой не менее 10% количества номеров; лифт (в здании высотой более трех этажей); санузлы (унитаз, умывальник, душ или ванна) не менее чем в 25% номеров и на каждом этаже; служба приема с зоной для отдыха и ожидания, а также комната бытового обслуживания. Не менее 60% номерного фонда в такой гостинице должны составлять одноместные и двухместные номера. Площадь 1-комнатного одноместного номера без санузла, лоджий и балкона должна составлять не менее 8 м кв., а 1-комнатного двухместного — не менее 12 м кв. Телевизор и холодильник на этаже

Кроме всего вышеперечисленного, для гостиниц (имеющих более 50 номеров) должен быть еще ресторан или кафе и многокомнатные номера (апартаменты), либо номера, которые могут быть соединены. Санузлы должны быть уже в 50% номеров, а количество одноместных и двухместных номеров — составлять не менее 80% фонда

Соотношение номерного фонда соответствует 2*. В каждом номере обязательно должен быть туалет и ванная комната, телевизор, холодильник и кондиционер. На территории гостиницы должна располагаться охраняемая автостоянка, парикмахерская, бизнес-центр, обмен валют и касса бронирования билетов на различные виды транспорта. Персонал гостиницы должен иметь форменную одежду, дифференцированную по службам

Набор дополнительных услуг, соответствующий гостиницам с 3*, кроме перечисленного выше, телефон, фен, шампунь, гель для ванной в каждом номере. Дверь повышенной секретности. Меню завтрака подается в номер. На территории гостиницы находятся: салон красоты, спортивно-оздоровительный центр, аренда автомобилей. У входа обязательно светящаяся вывеска гостиницы. Обязательно швейцар

То же, что и в гостиницах 4*, но на более качественном уровне обслуживания. В номерах обязательно 2 санузла, телефонный аппарат в ванной комнате. Площадь одноместных 1 -комнатных номеров должна составлять не менее 18 м кв. а двухместных — 25 м кв. и более

Гостиницы категории 2 звезды
- Гостиницы категории 2 звезды предусматривают оборудование и материалы, которые могут быть недорогими, но функциональными.
- Оснащение санузлов должно иметь эстетический вид, стены и пол должны быть покрыты водонепроницаемым материалом и выполнены качественно, без видимых недостатков.
- Площадь одноместных номеров – не менее 9 м2, двухместных – 12 м2, трехместных – 16 м2, четырехместных – 18 м2.
- В номере должен быть умывальник с горячей и холодной водой.
- В 50% номеров – полный санузел. Общая ванная или душевая не менее чем на каждые 20 человек, а туалет – на каждые 10 номеров.
- Инвентарь номера соответствует категории 1 звезда.

Гостиницы категории 3 звезды
- Гостиницы категории 3 звезды должны органически вписываться в архитектурный ансамбль улицы (площади), главный фасад дома должен отвечать определенному архитектурному стилю. Если дом построен по неудачному проекту и имеет невыразительный фасад, необходимо применить широкий спектр современных строительных технологий и материалов, которые предоставляют возможность создать приемлемый внешний вид здания.
- Номера и общественные помещения должны быть украшены декоративными элементами, картинами и художественными произведениями.
- Санузлы – оборудованы качественной техникой средней стоимости, стены и пол покрыты соответствующим водонепроницаемым материалом, выполнены без недостатков.
- Наличие лифта в гостинице этой категории с количеством этажей более трех обязательно, как и наличие автостоянки с количеством мест не менее 20% от общего количества номеров.
- 100% номеров должны иметь прямую телефонную связь с городской сетью.
- В номере предусматривается: санузел, телефон, цветной телевизор, холодильник.
- Площадь номеров одноместных однокомнатных – не менее 10 м2, двухместных однокомнатных – 14 м2.
- Оснащение номера инвентарем соответствует категориям 1-2 звезды с изменением размеров кровати (односпальная – 90х200 сантиметров, двуспальная – 149х190 сантиметров).
- В гостиницах категории три звезды предусматриваются следующие услуги: ресторан или кафе-бар.
- Смена постельного белья и полотенец – ежедневно.
- Предоставляется утюг и гладильная доска, услуги химчистки, туристические услуги: экскурсии, сервисы гидов и переводчиков.
- Начиная с категории 3 звезды, гостиницы должны быть оснащены резервной системой горячего водоснабжения на случай аварии или профилактических работ.

Гостиницы категории 4 звезды
- Гостиницы категории 4 звезды также должны вписываться в архитектурный ансамбль улицы (площади), дополнительно все фасады здания должны отвечать определенному, четко выраженному архитектурному стилю; в случае реконструкции дома, который является памятником истории/архитектуры, должен быть сохранен оригинальный облик первоначального вида фасадов, фресок, витражей, лепнины, балясин и прочее.
- Интерьеры здания должны быть выполнены в соответствии с единым стилем дизайн-проекта, украшены художественными произведениями, гармонирующими с интерьером.
- Строительные материалы, мебель и оборудование помещений и номеров выполняются с использованием дорогих материалов.
- Санузлы имеют дорогое оборудование, находящееся в отличном состоянии, стены и пол покрыты качественным водонепроницаемым материалом не менее, нежели на две трети поверхности.
- Площадь одноместных номеров составляет 16 м2, двухместных – 20 м2.

Гостиницы категории 5 звезд
- Гостиницы категории 5 звезд должны иметь исключительный дизайн интерьера. Номера, холлы, вестибюли украшены авторскими работами, картинами, декоративными украшениями, керамикой, гобеленами. Предметы интерьера и оформления должны формировать респектабельную атмосферу гостиницы.
- Оборудование комнат и общественных помещений, в том числе и санузлов, должно быть выполнено из самых дорогих материалов, иметь исключительный характер, неповторимые особенности и пребывать в безупречном состоянии.
- Площадь одноместного номера составляет 18 м2, двухместного – 25 м2.
- Площадь санузла – не менее 4-5 м2.
- В каждом номере должен быть полный санузел (ванна, душ, умывальник, унитаз), телефон, кондиционер, телевизор с дистанционным управлением и основными телеканалами мира, холодильник или мини-бар, сейф. Также предусматривается охранная сигнализация или электронные средства контроля за безопасностью номера, дверной замок повышенной секретности; звукоизоляция номеров повышенная, обеспечивающая уровень шума менее 35 дБ; выключатель дистанционного управления всех источников света у изголовья кровати; в системах отопления предусматривается термостат для индивидуальной регулировки температуры в номере и подогрев пола в ванной комнате.
- В комплекте мебели номера предусматривается, кроме указанной аналогичной для всех категорий гостиниц: кровать (односпальная 90х200 см, двуспальная 160х200 см), стулья – по одному на комнату, кресла – по одному на гостя, журнальный столик, письменный стол с рабочим креслом, подставка под телевизор, зеркало в полный рост, набор посуды для мини-бара, а также информационные и рекламные материалы на разных иностранных языках в папке с эмблемой гостиницы.
- В комплект санитарно-гигиенического оснащения категории 4-5 звезд входят: средства гигиены, фен для сушки и укладки волос, 4 банных полотенца на каждого гостя, банный халат и тапочки (только для гостиниц категории 5 звезд).

Кроме того, гостиницы категории 4 и 5 звезд должны включать:
- бизнес-центр (конференц-зал), оборудованный средствами связи, копировальной техникой, компьютерами и телефаксами;
- плавательный бассейн с сауной;
- медицинский кабинет;
- парикмахерскую-салон,
- магазины и торговые киоски,
- кафе, ресторан с несколькими залами, барами и ночной клуб.

Услуги, предоставляемые четырех- и пятизвездочными гостиницами должны быть следующими:
- уборка номера и его контроль в течение дня, вечерняя подготовка номера (только для категории 5 звезд);
- смена белья и полотенец – ежедневно;
- стирка со сроком исполнения не более 12 часов, глажение со сроком исполнения до одного часа, химчистка в течение 12 часов, а также чистка обуви;
- услуги секретаря, переводчика;
- обмен валюты – круглосуточно,
- прокат автомобилей;
- парковка (персоналом гостиницы) и подача автомобиля гостя (только для категории 5 звезд);
- швейцар;
- организация встреч и отъезда клиентов (в аэропорт, на вокзал);
- бронирование билетов на различные виды транспорта; т
- уристические услуги;
- услуги питания: возможность выбора любого из вариантов питания, бронирование мест в ресторане (меню должно быть в каждом номере, а обслуживание – круглосуточным).


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

Классификации гостиниц

Единой международной системы классификации гостиниц нет. Каждая страна предъявляет свои требования к уровню гостиничных услуг.
. На данный момент в мире существует более 30 систем классификации гостиниц. Факторы, связанные с историческим развитием различных государств, национальными и культурными особенностями и т.д., препятствуют введению единой мировой классификационной системы.

Существуют национальные системы классификации, поддерживаемые государством или национальными гостиничными ассоциациями путем национальных стандартов и узаконенных правил сертификации гостиничных услуг, касаются в основном количественных характеристик материальной базы, полноты сервиса, уровня и качества гостиничных услуг.

Наиболее распространенными считаются:

• система звезд (от одной до пяти) – на основе французской национальной классификации;

• система букв (A-B-C-D);

• система "корон" или "ключей";

• система разрядов и другие.
Наиболее распространенной считается ^ Французская национальная классификация, часто называемая европейской или родоначальницей, которая устанавливает для отелей категории, соответствующие присвоением определенного количества звезд (1*, 2*, 3*,4* или 5*). Такая система позволяет наиболее полно охватить рынок гостиничных услуг.
Ни одно гостиничное предприятие не может претендовать на присвоение категории, если оно не отвечает минимальным требованиям-критериям, объединенным в следующие группы:

А – количество комнат

В – общие помещения

С – оборудование отеля,

Д – комфортность жилья,

F- доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью.

Во Франции принята звездная классификация. Однако здесь вы не найдете отеля 5*, такие отели приравниваются по набору услуг 4L (L-luxe).

Система звезд применяется во Франции, в Австрии, Венгрии, Египте, Китае и ряде других стран;
Согласно ^ Немецкой классификации , гостиничные предприятия подразделяются на пять классов. С целью гармонизации с Европейской системой здесь сразу же предусматривается соответствие каждого класса определенному количеству звезд: туристский класс – *;

Немецкая классификация устанавливает требования по двадцати двум обязательным и независимым от класса предприятий критериям:

1. Работа службы приема (рецепции).

2. Сервис завтраков

3. Сервис напитков.

4. Сервис питания.

5. Наличие телефона в номере

6. Работа телефона.

7. Минимальная площадь для 75% номеров, включая площадь санузла.

8. Санитарный комфорт (в процентах к общему оснащению санузлов).

9. Оснащение санузлов.

10. Наличие "suite''-номеров (номеров-апартаментов).

11. Меблировка и оснащение номеров.

12. Наличие радио и ТВ-приемников в номере.

13. Наличие подарков для гостей

14. Услуги стирки и глаженья.

15. Наличие сейфов.

16. Количество и состояние холлов.

17. Возможность безналичного расчета.

18. Наличие телефакса

19. Количество и режим работы гостиничных баров.

20. Количество и режим работы ресторанов.

21. Возможность проведения конференций и банкетов.

22. Число дополнительных услуг.

 площадь одноместного номера составляет 10 кв. метров, двухместного – 16 кв. метров,

 наличие одного сидячего места.

 площадь одноместного номера составляет 8 кв. метров, двухместного – 12 кв. метров,

 наличие в комнате душа или ванной,

 наличие места для некурящих, которое расположено в отведенной для завтрака комнате.,

 предоставление возможности пользоваться сейфом.

^ Греческие гостиницы наряду с европейскими "звездами" пользуются "буквенной" системой классификации. Все гостиницы делятся на четыре категории: А, В, С, Д. Гостиницы категории

А соответствуют четырехзвездочному уровню,

Гостиницам высшего класса присуждается категория "de luxe".

В Италии Согласно принятым в Италии нормам, гостиницы классифицируются на три категории: первую категорию условно можно отнести к четырехзвездной; вторую категорию – к трехзвездной, третью категорию – к двухзвездной.

В Китае отели разных уровней называются по-разному: европейская гостиница 3* здесь именуется "гостевым домом", 4* - "винный дом", 5* - "туристическая гостиница".
Так же, как в Китае, в Португалии все 8 категорий имеют свои названия.
В США нет официально утвержденной правительством классификации гостиниц. По уровню комфорта они обычно делятся на пять категорий. Высшая категория (пять звезд) присуждается двумя учреждениями: American Automobile Association /AAA/ и Mobile Travel Guide.

В США гостиницы разделены по классам: туристический, бизнес, первый, делюкс.
При классификации гостиниц в Египте используются звезды, но отличительная особенность заключается в том, что они завышены на 1/2 звезды.
^ В Великобритании на фасаде отелей изображены не звезды, а "короны" или "ключи", и для того, чтобы гармонизировать систему "корон", используемую в Великобритании, с системой "звезд" необходимо от общего числа "корон" отнять одну "звезду" (наличие трех "корон" говорит об уровне двух "звезд").

В Великобритании наиболее распространенной и правильной считается классификация, предложенная Ассоциацией британских турагентств (ВТА), предусматривающая следующее соответствие:

- бюджетные гостиницы (1 звезда) расположены в центральной части города и имеют минимум удобств;
- гостиницы туристского класса (2 звезды) располагают баром и рестораном;
- гостиницы среднего класса (3 звезды) имеют достаточно высокий уровень обслуживания;
- гостиницы первого класса (4 звезды) предлагают очень высокое качество проживания и отличный уровень обслуживания;
- гостиницы высшей категории (5 звезд) имеют уровень обслуживания и проживания экстра-класса.
В Швеции, подобно Англии, используют ключи вместо звезд.

Градация категорий в Испании, обозначаемых звездами, введена для каждой группы средств размещения: для гостиниц, для бунгало (апартаментов для постоялых дворов и пансионатов

В Испании существует градация средств размещения по категориям:
- гостиницы – пяти категорий от 1 до 5 звезд;
- дома гостиничного типа, бунгало, апартаменты и др. – от 1 до 4 звезд;
- постоялые дворы – от 1 до 3 звезд;
- пансионы – трех категорий.


В Турции звездная классификация. Однако качество комфорта в отелях низкой категории оставляет желать лучшего. Например, отели 2* агентства даже и не предлагают.

Малайзия - та же звездная классификация, но уровень сервиса намного выше. Например, отель 4* может быть смело приравнен к 5*-европейскому отелю.

Мальдивы представлены комфортабельными средствами размещения, которые подразделяются на категории: "standard", "de luxe", "junior suite", "presidential suite".
5-звездочная система сохранилась на Мальте наряду с внедрением новой национальной системы, разделяющей отели на три категории: золотая, серебряная, бронзовая.
^ В Мексике применяется 5-звездочная национальная классификация, сходная с европейской. Класс отеля устанавливается на основе анализа большого числа параметров (критериев) – от 52 до 108. Кроме того, есть еще категория выше пяти – это категория "gran turismo".
Средства размещения в ОАЭ подразделяются по пятизвездочной системе. Распространены также виллы и апартаменты (некатегорийные средства размещения).
^ В России и Казахстане до 1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с "Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям". В соответствии с данным Положением все гостиницы подразделялись на семь разрядов: "Люкс", "Высший А", "Высший Б", 1, 2, 3 и 4 категории. Мотели подразделялись на пять разрядов: "Высший А", "Высший Б", 1, 2 и 3 разряды.
В 1994 году в соответствии с ГОСТом 28681-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания" было разработано "Положение о критериях классификации гостиниц", в соответствии с которым рекомендовано внедрить французскую систему классификации – по звездам (от одной до пяти для Классификация гостиниц в России в соответствии с международными требованиями началась в 2005 году. В нашей стране различают отели по следующим признакам:

5 звезд: ванная, фен, центральный кондиционер, спутниковый телевизор (русский канал), телефон, мини-бар, холодильник, сейф (бесплатно), халаты, тапочки, балкон или терраса, уборка номера (ежедневно), смена белья и полотенец (ежедневно).

4 звезды: ванная, телефон, холодильник, мини-бар, спутниковый телевизор (русский канал), кондиционер, сейф (платно), балкон, смена белья (через день).

3 звезды: балкон (возможен), душ, индивидуальный кондиционер, спутниковое телевидение, телефон, мини-холодильник, смена белья (4 раза в неделю).

2 звезды: душ, индивидуальный кондиционер (для жаркого региона), телефон, телевизор (может не быть), смена белья (2 раза в неделю

Классификация гостиниц по комфорту и звездности и другим признакам. Типология современных видов гостиниц.

Нестеров А.К. Классификация гостиниц // Энциклопедия Нестеровых

Гостиница – это хозяйственный комплекс в виде отдельного здания, группы зданий или части здания, а также оборудования и иного имущества, предназначенный для предоставления услуг по размещению постояльцев. Гостиницы характеризуется по количеству номеров, видам предоставляемых гостиничных услуг, категориям и классам обслуживания.

Классификация гостиниц

Общая классификация гостиниц

Для классификации гостиниц до сих пор не существует единой системы, поэтому в разных странах используют различные системы, всего около полусотни. Разработке единой классификации препятствует культурно-национальное многообразие и различные критерии оценки гостиниц в разных странах.

Классификация гостиниц по признакам

Коллективные средства размещения

Предприятия гостиничного типа

Специализированные средства размещения

Индивидуальные средства размещения

Квартиры и комнаты в квартирах

Отдельные дома, коттеджи, виллы и аналоги

Гостиницы спец.назначения, предусматривающие только длительный срок пребывания гостей

Гостиницы делового назначения

Гостиницы для отдыха

Больше 300 номеров

Менее 100 номеров

Менее 10 номеров

Услуги гостиничного хозяйства

Все виды услуг, которые включаются дополнительно к основным

Категории и классы обслуживания

Гостиницы класса люкс

Гостиницы первого класса

Тип размещения – это признак, которым руководствуется Всемирная туристская организация (ВТО). По данной классификации все гостиницы относятся к предприятиям гостиничного типа, т.е. представляют собой объекты, количество номеров в которых превышает 10 единиц и предоставляемые услуги относятся к сфере гостеприимства. При этом гостиницы могут характеризоваться по классам и категориям в зависимости от стандартов конкретной страны. К предприятиям гостиничного типа по данной классификации относятся гостиницы, отели, пансионаты, туристические общежития, меблированные апартаменты, которые предоставляют ограниченные услуги, например, проживание и уборку номера.

Специализированные средства размещения по данному признаку классификации, за исключением гостиниц, включают объекты, предоставляющие не только услуги размещения, но и выполняющие специальную функцию. Сюда относятся оздоровительные заведения (санатории, профилактории), дома отдыха, лагеря отдыха, спортивные базы, базы отдыха, различного рода туристические стоянки и базы, конкресс-центры, кемпинги, а также средства транспорта (поезда, круизные суда).

Индивидуальные средства размещения означают, что обособленные объекты (квартиры, комнаты, дома, виллы и т.д.) сдаются внаем на определенный срок.

Второй признак классификации гостиниц разделяет их по времени размещения. Гостиницы постоянного проживания распространены слабо и характерным примером является размещение работников, работающих по контракту на период его действия 1-2 года. Почти все гостиницы предполагают временное проживание и соответствуют одному из видов в классификации:

  • Транзитные гостиницы – обслуживают любой контингент в условиях кратковременного размещения;
  • Гостиницы делового назначения – обслуживают лиц, находящихся в деловых поездках или командировках;
  • Гостиницы для отдыха – это туристические и курортные гостиницы.

Классификация гостиниц по типу

Типология гостиниц в зависимости от предоставляемых услуг размещения, питания, сервиса и другого обслуживания включает несколько видов объектов, относимых к гостиничным предприятиям, согласно классификации, гостиницы и предоставляемые услуги должны восприниматься гостем как единое целое или в комплексе. Характер восприятия и определяет классификацию гостиниц по типам гостиничного предприятия.

Классификация гостиниц по типу

Традиционный вид гостиницы, располагается в крупном городе или на курорте, имеет большой штат персонала. Характерен высокий уровень комфорта, сервиса, класса обслуживания. Часто предоставляют широкий набор всевозможных дополнительных услуг.

Небольшое гостиничное предприятие, расположенное в центре города или вблизи знаковых достопримечательностей. Имеет небольшой штат персонала, сотрудники хорошо обучены, а уровень предоставляемого сервиса достаточно высокий. Характерные черты: высокая цена номера, широкий спектр услуг, все номера имеют несколько комнат.

Также к данному виду гостиниц по данной классификации относятся гостиничные предприятия, расположенные в обособленных курортных зонах, с относительно невысокой ценой номера, но с отдельным размещением, например, домик на пляже, бунгало, шале и т.п.

Гостиница среднего класса

Номерной фонд на 100-300 номеров со средней стоимостью. Отдельно стоящее здание на несколько этажей. Такие гостиницы располагаются в центре города и предлагают достаточно широкий набор гостиничных услуг. Наиболее широко распространены в России, Азии, Европе. Ориентируются на прием индивидуальных туристов, бизнесменов, участников спортивных соревнований, различных конференций и т.п.

Гостиница типа апартаменты

Размер широко варьируется: от 20 до 400 мест. Располагаются в крупных городах и предоставляют номера квартирного типа на базе самообслуживания. Характерна динамичная цена в зависимости от срока пребывания. Ориентируются на прием семейных туристов и бизнесменов на длительный срок. Очень распространены в Юго-Восточной Азии.

Гостиница экономического класса

По данной классификации такая гостиница имеет небольшой номерной фонд, не более 50 номеров, и отличается простым и быстрым обслуживанием, ограниченным набором услуг и крайне невысокой стоимостью размещения. Ориентирована на прием индивидуальных туристов, не нуждающихся в любом пансионе и стремящихся получить только место размещения.

Гостиницы с обособленной инфраструктурой, они отличаются по размерам и вместимости, но предлагают полный набор гостиничных услуг, как обычный отель. Характерным признаком является расположение в курортной зоне и удаленность от оживленных мест. Также могут включать комплекс медицинского обслуживания и специального питания. По данной классификации сюда относятся также санатории, пансионаты и здравницы.

Такие гостиницы предлагают размещение без необходимости оплаты всего комплекса услуг, как отели. Вместо этого приобретаемые услуги оплачиваются по факту их потребления. Непосредственно в цену номера включается только определенный набор базовых услуг, типа ежедневной уборки. Мотели имеют относительно небольшую вместимость не более 50 номеров, штат персонала ограничен. Характерна более низкая стоимость услуг по сравнению с гостиницей экономического класса. Располагаются как в городе, так и вне городской черты. Широко распространены в Азии и Африке.

Гостиница типа "Ночлег и завтрак" (bed and breakfast, BB)

Распространенный тип гостиниц с характерным набором услуг, включающим предоставление номера и плотного завтрака, откуда и пошло название. Плата за номер также включает ежедневную уборку номера и одноразовые туалетные принадлежности. Остальные услуги оплачиваются по факту приобретения. Ориентированы на индивидуальных туристов, останавливающихся на различные сроки. Размер может существенно различаться: от 5 до 50 номеров.

Следует отметить, что данная модель широко распространена во всех странах с большим турпотоком, а модель обслуживания может применяться и более крупными гостиницами.

Гостиница на воде в виде теплохода или круизного лайнера. Характеризуется комфортабельными каютами, предназначенными для проживания в течение 1-2 недель и более. Набор услуг аналогичен отелям и гостиницам, но дополнительно включает предоставление специфических услуг для отдыха на воде.

Отдельно стоящие здания, построенные для обслуживания туристов, с количеством номеров не более 10, что является характерным признаком по данной классификации гостиниц. Располагаются в стороне от оживленных улиц. В мини-гостиница обычно применяется модель "ночлег и завтрак", уборка входит в стоимость номера. Распространены в курортных городах.

Упрощенные стандарты обслуживания в отличие от отелей и гостиниц, небольшая вместимость и отсутствие общественных помещений типа вестибюля, холла и т.п. Обязательно наличие ресторана и бара. Могут применять модель "ночлег и завтрак".

Отличается простыми стандартами обслуживания и ограниченным спектром услуг, но полностью обеспечивает постояльцев питанием: завтрак, обед и ужин. Пансионы не обязаны соответствовать гостиничным стандартам, не имеют категории звёздности, но проживание в них стоит гораздо дешевле. Традиционный пансион отличается небольшим количеством комнат от 5 до 20 и принадлежит одной семье, которая и обслуживает постояльцев.

Специфика такого типа гостиниц обусловлена тем, что такие предприятия состоят из нескольких квартир (в том числе и в разных многоквартирных домах), цена за размещение не зависит от числа проживающих гостей. Рассчитан на полное самообслуживание. Уборка производится только после выезда постояльцев. Распространены в Европе.

Лагерь для авто-, мото- и велотуристов в загородной местности. Туристам предоставляются места для ночлега в палатках или легких домиках. Кемпинг часто входит в состав более крупных гостиничных предприятий как отдельный вид размещения.

Дешевая гостиница типа общежития с общими номерами на несколько койко-мест. Отличается коридорной системой, общими туалетами, душами, кухней.

Гостиница, расположенная на туристическом маршруте или рядом с местом активного отдыха. Ориентирована на размещение туристов, любителей активных видов спорта и отдыха. Характерной чертой является размещение в горах, ущельях, лесах, на берегу рек, озер и т.д.

Это небольшие предприятия недалеко от городов, они ориентированы на туристов, отдыхающих на природе: на реке, озере, в лесу и т.д. Предлагают разнообразный набор услуг в зависимости от места размещения.

Отдельно можно упомянуть специфические типы гостиниц, которые не входят в данную классификацию ввиду малой распространенности:

  • ротель – передвижная гостиница со спальными отсеками, общей кухней и туалетом, предназначена для ночного передвижения, а днем туристы знакомятся с достопримечательностями в местах остановок марщрута;
  • флайтель – очень удаленное размещение в труднодоступной местности, оборудован посадочной площадкой для небольших вертолетов или самолетов;
  • акватель и ботель – гостиница на воде в специально оборудованном судне, стоящем на приколе.

Системы классификации гостиниц по уровню комфорта

Это наиболее известная классификация, она является средством предоставления потенциальным постояльцам информации о качестве сервиса, уровне комфорта и демонстрации лояльности гостиницы к своим клиентам. Широкая распространение получила система звездности гостиниц.

Звездность гостиниц – это комплексный критерий, который включает состояние номерного фонда (в том числе площадь номеров и удобств в номере), уровень обслуживания и квалификация персонала, состояние мебели и убранства номера, наличие ресторанов, кафе и уровень обслуживания в них, состояние самого здания и прилегающей территории, обеспеченность дополнительными услугами.

Следует отметить, что в разных странах содержание уровня комфорта, которому соответствует определенное количество звезд, оценивается по-разному, хотя перечисленные параметры учитываются во всех системах звезд.

Наиболее распространены 4 системы классификации гостиниц по уровню комфорта, которые оперируют критериями звездности.

Классификация гостиниц по уровню комфорту

Система классификации гостиниц

Система звезд

Европейская система классификации гостиниц на базе французской национальной классификации по категориям гостиниц от 1 до 5 звезд.

Чем больше звезд, тем шире набор предоставляемых услуг и уровень обслуживания.

Система звезд применяется в Европе, России, Китае, Египте.

В Турции, Бразилии, Таиланде звездность гостиниц крайне завышена, что отрицательно сказывается на соотношении ожидаемого и фактического уровня серсвиса.

В Италии, напротив, звездность гостиниц занижается, а наиболее комфортабельные пятизвездочные отели получают дополнительную приставку "Luxury" – "Роскошный".

Система букв

Греческая система, в которой четыре категории, обозначаемые буквами: A, B, C и D. Дополнительно обозначаются de luxe гостиницы высшей категории качества.

De luxe примерно соответствует отелю 5 звезд.

Применяется в Греции

Наряду с обычными "звездами" используется в ряде других стран, где присутствует греческая диаспора.

Система корон

Британская система. Чтобы сопоставить с обычными звездами, нужно отнять одну корону.

Например 4 короны – это 3 звезды.

Применяется в Англии и ее немногочисленных заморских территориях.

Система баллов

Индийская система, в основе которой лежит оценка гостиницы специальной комиссией по критериям комфорта.

Принцип набора баллов имеет 5 категорий: 100, 150, 210, 260 и 290 баллов. Каждая категория вознаграждается звездой.

Кроме Индии применяется в некоторых странах Африки и Азии.

Классификация гостиниц по размерам

Размер гостиницы определяется ее вместимостью – номерным фондом или количеством номеров в пересчете на места. В описании гостиниц часто используют оба параметра.

Классификация гостиниц по вместимости

Относительно недавно появившийся вид гостиниц, по данной классификации характерен крайне малым размером гостиничного предприятия. Обычно характеризуются стремлением приблизить к домашнему уюту.

Широко распространены в курортных городах, обычно принадлежат одной семье.

Данного вида гостиницы широко варьируются по фактическому размеру зданий или комплекса небольших зданий, строений, а также характеру размещения и уровню комфорта.

Многочисленные примеры можно встретить в любых городах.

Характеризуются различным типом размещения, отличаются как по категориям комфорта, так и по предоставляемому сервису.

Обычно, эти гостиницы имеют 2-3 звезды. Могут функционировать в формате отеля, гостиницы среднего класса, отеля-курорта и т.д.

Представляют собой большое здание или несколько рядом стоящих зданий со значительным количеством номеров. Отличаются высоким уровнем сервиса. Имеют 2 и более звезд.

По данной классификации к большим гостиницам относятся хорошо известные отели с высоким уровнем обслуживания, большим штатом персонала.

Это огромные гостиничные комплексы с высоким стандартом обслуживания, широким спектром предлагаемых услуг и дополнительных сервисов своим постояльцам.

Наиболее яркий пример – Отель "Космос" в Москве.

В целом, классификация гостиниц по размерам позволяет сравнивать работу однотипных отелей. Размер гостиницы говорит о полноте и качестве сервиса и дополнительных услуг, а также косвенно позволяет примерно оценить уровень обслуживания в конкретном отеле. Грубо говоря, в больших гостиницах и гигантских отелях пребывание постояльцев априори ожидается наиболее комфортным, тогда как в хороших небольших гостиницах может быть уютнее и удобнее в плане общего восприятия пребывания.

Читайте также: